УДК 009 ГРНТИ 13.11.21 ВАК 24.00.01
С. З. Гончаров
Екатеринбург, Россия
АКСИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ В КОНСТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура, истина, добро, красота, целостность продуктивнотворческих сил человека.
АННОТАЦИЯ: В статье выявлен ценностный инвариант культуры, на основе которого сделаны выводы для образования.
S. Z. Goncharov
Yekaterinburg, Russia
AXIOLOGY OF CULTURE IN CONTEXTE EDUCATION
KEY WORDS: culture, truth, goodness, beauty, integrity productive-creative powers of man. ABSTRACT: The article revealed the value invariant culture, on the basis of which conclusions are drawn for education.
Согласно научной аналитике, в современных условиях началась третья мировая война, направленная не на тело человека и средства его жизни, а на души людей. Одни аналитики называют такую войну «организационной», другие - «концептуальной». Есть основание назвать ее войной когнитивной, войной за умы и сердца людей. Ясно, что, как и прежние войны, когнитивная война имеет прозаические цели - природные ресурсы, рынки сбыта, властное подчинение суверенных государств воле агрессора.
Мишенью военных действий «мягкой силой» является сознание человека, точнее, значения, которые и составляют содержание сознания. Смысл военных операций состоит в том, чтобы перестроить значения в общественном сознании так, чтобы поразить духовный иммунитет народа: великое в памяти народа сводится к малому и высмеивается, и, наоборот, малое, незначительное, возводится в ранг великого и настойчиво поощряется пропагандой.
Основные значения сконцентрированы в мировоззрении, идеологии, культуре и образовании. Сначала подвергается эрозии сами мировоззренче-
ские основы, затем подвергается обрушению идеология, далее тщательно демонтируется историческая память народа, его святыни, образы великих людей (героев, творцов науки, искусства, культуры в целом), затем наступает черед кропотливой работы по деаксиоло-гизации всей культуры, т.е. подмена культуры техникой жизни, причем, во всех областях. Так, художник вытесняется «шоуменом», а искусство - крикливыми «нервирующими» зрелищами, на сцене МХАТ звучит мат; кураторы «актуального искусства» предлагают «провокационную культуру», в рамках которой одни предлагают на своих выставках собственные фекалии, а другие в прямой трансляции по телевидению режут поросёнка, приговаривая, что это не поросёнок, а Россия. Одновременно дезориентируется и наука разного рода «симулякрами», уверениями о том, что из хаоса возникает обязательно порядок, что надо «хаотизировать» сознание школьников, чтобы получить порядок в их головах. Часть психологов и педагогов вслед за некоторыми философами уверовали в чудодейственную силу хаоса и «молятся» на синергетику, фыркая на диалектику как на метод мышления.
В области образованию следуют реформа за реформой так, что школьники возвращаются к средневековому взгляду на солнечную систему, для некоторых них очевидно, что Солнце вращается вокруг Земли. Болонский процесс разрушил систему высшего образования России -его основательность (фундаментальность), последовательность, систематичность и полноту.
В 13-й статье Конституции России (пункт 2) утверждается о том, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Но идеология есть теоретическое выражение коренных жизненных потребностей и целей больших социальных групп, общества в целом. Идеология определяет стратегию политики, направленность правового регулирования, цели экономики и образования, доминирующие ценности культуры. Общества без идеологии не бывает, иначе оно уподобится «всаднику без головы». Современное общество вне своей собственной идеологии подпадает под идейную власть идеологии иных государств и обществ, теряя свою самостоятельность.
Без идеологии теряется ценностная стратегия и целеполагание, долгосрочные программы и планирование на уровне государства, создается неопределенное, турбулентное состояние страны, неуклонно угасает созидательная энергия народа. Реформы последних десятилетий и коммерциализация образования, культуры в целом производятся в России без ясных целей, критериев и прогнозов, которые допускали бы практическую проверку эффективности предлагаемых мер. Не ясны цели приватизации, Болонского процесса в образовании, реформы армии при бывшем министре А. Сердюкове, реформы Российской академии наук. Создается впечатление о том, что в стране целенаправленно осуществляется демонтаж мощи страны в основных сферах жизнеобеспечения и жизнеустройства.
Сбились мы, и следа нам не видно. След должен быть найден. Обрести его можно, если общество (люди, взятые в их взаимоотношениях) вернется к самому себе, к осознанию того, что абсолютным для людей являются сами люди, а не экономика, политика и т.п. Корнем для человека является сам человек. Человек - «самоцель» (И. Кант). Как Земля вращается вокруг Солнца, так и человек вращается вокруг своего действительного солнца - своей собственной универсальной природы. Назрела необходимость в прорывных человеко-центричных проектах обновления труда, общественных отношений и образования, которые (проекты) актуализируют креативные возможности человека, связанные с его универсальной природой, субъектными качествами, духовным уровнем самосознания.
