Научная статья на тему 'Активность как субъектное качество адаптирующейся личности'

Активность как субъектное качество адаптирующейся личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
780
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА СУБЪЕКТА / АКТИВНОСТЬ / ПРОДУКТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE SUBJECT / SUBJECTNESS / ADAPTATION / ADAPTABLE QUALITIES OF THE SUBJECT / ACTIVITY / PRODUCTIVE ACTIVITY / ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трофимова Н. С.

Рассматривается активность как основное качество субъекта адаптации к новым условиям обучения. Анализируются и характеризуются различные подходы к пониманию активности личности. Обсуждается проблема активности субъекта в рамках деятельностного подхода. Даётся психологический анализ уровней активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY AS A SUBJECT QUALITY OF ADAPTING INDIVIDUALS

The article considers activity as the basic quality of the subject of adaptation to new learning environment. It analyses and features various approaches to understanding the concept of personal activity. The problem of subject activity within the activity approach is discussed. The psychological analysis of activity levels is made.

Текст научной работы на тему «Активность как субъектное качество адаптирующейся личности»

2. Во многих случаях в основе детской дружбы лежат факторы оказания взаимных услуг (друг дает поиграть мне своими игрушками; друг дарит мне игрушки).

3. В меньшей степени распространены факторы, связанные с выражением дружеской привязанности: друг жалеет, когда мне плохо; друг переживает, когда меня нет в детском саду; друг выбирает меня, когда поем «Каравай».

Анализ результатов проведения анкетирования воспитателей и родителей детей показал: взрослые (воспитатели и родители) выше оценивают социальные навыки детей, умение находить и сохранять дружеские взаимоотношения (способность к поддерживающему стилю в общении, оказание взаимных услуг и выражение дружеской привязанности), чем демонстрируют их дети при реальном взаимодействии в группе детского сада. Возможно, это объясняется различиями между факторами дружеских привязанностей у детей старшего дошкольного возраста и причинами, находящимися в основе детской дружбы в представлениях взрослых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.:Академичес-

кий проспект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2. Детская психология: Учебное пособие/ Под.ред. Я.Л. Коло-

минского, Е.А.Панько.- Мнинск: Университетское, 1988.

3. Мухина В. С. Психология дошкольника: Учебное пособие для

студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ/ Под. ред. Л.А. Венгера.- М.:Просвещение, 1975.

Н.С. Трофимова

Курганский государственный университет, г. Курган, Россия

АКТИВНОСТЬ КАК СУБЪЕКТНОЕ КАЧЕСТВО АДАПТИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: Рассматривается активность как основное качество субъекта адаптации к новым условиям обучения. Анализируются и характеризуются различные подходы к пониманию активности личности. Обсуждается проблема активности субъекта в рамках деятельностного подхода. Даётся психологический анализ уровней активности.

Ключевые слова: субъект, субъектность, адаптация, адаптационные качества субъекта, активность, продуктивная активность, деятельность.

N.S. Trofimova

Kurgan State University, Kurgan, Russia

ACTIVITY AS A SUBJECT QUALITY OF ADAPTING INDIVIDUALS

Abstract: The article considers activity as the basic quality of the subject of adaptation to new learning environment. It analyses and features various approaches to understanding the concept of personal activity. The problem of subject activity within the activity approach is discussed. The psychological analysis of activity levels is made.

Keywords: the subject, subjectness, adaptation, adaptable qualities of the subject, activity, productive activity, activities.

Субъектность - это такое качество личности, которое показывает способность человека отдавать отчёт в собственных действиях, быть стратегом, ставить цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их в соответствии с задуманным, корректировать цели, строить жизненные планы.

Мы понимаем субъектность как системное качество студента, который овладевает разнообразными формами и видами деятельности, различных социальных отношений, обладает индивидуальным комплексом качеств, которые определяют успешность его социально-психологической адаптации к новым условиям обучения в вузе. Субъектность студента проявляется в различных сферах: учебной деятельности, общении, самопознании, рефлексии. Комплекс адаптационных качеств субъекта включает такие качества, как активность, самосознание, самореализация, самостоятельность, адекватная самооценка, ответственность, инициатива, терпимость, умение организовать свое время.

В обычном употреблении активность - это характеристика поведения, указывающая на интенсивность физических усилий. В современном словаре по общественным наукам представлено следующее определение: «Активность (лат. activus - деятельный) - общая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром».

Активность личности - особый вид деятельности или особая деятельность, которая отличается интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуатив-ность. Существуют также понятия социальной и коммуникативной активности. Социальная активность - совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. Коммуникативная активность проявляется в ситуации общения субъекта тогда, когда этой ситуации подчинены процессы, обеспечивающие её динамику. Результатом общения как особой формы активности являются сложившиеся отношения с другим человеком, другими людьми или группой.

