Научная статья на тему 'Активизация творчества учащихся - цель анализа стихотворения И. Бунина «Одиночество»'

Активизация творчества учащихся - цель анализа стихотворения И. Бунина «Одиночество» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1070
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация творчества учащихся - цель анализа стихотворения И. Бунина «Одиночество»»

31 См.: главу «Откровение Божьего дня» (разделы День и ночь. Мир растительный и животный», «День и ночь в человеке», «День Божий и явление Триединства») книги Е. II Тр> бецкого «Смысл жизни» в издании: Трубецкой Е Н. Смысл жизни. М., 1994. С 128-142

С.А.Медведева

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ-ЦЕЛЬ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ И.БУНИНА «ОДИНОЧЕСТВО»

Творчество - онтологическая категория, вызывающая к жизни обновленное чувствование мира, желание пересоздать объективную действительность эмоцией субъективного «я». Прикосновение к стороннему творчеству зажигает искру собственного эвристического потенциала. Одно из условий продуктивного анализа произведения - поддерживать работу вечного двигателя идеи, направлять движение мысли к собственному «открытию Америки», будить воображение, обострять литературоведческое зрение учащихся, Изучение творчества И.Бунина на уроках в 11 классе предполагает обязательное знакомство с лирикой писателя. Стихотворение «Одиночество» содержит богатый материал для анализа поэтики бунинского мастерства, отражает его поэтическую манеру.

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дуегг в окно.

Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой... Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один - без жены...

Сегодня вдут без конца

Те же тучи - гряда за грядой. Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось во след:

«Воротись, я сроднился с тобой!»

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила - и стал ей чужой.

Что ж! Камин затошоо, буду пить...

Хорошо бы собаку купить1.

1903

Современные исследователи творчества И.Бунина В.Н.Афанасьев, О.Н.Михайлов, В.В.Нефедов и др. в обзоре бунинской поэзии так или иначе движутся в направлении от содержания к форме, чаще, однако, отдавая форме лишь необходимую дань целостного анализа текста. Такой подход, безусловно, оправдан самим творческим процессом, так как сначала - авторский замысел, а затем - его воплощение. Но текст, который написан, и текст, который прочитан, - как бы мы ни старались выявить объективный критерий оценки - два разных произведения, а отсюда множество интерпретаций. Между тем «по отношению к воспринимающему (читательскому) сознанию именно форма выступает первичной, а содержание вторичным, т.к. чувственное восприятие опережает эмоциональную реакцию»2. (Мелочи» - крупный план! Вот и весь секрет анализа»(Е,Н,Ияьин).

По словам В.Ходасевича, лирика И.Бунина - это «стихи сдержанной силы, тонкости, вкуса»3. Тайна мастерства кроется в легкости, с какой воспроизводится вся множественность бытия. Цель поэзии - не интегрировать все суще<?, а дифференцировать, насладиться красотой каждого явления, вещи, предмета в отдельности, но именно поэтому "задание И.Бунина становится необъятно, как мир. Качество бунинских воссозданий само по себе не приводит к цели; оно требует подкрепления количеством, теоретически говоря, беспредельным»3. Отсюда точность, четкая вырисованностъ, конкретность детали, образа. Бели абсолют присущ природе, каждая вещь прекрасна сама по себе. И,Бунин замечал, что «чувствовал в себе предков своих... и дольше...чувствовал свою связь со «зверем», со зверями - и нюх..., и глаза, и слух - но все не просто человеческий, а нутряной, «звериный». Поэтому «по-зверщгому» любил он жизнь. Все проявления ее - связей с ней, с природой, с землей, со всем, что в ней, под ней, над ней.

Обостренная чувственность, любование совершенством и уникальностью единичного в мире, где ничто ни с чем не поддается сравнению, а тем более уподоблению, приводит к ослабленной метафоричности поэзии. Метафора стремится к отождествлению, «к замене одной вещи другою, но не настолько, чтобы скрыть одной другую, Метафора ловко маскирует один объект другим»4. Размытые границы метафорического мира нарушают пропорции и целостность явлений, ведь, чтобы найти парадоксальные соответствия, нужно вскрыть глубинную сущность вещей. Каждое явление в немстафори-ческом мире равноправно, и человек уже не является безусловным центром.

Своеобразие И.Бунина определяется плотностью живописания. Насыщенность текста - результат безграничности жизни. Рядом с радостным

рождением нового дня - его печальный закат, и этот процесс необратим. Эмоциональная напряженность диктуется контрастом мироощущений -«восторженно жизнелюбивого и безысходно-трагического»4 Пронзительная оксюморонность - ведущая черта поэтики И.Бунина, нравственно-философские корни которой кроются не в конфликтном противодействии pro & contra, а в их тесном взаимодействии, логическом дополнении, парном соответствии. Герой в полной мере проживает как счастье, так и муку, состояние одиночества и полного единения с миром в одив мит Подобные истины. по мнению И.Бунина, могут почувствовать и пережить только люди особого склада - художники. Это обостренное ощущение небытия и мира и составляет «пестрый ковер жизни».

