Научная статья на тему 'Активная грамматика и общественная практика: к юбилею Игоря Григорьевича милославского'

Активная грамматика и общественная практика: к юбилею Игоря Григорьевича милославского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / RUSSIAN LANGUAGE / АКТИВНАЯ ГРАММАТИКА / ACTIVE GRAMMAR / ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ / PROVIDING OF SPEECH ACTIVITIES / РЕЦЕПЦИЯ И ПРОДУКЦИЯ / RECEPTION AND PRODUCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Богданова Людмила Ивановна

В статье рассматривается научная и педагогическая деятельность Игоря Григорьевича Милославского, ученого, оказывающего большое влияние на развитие современной лингвистики. В контексте широкого диапазона его научных интересов особое место занимает последовательно создаваемое им направление, суть которого состоит в изучении языка не как самоценности, а как средства, обеспечивающего речевые действия в рецептивном и продуктивном планах. Активная грамматика, разработкой принципов которой он занимается, позволяет ближе подойти к пониманию проблем смыслопорождения и продуцирования речи. Данный подход ориентирован на связь с общественной практикой, с обучением русскому языку как родному и как неродному. Труды И.Г. Милославского переведены на иностранные языки и широко известны в разных странах мира. Многие из них выдержали несколько изданий. Автор около 300 научных работ, 25 книг (монографий, учебников, учебных пособий, научно-популярных изданий), он подготовил более 30 кандидатов и двух докторов наук. В настоящее время руководит научным проектом «Проспект грамматики русского языка для активных речевых действий», поддержанным грантом Российского фонда фундаментальных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active grammar and public practice: to the anniversary of Igor Grigorievich Miloslavsky

The article deals with the scientific and pedagogical activities of Igor Grigorievich Miloslavsky, a scientist who has had a great influence on the development of modern linguistics. In the frames of the wide range of his scientific interests a special place belongs to a consistent development of his school of studies, the essence of which is an approach to language not as a value in itself, but as a means of providing speech actions viewed both from productive and receptive angles. He is engaged in the development of principles of active grammar that lets come closer to understanding the problems of generation of meaning and speech production. This approach is closely connected with public practice, with teaching the Russian language as a native and non-native language. The scientific papers of I.G. Miloslavsky are translated into foreign languages and widely known in many countries around the world. Most of them have been republished several times. He is the author of about 300 scientific works, 25 books (monographs, textbooks, manuals, popular science books and articles), he has supervised the research work of more than 30 candidates and 2 doctors of sciences. Currently he manages the research project “A Prospectus (в английском это имеет значение небольшой брошюры, исходя из понимания сути проекта может быть стоит иным словом обозначить?) of the grammar of the Russian language for active speech actions” supported by the grant from the Russian Foundation for Fundamental Research.

Текст научной работы на тему «Активная грамматика и общественная практика: к юбилею Игоря Григорьевича милославского»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 3

ЮБИЛЕИ УЧЕНЫХ

Л.И. Богданова

АКТИВНАЯ ГРАММАТИКА И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

К ЮБИЛЕЮ ИГОРЯ ГРИГОРЬЕВИЧА МИЛОСЛАВСКОГО

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

В статье рассматривается научная и педагогическая деятельность Игоря Григорьевича Милославского, ученого, оказывающего большое влияние на развитие современной лингвистики. В контексте широкого диапазона его научных интересов особое место занимает последовательно создаваемое им направление, суть которого состоит в изучении языка не как самоценности, а как средства, обеспечивающего речевые действия в рецептивном и продуктивном планах. Активная грамматика, разработкой принципов которой он занимается, позволяет ближе подойти к пониманию проблем смыслопорож-дения и продуцирования речи. Данный подход ориентирован на связь с общественной практикой, с обучением русскому языку как родному и как неродному. Труды И.Г. Милославского переведены на иностранные языки и широко известны в разных странах мира. Многие из них выдержали несколько изданий. Автор около 300 научных работ, 25 книг (монографий, учебников, учебных пособий, научно-популярных изданий), он подготовил более 30 кандидатов и двух докторов наук. В настоящее время руководит научным проектом «Проспект грамматики русского языка для активных речевых действий», поддержанным грантом Российского фонда фундаментальных исследований.

Ключевые слова: русский язык; активная грамматика; обеспечение речевых действий; рецепция и продукция.

Юбилей... Не очень веселое слово, но заставляет задуматься о многом: о планах и их реализации, о достигнутом и еще не до конца воплощенном, о причинах результативной работы и творческого долголетия.

Научная жизнь и педагогическая деятельность Игоря Григорьевича Милославского уже более полувека неразрывно связана с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова. После окончания средней школы он учился на славянском отделении филологического факультета МГУ, закончив которое с 1962 по 1993 г. работал на кафедре русского языка филологического факультета МГУ, после-

Богданова Людмила Ивановна — доктор филологических наук, профессор кафедры сопоставительного изучения языков факультета иностранных языков и регионоведе-ния МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: libogdanova1@mail.ru).

