Научная статья на тему 'Аксиоматический базис квалиметрической многомерной модели социально-профессиональной компетентности молодого специалиста'

Аксиоматический базис квалиметрической многомерной модели социально-профессиональной компетентности молодого специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИМЕТРИЯ КАДРОВ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / АКСИОМАТИЧЕСКИЙ БАЗИС / МНОГОУРОВНЕВАЯ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / STAFF QUALITY METERING / MATHEMATICAL MODEL / AXIOMATIC BASE / MULTI-LEVEL PRACTICE-DIRECTED PRO-FESSIONAL TRAINING SYSTEM / MECHANICAL ENGINEERING / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киричек А. В., Морозова А. В.

В статье анализируется опыт разработки аксиоматического базиса квалиметрической многомерной модели социально-профессиональной компетентности специалиста, основанной на содержании и требованиях федеральных государственных стандартов профессионального образования нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киричек А. В., Морозова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOMATIC BASIS OF QUALITY METERING MULTIDIMENTIONAL MODEL OF SOCIALLY-PROFESSIONAL COMPETENCE OF YOUNG SPECIALIST

In article experience of development the axiomatic basis of quality metering the multidimentional model of socially-professional competence of specialist based on the content and requirements of federal state standards of vocational training of new generation is analyzed.

Текст научной работы на тему «Аксиоматический базис квалиметрической многомерной модели социально-профессиональной компетентности молодого специалиста»

УДК 371.261

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ БАЗИС КВАЛИМЕТРИЧЕСКОЙ МНОГОМЕРНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

© 2011 А.В. Киричек, А.В. Морозова

Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова Государственного университета -учебно-научно-производственного комплекса, г. Орел

Поступила в редакцию 19.11.2011

В статье анализируется опыт разработки аксиоматического базиса квалиметрической многомерной модели социально-профессиональной компетентности специалиста, основанной на содержании и требованиях федеральных государственных стандартов профессионального образования нового поколения.

Ключевые слова: квалиметрия кадров, математическая модель, аксиоматический базис, многоуровневая практикоориентированная система подготовки кадров, машиностроение, компетенция, компетентность

Постановка проблемы исследования.

Системной характеристикой федеральных государственных стандартов профессионального образования нового поколения является ком-петентностный подход к реализации задач кадрового обеспечения инновационной экономики России. В соответствии с ФГОС ВПО и ФГОС СПО нового поколения оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценивание уровня сформированности его социально-профессиональных компетенций [6-8]. Если процедура оценивания качества усвоения материала по учебной дисциплине имеет системное научное обоснование, то технология оценивания уровня сформированности социально-профессиональной компетенции специалиста в настоящее время сформирована еще фрагментарно. В этой связи целесообразна разработка проблемы создания и реализации модели оценивания, которая реализует схему: оценка усвоения системы дидактических единиц ^ оценка усвоения учебных дисциплин ^ оценка уровня сформированности компетенции ^ оценка уровня сформированности социально-профессиональной компетентности специалиста.

Киричек Андрей Викторович, доктор технических наук, директор, профессор кафедры «Технология и конструкторско-технологическая информатика». Email: [email protected]

Морозова Анна Валентиновна, кандидат социологических наук, заместитель директора по НИР. E-mail: niotiostu@gmail. com

Актуальность и новизна. В основе разработки образовательных программ направлений и специальностей, формируемых на основе новых ФГОС ВПО и ФГОС СПО, лежит следующая логическая цепочка: множество дидактических единиц методом простой группировки формирует элементы множества учебных дисциплин, которое методом суперпозиционного синергетического взаимодействия определяет множество социально-профессиональных компетенций молодых специалистов. Проблемным остается переход от оценивания знаний, умений и навыков студентов к оцениванию уровня сформированности их социально-профессиональной компетентности. По нашему мнению, основу такой технологии должны составлять теоретические разработки, используемые для квалиметрического оценивания объектов любой природы (квали-метрическая модель оценка качества наукоемкой продукции, квалиметрическая модель оценки результативности деятельности образовательного учреждения, квалиметрическая модель оценки качества жизни и др.) [1-4], основы современной тестологии [9, 10], а также модель состояния подготовленности специалиста в компетентностном формате [11-12].

