Научная статья на тему 'Активизация познавательно-профессиональной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Анестезиология-реаниматология»'

Активизация познавательно-профессиональной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Анестезиология-реаниматология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ-РЕАНИМАТОЛОГИЯ / STUDENT LEARNING / CASE STUDY TECHNOLOGY / ANESTHESIOLOGY-RESUSCITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Говорова Наталья Валерьевна

Разработана кейс-технология преподавания анестезиологии-реаниматологии и экспериментально проверена ее роль в активизации познавательно-профессиональной деятельности студентов. Установлено, что данная технология повышает эффективность обучения: повышаются уровень освоения теоретического материала и практических навыков, коэффициент усвоения знаний с 0,27-0,35 до 0,6, мотивация к изучению дисциплины. Результаты анкетирования преподавателей выявили дефицит знаний или их фрагментарность в области современных образовательных технологий, а также недооценку преподавателями потенциальных возможностей стимулирования познавательной активности студентов. По результатам анкетирования удовлетворенность полученными знаниями отметили 72 % студентов при традиционном обучении и 88 % при использовании кейс-технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activation of cognitive-professional students in discipline of anesthesiology-resuscitation

There is developed a case-technology teaching anesthesiology and intensive care, and experimentally verified its importance on enhancing cognitive and professional students. It is found that this technology increases the efficiency of training: increase the level of learning of theoretical material and practical skills, the coefficient of learning from 0,27 0,35 to 0,6, the motivation for the study subjects. Results of the survey reveal a lack of knowledge of teachers and their fragmentation in the field of modern educational technology, and the underestimation of the potential teachers stimulate cognitive activity of students. By results of the satisfaction survey indicated the knowledge acquired 72 % of students at traditional training and 88 % for case-technology.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательно-профессиональной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Анестезиология-реаниматология»»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013

УДК 378.47+371.315]:616-089.5-036.882-08

Н. В. ГОВОРОВА

Омская государственная медицинская академия

АКТИВИЗАЦИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ-РЕАНИМАТОЛОГИЯ»

Разработана кейс-технология преподавания анестезиологии-реаниматологии и экспериментально проверена ее роль в активизации познавательно-профессиональной деятельности студентов. Установлено, что данная технология повышает эффективность обучения: повышаются уровень освоения теоретического материала и практических навыков, коэффициент усвоения знаний с 0,27—0,35 до 0,6, мотивация к изучению дисциплины. Результаты анкетирования преподавателей выявили дефицит знаний или их фрагментарность в области современных образовательных технологий, а также недооценку преподавателями потенциальных возможностей стимулирования познавательной активности студентов. По результатам анкетирования удовлетворенность полученными знаниями отметили 72 % студентов при традиционном обучении и 88 % при использовании кейс-технологии.

Ключевые слова: обучение студентов, кейс-технология, анестезиология-реаниматология.

В Стратегии инновационного развития России до 2020 года отмечается, что одним из направлений является приведение содержания и структуры высшего профессионального образования в соответствие с развитием инновационной экономики в России, с потребностями рынка труда [1]. Кроме того, в документе обращается внимание на необходимость создания и внедрения новых познавательных программ на всех уровнях образования, развития существующих аппаратно-программных средств, внедрения и эффективного использования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения [1]. Данный факт свидетельствует об особом внимании со стороны системы официального образования к развитию познавательно-профессиональной деятельности обучающихся и активному использованию информационно-коммуникативных технологий в этом процессе. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования, направленные на поиск инновационной образовательной технологии, способствующей повышению эффективности подготовки специалистов в Омской государственной медицинской академии [2, 3].

Реализовать компетентностный подход к образованию в полной степени возможно лишь на основе использования современных образовательных технологий, обладающих значительным развивающим потенциалом и гарантирующих достижение студентами запланированных результатов обучения [4]. Именно поэтому в центре нашего исследования оказались современные образовательные технологии, в частности кейс-технология. Кейс-технология, являясь одной из разновидностей современных образовательных технологий, представляет собой сложную многоаспектную технологию обучения, основанную на анализе конкретных ситуаций [5]. Мы остановились на кейс-технологии по нескольким причинам. Во-первых, акцент обучения в ней пере-

носится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на совместную деятельность студента и преподавателя. Во-вторых, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности, что особенно важно в процессе изучения дисциплины «Анестезиология-реаниматология». Отдельные практические навыки (восстановление свободной проходимости дыхательных путей, непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких) в рамках изучаемой дисциплины должны быть доведены до абсолютного автоматизма, поскольку врач любой специальности в любых условиях обязан уметь эффективно использовать приемы восстановления жизненно важных функций. И, наконец, данная технология выступает и как способ коллективного обучения, важнейшие составляющие которого — работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией. Таким образом, кейс-технология является одновременно и специфической разновидностью исследовательской аналитической технологии, которая включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры, что способствует активизации профессионально-познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Анестезиология-реаниматология» [5, 6].