Культурологи определяют культуру так, что их многообразные толкования культуры в большей части резко расходятся с практикой употребления слова «культура». В выражениях «культура», «культура общения» неспециалисты в области культурологии, подразумевает определенный ценностно-
положительный компонент, а не нечто ценностно-нейтральное или вообще деструктивное по отношению к человеку.
Нет основания толковать культуру широко - отождествлять ее со второй природой, с социальным вообще, с трансляцией социального опыта и т.п. Подобные толкования не дают приращения нового, а лишь умножают термины без надобности, а по существу ведут к пониманию культуры как ценностно-нейтральной реальности, открытой антикультуре. Такая открытость и демонстрируется в средствах массовой информации, где художника вытеснил «шоумен», а искусство - коммерческие нервирующие зрелища. Но всё, этому подобное, - не культура, а паракультура; подобно тому, как наряду с наукой существует ныне паранаука, например, парапсихология.
Вначале термин «культура» означал возделывание (земли в смысле ее улучшения), почитание. Возделывание для улучшения, такое значение было перенесено и на человека. Культура означает только положительную ценность -меру развития человеческого в индивидах (В. М. Межуев), меру духовного возрастания, мир эталонов-образцов человеческой субъективности, отношений между людьми, содержания их деятельности и предметной среды. Т.е., понятие культуры с самого начала указывало на доминирующее ценностное содержание и не позволяло относить к культуре в равной мере и оперный театр, и публичный дом. Поэтому это понятие включало кроме «возделывания» еще и значение почитания. Ведь почитают лучшее, а не худшее. А лучшее предполагает свою меру - некий эталон, который представлен идеально как идеал, т.е. как образец совершенства. «Культура» означает идеалотворче-ство. Философ Д. В. Пивоваров поразительно точно определил культуру как «идеалообразующую сторону жизни людей» [12. С. 241]. «Само понятие идеалообразования, - пишет он, - многогранно и включает в себя духовный, сознательный, душевный, познавательный и материально-практический компоненты. <...> Как отличительный признак всякой культуры, идеалообразова-ние есть процесс сохранения и изменения почитаемых за идеалы архетипов и традиций, возделывания образцов воспроизводства специфической общественной жизни во всех ее измерениях, а также процесс мучительного расставания с идеалами, перестающими животворно влиять на рост культуры» [12. С. 241].
Многообразие культуры связано с неким человеческим инвариантом - с такими всеобщими измерениями, благодаря которым представители различных национальных культур понимают не только друг друга, но и творения дале-
ких времен Античности или Средневековья.
В чем заключается такой инвариант? Предельной и верховной ценностной категорией со времен Античности является совершенство. Совершенство нам, людям, доступно как такое содержание, которое гармонично соединяет в себе истинное, доброе и прекрасное. Дух и есть любовь к совершенному, объективно лучшему содержанию, не только стремление, но и осуществление такого содержания. «Быть духом - значит определять себя любовью к объективно лучшему. Воля к Совершенству есть основная сила духа и основное побуждение всякой истинной религиозности» [6. С. 56].
Совершенство - вот тот инвариант, который присущ различным национальным культурам и составляет их общечеловеческое содержание. Культура в высшем своем выражении общечеловечна по содержанию и национальна по своей форме. Можно затрудняться в понимании национальных форм культуры тех или иных народов, но пульсацию в таких формах всеобщего человеческого содержания (устремлений к совершенству через борения и соблазны) невозможно не принимать сердцем, т.е. сосредоточием духовных чувств, которые возникают не от физического воздействия, а от переживания значений (радость, уважение, презрение). Известный тезис о том, что советская культура по содержанию социалистическая, а по форме национальная, неудобен в том отношении, что сужает грани диалога культур и порождает самодовольство, обрезая преемственность в самой отечественной культуре («Мы родом из Октября»). Одни народы могут отставать в технике жизни, но лидировать в области культуры, а другие - лидировать в области технологий, но угасать в культурной области. Запад, писал И. А. Ильин, проживший в Германии и Швейцарии 32 года, материально может почти все, духовно - почти ничего.
