Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ КАК УСЛОВИЕ РОСТА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ'

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ КАК УСЛОВИЕ РОСТА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СУБЪЕКТИВНЫЙ И ОБЪЕКТИВНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ / НАПРЯЖЕННОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА / АКТИВНАЯ И ПАССИВНАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федонина Оксана Васильевна, Лизина Ольга Михайловна

Цель исследования - раскрыть влияние уровня трудовых доходов на качество жизни трудоспособного населения, определить направления активизации политики по регулированию уровня безработицы на качество жизни. В статье проанализированы категории качества жизни, его структуры и параметров, безработицы как фактора, влияющего на социум. Акцентировано внимание на изучении основных направлений стимулирования качества жизни и снижения безработицы в США и в странах еврозоны. Научная новизна заключается в использовании авторской методики оценки безработицы и обосновании необходимости применения активной, а не пассивной политик в области регулирования безработицы и роста качества жизни. В результате определены механизмы, связывающие рост продуктивной занятости и качество жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF THE POLICY TO REGULATE UNEMPLOYMENT AS A CONDITION FOR INCREASING THE QUALITY OF LIFE OF THE WORKING-CAPABLE POPULATION

The purpose of the study is to reveal the impact of the level of labor income on the quality of life of the able-bodied population, to determine the directions of activating the policy to regulate the unemployment rate on the quality of life. The article analyzes the categories of quality of life, its structure and parameters, unemployment as a factor affecting society. Attention is focused on the study of the main directions of stimulating the quality of life and reducing unemployment in the United States and in the eurozone countries. The scientific novelty lies in the use of the author's methodology for assessing unemployment and substantiating the need to apply active rather than passive policies in the field of regulating unemployment and improving the quality of life. As a result, the mechanisms linking the growth of productive employment and the quality of life of the population have been identified.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ КАК УСЛОВИЕ РОСТА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ»

населению и регламентированных в различных нормативно-правовых актах. Он ложится в основу показателей, нормативное значение которых достигается на основе корректировки с применением матрицы мероприятий по доведению уровня стандарт-ориентира, дифференцированной по численности населения.

Рассмотрим, как можно использовать все вышесказанное на примере сферы "Культура". Населению гарантирована услуга: "Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки".

Для населенных пунктов с численностью населения от 301 до 650 человек требуется наличие филиала поселенческой библиотеки. Для достижения этого показателя в комплексе мероприятий предусмотрено создание структурного подразделения общедоступной библиотеки на базе имеющегося объекта сельского поселения, или создание модельных муниципальных библиотек в рамках национального проекта "Культура".

Таким образом, система нормативов, характеризующих уровень жизни сельского населения, будет составлять единый стандарте разрезе вышеперечисленных сфер. Представленный подход позволит разработать единую систему стандарт-ориентиров качества жизни населения на сельских территориях с учетом численности населенного пункта.

Заключение

Стандарт-ориентиры, разработанные на единой основе, позволят оценить различные сферы жизнедеятельности человека и привести к единому знаменателю разрозненные показатели стратегий социально-экономического развития, индикаторы приоритетных национальных проектов и государственных программ, Нормативный подход при разработке стандартов качества жизни позволит не только отражать наиболее важные параметры жизнедеятельности, но и быть достаточно чувствительным, быстро реагировать на факторы, изменяющие условия социально-экономического развития общества. Все вышесказанное обеспечит возможность стандартного измере-

ния количественных и качественных характеристик качества жизни.

Данный подход позволит проводить оценку качества жизни с учетом результатов реализации государственной политики, а эффективность федеральных и региональных программ социально-экономического развития будет являться механизмом достижения стандарта качества жизни.

Литература:

1. Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (утверждена Постановлением Правительства РФ "Об утверждении государственной программы Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" от 31 мая 2019 г. 696.). Режим доступа http://governmení,ru/docs/a||/122219/

2. Приказ Министерства энергетики РФ "Об утверждении Методики определения норм выдачи бесплатного гайка угля на бытовые нужды пенсионерам и другим категориям населения... и имеющими право на его получение е соответствии с законодательством Российской Федерации" от 20 августа 2020 г. № 686. Режим доступа: li ttp s:// Ьа se .g а г a n t. г ц/7 4686608

3. Распоряжение Правительства РФ "Об утверждении норм выдачи пайкового угля лицам, имеющим право на его получение в соответствии с законодательством Российской Федерации" от 4 ноября 2006 г. № 151 б-р. Режим доступа: https:// docs.cntd.ru/document/902012723

4. Айвазян С.А. Анализ качества и образа жизни населения (эконометрический подход): монография / С.А. Айвозян, - М.: Наука, 2012. - 432 с.

