Научная статья УДК 378.6:34
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-144-148 EDN: https://elibrary.ru/RUGLHJ NIION: 2018-0077-3/23-366 MOSURED: 77/27-024-2023-03-565
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Активизация обучения студентов-первокурсников по специализации «Лыжный спорт»
Виталий Николаевич Платонов1, Вадим Анатольевич Хромов2, Сергей Владимирович Мананников3
1 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, [email protected]
2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected],
3 Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия, [email protected]
Аннотация. Поднимается проблема активизации обучения студентов-первокурсников по специализации лыжный спорт. Рассмотрен теоретический и практический аспект проблемы активизации обучения студентов. Проанализированы дидактические принципы в процессе обучения, активные методы обучения, информационно-технические технологи обучения. Таким образом, комплексное использование активных методов обучения во всех формах учебных занятий повышает заинтересованность студентов, о чем свидетельствует практически стопроцентная посещаемость. Кроме того, возрастают индивидуализация обучения и доля самостоятельных занятий. Студенты быстрее приобретают навыки профессиональной деятельности - приучаются постоянно оперировать необходимыми в работе педагога-тренера понятиями. В конечном счете у первокурсников формируется глубокий интерес к избранной специальности, повышается качество знаний, которое определяется в первую очередь умением их практически применять.
Ключевые слова: активизация обучения, дидактические принципы обучения, информационные технологии обучения, активные методы обучения
Для цитирования: Платонов В. Н., Хромов В. А., Мананников С. В. Активизация обучения студентов-первокурсников по специализации «Лыжный спорт» // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 144-148. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-144-148. EDN: RUGLHJ.
Original article
Activation of the training of first-year students in the specialization «Skiing»
Vitaly N. Platonov1, Vadim A. Khromov2, Sergey V. Manannikov3
1 Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, [email protected]
2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia,
3 Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul, Russia, [email protected]
Abstract. The article raises the problem of activating the training of first-year students specializing in skiing. The theoretical and practical aspect of the problem of activating students' learning is considered. The didactic principles in the learning process, active teaching methods, information and technical technologies of training are analyzed. Thus, the integrated use of active teaching methods in all forms of training increases the interest of students, as evidenced by almost 100% attendance. In addition, the individualization of learning and the proportion of independent studies are increasing. Students acquire skills of professional activity faster - they learn to constantly operate with the concepts necessary in the work of a teacher-coach. Ultimately, first-year students develop a deep interest in their chosen specialty, the quality of knowledge increases, which is determined primarily by the ability to practically apply them.
Keywords: activation of learning, didactic principles of learning, information technologies of learning, active teaching methods
For citation: Platonov V. N., Khromov V. A., Manannikov S. V. Activation of training of first-year students in the specialization «Skiing» // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):144-148. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-144-148. EDN: RUGLHJ.
© Платонов В. Н., Хромов В. А., Мананников С. В., 2023
144 PEDAGOGICAL SCIENCES
Переход физкультурных вузов на новые учебные планы и унифицированные программы по спортивно-педагогическим дисциплинам определил необходимость подготовки специалистов, способных творчески ставить и решать профессиональные задачи. Это потребовало всемерной активизации процесса обучения, перехода от преимущественно информационного к проблемному или активному обучению.
В преподавании спортивно-педагогических дисциплин необходимо ориентироваться главным образом на конечные цели подготовки специалистов - овладение целостным комплексом профессионально-педагогических навыков. За годы учебы это возможно только при активности обучаемых на учебных занятиях - теоретических и практических.
В связи с этим рассматриваемая деятельность включает разнообразные формы двигательной деятельности, предназначенные для решения тех или иных задач. К их числу относятся, например, такие специализированные виды двигательной деятельности, основное назначение которых: воздействие на физическое развитие человека (для обозначения этой деятельности чаще всего используют, как уже отмечалось, термин «физические упражнения»); такое воздействие на физическое развитие человека, которое подчинено задаче его лечения (двигательную деятельность, решающую эту задачу, чаще всего называют «лечебной физкультурой») или производственным целям (в этом случае ее называют «производственной физкультурой»); отдых и развлечение (такую двигательную деятельность иногда называют «физической рекреацией»); укрепление и сохранение здоровья (эту деятельность иногда обозначают термином «моцион») и т. д. [1].