«И с каждой осенью я расцветаю вновь.. ». Пушкинский оксюморон находит у И.Бунина органическое подтверждение. Осень - любимое время года поэта. На "пестром ковре жизни" каждый узор ~ толчок высокой энергии и концентрации, где слились все времена, все звуки, запахи и чувства. Это сплошной гул: осень природы, осень жизни, осень творчества и осень настроения. Неслучайно в 1903 году - именно в этот год И.Бунин создает свое стихотворение «Одиночество» - писателю присуждена Пушкинская премия Российской Академии Наук за поэтический сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате». И.Бунин живописует природу как сам «все физически чувствует». «Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер, вино, еду - и как остро; Боже мой, до чего остро, даже больно!»5. Повышенную ценность ощущениям придает неизбывная обреченность и грусть. Не ЕСТЬ, а ЕЩЕ ЕСТЬ. Именно поэтому так вместительно мгновение. Оно проживается медленно, но даже счастье нерасторжимо с болью. Особенно ярко все воспринимается в точках начала и конца. Осень вмещает в себя начало конца, «пышное природы увяданье» обнажает краски истинных человеческих чувств. Слово, цвет, звуки, запахи живописуют природу, но, чувствуя, слыша, видя, ощущая, поэт стремится передать самое важное - любовь. Умеющий разбудить тишину падением яблока, хрустом ветки под ногами, запахом антоновки, вызвать воспоминание целой жизни, И.Бунин осенним пейзажем передал настроение «Одиночества».

В эпоху, «возжаждавшую синтеза»(выражение Вяч.Иванова), внимание И.Бунина к искусству колористики не было отмечено как особенно яркое, экспериментаторское. После посещения в Мюнхене в 1900 году выставки А.Беклина(«Остров мертвых», «Руины у моря» и др.) в его творчестве отчетливо проявились беклиновские тона и образы, раскрывающие более глубоко душевное состояние лирического героя («Зной», 1900, «Вот знакомый погост», 1917 и др.). Однако лиризм «Одиночества» навеян известным полотном с одноименным названием многолетнего друга И.Бунина, живописца, создавшего его знаменитый портрет, Петра Александровича Нилуса (1869 -1943). Этому «богато одаренному и прекрасному человеку»6 посвящено стихотворение. Таким образом, герой объективирован. Он художник, об этом говорит и предметная деталь - мольберт. Памяти П.А.Нилуса И.Бунин

написал целую статью, где отметил не только хронологию творчества, но и личностные качества мастера кисти, который, по словам поэта, «был тончайшим знатоком музыки, обладал чуть ли не абсолютным слухом, пленял всех, знавших его, добротой, благородством, вечной молодостью сердца»4. Впоследствии И.Бунин использовал ряд характерных черт художника в рассказах «Галя Ганская» и «Сны Чанга».

И.Бунин и П.Нилус познакомились в 1898 году в Одессе, где последний был в числе экспонентов Товарищества южнорусских художников. По замечанию критика А. де Рибаса, «Нилус - лучшее дитя Одессы»7 Учился в Одесской рисовальной школе, был учеником известного художника Костан-ди, работал в мастерской Репина, а в конце 80-х годов начал работать самостоятельно. Став участником передвижных выставок, Нидус много путешествовал. Германия, Австрия, Италия, Болгария остались покоренными его талантом. Даже Париж встретил живописца большими похвалами, оценив как первоклассного колориста и художника-поэта. Возможно, это последнее обстоятельство - проникновенность искусства цвета и поэзии в творчестве Нилуса - сблизило мастера слова и мастера кисти.

Конечно, нельзя свести динамику творчества Нилуса к прямой - от реализма, изображения типических характеров городских низов («Друзья», 1892, «По знакомым», 1892, «Отдых»Д896 и др.) к романтизму, но то, что полотна Нилуса становятся более лиричны уже в 900-е годы - несомненно. Лиризм рожден особой «пейзажностыо», «оштсательностью». А сколько «осеннего» в шедеврах художника: «Осенний день» (1904), «Осенний туман» (1906), «Осенняятишина» (1913), «Осенний сон» (1915).., Раскрывая магию света и освещения, до неузнаваемости преобразующих цвет и форму предметов, Нилус достигал в своих полотнах тонального единства, передающего настроение, Мастер однофигурной композиции, художник развивает свою тему - одиночество человека.

