Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ'

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
географические информационные системы / экологическое образование / экологическое картографирование / geographical information systems / environmental education / environmental mapping

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.А. Темирджанов

В статье рассмотрены преимущества использования географических информационных систем в экологическом образовании и формировании экологической культуры школьников. Функциональные возможности геоинформационных систем позволяют моделировать природные и техногенные процессы, рассчитывать оптимальные варианты допустимого преобразования природной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENSIFICATION OF THE PROCESS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF GEOGRAPHICAL INFORMATION SYSTEMS

The article considers the advantages of using geographical information systems in environmental education and the formation of environmental culture of schoolchildren. The functionality of geographic information systems allows you to model processes occurring in nature, assess the real state of ecosystems and, on this basis, calculate the optimal options for permissible anthropogenic impact on the environment for environmental management.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Р.А. Темирджанов, студент

Научный руководитель: М.Н. Чомаева, канд. пед. наук, доцент Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева (Россия, г. Карачаевск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-1-121-123

Аннотация. В статье рассмотрены преимущества использования географических информационных систем в экологическом образовании и формировании экологической культуры школьников. Функциональные возможности геоинформационных систем позволяют моделировать природные и техногенные процессы, рассчитывать оптимальные варианты допустимого преобразования природной среды.

Ключевые слова: географические информационные системы, экологическое образование, экологическое картографирование.

В период угрозы экологического кризиса особенно актуальным становится поиск возможностей формирования экологической культуры подрастающего поколения инновационными способами. Необходимо осознание человеком качественно нового соотношения биотических и социальных сил на планете [6].

В настоящее время широкое развитие получили географические информационные системы (ГИС), использование которых может активизировать развитие процесса формирования экологической культуры школьников на более эффективном уровне. Современный уровень образования предполагает переход от традиционного обучения на развитие у обучающихся творческого мышления и социальной активности, которое будет соответствовать образованиу для устойчивого развития [3, 1].

На основе трудов С.В. Дерябо, А.Н. За-хлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной и И.В. Цветковой понятие «экологическая культура» представляется как совокупность: «1) практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего взаимовыгодное гармоничное развитие системы «природа -человек - общество»; 2) экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности;

3) взглядов на природу и осознанного отношения к ней, отражающуюся на поведении человека и всей его практической деятельности» [4].

Вопросы экологического образования и воспитания общества может решить соответствующая образовательная система, которая будет способствовать предотвращению многих экологических проблем [7, 8,

9].

Основными задачами формирования экологической культуры школьников являются следующие:

- обеспечение усвоения знаний о единстве природы, закономерностях природных явлений, о взаимодействии природы, общества и человека; об основных экологических проблемах, путях и способах их решения; развитие интеллектуальных и практических умений по изучению и оценке условий природопользования и улучшению состояния окружающей среды;

- воспитание аксеологической ориентации личности в сфере экологии, мотивов и потребностей, привычек соответствующего поведения и деятельности, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

- развитие способностей к практическому анализу и прогнозу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов разрешения экологиче-

ских проблем; нравственно-эстетического восприятия жизненной среды; воспитание духовных качеств личности, способной поступать по совести в общении с природой и людьми.

Для выполнения этих задач, необходимо внедрение ГИС в учебно-воспитательный процесс. Использование ГИС при выполнении проектных работ, составлении географических карт и банков данных, анализе экологической ситуации, способствует повышению информативной емкости и учебного содержания, наглядности в демонстрации процессов и явлений, происходящих в окружающей природной среде и формированию экологической культуры. Геоинформационные технологии позволяют наиболее достоверно и быстро провести оценку и прогноз антропогенного воздействия на окружающую среду [6].

Геоинформационые системы или географические информационные системы (Geographic (или Geographical) Information Systems) - это системы управления базами данных, предназначенные для работы с координатно-привязанной информацией.

Отличительной особенностью ГИС, от других информационных технологий, является связь обычных данных (атрибутивной информации) с электронными картами, т.е. мощными графическими средствами.

Использование ГИС позволяет провести оценку фактического состояния окружающей среды и затем произвести расчеты допустимого антропогенного воздействия ландшафты [2].

