Научная статья на тему 'Активизация ресурсов граждан старшего поколения - получателей социальных услуг (итоги экспертного опроса)'

Активизация ресурсов граждан старшего поколения - получателей социальных услуг (итоги экспертного опроса) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
403
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ПОЛУЧАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ РЕСУРСЫ ЧЕЛОВЕКА СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ / СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСОВ ЧЕЛОВЕКА СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОСИЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / OLDER GENERATION CITIZEN / RECIPIENT OF SOCIAL SERVICES / INTERNAL AND EXTERNAL RESOURCES OF THE OLDER GENERATION / WAYS AND MEANS OF ACTIVATING RESOURCES OF OLDER GENERATION / PERSONAL DEVELOPMENT / FEASIBLE SOCIAL ACTIVITY / EXPERT SURVEY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вдовина Маргарита Владимировна

В статье рассмотрена актуальная в связи с постарением населения проблема выявления и рационального использования ресурсов граждан старшего поколения, прежде всего направленных на их личностное развитие и повышение посильной социальной активности. В современной социальной работе также весьма значима задача активизации ресурсов получателей социальных услуг для того, чтобы привлекать их возможности для самопомощи и даже взаимопомощи. В работе приведены результаты собственного социологического опроса экспертов, работающих с гражданами старшего поколения, о том, какими возможностями располагают получатели социальных услуг и как эти возможности можно использовать во благо самих людей старшего поколения и тех, кто их окружает. Среди наиболее значимых ресурсов специалистами названы: личностный потенциал человека (хороший характер, крепкая память, логическое мышление, развитый интеллект, коммуникабельность, чувство юмора, активная жизненная позиция, позитивный эмоциональный настрой, стремление к обучению и т. п.); родственники и их забота о человеке старшего поколения, его способность быть полезным своим близким; психосоматические возможности человека (хорошее состояние здоровья, сохранные слух и зрение, психическая сохранность, генетически заложенное долголетие, способность к самообслуживанию). Для активизации этих и подобных ресурсов специалистами были предложены такие способы, как мотивация и убеждение, участие граждан старшего поколения в мероприятиях программы «Активное долголетие», организация иных мероприятий, позволяющих этим людям почувствовать себя значимыми. Особое внимание, как полагают многие эксперты, следует уделять привлечению родных и близких к активизации ресурсов получателей услуг старшего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activation of Resources of Older Generation Citizens - Recipients of Social Services (the expert survey results)

The problem of identification and rational usage of resources of the older generation citizens, primarily aimed at their personal development and increase of feasible social activity in connection with the aging of the population is considered in the paper. In modern social work, the task of activation the resources of recipients of social services is also very significant in order to attract their opportunities for self-help and even mutual assistance. The results of original sociological survey of experts working with citizens of the older generation, what opportunities are available to recipients of social services and how these opportunities can be used for the benefit of the older generation and those around them are presented in the paper. Among the most significant resources experts named: personal potential of a person (good character, strong memory, logical thinking, advanced intelligence, sociability, sense of humor, active life position, positive emotional attitude, learning desire, etc.); relatives and their care of the person of the older generation, his ability to be useful to the closest people; psychosomatic capabilities of a person (good health, preserved hearing and vision, mental safety, genetically inherent longevity, the ability to self-service). To activate these and similar resources, experts have proposed such methods as motivation and persuasion, participation of older generation citizens in the activities of the program “Active longevity”, the organization of other activities that allow these people to feel important. Special attention, as many experts believe, should be paid to the involvement of relatives and friends to activate the resources of the recipients of older generation services.

Текст научной работы на тему «Активизация ресурсов граждан старшего поколения - получателей социальных услуг (итоги экспертного опроса)»

УДК 316.014

Вдовина Маргарита Владимировна

доктор социологических наук, профессор кафедры социальных технологий Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы

Vdovina Margarita Vladimirovna

D.Phil. in Sociology, Professor, Social Technologies Department, Institute of Further Professional Training of Social Workers

АКТИВИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ -ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ (ИТОГИ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА)

ACTIVATION OF RESOURCES OF OLDER GENERATION CITIZENS - RECIPIENTS OF SOCIAL SERVICES

Аннотация:

В статье рассмотрена актуальная в связи с постарением населения проблема выявления и рационального использования ресурсов граждан старшего поколения, прежде всего направленных на их личностное развитие и повышение посильной социальной активности. В современной социальной работе также весьма значима задача активизации ресурсов получателей социальных услуг для того, чтобы привлекать их возможности для самопомощи и даже взаимопомощи. В работе приведены результаты собственного социологического опроса экспертов, работающих с гражданами старшего поколения, о том, какими возможностями располагают получатели социальных услуг и как эти возможности можно использовать во благо самих людей старшего поколения и тех, кто их окружает. Среди наиболее значимых ресурсов специалистами названы: личностный потенциал человека (хороший характер, крепкая память, логическое мышление, развитый интеллект, коммуникабельность, чувство юмора, активная жизненная позиция, позитивный эмоциональный настрой, стремление к обучению и т. п.); родственники и их забота о человеке старшего поколения, его способность быть полезным своим близким; психосоматические возможности человека (хорошее состояние здоровья, сохранные слух и зрение, психическая сохранность, генетически заложенное долголетие, способность к самообслуживанию). Для активизации этих и подобных ресурсов специалистами были предложены такие способы, как мотивация и убеждение, участие граждан старшего поколения в мероприятиях программы «Активное долголетие», организация иных мероприятий, позволяющих этим людям почувствовать себя значимыми. Особое внимание, как полагают многие эксперты, следует уделять привлечению родных и близких к активизации ресурсов получателей услуг старшего поколения.

Summary:

The problem of identification and rational usage of resources of the older generation citizens, primarily aimed at their personal development and increase of feasible social activity in connection with the aging of the population is considered in the paper. In modern social work, the task of activation the resources of recipients of social services is also very significant in order to attract their opportunities for self-help and even mutual assistance. The results of original sociological survey of experts working with citizens of the older generation, what opportunities are available to recipients of social services and how these opportunities can be used for the benefit of the older generation and those around them are presented in the paper. Among the most significant resources experts named: personal potential of a person (good character, strong memory, logical thinking, advanced intelligence, sociability, sense of humor, active life position, positive emotional attitude, learning desire, etc.); relatives and their care of the person of the older generation, his ability to be useful to their loved ones; psychosomatic capabilities of a person (good health, preserved hearing and vision, mental safety, genetically inherent longevity, the ability to self-service). To activate these and similar resources, experts have proposed such methods as motivation and persuasion, participation of older generation citizens in the activities of the program "Active longevity", the organization of other activities that allow these people to feel important. Special attention, as many experts believe, should be paid to the involvement of relatives and friends to activate the resources of the recipients of older generation services.

Ключевые слова:

гражданин старшего поколения, получатель социальных услуг, внутренние и внешние ресурсы человека старшего поколения, способы активизации ресурсов человека старшего поколения, личностное развитие, посильная социальная активность, экспертный опрос.

Keywords:

older generation citizen, recipient of social services, internal and external resources of the older generation, ways and means of activating resources of older generation, personal development, feasible social activity, expert survey.

В современной социальной работе значительное внимание уделяется активизации ресурсов получателей социальных услуг (далее - ПСУ). Смысл данного подхода заключается в том, что специалист по возможности не вместо, а вместе с получателем социальных услуг старается решить его проблемы и преодолеть трудную жизненную ситуацию, в которой оказался получатель. Для этого часто необходимо активизировать те ресурсы, которыми он располагает.

Под ресурсом принято понимать все то, что применяется целевым образом, в том числе то, что используется при целевой деятельности человека, и саму деятельность, а также характеристику созданной людьми продукции; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат [1].

Как отмечает Е.В. Балацкий, вся жизнь человека представляет собой манипулирование некими базовыми ресурсами, которыми он располагает. Поэтому перед многими социологами стоит проблема определения набора базовых жизненных ресурсов личности, которые определяют ее место в социуме [2, с. 124].

В современном «стареющем» обществе весьма актуальной является проблема выявления и рационального использования ресурсов лиц старшего поколения. Число россиян старше трудоспособного возраста, согласно среднему варианту прогноза Федеральной службы государственной статистики, за период с 2019 по 2035 г. вырастет с 25,9 до 30,1 % от общей численности населения [3]. Это чрезвычайно серьезные показатели, которые заставляют ученых и практиков искать решения многочисленных проблем, связанных с постарением населения, включая то, какими ресурсами располагают граждане старшего поколения и каким образом можно активизировать эти возможности.

