УДК 371.261
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ БАЗИС КВАЛИМЕТРИЧЕСКОЙ МНОГОМЕРНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
© 2011 А.В. Киричек, А.В. Морозова
Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова Государственного университета -учебно-научно-производственного комплекса, г. Орел
Поступила в редакцию 19.11.2011
В статье анализируется опыт разработки аксиоматического базиса квалиметрической многомерной модели социально-профессиональной компетентности специалиста, основанной на содержании и требованиях федеральных государственных стандартов профессионального образования нового поколения.
Ключевые слова: квалиметрия кадров, математическая модель, аксиоматический базис, многоуровневая практикоориентированная система подготовки кадров, машиностроение, компетенция, компетентность
Постановка проблемы исследования.
Системной характеристикой федеральных государственных стандартов профессионального образования нового поколения является ком-петентностный подход к реализации задач кадрового обеспечения инновационной экономики России. В соответствии с ФГОС ВПО и ФГОС СПО нового поколения оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценивание уровня сформированности его социально-профессиональных компетенций [6-8]. Если процедура оценивания качества усвоения материала по учебной дисциплине имеет системное научное обоснование, то технология оценивания уровня сформированности социально-профессиональной компетенции специалиста в настоящее время сформирована еще фрагментарно. В этой связи целесообразна разработка проблемы создания и реализации модели оценивания, которая реализует схему: оценка усвоения системы дидактических единиц ^ оценка усвоения учебных дисциплин ^ оценка уровня сформированности компетенции ^ оценка уровня сформированности социально-профессиональной компетентности специалиста.
Киричек Андрей Викторович, доктор технических наук, директор, профессор кафедры «Технология и конструкторско-технологическая информатика». Email: [email protected]
Морозова Анна Валентиновна, кандидат социологических наук, заместитель директора по НИР. E-mail: niotiostu@gmail. com
Актуальность и новизна. В основе разработки образовательных программ направлений и специальностей, формируемых на основе новых ФГОС ВПО и ФГОС СПО, лежит следующая логическая цепочка: множество дидактических единиц методом простой группировки формирует элементы множества учебных дисциплин, которое методом суперпозиционного синергетического взаимодействия определяет множество социально-профессиональных компетенций молодых специалистов. Проблемным остается переход от оценивания знаний, умений и навыков студентов к оцениванию уровня сформированности их социально-профессиональной компетентности. По нашему мнению, основу такой технологии должны составлять теоретические разработки, используемые для квалиметрического оценивания объектов любой природы (квали-метрическая модель оценка качества наукоемкой продукции, квалиметрическая модель оценки результативности деятельности образовательного учреждения, квалиметрическая модель оценки качества жизни и др.) [1-4], основы современной тестологии [9, 10], а также модель состояния подготовленности специалиста в компетентностном формате [11-12].
Основу квалиметрической многомерной модели социально-профессиональной компетентности специалиста составляет следующий аксиоматический базис, обеспечивающий целостность многомерного анализа данных.
1. Существует некоторое и-мерное (и^да) информационное пространство Ы, определяющее содержание дидактических единиц ФГОС,
m-мерное (т^да) информационное пространство M, определяющее множество учебных дисциплин ФГОС, и /-мерное (/^да) информационное пространство Ь, определяющее множество социально-профессиональных компетенций молодого специалиста в соответствии с ФГОС.
2. т-мерное (т^да) информационное пространство М и /-мерное информационное пространство Ь являются подмножествами и-мерного (и^да) информационного пространства N.
3. Существуют множества Д А и В, элементами которых являются соответственно дидактические единицы Д, г = 1: п, учебные дисциплины А], 7 = 1: т и компетенции специалиста Вк, к = 1:1.
4. Каждая /-я, г =1: п ось ONNi (луч [О^)) пространства N отображает уровни освоения дидактической единицы Д, г = 1: п. На
луче [Ол^) определен единичный вектор ет с началом в точке ON. Если точка Орг е \OxNj),
то вектор 0NDpi = qpi ■ е№ , где qpi - координата
вектора 0^рг на оси интерпретируемая как уровень усвоения дидактической единицы
Д, г = 1: п.
5. Каждая ]-я, 7 = 1: т ось ОММ] (луч [ОММ])) пространства М отображает уровни
освоения учебной дисциплины А], 7 = 1: т. На луче [ОмМ]) определен единичный вектор еМ]. с началом в точке Ом. Если точка
Лр7 е \0мМ]), то вектор 0мАр] = 5р]' еМ], где
% - координата вектора 0МЛр] на оси ОММ]], интерпретируемая как уровень освоения учебной дисциплины А], 7 = 1: т.
