Научная статья на тему 'Аксиология ценностных отношений как способ взаимодействия с окружающим миром'

Аксиология ценностных отношений как способ взаимодействия с окружающим миром Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / VALUE / ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / VALUE APPROACH / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / VALUE ATTITUDE / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ВОСПИТАНИЕ / PARENTING / ENVIRONMENT / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абраменко Н.Ю., Голубь И.Б.

Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения в окружающем мире. Авторы рассматривают понятие «ценность» с позиции отечественных и зарубежных исследователей. Ценность определяется как сущностное отношение взаимодействия человека и окружающего мира, систему личностного восприятия и освоение культуры. В работе представлена проблема формирования отношения личности к ценностям. Проблема ценности рассматривается через систему регулятивных механизмов. На основе анализа исследователей к данной проблеме выделяют компоненты, способствующие эффективному формированию ценностного отношения личности к окружающему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGY OF VALUE-BASED RELATIONS AS A WAY TO INTERACT WITH THE WORLD

The article is dedicated to a problem of formation of value-based attitude to the surrounding world. The authors study the concept of value from the position of Russian and foreign researchers. Value is defined as an essential attitude of human interaction with the outside world, the system of personal perception and the development of culture. The paper presents the problem of the relationship of an individual to different values. The problem of values is viewed through the system of regulatory mechanisms based on the analysis of teachers to this issue. The research defines components that contribute to the effective formation of the value attitude of a person to the world.

Текст научной работы на тему «Аксиология ценностных отношений как способ взаимодействия с окружающим миром»

УДК 376

Abramenko N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Amur State University n.a. Sholom-Aleichem (Birobidzhan,

Russia), E-mail: vampismo2004@yandex.ru

Golub I.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Amur State University n.a. Sholom-Aleichem (Birobidzhan, Russia),

E-mail: Inna-Golub@mail.ru

AXIOLOGY OF VALUE-BASED RELATIONS AS A WAY TO INTERACT WITH THE WORLD. The article is dedicated to a problem of formation of value-based attitude to the surrounding world. The authors study the concept of value from the position of Russian and foreign researchers. Value is defined as an essential attitude of human interaction with the outside world, the system of personal perception and the development of culture. The paper presents the problem of the relationship of an individual to different values. The problem of values is viewed through the system of regulatory mechanisms based on the analysis of teachers to this issue. The research defines components that contribute to the effective formation of the value attitude of a person to the world.

Key words: value, value approach, value attitude, value orientation, interaction, parenting, environment.

Н.Ю. Абраменко, канд. пед. наук, доц. Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема,

г. Биробиджан, E-mail: vampismo2004@yandex.ru

И.Б. Голубь, канд. пед. наук, ст. преп. Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема,

г. Биробиджан, E-mail: Inna-Golub@mail.ru

АКСИОЛОГИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАК СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения в окружающем мире. Авторы рассматривают понятие «ценность» с позиции отечественных и зарубежных исследователей. Ценность определяется как сущностное отношение взаимодействия человека и окружающего мира, систему личностного восприятия и освоение культуры. В работе представлена проблема формирования отношения личности к ценностям. Проблема ценности рассматривается через систему регулятивных механизмов. На основе анализа исследователей к данной проблеме выделяют компоненты, способствующие эффективному формированию ценностного отношения личности к окружающему миру.

Ключевые слова: ценность, ценностный подход, ценностные отношения, ценностные ориентации, взаимодействие, воспитание, окружающий мир.

Цели человека, идеалы, ценности и отношения с окружающим миром формируют и во многом предопределяют смысл его жизни. Опыт эмоционально-ценностных отношений, вкупе со знаниями, умениями и творческим опытом, наполняют любую деятельность в соответствии с законом психологии о том, что деятельность содержательна и предметна. Суть эмоционально-ценностного отношения в его активности (в положительном или негативном значении), как отмечает Л.М. Перминова, «человек, у которого оно сформировано, всегда ищет область и способ его выражения, поскольку в основе отношения лежат потребности и мотивы человека, идеалы и ценности определенного содержания» [1, с. 36]. Формирование в человеке ценностного отношения к миру, к себе, к культуре заставляет его соотносить себя с этими ценностями, что в итоге приводит к воспитанию творчески развитого индивидуума. Но, прежде чем говорить о них, необходимо классифицировать ценности национальной культуры вообще. В связи с тем, что тема эта достаточно нова, в научной литературе пока нет подробной классификации национальных ценностей. Из имеющихся наиболее точной оказалась классификация, предложенная РМ. Тухватулиным [2, с. 62]. Национальные, ин-троэтническые ценности:

