УДК 37.036.5:54
АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Д.Ф. Хайбрахманова (г.Нижнекамск, Российская Федерация)
Рассмотрена роль активизации творческого потенциала учащихся в системе химической подготовки. Раскрыта определяющая роль мышления в познавательной деятельности учащихся. Показана роль и значение дидакто-методической базы в активизации творческого потенциала учащихся.
Ключевые слова: творческая активность, мышление, познавательная деятельность.
ACTIVATION OF THE CREATIVE POTENTIAL PUPIL IN SYSTEM PROFESSIONAL DIRECTED CHEMICAL PREPARATION IN CONDITION
PROFILE SCHOOLS
D.F. Haibrahmanova (Nizhnekamsk, Russian Federation)
Abstract. The role of the activation of the creative potential pupil in system of chemical preparation is considered. It is revealed defining role of the thinking in cognitive activity pupil. Role and importance didactics methodical base is shown in activations of the creative potential pupil.
Keywords: model, modeling, creative activity, thinking, cognitive activity.
В основу химической подготовки учащихся профильной школы положена прогностическая модель профессиональной деятельности бакалавра и магистра по направлению подготовки «Химическая технология». Деятельность бакалавра и магистра наукоемких химических производств тесно соприкасается с областью науки, научным знанием, что предполагает готовность воспринимать и использовать достижения науки, генерировать новые идеи, проявлять творческую активность в профессиональной деятельности. Развитие их способности к творчеству необходимо начинать еще в школе, что обуславливает необходимость выстраивания эффективной довузовской химической подготовки. Профильное обучение предоставляет для этого оптимальные условия, так как дает возможность выявления и развития творческого потенциала личности: закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной
деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Под творчеством в самом общем виде понимается деятельность, ведущая к получению нового, неизвестного ранее продукта.Ядром творческой деятельности является научное творчество. Суть и смысл научного творчества состоит в создании и постоянном совершенствовании теоретической модели объективной реальности. Этой моделью реальности является научное знание.
Определяющее значение в разных видах творческой деятельности имеет мышление.
При изучении дисциплины «Химия» на профильном (углубленном) уровне в системе химической подготовки можно сформировать у учащихся достаточно высокий уровень мышления, если построить их познавательную деятельность таким образом, чтобы в процессе учебной деятельности они продвигались последовательно по уровням мыслительной деятельности - от низшего уровня (формирование понятий) к более высоким уровням (выводам и обобщениям) и далее - к применению этих обобщений.
Системообразующим фактором химической подготовки является формирование химической компетенции. Для формирования химической компетенции учащиеся должны обладать химическим мышлением.
В нашем понимании, химическое мышление - это психический процесс отражения действительности, высшая форма познавательной активности человека в области химии и химической технологии, это своеобразный синтез логического и образного мышления. Формирование химического мышления предусматривает развитие у учащихся способности к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, формирование и развитие продуктивного творческого мышления.
Творчество в широком смысле - это деятельность, порождающая новые знания, продукт или способ действия. Применительно к химии и химической технологии результатом такой деятельности являются новые знания, создание
качественно новых образцов материалов и технологий, открытия, изобретения, новые способы действий и т. д. Процесс творчества, а это, прежде всего, выдвижение идей, связан с латеральным (интуитивным) мышлением, т.е. нестандартным, необычным [1].В образовательном процессе уже само познание является творческим актом, поскольку открытие или создание новых для себя, хотя и известных ранее другим, знаний тоже выступает в роли творчества. Но это возможно когда процесс познания учитель организует в виде ситуаций творческого поиска.
В учебном процессе возникает необходимость создания условий для активизации учебно-познавательной деятельности с целью формирования и развития творческого продуктивного мышления.
Ключевым средством активизации познавательной деятельности является комплект дифференцированных задач и заданий:
1) учебные задания ориентирующего характера (направленные на осмысление и систематизацию учебного материала, а также на самоконтроль, наводят на сравнение, выводы, обобщение);
2) учебные задания, требующие от учащихся исследовательской, творческой деятельности (направленные на решение проблем, самостоятельному сбору материала, составлению заданий, упражнений, задач, написания различного рода творческих работ.
Адекватность заданий определяется знанием учителем особенностей познавательных и творческих способностей учащихся. Задания, учитывающие предпочтительные познавательные интересы, предусмотрены как для удовлетворения имеющихся интересов, так и для создания предпосылок к возникновению новых поисковых и исследовательских интересов. Задания, ориентированные на дополнение и углубление учебного материала по содержанию и способу выполнения весьма разнообразны.
