Научная статья на тему 'АКТИВИЗИРОВАНИЕ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ХИРУРГИИ МАГИСТРАНТОВ И КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ.'

АКТИВИЗИРОВАНИЕ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ХИРУРГИИ МАГИСТРАНТОВ И КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ. Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Симуляционное бучение / малоинвазивные операции / эндоскопия / навыки хирургии / виртуальная среда / симуляционные центры / тренажеры / симуляторы / “коробочные” симуляторы / клинический опыт / подготовка специалистов.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — М. Ш. Хакимов, А. А. Юлбарисов, Т. Р. Бекмиров, Ш. Ш. Арипов, М. У.Турсунова

В статье обсуждается важность обучения и повышения квалификации в области здравоохранения, особенно в хирургии, где малоинвазивные методы становятся все более распространенными. Исследование представляет собой анализ эффективности симуляционного обучения для магистрантов и клинических ординаторов, фокусируясь на развитии навыков малоинвазивной хирургии. Программа обучения включает использование симуляторов и виртуальных сред, что приводит к улучшению практических навыков и уверенности студентов. Результаты исследования подчеркивают значимость интеграции симуляционных технологий в образовательный процесс для подготовки высококвалифицированных специалистов в области хирургии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗИРОВАНИЕ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ХИРУРГИИ МАГИСТРАНТОВ И КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ.»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

muammo va yechimlar

АКТИВИЗИРОВАНИЕ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ХИРУРГИИ МАГИСТРАНТОВ И КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ.

М. Ш. Хакимов.

профессор, заведующий кафедрой факультетской и госпитальной хирургии №1 Ташкентской медицинской академии, д.м.н.;

А. А. Юлбарисов.

доцент кафедры факультетской и госпитальной хирургии №1 Ташкентской

медицинской академии, д.м.н.;

Т. Р. Бекмиров

старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и языков Ташкентской медицинской академии;

Ш. Ш. Арипов-

магистрант 1-го курса по направлению «Хирургия» Ташкентской медицинской

академии;

М. У.Турсунова

- клинический ординатор 1-го курса Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра кардиологии

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждается важность обучения и повышения квалификации в области здравоохранения, особенно в хирургии, где малоинвазивные методы становятся все более распространенными. Исследование представляет собой анализ эффективности симуляционного обучения для магистрантов и клинических ординаторов, фокусируясь на развитии навыков малоинвазивной хирургии. Программа обучения включает использование симуляторов и виртуальных сред, что приводит к улучшению практических навыков и уверенности студентов. Результаты исследования подчеркивают значимость интеграции симуляционных технологий в образовательный процесс для подготовки высококвалифицированных специалистов в области хирургии.

Ключевые слова: Симуляционное бучение, малоинвазивные операции, эндоскопия, навыки хирургии, виртуальная среда, симуляционные центры, тренажеры, симуляторы, "коробочные" симуляторы, клинический опыт, подготовка специалистов.

ANNOTATION:

630

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

The article discusses the importance of education and qualification enhancement in healthcare, particularly in surgery, where minimally invasive methods are becoming increasingly prevalent. The study analyzes the effectiveness of simulation training for master's students and clinical residents, focusing on the development of minimally invasive surgical skills. The training program includes the use of simulators and virtual environments, leading to improved practical skills and confidence among students. The research findings underscore the significance of integrating simulation technologies into the educational process to prepare highly qualified specialists in the field of surgery.

Keywords: Simulation training, minimally invasive surgeries, endoscopy, surgical skills, virtual environment, simulation centers, simulators, «box» simulators, clinical experience, specialist training.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день не вызывает никаких сомнений утверждение о том, что обучение или повышение квалификации является неотъемлемой частью любой профессии. В практической части здравоохранения требуются высококвалифицированные кадры для полноценного удовлетворения потребностей населения. Не поддается сомнению, что важной педагогической задачей является освоение и применение теоретического материала на практике посредством освоения практических навыков в традиционной и малоинвазивной хирургии при помощи внедрения дополнительных академических часов для работы в симуляционных центрах ВУЗов. [1,2] В связи с тем, что в настоящее время в хирургии всё большее распространение получают малоинвазивные, в том числе и эндоскопические способы оперативных вмешательств, магистранты и клинические ординаторы должны тщательно отработать базовые навыки эндоскопической хирургии ещё до их использования в практической деятельности на конкретном пациенте. Это сможет снизить количество возможных технических ошибок хирурга в реальной клинической ситуации, в том числе фатальных. Особенностью дополнительного симуляционного курса является возможность проведения занятий под руководством преподавателя, существенная часть времени отводится на самостоятельную работу будущего специалиста. Цель исследования: улучшить качество обучения в магистратуре и клинической ординатуре по специальности «общая хирургия» путем развития навыков владения приемами малоинвазивной хирургии.