Совершенство - источник духа, религии и культуры. Религия культивирует дух совершенства, исходя из его абсолютного Первоистока. В культуре дух совершенства воплощается в зримые образцы - эталоны человеческой субъективности. Культура начинается там, где «духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму» [7. С. 291]. И. А. Ильин убедительно обосновал основополагающее значение совершенства для человеческой общности вообще, для религии и культуры в частности. Любовь к совершенству, подчеркивал он, не есть аффектированная фраза или сентиментальная выдумка, «но живая реальность и притом величайшая движущая сила человеческого духа и человеческой истории. Поколение людей, которому это чувство чуждо и непонятно - есть поколение мертвое, слепое и обреченное. Все основатели великих духовных религий - Конфуций, Лао-Цзы, Будда, Зороастр, Моисей были движимы этим чувством» [6. С. 97].
Совершенство есть содержание духа, а любовь - верный акт приятия совершенства. Дух есть знающее само себя, рефлектированное в себя совершенство; он в себе содержит критерии достойного и должного, и эти критерии для него очевидны и не фальсифицируемы.
Совершенство креативно и ак-меологично. Вдохновение движет творчеством. Но вдохновение есть благоговение и восторг от совершенства. Любовь к совершенству, отмечал И. А. Ильин, есть «лоно творческого вдохновения, опора истинной науки, чистой совести, характера, месторождение окрыленного гениального искусства, фундамент правосознания и патриотизма, гарантия дисциплины и храбрости» [6. С. 66]. Укореняя свою душу в идеал объективно лучший и объективно сущий, человек соединяет инстинкт с идеалом, гасит гордыню, обретает духовное самостояние, самоопределение и самоуправление на основе объективно
лучших ценностей, духовное достоинство, чувство качества и верного ранга, призвание и смысл жизни.
Совершенство и ее три лика (истина, добро, красота) составляют «осевое» содержание ценностного сознания от Античности до наших дней. «Смысл подлинного человеческого бытия», -утверждал И. Я. Лойфман, - «оформляется как Истина, Добро и Красота». Только на этом пути философия «становится мудростью» [10. С. 41].
Совершенство преломляется разумом как истина (т.е. соответствие должному совершенству), воле - как добро, а созерцанию - как красота. Поэтому истина, добро и красота - «вечные лики культуры» [2. С. 24], «высшие ценности», исполняющие «эталонную функцию» [13. С. 373]. Каждый из этих «ликов» порождается соответствующими творческими силами. Разум, добрая воля, эстетическое созерцание творят науку, нравственность и искусство.
Душевно-духовный уклад народа в отчетливом виде выражен в его культуре. Поэтому путь к единению народов лежит через культуру в первую очередь. В ней за этно-национальными различиями всегда скрывается единая природа человеческого духа, субстанцией которого является устремленность к совершенству и его созидание.
Духовное единение прочнее экономико-правовых и политических связей. В первом случае имеется высшее человеческое единение, мотивированное креативной человеческой сущностью, во втором - внешняя связь, которая может быть утрачена из-за внешних же соображений и обстоятельств. А. С. Пушкин внес в общественное сознание России образцы культурной идентичности, духовное единение. Его творчество сблизило многоязыкие народы России духовными узами надежнее хозяйственных и правовых связей.
Национальные формы культуры не разъединяют, а, напротив, пробуждают взаимный интерес так же, как
мужское и женское в человеческом естестве. Русского человека пленяет «огонь» испанского танца, а ухо японца чарует музыка Чайковского и Глинки. То же присуще и этно-национальному единению в современной России. На ниве культуры, интенсивного культурного обмена и образования, основанного на культуре, можно и нужно решать межнациональные проблемы.
Лукавыми являются суждения об «угрозе» «национализма», если делать акцент на усвоение и творение этнокуль-тур в России. Философ, писатель и дипломат К. Н. Леонтьев связывал полноту культуры с «цветущей сложностью» эт-нокультур в составе единой культуры России. Как невозможно отменить индивидуальное своеобразие личностей, так и авантюрна манера стерать особенности этнокультур, обезличивая их. Как нет безнациональных народов и языков, так нет и безнациональных «общечеловеческих» культур и систем воспитания. Воспитание студентов на ценностях отечественной культуры не грозит изоляционизмом, а является необходимой предпосылкой для осознания своеобразия иных этнокультур и для дружеского чувства к иным народам.
Культура России обретет второе дыхание, если она унаследует в XXI веке качественный дух совершенства и свой духовный акт - акт творческого созерцания, который исходит из любящего сердца и поставляет материал мышлению для оформления и воле для осуществления и организации.