Цель исследования — определение теоретических оснований, разработка кейс-технологии и экспериментальная проверка ее роли в активизации познавательно-профессиональной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Анестезиология-реаниматология».

Материал и методы исследования. В процессе исследования был использован комплекс методов: общетеоретические — анализ педагогической, социологической и справочно-энциклопедической литературы; нормативно-правовой и программнометодической документации по проблеме исследо-

вания; эмпирические — тестирование, беседы со студентами и опросы студентов, анкетирование преподавателей; анализ продуктов деятельности студентов (рефераты), экспертные сравнения и наблюдения; мониторинг и независимые характеристики; педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент.

Проводили мониторинг уровня усвоения знаний по соответствующему коэффициенту, который рассчитывали по формуле:

К =п:Ч

у

где Ку — коэффициент усвоения (обученности), п — количество баллов, набранных испытуемым, N —максимальное количество баллов по теме [7].

Коэффициент усвоения рассчитывали для каждого студента, а затем для всей группы. База исследования — государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедра педагогики и психологии, кафедра анестезиологии-реаниматологии.

Результаты и их обсуждение. Кейс-технология преподавания анестезиологии-реаниматологии создана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта и ориентирована на формирование профессиональной компетенции, согласно которой любой специалист должен обладать способностью и готовностью своевременно выявлять жизнеопасные нарушения, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия. Нами определены конкретная цель и средства кейс-технологии, разработаны технологические карты практических занятий, а также кейсовые задания к изучаемым темам.

Исходя из рекомендаций О. Г. Смоляниновой [8] при составлении описания конкретной ситуации в рамках дисциплины «Анестезиология-реаниматология», учитывались следующие условия:

1. Клиническая ситуация должна соответствовать содержанию темы занятия курса и профессиональным компетенциям. Ситуация отражает реальный, а не вымышленный клинический случай, в ней отражаются реальные события «как есть», а не «как может быть».

2. Клиническая ситуация должна отличаться «драматизмом» и проблемностью, выразительно определять «сердцевину» проблемы и содержать необходимое количество информации. Учитывая, что изучаемая дисциплина связана с оказанием помощи больным, которые находятся в критических и терминальных состояниях, это не составляет большой сложности.

3. Клиническая ситуация может показывать как положительные, так и отрицательные варианты развития событий — присоединение осложнения заболевания, летальный исход.

4. Клиническая ситуация должна быть по силам студентам, но в то же время не очень простой. Текст задания не должен содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы. Задание кейса должно сопровождаться четкими инструкциями по работе с ним.

Задания в виде кейсов способны помочь преподавателю в том случае, когда отсутствуют больные по теме занятия. Каждая конкретная клиническая ситуация объединяет знание и практику, требуя от

студентов активного интеллектуального и эмоционального участия в анализе и обсуждении. Кроме того, конкретные примеры, использованные в заданиях кейса, запоминаются студентами лучше, чем абстрактная информация. В кейс-методе преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала: «эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль» [8]. Все это способствует росту мотивации к обучению, активизирует профессионально-познавательную деятельность студентов. Кейс-технология использовалась нами в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными, поскольку последние предусматривают обязательное, нормативное знание [9].

Анкетирование преподавателей отразило дефицит знаний или их фрагментарность в области современных образовательных технологий. К сожалению, 55 % преподавателей недооценивают возможности повышения результатов обучения с помощью современных технологий и активного преобразования самостоятельной работы студентов; 40 % считают, что повысить эффективность подготовки по каждой отдельно взятой дисциплине можно путем увеличения количества часов. Часть преподавателей абсолютно недооценивают тот факт, что самостоятельная работа студентов формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою квалификацию, а если нужно — переучиваться, быть сознательным и активным профессионалом.

На рис. 1. представлены усредненные значения коэффициента усвоения знаний по результатам тестирования студентов, проходивших обучение по традиционной методике (контрольная группа) и на основе кейс-технологии (экспериментальная группа). Исходно при среднем значении 0,27 — 0,35 указанный коэффициент был одинаков в обеих группах. При традиционном обучении уровень подготовки студентов от занятия к занятию существенно не изменялся. По мере внедрения в образовательный процесс разработанной технологии наблюдалась тенденция к повышению коэффициента до 0,6. Следует отметить, что учебные возможности групп были одинаковы, что свидетельствует об объективности и воспроизводимости результатов.