Этапы информационного анализа экологических данных следующие: 1) сбор необходимых данных о предмете исследования: 2) первичная обработка и структуризация; 3) заполнение базы данных и статистический анализ; 4) моделирование поведения экосистем; 5) экспертное оценивание; 6) выявление закономерностей и прогнозирование экологических последствий; 7) рекомендации по охране окружающей среды [5].

Экологические ГИС представляют собой информационные системы, которые позволяют обрабатывать большой объем пространственно-координированной информации; поддерживают базы данных для широкого класса географических объектов; обладают возможностью быстрой настройки системы на решение разнообразных задач и способностью «воспринимать» и обрабатывать разнообразные сценарии геоэкологических ситуаций.

С помощью ГИС учащиеся проводят сбор, хранение и обработку фактографической и картографической информации: о характере и степени экологических нарушений естественного и техногенного происхождения; об общих экологических нарушениях в определенных сферах человеческой деятельности; об использовании природных ресурсов [6].

Старшеклассники анализируют изменения окружающей среды под влиянием природных и техногенных факторов, предлагают меры по рациональному использованию и охране водных, земельных, атмосферных, минеральных и энергетических ресурсов, по снижению ущерба и предотвращению техногенных катастроф, обеспечению безопасного проживания людей и охране их здоровья.

И, наконец, поскольку создание бумажных карт с помощью ГИС значительно упрощается и удешевляется, появляется возможность получения большого количества разнообразных экологических карт, что расширяет возможности и широту охвата программ и курсов экологического образования. Ввиду простоты копирования и производства картографической продукции ее может использовать практически любой ученый, преподаватель, студент или учащийся. Более того, стандартизация формата и компоновки базовых карт служит основой для сбора и демонстрации данных, получаемых учащимися и студентами, обмена данными между учебными заведениями и создания единой базы по регионам и в национальном масштабе.

Библиографический список

1. Иванкова Т.В., Кипкеева П.А., Потапенко Ю.Я. Геоэкологическая оценка природной среды - необходимое звено природно-хозяйственного планирования устойчивого развития горных территорий (на примере Карачаево-Черкесии) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2017. № 4. С. 76-82.

2. Иванкова Т.В., Кипкеева П.А., Потапенко Ю.Я. Природно-хозяйственные структуры малых речных бассейнов горного рельефа и пути их развития: инновации, оптимизация или реставрация // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2018. Т. 26. № 1 (89). С. 67-75.

3. Кипкеева П.А. Методы, приемы, средства экологического воспитания и формирования экологической культуры учащихся // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 1. С. 51-56.

4. Кипкеева П.А. О содержании понятия «эколого-географическая культура» и сохранении культурного наследия Карачаево-Черкесии / В сборнике: Материалы II кавказского экологического форума. Сборник материалов. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»; Ответственный редактор Х.Л.-А. Сайдаев. 2015. С. 112-116.

5. Кипкеева П.А. Оптимизация эколого-географического образования в Карачаево-Черкесии // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. 2013. №4 (176). С. 99-103.

6. Кипкеева П.А. Реализация основ и принципов эколого-географического образования молодежи и школьников Карачаево-Черкесии средствами геоинформационных систем: диссертация ... кандидата географических наук : 25.00.36 / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2013

7. Чомаева М.Н. Аспекты формирования экологической культуры // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №11-1 (50). С. 64-66.

8. Чомаева М.Н. Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Карачаевск, 2004.

9. Чомаева М.Н. Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Карачаево-Черкесский государственный педагогический университет. Карачаевск, 2004.

INTENSIFICATION OF THE PROCESS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF GEOGRAPHICAL INFORMATION SYSTEMS

R.A. Temirjanov, Student

Supervisor: M.N. Chomaeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Aliyev Karachay-Cherkess state University (Russia, Karachayevsk)

Abstract. The article considers the advantages of using geographical information systems in environmental education and the formation of environmental culture of schoolchildren. The functionality of geographic information systems allows you to model processes occurring in nature, assess the real state of ecosystems and, on this basis, calculate the optimal options for permissible anthropogenic impact on the environment for environmental management.

Keywords: geographical information systems, environmental education, environmental mapping.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.