довательно занимая разные должности: от преподавателя — до профессора. Студентов всегда привлекали в Игоре Григорьевиче его оригинальный склад ума, остроумие, иронично-критический взгляд на те или иные научные проблемы или жизненные ситуации. В учениках он также пытался развивать чувство разумного скептицизма, умение не принимать на веру традиционные истины. Он читал общие курсы лекций по введению в языкознание и русскому языку, а также специальные курсы по лексике, грамматике и словообразованию современного русского языка, по сопоставительному изучению русского и других языков. «Напрягите ваш интеллект!» — эти слова Игоря Григорьевича, обращенные к студенческой аудитории, заставляли задуматься, а многих приводили в спецсеминар, где ему всегда удавалось создавать атмосферу творческого поиска, неравнодушного обсуждения актуальных научных проблем.

С 1994 г. профессор И.Г. Милославский — заведующий кафедрой сопоставительного изучения языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ. За время бессменного руководства кафедрой (уже около четверти века) ярко проявились и его талант ученого, и умения руководителя коллектива. Заседания кафедры, проводимые под его руководством, обычно посвящены дискуссионному обсуждению докладов, сделанных членами кафедры.

Научные интересы И.Г. Милославского широки и одновременно постоянны в своей сути. В 1966 г. он защитил кандидатскую диссертацию «История сочетаний согласных звуков в русском языке», в 1982 г. — докторскую диссертацию «Вопросы словообразовательного синтеза». Ведущий специалист по грамматике, словообразованию, лексике русского языка, по проблемам сопоставительного изучения языков, преподаванию русского языка как родного и как неродного. В научных трудах И.Г. Милославский целенаправленно доказывает, что от традиционного классификационного подхода к языку необходимо перейти к деятельностному, ориентированному на речевые действия.

Профессор Милославский по праву считается основателем и разработчиком нового направления в лингвистике, берущего начало от идей Л.В. Щербы [Щерба, 1974] и призванного обеспечивать эффективные речевые действия на русском языке. Активная грамматика, разработкой принципов которой он занимается, позволяет ближе подойти к пониманию важных научных проблем, связанных со смыс-лопорождением и продуцированием речи. Основная заслуга ученого состоит в создании специально разработанных разделов идеографической грамматики русского языка. В центре внимания Игоря Григорьевича также находится идея необходимости тесной связи лингвистических исследований с запросами общественной практики. При этом четко поставленная цель работы, по мысли И.Г. Милославского, со-

ставляет одну из определяющих характеристик лингвистического исследования [Милославский, 2017].

Игорь Григорьевич Милославский — это ученый, труды которого переведены на иностранные языки и широко известны в разных странах мира. Многие из его книг выдержали несколько изданий [Милославский, 2011; 2015 и др.].

О заслугах Игоря Григорьевича убедительно можно рассказать и языком цифр — около 300 научных работ, 25 книг (монографий, учебников, учебных пособий, научно-популярных изданий), он подготовил более 30 кандидатов и двух докторов наук.

И.Г. Милославский — неоднократный лауреат премии по Программе развития МГУ. В настоящее время руководит научным проектом «Проспект грамматики русского языка для активных речевых действий», поддержанным грантом Российского фонда фундаментальных исследований.

Человек высочайшей научной культуры, И.Г. Милославский активно выступает в печати по вопросам содержания обучения русскому языку в средней и высшей школе, отстаивая содержательную, а не формальную направленность обучения, ориентированного на речевые действия, связанные как с умением точно и полно понимать предъявленный текст, так и с умением создавать текст, адекватный и замыслу автора, и конкретным условиям предъявления соответствующего текста. Об этом говорят и названия его работ, например: «И никогда не терпеть, чтобы воспитанники употребляли слова без ясных идей...» [Милославский, 2016]. Учебное пособие для школьников построено также на принципах обучения говорению и письму — «Русский язык для говорения и письма. Как мысли выразить себя, другому как понять тебя?» [Милославский, 2008].

Профессор И.Г. Милославский в течение многих лет плодотворно работал за рубежом в университетах разных стран (Англии, США, Венгрии, Чехии, Польши, Дании, Южной Кореи и др.). По соглашению с Болонским университетом читал лекции в университетах Италии. По линии Россотрудничества регулярно выступает с докладами и лекциями перед учителями, вузовскими преподавателями и студентами Бельгии, Сербии, Литвы, Таджикистана, Южной Осетии.

Игорь Григорьевич ежегодно участвует в международных научных конференциях, конгрессах и симпозиумах, активно и с большой пользой для развития русистики ведет научно-просветительскую работу, выступает с лекциями перед школьниками, студентами и преподавателями. И.Г. Милославский — член Международной комиссии по словообразованию при Международном комитете славистов, член Орфографической комиссии РАН. В течение трех лет (2008—2011) с высокими рейтингами он вел колонку «Родная речь» в газете «Извес-

тия», по материалам которой затем была издана книга «Говорим правильно по смыслу или по форме?» [Милославский, 2013]. Регулярно выступает на радио («Эхо Москвы», «Радио России» и др.).

