УДК 372.851, 378.147
001: 10.24412/2079-9152-2023-59-70-79
АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ОБЛЕГЧЕНИЕ ТРУДА УЧИТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ «ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ» С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПУЛАТ
Аннотация. В настоящей статье рассматривается технология разработки компьютерной программы с применением метода Пулат для проведения контрольной работы по информатике на тему «Электронные таблицы». Рассматривается активизация самостоятельной деятельности учащихся при решении задач контрольной работы. Обосновывается технология облегчения труда учителя при проведении контрольной работы. Тема контрольной работы направлена на объективную оценку знаний, умений и навыков учащихся при применении фильтров, выборки данных и некоторых стандартных функций электронных таблиц. Разработанная компьютерная программа имеет практическую направленность. Её можно использовать для проведения контрольных работ непосредственно в классе, а также дома для самостоятельного упражнения и активизации самостоятельности учащихся. Положительным аспектом использования компьютерных программ, построенных по методу Пулат, является повышение интереса учащихся к математике и информатике, развитие и укрепление их навыков. Он пробуждает в учениках принципы индивидуального обсуждения, научных и логических выводов, а также обеспечивает независимость проверки. Это само по себе приводит к объективной оценке знаний и компетентности учащихся в области математики и информатики.
Ключевые слова: активизация, самостоятельность, метод Пулат, контрольная работа, электронная таблица, компьютерная программа.
Для цитирования: Назаров, А.П. Активизация самостоятельности учащихся и облегчение труда учителя при проведении контрольных работ по теме «электронные таблицы» с применением метода Пулат / А.П. Назаров // Дидактика математики:
проблемы и исследования. - 2023. - Вып. 3(59). - С. 70-79. DOI: 10.24412/2079-91522023-59-70-79.
Назаров Ахтам Пулатович,
кандидат педагогических наук, доцент e-mail: ahtam_69@mail. ru Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни, г. Душанбе, Республика Таджикистан
Постановка проблемы. В настоящее частности, электронных таблиц. Обучение
время актуализировалась проблема акти- учащихся работе в электронных таблицах
визации самостоятельности учащихся при и использованию их возможностей, а
изучении курса информатики и, в также применению их в практической
деятельности начинается в общеобразовательных школах. Наряду с проведением теоретических и практических уроков по электронным таблицам в школе возникает необходимость организации текущих контрольных работ, при проведении которых необходимо активизировать самостоятельность учащихся. Это означает, что обучающиеся должны решать задачи самостоятельно, а не переписывать решения и ответы друг у друга.
Наряду с этим необходимо оптимизировать труд учителя-предметника при организации контрольных работ. В настоящей работе рассматривается решение этих проблем с применением метода Пулат, как метода объективной проверки знаний учащихся и облегчения труда учителя [13].
Анализ актуальных исследований. Вопросам методики обучения теме «Электронные таблицы» в школьном курсе информатики посвящено немало работ современных ученых, в которых рассматриваются такие вопросы: использование электронных образовательных ресурсов при обучении работе с электронными таблицами [5]; использование электронных таблиц на уроках информатики для моделирования объектов и процессов [20]; обучение учащихся основной школы технологии работы с электронными таблицами, инвариантное относительно программных средств [7]; методические аспекты обучения решению олимпиадных задач средствами электронных таблиц [3]; реализация тренажеров самостоятельной работы в MS EXCEL [2] и др.
Электронные таблицы или табличные процессоры предлагают ученикам, а также всем пользователям, использование различных возможностей от простых вычислений и построения диаграмм до более сложных операций [12, стр. 208265]. В будущем эти возможности могут быть применены на практике в различных предметных областях [8; 9].
При обучении электронным таблицам изначально рассматриваются простые вычисления с применением формул в ячейках. Изучается применение относительных и абсолютных ссылок, действия с ячейками. После чего обучают учащихся применение в формулах встроенных стандартных математических и статистических функций, методов автозаполнения столбец ячеек с использованием маркеров. Контрольную работу по перечисленным темам можно провести, например, с применением компьютерных программ, указанных в работах [11; 14; 19].
Возможности использования метода Пулат для организации тестирования описаны нами подробно в работе [15]. Этот метод может быть применен и при обучении электронным таблицам. И хотя в некоторых работах предлагается использовать оригинальные системы заданий при обучении электронным таблицам [4; 6], методов организации тестирования, подобных методу Пулат, предложено учеными не было.