- национальные материальные ценности;

- национальные социальные ценности;

- национальные политические ценности;

- национальные духовные ценности: национальный язык, национальная письменность, национальные обычаи и традиции, национальная литература, национальное искусство, национальный фольклор, национальная музыка, национальное самосознание, национальный героический эпос, национальный театр, национальная история и национальная историческая память, система национального образования и воспитания, национальные верования, памятники национальной духовной культуры, исторические названия географических мест, образ жизни народа, менталитет народа, национальный характер, национальные чувства.

Человек - субъект культуры. В своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности; культура, как онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивают человека образцами и средствами решения личностных задач. Таким образом, культура задает систему ценностных представлении, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач.

В формировании ценностного отношения к культуре можно условно выделить три уровня. На первом происходит осознание ценностей: чтобы по-настоящему усвоить какие-либо знания человеку необходимо «пропустить их через себя», не просто автоматически запомнить, а открыть их для себя, понять.

Следующий уровень - это личностная оценка и обеспечение культурных ценностей актуальной значимостью. Для этого надо сопоставить и пересмотреть в свете новых знаний свои идеалы. Верность этого подчеркивается словами М.М. Бахтина: «Вживанием осуществляется нечто, чего не было ни в предмете вживания, ни во мне до акта вживания, и этим осуществленным нечто обогащается бытие-сознание...» [2]. Именно через ценностное отношение - в сознании человека проходят культурные ценности, прежде чем стать его неотъемлемой частью.

В современном человекознании (философии, психологии, социологии и педагогике) существуют различные подходы и концепции, но общее направление развития теории ценностей обозначено утверждением приоритета общечеловеческого и гуманистического начал в контексте различных культур. В настоящее время, когда идёт процесс объединения человечества в решении глобальных проблем современности, теория ценностей переживает свое возрождение в связи с новыми социальными, научно-техническими реальностями действительности, поскольку все большую роль в содержании мироощущения, мировоззрения новых поколений начинают играть категории мира, жизни человека, жизнетворчества. Сейчас, как никогда, ощущается необходимость междисциплинарного синтеза знаний о человеке как педагогической цели, который в свою очередь должен опираться на обновленную философскую картину мира, на общечеловеческие ценности.

Термин «ценность» рассматривался различными отечественными и зарубежными учеными, прежде всего социологами и философами. «Ценность» - понятие, которое рассматривает такая наука как аксиология. Возникновение этого понятия в конце XVIII в. было связанно с пересмотром традиционного обоснования этики, характерного для античности и средних веков и предполагавшего тождество бытия, и блага. Понятие ценности впервые появляется у И. Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Первым дал развернутое учение о ценности в середине XIX в. Р.Г. Лотце, а его последователь, немецкий философ В. Виндель-банд, перевел проблему ценностей на язык философии культуры: в качестве ценностей у него выступают истина, добро и

красота, а наука, правопорядок, искусство и особенно религия рассматриваются как ценности-блага культуры, без которых человечество не может существовать. Ценность - это не реальность, а идеал, носителем которого является, по мнению В. Вин-дельбанда, трансцендентальный субъект - «сознание вообще»; «нормальное сознание», то есть сознание как источник и основа всяких норм [3, с. 12].

М. Вебер первым ввел в социологию проблематику ценностей. Он исходил из неокантианской предпосылки, согласно которой каждый человеческий акт предстает осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цели. Эту связь М Вебер прослеживал в ходе социологического анализа религии неокантианской.