5. Воробьева Ю.О. Компаративный анализ методологических подходов к оценке качества жизни населения регионов // ECONOMICS. - 2019. -№3(41).-С. 41-46.

6. Лаврухина Е.А. Качество жизни сельского населения (современный мировой опыт) // Социология власти. 2012. №1.-С 105-112.

7. Нагимова А,М. Социологический анализ качества жизни населения: региональный аспект // Академия наук Респ. Татарстан, Центр перспективных экономических исслед. - Казань: Казанский ун-т, 2010.- ЗОб с.

8. Полушкина T.M. Повышение качества жизни сельских жителей за счет реализации социальных стандартов // Казанский экономический вестник. -2018.-№2(32}.-С 74-79.

CU 0J О CU

-0 0-

9

Oí У-

з:

ш О

со

S

93

A CTIVA TION OF THE POLICY TO REGULA TE UNEMPLOYMENT AS A CONDITION FOR INCREASING THE QUALITY OF LIFE OF THE WORKING-CAPABLE POPULATION

Fedonina Oksana VasHiewna, PhD of Economics, Associate Professor

Lizina Olga MikhaHovna, PhD of Economics, Associate Professor

Department of Theoretical Economics and Economic Security, National Research Mordovian State University named after iJ, N.P. Ogareva, Saransk

The purpose of the study is to re veal the impact of the level of labor income on the quality of life of the able-bodied population, to determine the directions of activating the policy to regulate the unemployment rate on the quality of life. The article analyzes the categories of quality of life, its structure and parameters, unemployment as a factor affecting society. Attention is focused on the study of the main directions of stimulating the quality of life and reducing unemployment in the United States and in the eurozone countries. The scientific novelty lies in the use of the author's methodology for assessing unemployment and substantiating the need to apply active rather than passive policies in the field of regulating unemployment and improving the quality of life. Asa result, the mechanisms linking the growth of productive employment and the quality of life of the population have been identified.

Keywords: quality of life; subjective and objective approach to assessing the quality of life; unemployment; employment; tension in the labor market; active and passive employment policy.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.15

УДК 316.3

ВАК РФ 5.2.3/08.00.05

£> Федонина О.В., 2022 Ф Лизина ОМ., 2022

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ КАК УСЛОВИЕ РОСТА КА ЧЕСТВА ЖИЗНИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ

Цель исследования - раскрыть влияние уровня трудовых доходов ш качество жизни трудоспособного населения, определить направления активизации политики по регулированию уровня безработицы на качество жизни. В статье проанализированы категории качества жизни\ его структуры и параметров, безработицы как фактора, влияющего на социум. Акцентировано внимание на изучении основных направлений стимулирования качества жизни и снижения безработицы в США и в странах еврозоны. Научная новизна заключается в использовании авторской методики оценки безработицы и обосновании необходимости применения активной, а не пассивной политик в области регулирования безработицы и роста качества жизни. В результате определены механизмы, связывающие рост продуктивной занятости и качество жизни населения.

Ключевые слова: качество жизни; субъективный и объективный подход к оценке качества жизни; безработица; занятость; напряженность на рынке труда; активная и пассивная политика занятости.

ФЕДОНИНА Оксана Васильевна, кандидат экономических наук, доцент

ЛИЗИНА Ольга Михайловна, кандидат экономических наук, доцент

кафедра Теоретической экономики и экономической безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск

Безработица - один из важнейших макроэкономических индикаторов, которые характеризуют экономическую ситуацию в стране. Рост безработицы обуславливает негативные тенденции в рамках социально-экономического состояния государства (региона), в частности: усиливается социальная напряженность, обостряется проблема бедности, усиливается социальное расслоение, уровень и качество жизни населения. Снижение качества жизни трудоспособного населения оказывает негативное влияние на доступность для населения благ, обеспечивающих их жизнедеятельность (это касается как потребительских товаров, так и услуг широкого спектра).

В данной связи диагностика безработицы является важнейшим аспектом как на национальном уровне,так и в региональном разрезе. Проблема качества жизни является одной из наиболее актуальных 8 настоящее время по причине развития экономического кризиса, а также падения доходов населения страны и, как следствие, снижения качества их жизни в течение нескольких лет подряд.

