АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ УСЛУГ
В статье освещены тенденции развития малого предпринимательства в одной из самых быстро развивающихся отраслей мировой экономики в настоящее время, какой является сфера услуг. Определены важнейшие экономические условия, а также выделены факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства в сфере услуг.
Одной из самых быстроразвивающихся отраслей мировой экономики в настоящее время является сфера услуг. Получив мощный импульс к ускорению, в ее составе сформировались качественно новые элементы, произошла функциональная и структурная перестройка большинства прежних элементов. Четко обозначилась тенденция усиления роли услуг в эко-
комической жизни, В мировой экономике имеет место постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, в развитых странах в сфере услуг занято больше служащих, чем во всех ктапьных отраслях вместе взятых. Сфера услуг • наиболее быстро развивающийся сектор международной торговли, составляющий 20% объема мирового экспорта. Анализ различных гаучных точек зрения на причины роста сферы услуг, а также оценка мировых тенденций экономического развития лоз вол ил и выделить наиболее важные из них: рост дохода на душу кселения; высвобождение рабочей силы для сферы услуг, благодаря росту эффективности на производстве и в сельском хозяйстве; урбанизация; расширение международной торговли; 1емо1 рафическис изменения.
В России проявился ряд общемировых тенденций развития сферы услуг. 8 то же )ремя эволюция данной сферы в значительной степени определялась многообразием регио-гатил* ых, культурных, социальных особенностей свойственных населению страны, уело-!иями климата, обширностью территории. В современной экономической системе России :фера услуг формирует более 50% ВВП (табл. 1) и доля занятых в этой сфере превышает >0% (табл. 2).
Объективные предпосылки ускоренного развития сферы услуг дали новый импульс раз-итию предпринимательских структур в этом секторе хозяйствования.
В сфере услуг сложилась тенденция преобладания в структуре хозяйствующих субъектов малого предпринимательства, чья высокая чувствительность к рыночной конъюнктуре де-Еает их незаменимыми в данном секторе экономики.
Таблица 1. Динамика объема произведенного ВВП в структуре видов деятельности, млрд. руб.
Виды экономической деятельности Годы
2004 2005 2006
% Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 850,0 959,0 1037,2
Рыболовство, рыбоводство 62,5 68,2 79,6
Добыча полезных ископаемых 1426,9 2069,8 2432,6
Обрабатывающие производства 3687,6 3571,2 4437,2
Производства и распределение электроэнергии, газа и воды 566,5 629,0 773,1
Строительство 863*1 1033/7 1356,1
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3040,3 3615,7 4496,2
Гостиницы и рестораны 141,6 171,4 216,6
Транспорт и связь 1662,0 1901.6 2258,5
Финансовая деятельность 511,4 745,0 986,0
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1421,4 1828.9 ✓ 2266,7
Государственное управление и обеспечение военной обязанности; обязательное социальное обеспечение 802,5 959,0 1227,7
Образование 400,8 494,7 645,6 ;
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 473,9 580,6 746,1
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 276,0 343,0 459,7
ИТОГО 15137 _ 18970,8 23418,9
Анализ структуры сектора малых форм хозяйствования поз воля ет утверждать, что на-людается преобладание доля субъектов ма/юго предпринимательства в сфере услуг по еравне-ию с производственной сферой (по РФ - 66,2%.^ ЮФО —.62,8%, Краснодарский край - 61.9% т общего числа зарегистрированных субъектов малого предпринимательства). В таблице 3 риведены данные по числу субъектов малого предпринимательства по видам экономической еятельности, из которой видно, что наибольший удельный вес по числу малых предприятий
занимают оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 45,8%, Почти в три раза меньше предприятий малого бизнеса было зарегистрировано в строительстве и обрабатывающем произподстяе* на долю которых пришлось 11,2 и 12,3%. соответственно.
Таблица 2. Динамика среднегодовой численности занятых в экономике РФ
по видам экономической деятельности
годы
Виды экономической деятельности тыс. человек в процентах к итогу
2004 2005 2006 ' 2004 2005 2006
ВСЕГО В ЭКОНОМИКЕ: в том числе по видам экономической деятел ьности 66407 66792 67017 100 100 100
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 7430 7381 7106 и,2 11,1 10,6 і
Рыболовство, рыбоводство ИЗ 138 133 0,2 0.2 0,2 '
Добыча полезных ископаемых 1083 1051 1036 1,6 1,6 1,5
Обрабатывающие производства 11787 11506 11255 17,7 17,2 16,5
Производства и распределение электроэнергии, газа и воды 1900 1912 1917 2,9 2,9 2,9
Сзроителъство 4743 4916 5075 7.1 7,4 7,6
Оптовая и розничная торговля: ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 10843 11088 11315 16,3 16,6 16,9
Г остин ицы и рестораны П52 1163 1183 ^ 1,7 1,7 1,8
Транспорт и связь 5293 5369 5423 8.0 8,0 8,1
Финансовая деятельность 835 858 928 1,3 1,3 1,4
Операции с недвижимым имуществом, аренда и прел оставление услуг 4825 4879 4936 7,3 7,3 7,4
: Государственнос управление и обеспечение военной обязанности; обязательное социальное обеспечение •3447 3458 3579 5,2 5,2 5,3
Образование 6125. 6039 6014 9,2 9,0 9,0
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 4488 4548 4603 6,8 6,3 6,9
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2330 2460 2492 3,5 3,7 3,7
Таблица 3. Число малых предприятий по видам экономической деятель нос ш в 2005 г.
