Научная статья на тему '«АКТИВНОЕ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЙ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ*'

«АКТИВНОЕ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЙ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ* Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
173
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф.М. Достоевский / читатель / произведения / герой / человек. / F.M. Dostoevsky / reader / works / hero / person.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кабанкова Светлана Александровна

Автор статьи обращает внимание на особую роль русской литературы, творчества Ф.М. Достоевского в реализации требований федерального государственного образовательного стандарта. В статье предлагается характеристика современного читателя, для которого Ф.М. Достоевский является популярным, но сложным для понимания писателем, чьи произведения не только воспитывают духовного человека, но и ожидают особого восприятия, сложной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кабанкова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«ACTIVE INTERPENETRATION CONSCIOUSNESS» OF F.M. DOSTOEVSKY AND MODERN READER*

The author of the article pays attention for a special role of the Russian literature, F.M. Dostoevsky the works in the implementation of the requirements of the federal state educational standard. In the article offers a characteristic of the modern reader, for whom F.M. Dostoevsky is a popular, but difficult to understand writer, whose works not only educate a spiritual person, but also expect a special perception, difficult work.

Текст научной работы на тему ««АКТИВНОЕ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЙ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ*»

«Научные исследования и инновации»

УДК 821.161.1

Кабанкова Светлана Александровна Kabankova Svetlana Aleksandrovna

Учитель русского языка и литературы Teacher of Russian Language and Literature МБ НОУ «Гимназия №62» Grammar school №62

«АКТИВНОЕ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЙ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ*

«ACTIVE INTERPENETRATION CONSCIOUSNESS» OF F.M. DOSTOEVSKY AND MODERN READER*

Аннотация. Автор статьи обращает внимание на особую роль русской литературы, творчества Ф.М. Достоевского в реализации требований федерального государственного образовательного стандарта. В статье предлагается характеристика современного читателя, для которого Ф.М. Достоевский является популярным, но сложным для понимания писателем, чьи произведения не только воспитывают духовного человека, но и ожидают особого восприятия, сложной работы.

Abstract. The author of the article pays attention for a special role of the Russian literature, F.M. Dostoevsky the works in the implementation of the requirements of the federal state educational standard. In the article offers a characteristic of the modern reader, for whom F.M. Dostoevsky is a popular, but difficult to understand writer, whose works not only educate a spiritual person, but also expect a special perception, difficult work.

Ключевые слова. Ф.М. Достоевский, читатель, произведения, герой, человек.

Key words. F.M. Dostoevsky, reader, works, hero, person.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. № 1897, предполагает, что выпускник должен осознавать и принимать ценности человеческой жизни, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции. Процесс учения на сегодняшний день — это не только усвоение системы знаний, умений и навыков,

VМеждународная научно-практическая конференция но и, конечно же, процесс развития личности, обретения духовно-нравственного

опыта, социальной компетентности, формирование гражданской идентичности

[10].

Русская литература - это путь, благодаря которому может реализоваться желаемое; это культурообразующий фактор для формирования национального самосознания. Л.Н. Толстой утверждал, что искусство «есть способность... проявить, высказать правду о душе человека, высказать такие тайны, которые нельзя высказать простыми словами» [9, с. 224 - 225].

Современный читатель порой сталкивается с проблемами, решение которых уже представлено в произведениях, где осмысление и освоение ценностей закреплено в системе духовных императивов. Человеку кажется, что он, как и весь мир, находясь в ситуации постоянного движения, ищет новое, но на самом деле оно, новое, оказывается хорошо забытым старым, тем, что уже воплощал автор текстов, желая понять себя и этот мир. Исследователи указывают, что «сейчас, когда мы обрели свободу, которая при отсутствии морали способна раздавить нас... высокие нравственные проблемы творчества Достоевского обрели статус коренных жизненных проблем сегодняшней действительности, без разрешения которых жизнь страны невозможна» [4, с. 16].

Классическая литература даёт ответы на вечные вопросы бытия, сохраняет в тексте антропологические и онтологические универсалии, даёт возможность диалога между автором, текстом и читателем.

И.А. Кириллова, профессор русского языка и литературы Кембриджского университета, говоря о Ф.М. Достоевском, современном и своевременном авторе, замечает следующее: «Мы испытываем всё те же духовные, психологические, социальные, житейские трудности, о которых писал Достоевский» [3].