Основу квалиметрической многомерной модели социально-профессиональной компетентности специалиста составляет следующий аксиоматический базис, обеспечивающий целостность многомерного анализа данных.

1. Существует некоторое и-мерное (и^да) информационное пространство Ы, определяющее содержание дидактических единиц ФГОС,

m-мерное (т^да) информационное пространство M, определяющее множество учебных дисциплин ФГОС, и /-мерное (/^да) информационное пространство Ь, определяющее множество социально-профессиональных компетенций молодого специалиста в соответствии с ФГОС.

2. т-мерное (т^да) информационное пространство М и /-мерное информационное пространство Ь являются подмножествами и-мерного (и^да) информационного пространства N.

3. Существуют множества Д А и В, элементами которых являются соответственно дидактические единицы Д, г = 1: п, учебные дисциплины А], 7 = 1: т и компетенции специалиста Вк, к = 1:1.

4. Каждая /-я, г =1: п ось ONNi (луч [О^)) пространства N отображает уровни освоения дидактической единицы Д, г = 1: п. На

луче [Ол^) определен единичный вектор ет с началом в точке ON. Если точка Орг е \OxNj),

то вектор 0NDpi = qpi ■ е№ , где qpi - координата

вектора 0^рг на оси интерпретируемая как уровень усвоения дидактической единицы

Д, г = 1: п.

5. Каждая ]-я, 7 = 1: т ось ОММ] (луч [ОММ])) пространства М отображает уровни

освоения учебной дисциплины А], 7 = 1: т. На луче [ОмМ]) определен единичный вектор еМ]. с началом в точке Ом. Если точка

Лр7 е \0мМ]), то вектор 0мАр] = 5р]' еМ], где

% - координата вектора 0МЛр] на оси ОММ]], интерпретируемая как уровень освоения учебной дисциплины А], 7 = 1: т.

6. Каждая к-я, к = 1:1 ось ОЬЬк (луч [ОЬЬк)) пространства Ь отображает уровни сформированности компетенции специалиста Вк, к = 1:1. На луче [ОЬЬк) определен единичный вектор еьк с началом в точке ОЬ. Если точка Врк е \%), то вектор 0ьВрк = hpk ■ ,

где Ърк - координата вектора 0ьВрк на оси ОЬЬк, интерпретируемая как уровень сформи-рованности компетенции Вк, к = 1:1.

7. Каждая /-я, г = 1: п ось О^ имеет количественную неотрицательную шкалу значений, т.е. каждая точка qi на /-й оси соответствует конкретному количеству знаний по дидактической

единице Д. В частности, значение qpr=0 означает, что у р-го объекта отсутствуют знания по дидактической единице Д, г = 1: п, а значение qprф0 означает, что р-й объект обладает знаниями по дидактической единице Д.

Множество знаний, полученных в результате освоения дидактических единиц р-м объектом, отображается в и-мерном пространстве N точкой Np(qpl;qp2,...qpr;...;qpn), где qpr -проекция точки N на ось О^,., г = 1: п . Совокупное количество знаний Хр, содержащихся в дидактических единицах, которыми обладает p-й объект, функционально зависит от значений всех координат точки Ni, г = 1: п информационного пространства N

Хр = qP2;■■■'; qPr;■■■ qpn)

(1)

В случае, когда у p-го объекта отсутствуют знания по дидактической единице Д,

г = 1: п , выражение (1) примет вид:

Хр (1р2; ••• ;(!рг-\; 0; qpr+1' ••• qpn)

(2)