Согласно утвержденной Правительством РФ «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [4], с учетом особенностей продолжительности жизни, состояния здоровья и пенсионной системы к гражданам старшего поколения условно относятся: граждане с 60 до 64 лет (это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность); граждане с 65 лет до 80 лет (это обычно люди менее активные, многим из которых требуется медицинская помощь и социальные услуги); граждане старше 80 лет (как правило, люди имеющие множественные проблемы со здоровьем и зачастую нуждающиеся в уходе и помощи). Такая градация, как отмечается в Стратегии, достаточно условна, так как люди старшего поколения в любом возрасте могут быть как физически и социально активными, так и нуждающимися в уходе и помощи; как материально обеспеченными, так и нуждающимися в финансовой поддержке; осуществляющими либо не осуществляющими трудовую деятельность; проживающими в семье, получающими помощь от родственников или одинокими; имеющими либо не имеющими инвалидность. Соответственно, политика в отношении граждан старшего поколения должна учитывать это разнообразие, а меры в отношении таких граждан должны быть дифференцированы в зависимости от потребностей и потенциала различных возрастных групп лиц старшего поколения.

Как справедливо подчеркивает президент Европейской федерации пожилых людей Дирк Йарре (Dirk Jarré), необходимо серьезно переосмыслить восприятие старшего возраста как состояния упадка, ограничений и потери способностей и перейти к новой парадигме, заключающейся в поиске и осознании продолжающегося в старости развития человеческих способностей и даже возрастающих возможностей людей старшего поколения. Подобный подход не исключает учета особых нужд лиц старших возрастов, но обеспечит им достойное положение в обществе и значительно улучшит качество их жизни. Политика, экономика, гражданское общество, наука должны, по его мнению, действовать в соответствии с пониманием старения, основанным на достоинстве и уважении людей старшего поколения, продвигаться по пути развития поддерживающих и стимулирующих мер, позволяющих обществу получить выгоду из потенциалов этих людей, не пренебрегая их личными обстоятельствами и потребностями [5, c. 79, 80].

Г.П. Медведева, Т.Е. Демидова и др. отмечают, что, безусловно, человек меняется на протяжении своей жизни, меняются его мировоззрение, место и роль в обществе и семье, потребности и возможности, нуждаемость в содействии для удовлетворения потребностей. В решении проблем граждан старшего поколения необходимо руководствоваться как их интересами, так и интересами социума. При этом многие лица старших возрастов указывают на наличие у них широкой сети регулярно возобновляющихся социальных контактов, активного коммуникационного поля как на условие сохранения здоровой психики и адаптивного потенциала. Наличие творческих увлечений не только скрашивает досуг стареющей личности, но и позволяет ей реализовать свой потенциал и повысить самооценку. Многофакторность процесса старения определяет наличие многочисленных индивидуальных стратегий, вырабатываемых самими людьми старшего поколения и позволяющих им выстраивать собственные пути самореализации в старости, компенсируя недостаток одних условий увеличением значимости других [6, с. 6, 8, 245, 246].

Мы разделяем убежденность И.А. Григорьевой, И.Л. Сизовой и их коллег в том, что сегодня с разработкой технологий реабилитации «подход заботы», неизбежно ставящий граждан старшего поколения в положение «объектов заботы», станет смягчаться и гуманизироваться. Они подчеркивают, что в дальнейшем будет развиваться «подход развития» к старению. Предоставление возможностей для участия этих людей в различных формах деятельности, направленных

на включенность в принятие решений, затрагивающих их интересы, - важнейшая задача современной России. Создание долгосрочных, равноправных, а не клиентских отношений граждан старшего поколения с государством может принести значимые результаты как для самой этой возрастной группы, так и для общества в целом [7, с. 6, 134].

На наш взгляд, продуктивна точка зрения И.С. Романычева о том, что должна приветствоваться любая конструктивная инициатива людей старшего поколения по развитию их занятости, в том числе на общественной работе, по активизации межпоколенческого диалога, сохранению исторической памяти, по активизации самопомощи и взаимопомощи в среде лиц старших возрастов. Потому что страшно не само демографическое старение, а низкое качество старости в современном мире. Повышение социальной активности граждан старшего поколения, использование их культурного и социального потенциала служит залогом прогресса социума в сторону высокого качества жизни и социальной солидарности [8, с. 93].