Виды экономической деятельности Тысяч %
Всего: из него по видам экономической деятельности 979,3 100
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 26,8 2,7
Рыболовство, рыбоводство 2,2 0,2
Добыча полезных ископаемых 3,6 0,4
Обрабатывающие производства 120,0 12,3
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,9 0,3
Строительство 109,3 11,2
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользе в атшя 448,8 45,8
Г ос тин ицы и рестораны 19,9 2,0
Транспорт 44,3 4,5
! Финансовая деятельность 12,5 1,3'
: Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление урлу г 151.9 15,5
Образование 2,7 0,3
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 10,5 1,1
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 23,6 2,4
Сфера услуг в наибольшей степени чувствительна к основным преимуществам малого предпринимательства: не требуется больших капиталовложений, способность более динамично развиваться, реагируя на изменение запросов
Объективные предпосылки ускоренного развития сферы услуг дали новый импульс раз-витию предпринимательских структур в этом секторе хозяйствования.
В меняющихся условиях современной экономики сверхкрулные и крупные предприятия сферы услуг пред почитают кооперироваться с малым бизнесом. Субъекты сферы услуг во всех странах подразделяются на крупные, средние и малые. Малые предприятия генерируют основной объем сферы услуг во всех странах, чтт) свидетельствует о важности данной формы организации в сфере услуг. По данным мировой статистики в среднем в разных странах малый бизнес дает до 50% национального продукта. В торговле на долю малого бизнеса приходится 65% частных компаний, строительстве -3$%, в секторе бытовых услуг и досуга - 23%, секторе деловых услуг - 13% па транспорте и в коммунальных услугах - 10%. Малое предпринимательство имеет огромное функционально - целевое назначение и является своеобразным мотором экономических преобразований.
Важнейшими экономическими условиями, определяющими развитие малого предпринимательства в сфере услуг являются:
- обеспечение свободной конкуренции, которая стимулирует предпринимателей совершенствовать организацию своего дела;
- возможность свободного доступа потребителей на рынок;
- преодоление государственной или иной монополии на средства производства и результаты труда производителей;
- распространение рыночной информации и доведение ее до предпринимателей.
Конструктивные качества предпринимательства динамизм, живучесть, многомерность, гибкость и другие позволяют предприятиям в сфере услуг создавать новые возможности для бизнеса, пластично приспосабливаться к стремительно меняющейся ситуации, осуществлять самовоспроизводство и саморегулирование, координировать внутренние и внешние отношения между участниками.
Поэтому развитие малого предпринимательства в сфере услуг обусловлено, по нашему мнению, рядом факторов:
- повышение потребности в организационной г ибкости и в ноу-хау;
- необходимость снижения рыночной неопределенности;
- потребность в новых формах управления.
Субъекты малого предпринимательства чаще функционируют в сегментах личного обслуживания, включая предприятия отдыха и развлечения, автосервиса, гостиничного хозяйства и другие. Следует отметить что они занимают те ниши сферы услуг, которые невыгодны средним и крупным предприятиям и достаточно прочно удерживают их. Во время рыночных потрясений крупные фирмы иногда банкротятся, в то время как мелкие, как будто более слабые, выживают и развиваются, обеспечивая рабочие места, выпуская продукцию и уплачивая налоги.
К основным преимуществам малых предприятий в сфере услуг можно отнести:
- не требуется больших капиталовложений;
- ориентация на инновации;
- способность более динамично развиваться, реагируя на изменение запросов потребителей;
- возможность создания новых рыночных мест;
- возможность проявить свою инициативу огромному- числу людей.
Во многих странах мира зна'штельная часть молодежи проходит через работу в средних и малых предприятиях сферы услуг, имеющих более благоприятные условия для освоения предпринимательских навыков и самостоятельных заработков.
Правительства практически во всем мире стремятся поддерживать наилучшсс еочечание между крупными, средними и малыми предприятиями сферы услуг и осуществляют государственную поддержку малого предпринимательства, без чего ему невозможно выстоять в конкурентной борьбе.
Литература;
1. Сми£ А. Исследование о природе и причинах богатства народов: Пер .с англ .А. Смит ’Г. I.
2. Миронова Н.В. Маркетинг различных типов слуг' Маркетинг в России и за рубежов.-2003 г.
3. Иванов Н.Н. Менеджмент в сфере услуг- СПб: изд-во СПб ГУ ЭФ, 2002;
4. Казарина Л.А., Туре но Т. А Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. Иркутск, 2001 г.
5. Видякин В.И.. Журавлева Г.П. Экономическая теория. М,: Инфра-М, 2005. С. 173.
6. Предпринимательство. М.Г. Лапу ста. Д.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л. Г. Скамай. 2007.