В настоящее время вопросы преимущественной направленности в обучении комплексу сложнотехни-ческих упражнений, различных по своей координационной структуре, изучены еще недостаточно. При их решении тренерам советуют строить техническую подготовку согласно дидактическим принципам обучения и специфическим принципам спортивной тренировки [2]. Такие рекомендации носят несколько общий характер, они не учитывают данные других отраслей спортивной науки [3], например физиологии спорта, а для их эффективной реализации необходимо, на наш взгляд, уточнение тех средств и методов, утилизация которых не противоречила бы названным принципам.
Известно, что процесс развития способности управления движениями подобно процессу развития физических качеств имеет свои сенситивные периоды [4]. Поэтому можно предположить, что успешное овладение техникой спортивных упражнений в определенной степени зависит от соответствия основ координационной структуры разучиваемых упражнений сенситивным периодам необходимых координационных функций организма начинающего спортсмена.
Трактовка дидактических принципов только с педагогических позиций приводит к поверхностному и одностороннему пониманию их сущности и не дает полного представления о внутреннем содержании.
Для более глубокого анализа соответствия применяемых средств и методов, например, принципу доступности, необходимо иметь как минимум, во-первых, критерии доступности и, во-вторых, научно обоснованную убежденность в том, что образующиеся при разучивании отдельных упражнений функциональные, связи не затормозят развития тех координационных функций, которые должны быть задействованы в процессе освоения последующих, более сложных упражнений.
Поэтому применение тех иди иных средств и методов обучения будет наиболее полно согласовано с дидактическими принципами в том случае, если этапы утилизации данных средств и методов совпадают с периодами и темпом развития соответствующих координационных функций организма. В случае несоблюдения данного условия обучения упражнениям, требующим работы координационных функций, период активного развития которых еще не наступил, будет выступать в роли сбивающего фактора для процесса естественного развития других координационных функций [5].
Рассматривая проблему последовательности обучения студентов-первокурсников комплексу сложно-технических упражнений, необходимо отметить, что механический перенос принципа доступности «из сферы предметного обучения в сферу физической культуры и спорта» очень часто не приносит необходимого эффекта, так как при этом не учитывается специфика спортивной педагогики [6].
Мы не склонны отвергать распространение положений общедидактических принципов на процесс физического воспитания и спортивной тренировки, тем более что последний, какой бы специфичностью не обладал, в конечном счете процесс педагогический.
На протяжении последних двух десятилетий существенный вклад в развитие науки в нашей стране вносит Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ). Сложившаяся как сеть взаимодействующих органов научно-технической информации различных уровней, обязанности и функции которых четко разграничены, она решает задачу оперативного и целенаправленного обеспечения науки, производства, органов управления народным хозяйством, информацией о новейших достижениях как в стране, так и за рубежом.
Формы и методы обслуживания в системе научно-технической информации постоянно совершенствуются. В числе условий, определяющих высокое качество информационной деятельности, рациональное распределение функций между информационными органами, централизация одноразовой обработки источников информации во всероссийских и центральных отраслевых органах научно-технической информации, формирование информационных потоков и многократное использование результатов этой обработки во всех остальных звеньях ГСНТИ, применительно к конкретным вопросам обслуживаемых научных и производственных коллективов.
Отраслевые системы научно-технической информации создаются таким образом, чтобы было обеспе-
СКИЕ НАУКИ 145
чено единство их построения и функционирования, взаимодействие и связь со всероссийскими, территориальными, низовыми органами НТИ, как составными частями ГСНТИ.
Одна из функций — создание отраслевого спра-вочно-информационного фонда (ОСИФ) опубликованных и неопубликованных источников информации всех видов. Эти источники используются непосредственно для справочно-информационного обеспечения специалистов различных категорий и для аналитико-синтети-ческой обработки этих источников.