Поскольку ресурсы, которыми может располагать человек старшего поколения, весьма разнообразны, рассмотрим их типологизацию.

- По тому, принадлежат ресурсы самой личности либо находятся за ее пределами, можно условно разделить их на внутренние (например, особенности характера человека) или внешние (удобное место жительства рядом с хорошо развитой инфраструктурой).

- Исходя из того, что человек - существо биопсихосоциальное, можно выделить биологические ресурсы (здоровье, физические возможности и т. п.), психические ресурсы (хорошая память, творческие способности и т. д.), социальные ресурсы (надежный доход, полезные связи/знакомства и др.).

- По осязаемости можно выделить ресурсы вполне осязаемые, материальные (вещи, продукты, деньги и т. п.) и неосязаемые, духовные (умение красиво говорить, настойчивость и целеустремленность и т. д.). Также представляется, что с учетом цифровизации современной жизни можно говорить о ресурсах реальных и виртуальных.

- По критерию возобновляемости можно говорить о ресурсах, которые после утраты возможно восстановить либо, напротив, практически невозможно. Очевидно, что такая возобновля-емость зависит от того, какой ресурс был утрачен, кем, насколько, при каких обстоятельствах, какие есть возможности его восстановления и т. д.

- Отталкиваясь от содержательных особенностей ресурсов, их можно типологизировать на временные, информационные, людские, технические, финансовые, интеллектуальные и др.

- В зависимости от того, обладал человек ресурсами с рождения или они обретены им в течение жизни, можно говорить о врожденных возможностях (генетически заложенное долголетие) и приобретенных ресурсах. Последнее указывает на возможность расширения ресурсов индивида, в том числе целенаправленного преумножения его возможностей.

В современном обществе бытует мнение о пожилых и старых людях как о «беспомощных», «зависимых», «обременительных» и т. п. Бесспорно, это ошибочные стереотипы. Ресурсы лиц старшего поколения, конечно, вариативны, но тем не менее они существуют. Другой вопрос -насколько продуктивно эти ресурсы используются самими людьми старшего поколения, их ближайшим окружением, обществом в целом. Особенно если речь идет о пожилых и старых получателях социальных услуг, которые по определению частично или полностью утратили способности к самообслуживанию. При этом не вызывает сомнений и то, что по мере старения ресурсы личности и ее социального окружения тоже меняются.

Для уточнения ответов на эти и подобные вопросы в 2019 г. нами был проведен опрос 144 экспертов, осуществляющих социальную работу с лицами старших возрастных групп в государственных организациях социального обслуживания города Москвы. В числе экспертов были представлены 97 социальных работников, оказывающих социальные услуги людям старшего поколения на дому; 19 специалистов по социальной работе из центров социального обслуживания, содействия семейному воспитанию и психоневрологических интернатов; 12 медицинских сестер, работающих в пансионатах для ветеранов; 6 заведующих отделениями социального обслуживания на дому; 4 специалиста отделов социальных коммуникаций и активного долголетия; 2 психолога пансионатов для ветеранов; 2 заведующих отделениями социальной реабилитации инвалидов; 1 заведующий отделением милосердия психоневрологического интерната; 1 заведующий отделом по семейному сопровождению центра содействия семейному воспитанию. Названные эксперты обладают опытом работы как с одинокими людьми старшего поколения, так и с теми, кто имеют родственников (в том числе выступают опекунами внуков).

Сведения о том, какие ресурсы старшего поколения чаще всего были названы экспертами, представлены в таблице 1. Так как вопросы были поставлены в открытой форме (без готовых вариантов ответов), эксперты сами формулировали ответы, и в таблице приведены наиболее

типичные формулировки. Сумма ответов превышает 100 %, поскольку один эксперт мог предложить несколько вариантов.

Таблица 1 - Наиболее часто называемые участниками экспертного опроса ресурсы лиц старшего поколения - получателей социальных услуг_

Число экспертов, Доля экспертов,

Ресурсы, названные экспертами указавших назвавших

на данный ресурс ресурс, %

Личностный потенциал (хороший характер, крепкая память, логическое мышление, развитый интеллект, коммуникабельность, 79 54,9

чувство юмора, активная жизненная позиция, позитивный эмо-

циональный настрой, стремление к обучению и т. п.)

