Научная статья на тему 'АКТИВНОСТЬ ФЕРМЕНТОВ ЛИЗОСОМ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ КРЫС ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ТЕТРАМЕТИЛТИУРАМДИСУЛЬФИДА'

АКТИВНОСТЬ ФЕРМЕНТОВ ЛИЗОСОМ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ КРЫС ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ТЕТРАМЕТИЛТИУРАМДИСУЛЬФИДА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Ш.А. Непесова, А.В. Васильев, В.А. Тутельян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТИВНОСТЬ ФЕРМЕНТОВ ЛИЗОСОМ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ КРЫС ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ТЕТРАМЕТИЛТИУРАМДИСУЛЬФИДА»

фДК 613.647+612.014.424.2

А. П. Иерусалимский, А. И. Лившиц, Ф. Г. Портнов, А. Б. Шмидт К ЭКСТРАПОЛЯЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА ВЕЛИЧИН ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ, ИЗУЧАЕМЫХ В ЭКСПЕРИМЕНТАХ НА ЖИВОТНЫХ

Изучение биологического действия электростатических полей (ЭСП), генерируемых высоковольтными установками, — актуальная задача гигиены [2). Подавляющее большинство исследований проводится на лабораторных животных (крысах, мини-свиньях). При этом основной обсуждаемый вопрос — поддержание однородного ЭСП в объеме лабораторной клетки, куда помещают животных.

Цель данного сообщения — обратить внимание на то, что важнейшим фактором, подлежащим учету, являются локальные искажения ЭСП, обусловленные геометрическими особенностями животных. Естественно характеризовать указанные искажения отношением а — Е^/Ео, где £м — максимальная величина напряженности на поверхности биологического объекта, Ео— напряженность невозмущенного ЭСП в клетке.

Для определения величины а были проведены расчеты ЭСП на ЭВМ с помощью метода конечных элементов [3]. Геометрические особенности животных аппроксимировались двумя двухмерными моделями: параболическим цилиндром ,в прямоугольной системе координат ху и эллипсоидом "вращения в цилиндрической системе координат гг (см. рисунок). Очевидно, что максимальное значение поле имеет на вершинах (дг=г = 0; у = г = Ь). В качестве параметров моделей а, Ь выбирали следующие характерные размеры жикотных: для крысы а =2,5 см, Ь = 4 см, для мини-свиньи

периментальны.чи. Следует отметить, что экспериментальные результаты в работе Я. Кауе1 [5] приводятся без указания статистического разброса, обусловленного индивидуальными особенностями животных. Известно также, что различие в показаниях приборов для измерения ЭСП в одинаковых условиях могут достигать 45 % [4]. Поэтому данные таблицы нельзя рассматривать как абсолютно точные. Тем не менее эти результаты свидетельствуют о значительных различиях в искажении ЭСП человеком и лабора-

Расчетные и экспериментальные значения а для человека и животных

Объект модель а Расчет модель б Эксперимент

Крыса 3 4 3,7 [51

Свинья 4,8 7.1 6.7 [5]

Человек _ 17.8 — 23.3 [11 15—17,6 [Ц.

18 [5]. 16 [6]

у У-г в

УГ / / / / / / / / / 1 \

1 1 1 \

1 1 ' \

а х.г

Геометрическая биологического

модель объекта.

а = 7,5 см, Ь = 24 см. Результаты расчетов для животных по сравнению с расчетами для человека [1] и экспериментальными данными [1, 5] приведены в таблице.

Приведенные в таблице показатели свидетельствуют о том, что модель б дает более точные значения ос, чем модель а, хотя и несколько завышенные по сравнению с экс-

торными животными, что следует учитывать при постановке экспериментов. А именно: исходя из данных таблицы, при экстраполяции влияния ЭСП на человека величиной Еч на

<х3

крыс следует воздействовать полем Ек = —— Ег 5Ег,

ai

а на мини-свиней — полем Ес = —— Ег я»2,5£г.

а2

ЛИТЕРАТУРА

1. Долин П. А., Смекалов В. В.— Труды Моск. энергет. ин-та, 1982, вып. 580, с. 106.

2. Портнов Ф. Г., Иерусалимский А. П. — В кн.: Гигиена труда при воздействии электромагнитных полей. М., 1983, с. 13.

3. Сегерлинд Л. Применение метода конечных элементов. М„ 1979.