Также, можно видеть, что безработица - это явление, которое в той или иной степени затрагивает не только все страны мира, но разные возрастные группы и имеет много негативных экономических и социальных последствий. Рассмотрим основные индикаторы в региональном разрезе (Республика Мордовия) (табл.).

Индикатор численности в республике значительно ниже порогового значения, что формирует положительные тенденции при оценке уровня экономической безопасности на рынке труда представленного региона. Однако необходимо обратить внимание на

то, что в 2020 году произошел значительный рост индикатора численности безработных по методологии МОТ до 5,4%. На наш взгляд, это вызвано именно действием ранее названной пандемии, по результатам которой многие региональные предприятия оказались в затруднительном положении, что увеличило число уволенных работников.

Таблица - Оценка остроты кризисной ситуации по показателю безработицы в Республике Мордовия

Индикатор Пороговое значение Год Динамика

2017 2018 2019 2020 2021

Численность безработных по методологии МОТ Не более 8 % 4,2 4,2 4,2 5,4 4,1 -0,1

Уровень зарегистрированной безработицы,% Не более 5 % 4,8 4,7 4,5 5,7 4,1 -0,7

Продолжительность безработицы, месяцы 4,8 4,7 4,5 5,5 5,3 0,5

Уровень напряженности рынка труда (соотношение незанятого населения и числа вакансий) Не более 0,8 0,7 0,7 0,7 1,6 0,5 -0,2

Уровень занятости Не менее 85 % 66,8 64,3 66,7 61,4 60,5 -6,3

Можно отметить, что происходит сокращение как уровня безработицы, так и уровня занятости. Причина подобных тенденций может быть обусловлена тем, что население региона получает доход в рамках неформальной экономики, Говоря иначе, за счет негативной динамики экономики многие предприятия формируют деятельность в рамках неформальной экономики, что соответственно увеличивает долю неформального сектора рынка труда региона. Уровень зарегистрированной безработицы в норме на всем исследуемом промежутке времени за исключением 2020 года. Многие отрасли вовсе перестали функционировать в период пандемии, среди данных отраслей: Гостиничный бизнес, ресторанный бизнес и т. д. Поскольку данные отрасли практически перестали функционировать, то в целях предотвращения значительной величины издержек, руководители таких компаний, в первую очередь, старались сократить издержки на оплату труда. Таким образом, пандемия оказала влияние на развитие безработицы. Тем не менее, в 2021 году рынок труда по показателям безработицы стабилизируется, что обеспечено запуском бизнеса, однако в данном случае следует выделить новую проблему: в 2022 году в отношении России был принят пакет санкций. На наш взгляд, данное условие формирует ряд трудностей, влияющих на рынок труда,

поскольку многие предприятия, действующие в рамках российской экономики, приостановят функционирование (даже несмотря на краткосрочное приостановление деятельности), что определит сокращение числа занятых. А значит, возрастет уровень безработицы.

Произошло увеличение продолжительности безработицы в регионе, что вызвано различными факторами, нетолько действием пандемии. Однако ключевое значение обеспечено именно сокращением числа предприятий в 2019-2020 гг. В целом можно отметить, что уровень напряженности в Республике Мордовия соответствовал пороговому значению.

Безработица оказывает воздействие на социально-экономические процессы в государстве. При этом отрицательное воздействие е рамках экономики оказывается следующим образом: рост затрат государства на помощь безработным гражданам, снижение качества и уровня жизни, сокращение ВВП, сокращение величины налоговых поступлений в бюджет государства и т. п.

Помимо перечисленных последствий, безработица имеет и значительные социальные и психологические издержки, которые характеризуются долгосрочным характером, поскольку к гражданам, которые относились к категории безработных, требуется применение реабилитационных мер со стороны государства в целях устранения пониженной трудовой активности, роста качества жизни [1 ]. Термин "качество жизни" является сложным и многоаспектным понятием. Основными критериями рассмотрения параметров жизнедеятельности при объективном подходе являются: комплексность характеристик жизнедеятельности, степень удовлетворенности благами, возможность для самореализации. Субъективный подход включает в себя такие критерии, как: внутреннее ощущение комфорта, степень комфортности внешней и внутренней среды,удовлетворенность перспективами.

Кроме того, качество жизни проявляется через структуру, в которую входят следующие элементы, представленные на рисунке.