Среди всего многообразия подходов к активности можно выделить онтологический, гносеологический, социологический и психологический аспекты. Онтологический аспект рассматривает активность как объективно существующую форму бытия и развития природных и социальных систем. В рамках этого подхода анализируется проявление активности на различных уровнях движения материи (неживая, живая и социально организованная) с точки зрения наличия в них общих элементов и связей, исследуется закономерность функционирования активных систем, изучаются физиологические и психологические механизмы живого, даётся системно-структурный анализ активности материальных систем.

Гносеологический подход предполагает изучение активности познающего субъекта. С помощью этого подхода определяются существенные особенности познавательной активности и деятельности субъекта, даётся характеристика субъект-объектного отношения, исследуются формы выражения активности сознания в её логической определённости, рассматривается практический аспект познавательной активности субъекта, вскрываются историко-философские предпосылки учения об активности сознания.

Социологический аспект определяет научные данные о носителях активности в обществе, выделенных на основании социально значимых критериев (степень общности социального субъекта, сфера занятости, пол и возраст) позволяет проследить реализацию и повышение социальной активности в трудовой, политической и духовной сферах жизнедеятельности.

Психологический подход анализирует активность субъекта как особый вид деятельности. Психологическая теория деятельности рассматривает макростурктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав входит несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека.

В своей работе «Стратегии жизни» К.А. Абульхано-ва-Славская огромное внимание уделяла таким качествам, как активность, ответственность, инициатива, саморегуляция. По мнению К.А. Абульхановой-Славской (1991), посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности, мобилизуя активность в необходимых, а не любых формах, в нужное, а не любое удобное время, действуя по собственному убеждению, используя свои способности, ставя свои цели. Человек оценивает активность как часть деятельности, как её динамическую составляющую, которая реализуется по ситуации в нужный момент времени. «Принципиальное отличие активности и деятельности состоит в том, что деятельность исходит из потребности в предмете, а активность - из потребности в деятельности» [2, с. 77]. К.А. Абульханова-Славская понимает активность как «семантический интеграл», выделяет в его составе три компонента: притязания личности, на основе которых формируется потребность во взаимодействии, саморегуляцию и удовлетворённость. К.А. Абульханова-Славская выделяет координирующую роль активности, т.к. она служит «посредником» между элементами системы (деятельностью, общением и т.д.), той необходимой мерой социальных и личных взаимодействий, посредством которой они осуществляются оптимально, с «наименьшими» потерями и затратами.

В.А. Петровский предлагает рассматривать личность как подлинный субъект активности. Он прослеживает историю форм деятельности субъекта и выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности. 1. Функционирование (жизнедеятельность) особи как предпосылка деятельности. Это первое и простейшее проявление жизни может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур. Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров. 2. Деятельность как условие выживания субъекта, она снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достижения предмета, необходимого для функционирования, но отдалённого от него. 3. Активность как высшая форма деятельности. В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта. В.А. Петровский считает, что активность личности обнаруживает себя в волевых актах, самооп-

ределении и самополагании человека как источника своего существования и развития. Активность личности проявляется также в том, что своими поступками и деяниями личность «продолжает» себя в других людях, приобретая в них свою «отражённость». В отличие от общественно значимых, однако стандартизированных актов поведения человека, активность личности характеризуется тем, что человек поднимается над стандартом, реализуя неординарные усилия и действия «над-ситуативно», то есть за пределами своих исходных побуждений.

Э. Фромм в своей книге «Иметь или быть» рассуждает о природе человеческой активности, о свободе человека и полагает, что в современном понимании активность - это целенаправленное поведение субъекта, который получил общественное признание и направляет её на социально полезные изменения. Э. Фромм пишет: «Продуктивная активность личности позволяет ей реализовывать свои собственные способности и вселяет жизнь в других людей и даже в окружающие предметы» [7, с. 143]

А.К. Осницкий также рассматривает активность субъекта в рамках деятельностного подхода. По его мнению, в процессе становления и развития человека в ответ на воздействие окружающей ситуации возникает активность, затем она сменяется собственной активностью по поиску того, что представляет смысл для его жизнедеятельности. А. К. Осницкий считает, что главными характеристиками субъектности личности являются активность, осознанность, творческость и предметность [4, с. 11]. Он также перечисляет основные признаки человеческой активности, которая рассматривается как деятельность: осознанность, целенаправленность, предметность, орудийность, её преобразующий характер и ценность (смысл) для человека и окружающих. Он выделяет специфический для человека вид активности - субъектную активность. Именно в этом виде активности человек выступает автором собственной активности. Поэтому формирование субъектности и соответствующей ей активности обеспечивает человеку успешность в деятельности и в различных аспектах социальной адаптации.

По мнению В.Д. Небылицина, «понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира. Такая потребность, может быть реализовывать-ся либо в умственном, либо в двигательном, либо в социальной плане<...> Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцатель-ства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема на другом<...> При этом направление, качество и уровень реализации этих тенденции определяются и другими ("содержательными") особенностями личности - её интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом её отношений и мотивов» [3, с. 178].

