Научная статья на тему 'Аксиология цвета в культуре'

Аксиология цвета в культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
497
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Папченко Е. В.

В данной статье рассматривается ценность цвета в истории культуры. Кроме того, отмечается роль цвета в жизни и деятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиология цвета в культуре»

росшим требованием социально-экологической ответственности к нему, ядром которой и являются ценностные ориентации.

В связи с негативными последствиями глобализации мораль и единение в качестве ценностных ориентаций профессионала приобретают особую значимость, так как позволяют сохранять приверженность национальным интересам в профессиональной деятельности и общении.

Список литературы:

1. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии. -Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 5-14.

2. Чеботарева Е.Н. Формирование ценностных систем как составляющая качества профессионального образования / Сборник докладов Первой научно-практической конференции по профессиографическому проектированию образования и образовательных услуг. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2002. - С. 82-83.

3. Краснорядцева О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психологический журнал. - 1998. -№ 7. - С. 25-29.

АКСИОЛОГИЯ ЦВЕТА В КУЛЬТУРЕ

© Папченко Е.В/

Технологический институт Южного федерального университета,

г. Таганрог

В данной статье рассматривается ценность цвета в истории культуры. Кроме того, отмечается роль цвета в жизни и деятельности человека.

Зрение во всей системе органов чувств человека занимает доминирующее положение. Одним из важнейших свойств органа зрения человека является восприятие цвета, позволяющее лучше ориентироваться в окружающем мире и познавать его закономерности. Как отмечает С. И. Вавилов: «Обладание цветовым зрением необычайно повышает ценность зрительных восприятий. Цветовое зрение дает возможность очень быстро и по-новому различать предметы. Представим себе, что цветового восприятия нет ..., картина окружающего мира сразу обеднела бы подробностями. Кроме того, цветовые различия воспринимаются чрезвычайно быстро . Мы не говорим уже о чисто художественном элементе цветового вос-

♦ Доцент кафедры Философии, кандидат философских наук, доцент

приятия» [1, с. 118]. Проблема восприятия цвета имеет едва ли не самую многолетнюю и противоречивую историю из всех, связанных с такими явлениями, как ощущения и восприятие [2, с. 191]. Своими знаниями о восприятии цвета мы обязаны не только физиологам и психологам, но и художникам, философам, поэтам и физикам. Причину столь активного интереса к восприятию цвета понять нетрудно. Цвет не только характеристический признак, присущий буквально всем предметам окружающего нас мира и точно определяющий фундаментальные отличия одних поверхностей и объектов от других; для людей он нередко является источником сильного эстетического и эмоционального впечатления, основанного на ассоциациях и предпочтениях. Большинство из нас, прежде всего обращают внимание на цвет окружающих предметов. Цвета не просто привлекают к себе внимание, они украшают мир, придают ему большую ценность, пробуждают эстетические чувства, являются источниками информации. Цвета облегчают зрительное обнаружение предметов и их распознавание и нередко являются также и признаком, позволяющим идентифицировать многие объекты, что придает окружающему нас миру необходимую стабильность.

У истоков культуры цвет был равноценен слову, а цветовой язык широко использовался в ритуальных обрядах, быту. Символическое значение цвета изменялось на протяжении всей истории развития человечества одновременно в нескольких аспектах, становясь частью общественного и индивидуального опыта [3]. При рассмотрении цветового символа необходимо сравнивать его содержание в различные культурно-исторические эпохи. Анализ, проведенный Б.А. Базымой, позволяет утверждать, что содержание цветового символа определенным образом меняется в зависимости от исторического и культурного контекста [4, с. 13-14].

Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на «белую» и «черную» свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.

В древних кодексах ацтеков четыре части света символизировались четырьмя цветами: восток - красным, запад - синим, север - желтым, а юг - зеленым. Кроме того, ацтеки придавали большое значение положению в обществе, что подчеркивалось ношением определенного цвета одежд и

знаков отличия. Так, императорским цветом считался бирюзовый - эквивалент римского пурпурного, и только правителю позволено было носить одежду такого цвета или носить украшения из бирюзы [5, с. 38-39].