Т. Парсонс, американский социолог-теоретик, рассматривает ценности как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие, как в малых общественных группах, так и в обществе в целом. В 60-х годах представитель функционалистской антропологии К. Клакхон сформулировал наиболее точную, классическую дефиницию ценности, которая заключила дискуссии о понятии ценности в социологии. По его мнению, «ценность есть эксплицитная или имплицитная концепция того, что желательно, характерная для индивида или группы и оказывающая влияние на выбор доступных способов, средств и целей действия».

Следует отметить, что большинство зарубежных социологов в своих трактовках ценности исходили из экспериментальных исследований и теорий. Несколько другого характера представляются нам определения отечественных учёных. В отечественной философской и социологической литературе проблема ценностей начала активно анализироваться с 60-х годов. Существовало два основных подхода к понятию «ценность». Так В.П. Тугаринов, один из первых, кто занялся этой проблемой, определил ценность следующим образом: «ценностью может быть не только то, что существует, но и то, что ещё надо осуществить, за что надо бороться».

Последователи В.П. Тугаринова связывают понятие «ценность» со способностью вещей, явлений, идей выступать средством удовлетворения потребностей и интересов. Ценности - это суть предметов, явлений и их свойств, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и т. д.) людям определённого общества и определённой личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала.

В настоящее время развивается линия философского гуманизма, рассматривающая человека как субъект эволюции, высшую ценность. В связи с тем, что человек является объектом и, одновременно, субъектом педагогики, ценностный подход к изучению педагогических явлений и процессов позволяет высветить внутреннюю сторону взаимосвязи личности и общества, увидеть личностный аспект ориентации учащихся на ценности. Для этого необходимо обратиться к понятию «ценностные ориентации», возникшему на стыке ряда наук о человеке и обществе (В.А. Ядов, В.Г. Алексеева, Т.Н. Мальковская, В.С. Мухина).

Явления окружающей действительности становятся «ценностью» в зависимости от того, удовлетворяют ли они определенные материальные или духовные потребности людей. Следовательно, вне ценностного подхода к анализу явлений действительности невозможна никакая деятельность человека как социального существа. При этом ценностью для человека может быть, как явление внешнего мира (событие, поступок, предмет, вещь), так и продукт человеческого мышления (идея, цель, образ и т. д.).

Ценность по своей сущности объективна, хотя вне связи явления с потребностями, интересами, желаниями личности ценности не может быть. О.Г. Дробницкий отмечает, что ценным объект выступает лишь как ещё не реализованная потребность, как внешний предмет, который еще должен быть освоен. И, тем не менее, полная субъективизация ценности, превращение ее в нечто зависимое от сознания личности неоправданы. Объективность как свойство ценности проявляется в предметно-практической деятельности субъекта, в структуре человеческой культуры, «Любая ценность, - отмечает Л.Н. Столович, - обусловливается практикой и практика выступает как объективный определитель ценности» [4].

Социологи проблему ценностей рассматривают через систему регулятивных механизмов, в которой ценности общества выступают как элементы общественного сознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции. Они относят к ценностям некоторые компоненты социальной

системы, связанные с областью культуры. Иногда ценностями считают и детерминанты поведения: нормы, цели, идеалы и т.д.

Проблеме взаимосвязи ценностей и оценки в философии посвящены труды В. Брожика, В.О. Василенко. Само понятие «ценность» трактуется как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, определяемая не их свойствами по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, то есть осознание субъектом того, чем является для него тот или иной объект, благодаря чему последний и выступает как ценность.

Изучение «отношения» в педагогических трудах представляется сегодня актуальным, хотя необходимость осмысления категории «отношение» возникла еще в начале становления советской педагогики. В педагогических исследованиях категория «отношение» широко использовалась при анализе и оценке многих педагогических явлений. В 20-30-е годы проблеме формирования отношения учащейся молодежи к ценностям культуры были посвящены работа Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого и других педагогов.