4. Comber М. G., Kolter R„ McKnight R. — IEEE Trans., 1983, v. PAS-102, p. 3549.

5. Kavet tf. — Ibid., 1982, v. PAS-101, p. 2115.

Поступила 21.05.84

УДК 616.285.7.099:616-008.931:877.152+613.632:615.285.71-07:612.015.1

Ш. А. Непесова, А. В. Васильев. В. А. Тутельян

АКТИВНОСТЬ ФЕРМЕНТОВ ЛИЗОСОМ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ КРЫС ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ТЕТРАМЕТИЛТИУРАМДИСУЛЬФИДА

Институт питания АМН СССР, Москва

Интенсивное использование пестицидов в сельском хо- Поскольку эффект большинства токсичных соединений свя-зяйстве предопределяет реальную опасность загрязнения зан с нарушением ферментативных процессов [4, 9, 10], би-ими в широко варьирующих количествах различных объек- ологическая реакция организма на воздействие экзогенных

тов окружающей среды, в частности воды и пищевых про- химических факторов, в том числе пестицидов, зависит от

дуктов, и опосредованное влияние их на организм человека. характера и специфичности действия на различных этапах

Общая активность ферментов лизосом печени (а), почек (б) и селезенки (в) при введении ТМТД в дозах 600 мг/кг (/) и 1400 мг/кг (//).

По оси абсцисс — время после введении ТМТД (в ч): по оси ординат—активность ферментов (в % от контроля); / — катепснн А; 2 — катепсин В. 3 — катепснн С: 4 — катепснн D; 5 — арилсульфа тазы А и В; 6 — 0-галактозидаза.

метаболизма. С этой точки зрения, как теоретический, так и практический интерес представляет изучение механизма . биологического действия производных дитиокарбаминовой кислоты, которые при сравнительно низкой токсичности и слабо зыражснной кумуляции способны в то же время вызывать отдаленные последствия [3, 7]. Из карбаматных пестицидов в значительных масштабах в качестве фунгицида используется тетраметилтиурамдисульфид (ТМТД), биологическое действие которого характеризуется угнетением микросомалышй монооксигеназной системы печени и синтеза нуклеиновых кислот в гепатоцитах [8, 9]. Нарушения биосинтеза РНК и ДНК, помимо митогенных последствий, обусловливают изменения обмена белка, в связи с чем целью данной работы являлось изучение функционального состояния протеолитической системы лизосом, обеспечивающей метаболизм белка на стадии деградации [14].

Крысам-самцам Вистар массой 180—200 г однократно внутрижелудочно вводили в растворе подсолнечного масла ТМТД из расчета 600 и 1400 мг на 1 кг массы тела, а животным контрольной группы — эквивалентное количество растительного масла. Спустя 24 и 48 ч после введения ТМТД крыс декапитировали, извлекали печень, почки и селезенку, промывали холодным физиологическим раствором и готовили гомогенаты тканей по стандартной методике [6], используя в качестве суспендирующей среды 0,25 М раствор сахарозы (рН 7,4), содержащей 0,001 М ЭДТА.

В гомогенатах тканей определяли общую активность лизосомальных протеиназ — катепсинов А (НФ 3.4.12Л.1), В (НФ 3.4.22.1), С (НФ 3.4.14.1) и D (НФ 3.4.23.5) по разработанному нами спектрофлуорнметрическому методу [1] и р-галактозидазы и арилсульфатаз А и В спектрофотоме-трнческими методами, основанными на применении ультрамикросистемы биохимического анализа [о, 6], а также содержание белка по методу зарубежных авторов 112].

В результате исследования функционального состоящий комплекса лизосомальных протеиназ установлено, чтег ТМТД вызывал общее снижение активности катепсинов в печени. При этом степень снижения активности ферментов незначительно зависела от дозы ТМТД, но прогрессивно нарастала с увеличением срока после введения пестицида (см. рисунок, а). Так, через 24 ч активность лизосомальных протеиназ при введении 600 и 1400 мг/кг снижалась соответственно на 8—40 и 31—47 %. Спустя 48 ч при дозе 600 мг/кг она уменьшалась на 33—46 %. а при дозе 1400 мг/кг —па 39—54 %..

Аналогичный характер имели изменения активности лизосомальных протеиназ в почках (см. рисунок, б). Через 24 ч после введения ТМТД выявлено снижение их активности на 23—44 % при дозе 600 мг/кг и на 22—49 % при дозе 1400 мг/кг. Как и в печени, в почках спустя 48 ч эффект действия ТМТД был выражен в существенно большей степени: при дозе 600 мг/кг активность ферментов снижалась на 36—54 %, при дозе 1400 мг/кг — на 24—54 %.

В отличие от печени и почек в селезенке (см. рисунок, в) ТМТД вызывал незначительные разнонаправленные изменения активности только катепсина В (71—83 % от контроля; Р< 0,05) и С (120—130% от контроля; Я<0,05).