Анализ выполнения тестовых заданий показал, что при использовании кейс-технологии в группах зарегистрировано сокращение наполовину удовлетворительных и неудовлетворительных результатов (табл. 1). Учитывая важность немедленного и правильного выполнения приемов сердечно-легочной реанимации при жизнеугрожающих состояниях, на практических занятиях преподаватели особое внимание уделяют отработке указанных приемов, доводя их до автоматизма. Таблица отражает результаты освоения практических навыков студентами в процессе изучения дисциплины «Анестезиология-реаниматология». При использовании кейс-технологии обучения увеличилось на 20 % количество студентов, получивших оценку «отлично», и сократилась доля студентов, получивших оценку «удовлетворительно», на 11,6 %. Таким образом, кейс-технология обучения позволяет преодолевать классический «дефект» традиционного обучения, связанный с «сухостью» и неэмоциональностью изложения материала.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013

1-е занятие 3-е занятие 5-е занятие 7-е занятие

Рис. 1. Динамика изменения уровня освоения знаний в группах с традиционным обучением (светлые столбцы) и использованием кейс-технологии (темные столбцы)

Таблица 1

Результаты тестовых заданий и практических навыков в процессе изучения дисциплины «Анестезиология-реаниматология»

Группы студентов

Этапы эксперимента контрольная экспериментальная

Неуд. Удовл. Хор. Отл. Неуд. Удовл. Хор. Отл.

Результаты тестирования: - количество студентов, абс. 2 22 19 17 1 11 26 22

- количество студентов, % 3,3 36,7 31,7 28,3 1,7 18,3 43,3 36,7

Результаты оценки практических навыков: - количество студентов, абс. 0 11 34 15 0 4 29 27

- количество студентов, % 0 18,3 56,6 25 0 6,7 48,3 45,0

Повышение эффективности обучения мы связываем в том числе с изменением уровня мотивации студентов в процессе изучения дисциплины. Как показала диагностика направленности мотивации изучения дисциплины Т. Д. Дубовицкой, при традиционном способе обучения уровень мотивации студентов к концу цикла существенно не менялся [5]. При использовании кейс-технологии имели место сокращение практически наполовину доли студентов с низким уровнем мотивации и увеличение доли средне- и высокомотивированных студентов. После прохождения обучения 100 % студентов подчеркнули, что любой врач любой специальности должен уметь оказать неотложную помощь больным и пострадавшим при критических и терминальных состояниях. Удовлетворенность полученными знаниями отметили 72 % студентов, проходивших обучение по традиционной методике, и 88 % студентов, обучавшихся с помощью кейс-метода.

Говоря о значении самообразования в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов, мы убедились, что никакое воздействие извне, никакие инструкции, наставления, приказы и убеждения не заменят самостоятельной деятельности и не сравнятся с нею по эффективности. Можно с уверенностью утверждать, что, какие бы квалифицированные преподаватели ни осуществляли образовательный процесс, основную работу, связанную с овладением знаниями, студенты должны проделать самостоятельно. А это требует, в свою очередь, глубокой методической проработки данного раздела преподавателем.

Заключение. В целом оценивая результат внедрения кейс-технологии в преподавание дисциплины «Анестезиология-реаниматология», мы убедились, что она способствует активизации познава-

тельно-профессиональной деятельности студентов путем «погружения» в конкретную клиническую ситуацию, позволяя углубить теоретические знания по дисциплине и совершенствуя практические навыки. Кроме того, кейс-технология способствует формированию у студентов клинического мышления путем анализа данных лабораторных и инструментальных методов обследования, стимулирует их интеллектуальный потенциал и мотивацию к изучению дисциплины. Неоценима роль кейс-технологии и в формировании навыков работы в группе, умения выражать свои мысли и идеи, выслушивать альтернативную точку зрения, а также аргументированно высказывать свою. Использование данной технологии создает условия как для освоения студентами основных профессиональных компетенций, так и для духовного и личностного развития. Все это в конечном итоге способствует повышению эффективности обучения и качества подготовки специалистов в Омской государственной медицинской академии.

Библиографический список

1. Стратегияинновационного развития Россиидо 2020 года / Министерство образования и науки Российской Федерации : официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://mon.gov.ru/dok/akt/9130 (дата обращения: 26.12.2012).

2. Бордовский, Г. А. Управление качеством образовательного процесса / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Тряпи-цин. - СПб., 2001. - 359 с.

3. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Н. В. Кудрявая [и др.]. -М. : ГОУВУНЦМЦ МЗ РФ, 2001. -304 с.

4. Лопанова, Е. В. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации / Е. В. Лопанова, Т. Б. Рабочих. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. - 120 с.

5. Голубчикова, М. Г. Кейс-технологии в обучении врачей и провизоров / М. Г. Голубчикова. — Иркутск : РИО ИГИУВа, 2007. - 87 с.

6. Кудрявая, Н. В. Педагогика в медицине / Н. В. Кудрявая. -М. : Академия, 2006. — 247 с.

7. Контроль знаний в высшей медицинской школе / В. А. Безродная [и др.]. — Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2007. — 125 с.

8. Смолянинова, О. Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.edu-kost.kz/en/ped-tech/item/ (дата обращения: 26.12.2012).

9. Романцов, М. Г. Дидактические основы преподавания в медицинском вузе / М. Г. Романцов, С. Н. Коваленко, Т. В. Сологуб. — СПб. : Фолиант, 2006. — 458 с.

ГОВОРОВА Наталья Валерьевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анестезиологии и реаниматологии.

Адрес для переписки: 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12.

Статья поступила в редакцию 29.03.2013 г.

© Н. В. Говорова

УДК 616-001-008.64-008.9 д. в. ИВАНОВ

Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1,

г. Омск

ДИСБАЛАНС В СИСТЕМЕ СВОБОДНОРАДИКАЛЬНОГО ОКИСЛЕНИЯ У ПАЦИЕНТОВ С ТРАВМАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ

И ПУТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ

Изучены обмен железа и процессы свободнорадикального окисления у 30 пациентов с травматической болезнью. Выявлено, что при травматической болезни нарушение обмена железа, сопровождающееся внутри- и внесосудистым гемолизом, избытком в организме восстановленного железа, которое катализирует реакции свободнорадикального окисления, обусловливает недостаточность антиоксидант-ных систем и вызывает нарушения системы гемостаза. Рассмотрено влияние дес-ферала на обмен железа, эндотоксикоз и гемостаз при травматической болезни. Ключевые слова: травматическая болезнь, железо, свободнорадикальное окисление, антиоксидантная активность, гемостаз, десферал.

Клиническое значение дисбаланса в системе свободнорадикального окисления (СРО) и антиоксидантного статуса при травматической болезни (ТБ), а также необходимость и эффективность его коррекции остаются до настоящего времени неустановленными. Известно, что многие критические состояния протекают в условиях активации СРО и перекисного окисления липидов (ПОЛ) [1 — 3]. Однако при ТБ имеются множественные переломы длинных трубчатых костей, костей таза, излитие крови во внесосудистое пространство с формированием межтканевых, внутриполостных (гемоторакс) и забрюшинных гематом, в составе которых эритроциты подвергаются внесосудистому гемолизу [4]. Освободившееся железо ^е2+) способно нарушать равновесие между прооксидантами и антиоксидантами, усугублять оксидативный стресс, увеличивать продукцию активных форм кислорода [1, 5 — 8]. В результате гемолиза эритроцитов освобождается более 600 мг железа, но система транспорта и его утилизации может перенести только от 50,1 до 98,4 мг [9]. Железо разрушенных эритроцитов длительное время остается в тканях и недоступно для трансфер-рина (Тф). Таким образом, при ТБ резко увеличивается концентрация каталитически активных ионов

Fe2+ в циркуляции крови в результате резорбции их из гематом.

Цель исследования — определение роли ионов железа в механизмах, влияющих не только на активность свободнорадикального окисления при травматической болезни, но и на поиск путей их устранения.

Материал и методы исследования. Исследование проведено у 30 (13 женщин и 17 мужчин) пациентов с ТБ (средний возраст 34,3±2,7 года), поступавших с переломами бедра, костей таза, ребер, сопровождавшимися развитием обширных межмы-шечных гематом и гемопневмоторакса. Критерии включения: возраст до 45 лет; наличие переломов бедренной кости, костей таза, ребер с повреждением легкого и развитием гемопневмоторакса; ранняя госпитализация (до трех часов с момента получения травмы); клинико-лабораторные критерии травматического шока I — II степени; концентрация общего гемоглобина в крови на момент госпитализации более 70 г/л.

Все пациенты получали терапию, включавшую инфузию кристаллоидов и коллоидов с учетом объема кровопотери, эритроцитарной массы или отмытых эритроцитов, а также антибактериальную и симптоматическую терапию. При госпитализации

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.