Отраслевая научная библиотека — составная часть ОСИФа, на базе которой комплектуется основная часть документальных источников по более широкому их кругу. Поэтому важно, чтобы наряду с фондом первоисточников научно-технической информации с достаточной полнотой были представлены библиографические, реферативные и справочные издания.
Современные проблемы физической культуры и спорта включают такие аспекты, как управление физкультурным движением и его направлениями, перспективное планирование и прогнозирование развития физической культуры и спорта, социально-экономические проблемы совершенствования и укрепления материально-технической базы спорта, научно-методические основы физического воспитания и подготовки спортсменов, медико-биологические проблемы спорта, проблемы воспитания и профессиональной этики спорта и др.
Специалистам по физической культуре и спорту требуются не только данные, относящиеся непосредственно к рассматриваемой области, но и сведения из смежных отраслевых знаний (медицины, физиологии, биологии, психологии, социологии, кибернетики, химии и т. д.). Поэтому комплектовать ОСИФ источниками информации следует в соответствии с этими требованиями.
Научно-исследовательская работа Всероссийской книжной палаты (ВКП) в области государственной библиографии и централизованной каталогизации направлена прежде всего на совершенствование организационных и методических проблем библиографической деятельности. Цель - повышение качества информационного обеспечения потребителей.
Целесообразно организовать выпуск новых тематических ежемесячных периодических изданий, отражающих состояние отечественной и зарубежной информации по физической культуре и спорту, спортивной медицине, спортивной педагогике. При выпуске их необходимо координировать деятельность центрального и местных органов информации, что позволит избежать дублирования. Для определения оптимальных тиражей целесообразно проанализировать предыдущий опыт и выявить новые группы потребителей информации.
Проблема совершенствования информационных потребностей специалистов отрасли требует серьезного внимания со стороны административных и хозяйственных органов, общественных организаций.
В институте физической культуры и спорта Алтайского государственного педагогического университета
накоплен некоторый опыт активизации обучения, стимулирования самостоятельной, творческой работы студентов-первокурсников.
К наиболее эффективным методам, повышающим учебную активность на теоретических занятиях, мы относим решение разработанных задач и упражнений по основным разделам теории лыжного спорта [7].
Студенты осваивают теоретический материал в процессе решения задач по характеристике трасс: нахождению суммы перепадов высот, трудности, гармоничности, скоростных возможностей трасс; определению коэффициента трения скольжения и его влияния на скорость передвижения на лыжах и лыжероллерах; определению гармоничности хода, длины и частоты шагов, пространственного и временного коэффициентов ритма; расчету направления и угла активного отталкивания, импульса и градиента силы, абсолютной величины реакции опоры.
Чтобы решить эти задачи, каждый студент вынужден активно работать на лекции. Для активизации самостоятельной работы они получают домашние задания и выполняют контрольные. Кроме того, подобные задачи предлагаются во всех экзаменационных билетах по дисциплине «Теория и методика тренировки». Все это позволяет глубоко усвоить теоретический материал, овладеть навыками его практического применения.
По некоторым теоретическим разделам, изучаемым на I курсе, составить задачи пока не представляется возможным, поэтому для повышения активности студентов на таких занятиях проводятся устные, и письменные контрольные проверки усвоения знаний. При письменном опросе студенты 5-6 мин пишут ответы на вопросы преподавателя и тут же их сдают. Вопросы ставятся так, чтобы на них нельзя было найти прямого ответа в конспекте. При неудовлетворительном ответе предлагается после самостоятельной проработки материала ответить на новые вопросы по теме лекции. При устном опросе каждая подгруппа из 3-4 студентов, получив карточку с вопросом, за 1,5-2 мин коллективного обсуждения готовит ответ и выделяет одного студента для ответа. Его ответ может быть дополнен другими.
Естественно, решение практических задач и выполнение упражнений, устные и письменные контрольные опросы, анализ письменных ответов в начале очередной лекции требуют дополнительного времени, которое идет на повторение изложенного теоретического материала.