Проблема формирования отношений личности к ценностям человеческой деятельности занимала важное место в работах С.Т. Шацкого. Он неоднократно подчеркивал, что при изучении отношения личности необходимо анализировать его внешнюю (предметную) и внутреннюю (психологическую) стороны в их тесном взаимодействии. Внешняя сторона отношений человека проявляется в результате педагогически организованных видов деятельности, влияния среды и образа жизни в то время, как внутренняя формируется в результате согласования предметной деятельности, окружающей человека социальной среды и образа жизни воспитанников. При этом положительный эмоциональный настрой, потребности, интересы, знания, умения и навыки, отражающие совокупность общественных отношений, постепенно превращаются в личностно значимые отношения воспитанников к окружающей действительности, получая направленность, соответствуют направленности воспитания, содержанию и характеру человеческой деятельности. Рассмотрение структуры личности, как продукта одновременного влияния внешних явлений и собственной активности, раскрывает зависимость психического развития человека от целей, методов и содержания воспитания. Выявление данного обстоятельства позволяет строить изучение и формирование отношения личности к окружающей действительности на научной основе.

Основополагающее значение проблема отношений имела в научно-теоретической и практической деятельности А.С. Макаренко. Его идеи играли огромную роль в развитии педагогической науки. Его педагогические исследования позволяют расширить и углубить представления об объективно существующих отношениях воспитанников к действительности. Полные и четкие характеристики многообразных отношений воспитанников, заключенные в его трудах, внесли новое содержание в педагогическую науку, открыли новые направления в теории и практике воспитания.

По мнению некоторых педагогов, отношения представляют собой основу избирательной объективной направленности личности, необходимо, при этом, подчеркнуть, что связь отношений с потребностями предполагает наличие: а) субъекта, который испытывает потребность; б) объекта потребности; в) своеобразных связей между субъектом и объектом.

В научно-исследовательской литературе не существует однозначного определения потребностей во взаимосвязи с отношениями. Одни ученые рассматривают их в качестве самостоятельной психологической характеристики, другие относят их к необходимым, полезным явлениям, третьи используют в характеристике структуры личности.

Формирование ценностных отношений, как нам представляется, направлено на повышение эффективности использования средств и методов воспитания. Характер отношений человека очень тесно связан с его воспитанием и образованием, со взаимодействием учителя и обучаемых. Для педагога важно знать, как и на чем строятся те или иные отношения, какими мотивами стимулируются, с какими эмоциями и переживаниями связаны, к формированию каких личностных качеств приводят. Мотивы учения неразрывно связаны с основными отношениями личности, с его желаниями, стремлениями, потребностями, которые этими же отношениями определяются, и, следовательно, именно в такой взаимосвязи приобретают свою побудительную силу, поэтому глубокое проникновение в природу и содержание мотивов

деятельности дает возможность понять характер отношения человека к окружающей действительности.

Категория «отношение» затрагивается педагогами при изучении процесса формирования у учащейся молодёжи общественных ценностных ориентации, активного отношения к общественной работе, другим видам человеческой деятельности, труду, окружающей действительности, людям, друг к Другу.

В процессе формирования отношений можно выделить несколько взаимосвязанных сторон, отражающих как внешнее влияние окружающей действительности, так и внутреннее, связанное с условиями и образом жизни человека. Здесь сказыва-

ется также влияние возрастных и индивидуальных особенностей личности, связанных с развитием её интересов, переживаний. Следует отметить, что процесс формирования отношений определяется, в итоге, характером и содержанием осуществляемой деятельности обучаемых и условиями, при которых она протекает.

В педагогических исследованиях отношение рассматривается шире, чем интерес. При изучении природы явлений «отношение» и «интерес» обнаруживается существенная разница. При наличии интереса обязательными являются положительные эмоции, а отношения могут быть и отрицательными, негативными, и равнодушными, безразличными.

Библиографический список

1. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под редакцией Батышева С.Я., Новикова А.М. Издание 3-е, переработанное. Москва: Издательство ЭГВЕС, 2009.

2. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Ленинград: Издательство Ленинградского университета 1960.

3. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учебно-методическое пособие. Москва: Высшая школа, 1989.

4. Тамарин В.Э. Изучение ценностных ориентации студентов в сфере знаний. Советская педагогика. 1976; № II: 85 - 94.

5. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Москва: Наука, 1974.