Итак, культура - это «идеало-творчество», творение и воплощение объективно лучших, совершенных содержаний, гармонично соединяющих в себе истинное, доброе и прекрасное. Такой синтез творится целостным душевно-духовным актом, единением главных продуктивно-творческих сил человека: разума, понимающим истину; воли и веры, ориентированных на сотворение добра, а не зла; продуктивного воображения и эстетического созерца-
ния, постигающих прекрасное; любящего сердца, которое «учит нас увидеть лучшее избрать его и жить им» (И. А. Ильин); совести, оценивающей помыслы и деяния с позиций должного, т.е. равноценности достоинства каждого человека независимо от его пола, национальной принадлежности и социального положения.
Нравственность - первооснова культуры, пропуск в человеческую общность, в профессиональное дело. Вне ее начинается деградация верхов и низов во всех областях жизни. Чего ждать от безответственного индивида, будь то педагог, священник, врач, офицер, политик, судья, художник?
В антропогенезе социальная связь возникла как самоограничение инстинктов ради сохранения общности
[1]. И такому самоограничению мы, люди, будем учиться всегда, ибо каждый соединяет в себе природное и культурное, динамику рефлексов и духовные ценности.
Нравственность есть отношения между людьми по поводу не внешних благ, а равноценности их достоинства. Перед обществом, человечеством только тогда открываются созидательные перспективы, когда нравственные отношения становятся первичными, а отношения по поводу собственности и иных благ превращаются во вторичные. Ибо то, что нравственно, то всегда и разумно, и экономично, и жизненно благодатно не только для меня, но и для всех. В нравственных отношениях субъекты признают равноценность достоинства друг друга, поэтому свободно доверяют друг другу; так рождаются взаимная ответственность и духовная солидарность.
Из ценностной природы культуры и значимости единства продуктивно-творческих сил человека следуют выводы для образования.
1. Педагог призван воспитывать единение продуктивно-творческих сил индивидуальности, начиная с семьи
(родители) и детсада до школы и вуза. Эти силы суть всеобщие по значению общекультурные способности, которые организуют все особенные проявления человека как личности, специалиста, гражданина. Всеобщие способности модифицируются в особенные - в профессиональные умения компетентно осуществлять те или иные технологии согласно специальности. Развитые всеобщие способности создают «стартовые» преимущества в самостоятельной жизни - в сферах профессиональной и непрофессиональной.
Теоретическое (понятийное) мышление позволяет человеку строить и самодеятельно перестраивать свои действия согласно объективным закономерностям и духовным смыслам; благодаря воле он определяет себя к действию согласно ценностям и знаниям; продуктивное воображение и эстетическое созерцание свободно порождают образы в их смысловой целостности и воспринимают чувственную реальность в культурно развитых эстетических формах; вера устремляет все душевно-духовные силы к высшим, совершенным, абсолютным ценностям, любовь есть художественное чувство постижения совершенства, совесть оценивает помыслы и деяния с позиций нравственного совершенства (праведности).
Мышление целенаправленно организует все способности человека как социального существа. Оно есть технологическая система духа, координирующая все его операции в связной смысловой ансамбль. Воля переводит ценностное самосознание и мышление в поведение, без нее остановится живой «конвейер» человеческой души. Продуктивное воображение и органично связанное с ним эстетическое созерцание есть истинное лоно, где таинственно зарождается творчество. Вера интегрирует смысловой состав самосознания в цельность, в мировоззрение. Без
нее сознание становится разорванным, мозаичным и несчастным.
Теоретическое мышление позволяет человеку понимать объективную истину, нравственная воля - творить добро, воображение и созерцание - воспринимать красоту, вера - обретать совершенный идеал и абсолютные ценности, а любовь - художественно переживать объективно лучшие содержания и направлять все иные творческие силы на достойный предмет.
Схемы развитого воображения мигрируют в подсознание, организуют его «хаос» в душевный «космос» и, работая в автоматическом режиме, становятся интуицией. Интуиция рождает непроизвольную догадку, ситуацию «эврика», прозрения, которые, «как вспышка молнии», озаряют новое видение реальности. Срастаясь воедино, все эти силы образуют целостный духовный акт. В нем «соло» каждой способности дополняется «хором» всех остальных. Возникает «симфония» духа, дарующая человеку богатство миропонимания и миропереживания, свободное от односторонних крайностей.