Анализ решенных студентами задач, устных и письменных ответов позволяет преподавателю понять, доходчиво ли он изложил материал, не следует ли вернуться к нему в начале очередной лекции, подойти «с другой стороны» к сложному вопросу.
Такая методика преподавания теоретического материала отвечает четырем наиболее важным признакам активного обучения. Во-первых, студент оказывается в условиях, когда он вынужден быть активным. Во-вторых, обеспечивается его активность, сопряженная во времени с активной работой преподавателя. В-третьих, повышается самостоятельность в решении
студентами задач, в устных и письменных опросах. В-четвертых, активизируется прямая и обратная связь преподавателя и студента в процессе занятий.
На методических и практических занятиях активность студентов обеспечивается индивидуализацией обучения, самостоятельным выполнением заданий под постоянным контролем преподавателя.
Первокурсникам в процессе обучения необходимо овладеть показом упражнений, имитирующих лыжные ходы (осенью), всех способов передвижения на лыжах (зимой), общеразвивающих и игровых упражнений (весной). Для более глубокого осмысливания имитационных упражнений, являющихся основой обучения технике, студенты выполняют домашние задания, подобные следующим: записать упражнения, имитирующие лыжные ходы и переходы, по форме: название упражнения, графическая запись, собственные ошибки, исправление ошибок. Особое внимание при этом обращается на знание терминологии и умение пользоваться ею, умение исправлять собственные ошибки. В роли эксперта, обнаруживающего ошибки, выступает преподаватель, на сборах - тренер. Повышению учебной активности способствуют также контрольные уроки, проводимые в конце осени, зимы и весны, на которых студентам предлагается выполнить комплекс упражнений на оценку [8].
В соответствии с требованиями программы часть практических занятий студентов-лыжников отводится для участия в зачетных соревнованиях: в беге по стадиону, кроссе, кроссе с имитацией, лыжных гонках и передвижении на лыжероллерах. Первокурсникам предлагается по результатам зачетных соревнований оценить собственный уровень общей и специальной выносливости. Для этого студенты самостоятельно рассчитывают личную соревновательную скорость, скорость победителя и проигрыш победителю в процентах. В конце года на методическом занятии студенты выступают с сообщением о динамике личной спортивной подготовленности, выявляют ее преимущества и недостатки, иллюстрируют графически.
На лабораторных занятиях каждый студент выполняет функции либо испытуемого, либо экспериментатора. В процессе лабораторных работ может определяться эффективность отталкивания руками в передвижении на лыжероллерах и на лыжах в шаговой и прыжковой имитации и т. п. Такой подход повышает заинтересованность студентов на лабораторных занятиях [9].
Достаточно устойчивая учебная активность студентов обеспечивается при проведении учебной практики, чаще всего в виде игровых занятий. Для этого студенты распределяются на подгруппы по 7-8 человек, в каждой назначаются студент-практикант и студент-эксперт. Примером могут служить игровые занятия по овладению навыками начального обучения передвижению на лыжах. Практикант получает задание: обучить навыкам владения лыжами, т. е. выработать так называемое «чувство лыж». Эксперт по пятибалльной системе оценивает работу по пяти показателям: организация группы и постановка задач; подготовка учебной площадки;
объяснение и показ упражнения, выявление и исправление ошибок; умение пользоваться терминологией. За невыполнение одного из требований оценка снижается. В конце занятия проводится его анализ. Вначале заслушивается самооценка практиканта, затем эксперт делает анализ и выставляет оценку; дополняют его остальные студенты подгруппы. Преподаватель подводит окончательный итог и выставляет дифференцированные оценки практиканту, эксперту, а также наиболее активным в обсуждении студентам.
Комплексное использование выпускающей кафедрой активных методов обучения во всех формах учебных занятий повышает заинтересованность студентов, о чем свидетельствует практически стопроцентная посещаемость. Кроме того, возрастают индивидуализация обучения и доля самостоятельных занятий. Студенты быстрее приобретают навыки профессиональной деятельности - приучаются постоянно оперировать необходимыми в работе педагога-тренера понятиями. В конечном счете у первокурсников формируется глубокий интерес к избранной специальности, повышается качество знаний, которое определяется в первую очередь умением их практически применять.