«Одиночество» - состояние мига в настоящем, ЕЩЕ ЕСТЬ, но мига, по-бунински вмещающего и то, что было, и то, что будет. Для И.Бунина художник - поэт в философском смысле слова. Поэт острее и явственнее чувствует то, что чувствуют многие, он способен поймать это чувство на лету и запечатлеть, особенно если одиночество - «человек в квадрате», а жизнь -путешествие в воспоминаниях. Как причудливо переплетаются прошлое и настоящее. Сколько противоречия, безысходности в этой згфисовке, выполненной мастерской рукой художника слова. Слово - штрих, строфа - образ, стих - настроение. Все смешалось: и ветер, и дождик, и мгла. Темно. Тихо, Только шум дождя и гул беспрерывно сменяющихся «вчера» и «сегодня». За любимым бунинскими словами - «печаль», «одиночество» - сбывается житейская история. Поэзия вырастает из прозы. Художник преобразует в задушевную лирику банальный сюжет, насыщая его щемящей мыслью о том, что наша жизнь проходит, растворяясь в небытии, только в сердцах тех, кто нас любит, хранится след.

Иногда точность мешает поэзии. Но И.Бунин словно становится эпиком в лирике и поэтом в прозе. Ведь «Одиночество» - сжатая метафора «Темных аллей», любовь - непонимание - разлука - воспоминание, И что-то новеллическое есть в развязке стихотворения. Именно точность названий сообщает бунинским текстам художественную силу. Словно рисунок графики' несколько штрихов черным мелом на белом фоне - черно-белый контраст. порождающий серый мглистый цвет, гнетущий в своей неброскости. Герой выделяет главное в окружающем его мире и своем настроении: «И ветер, и дождик, и мгла/ Над холодной пустыней воды». Повторяющийся союз «и» усиливает однообразие и тоскливость серой водяной пустыни: «И», «И», «И» - словно возвращение к исходной точке - началу конца (ср. поставить точку над:), словно слезы плачущего неба, словно ритм вальса - «и раз, два, три», но у героя нет пары, нет лирического «ты».Две строки - вязь ассоциаций: образы дополняют, догоняют , захлестывают друг друга.

Герой одинок и погружен в свое душевное состояние, а значит, лирический монолог - попытка разобраться в случившемся, диалог настоящего с прошлым. Оксюморон «пустыня воды» - контраст графики - усиливается антонимическим эпитетом - «холодная пустыня». Стоящие в один ряд слова порождают ассоциации мертвенности, безжизненности, погружения в тоску, одиночество, сон. Только сон, ведь с весной жизнь вновь зазеленеет в садах: « до весны опустели сады», « жизнь до весны умерла». Временное обстоятельство, стоящее в инверсии, повторяясь, не столько отдает дань традиции русской литературы, сколько поддерживает общую поэтику текста. Стихотворение строится на психологическом параллелизме, порождающем зримые и чувственные ассоциации, и антитезе: осенний пейзаж - мечта о весне, вчера - сегодня, «ты - я». Удивительно автору удается соотнести настроение в природе и состояние лирического героя: « Я на даче один. Мне темно/ За мольбертом, и дует в окно». Рубленый, обрывочный синтаксис, чувство одиночества утяжеляет строки. Герой не сливается с природой, даже в осенней пустыне он одинок. Категория состояния «темно» и безличный глагол «дует» разделены запятой. Лирическое «я» затерялось среди общего потока слов.

«Художник чувствует не время, а сквозь время»8. На бунинских часах нет стрелки, временные промежутки отсчитываются природой. Вчера - образ прошлого дня, нестерпимая боль по ушедшей женщине, Между героями нет понимания. Ей тоскливо, а он ощущает ее женой. И как-то совсем не хочется расставаться с этим милым образом. Логическое умолчание задерживает неизбежную концовку. Как необратимо сдвигается слово «один» к концу строки таким образом, чтобы на него падало ритмическое, логическое ударение. Намеренно сдержанная интонация: « Что ж! Как-нибудь до весны/Проживу и один - без жены,..» - обличается эмоциональным синтаксисом, восклицаниями, умолчаниями, паузами - словно герой старается выдать свои истинные ощущения.

Ненастный вечер смывает временные границы. Сегодня те же тучи, та же предвечерняя тьма. Словно подчиняясь внутренней рифме, сохраняют-

ся образы из строфы в строфу: ветер, дождик, холод-ненастье, темно - вечер, дождик - тучи, мгла - тьма. Но боль не проходит. «Печальный след былого. ,.». След - метафора памяти. Герой замкнзт в себе и своих воспоминаниях, каждые две последние строки он возвращается к собственному «я». Состояние одиночества усиливается, слово «один» смещается в конец строки, образуя рифму: «И мне больно глядеть одному/ В предвечернюю серую тьму». Эмоциональная сдержанность подавляется криком внутреннего монолога: «Мне крикнуть хотелось во след». И снова рифма: след у крыльца -во след - след памяти.