Целью статьи является описание возможностей применения метода Пулат для активизации самостоятельности учащихся и оптимизация деятельности учителя при проведении контрольных работ по теме «электронные таблицы» в средней общеобразовательной школе.
Полученные результаты. Согласно учебной программе и предметным компетенциям по информатике в средних общеобразовательных школах при изучении электронных таблиц учащиеся знакомятся с понятием фильтра и подбора диапазона ячеек в зависимости от их значений. В практических работах пользуются фильтрами в таблицах. Фильтры также используются для временного скрытия некоторых диапазон ячеек в электронных таблицах, по выбору пользователя. После фильтрации и выбора данных в диапазоне ячеек электронной таблицы, учащиеся могут
повторно использовать фильтр, чтобы получить другие необходимые результаты, или очистить фильтр, чтобы повторно отфильтровать все данные [10].
После изучения фильтрации данных в электронных таблицах, проработки с учениками учебного материала и выполнения лабораторных и практических работ, прописанных в календарно-тематическом плане предмета информатики, учителя-предметники планируют проведение контрольной работы, предназначенной для текущего контроля знаний. В качестве варианта работы можно предложить такой вариант задачи:
Определить следующие величины:
1. Сумму прибыли медицинского учреждения.
2. Количество операций, проведённых методом: лазерным (или традиционным).
3. Доход от операций, проведённых методом: традиционным (или лазерным).
4. Расход для лекарств, проведённый методом: лазерным (или традиционным).
5. Какой врач получает наибольший бонус? - код и общая сумма бонуса.
6. Какой врач получает наименьший бонус? - код и общая сумма бонуса.
В соответствии авторским методом организации контроля и тестирования Пулат входящие числовые аргументы для задач генерируются в виде числового выражения с помощью тригономет-
Задача 1. В нижеследующую электронную таблицу занесены данные медицинского учреждения в таком порядке: первый столбец - Фамилия, имя и отчество врача, который провёл операцию; второй столбец - это код врача; третий столбец - метод проведения операции (или традиционный, или лазерный); четвёртый столбец -общая стоимость проведения операции, которую заплатит пациент, включая палату, лекарства; пятый столбец -сумма бонуса из общей суммы, которая начисляется врачу за операцию; шестой столбец - израсходованная сумма для купленных лекарств из общей суммы.
рических функций, аргументами которых являются значения параметров даты и времени, установленных в системе компьютера. Другие параметры есть время, пройдённое с момента запуска программы на исполнение в миллисекундах, такты и т.д. [11; 14; 15]. Такая разработанная методология сильно отличается от генерации чисел с помощью генераторов случайных чисел (random, rand, rnd). В настоящей работе рассматривается применение метода Пулат для составления задач вышеуказанной контрольной работы. Для разработки компьютерной программы пользуемся отечественным языком программирования PascalABC.Net. Применение метода Пулат делает возможным развитие творческой активности учащихся при проведении
ФИО врача Код врача Метод операции Стоимость операции Бонус врача Расход на лекарства
1 Яров Е.М. 3 лазерный 5242,21 1798,04 788,18
2 Ронский С.Б. 1 традиционный 5360,5 1662,41 767,82
3 Ронский С.Б. 1 лазерный 5269,27 1812,87 880,95
4 Ильин Р.О. 4 лазерный 5320,6 1710,65 798,88
5 Яров Е.М. 3 традиционный 5410,53 1963,62 841,98
6 Ильин Р.О. 4 традиционный 5426,99 1956,17 811,92
7 Ронский С.Б. 1 традиционный 5406,43 1924,49 875,88
8 Зайкин И.Г 2 лазерный 5304,07 1820,76 895,32
9 Яров Е.М. 3 лазерный 5479,88 1905,94 836,37
10 Ильин Р.О. 4 традиционный 5355,26 1736,7 911,53
контрольных и самостоятельных работ [1] и формирует методологические знания у учащихся [16].
Выбираем фамилию, имя и отчество (ФИО) четырёх врачей медицинской организации и заносим их в двумерный текстовой массив следующим оператором присваивания:
var fio : = new string[4,2] (('Ронский С.Б. \'1'), (Зайкин И.Г','2'), ('Яров
Е.М.','3'), ('Ильин Р.О.', '4'));
В первый столбец этого двумерного массива занесены все четыре ФИО врачей, во второй столбец занесены коды врачей от 1 по 4. Коды необходимо для случайного выбора ФИО врачей и отображения в условии задач контрольной работы.