Список источников
1. Воробьева О. И. Проблема комплексности в подготовке специалистов института физической культуры и спорта // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2-6 (58). С. 49-53.
2. Малиновский А. В., Юркин Д. В., Платонов В. Н. Самостоятельная деятельность спортсменов в процессе обучения // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 3. С. 179-182.
3. Князев С. А., Корнаушенко А. В. Влияние самостоятельного выбора вида спорта на физическую подготовленность курсантов Барнаульского юридического института // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 181-184.
4. Попова Н. В., Мананников С. В., Князева Ю. А. Воспитание нравственных качеств у спортсменов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 1. С. 147-150.
5. Супрунов С. И. Организация занятий физической культурой с учетом потребностей студентов // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-7. С. 46-49.
6. Попова Н. В. К разработке должных норм физической подготовленности студенческой молодежи // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 12. С. 50-55.
7. Платонов В. Н., Прохорова Е. А. Адаптация к условиям Сибири тренировочного процесса триатлонистов // Педагогическое образование на Алтае. 2021. № 2. С. 124-126.
8. Мананников С. В. Развитие и формирование профессиональных качеств будущих сотрудников органов внутренних дел на занятиях по лыжной подготовке, Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2015. № 1. С. 44-48.
СКИЕ НАУКИ 147
9. Хромов В. А., Головачев А. И., Тарасова Л. В. Методика развития специальной выносливости квалифицированных лыжников-гонщиков на основе учета индивидуальных особенностей физической подготовленности и требований современной деятельности // Вестник спортивной науки. 2018. № 4. С. 16-18.
References
1. Vorobyeva O. I. The problem of complexity in the training of specialists of the Institute of Physical Culture and Sports // Current scientific research in the modern world. 2020. No. 2-6 (58). P. 49-53.
2. Malinovsky A. V., Yurkin D. V., Platonov V. N. Independent activity of athletes in the learning process // Psychology and pedagogy of service activity. 2021. No. 3. Р. 179-182.
3. Knyazev S. A., Kornaushenko A. V The influence of independent choice of sport on the physical fitness of the cadets of the Barnaul Law Institute // The world of science, culture, education. 2019. № 3 (76). P. 181-184.
4. Popova N. V., Manannikov S. V., Knyazeva Yu. A. Education of moral qualities in athletes // Psychol-
ogy and pedagogy of official activity. 2021. No. 1. P. 147-150.
5. Suprunov S. I. Organization of physical culture classes taking into account the needs of students // Trends in the development of science and education. 2019. No. 507. P. 46-49.
6. Popova N. V. To the development of proper standards of physical fitness of student youth // Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport. 2020. No. 12. P. 50-55.
7. Platonov V. N., Prokhorova E. A. Adaptation to the conditions of Siberia of the training process of triathletes // Pedagogical education in Altai. 2021. No. 2. P. 124-126.
8. Manannikov S. V. Development and formation of professional qualities of future employees of the internal affairs bodies in the classroom for ski training, Human health, theory and methodology of physical culture and sports. 2015. No. 1. P. 44-48.
9. Khromov V. A., Golovachev A. I., Tarasova L. V Methods of developing special endurance of qualified ski racers based on taking into account individual characteristics of physical fitness and the requirements of modern activity // Bulletin of Sports Science. 2018. No. 4. P. 16-18.
Информация об авторах
В. Н. Платонов - доцент кафедры спортивных дисциплин Алтайского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук;
B. А. Хромов - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
C. В. Мананников - старший преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России.
Information about the authors
V. N. Platonov - Associate Professor of the Department of Sports Disciplines of the Altai State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences;
V. A. Khromov - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific complex of Special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';
S. V. Manannikov - Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 02.02.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.
The article was submitted 02.02.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.