6. Ориентирование личности на общечеловеческие этические ценности как психолого-педагогическая проблема. Современные проблемы регионального развития: материалы IV Международной научно-практической конференции. Под редакцией Е.Я. Фрисмана. Биробиджан: Издательство ИКАРП ДВО РАН - ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2012: 228 - 230.

References

1. Professional'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov, obuchayuschihsya po pedagogicheskim special'nostyam i napravleniyam. Pod redakciej Batysheva S.Ya., Novikova A.M. Izdanie 3-e, pererabotannoe. Moskva: Izdatel'stvo 'EGVES, 2009.

2. Tugarinov V.P. O cennostyah zhiznii kul'tury. Leningrad: Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta 1960.

3. Bespal'ko V.P., Tatur Yu.G. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo processa podgotovki specialistov: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1989.

4. Tamarin V.'E. Izuchenie cennostnyh orientacii studentov v sfere znanij. Sovetskaya pedagogika. 1976; № II: 85 - 94.

5. Drobnickij O.G. Ponyatie morali. Moskva: Nauka, 1974.

6. Orientirovanie lichnosti na obschechelovecheskie 'eticheskie cennosti kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Sovremennye problemy regional'nogo razvitiya: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej E.Ya. Frismana. Birobidzhan: Izdatel'stvo IKARP DVO RAN - FGBOU VPO «PGU im. Sholom-Alejhema», 2012: 228 - 230.

Статья поступила в редакцию 26.03.17

УДК 378.147.227

Baktybayeva A.T., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Kazakh National Medical University n.a. S. Asfendiyarov

(Almaty, Kazakhstan), E-mail: almaz_annel@mail.ru

SOME METHODS OF TEACHING PHONETICS OF THE RUSSIAN LANGUAGE TO FOREIGN STUDENTS AT A MEDICAL SCHOOL (CASE STUDY OF USING AN ELECTRONIC TEXTBOOK). The work studies questions of training Russian phonetics with foreign students at a medical school. The author describes types of tasks of the electronic educational guidance written by teachers of Kazakhstan NMU of S. Asfendiyarov for foreign students. On the example of introduction of phonetic exercises of the electronic educational guidance the author tries to convince that his systematic use promotes a process improvement of forming of phonetic skills in Russian. The usage of the guidance allows improving quality of assimilation of phonetic units of Russian, to create a positive emotional background at students, and also to raise aspiration to study Russian.

Key words: electronic educational guidance, foreign students, phonetic tasks.

А.Т. Бактыбаева, канд. филол. наук, доц. Казахского Национального медицинского университета

имени С. Асфендиярова, г. Алматы, Казахстан, E-mail: almaz_annel@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

(НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ)

В статье освещаются вопросы обучения фонетике русского языка студентов-иностранцев медицинского вуза. Автор описывает виды заданий электронного учебного пособия, созданного для студентов-иностранцев преподавателями КазНМУ имени С. Асфендиярова. На примере вводно-фонетических упражнений электронного учебного пособия автор стремится убедить в том, что систематическое его использование способствует оптимизации процесса формирования фонетических навыков на русском языке. А постоянное их закрепление при выполнении заданий ЭУП позволяют улучшать качество усвоения фонетических единиц русского языка, формировать у студентов положительный эмоциональный фон, а также повысить степень их стремления к изучению русского языка.

Ключевые слова: электронное учебное пособие, студенты-иностранцы, фонетические заданий.

Фонетический курс при обучении иностранных студентов -важный этап развития навыков говорения на русском языке. Традиционный подход к обучению фонетики опирается на опыт лингводидактических исследований, практический результат, материалы учебно-методических и электронных пособий по русскому языку как иностранному [1-5]. Занятия по фонетике -составная часть общего практического курса русского языка в

течение первых трех недель. Задача преподавателя на данном этапе - выработка умений применять на практике студентами-иностранцами слухо-произносительных навыков. Фонетические навыки отрабатываются и закрепляются в специальных фонетических упражнениях различного плана. Определённая роль в решении данных задач отводится электронному учебному пособию по русскому языку для студентов-иностранцев ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.