С целью получения ответа на вопрос, является ли генерализованное снижение активности лизосомальных протеиназ в печени и почках специфической реакцией на введение ТМТД, в печени, почках и селезенке была изучена активность и лизосомальных гидролаз других групп — арилсуль- , фатаз А и В и Р-галактозидазы через 48 ч после введениям пестицида в количестве 1400 мг/кг. Как видно из рисункгг (II, а и б), полученные результаты свидетельствуют лишь о незначительном достоверном уменьшении активности арил-сульфата А и В в печени и 8-галактозидазы в почках (на 19 и 26 % соответственно). Наряду с этим привлекает внимание то, что в селезенке активность данных ферментов возрастала почти в 2 раза (см. рисунок, II, в).

Таким образом, результаты исследования указывают на выраженную реакцию протеолитической системы лизосом печени и почек в ответ на введение ТМТД, заключающуюся в резком угнетении ее функционального состояния. Поскольку идентичная закономерность изменения активности лизосомальных протеиназ в печени и почках обнаружена при ингибировании биосинтеза белка циклогексимидом [2, 11], резонно предположить, что одной из сторон токсического действия ТМТД может быть опосредованное нарушение обмена белка в тканях органов, где метаболические процессы протекает наиболее интенсивно. Так как процесс де-токсикации ТМТД в организме происходит наиболее активно в первые часы после его введения и практически заканчивается через 48 ч [8], то выявленные энзимологические нарушения, определяемые, вероятно, периодом полужизни лизосомальных протеиназ [II, 13], предполагают возможность пролонгированного отдаленного действия ТМТД на белковый обмен.

В свою очередь относительная стабильность протеолитической системы лизосом селезенки в отношении действия ТМТД определяется, по-видимому, необходимость сохранения нормального уровня жизнедеятельности данного имму-нокомпетентного органа в условиях иммунной реактивности, вызванной поступлением в организм чужеродного вещества. В этом аспекте резкая избирательная активация арилсульфатаз А и В и р-галактозидазы может отражать участие этих лизосомальных гидролаз в защитных реакциях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев А. В.. Капелевич Т. А., Тутельян В. А. — Вопр. мед. химии, 1983, № з, с. 127—130.

2. Васильева А. В., Непесова Ш. А.. Тутельян В. А. — Бюл. экспер. биол., 1983, № 7, с. 39—40.

3. Кузьменко Н. М„ Диденко Г. Г., Куринный А. И. и др.— Гиг. и сан., 1980, № 9, с. 88—90.

4. Литвинов Н. П.. Кухта В. К., Дадыко Т. И. и др. — Там же, 1983, № 9, с. 22—25.

Покровский А. А. — В кн.: Химические основы процес-' сов жизнедеятельности. / Под ред. В. Н. Орехозича. М., 1962, с. 311—331.

6. Покровский А. А., Тутельян В. А.. Кравченко Л. В.— Биохимия, 1975, № 3, с. 543—551.

7. Рязанова Р. А., Платоненко В. И. — Гиг. и сан., 1980, № 5, с. 29—30.

8. Сасинович Л. М., Паньшина Т. И., Светлый С. С. — Там же, 1983, № 3, с. 30—34.

9. Шицкова А. П. — Там же, 1982, № 6, с. 7—10.

10. Шицкова А. П.. Рязанова Р. А., Г адалина И. Д. — Там же, 1983, № 3, с. 22—24.

11. Amenta J. S.. Sargus M. I.. Baccino F. M. — J. Cell. Physiol., 1978, v. 97, p. 267—284.

12. Lowry О. H.. Rosebrough N. J.. Farr A. L. et al. — J. biol. Chem., 1951, v. 193, p. 265—275.

13. Seglen P. O. — Biochem. J., 1978, v. 174, p. 469—474.

14. Wiederanders В., Ansorge S., Bohley P. et al. — Acta biol. med. germ., 1976, Bd 35, S. 269—284.

Поступила 25.05.81

УДК 813.298:547.258.11 ]-07:[в12.351.11+612.1281:577.152.1

В. Н. Левицкая, С. М. Алехина

ДЕЙСТВИЕ ОЛОВООРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ НА ИЗОФЕРМЕНТНЫЙ СПЕКТР ЛАКТАТДЕГИДРОГЕНАЗЫ ПЕЧЕНИ И СЫВОРОТКИ КРОВИ КРЫС

ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс, Киев

Оловоорганические соединения, используемые в качестве стабилизаторов поливинилхлоридных материалов «пищевого» назначения, могут быть источником загрязнения пищевых продуктов.

