УДК 82:371.32
АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
(на примере рассказа В. Г. Распутина «Женский разговор»)
© Имихелова Светлана Степановна доктор филологических наук, профессор, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 E-mail: [email protected]
© Фалилеева Екатерина Александровна магистрант, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 E-mail: [email protected]
Статья посвящена методике проведения урока внеклассного чтения по рассказу В. Г. Распутина «Женский разговор» (1994). Проблема выявления исследовательской и творческой активности учащихся на таком уроке рассматривается в синтезе учебных и воспитательных задач. Этого требует содержание рассказа большого писателя, в котором нравственная проповедь неотрывна от эстетического воздействия на читателя. Описана последовательность работы над активизацией мыслительной и эмоциональной работы учащихся, когда анализ формы и содержания движется вслед за системой творческих вопросов и заданий. Вначале это проблемные вопросы на целостное восприятие рассказа, затем их сменяют вопросы аналитического характера: характеристика образов двух героинь — Натальи и Вики на основе анализа особенностей их речи; определение приемов построения основного конфликта (антитеза в мировосприятии героинь, роль пейзажа), особенностей структуры и композиции рассказа, соотношение позиций повествователя и автора. На всех этапах работы обращается внимание на такую формулировку проблемных вопросов и заданий, которая бы побуждала учащихся к активной мыслительной деятельности и выявляла самостоятельность в поиске ответов на эти вопросы и задания.
Ключевые слова: В. Г. Распутин, рассказ, проблемный вопрос, диалог двух героинь, композиция, авторская проповедь, читательская активность.
Деятельность на уроках литературы предполагает активную исследовательскую, аналитическую работу учащихся над художественным произведением. Для выполнения данной задачи учителю-словеснику необходимо применять разные формы исследовательской деятельности, являющейся одним из приоритетных направлений развития современного образования, а также включать в работу на уроках разнообразные задания творческого характера. Особое место в старших классах отводится работе по внеклассному чтению, которая позволяет предусмотреть изучение произведений современной литературы, не входящих в основную программу.
Рассмотрим, какие способы активизации деятельности учащихся на уроках внеклассного чтения могут быть использованы при анализе рассказа В. Г. Распутина «Женский разговор» (1994), который дает возможность, вслед за хрестоматийным рассказом «Уроки французского», выполнять и педагогические, воспи-
тательные задачи. Как верно заметил в эссе о В. Распутине П. Басинский, «это очень строгий и точный писатель, предлагающий нам вполне конкретные уроки. Почему это не мешает ему быть художником высочайшей пробы — загадка. Как сплавились воедино педагогика и художественный полет — тайна» [1, с. 205]. Такая «художественная педагогика», на наш взгляд, особенно необходима в старших классах, и конкретная проповедь в рассказе «Женский разговор» заставит задуматься, не оставит равнодушными тех, кто только вступает во взрослую жизнь.
Помогают активизации мысли и чувства каждого учащегося, конечно же, проблемные вопросы, и они нужны для того, чтобыон не просто работал непосредственно с текстом, самостоятельно выявлял идею, основную мысль, особенности повествования, композиции и т. д., а чтобы мог эмоционально реагировать на содержание рассказа В. Распутина. Урок внеклассного чтения по рассказу «Женский разговор» можно начать с вопроса, кому из двух героинь более всего необходим сокровенный ночной разговор — бабушке Наталье или ее 16-летней внучке Вике. И ответом, конечно же, станет эмоциональное убеждение учащихся в том, что обе героини нуждаются в этом диалоге: одна беспокоится, переживает, что в начале своего пути родная неокрепшая душа оступилась («Такую потрату на себя приняла!»), другая — не желая признавать своей ошибки, тоже переживает и полна горьких мыслей («надоело все», «тошно», «чем-то ей хотелось успокоить себя»). Одна ответит на вопросы неопытной собеседницы разговором про «свою старину», про свое понимание женской судьбы, другая не все поймет, но ее захватит рассказ о молодости и замужестве, нелегкой судьбе родного человека, о военном и послевоенном лихолетье и будет все просить и просить продолжения рассказа.
Ответы на вопросы, достигли героини взаимопонимания или нет, глубоко ли захватил внучку рассказ бабушки, могут быть разные. Вот почему учитель предлагает учащимся проанализировать образы Натальи и Вики, опираясь на их речь, не те способы речевой характеристики, к которым прибегает автор, выстраивая «женский разговор». Вопросы учителя могут быть сформулированы следующим образом: «Чтобы понять героев, нужно вслушаться в их речь. Отложило ли время отпечаток на речь Вики?»; «Как раскрывается душа, характер Натальи в ее речи?».
В результате такого анализа учащиеся должны будут выявить, что у юной героини нет индивидуальных черт. Повествователь сообщает, что Вика «затаенная какая-то», «тихоомутная», фразы ее короткие, решительные, часто она говорит нехотя. Звучащие в речи Вики слова, утверждающие, что современная женщина должна быть независимой, свободной («...Сейчас важно, чтобы женщина была лидер», «.та женщина ценится, которая целеустремленная»[3, с. 356]), на самом деле подчеркивают в ней следование стереотипам (жить «по своей-то моде»), а значит, несвободу и зависимость от навязанного мнения. Отсюда и произошел, как становится ясно учащимся, драматичный поворот в ее жизни — вынужденный аборт и «высылка» к бабушке «на перевоспитание». Немаловажно и то, что в диалоге многие реплики Вики состоят из вопросительных предложений — психологически это подтверждает незнание ею жизни.