Целостный дух рождает и целостный образ реальности, в этом его (духа) эвристичность и акмеологичность. Неверный же духовный акт состоит в отъединении душевных сил друг от друга - внешней чувственности от мышления, мышления от внутренних духовных чувств (нравственных, религиозных, художественных), инстинкта от идеала, подсознания от сознания. Мышление вырождается в беспредметную формалистику и готово оправдать в отрыве от совести все что угодно. Воображение же в таком случае эстетизирует пошлость и пороки, превращая искусство в нервирующие шоу. Вера же впадает в мистику и галлюцинации, а воля начинает стремиться к власти, к полицейскому государству любой ценой, попирая нравственность.
Эти всеобщие способности в их целостности есть самая надежная ос-
нова формирования особенных социальных и профессиональных умений. Целостность общекультурных способностей позволяет личности понимать и переживать культуру, успешно ориентироваться в междисциплинарных связях, уметь облекать идеи, понятия в метафоры, образы, аналогии, мысленные эксперименты, самообучаться, быть са-моопределяемой и самодеятельной, социально мобильной, способствует творческой продуктивности, профессиональному и духовному росту и полному претворению личности в многообразных видах деятельности, общения и мышления.
Разъединять общекультурные способности и профессиональные, значит, делать первые пустыми, а вторые -ценностно слепыми и безвдохновенны-ми. В итоге воспитание отъединяется от обучения и возникает педагогический брак - безответственный специалист и гражданин, несущий горе себе, семье и окружающим. И. А. Ильин писал по этому поводу: бессердечная «формальная образованность вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» [8. С. 179]; то «шкурничество», ту «беспринципную изворотливость, тот «циничный эгоизм», при которых невозможны «культурное творчество», «общественное строительство», понимание высшего измерения вещей, дел и людей. Самое важное, что должно дать человеку воспитание - «это предметно открытый взор, предметно живое сердце и предметно готовую волю» [8. С. 183 -184].
Поскольку ценности избираются духовными чувствами, а отечественная культура имеет эмоциональноценностную природу, то именно на основе отечественной культуры только и можно воспитать у учащихся те ценности, которые они примут искренне как нечто родное, как духовный факел в смене поколений.
Целостность продуктивно-
творческих сил есть базис образования, сообщающий целевую антропологическую направленность - какие способности и как развивать, определяет дидактику и педагогические технологии. Педагог призван через знания развивать способности и умения осуществлять духовные акты (мышления, воображения, эмоционального переживания, актов веры, совести и любящего сердца). Сами же знания уму (т.е. умению) не научают. Без обоснованной антропологической целевой направленности педагогические технологии, «инновации» вырождаются, как правило, в формалистику, в современные формы механицизма, чем страдает «компетентностный подход». Целостность продуктивно-
творческих сил индивидуальности составляет ядро и целостной личности, о которой писали классики философии и русской литературы.
Основная задача педагога - возжечь в молодой душе свет совершенства, который обязательно преломится в составе личного опыта и превратится в многоцветье положительных ценностей и личностных качеств - свободы и совести, достоинства и чести, добра и любви, верности и ответственности, солидарности и справедливости; он станет благим синтезирующим началом в творчестве, мастерстве и художестве; от этого луча родится одухотворенная вера, она окрылит и направит, станет иммунной системой души от деструктивной социальности. Любовь к совершенству - источник всех последующих положительных ценностей и качеств человека, верной иерархии ценностей, чувства качества и верного ранга, за которыми неизбежно следуют и качество во всем - качество жизни, образования, товарищества и дружбы, продукции, общения и т.д.
2. Воспитание целостности ду-щевно-духовных сил возможно, конечно, лишь на произведениях классиков культуры. Педагог призван превращать
культуру в способности индивидуальности, в чем и состоит сущность образования. Культура - это мир эталонов-образцов человеческой субъективности. Усваивая, культуру, новое поколение усваивает тем самым те продуктивнотворческих сил, которые воплощены и запечатлены в культуре как способности ее творцов, будь то теоретическое мышление, продуктивное воображение, эстетически организованное созерцание, нравственно-чуткая воля, одухотворенная вера, любящее сердце, совесть и др.
Образование вообще, гуманитарное образование, в особенности, есть, следовательно, передача и развитие от поколения к поколению абсолютного общественного богатства - всеобщих продуктивно-творческих сил человека, которые воплощаются в мир культуры во всём ее многообразии. Цель гуманитарного образования - воспитание культурного человека, который умеет избирать и развивать совершенные, объективно лучшие содержания и на этой основе достойно жить среди людей и творить в культуре.
При такой цели это образование обретает ясную ценностную направленность, свободную от упрощения; основательность и дух совершенства, столь присущий культуре.