Дети, внуки, другие родственники и их забота о человеке старшего поколения, способность быть полезным своим близким 58 40,3

Психосоматические возможности (хорошее состояние

здоровья, сохранные слух и зрение, сила нервной системы, 56 38,9

психическая сохранность, генетически заложенное долголетие, способность к самообслуживанию)

Жизненный опыт, мудрость и желание ими поделиться 47 32,6

Материальные ресурсы и умение правильно ими распоряжаться (денежные сбережения, пенсия, другие доходы - 40 27,8

доплаты, льготы, деньги от сдачи дополнительной жилпло-

щади в аренду и т. д.)

Профессиональные, трудовые навыки (в том числе знание

иностранного языка, умение играть на музыкальном инстру- 35 24,3

менте, читать лекции и т. п.)

Увлечения, хобби, интересы и возможность их реализовать 32 22,2

Бытовые навыки (по приготовлению пищи, уборке, шитью, 27 18,8

вязанию, выпечке, ремонту, строительству и др.)

Удобное место жительства и развитая инфраструктура (до- 27 18,8

ступные магазины, аптеки, общественный транспорт и т. д.)

Творческие способности (умение петь, танцевать, рисовать, вы- 25 17,4

шивать, изготавливать поделки, писать стихи, рассказы и т. д.)

Образование, знания 24 16,7

Социальное окружение, круг общения, полезные связи 23 16,0

Друзья и близкие знакомые, желание и возможность общения 22 15,3

с ними

Свободное время, способность правильно его использовать 20 13,9

Социальная поддержка (со стороны социальных, патронажных работников, общественных организаций и т. д.) 15 10,4

Владение компьютером и иной современной цифровой техникой 14 9,7

Стремление к самореализации, самообразованию, желание

заняться тем, на что раньше не было времени, умение найти себе занятие 13 9,0

Хорошее медицинское обслуживание 10 6,9

Наличие личного транспорта 10 6,9

Помощь соседей 9 6,3

Как видно из таблицы, эксперты обращают внимание прежде всего на внутренние ресурсы человека старшего поколения, связанные с особенностями его характера и высших психических функций, возможностями психосоматического здоровья, опытом и личной убежденностью в необходимости правильно использовать те возможности, которыми располагает личность (54,9 % -личностный потенциал, 38,9 % - психосоматические возможности, 32,6 % - жизненный опыт, мудрость и желание ими поделиться).

Из внешних ресурсов преобладают семейно-родственные - в первую очередь конструктивные связи с детьми и внуками, потенциал взаимопомощи и общения с ними (40,3 %).

Немаловажное значение эксперты придают ресурсам материальным (27,8 %) и совокупности духовных ресурсов, например профессиональным и трудовым навыкам (24,3 %), увлечениям, хобби, интересам людей старшего поколения и, что весьма существенно, возможностям их реализации (22,2 %).

Из тех ресурсов, которые не вошли в таблицу, можно обратить внимание на такие упомянутые экспертами ресурсы граждан старшего поколения, как возможности посещения музеев, выставок, концертов, театров, экскурсий и др. (4,2 %). Такое посещение определяется наличием свободного времени и льготных билетов как меры социальной поддержи пенсионеров. Однако

не все получатели социальных услуг в силу ограниченных возможностей здоровья, передвижения и самообслуживания пользуются такими возможностями. По той же причине не для всех людей старшего поколения доступны спортивно-оздоровительные мероприятия (4,9 %), посещение бассейна (2,8), трудоустройство (2,1), прогулки на свежем воздухе (1,4), дача (1,4), посещение храма (0,7), походы в лес за грибами и ягодами (0,7), рыбалка (0,7), туризм (0,7), участие в хоровом пении (0,7), геронтоволонтерство (посильная помощь окружающим) (0,7 %).

Для многих из получателей социальных услуг более реальными представляются такие из названных экспертами ресурсов, как просмотр спортивных и общественно-политических телепередач (5,6 %), чтение книг и журналов (4,9), правовая и иная информационная осведомленность (4,9), решение кроссвордов (2,8), разведение комнатных растений, цветов (2,8), поддержание телефонных контактов с бывшими коллегами (2,1), радионовости (2,1), общение с домашними животными (1,4), воспоминания (1,4), адекватное восприятие своего нынешнего социального и физического положения (0,7), настольные игры (0,7 %). Эти и подобные им ресурсы позволяют людям старшего поколения, среди которых много тех, кому трудно выйти из дома, поддерживать свое физическое, психологическое и социальное долголетие, чувствовать себя в тонусе, нужными окружающим, вести относительно независимую жизнь и ощущать свое достоинство.