Характеризуя речь Натальи, учащиеся увидят: это человек, умудренный опытом, проживший долгую и насыщенную яркими событиями жизнь, непоколебимо верящий в силу нравственных ценностей. Ее речь составляют народно-разговорные и просторечные словесные ряды, и хотя Наталья иногда искажает форму слова, но главное его лексическое значение определяется ею точно. Наталья, основываясь на жизненном опыте, называет все своими именами, например, слово в устах Вики «целеустремленная» переиначивает по-своему: «устрелен-ная». Понимая, что внучка обделена нравственным стержнем, нравственной устойчивостью, она наказывает ей: «Устою возьми». Ее реплики, в отличие от реплик внучки, — односложные, с многоточием. Каждое ее слово тщательно взвешено, в нем — кусочек прожитой жизни. Мировоззрение бабушки традиционно: она не принимает позиции «женщина-лидер», видит предназначение женщины в том, чтобы быть матерью, хозяйкой, для нее «нарушился вековой порядок», когда хранительница семейного очага, домашнего тепла «стала самой разнесчастной — гончей породы». Женщина, по мнению Натальи, «как Божий сосуд для суженого», и любовь — это святое чувство, которая «куски, как побирушка, не собирает» [3, ^ 357]. Но более всего захватит учащихся «рассказ в рассказе» — история любви и верности, так пронзительно поведанная Натальей и прерываемая удивленными репликами Вики.
Продолжая работать с текстом произведения, можно направить учащихся к анализу конфликта, задавая вопросы: «Как вы понимаете состояние Вики? Что она имеет в виду, говоря: «Все надоело...»?, «Почему бабушка Наталья считала этот разговор очень важным?». Учащиеся заметят, что в рассказе представлен спор двух поколений: современного «поколения пепси», к которому принадлежит Вика, и старого, с традиционными устоями, которое представляет бабушка Наталья. Так учащиеся смогут определить, что рассказ построен на антитезе миропонимания главных героинь: нравственного (старухи-праведницы) и нравственно неокрепшего (Вики). На данном этапе работы с текстом рассказа для активизации деятельности ученикам можно предложить выполнить творческое задание следующего характера: попробовать составить характеристику-коллаж на одну из героинь на выбор.
Немаловажную роль в рассказе играет пейзаж. Необходимо обратить на него внимание учащихся, постоянно направляя их к тексту рассказа. В результате внимательного прочтения учащиеся должны будут сделать вывод о том, что пейзаж является одним из средств характеристики Натальи: описания природы даны через ее восприятие и окрашены ее настроением. Во время беседы героинь постоянно подчеркивается красота и богатство мира, в котором живет Наталья: «Картины сибирской природы, ночного неба особым образом окрашивают поэзию простых чувств, придают им характер таинства» [2, с. 316]. В кульминации рассказа пейзаж передает настроение грусти и тревоги, и этим настроением наполнена душа Натальи, настолько ее страшит дисгармония в нынешнем мире, где нарушился вековой порядок: «Избы стояли придавлено <...> под дыханием неба. Такое там царило безлюдье, такая немота и такой холод, так искрилось небо над оцепеневшей землей и такой бедной, сиротливой казалась земля» [3, с. 358]. Заканчивается рассказ также описанием природы, в которой снова появляются звуки и краски, уже не солнечные, а беспокойные, в них слышится тревога
писателя: «.с тихим плеском наплывал и холодно замирал свет <... > И только небо <...> все играло мириадами острых вспышек <...> предвещая своим огненными письменами завтрашнюю неотвратимость»[3, с. 366]. И снова пейзаж наполнен настроением Натальи, тревожащей за будущее Вики.
Отсюда же учащиеся смогут определить и особенности кольцевой композиции рассказа. Необходимо побудить учащихся поразмышлять, с какой целью автор использует именно такую композицию, а для этого нужно обратить их внимание на финал, задавая вопросы и направляя искать подтверждения своим словам в тексте: «Что значил для Вики разговор с бабушкой? Как вы думаете, каким образом он повлиял на Вику?». Ученики должны будут найти в тексте такие фразы: «.что-то зацепило в этом разговоре», она «неспокойно засыпала». Но далее они сделают вывод, что финал рассказа остается открытым: несомненно, разговор с бабушкой повлиял на Вику, но все же непонятно, изменит ли он ее взгляды на мир и есть ли надежда на возрождение души Вики. Отсюда и кольцевая композиция: все в рассказе после разговора возвращается на круги своя, жизнь продолжается и ничего не изменилось. В этом проявляется мастерство В. Распутина — писатель предоставляет читателю самому ответить на главный вопрос: как жить дальше в этом мире? и подумать, наметил ли писатель в рассказе пути решения проблемы спора «отцов и детей», столкновения «века нынешнего» и «века минувшего».