Метод проведённой операции определяем с помощью генератора случайных чисел Random(1,2). Этот генератор возвращает либо 1, либо 2. Принимаем следующую кодировку: код 1 - метод лазерный, код 2 - метод традиционный.
Значения суммы для стоимости проведённой операции определяем и отображаем в условии задачи с помощью метода Пулата. Для этого вначале создаём переменную типа дата-время: var dt : =
DateTime.Now.AddMilliseconds(random(12 754));
dt :=dt.AddSeconds(random(89)); Значения суммы определяем с помощью следующего оператора присваивания:
var fioop: double : = abs(2074 * (cos(dt.Minute-dt.Hour) -
sin(dt.Second+dt.DayOfYear) +
cos(Milliseconds) + cos(dt.Millisecond) + sin(dt.Day))) +80547.96;
Значение переменной fioop получается положительное число. Допустим, что сумма одной операции не выше 64000 рублей. Для этого фильтруем полученное значение fioop следующим образом:
while fioop>6347.57 do
fioop :=fioop/1.98; fioop :=Round(fioop, 2);
Вот в этом заключается суть метода Пулат.
Следующим шагом для разработки компьютерной программы необходимо определить сумму бонуса, получаемого врачом, а также сумму расхода для покупки лекарств. Тогда условно примем, что сумма бонуса примерно равна от 30,34 и 38,25 процентов и сумма расхода для покупки лекарств примерно равна от 13,9 до 17,63 процентов от сумы оплаты за операцию. Это для того, чтобы сумма бонуса и сумма расхода для покупки лекарств вместе была меньше оплаченной суммы за операцию, в противном случае получается убыток. Для этого в текст программы добавляем следующие строки:
Var bonus :=Random(30.34,38.25); bonus:=Round(fioop/100*bonus,2);
bonus :=Random(13.9,17.63);
bonus: =Round(fioop/W0 *bonus, 2);
Из приведённого варианта видно, что расчёт проведётся для 10-ти операций. Для отображения условий задачи на экран компьютера, в компьютерной программе применим табличный элемент управления DataGridView. В итоге полный текст для первой части проекта компьютерной программы примет вид:
Var kop := 0;
DataGridViewLRowCount : = 10;
var fio : = new string[4,2] (('Ронский С.Б.', '1'), (Зайкин И.Г','2'), ('Яров Е.М. ','3),('ИльинР.О.','4'));
for var vr:=0 to 9 do begin Var kod: = random(0,3); if vr>5 then kod:=vr-6;
DataGridView1[0,vr].Value :=vr+1; DataGridView1[1,vr].Value : =fio[kod,0];
DataGridView 1[2,vr].Value :=fio[kod,1]; var dt : =
DateTime.Now.AddMilliseconds(random(12 754));
dt :=dt.AddSeconds(random(89)); var fioop: double := abs(2074 * (cos(dt.Minute-dt.Hour) - sin(dt.Second+
dt.DayOfYear) + cos(Milliseconds) + cos(dt.Millisecond) + sin(dt.Day))) +80547.96;
while fioop>6347.57 do fioop: =fioop/1.98; fioop: =Round(fioop,2); DataGridView1[4,vr].Value: =fioop;
// Определение суммы бонуса
Var bonus :=Random(30.34,38.25); bonus: =Round(fioop/100 *bonus,2);
DataGridView 1[5,vr]. Value :=bonus;
// Определение суммы расхода для покупки лекарство
bonus: =Random(13.9,17.63); bonus: =Round(fioop/100 *bonus,2);
DataGridView1[6,vr].Value :=bonus; If random(1,2)=1 Then
Begin DataGridView 1[3,vr].Value :='лазерный'; kop+=1 end
else DataGridView 1[3,vr].Value :='традиционный';
end;
Label17.Text: = kop.ToString;
Var kod:= random(1,2); Label7.Text : =kod.ToString;
Label6.Text := 'Количество операций, проведённых методом: лазерный';
Label9.Text := 'Доход от операций, проведённых методом: традиционный';
Label8.Text := 'Расход для лекарств, проведённый методом: лазерный';
If kod=2 Then Begin
Label6.Text := 'Количество операций, проведённых методом: традиционный';
Label9.Text := 'Доход от операций, проведённых методом: лазерный';
Label8.Text := 'Расход для лекарств, проведённый методом: традиционный' end.