Для эффективной реализации формирования и развития химической компетенции в системе химической подготовки нами применяются частно-методические и локальные технологии в условиях различных форм
организации обучения, способствующих активизации творческого потенциала учащихся.
В качестве частно-методических технологий нами выделены: технология задачного подхода, технология проблемного подхода, технология модульного обучения, технология проектного обучение, технология на основе системы эффективных уроков.
В качестве локальных технологий определены технологии использования различных наглядных средств обучения (технологические карты, схемы, модели, таблицы, рисунки, экранные пособия, приборы, оборудование, коллекции и т.д.).
Для активизации познавательной деятельности учащихся в технологии задачного подхода нами разработаны познавательные, творческие и ситуационные задачи.
Применение задачного подхода позволяет развивать у учащихся логическое мышление, творческую активность, способность к видению противоречий и проблем, овладеть умениями выявлять основные этапы и операции в технологии решения задач.
В технологии проблемного обучения нами разработан комплекс разно уровневых индивидуально-дифференцированных программ, включающих систему заданий, задач I, II, III уровня проблемности и сложности, предполагающие программу продвижения учащихся на новый уровень учебно-познавательной деятельности.
Проблемный подход позволяет развивать творческие способности, формировать творческое мышление, овладеть методами научного познания, активизации мыслительных процессов.
В технологии модульного подхода нами разработаны опорные конспекты. Опорные конспекты позволяют получить целостное представление о содержании всего модуля. Последовательное изучение модулей, разделов, тем способствует формированию и развитию творческого мышления, активизации познавательной деятельности, овладения умениями познавать, создавать новое.
В технологии проектного подхода нами разработан: комплект тем проектных заданий для урочной и внеклассной учебно-исследовательской деятельности. Технология проектного подхода способствует развитию самостоятельной творческой деятельности.
В технологии на основе системы эффективных уроков нами разработаны карты «Опорных знаний», что позволяет рассмотреть учебный материал целостно, сделать теоретически усвоенные знания учащимися нормой практики.
В этом контексте используется широкий веер методов обучения -словесные, наглядно-демонстрационные, практические, репродуктивные, проблемные, эвристические, монологические, диалогические, продуктивно-алгоритмические, частично-поисковые, поисковые, исследовательские, программированные, самостоятельные работы, инструктивные. В качестве средств обучения используются модели, макеты, печатные пособия, раздаточный материал, технические средства (компьютерные, аудиовизуальные), лабораторное оборудование, реактивы и т.д.
Многолетний опыт работы позволяет нам утверждать, что глубокое, прочное и устойчивое усвоение учебного материала при изучении дисциплины «Химия» возможно только при наличии богатой и высокого качества дидакто-методической базы.
Учитывая специфику профильного обучения, нами разработан учебно-методический комплекс, включающий комплекс дидактических материалов, состоящий из взаимосвязанных, адаптированных, деятельностно-ориентированных, практико-интегрированных средств, методических указаний, учебных пособий. Учебно-методический комплекс построен на системе профессионально-ориентированных заданий, задач, практических, лабораторных работ с производственным содержанием химико-технологического характера, что способствует активизации познавательной деятельности, мотивации к будущей профессиональной деятельности, эффективному формированию химической компетенции.
Источники:
1. Боно Э. Латеральное мышление. Пер. с англ. СПб: Питер Паблишинг, 1997. 143 с. [Bohno E. Lateral thinking. Trans. From English. SPb: Peter Publishing, 1997. 143 p. (In Russ.)]
References:
1. Bono E. Lateral'noe myshlenie. Per. s angl. SPb: Piter Pablishing, 1997. 143 s.
Зарегистрирована: 10.06.2014
Хайбрахманова Дулхабира Файзрахмановна (г.Нижнекамск), Нижнекамский химико-технологический институт (КНИТУ), кафедра химии, кандидат педагогических наук, доцент. Тел.: 8987-270-69-64. E-mail: [email protected]
Haybrahmanova Dulhabira Fayzrahmanovna (Nizhnekamsk), Nizhnekamsk Institute of Chemical Technology (KNITU), Department of Chemistry, associate professor. Candidate of pedagogic sciences. Tel.: 8-987-270-69-64. E-mail: almaz.faiz @ mail.ru