Является членом редколлегий лингвистических журналов «Русская речь» и «Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация», председателем диссертационного совета, членом президиума Ученого совета факультета.

И.Г. Милославский — заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова.

Однако внешние почести, знаки отличия, слава, известность, индекс Хирша и прочие атрибуты успешности в иерархии ценностей Игоря Григорьевича занимают ничтожно низкие позиции. Ему близки те принципы, которые отражены в одном из его любимых стихотворений Б.Л. Пастернака:

Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех...

В публичных выступлениях, в прессе, в научных статьях Игорь Григорьевич Милославский неоднократно обращался к исследованию общественно значимых понятий, к числу которых можно отнести и достоинство человека. Он отмечал, что готовность ронять свое достоинство, поступаться им в угоду сиюминутной выгоде — опасное явление для здоровья общества в целом. Игорю Григорьевичу удается идти по жизни гордо, не роняя своего достоинства.

От коллектива кафедры, Ученого совета факультета иностранных языков и регионоведения, от коллег и друзей поздравляем Игоря Григорьевича Милославского с юбилеем! Пожелаем ему крепкого здоровья, творческого долголетия, новых ярких идей и их воплощения в книгах, статьях, учениках...

Список литературы

1. Милославский И.Г. Русский язык для говорения и письма. Как мысли выразить себя, другому как понять тебя? Учебное пособие. М., 2008.

2. Милославский И.Г. Морфологические категории русского языка. М., 2011.

3. Милославский И.Г. Говорим правильно по смыслу или по форме? М., 2013.

4. Милославский И.Г. Краткая практическая грамматика русского языка. М., 2015.

5. Милославский И.Г. «И никогда не терпеть, чтобы воспитанники употребляли слова без ясных идей...» // Русский язык в школе. 2016. № 11. С. 10-24.

6. Милославский И.Г. «Цель» как характеристика лингвистического исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 1. С. 9-23.

7. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

Liudmila I. Bogdanova

ACTIVE GRAMMAR AND PUBLIC PRACTICE

TO THE ANNIVERSARY OF IGOR GRIGORIEVICH MILOSLAVSKY

Lomonosov Moscow State University Leninskie Gory, Moscow, 119991

The article deals with the scientific and pedagogical activities of Igor Grigorievich Miloslavsky, a scientist who has had a great influence on the development of modern linguistics. In the frames of the wide range of his scientific interests a special place belongs to a consistent development of his school of studies, the essence of which is an approach to language not as a value in itself, but as a means of providing speech actions viewed both from productive and receptive angles. He is engaged in the development of principles of active grammar that lets come closer to understanding the problems of generation of meaning and speech production. This approach is closely connected with public practice, with teaching the Russian language as a native and non-native language. The scientific papers of I.G. Miloslavsky are translated into foreign languages and widely known in many countries around the world. Most of them have been republished several times. He is the author of about 300 scientific works, 25 books (monographs, textbooks, manuals, popular science books and articles), he has supervised the research work of more than 30 candidates and 2 doctors of sciences. Currently he manages the research project "A Prospectus of the grammar of the Russian language for active speech actions" supported by the grant from the Russian Foundation for Fundamental Research.

Key words: Russian language; active grammar; providing of speech activities; reception and production.

About the author: Liudmila I. Bogdanova — PhD in Philology, Professor, Department of Comparative Studies of Languages; Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: libogdanova1@mail.ru).

References

1. Miloslavskij I.G. 2008. Russkij jazyk dlja govorenija ipis'ma. Kak mysli vyra-zit' sebja, drugomu kak ponjat' tebja? [Russian language for speaking and writing skills. How can the idea be expressed, how can another person understand you?] Uchebnoe posobie. Moscow, Drofa. (In Russ.)

2. Miloslavskij I.G. 2011. Morfologicheskie kategorii russkogo jazyka [Morphological categories of Russian language] Moscow, Librokom. (In Russ.)

3. Miloslavskij I.G. 2013. Govorim pravil'no po smyslu ili po forme? [Are we speaking correctly from the position of meaning or form?] Moscow, AST. (In Russ.)

4. Miloslavskij I.G. 2015. Kratkaja prakticheskaja grammatika russkogo jazyka [Brief practical grammar of Russian Language]. Moscow, Librokom. (In Russ.)

5. Miloslavskij I.G. 2016. "I nikogda ne terpet', chtoby vospitanniki upotreb-ljali slova bez jasnyh idej..." ["You should never be tolerant when your pupils use words without clear ideas..."]. Russkijjazyk v shkole, no. 11, pp. 10—24. (In Russ.)

6. Miloslavskij I.G. 2017. "Cel'" kak harakteristika lingvisticheskogo issledo-vanija ["Purpose" as a characteristic of linguistic research]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 9—23. (In Russ.)

7. Shherba L.V 1974. Jazykovaja sistema i rechevaja dejatel'nost' [Language system and speech activity]. Leningrad, Nauka. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.