Как нет вненациональных народов и культур, так нет и вненациональных систем образования. Национальность - не «кровь», а самоидентификация человека с той или иной культурой. Равнодушие к национальному измерению жизни есть безразличие человека к культуре, истории, традициям и святыням взрастившего его народа. Угасание чувства родного, Родины - это сущая беда человека, обрекающая его на творческое бесплодие и на скитания по чужим дорогам и под чужими окнами. За каждым человеком, как за волной, плещется океан истории его народа (А. И. Герцен).
Вне культурной идентичности индивид расколот и несчастен. Он во всем релятивист. Вопрос о добре и зле он подменяет вопросом об относительно полезном и относительно ущербном. Его «да» заигрывает с «нет». В его душе, писал И. А. Ильин, много центров. Каждому он клянется в верности. Как только один из центров оказывается слишком требовательным, он тут же съезжает на «другую квартиру» души и устраивается там поудобней. Он ни с чем не связан подлинной верностью, ко всему готовый, ни во что не верующий, ничего не любящий, скорый на предательство, довольный собой [9. С. 438]. Он «политкорректен» и «толерантен», т.е. облачен лукавыми идеологами в «смирительную рубашку».
Российское национальное воспитание зиждется на опыте народа России, на отечественной культуре, на ответственности личности перед Родиной и народом. Воспитать российский характер, значит развить юную душу до духовности, укоренить душу в абсолютные ценности культуры, возжечь в одухотворенной душе любовь к совершенству, вознести эту любовь до веры и развить веру до системы конкретных ценностей, как путеводителей на жизненном пути.
3. Вопрос о культуре как основе образования не должен заслонять собой главного - воспитание целостно развитой индивидуальности. Такое воспитание предполагает общение, просторное для самодеятельности людей, предметную культуроемкую среду, а также сам образ, может быть, только силуэт эталонного человека, который так или иначе витает в воображении, исходя из которого педагог решает свои трудные, но и увлекательные проблемы.
Разумно выговорить такой образ, обсудить его в дискуссиях. Ведь в дискуссии о культуре речь идёт, в конечном счете, о должном человеке. Известное высказывание бывшего Министра образования и науки России о том, что результатом образования должен быть
«грамотный потребитель», свидетельствует о суженом представлении о человека в нашем образовании. Человек живет полной жизнью: как личность, специалист, гражданин, участник тех или иных общественных организаций, как товарищ, друг, субъект родственных отношений; у него в непрофессиональной деятельности есть не менее важные интересы и цели. Сводить задачи педагогики к воспитанию потребителя, специалиста и только, значит иметь весьма одностороннее, абстрактное, по выражению Гегеля, представление о человеке и о педагогике.
В педагогике советского периода эталоном выступала «всесторонне развитая личность». Это выражение использовалось, скорее, для популярности, в целях доходчивости для понимания. Всесторонне развитым в наше время быть никто не может из-за дифференциации родов, видов и подвидов труда, досуговой и иной деятельности. В таком выражении акцентируется количество видов деятельности, а не ее качество.
Не только в классической немецкой, но и в русской философии (И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский, И. А. Ильин, Н. О. Лосский и др.), в понимания человека упор делался всегда в первую очередь на качество, на целостность человека. Назрела необходимость синтеза вершин немецкой и русской философской классики. Такой синтез в понимании эталонного человека можно представить следующим образом.
Человек - существо универсальное по своим возможностям, ему присуща целостность главных продуктивнотворческих сил, дружная согласованность этих сил дарует человеку созидательную продуктивность, возможность самореализации в различных видах деятельности, общении, общественных отношениях, готовность к перемене видов деятельности, общения и мышления; свобода воли сообщает человеку способность к самодеятельности, в силу
чего он постоянно выходит за рамки достигнутого к новым горизонтам и возможностям, к новым значениям и смыслам; он не сращивается со своими умениями, как улитка с раковиной, обновляет свою субъективность путем обновления содержания деятельности, общения и мышления, находясь в процессах становления и самообновления. Поэтому человек существо неоконеченное, трансцендирующее. Сущность человека
- свободная самореализация его творческих сил в актах самодеятельности, в силу чего человек испытывает радость от созидательного самоосуществления и от признания своей собственной социальной значимости. Такой образ человека ориентирует педагогику в первую очередь на реализацию креативной культурной антропологии, вне которой разного рода «новации» в форме «компе-тентностного подхода» формируют технологически вышколенного многофункционального ролевика в системе социальной машины с атрофией совести и любящего сердца.