Среди упомянутых экспертами преобладают ресурсы, приобретенные гражданами преклонных лет на протяжении их долгой жизни, - жизненный опыт и мудрость (32,6 %), материальные ресурсы (денежные сбережения, жилье и т. д.) (27,8), профессиональный опыт (24,3), бытовые умения и навыки (18,8), знания (16,7), полезные социальные связи (16,0 %) и т. п. (см. таблицу 1). Однако участники опроса не забывают и о врожденных возможностях личности, говоря о силе нервной системы, генетическом долголетии, способностях к творчеству - умении петь, писать стихи и т. д. При этом любые ресурсы лиц старшего поколения нуждаются в максимально возможном сохранении, поддержке, активизации и развитии.

Рассмотрим способы активизации ресурсов получателей социальных услуг старшего поколения, предложенные экспертами. На рисунке 1 показаны наиболее часто называемые специалистами способы, а также доля экспертов, указавших тот или иной способ. Так как опрошенные могли дать несколько ответов, их сумма превышает 100 %. Ответы формулировали сами эксперты.

Помощь ПСУ в активизации их ресурсов (консультирование, рекомендации и т. п.)

Стимулирование, поощрение к активности

Мотивация, убеждение, примеры

Мероприятия программы «Активное долголетие» (кружки, мастер-классы, экскурсии и др.)

Развитие связей поколений

Организация мероприятий, дающих ПСУ возможность почувствовать себя значимыми Привлечение родных и близких к активизации ресурсов ПСУ

Целенаправленное выявление ресурсов ПСУ

Содействие общественно полезной деятельности ПСУ

Самостоятельное занятие физкультурой, иностранным языком и т. п.

Здоровый образ жизни

0 5 10 15 20 25 30

Рисунок 1 - Наиболее часто называемые экспертами способы активизации ресурсов лиц старшего поколения - получателей социальных услуг, %

Как видим из рисунка 1, 25,8 % экспертов обращают внимание на необходимость помощи людям старшего поколения в активизации ресурсов, создании необходимых для этого условий. Эта помощь может проявляться в виде информирования получателей услуг о возможностях использования своего потенциала, консультирования, рекомендаций, обеспечения телефоном, ноутбуком, техническими средствами реабилитации, реабилитационными мероприятиями, вовлечения в конструктивную деятельность, особенно в начале процесса активизации. Эксперты также

уделяют большое внимание стимулированию, повышению самооценки и поощрению к активности получателя услуг (25,0 %), мотивации, приведению позитивных примеров и убеждению (19,5 %).

Существенную роль эксперты отводят мероприятиям программы «Активное долголетие», например мастер-классам, кружкам, экскурсиям и другим способам активизации ресурсов людей старшего поколения (13,2 %). 12,6 % указывают на развитие связи поколений (наставничество и обмен опытом с молодежью, внуками). Также 12,5 % респондентов отмечают организацию мероприятий, позволяющих получателям социальных услуг почувствовать себя значимыми, а также добавляют, что необходимо обеспечить эти мероприятия, например, транспортом и т. д.

11,8 % опрошенных ратуют за привлечение родных и близких к активизации ресурсов ПСУ. Столько же экспертов отмечают важность целенаправленного выявления ресурсов получателя услуг для того, чтобы узнать его желания и предпочтения, предложить интересное и способствовать самореализации.

11,1 % отмечает необходимость содействия посильной общественной активности граждан старшего поколения. 8,3 % опрошенных указывают на важность самостоятельных занятий получателей услуг оздоровительной физкультурой, иностранным языком, реализацией творческих проектов и т. п.; поддержания здоровья (ЗОЖ, ЛФК, массаж и т. п.) для активизации ресурсов (7,0 %). Ряд экспертов (7,0 %) предлагает людям старшего поколения и их родственникам обратиться за поддержкой в реализации своих ресурсов к социальному работнику, который может помочь сопроводить их активность.

По 6,9 % обращают внимание на значимость целенаправленной организации конструктивных встреч, общения (в том числе с использованием социальных сетей), а также стимулирования людей старших возрастов к посильным действиям в домашнем хозяйстве - приготовить себе, помыть посуду, убрать мусор, что-либо сшить и т. д.