В этом тексте программы элемент управления метки Label7 используется для хранения кода метода операции, а Label17 используется для хранения количества операций, проведённых лазерным методом. Эти два значения будут необходимы, когда будем производить проверку введённых ответов учащимися. Значение свойства Visible этих элементов в проекте компьютерной программы установлено False, то есть не видимым. В проект
компьютерной программы добавим элемент управления командной кнопки Button и в его процедуру заносим вес текст программы этой части проекта. Пусть это командная кнопка имеет системное название Button1, а её текстовое название дадим «Задания». Для того чтобы при запуске компьютерной программы отражался сразу один вариант контрольной работы, в процедуру диалоговой формы добавим строку оператора ButtonLPerformClick.
Следующим этапом разработки проекта компьютерной программы для проведения контрольной работы методом Пулат является создание и добавление в проект некоторых текстовых элементов управления для ручного ввода ответов со стороны учащихся. По условию задачи контрольной работы добавим в проект программы 8 таких элементов, из них 5 элементов управления TextBox, остальные MaskedTextBox.
Элементы MaskedTextBox применяются для ввода натуральных чисел, что облегчает работу учащихся при вводе только цифр с клавиатуры. Ввод ответов в элементы TextBox тоже облегчен, можно ввести только цифры и знак точки «.» с клавиатуры, так как в их процедуру добавлен следующий текст программы: begin
textBox4.KeyPress += (o,адад)-> begin адад.Handled: = not (адад.KeyChar.IsDigit or ((адад.KeyChar = '.') and
not textBox1.Text.Contains('.')) or (адад.KeyChar = #8)); end; end;
Проверка ответа(ов) проводится, если введен хотя бы один ответ. Для этого в проект компьютерной программы добавлен элемент управления командной кнопки под текстовым названием «Проверка». В процедуру этой командной кнопки введен текст программы для проверки ответов и объявления оценки. Диалоговая форма
готовой компьютерной программы приведена в рис. 1.
Компьютерные программы, разработанные с применением метода Пулат для использования при проведении контрольных работ, состоят только из одного программного файла (exe), что отличает их от других компьютерных программ, используемых в целях контроля, в сети Интернет. Каждый ученик в классе самостоятельно запускает программу на исполнение. В результате запуска программы откроется диалоговая форма с отображением варианта контрольной работы. Ученик просматривает и начинает решать
Отметим, что при проведении контрольных работ с помощью этих компьютерных программ, не учитывается степень знаний и одарённости учащихся [18], так как при проведении контрольных работ всем учащимся представляется
задачи. С какой задачи начинать решение, определяет сам ученик самостоятельно. Если хочет выбирать другой вариант, то может нажать на командную кнопку «Задания». Тут новизна заключается в том, что:
1) количество вариантов бесконечно и не зависят от каких-либо источников данных или баз данных;
2) ответы заранее нигде не сохраняются;
3) процесс проведения контрольной работы имеет индивидуализированный вариантный характер.
задачи одного уровня, но индивидуализация достигается за счет вариативности.
При решении задач в этой контрольной работе ученики могут использовать программу «Электронные таблицы», установленную на компьютере. В отличие от других программ,
п^ Метод Пулат - Контрольная работа по решению задач на фильтрации, упорядочение, выбор данных в электронных таблицах
'—I
В электронной таблице, представленное внизу, внесены данные о проведённых операций со стороны врачей медицинской учреждении следующим образом: Первый столбец - Фамилия, имя и отчество врача, который провёл операцию; Второй столбец - это код врача; третий столбец - метод проведения операции (или традиционный, или лазерный); Четвёртый столбец - общая стоимость проведения операций, который заплатит пациент, включая палата, лекарств; пятый столбец - сумма бонуса из общей суммы, которое начисляется врачу за операцию; шестой столбец -израсходованная сумма для купленных лекарств из общей суммы.