П.М. Федоряк определяет активность как индикатор интенсивности общественно полезной деятельности, степени участия каждого члена общества в общей созидательной работе. Он выделяет следующие уровни активности: I уровень - созидающая активность, которая характеризуется умением принять неадекватные решения, стремлением личности влиять на среду, приспосабливать её к себе; II уровень - творческая активность, которая выражается в проявлении творчества личности в любой

СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 3

39

сфере, в стремление внести в среду что-то новое, оригинальное; III уровень - социально-репродуктивная активность, которая проявляется в подчинении личности среде, приспособлении к ней, без проявления своих способностей. По мнению П.М. Федоряк, активность выполняет самые разнообразные роли в жизненном функционировании личности и обусловливает все сферы её жизни - от «координатора», организатора всех жизненных отношений и проявлений личности, «посредника» между требованиями общественной и личной жизни до самых детальных, частных, «мелких» операций, осуществляемых человеком повседневно. Активность в жизни человека - это результат всех его жизненных планов: временного, ценностного, действенного и т.д. Если личность осуществляет действенный план жизни, то активность приобретает форму самореализации, если идёт осуществление во временном плане, то это форма актуализации своих действий или саморегуляции, если в ценностном плане, то это форма самовыражения как проявление своего «Я» в жизни.

Мы рассматриваем активность как важнейшее субъектное качество адаптирующейся личности, которое обеспечивает эффективное взаимодействие его с окружающим миром, осознанность и целенаправленность деятельности и в конечном итоге даёт возможность самовыражения. Активность - это индикатор деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский социально-психологический институт, 1999. -224 с.

2. Абульханова - Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991.

3. Небылицин В.Д. Психофизиологическое исследование индивидуальных различий. - М.: Знание, 1976. - 251с.

4. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С.5-19.

5. Петровский А.В. К психологии активности личности // Вопросы психологии. - 1975. - №3. - С. 26-37.

6. Федоряк, Л.М. Роль активности в становлении нового качества жизни человека // Социально-гуманитарные знания. - 2004. -№ 6. - С.165-176.

7. Фромм Э. «Иметь» или «быть» / Пер. с нем. Э. Телянико-вой. - М, 2007.- 314 с.

Е.А. Запорожец

Курганский институт государственной и муниципальной службы (филиала) ФГОУВПО «Уральская академия государственной службы», г. Курган, Россия

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ГОССЛУЖАЩИХ

Аннотация: В современном обществе коммуникативная деятельность является доминантой высшего профессионального образования. В статье рассматривается критериальная база формирования коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, профессиональное общение, компетентностный подход.

E.A. Zaporozhets

Kurgan institute of a state and municipal services (branch) Ural academy of a state service, Kurgan, Russia

MONITORING RESULTS OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION THE FUTURE STATE EMPLOYEES STUDENTS

Abstract: In the modern society communication activity is a dominant of the higher vocational education. The article deals with the criterion base for development of the communication competence.

Keywords: communication competence, professional dialogue, a competency building approach.

Проблема подготовки государственных служащих является весьма актуальной в настоящее время. В результате реформы государственного управления в России особенно возросли требования к профессиональному уровню государственных служащих, изменились принципы поступления на государственную службу, ее прохождения, все это обусловило возникновение ряда проблем, связанных с подготовкой кадров государственной службы.

Государственный служащий не просто работник, а человек, олицетворяющий власть и выступающий от ее лица. Он защищает интересы государства, народа, а также выражает интересы каждого человека. Авторитет власти укрепляется не только профессиональными действиями государственных служащих, но и их личностными качествами, поведением, отношением к людям.

Практика показывает, что возрастающие требования общества к профессионализму государственных служащих не в полной мере реализуются в образовательных учреждениях.

В отзывах о выпускниках часто встречаются положения о недостаточной их готовности использовать коммуникативные навыки и умения для эффективного общения с гражданами в различных ситуациях.

В связи с этим возникает необходимость в подготовке более профессиональных кадров и разработке новых технологий для формирования коммуникативной компетенции как составляющей профессиональной компетентности государственного служащего.

К формированию коммуникативной компетенции государственных служащих, на наш взгляд, наиболее подходит компетентностный подход. Это вызвано возникновением требований со стороны общества к качествам и умениям профессионала, особенно для высшей школы и управленческих структур. И именно этот подход ориентирует на результат образования, на способность человека действовать в проблемных ситуациях.

Идеи компетентностного подхода можно проследить в работах В. И. Байденко, В.А. Болотова, В.В.Серикова, Э.Ф. Зеера, Э. Сыманюк, И.А. Зимней, Д.А.Иванова, А. В. Хуторовского и других.

Большинство рабочего времени у государственного служащего уходит на коммуникацию. На государственной службе каждый вид общения имеет определенную специфику. Существует ряд требований к деловой профессиональной коммуникации государственных служащих:

- обязательность контактов всех участников общения, независимо от симпатий и антипатий;

- предметно-целевое содержание коммуникации;

- соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав функций,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.