631

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

muammo va yechimlar

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОД

В нашем исследовании приняли участие магистранты и клинические ординаторы кафедры факультетской и госпитальной хирургии № 1 Ташкентской медицинской академии. Общее число магистрантов и клинических ординаторов составило 24 человека. Магистранты и клинические ординаторы всех курсов прошли полугодовое обучение на кафедре клинического моделирования, на базе которой функционирует симуляционный центр. Для того, чтобы отработать практические навыки, необходимые для хирурга, в условиях симуляционного центра можно использовать тренажеры, на которых работать можно как по одиночке, так и в паре. Обучение проводилось на симуляционных тренажерах компании «MedVisюn», такие как «Lapvisюn», «Angiovision» и «Endovision», а также на «коробочном» симуляторе компании «^АРЯО».

Программа обучения была составлена соответственно программе обучения по направлению «Общая хирургия». На данных тренажерах обучающиеся отработали следующие практические навыки: навигацию лапароскопом, перемещение предметов при помощи лапароскопических инструментов, наложение швов при помощи лапароскопических инструментов, выполнение лапароскопической аппендэктомии, установка интродьюсера и управление проводником, выполнение ЭГДФС. Отработка базовых навыков зндоскопической хирургии обучающимися проводилась одновременно на «коробочных» и виртуальных тренажерах, так как комбинация «коробочных» тренажёров и виртуальных симуляторов приводит к наилучшему освоению навыков, нежели использование этих методов по отдельности, поэтому

April 26, 2024

632

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

muammo va yechimlar

использование виртуальных симуляторов должно проводиться параллельно с более простыми тренажёрами - «коробками». [2,3,4]

Результаты и обсуждение исследования: Применение симуляционных технологий высокоэффективно в освоении базовых хирургических навыков. После прохождения полугодового курса обучения и применения отработанных навыков на симуляционных тренажерах большинство обучающихся при выполнении реальных операций и диагностических исследований начали выполнять их более уверенно, лучше ориентировались в пространстве посредством лапароскопа и эндоскопа, с более высокой скоростью накладывали швы используя лапароскопические инструменты, а также изучили этапность и принципы интервенционной хирургии. Данные показатели являются обоснованием для создания унифицированной программы обучения в медицинских вузах с применением симуляционных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интеграция курса симуляционного обучения в обучении магистрантов и клинических ординаторов играет важную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов. Используя клинический опыт в виртуальной среде без риска для пациента оценивается объективный уровень мастерства, которое достигается неограниченным числом повторений и отработки того или иного практического навыка на тренажерах и симуляторах. Отработка действий при редких и жизнеугрожающих состояниях, когда часть функции преподавателя берёт на себя виртуальный тренажёр, в последующем снижает стресс при первых самостоятельных операций и исследований. Использование данного подхода при обучении магистрантов и клинических ординаторов позволило увеличить качество знаний в вопросах оказания хирургической помощи и увеличить процент правильного практического применения. [1,4,5]

REFERENCES

1. Шестова Н.Ф., Терентьева К.И. - Миниинвазивные технологии как будущее современной хирурги. Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области 2018; №3 (22) Т. 4 91-92.

2. Дыдыкин С.С., Жмеренецкий К.В., Когут Б.М., Ташкинов Н.В., Бондарь В.Ю., Бояринцев Н.И. - Пути улучшения хирургической подготовки студентов в России. Вестник хирургии им. И.И. Грекова. 2017;176(1):97-101.

633

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

3. Дыдыкин С.С., Васильев Ю.Л., Богоявленская Т.А., Кытько О.В., Жандаров К.А. - Современные цифровые методы обучения в клинической анатомии. Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2019;3(4):34-41.

4. Колсанов А.В., Гелашвили О.А., Чаплыгин С.С., Назарян А.К. -Эффективность тренажера виртуальной реальности при отработке навыков оказания экстренной медицинской помощи. Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2021;5(3):23-29.

5. Симуляционный тренинг базовых эндовидеохирургических навыков -Кондратенко Г.Г., Карман А.Д., Куделич О.А. Учебно-методическое пособие для субординаторов-хирургов. 2015 год.

634

April 26, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.