6. Каждая к-я, к = 1:1 ось ОЬЬк (луч [ОЬЬк)) пространства Ь отображает уровни сформированности компетенции специалиста Вк, к = 1:1. На луче [ОЬЬк) определен единичный вектор еьк с началом в точке ОЬ. Если точка Врк е \%), то вектор 0ьВрк = hpk ■ ,
где Ърк - координата вектора 0ьВрк на оси ОЬЬк, интерпретируемая как уровень сформи-рованности компетенции Вк, к = 1:1.
7. Каждая /-я, г = 1: п ось О^ имеет количественную неотрицательную шкалу значений, т.е. каждая точка qi на /-й оси соответствует конкретному количеству знаний по дидактической
единице Д. В частности, значение qpr=0 означает, что у р-го объекта отсутствуют знания по дидактической единице Д, г = 1: п, а значение qprф0 означает, что р-й объект обладает знаниями по дидактической единице Д.
Множество знаний, полученных в результате освоения дидактических единиц р-м объектом, отображается в и-мерном пространстве N точкой Np(qpl;qp2,...qpr;...;qpn), где qpr -проекция точки N на ось О^,., г = 1: п . Совокупное количество знаний Хр, содержащихся в дидактических единицах, которыми обладает p-й объект, функционально зависит от значений всех координат точки Ni, г = 1: п информационного пространства N
Хр = qP2;■■■'; qPr;■■■ qpn)
(1)
В случае, когда у p-го объекта отсутствуют знания по дидактической единице Д,
г = 1: п , выражение (1) примет вид:
Хр (1р2; ••• ;(!рг-\; 0; qpr+1' ••• qpn)
(2)
Каждая ]-я, 7 = 1 : т ось ОмМ] имеет количественную неотрицательную шкалу значений, т.е. каждая точка Sj на]-й оси соответствует конкретному количеству знаний по учебной дисциплине А]. В частности, значение spw=0 означает, что у p-го объекта отсутствуют знания по дидактической единице А^,,
w = 1: т, а значение spwф0 означает, что p-й объект обладает знаниями по учебной дисциплине Aw. Множество знаний, полученных в результате освоения учебных дисциплин p-м объектом, отображается в т-мерном пространстве М точкой Mp(Sp1^,Sp2,... Spw;...;Spm), _Где Spw -проекция точки Mp на ось ОММмь w = 1: т . Совокупное количество знаний У^ содержащихся в учебных дисциплинах, которыми обладает p-й объект, функционально зависит от значений
всех координат точки М] 7 = 1: т информационного пространства М:
2; ••• ;Spw;••• ^рт)
р^ " ' рт /
(3)
В случае, когда у p-го объекта отсутствуют знания по учебной дисциплине А^,, w = 1: т, выражение (3) примет вид:
^р2; ••• ;Spw-1; 0; Spw+1; ••• ^рт)
(4)
Каждая к-я, к = 1:1 ось ОЬЬк имеет количественную неотрицательную шкалу значений, т.е. каждая точка Ик на к-й оси соответствует
конкретному уровню сформированности компетенции Бк. В частности, значение кру=0 означает, что р-й объект не обладает компетенцией Бу, V = 1:1, а значение Ьруф0 означает, что р-й объект обладает компетенцией Бу. Множество компетенций, которыми обладает р-й объект, отображается в /-мерном пространстве Ь точкой Ьр(крГ,Ир2,...кру-,...-,Ир) где крУ - проекция точки ОЬЬу на ось О^Мг, V = 1:1. Уровень профессиональной компетентности Zp, которыми обладает р-й объект, функционально зависит от значений всех координат точки Ьк, к = 1:1 информационного пространства Ь:
^ = кр2;...;Ьр1)
(5)
В случае, когда в р-го объекта отсутствует компетенция Бк, к = 1:1, выражение (5) примет вид:
2Р = Рз(К1; кр2; •••; Кк-1; 0; Кк+1; ••• кр1)
(6)
Количество знаний Б, по учебной дисциплине А^ ] = 1: т функционально зависит от
значений всех координат qi, , = 1: п точки Ы, информационного пространства Ы:
= Д^; Ч2;.; Ч, ;... Чп)
(7)
я, = /(чх; Ч2; •••; Чг-{; 0; ч^; ••• Чп)
(8)
нк = g(qх^; g2;...; д, ;••• Чп)
(9)
В случае, когда дидактическая единица
А-, г = 1: п не влияет на уровень сформиро-
ванности компетенции Бк, к = 1:1 выражение (9) примет вид:
нк = я(Ч1; Ч2; .; Чг-1; 0; Чг+1; ••• Чп)
(10)
Количество знаний по всей совокупности учебных дисциплин, определенной ФГОС, Ур, которым обладает р-й объект, функционально детерминирован значениями количества знаний
Б, по каждой из изучаемых учебных дисциплин А, , =1: т :
У„ = Я2; ...; Я, ; ••• Ят )
(11)
Уровень сформированности профессиональной компетенции Zp, которым обладает р-й объект, функционально детерминирован совокупностью уровней сформирован-ности Нк каждой из совокупности компетенций Бк, определенных ФГОС, к = 1:1:
= С(Н1; Н2;..; Н, ; - Н1 )
(12)
Отсюда: существует функциональная зависимость между уровнем сформированности профессиональной компетентности Zp, которым обладает р-й объект, и количеством его знаний по всей совокупности учебных дисциплин Ур в виде:
^ =Ф(УР)
(13)
В случае, когда дидактическая единица А, г = 1: п не входит в содержание учебной
дисциплины А,, , = 1: т выражение (7) примет вид:
Уровень сформированности Нк компетенции Бк, к = 1:1 функционально зависит от значений всех координат qi, , = 1: п точки Ы, информационного пространства Ы:
Выводы: сформулированный аксиоматический базис позволяет в дальнейшем разработать:
- модель оценки уровня сформированно-сти компетенций специалиста;
- технологию оценивания уровня сфор-мированности социально-профессиональной компетентности специалиста;
- алгоритм и механизм управления качеством сформированности компетенций специалиста на стадиях жизненного цикла его подготовки в условиях многоуровневой прак-тикоориентированной системы подготовки кадров для машиностроения на базе профильного вуза университетского комплекса[5];
- модель многокритериальной оптимизации выбора приоритетной области деятельности молодого специалиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Азгальдов, Г.Г. Квалиметрия жизни / Г.Г. Азгаль-дов, В.Н. Бобков, В.Я. Ельмеев и др. - Ижевск: Издательство Института экономики и управления УдГУ, 2006. 820 с.
2. Бондарь, А.В. Разработка интегрированной системы управления качеством наукоемких изделий: дис... доктора техн. наук. - Воронеж, 2008. 358 с.
3. Васильев, В.И. Оценка качества деятельности образовательного учреждения / В.И. Васильев, В.В. Красильников, С.И. Плаксий, Т.Н. Тягунова. - М.: Издательство ИКАР, 2005. 320 с.
4. Васильев, В.И. Статистический анализ многомерных объектов производльной природы / В.И. Васильев, В.В. Красильников, С.И. Плаксий, Т.Н. Тягунова. - М.: Издательство ИКАР, 2004. 382 с.
5. Киричек, А.В. Многоуровневая практикоориен-тированная система подготовки кадров для машиностроения: история, современность, перспективы: коллективная монография / А.В. Киричек, А.В. Морозова и др. - М.: Издательский дом «Спектр», 2010. 368 с.
6. Морозова, А.В. Математические основы квали-метрического моделирования конкурентоспособности инженерно-технических кадров / А.В. Морозова // Известия ОрелГТУ. Серия Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2009. № 3-2/275(561). С. 140-150.
7. Морозова, А.В. Применение квалиметрических методов в оценке специалиста технического профиля / А.В. Морозова // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2010. № 5(283). С. 105-110.
8. Морозова, А.В. Подготовка рабочих кадров в условиях профессионального колледжа профильного вуза / А.В. Морозова // Среднее профессиональное образование. 2011. № 7. С. 20-21.
9. Морозова, А.В. Методологические основы тестовой квалиметрии профессиональных кадров в машиностроении: монография / А.В. Морозова. -М.: Издательский дом «Спектр», 2010. 280 с.
10. Рудинский, И.Д. Основы формально-структурного моделирования систем обучения и автоматизации педагогического тестирования знаний / И.Д. Рудинский. - М.: Горячая линия - Телеком, 2004. 204 с.
11. Нуриев, Н. Двухуровневая образовательная система: благо или вред? / Н. Нуриев, Л. Журбенко, С. Старыгина // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 84-91.
12. Нуриев, Н.К. Мониторинг качества подготовки будущего инженера (бакалавра, магистра в компетентностном формате): Учебное пособие / Н.К. Нуриев, Л.Н. Журбенко, С.Д. Старыгина. -Казань, 2007. 80 с.
AXIOMATIC BASIS OF QUALITY METERING MULTIDIMENTIONAL MODEL OF SOCIALLY-PROFESSIONAL COMPETENCE OF YOUNG
SPECIALIST
© 2011 A.V. Kirichek, A.V. Morozova
Technological Institute named after N.N. Polikarpov of State University -Educational, Scientific, Production Complex, Orel
In article experience of development the axiomatic basis of quality metering the multidimentional model of socially-professional competence of specialist based on the content and requirements of federal state standards of vocational training of new generation is analyzed.
Key words: staff quality metering, mathematical model, axiomatic base, multi-level practice-directed professional training system, mechanical engineering, competence
Andrey Kirichek, Doctor of Technical Sciences, Director, Professor at the Department "Technology and Design-Technology Computer Science " E-mail: [email protected] Anna Morozova, Candidate of Sociology, Deputy Director on Scientific Work. E-mail: [email protected]