Смысловая ценность трех основных цветов - красного, белого, черного - похожа у многих народов: белый цвет служит олицетворением мира и благоденствия; красный - успеха, торжества, богатства, крови; черный вызывает мрачные ассоциации [6, с. 9]. Исключением может показаться Япония, где траурным считается белый цвет, но если учесть, что японцы буддисты, то смерть для них лишь черта, отделяющая минувшее существование от будущего, неизвестного, которое подобно белому листу будет заполняться событиями.

В древнеегипетском языке для слов «цвет» и «сущность, характер» был один иероглиф - теп, цвет понимался как отражение истинной природы вещей, их души, а не внешнего облика [7, с. 32-37]. Такое восприятие цвета мы встречаем во всех областях жизни египтян. Нередко в текстах упоминается цвет как выражение сути явления, предмета. Например, «делать зеленое» буквально означает «творить добро»; «сделать красным», напротив, означает разрушение. В цветовой гамме Древнего Египта нет явного предпочтения одному или нескольким цветам, каждый цвет имеет свою функцию, свое предпочтение, символика каждого цвета многогранна и раскрывает его значение с разных сторон. Например, в белом цвете египтяне видели символ чистоты и святости, черный цвет не противопоставлялся белому, более того не являлся цветом, а скорее был отрицанием всех цветов.

Обобщения относительно определенного символизма любого из цветов сделать весьма трудно. Например, красный цвет обычно связывают с жизненным началом, активностью, изобилием, цвет жизни, огня, войны, энергии, агрессии, опасности, революции, импульса, эмоций, страсти, любви, радости, праздничности, жизненной силы, здоровья, физической силы и молодости [8, с. 167-168]. Красный - эмблематический цвет как богов солнца, так и богов войны и власти в целом. В символизме присутствует и негативный аспект - его иногда связывали со злом, особенно в египетской мифологии, где красный был цветом бога Сета и змееподобного бога Хаоса - Апепа. Более часто, однако, символизм красного цвета носит позитивный характер. В Китае его считали счастливейшим из всех цветов и связывали с жизнью, благополучием, энергией и летом. Красное на белом может символизировать пролитую кровь и смертельную бледность, но в Азии красная метка имела защитное значение. В китайском театре красная краска на лице актеров выделяет их как избранных. В первобытных ритуалах охра (красная минеральная краска) использовалась, чтобы «вписать жизнь» в мертвых. Даже в христианстве, где красный в основном символ самопожертвования Христа, его Страстей, он был также

эмблемой воинов Господа - крестоносцев, кардиналов и паломников. Праздники и дни святых отмечены в календаре красным, что стало основанием для появления выражения «красный день».

Ярким примером аксиологической функции цвета является византийская культура, где цвет играл одну из главных ролей [9, с. 102-107]. Цвет, благодаря синестезичности и ассоциативности его восприятия, являлся могучим возбудителем сферы внесознательного психического и, следовательно, оказывался важным гносеологическим фактором. Цветовые структуры живописи способствовали углубленному восприятию философско-религиозного материала, что в соответствующей духу того времени форме отмечали и сами византийские мыслители.

Ассоциативная символика цвета в Византии была сложна и многозначна. На формирование ее семантики оказали влияние многие факторы; среди них следует указать на религиозное иудейско-христианское предание, возникшее не без влияния индо-иранских религиозных традиций символики цвета, на роль и значимость цвета в придворном церемониале Рима и Константинополя, на использование цвета в эллинистическом искусстве и на естественные цвета природы, лежащие в основе всех последующих ассоциаций и сложных символических толкований.

Уже к У-У1 вв. в Византии сложилась устойчивая цветовая лексика, опирающаяся на небольшое количество значимых цветов. Ассоциативно-синестезическая семантика основных цветов в это же время наполнилась философско-религиозным смыслом. Основу византийского цветового канона в VI в. составляли пурпурный, белый, желтый (золотой), зеленый, важное значение имели также синий (голубой) и черный цвета.

Велико было в византийской культуре значение пурпурного цвета. Это прежде всего - императорский цвет. Только василевс подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне, носил пурпурные сапоги. Такое подчеркнутое внимание к пурпуру в сфере высшей светской и духовной власти проистекало, видимо, из его особых психофизических характеристик: соединяя в себе по природе несоединимые части спектра (синюю и красную), этот цвет замыкает собой цветовой круг. Как отмечал Гёте, действие и природа этого цвета - единственные в своем роде: он объединяет в себе активную и пассивную, горячую и холодную части цветового круга в их предельном напряжении, то есть объединяет (снимает) противоположности. Культура глаза не в последнюю очередь определялась культурой мышления. Не случайно, что за пределы столичного круга пурпур в византийском искусстве практически не вышел, его сменили более простые цвета - красный и синий.