Но что происходит с читателем, почему многочисленные эксперты анализируют проблему чтения в современности, а социологические опросы демонстрируют увлечённость лёгкой массовой литературой и констатируют, что за последние десятилетия статус чтения, его роль в обществе и отношение к нему

«Научные исследования и инновации» изменились? Понимает ли современный читатель аксиологический и

воспитательный потенциал классической литературы, нравственно-этическую

проблематику творчества Ф.М. Достоевского, который демонстрирует феномен

особого духовного пути, обращение к духовным императивам русской

культуры?

Одна из проблем, на наш взгляд, заключается в качестве чтения, в том, что читают и как читают. Исследователи утверждают, что классический текст и текст беллетристический воспринимаются по-разному. Последний строится на принципе прозрачности, ясности повествовательной перспективы, чтение такого произведения - это скольжение по «поверхности», которое доставляет удовольствие. Классический же текст глубок, смыслы в нём могут рождаться только в переплетении текстовых слоёв. Читатель такого произведения должен останавливаться, перечитывать, обращаться к комментариям. Однако текст требует не только понимания, но и чувственного контакта. Именно поэтому любая реакция читателя драгоценна [7, с. 53].

В списке «100 лучших книг всех времён», который был составлен на основании результатов голосования посетителей сайта

http://www.100bestbooks.ru, XIX век ассоциируется у современного читателя прежде всего с именем Ф.М. Достоевского (10 произведений в списке) [12, с. 157].

По результатам анкетирования, проведенного нами среди 178 жителей Кемеровской области, мы можем утверждать, что, несмотря на огромную популярность автора, самым известным текстом которого является «Преступление и наказание», не всем читателям удаётся понять смысл произведений Ф.М. Достоевского [1], который, «обращаясь к работе с ценностями как фундаментом сознания личности. тренирует нравственную интуицию своего читателя, механизмы самоопределения в бытии и персональной ответственности за свою судьбу» [6].

Участники анкетирования признались, что Ф.М. Достоевский не является их любимым писателем, поскольку его творчество предназначено для людей

VМеждународная научно-практическая конференция старшего возраста (8,7%); респонденты же, по их мнению, не могут

анализировать произведения автора, поскольку тексты слишком глубоки

(14,6%). Часть опрошенных не читали и не слышали о текстах Ф.М.

Достоевского (0,8%), ошибочно приписывали творцу произведения, созданные

другими людьми (0,8%) [1].

Так каковы же особенности творчества Ф.М. Достоевского? Способен ли современный человек поставить себя на место героев его текстов, принять их позицию или воспротивиться ей?

Ф.М. Достоевского порой упрекали в том, что его образы слишком оригинальны, болезненны, метафоричны. Особый герой-идеолог, сложный и противоречивый, подчас неизвестный и самому себе, ведь у него всегда есть шанс на неожиданный переворот в поступках и мнении, на перерождение, предельный психологизм, полифония - всё это оказывается непростым для восприятия читателя. Исследователи отмечают, что в текстах Ф.М. Достоевского предметный мир и пейзажные описания централизованы по отношению к человеку: «Среда, вещи приобретают своеобразное знаковое значение, выдавая зрению читателя то, что скрыто в сознании и глубже - в подсознании персонажа» [8, с. 199]. Человек для Достоевского - это загадка, которую он не описывает, а испытывает, задача автора - определить соответствие между проявлениями человека и его невоплощенными потребностями, ведь именно в них и есть сущность каждого [2, с. 684].

Но путь героев в творчестве писателя - это дорога человека к настоящему счастью через преодоление себя, страдание. Именно это даёт героям, которые обладают мощным духом, способны увидеть истину, право на перерождение, право нести свет иным людям, соприкоснувшимся с произведениями автора.

Достоевский ставил перед собой задачу воспитания духовного человека. Соборность, способность оценивать мир в соответствии с постулатами христианской религии, внутренняя свобода и совесть, ответственность по отношению к самому себе и к окружающему миру, нахождение над миром

«Научные исследования и инновации» материальных ценностей - это признаки именно такого человека, по мнению

автора.