Каждая ]-я, 7 = 1 : т ось ОмМ] имеет количественную неотрицательную шкалу значений, т.е. каждая точка Sj на]-й оси соответствует конкретному количеству знаний по учебной дисциплине А]. В частности, значение spw=0 означает, что у p-го объекта отсутствуют знания по дидактической единице А^,,

w = 1: т, а значение spwф0 означает, что p-й объект обладает знаниями по учебной дисциплине Aw. Множество знаний, полученных в результате освоения учебных дисциплин p-м объектом, отображается в т-мерном пространстве М точкой Mp(Sp1^,Sp2,... Spw;...;Spm), _Где Spw -проекция точки Mp на ось ОММмь w = 1: т . Совокупное количество знаний У^ содержащихся в учебных дисциплинах, которыми обладает p-й объект, функционально зависит от значений

всех координат точки М] 7 = 1: т информационного пространства М:

2; ••• ;Spw;••• ^рт)

р^ " ' рт /

(3)

В случае, когда у p-го объекта отсутствуют знания по учебной дисциплине А^,, w = 1: т, выражение (3) примет вид:

^р2; ••• ;Spw-1; 0; Spw+1; ••• ^рт)

(4)

Каждая к-я, к = 1:1 ось ОЬЬк имеет количественную неотрицательную шкалу значений, т.е. каждая точка Ик на к-й оси соответствует

конкретному уровню сформированности компетенции Бк. В частности, значение кру=0 означает, что р-й объект не обладает компетенцией Бу, V = 1:1, а значение Ьруф0 означает, что р-й объект обладает компетенцией Бу. Множество компетенций, которыми обладает р-й объект, отображается в /-мерном пространстве Ь точкой Ьр(крГ,Ир2,...кру-,...-,Ир) где крУ - проекция точки ОЬЬу на ось О^Мг, V = 1:1. Уровень профессиональной компетентности Zp, которыми обладает р-й объект, функционально зависит от значений всех координат точки Ьк, к = 1:1 информационного пространства Ь:

^ = кр2;...;Ьр1)

(5)

В случае, когда в р-го объекта отсутствует компетенция Бк, к = 1:1, выражение (5) примет вид:

2Р = Рз(К1; кр2; •••; Кк-1; 0; Кк+1; ••• кр1)

(6)

Количество знаний Б, по учебной дисциплине А^ ] = 1: т функционально зависит от

значений всех координат qi, , = 1: п точки Ы, информационного пространства Ы:

= Д^; Ч2;.; Ч, ;... Чп)

(7)

я, = /(чх; Ч2; •••; Чг-{; 0; ч^; ••• Чп)

(8)

нк = g(qх^; g2;...; д, ;••• Чп)

(9)

В случае, когда дидактическая единица

А-, г = 1: п не влияет на уровень сформиро-

ванности компетенции Бк, к = 1:1 выражение (9) примет вид:

нк = я(Ч1; Ч2; .; Чг-1; 0; Чг+1; ••• Чп)

(10)

Количество знаний по всей совокупности учебных дисциплин, определенной ФГОС, Ур, которым обладает р-й объект, функционально детерминирован значениями количества знаний

Б, по каждой из изучаемых учебных дисциплин А, , =1: т :

У„ = Я2; ...; Я, ; ••• Ят )

(11)

Уровень сформированности профессиональной компетенции Zp, которым обладает р-й объект, функционально детерминирован совокупностью уровней сформирован-ности Нк каждой из совокупности компетенций Бк, определенных ФГОС, к = 1:1:

= С(Н1; Н2;..; Н, ; - Н1 )

(12)

Отсюда: существует функциональная зависимость между уровнем сформированности профессиональной компетентности Zp, которым обладает р-й объект, и количеством его знаний по всей совокупности учебных дисциплин Ур в виде:

^ =Ф(УР)

(13)

В случае, когда дидактическая единица А, г = 1: п не входит в содержание учебной

дисциплины А,, , = 1: т выражение (7) примет вид:

Уровень сформированности Нк компетенции Бк, к = 1:1 функционально зависит от значений всех координат qi, , = 1: п точки Ы, информационного пространства Ы:

Выводы: сформулированный аксиоматический базис позволяет в дальнейшем разработать:

- модель оценки уровня сформированно-сти компетенций специалиста;

- технологию оценивания уровня сфор-мированности социально-профессиональной компетентности специалиста;

- алгоритм и механизм управления качеством сформированности компетенций специалиста на стадиях жизненного цикла его подготовки в условиях многоуровневой прак-тикоориентированной системы подготовки кадров для машиностроения на базе профильного вуза университетского комплекса[5];

- модель многокритериальной оптимизации выбора приоритетной области деятельности молодого специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Азгальдов, Г.Г. Квалиметрия жизни / Г.Г. Азгаль-дов, В.Н. Бобков, В.Я. Ельмеев и др. - Ижевск: Издательство Института экономики и управления УдГУ, 2006. 820 с.

2. Бондарь, А.В. Разработка интегрированной системы управления качеством наукоемких изделий: дис... доктора техн. наук. - Воронеж, 2008. 358 с.

3. Васильев, В.И. Оценка качества деятельности образовательного учреждения / В.И. Васильев, В.В. Красильников, С.И. Плаксий, Т.Н. Тягунова. - М.: Издательство ИКАР, 2005. 320 с.

4. Васильев, В.И. Статистический анализ многомерных объектов производльной природы / В.И. Васильев, В.В. Красильников, С.И. Плаксий, Т.Н. Тягунова. - М.: Издательство ИКАР, 2004. 382 с.

5. Киричек, А.В. Многоуровневая практикоориен-тированная система подготовки кадров для машиностроения: история, современность, перспективы: коллективная монография / А.В. Киричек, А.В. Морозова и др. - М.: Издательский дом «Спектр», 2010. 368 с.

6. Морозова, А.В. Математические основы квали-метрического моделирования конкурентоспособности инженерно-технических кадров / А.В. Морозова // Известия ОрелГТУ. Серия Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2009. № 3-2/275(561). С. 140-150.

7. Морозова, А.В. Применение квалиметрических методов в оценке специалиста технического профиля / А.В. Морозова // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2010. № 5(283). С. 105-110.

8. Морозова, А.В. Подготовка рабочих кадров в условиях профессионального колледжа профильного вуза / А.В. Морозова // Среднее профессиональное образование. 2011. № 7. С. 20-21.

9. Морозова, А.В. Методологические основы тестовой квалиметрии профессиональных кадров в машиностроении: монография / А.В. Морозова. -М.: Издательский дом «Спектр», 2010. 280 с.

10. Рудинский, И.Д. Основы формально-структурного моделирования систем обучения и автоматизации педагогического тестирования знаний / И.Д. Рудинский. - М.: Горячая линия - Телеком, 2004. 204 с.

11. Нуриев, Н. Двухуровневая образовательная система: благо или вред? / Н. Нуриев, Л. Журбенко, С. Старыгина // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 84-91.

12. Нуриев, Н.К. Мониторинг качества подготовки будущего инженера (бакалавра, магистра в компетентностном формате): Учебное пособие / Н.К. Нуриев, Л.Н. Журбенко, С.Д. Старыгина. -Казань, 2007. 80 с.

AXIOMATIC BASIS OF QUALITY METERING MULTIDIMENTIONAL MODEL OF SOCIALLY-PROFESSIONAL COMPETENCE OF YOUNG

SPECIALIST

© 2011 A.V. Kirichek, A.V. Morozova

Technological Institute named after N.N. Polikarpov of State University -Educational, Scientific, Production Complex, Orel

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In article experience of development the axiomatic basis of quality metering the multidimentional model of socially-professional competence of specialist based on the content and requirements of federal state standards of vocational training of new generation is analyzed.

Key words: staff quality metering, mathematical model, axiomatic base, multi-level practice-directed professional training system, mechanical engineering, competence

Andrey Kirichek, Doctor of Technical Sciences, Director, Professor at the Department "Technology and Design-Technology Computer Science " E-mail: [email protected] Anna Morozova, Candidate of Sociology, Deputy Director on Scientific Work. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.