Ответы каждого эксперта о возможных путях и способах активизации ресурсов представляют определенную ценность. Поэтому не менее интересными представляются и такие предложения опрошенных специалистов, как самостоятельное объединение лиц старшего поколения в кружки и клубы по интересам (6,3 %); психологические тренинги личностного роста для этих граждан (4,9 %); совместное с человеком старшего поколения приготовление пищи, выпечка (4,9 %). Позволяют, по мнению экспертов, реализовать способности получателей услуг разгадывание кроссвордов; написание стихов, рассказов, издание сборников; развитие познавательных навыков и самообразования; геронтоволонтерство; привлечение некоторых людей старшего поколения к репетиторству или к посильной помощи родственникам (приглядеть за маленькими внуками, проводить/встретить их из школы, сделать вместе с ними уроки и т. д.) (по 4,2 %).

Таким образом, практически каждый получатель социальных услуг старшего поколения, как показывает проведенный опрос экспертов, располагает теми или иными ресурсами, как внутренними, так и внешними. Активизация данных ресурсов сопряжена и с внутренними побуждениями самого человека, и в достаточной мере с усилиями специалистов. Последние целенаправленно помогают гражданину старшего поколения распознать свои способности, понять возможности их успешной реализации. Профессионалы сопровождают собственные усилия получателей социальных услуг и их родных и близких, преумножая тем самым позитивный эффект социальной работы с конкретным человеком.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки:

1. Ресурс [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ресурс (дата обращения: 28.11.2019).

2. Балацкий Е.В. Теория жизненных ресурсов: модели и эмпирические оценки // Мониторинг общественного мнения. 2007. № 2 (82). С. 124-133.

3. Демография [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт. URL: https://www.gks.ru/folder/12781 (дата обращения: 28.11.2019).

4. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г. [Электронный ресурс] : утв. Распоряжением Правительства РФ от 5 февр. 2016 г. № 164-р // Правительство Российской Федерации : офиц. сайт. URL: http://static.government.ru/media/files/7PvwlIE5X5KwzFPuYtNAZf3aBz61 bY5i.pdf (дата обращения: 19.12.2019).

5. Йарре Д. Вызовы стареющего общества: эффективная реализация потенциала пожилого человека // На пути устойчивого развития общества и социального благосостояния: поиск ответов на вызовы современности : материалы международной конференции (Москва, 18-19 мая 2017 г.) / под ред. Е.И. Холостовой ; сост. и пер. с англ. Н.Ф. Ригина. М., 2017. С. 77-81.

6. Социальная работа с пожилыми людьми : монография / Т.Е. Демидова [и др.] ; под общ. ред. Г.П. Медведевой. М., 2018. 258 с.

7. Старения больше не будет : монография / И.А. Григорьева, И.Л. Сизова, Л.А. Видясова, А.В. Дмитриева, О.А. Парфенова, И.С. Петухова. СПб., 2018. 136 с.

8. Романычев И.С. Социальная адаптация пожилого человека в современной городской среде // Отечественный журнал социальной работы. 2019. № 2. С. 86-93.

References:

Balatsky, EV 2007, 'Theory of Vital Resources: Models and Empirical Estimates', Monitoring obschestvennogo mneniya, no. 2 (82), pp. 124-133, (in Russian).

Demidova, TE & Medvedeva, GP (ed.) 2018, Social Work With Senior People, Moscow, 258 p., (in Russian).

Grigoryeva, IA, Sizova, IL, Vidyasova, LA, Dmitrieva, AV, Parfenova OA & Petukhov, IS 2018, Ageing Will No Longer Be, St. Petersburg, 136 p., (in Russian).

Jarré, D 2017, 'Challenges of an Ageing Society: Benefitting From the Potential of Older Persons', in EI Kholostova (ed.) & NF Rigina (comp. & trans.), Human Well-Being, Social Cohesion and Sustainable Development: The Quest for the Response to Contemporary Challenges, Moscow, pp. 77-81, (in Russian).

Romanichev, IS 2019, 'Social Adaptation of an Elderly Person in a Modern Urban Environment', Otechestvenny zhurnal sotsialnoy raboty, no. 2, pp. 86-93, (in Russian).

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Дубина Юлия Юрьевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.