Романы писателя богаты цитатами, аллюзиями, реминисценциями, которые отсылают к произведениям русской и зарубежной литературы. Понять и оценить наследие Достоевского невозможно без привлечения и библейского текста. А подтекстная информация является сутью произведений автора.

В любом тексте заложен особый, образцовый читатель, которого ожидает произведение, чтобы быть понятым. Творчество Ф.М. Достоевского требует «активного взаимопроникновения сознаний» автора и читателя, у которого порой нет аксиологического запроса на работу с произведениями, требующими проявления активной нравственной позиции самого читателя, и установки на проживание плюральности бытия как целостности, которая реализуется в произведениях через синтез универсального, национального, духовно-нравственного и социально-исторического начал бытия [5, с. 227].

Основа духовных общечеловеческих ценностей в произведениях Ф.М. Достоевского заключается в воспитании самосознания и человеческого достоинства, что реализуется благодаря овладению национальной и мировой культурой [11, с. 48].

Творчество Ф.М. Достоевского уникальное, то, для которого необходим и особый, жаждущий познать и понять мир писателя, читатель, способный остановиться и задаться вопросом, стремиться найти ответ на него, вступить в диалог с автором, произведением. Возможно, любить Ф.М. Достоевского для кого-то действительно сложно. Но как, погрузившись в его мир, не полюбить Ф.М. Достоевского и его героев?

Сноски в тексте

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Кемеровской области в рамках научного проекта № 20-412-420002

VМеждународная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. Афанасенко О.Б., Кабанкова С.А. «Жизнь задыхается без цели». К 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского (на материалах анкетирования жителей Кемеровской области). В печати.

2. Власкин А.П. Типологическое и имманентное в характеристике героев Ф.М. Достоевского (к проблеме лексикографического описания) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2011. С. 684-688.

3. Захаров А. Зачем сегодня читать Достоевского? [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://a-velezar14.livejournal.com/118835.html (дата обращения 15.12.2020).

4. Канунова Ф.З. Некоторые проблемы преподавания творчества Ф.М. Достоевского: общий курс по истории русской литературы XIX в. (III часть) // Достоевский и время: сб. статей / ред. Е. Г. Новикова, А. А. Казаков. Томск: ТГУ, 2004. С. 9-16.

5. Кошечко А.Н. Духовные императивы творчества Ф.М. Достоевского в системе ценностно ориентированного обучения в современной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. С. 226-231.

6. Кошечко А.Н. Ценность как системообразующая категория экзистенциального сознания Ф. М. Достоевского [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.science-education.ru/119-14825 (дата обращения: 12.08.2020).

7. Петровская Е.В. Кризис чтения или кризис качества чтения? // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. С. 51-54.

8. Родина Т. М. Достоевский: Повествование и драма. М.: Наука, 1984.

245с.

9. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. М.: Художественная литература, 1954. т. 29. 435 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 08.12.2020).

«Научные исследования и инновации»

11. Федорова Е.А. Социокультурные аспекты преподавания Достоевского в высшей школе // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2018. С. 46-58.

12. Худолей Н.В. Культурный литературный код современного российского читателя // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. С. 155-164.

© С.А. Кабанкова, 2021

УДК 8

Казанцева Ангелина Александровна Kazantseva Angelina Aleksandrovna

Студентка Student

Научный руководитель: Долженко Светлана Геннадьевна Research supervisor: Dolzhenko Svetlana Gennadyevna

Доцент, кандидат педагогических наук Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences ФГАОУ ВО «Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова» (филиал) Тюменского государственного университета Ishim Pedagogical Institute named after P. P. Yershov (branch) Tyumen State University

АНТРОПОНИМЫ В МУЛЬТСЕРИАЛЕ «ГРАВИТИ ФОЛЗ»

ANTHROPONYMS IN THE MULTISERIAL «GRAVITY FALLS»

Аннотация. В статье рассматривается определение понятия «антропоним», его виды, а также связь антропонимов с ономастикой. Также в статье проводится лингвистический анализ английских имен персонажей известного мультсериала «Гравити Фолз».

Ключевые слова. антропонимы, ономастика,современная лингвистика, лингвистический анализ, английский язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.