В современных государствах реализуются меры государственного регулирования безработицы с целью обеспечения макроэкономической стабильности. Государственное регули-

си си О си

-О 0-

9 у-

з:

ш О

со

Ё

95

рование безработицы осуществляется посредством различных механизмов административного, экономического, институционального ха ра ктера. Адми нистрати в н ы е меха низмы заключаются в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы функционирования рынка труда и, в частности, поддержки, сокращения безработных. Экономические механизмы в большей мере являются косвенными, поскольку заключают в себе обеспечение стабильности экономического роста. Институциональный механизм преимущественно заключается всоздании системы органов государственной власти и общественных организаций, регулирующих безработицу в стране, а также в нормативно-правовом регулировании процессов безработицы (рис.).

Структура качества жизни

Рисунок - Структура качества жизни

При этом отметим, что в более широком смысле государственное регулирование заключается в институциональном обеспечении регулирования (формирование взаимосвязи между государственными органами, осуществляющими регулирование и управление), а также в разработке политики в рамках рынка труда с целью обеспечения экономической безопасности. На данной основе рассмотрим государственное регулирование уровня безработицы как социального индикатора экономической безопасности за рубежом и в России.

Рассматривая зарубежный опыт регулирования безработицы, следует выделить американскую и европейскую модели.

США - развитая страна современного мира, которая ориентирована на реализацию модели либеральной рыночной экономики. Американская модель регулирования безработицы связана с идеей роста производительности труда и личного успеха граждан. 8 этой связи проводится активное поощрение предприни-

мателей и, как следствие, активная часть граждан в США также поощряется.

Так, в наиболее развитой европейской стране - Норвегии - сфера качества жизни находится в приоритете. Данная страна характеризуется высоким уровнем жизни, что также определяет высокий уровень ее качества. Уровень безработицы в данной стране составляет 3,9%. Однако для борьбы даже с таким низким уровнем безработицы широко распространены программы обучения безработных, к которым относится не только местное население, но и мигранты и беженцы. Королевство отличается крайне низким уровнем преступности.

Швеция также характеризуется высоким уровнем качества жизни населения. В данной стране отмечаются одни из самых высоких государственных выплат и пособий. В отношении заработной платы стоит сказать об отсутствии размера минимальной оплаты. Любое предприятие может принять на работу дешевого специалиста, однако уровень получаемой им заработной платы должен соответствовать условиям его труда [5].

Существу ющие проблемы порождают необходимость переноса передового опыта из развитых стран в Россию и ее регионы.

Сегодня повышение качества жизни считается приоритетным направлением государственной политики во всех развитых странах мира. Очевидно, что одним из основных факто-ровэкономического развития при дальнейшем человеческой цивилизации станет эта категория. А эффективность работы государственных структур будет отражать уровень и качество жизни населения в полной мере, в том числе политику по регулированию рынка тру да, проводимую правительством.

При этом мероприятия в рамках политики содействия занятости могут различаться в зависимости от уровня социально-экономического развития государства. Мероприятия политики занятости в условиях регулирования уровня безработицы всех стран современного мира можно свести к активным и пассивными 3].

Активную политику занятости кратко можно выразить следующими положениями: труд вместо пособий, в том числе обучение и переобучение работников и безработных, исходя из намеченных структурных перестроек в эко-

номике [14]; профилактика безработицы; сдерживание роста безработицы,а не исправление ее социально-экономических последствий.

Пассивная политика, в свою очередь, не от-ражаетсголь высокий уровень эффективности решения проблем безработицы, так как она не нацелена на решение проблем в долгосрочной перспективе. Т. е. целью пассивной политики содействия занятости в рамках регулирования безработицы является краткосрочная борьба непосредственно с безработицей. Но полное исключение пассивной политики невозможно в связи с тем, что произойдет рост социальной напряженности и как следствие сокращение уровня экономической безопасности [7, с. 22].

Особую актуальность представляет исследование политики регулирования безработицы в региональном разрезе. Та к, например, в Республике Мордовия, как и в другихрегионахРф сформированы государственные программы, которые направлены на решение проблем трудоустройства граждан. Государственная программа развития рынка труда и улучшения условий труда в Республике Мордовия реализуется с целью формирования благоприятных условий для эффективной занятости граждан региона, обеспечения стабильности и социальной защиты на рынке труда [15].