При анализе позиции автора следует обратить внимание учащихся на речь повествователя. В результате такой работы учащиеся должны будут прийти к выводу о том, что повествователь максимально сближен с автором (писатель выбирает такого посредника, который высказывает его собственные мысли), а также о том, что его точка зрения прослеживается в речи старухи-праведницы Натальи. «На холодный ветер, как собачонку, выгнали человека, и гонит его какая-то сила, гонит, никак не даст остановиться. Самая жизнь гончей породы. А он уж и привык, ему другого и не надо. Только на бегу и кажется ему, что он живет. А как остановится — страшно. Видно, как все кругом перекошено, перекручено...» [3, с. 360], — так в уста Натальи вкладывает писатель свои мысли. Все это позволяет определить идею рассказа как идею возрождения традиционных, исконных устоев общества, потребности в нравственной и духовной чистоте людей.
На заключительном этапе урока для закрепления в качестве домашнего задания уместным будет предложить выполнение письменных творческих заданий: 1) «Если вы снимете короткометражный кинофильм, то какая распутинская деталь станет для вас главной?», 2) «Подумайте над финалом рассказа. Каким вам видится продолжение Викиной судьбы?».
В результате проведенной беседы учащиеся смогут полно представить структуру рассказа «Женский разговор», его содержание и форму, а также выявить основные проблемы произведения. Создавая характеристики героинь, они могут выделить и описать их типичные и индивидуальные черты, понять авторское отношение к ним, а также высказать собственную позицию. Старшеклассникам также становятся понятными стиль писателя, манера его письма, глубокий замысел его произведений — показать важные стороны современной жизни. Таким образом, в процессе анализа рассказа у учащихся формируются ценностно-смысловая и учебно-познавательная компетенции. Грамотное построение пол-
ных аргументированных высказываний, фрагментарный пересказ текста и выполнение творческих заданий учащимися способствуют формированию у них и коммуникативной компетенции. Ведь пониманию рассказа соответствует конфликтная ситуация в рассказе «Женский разговор», которая сталкивает в сознании учащихся изменения нового времени и вековечные жизненные ценности. Фраза старухи Натальи: «Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдешь» [3, c. 366] -звучит наказом не только внучке Вике, но и читателю.
Произведения В. Г. Распутина 1990-2000-х гг. необходимы для изучения в школе, так как они открывают новые грани таланта большого писателя и затрагивают проблемы современности, которые так актуальны при реализации воспитательных задач на уроках внеклассного чтения. Формы таких уроков представляются оптимальными для изучения произведений современной литературы, поскольку они позволяют педагогу реализовать важные учебные задачи, в том числе стимулируют у учащихся читательский интерес, формируют их самостоятельный читательский опыт, развивают творческие способности. Они помогают более продуктивному выстраиванию работы и на основных уроках литературы, где активизация исследовательской деятельности учащихся и беседа с элементами проблемного обучения способствуют достижению основных целей и задач учителя-словесника.
Литература
1. Басинский П. Валентин Распутин: уроки русского // Скрипач не нужен. — М.: АСТ, 2014. — С. 204-206.
2. Маркова Т. Н. «Женский разговор» В. Г. Распутина // Творческая личность Валентина Распутина: живопись — чувство — мысль — воображение — откровение / под ред. И. И. Плехановой. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. — С. 315-321.
3. Распутин В. Г. Женский разговор // Распутин В. Г. Живи и помни. — М.: Панорама, 1997. — С. 354-366.
ACTIVIZATION OF PUPILS' ACTIVITIES
DURING EXTRACURRICULAR READING LESSONS
(оп the example of the story of V. G. Rasputin «Women's talk»)
Svetlana S. Imikhelova
Dr. Sci. (Phil.), Professor, Department of Russian and Foreign Literature, Buryat State University 6 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000 Russia
Ekaterina A. Falileeva
Undergraduate student, Buryat State University 6 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000 Russia
The article is devoted to the technique of conducting an extra-class reading lesson on V. G. Rasputin's story «Female conversation» (1994). The problem of identifying the research and creative activity of students in this lesson is considered in the synthesis of educational and educational tasks. This requires the content of the story of a great writer, in which moral preaching is inseparable from the aesthetic impact on the reader. The sequence of work on
activation of mental and emotional work of students is described, when the analysis of form and content moves after the system of creative questions and tasks. In the beginning, these are problematic questions for a holistic perception of the story, then they are replaced by questions of an analytical nature: the characterization of the images of two heroines — Natalia and Vika, on the basis of an analysis of the features of their speech; The definition of methods for constructing the main conflict (the antithesis in the perception of the heroines, the role of the landscape), the features of the structure and composition of the story, the ratio of the positions of the narrator and the author. At all stages of the work, attention is drawn to the formulation of problematic questions and assignments that would encourage students to engage in active intellectual activity and identify self-reliance in seeking answers to these questions and assignments.
Keywords: V. G. Rasputin, story, problem question, dialogue of two heroines, composition, author's sermon, reader activity.