Расхожее выражение «человек есть «биосоциокультурное существо» эклектично, оно отмечает состав человека, а не его сущность. Но сущность - это не рядоположенные кубики, не плюрализм и мозаика, а монизм, единство в многообразии. Предмету, коль он реально о-предел-ен, свойственна одна сущность. «Коктейль» же из «биосоцио-культурной» сущности логически невозможно мыслить. Вместо понятия будет расплывчатое представление.
Э. В. Ильенков по поводу подобной «био-социальной» сущности остроумно возразил: такая логика с неизбежностью приведет к «социально-био-химически-электро-физически-микрофизически-квантово-механическому» пониманию сущности человека [5. С. 325].
Сущность человека универсальна, ибо он способен производить «по меркам любого вида, а значит и по законам красоты» (К. Маркс). «Что же касается понятия “человек” в подлинном
смысле слова, - писал Э. В. Ильенков, -то его “определенность” заключается в отсутствии всякой заранее и навсегда закодированной в нем определенности. В универсальности. <...> Общество стало уже достаточно богатым, чтобы позволить себе развивать свою культуру не за счет превращения индивида в профессионально-ограниченного, “частичного” человека, а за счет максимально-полного развертывания всех возможностей, заложенных в нем природой» [4. С. 290 - 291].
Не менее расхожим стал «индивидуальный подход» в образовании. согласно которому искомый образ человека - каждый конкретный человек как изначально особенное, уникальное, самоценное, неповторимое и единственное в своей самости существо. С таким утверждением можно согласиться, если помнить о том, что человек есть «индивидуальное общественное существо», т.е. индивидуализированная общественность, или, выражаясь философски, ое-диниченная всеобщность.
Человек ценится по тому, в какой мере он в своих мыслях и деяниях реализовал назревшие, важные общие (общественные) потребности и цели. Иначе «индивидуальный подход» сведется к потаканию «индивидуальной неповторимости», которая присуща и листьям на дереве (Г. В. Лейбниц), к няньчинью «неповторимости», из которой вырастет кривляние в пустяках и курьезах. Так всегда бывает, когда индивидуальное отрывается от всеобщего, от общественных потребностей и целей.
Острые социально-
экономические и политические проблемы корнями уходят в исходное основание - как следует обновить общественные отношения, социальные институты и сферу производства, чтобы универсальность человека получила бы свое свободное развертывание и развитие. Жизнеустройство людей надо привести в соответствие с их универсальностью.
4. Культуре как креативной основе образования противоречат современные тенденции. Мнение руководства Министерства образования и науки России о том, что в нашей стране существует перепроизводство людей с высшим профессиональным образованием, - это тревожный симптом для будущности России. Ума слишком много не бывает. В России, отмечает ректор вуза М. Н. Денисевич, численность студентов на 10000 населения в 2010 г. составила - 529 человек; в США - 557 человек [3. С. 70]. Но правительство США не бьет тревогу по поводу переизбытка студентов. «Общепринятым считается,
- продолжает М. Н. Денисевич, - что для обеспечения устойчивого экономического роста, социальной стабильности в обществе, высшее образование должны иметь 40-50% населения страны. В России этот показатель составляет 25%. < > Однако отставание от общеевропейского уровня (50%) составляет более чем в 2 раза» [3. С. 71]. Вот такое «перепроизводство» студентов в России.
Тревожна тенденция снижения качества подготовки в области высшего образования путем замены специали-тета бакалавриатом и магистратурой, а также уменьшения учебных часов в вузах, в частности, для гуманитарных дисциплин. Поэтапное вытеснение гуманитарных дисциплин означает ликвидацию ценностного содержания в подготовке студентов и аспирантов. Бакалавриат - это незаконченное высшее образование и превращение вуза в техникум, колледж. Бакалавра готовят для работы по образцу, для исполнительской деятельности.
В 2005 году был опубликован труд коллектива авторов и экспертов по инициативе Фонда «Русский предприниматель». В этом труде раскрыты негативные последствия Болонского процесса: «переориентации образования с системного на мозаичное, получив которое человек не будет способен на целостное видение происходящих процес-
сов; установления практически непреодолимого образовательного барьера между верхушечными слоями и “массой” и, таким образом, создания комфортных условий для самовоспроизвод-ства олигархической бюрократии вместо воспитания действительно благородной элиты - дееспособного и ответственного, нравственного и интеллектуального, отборного правящего слоя нации» [14. С. 77 - 78].
