Куратова Э. С.
д.э.н., с.н.с. Института социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ Коми НЦ УрО РАН,
г. Сыктывкар
kuratova@iespn.komisc.ru
Шишкина Н.М.
с.н.с. РУТ (МИИТ), г. Москва
Shishkina.nm@mail.ru
АКТИВИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТА АРКТИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ
Ключевые слова: Арктика, освоение труднодоступных территорий, низкозатратный транспорт, беспилотные летательные аппараты, разработка беспилотного автомобиля, повышение эффективности промышленного освоения северных территорий.
Keywords: Arctic, development of hard-to-reach territories, low-cost transport, unmanned aerial vehicles, development of unmanned vehicles, increasing the efficiency of industrial development of the Northern territories.
Будущее северных регионов России во многом зависит от развития «низкозатратного» транспорта и перспективных транспортных средств для труднодоступных территорий, более 50% их населенных пунктов не имеют круглогодичной транспортной связи, во многих местах отсутствует сеть воздушных линий. Некоторые населенные пункты обслуживаются вертолетами Ми-8, на которых стоимость пассажирских перевозок в среднем в 2,5 раза выше, чем на судах малой авиации. В этой связи модернизация малой и региональной авиации на долгосрочный период требует создания новых самолетов взамен эксплуатируемых и устаревших Ан-2 и Як-40 [3].
Основными сферами авиационного обслуживания северных районов являются межмуниципальные и внутри-муниципальные перевозки пассажиров. Региональный аэропорт местных линий «Архангельск» (Васьково) находится в 12 км от центра г. Архангельска, имеет аэродром класса «Г», в 2017 г. он обслужил 22,1 тыс. пассажиров. Обеспечивает регулярное сообщение с удаленными населенными пунктами региона. Ближайший аэропорт - «Онега», принимает самолеты типа Ан-2 и вертолеты. Аэропорт «Мезень» имеет аэродром класса «Г», в 2017 г. обслужил 6,1тыс. пассажиров. Аэропорт «Нарьян-Мар» имеет аэродром класса «В» и обеспечивает авиасообщение между населенными пунктами Ненецкого АО, с г. Архангельск, а также вертолетное сообщение. В 2017 г. обслужил 183,1 тыс. пассажиров. Аэропорт «Амдерма» имеет аэродром класса «В», в 2017 г. обслужил 1,5 тыс. пассажиров. Основное направление авиаперевозок: Амдерма - Нарьян-Мар. Придание статуса казенного предприятия позволило избежать ликвидации и осуществить реконструкцию этого аэропорта. Аэропорт «Варандей» имеет аэродром класса «Г», в 2017 г. обслужил 15,6 тыс. пассажиров, способен принимать самолеты третьего класса (Ан-24, Ан-26, Л-410, Як-40 и им подобные) и другие типы воздушных судов 3 и 4 класса, вертолёты всех типов. Аэропорт «Усть-Кара» имеет аэродром класса «Е», в 2017 г. обслужил 1,1 тыс. пассажиров. Осуществляются регулярные авиарейсы один раз в неделю из Нарьян-Мара на самолете Ан-2. Аэропорт «Индига» имеет аэродром класса «Е», в 2017 г. обслужил 2,7тыс. пассажиров. Основное направление авиаперевозок: Индига - Нарьян-Мар [4].
Сегодня грузооборот воздушного транспорта распределяется между пассажирскими авиалайнерами, догружаемыми коммерческим грузом и специализированными грузовыми воздушными судами. Ключевым фактором прогнозируемого роста авиагрузоперевозок является снижение стоимости доставки, возможное за счет применения современных технологий беспилотных систем. Беспилотные летательные аппараты являются полноправным сегментом мировой авиационной отрасли, о чем свидетельствуют активно развивающиеся в последние несколько лет проекты грузовых перевозок большой грузоподъемности полета. Беспилотные летательные аппараты активно применяются во всем мире для доставки товаров электронной торговли, медикаментов и медицинских материалов. Несколько ведущих мировых компаний (DHL, FedEx, Amazon, Google) реализуют экспериментальные проекты по доставке экстренных почтовых отправлений.
Стратегия «вхождения» беспилотных авиационных систем в грузовые авиаперевозки и программа ее реализации может быть определена тремя этапами: доставка «от двери до двери» небольших грузов, покупок и почтовых отправлений; перевозки на средние и короткие расстояния и параллельное переключение части грузооборота наземного транспорта; перевозки по длинным регулярным маршрутам с заменой рутинных операций пилотирования автоматикой. Следует отдельно отметить, что спектр услуг может быть широким и предоставляться одновременно, удовлетворяя запросы бизнеса и потребителей.
Создание специализированных грузовых беспилотных воздушных судов - это трудосберегающие, материалос-берегающие и т.д. направления интенсификации общественного производства, что особо важно для Севера. Это по-
зволит снизить стоимость воздушных грузоперевозок за счет отсутствия человека на борту летательного аппарата, отказаться от системы кондиционирования салона и кабины экипажа, от системы жизнеобеспечения, средств спасания, иллюминаторов, а также позволит снизить массу конструкции фюзеляжа при сохранении прочностных характеристик и ускорить погрузочно-разгрузочные операции. Ввод в эксплуатацию беспилотных летательных аппаратов для перевозки грузов является одним из перспективных инновационных направлений повышения безопасности в сфере воздушного транспорта и освоения северных территорий. Рыночную нишу грузовых беспилотных воздушных судов может составить также часть грузопотока автомобильного транспорта [5].
Количественная временная оценка транспортной доступности и необходимость повышения эффективности инновационного потенциала северных территорий Европейского Северо-Востока России позволила сделать следующие выводы:
- востребованность результатов оценки транспортной доступности велика в силу большого и удорожающего влияния транспортного фактора на объем и стоимость полного раскрытия сырьевого потенциала, принятия обоснованного решения о развитии транспортной инфраструктуры северных территорий в связи с необходимостью их геологического доизучения, проведения прогнозно-поисковых и ревизионных работ, включая геолого-экономическую оценку минерально-сырьевых ресурсов, а также дальнейшего промышленного освоения территории и предоставления услуг населению; сегодня будущее северных регионов России во многом зависит от развития «низкозатратного» транспорта и перспективных транспортных средств для труднодоступных территорий. Создание и использование специализированных грузовых беспилотных воздушных судов и беспилотных наземных транспортных средств являются трудосберегающими, материалосберегающими и т. д. направлениями интенсификации общественного производства.
Список литературы
1. Arctic info. - http://www.arctic-info.ru/encyclopedia/countries-and-regions/regionyarkticheskoy-zony-rf/
2. Баранов С.В., Скуфьина Т.П. Сравнительная динамика экономического роста и межрегиональная дифференциация Российского Севера // Вопросы статистики. - М., 2015. - № 11. - С. 69-77.
3. Куратова Э.С. Социально-экономическая оценка фактора времени (скорости) в проектах развития транспортных систем // Безопасность движения поездов. - М.: МИИТ, 2016. - С. VI-51-VI-53.
4. Объемы перевозок через аэропорты России // Федеральное агентство воздушного транспорта: офиц. Интернет-ресурс. -http://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov/
5. Терешина Н.В. Направления повышения эффективности деятельности авиакомпаний в России // Транспортное дело России. 2018. - № 4. - С. 93-95.