ФИО врача Код врача Метод операций Стоимость операции Бонус врача Расход для лекарств
■ Ильин P.O. 4 лазерный 5607.64 2072.83 785.86
2 Яров Е М. 3 традиционный 5518.45 1874.6 867.75
Î Зажин И.Г 2 лазерный 5765.82 1904.83 922.38
4 Ронский СБ. 1 традиционный 5496.38 1685.52 936.71
5 Зайкин И.Г 2 лазерный 5635.75 2145.41 814.06
S Зайкин И.Г 2 лазерный 5711.06 1854.92 801.72
7 Ронский С Б. 1 лазерный 5434.99 1884.11 879.45
8 Зайкин И.Г 2 традиционный 5285.64 1769.43 839.2
9 Яров Е М. 3 лазерный 5278.31 1796.57 845.05
10 Ильин P.O. 4 лазерный 5355.05 2044.25 842.45
Задания
Проверка
Выгрузить
Определить следующие значения: Сумма прибыли медицинского учреждения I
Количество операций, проведённый методом: традиционный _
Доход от операций, проведённый методом: лазерный Расход для лекарств, проведённый методом: традиционный
Какой врач получает наибольший бонус, код _ общая сумма бонуса
Какой врач получает наименьший бонус, код _ общая сумма бонуса
Автор: Канд. пед. наук, доцент Назаров Ахтам Пулатович (Республика Таджикистан, ahtam_69@mail.ru)
11/18/2022 11:32:03 АМ
Рисунок 1 - Запущенная программа с отображением варианта контрольной работы
разработанных в работах [3, 4, 5], в эту программу добавлена командная кнопка под текстовым названием «Выгрузить». Ученики могут пользоваться этой кнопкой, в результате чего создаётся файл электронной таблицы (в этой программе -Excel). В этом файле выгружаются данные
из условия задачи (рис. 2). Это даёт возможность учащимся экономить время и показать свои практические знания и навыки по работе с электронными таблицами.
Рисунок 2 - Вариант данных из таблиц контрольной работы, выгруженный в файл
Для решения задачи 1 учащиеся могут пользоваться функцией суммирования (СУММ), так как необходимо вычисление итоговых сумм и получение числовых характеристик, описывающих набор данных в целом в ячейках E11, F11, G11. Эту функцию необходимо использовать 3 раза в этих ячейках. Для применения этой функции также есть отдельная кнопка «Автосумма» на ленте меню «Главная» в разделе «Редактирования». Тут активизируется их самостоятельная деятельность. После получения числовых характеристик в этих трёх указанных ячейках, например, в ячейку H10 можно ввести формулу «=E 11-F11-G11». Значение числовой характеристики ячейки H10 есть ответ решения первой задачи. Это число ученик сам самостоятельно и ручным способом введёт в поле текстового элемента управления, в левой части
которого стоит словосочетание «Сумма прибыли медицинского учреждения» (рис. 1). После ввода ответа, ученик может нажать командную кнопку «Проверка». В результате происходит автоматическая проверка введённого ответа. Если ответ правильный, то цвет заливки этого поля становится зелёным и ученику даётся бал за правильный ответ (смотрите ниже). Если ответ неправильный, то цвет заливки этого поля становится красным. Благодаря этим возможностям программы, учитель может наблюдать за ходом работы со своего рабочего места. Для продолжения работы ученик нажимает на командную кнопку «Продолжить», которая появляется после нажатия кнопки «Проверка».
Другие задачи в этой контрольной работе решаются путём фильтрации. Поэтому учащиеся добавляют фильтр в эту электронную таблицу. После добав-
ления фильтра необходимо выбирать фильтры для решения конкретной задачи. Во время решения этих задач учащиеся покажут в практике свои знания, умения и навыки добавления и применения фильтров в электронных таблицах. Две последние задачи, каждая из которых имеет две подзадачи, решаются следующим методом. Учащиеся с применением фильтров определяют общую сумму полученных бонусов каждого врача в отдельности и пишут в тетради. Далее, они самостоятельно определяют, что кто из врачей получил максимальный и минимальный бонус. Критерии оценивания контрольной работы можно посмотреть в источнике [21].
Отметим, что использование метода Пулат не нарушает законов дидактики, педагогики и психологии, поскольку программа ничем не помогает учащимся в проведении проверочных работ и оценке компетенций, учащиеся решают примеры и задачи самостоятельно [17].
Заключение. Наблюдение и исследовательская работа показали, что с помощью метода Пулат реально оценивается уровень знаний и компетентности учащихся во время проверочной работы, активизируется самостоятельная деятельность учащихся. С другой стороны, метод Пулат обеспечивает объективность проверки знаний и оценки компетенций, а также контролирует единообразие выполненной работы и предоставленных ответов. При этом труд учителя-предметника облегчается большой степенью при проведении контрольных работ.