Подводя итог исследованию, определим, что безработица - социально-экономическое явление, которое оказывает в большей степени дестабилизирующее воздействие на качество жизни. В этой связи повышается значимость государственного регулирования процессов занятости и безработицы. В рамках исследования различных взглядов современных ученых-экономистов на проблему безработицы, было определено, что данная категория представляет собой, с одной стороны, явление экономики, при котором граждане, заинтересованные в работе, не могут реализовать (продать) свою рабочую силу, и с другой стороны, индикатор, который характеризует социально-экономическое состояние государства или региона. Государственное регулирование безработицы является неотъемлемым элементом функционирования современного государства.

Литература:

1. Белехова Г.В. Субъективистский подход к оценке качества трудовой жизни трудоспособного населения региона / Г.Ё. Белехова // Научные исследования и разработки. Экономика. - 2019, -Т.7. - № б(42). - С 9-19.

2. Бушуев &.В. Качество жизни и его индексы : мир и Россия / S.B. Бушуев // Уровень жизни населения регионов России. - 2010. - №1. - С. 18-22.

3. Габриэль Л. Социальные и политические последствия пандемии и концептуализация ЭКОНОМИК Запада/Л. Габриэль-DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-573-576// Научные труды ВЭО России. - 2020. -Т.223. - С. 573-577.

4. Глазьев С.Ю. О приведении макроэкономической политики в соответствие с целями развития страны, поставленными Президентом России / СЮ. Глазьев - D0I: 10.18334/се.13.7.40848 // Научные труды 6Э0 России. - 2020. - T.221. - С 69-98.

5. Городнова Н.В. Повышение качества жизни населения в современных экономических условиях России / H.S. Городнова, H.A. Самарская -001:10.24411/2077-7639-2019-10031 //Дискуссия. -2019. - №3. - С. 48-58.

6. Давыдова Е.В. Измерение качества жизни / Е.В. Давыдова, A.A. Давыдов - М.: ИС, 1993,- 52 с.

7. Долотов H.A. Безработица и её особенности в современной России / H.A. Долотов, Д.А. Калинин, Ю.И. Минина. // Вестник современных исследований. - 2020, - № 8-1 (38). - С 22-24.

8. Жукова H.ß. Индикаторы социального развития как инструмент социального программирования: зарубежный опыт / Н.В. Жукова // Социология. - 1993. - № 3-4. - С. 110-153.

9. Ибрагимова Л.А. Сущность и структура понятия "качество жизни": обзор концепций / Л.А. Ибрагимова. - DOI: 10.22213/2413-1172-2017-1-79-83 //Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, - 2017. - Т. 20. -№1.-С. 79-83, - URL: http://izdat.istu.ru/ index.php/vestriik/article/view/3776 (дата обращения: 18.03.2022).

Ю.Коленов М.И. Теоретические основы понятий уровня жизни, качества жизни и индекса счастья / М.И. Коленов // Научные труды Северо-Запад-ного института управления. - 2016. -■ №2 (24). - С. 284-292. - URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_27677302_57194192.pdf (дата обращения: 18.03.2022).

П.Коршунов Г.П Проблема уровня и качества жизни в эпоху цифровизации / Г.П. Коршунов, С.Н. Кройтор - DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2019.2.3. // LogosetPraxis. - 2019. - Т. 18. - Na 2. - С. 24-38. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39541501_ 10944497.pdf (дата обращения: 8.03.2022).

12.Лёвкин В.Е. Субъектно-ориентированный подход к управлению качеством жизни / В.Е. Лёвкин,

A.О. Лёвкина // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования.-2019, - Т. 5. - NM(20), -С. 88-102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.Маринкин Д.Н. Безработица как угроза зконо-мической безопасности Российской Федерации /

B.М. Боровиков // Вестник Прикамского социального института, - 2021.- № 1 (88), - С. 105-108.

14.Смоленцева Е.В. Безработица в Российской Федерации: оценка и особенности / Е.В. Смолен-цева // Московский экономический журнал. -2019. - М- 6.-С. 9-11.

Т5.Федонина 0.В, Экономическая безопасность региона / Е.Д. Кормишкин, О.С. Саушева, О.В. Фе-донина. - Саранск : Принт-Издат, 2016. - 168 с. -ISBN 978-5-905536-73-1.

Тб.Эсаулова И. Современные подходы к регулированию рынка труда в странах ЕС / И. Эсаулова // Кадровик. Кадровый менеджмент. - МОЙ, - №8.

CU 0J О си

-0 0-

9 0Î У-

з:

ш О

со

S

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.