Союз «но» разводит, противопоставляет и сопоставляет героев: мужчина хранит в памяти светлый женский образ, а женщина не помнит прошлого, живет только настоящим. Сколько горечи, страсти, отчаяния в насыщенном синтаксисе: пауза, восклицание, умолчание - и все в шести строках. Сила желания счастья и осознание его невозможности в по-бунински новел-лической. нарочито спокойной концовке: «Что ж! Камин затоплю, буду пить.../ Хорошо бы собаку купил».» Отточенность формы рождает смысловую прозрачность. Смятенность человеческих чувств передается посторонней фразой. Это уже достояние XX века. Появляются образы, связанные с хорошо ассоциируемыми ощущениями героя. По контрасту последние строки обращены к свету, потрескиванию каминного тепла. Потребность героя в близком, дорогом, понимающем существе рисует образ собаки - самого верного, преданного спутника человека.

И, Бунин не играет в чувство, не заставляет «куковать» соба-ку(согласно наблюдению В.Ф.Маркова за слоговыми близнецами в русских стихах: «Эта концовка одного из самых популярных бунинских стихотворений... пишущему много лет нравилась, пока не оказалось, что собака в строке не лает, а против своей природы, кукует - тогда очарование знаменитой punch line исчезло, а в стихах вообще увиделась возможность не только заикающихся, но и гогочущих - хихикающих...строк. Кстати, И.Бунин, читая это стихотворение, пробрасывает свое «ку-ку», как будто бессознательно ощущая неблагозвучие»9. Между тем поэт вскрывает неизведанные возможности, заложенные в традиционном стихе. Строчный логаэд - чередование амфибрахия и анапеста (размер поэзии рубежа веков) - как нельзя более точно передает сменяемость и внутреннюю рифму контрастных и сопоставляющихся образов, диалог настоящего и прошлого, памяти и мечты, «я» и «ты». Стих затих. Слова, словно звучащие мелки в руках умелого художника, завершили картину под названием «Одиночество», но кажется, будто слезы плачущего неба все еще шепчут рифму-

Пейзаж настроения удобен для анализа, вот почему его выгодно использовать для работы на уроке. Это возможно сделать в диалоге с учащимися, который будет направлен на развитие поэтического видения, активизацию творческого потенциала школьников. Лирика - обращение к душе, переживаниям человека. Первоначально важно представить картину, вы-

званную образами художественного текста, затем апеллировать к чувствам, ощущениям, ассоциациям и, наконец, от чувств перейти к способам их выражения в стихотворении. Для достижения этой цели молено предложить следующие вопросы и задания:

1. Проследите близость стихотворения к эпическим жанрам: балладе, рассказу. Можно ли выделить сюжет? Какова композиция текста?

2. Представьте картину под названием «Одиночество». Какие техника, краски были бы выбраны вами для создания полотна? Каковы - мысли, чувства, ассоциации, вызванные стихотворением?

3. Почему И.Бунина-поэта называют художником, живописцем?

4. Роль и место детали, монолога.

5. Какие особенности бунинской поэтики осени нашли отражение в стихотворении?

Опыт убеждает, что учащиеся хорошо -и с интересом усваивают поэтику текста, глубже понимают его содержание. Когда-то английский поэт Браунинг заметил: «Поэты ~ это те, кто говорят о главном», я очень важно научить вчитываться в бунинские стихи, чтобы почувствовать что-то близкое нам и увидеть, как мастерски житейская мудрость может быть воплощена в слове.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 .Бунин И. Одиночество // И.Бунин. Собр.соч.: В 8 т.,М.,1993. Т. 1. С.1,18

2.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М. ,2000. 248с.

3.Ходасевич В. О поэзии И.Бунина // Лит. учеба. 1988. №2. С. 116-120,

4.Спивицкая О.В. О природе бунинской «внешней йзобразителнности» // Рус. лиг. 1994. Mal. С.72-81.

5.БунинИ.А. Собр. соч.: В 6 т. М.,1987-1988. Т.6. С.437.

6.Бунин И.А. Публицистика 1918-1953 годов. М.,2000. 640с.

7.Северюхш Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции (1917-1941).Биографичесхшй словарь. СПб.,1994. 392с.

8.МихайяовО.Н. И,А.Букин: Жизнь и творчество. Тула,1987. 317с.

Э.Марков В.Ф. Слоговые близнецы в русских стихах // Он же. О свободе в поэзии.

СПб.,1994. С.292-310. Ю.Афанасьев В.Н. И.А.Бунин: Очерк творчества. М,,1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.