В данном труде, утверждается о том, что «планомерно проводимые правительством реформы ориентируют нашу школу на американские стандарты обучения, между тем выпускник колледжа в Штатах находится сейчас на интеллектуальном уровне 5-6 класса самой заурядной нашей школы. Американизация по сути тождественна де-билизации - и это не паническое преувеличение, а результат трезвого профессионального анализа. Самым крайним и опасным требованием к средней и высшей школе является утверждение, что они должны соответствовать нуждам рыночной экономики. Так, вопрос о том, кому служить, решается в пользу служения мамоне, а возвышенные цели человеческой деятельности с тайным презрением отодвигаются в маргинальную область. Мы полагаем, что образование не может и не должно являться функцией от экономики, и что главной целью обучения в итоге является эффективный интеллектуальный и нравственный рост учеников»
[14. С. 72]. Средняя школа призвана стать «базовым и ключевым образовательным институтом, определяющим культурный и интеллектуальный уровень всего народа». «Эта школа должна быть ориентирована вверх на вузы и академические институты, по максимуму выявляя и развивая способности у всех детей, стимулируя их к высшим формам интеллектуальной и духовной деятельности. Поэтому в центр национальной системы образования должна быть помещена качественная сильная
школа, то есть интеллектуальноориентированная школа, дающая начальное научное образование (ННО), руководимая научным сообществом и укомплектованная преподавательским составом, параллельно ведущим научную деятельность» [14. С. 72]. Авторы справедливо настаивают именно на универсализации и фундаментализации содержания отечественного образования. «Нам нужно не встраивание любой ценой в европейскую систему образовательных стандартов. А сохранение стратегических преимуществ высшей школы <.. .> Качество нашей старой, еще не разрушенной до конца, системы может оценить на себе любой выезжающий за рубеж на стажировку студент или преподаватель: местные студенты и профессура в абсолютном большинстве неконкурентоспособны в сравнении с коллегами из России» [14. С. 78].
В ходе реформы за последние годы в России закрылись более 11 тысяч школ, что составляет 20 процентов от их общей численности, на 10 тысяч населения приходится 39 врачей, а на Кубе - такое же число людей обслуживают 59 врачей, причем полностью бесплатно
[11]. Бесплатно высшее образование в Финляндии и Германии. Правительство нашей страны заимствует, по преимуществу, худшие зарубежные параметры и стандарты жизни, реализация которых в России рождает осознание того, что мы, граждане России, начинаем жить не своей жизнью и не в своей стране. России пора перейти от гедонистического угара, вожделений и растрат к собиранию и мобилизации сил, к большим созидательным проектам и к их реализации не на словах, а на деле.
Достоинства отечественного образования - основательность, последовательность, систематичность и полнота - ныне подменяются узкой функциональностью. «Знаниевому» образованию рать авторов вдруг противопоставили вычурный, механистичный по сути, «компетентностный подход», т.е.
вместо фундаментализации образования предлагается односторонний ролевик-технолог, действующий по образцу (бакалавр) согласно потребностям «рыночной экономики», которая мало производит, а лишь перераспределяет уже произведенное в советский период. Но разве умения не нагружены теоретическим пониманием сути дела? Умения без теории годны лишь для «отверточ-ного производства» по западным технологиям.
Целостное развитие человека, ее продуктивно-творческих сил на ниве культуры, - таков ясный критерий эффективности образования, от детсада и школы до вуза. Культурный человек, нравственная личность, творческая индивидуальность, социально компетентный гражданин, профессионально компетентный специалист и патриот России, открытый к созидательному диалогу с иными этнокультурами, таким нам видится выпускник современного вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу: трагедия человеческого сознания. -М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996.
2. Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века. - Тверь, 1997.
3. Денисевич М.Н. Наука и образование: стратегический ресурс национального развития: монография. - Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, Институт социально-экономического развития, 2010.
4. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - М., Киев: Час-Крок, 2006.
5. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. - М.: Политиздат, 1984.
6. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: в 2 томах. - М.: Русская книга, 1993.
7. Ильин И. А. Основы христианской культуры // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 то-
мах. - М.: Русская книга, 1993. Т.1.
8. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. -
М.: Русская книга, 1993, т. 2, кн. 2.
9. Ильин И. А. Стань цельным // Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. - М.: Русская книга,
10. Лойфман И.Я. Мировоззренческие штудии: избранные работы. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002.
11. Офицерова Т. Блеф нон-стоп // Газ. «Правда» 28-29 сен. 2010 г. № 106 (29593).
12. Пивоваров Д.В. Философия религии: учебное пособие. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.
13. Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба // Двадцать лекций по философии: Учебное пособие. 2 изд. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002.
14. Русская доктрина / под ред. А. Б. Кобякова и В. В. Аверьянова. - М.: Фонд «Русский предприниматель», 2005.
Т. 1.
1998. Т. 8.