В византийской культуре зеленый цвет символизировал юность, цветение; темно-синий цвет воспринимался как символ трансцендентного мира, ассоциировался с вечной божественной истиной; желтое восприни-

малось как «златовидное», а золото - как «световидное». В искусстве эти цвета объединялись в сложные высокохудожественные структуры мозаик, росписей, икон и книжной миниатюры, значимость которых в византийской культуре была очень велика; церковный культ и дворцовый церемониал пронизаны в Византии утонченными цветовыми соотношениями. Таким образом, цвет выступал в византийской культуре в качестве одной из основных модификаций прекрасного, занимая важное место в системе эстетических категорий.

В истории культуры прослеживается аксиологическая функция цвета, кроме того, сформировалась и богатейшая традиция использования и влияния цвета в жизни и деятельности современного человека. Преобладание какого-либо цвета в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду, воздействующую не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты деловых переговоров (например, голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений, а синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает работоспособность персонала). Таким образом, каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности. К особенно хорошим результатам приводит целенаправленное использование цветов в рекламе [10, с. 132-138]. Цветная реклама воздействует сильнее, чем черно-белая, поскольку повышает очевидность достоинств представленных товаров и услуг, заставляет человека эмоционально воспринимать предметы, облегчает узнавание и может благодаря символическому содержанию, воздействовать на подсознание.

Цветовое воздействие не ограничивается только органом зрения - глазом, оно влияет и на другие органы чувств - вкус, слух, осязание и обоняние. Цвет может вызвать у человека приятные воспоминания о наиболее счастливых минутах жизни, и наоборот, так же, как и звуки музыки, определенный цвет может напомнить о чем-то грустном, тягостном, о страдании, об ушедшей любви. Каждый цвет имеет определенное воздействие, в зависимости от темперамента и состояния здоровья, особенностей восприятия в той или иной культуре. Одни цвета, раздражают, вызывают чувство дискомфорта и беспокойства, другие цвета напротив радуют, человек предпочитает их в одежде, украшениях, в цвете интерьера.

Список литературы:

1. Вавилов С.И. Глаз и солнце. О свете, Солнце и зрении. - М.: Наука, 1981.

2. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. - СПб.: Питер, 2003.

3. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета: Учебное пособие. - Самара: СамГПУ, 2000.

4. Базыма Б. А. Психология цвета: теория и практика. - СПб.: Речь, 2007.

5. Уорвик Б. Ацтеки. Быт, религия, культура / Пер. с англ. Т.Е. Лю-бовской. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.

6. Гаряева М.А. Эпохи в зеркале письмен. - М.: Знание, 1990.

7. Гребенникова О. Цвет глазами души. Символический язык древнеегипетской росписи // Новый акрополь. - 2004. - №2 (39). - С. 32-37.

8. Трессидер Дж. Словарь символов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

9. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. -М.: Искусство, 1977.

10. Бер У. Что означают цвета. - Ростов-н/Д: Феникс, 1997.

ЦЕРКОВНО-СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ)

© Харланов В.Л.*

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

В статье обобщается церковно-судебная практика Русской православной церкви в конце XIX - начале ХХ вв. на примере одной из епархий Российской империи.

Судебные органы духовного ведомства православной церкви Российской империи конца XIX - начала ХХ вв. являлись уникальным легитимным правовым образованием. Будучи корпоративным инструментарием клира, направленным на осуществление церковью своих целей и задач, они одновременно осуществляли государственные интересы в области вероисповедной политики. В правовой сфере эта отрасль судов регулировалась одновременно и светским, и церковным законодательством, которые отличались друг от друга по форме, источникам, механизмам реализации правоприменения, при этом церковная нормативная база не входило в общую систему права страны. В социальной сфере духовные суды, как и государственные, распространяли свое действие на все слои общества, избирательно воздействуя на общественные отношения, присущими только им методами. Структурно духовные суды входили в общую судебную

♦ Доцент кафедры Теории и истории государства и права, кандидат исторических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.