Целью настоящих исследований являлось изучение .влияния оловоорганических соединений (диоктилтиоглико-Шк1та диоктилолова, тноокенэтилендиоктилолова и диалкил-'малеата олова) на активность изоферментного спектра лактатдегидрогеназы (ЛДГ) сыворотки крови, печени и активность некоторых специфических ферментов печени (уроканиназы и сорбитолдегидрогеназы).

Опыты проведены на крысах-самцах массой 200—250 г. Животным 1-й группы перорально однократно вводили диоктилтиогликолят диоктилолова в дозе 420 мг/кг, животным 2-й группы тиооксиэтилендитилолова по 446 мг/кг, 3-й группы — диалкилмалеат олова по 580 мг/кг, что составляет 1/5 LDM этих соединений: крысы 4-й (контрольной) группы получали растительное масло. Через 5, 15 и 30 сут после введения препаратов животных забивали, ткань печени гомогенизировали в 0,85 % растворе хлористого натрия в соотношении 1:100. Для исследований использовали цельную сыворотку крови.

Изоферменты разделяли с помощью электрофореза в полиакриламидном геле при 4 °С в течение 2 ч при силе тока 4 мА на трубочку по методу Г. Маурера [2|. Элект-рофореграммы, окрашенные нитротетразолиевым синим, денситометрировали на денситометрометре БИАН-2 [3]. Долю каждого изофермента выражали в процентах по отношению к сумме всех фракций.

Активность уроканиназы определяли по методу В. А. Буробина [1] и выражали в микромолях уроканнно-вой кислоты, разложившейся за I ч инкубации, активность сорбитолдегидрогеназы — по методу Л. М. Пыркзва и соавт. [4] и выражали в микромолях за минуту на 1 мл.

При введении крысам оловоорганических соединений отмечены изменения активности изоферментного спектра лактатдегидрогеназы (ЛДГ) в печени. Через 5 сут после однократного введения препаратов наблюдалось снижение ЛДГ5 на 23—72 %. Значительное уменьшение выявлено при действии оловоорганических соединений, содержащих серу. Такая же закономерность сохранялась через 15 сут (табл. 1). К 30-м суткам после введения препаратов у крыс, получивших серосодержащие оловоорганические соединения, активность ЛДГ5 оставалась сниженной на 20— 32%, тогда как при действии диалкилмалеата олова, не содержащего серы, содержание ЛДГ5 почти не отличалось от контроля. Наряду со снижением активности ЛДГ5 у крыс опытных групп наблюдалось повышение активности ЛДГ2, ЛДГ3 и ЛДГ,. Эти сдвиги оказались более выраже. ны у крыс, получивших серосодержащие оловоорганические стабилизаторы.

Изменения активности ЛДГ в сыворотке крови были выражены в меньшей степени, чем в печени. У подопытных животных ЛДГ5 увеличивалась на 9—34%, тогда как ЛДГ2 снижалась на 38—70 % по сравнению с контролем (табл. 2).

Появление в сыворотке крови подопытных животных уроканиназы (0,01—0,16 мкмоль/ч) и сорбитолдсгидрогена-

Таблица 1

Активность изоферментов ЛДГ (в %) в печени крыс при действии оловоорганических соединений (Af±m)

Группа животных Срок исследования, сут ЛДГ, ЛДГ, ЛДГ, ЛДГ, ЛДГ.

Контрольная 5 8,1±0,9 8,3±0,8 13,1±1,1 17,8± 1,1 52,7±3,5

15 4,6±0,5 5,5±0,6 7.6±0,7 13,8±1,2 68,4±4,7

30 6,2±0,7 5,8±0,5 13,3±1,1 !6,2±1,5 58,4±4,9

1-я 2-я 3-я 5 15 30 5 15 30 5 15 30 5,3±0,6* 8,3±0,7* 4,9±0,5 5,9±0,7 5,5±0,9 5,9±0,5 5,1±0,7* 5,6±1,2 6,5±0,8 19,7±1,3* 9,8±15,2* 7,0±0,8 13,8±1,2* 8,0±1,8* 7,0±0,9 13,2±1,1 9,0+0,9* 7,0±0,8 36,8±2,3* 15,2±1,1* 28,4±2,3* 45,5±3,6* 25,1 ±1,9* 16,4±1,4 19,8±1,8 15,6±1,2 13,7=1= 1.1 22,9±1,7* 30,7±2,1* 19,1 ±1,5 20,8±1,5 22,1 ±1,6* 23,1 ±2,5 21,0±1,5 14,0±1,7 14,8±1,0 14,9±1,1* 35,9±2,2* 39,8±3,1* 14,2±1,2* 39,1 ±3,9* 47,3±3,2 40,7±3,8* 55,9±3,5 56,2±3,9

Примечание. Здесь и в табл. 2 звездочка — достоверность различий по сравнению с контролем (Р<0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.