Дидактические требования также учитываются при использовании разработанных компьютерных программ во время проверочных работ по математике и информатике. Как уже отмечалось, процесс проведения проверочных работ носит индивидуальный характер. У учащихся развивается и укрепляется самостоятельность, формируется их личность, логическое и техническое мышление. Ещё одним положительным
аспектом использования компьютерных программ, построенных по методу Пулат, является повышение интереса учащихся к математике и информатике, развитие и укрепление их навыков. Он пробуждает в учениках принципы индивидуального обсуждения, научных и логических выводов, а также обеспечивает независимость проверки. Это само по себе приводит к объективной оценке знаний и компетентности учащихся в области математики и информатики.
Таким образом, использование компьютерных программ оценки компетенций и проверки знаний, разработанных с использованием метода Пулат ещё больше улучшит активное обучение учащихся и повысит их уровень независимости. Правильное использование данных компьютерных программ способствует росту интереса и формированию положительной мотивации учащихся, создавая условия для развития, повторения и закрепления знаний и компетенций.
Автор выражает благодарность администрации сайта donishju.net за размещение компьютерных программ, разработанных методом Пулат на сайте.
1. Абдукаримов, М.Ф. Развитие творческой активности студентов вузов Республики Таджикистан при проведении лабораторных работ по предмету численных методов / М.Ф. Абдукаримов, Р.Т. Баротов // Вестник Таджикского национального университета. Серия естественных наук. -2016. - № 1-4 (216). - С. 26-35.
2. Антропова, Г.Р. Реализация тренажера самостоятельной работы на примере изучения линейной алгебры в MS EXCEL / Г.Р. Антропова, С.Н. Матвеев, Р.Г. Шакиров // Диалог культур в контексте образовательной деятельности: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редакторы Н.М. Асратян, Э.Р. Ганиев, А.Г. Мухаметшин (Набережные Челны, 20 октября 2020 г.). - Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2020. - С. 24-27.
3. Бочкарева, О.В. Методические аспекты обучения решению олимпиаднъа задач средствами электронных таблиц / О.В. Бочкарева,
B.В. Скурлатов, Ю.М. Царапкина, А.Г. Миронов, С.Г. Литке // Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - Т. 11. - № 3. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN323.pdf (дата обращения 27.07.2023). - Текст: электронный.
4. Ганичева, Е.М. Применение блоков взаимосвязанных заданий при изучении технологии работы с электронной таблицей / Е.М. Ганичева // Задачи в обучении математике, физике и информатике: теория, опыт, инновации: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию П.А. Ларичева (Вологда, 16-18 февраля 2017 г.). - Вологда, 2017. -
C. 302-305.
5. Гербеков, Х.А. Использование электронных образовательных ресурсов при обучении работе с электронными таблицами / Х.А. Гербеков, С.К. Байчорова, М.С. Лайпано-ва // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2017. - Т. 14. -№ 3. - С. 301-308. - DOI: 10.22363/23128631-2017-14-3-301-308.
6. Карташова, Л.И. Инвариантные практические задания для работы с электронными таблицами в основной школе / Л.И. Карташова, И.В. Левченко, А.Е. Павлова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2016. - № 3. - С. 49-58.
7. Карташова, Л.И. Обучение учащихся основной школы технологии работы с электронными таблицами, инвариантное относительно программных средств / Л.И. Карташова, И.В. Левченко, А.Е. Павлова // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2016. -№ 3 (37). - С. 39-46.
8. Майкова, Н.С. Методика использования электронных таблиц при обучении решению задач линейной алгебры (на примере использования матриц в задачах городского кадастра с экономическим содержанием) / Н.С. Майкова // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 3. - С. 105-108.
9. Майкова, Н.С. Методика использования электронных таблиц при обучении решению статистических задач (на примере этапов расчета кадастровой стоимости объектов оценки) / Н.С. Майкова // Современное
педагогическое образование. - 2018. - №5. -С. 107-109.
10. Мокрый, В.Ю. Моделирование структуры электронного курса по информатике в системе дистанционного обучения / В.Ю. Мокрый // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : материалы VI Международной науч. конф. (г. Красноярск, 20-23 сентября 2022 г.) : в 3 ч. Ч. 3 / под общ. ред. М.В. Носкова. -Красноярск, 2022. - С.223-227.
11. Назаров, А.П. Компьютерная поддержка проведения проверочных работ по теме «Простые числа» / А.П. Назаров // Информатика в школе. - 2020. - № 9(162). -С. 59-62.
12. Назаров, А.П. Методика преподавания информатики: учебник для ВУЗ-ов / А.П. Назаров. - Душанбе: ООО Мехродж-Граф, 2019. - 462 с. (на тадж. язык).
13. Назаров, А.П. Методические основы программирования и проверка компетенций учащихся по математике и информатике в средних общеобразовательных школах: монография / А.П. Назаров // Душанбе: ООО «Бахманруд», 2020. - 226 с. - ISBN 97899975-0-394-7 (на тадж. языке).
14. Назаров, А.П. Разработка компьютерной программы объективного контроля знаний учащихся по информатике по теме «Обыкновенные операции в электронных таблицах» / А.П. Назаров // Вестник педагогического университета. Серия 2. Педагогика и психология, методика преподавания. -2020. - № 1(1). - С. 114-120.
15. Назаров, А.П. Объективный контроль знаний учащихся при проведении самостоятельных работ по информатике с применением метода Пулат / А.П. Назаров // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2023. - Вып. 1(57). - С. 69-76. DOI: 10.24412/2079-9152-2023-57-69-76.
16. Раджабов, Т.Б. Формирование методологических знаний у учащихся в изучении школьного курса геометрии / Т.Б. Раджабов // Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе : «Сино», 2007. -№3. - С. 15-21.
17. Родионов, М.А. Пути и средства организации текущего самоконтроля младших школьников в процессе обучения математике / М.А. Родионов, Э.Х. Акчурина // Вестник По-
морского университета. Серия Гуманит. и соц. Науки.. - 2008. - №3. С. 95-98.
18. Родионов, М.А. Система адаптивного компьютерного тестирования школьников, учитывающего тип и степень их одарённости в области математики / М.А. Родионов // Информатика и образование. - 2016. - № 3. -С. 40-45.
19. Скафа, Е.И. Коррекция учебных достижений обучающихся: работа над ошибками в 5-6 классах / Е.И. Скафа, Ю.В. Абраменкова, В.А. Чебаненко // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2021. - Вып. 53. - С. 76-86. -ЕЮ1:10.24412/2079-9152-2021-53-76-86.
20. Сурхаев, М.А. Использование электронных таблиц на уроках информатики для моделирования объектов и процессов / М.А. Сухарев // Информатика и образование. -2009. - № 10. - С. 80-83.
21. Юртанова, Е.М. Теория и методика оценки качества математических знаний учащихся средних общеобразовательных учреждений : специальность 13.00.02 -Теория и методика обучения и воспитания (математика) : автореф. ... канд. пед. наук/ Юртанова Екатерина Михайловна; Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева. - Саранск, 2007. -18 с.
ACTIVATION OF STUDENTS' INDEPENDENCE AND FACILITATING THE TEACHER'S WORK DURING THE CONTROL WORK ON THE TOPIC «SPREADSHEETS» USING THE PULAT METHOD
Nazarov Ahtam,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni, Dushanbe, Republic of Tajikistan
Abstract. This article discusses the technology for developing a computer program using the Pulat method for conducting computer science tests on the topic of spreadsheets. The activation of independent activity of students in solving problems of control work is considered. The technology of facilitating the work of the teacher during the control work is substantiated. The topic of the test is aimed at an objective assessment of the knowledge, skills and abilities of students in the application of filters, data sampling and some standard functions of spreadsheets. The developed computer program has a practical orientation. It can be used to conduct tests directly in the classroom, as well as at home for independent exercise and enhancing student independence. It can also be used in competitions on informatics. A positive aspect of using computer programs built using the Pulat method is to increase the interest of students in mathematics and computer science, the development and strengthening of their skills. It awakens in students the principles of individual discussion, scientific and logical conclusions, and also ensures the independence of verification. This in itself leads to an objective assessment of students' knowledge and competence in the field of mathematics and computer science.
Keywords: activation, independence, Pulat method, spreadsheet, computer program.
For citation: Nazarov A. (2023). Activation of students' independence and facilitating the teacher's work during the control work on the topic «Spreadsheets» using the Pulat method. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 3(59), pp. 70-79. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.24412/2079-9152-2023-59-70-79.
Статья представлена профессором Е.И. Скафой.
Поступила в редакцию 05.08.2023