Научная статья на тему 'Аксиология и проблемы ценностного значения современного права'

Аксиология и проблемы ценностного значения современного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2166
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТИ / СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВО / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / AXIOLOGY / VALUES / MODERN STATE / CIVIL SOCIETY / HUMAN / PERSONALITY / IDEOLOGY / LAW / LEGAL VALUES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артёмов В.М.

Статья посвящена ценностному измерению права, которое часто интерпретируют как ключевое в современной системе права. Ведь ценности это приоритеты в какой-либо деятельности. Иначе говоря, аксиология как философская теория ценностей устанавливает своего рода порядок значимого и менее значимого в правовой деятельности, правовых отношениях. Современное правовое государство созидается на основании четко сформулированных ценностей и приоритетов. Они составляют своего рода идеологический каркас, фундамент, на котором выстроены правовые конструкции. В статье показано, как и на каких приоритетах формировалась современная правовая аксиология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiology and Problems of Value Meaning in Modern Law

The paper is devoted to the value dimension of law, which is often interpreted as crucial in the modern legal system. Values are priorities in any activity. In other words, axiology as a philosophical theory of values establishes a order of more and less significant in legal activity, legal relations. The modern legal state is built on the basis of clearly formulated values and priorities. They constitute an ideological framework, the foundation on which legal constructions are built. The article shows how and on what priorities modern legal axiology was formed.

Текст научной работы на тему «Аксиология и проблемы ценностного значения современного права»

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

проблемы

В. М. АРТЕМОВ,

главный научный сотрудник научно-исследовательского центра, доктор философских наук, профессор (Академия управления МВД России) E-mail: artemovviktor@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве

и государстве.

V. M. ARTYOMOV, Doctor of Philosophy, Professor, Chief Researcher at the Research Centre (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Scientific speciality:

12.00.01 — Theory and History of Law and State; History of Doctrines about Law and State.

УДК 34.01

Аксиология и проблемы ценностного значения современного права

Axiology and Problems of Value Meaning in Modern Law

Статья посвящена ценностному измерению права, которое часто интерпретируют как ключевое в современной системе права. Ведь ценности - это приоритеты в какой-либо деятельности. Иначе говоря, аксиология как философская теория ценностей устанавливает своего рода порядок значимого и менее значимого в правовой деятельности, правовых отношениях. Современное правовое государство созидается на основании четко сформулированных ценностей и приоритетов. Они составляют своего рода идеологический каркас, фундамент, на котором выстроены правовые конструкции. В статье показано, как и на каких приоритетах формировалась современная правовая аксиология.

Аксиология, ценности, современное государство, гражданское общество, человек, личность, идеология, право, правовые ценности.

The paper is devoted to the value dimension of law, which is often interpreted as crucial in the modern legal system. Values are priorities in any activity. In other words, axiology as a philosophical theory of values establishes a order of more and less significant in legal activity, legal relations. The modern legal state is built on the basis of clearly formulated values and priorities. They constitute an ideological framework, the foundation on which legal constructions are built. The article shows how and on what priorities modern legal axiology was formed.

Axiology, values, modern state, civil society, human, personality, ideology, law, legal values.

Современное государство (и его «бытийные характеристики») приобретает устойчивость в случае, когда оно ориентируется на реализацию принципов правового и социального государства, а также отвечает на запросы и нужды личности, реализует в максимальной

степени ценностный потенциал, заявленный в качестве целей и задач деятельности правоохранительной системы.

Только в ХК в. в марбургской школе неокантианцев Герман Коген и Мориц Шлик, а также Фридрих Ницше стали использовать по-

50

нятие «ценности» в качестве особой категории социальной философии [4, с. 462]. Фактически же его использовали еще в античной философии. Однако понятие, обозначавшее «ценности», было другим — благо, добродетель. Еще Аристотель, выделяя важность вопроса о ценностях, заметил, что они отражают в себе единственно истинный мир человека. Ценности кристаллизуются на стыке, в зазоре, расщеплении бытия на достойное, наличное и потребное. При этом он говорит о том, что реальное, наличное сущее актуально, а должное, желаемое и потребное — потенциальное бытие. Аристотель полагал, что философия призвана рассуждать о том, что всего ценнее. Этим рассуждением Аристотель начинает свою знаменитую работу «Политика»: «Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо Блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим» [1, с. 35]. Таким образом, Аристотель выделяет ценность (которую тогда обозначали как благо) как наивысшую для общества и человека в обществе.

Человек — единственное существо, которое создает образ должного, ценностного и руководствуется им в своей жизнедеятельности. Поэтому его иногда понимают как желающую и думающую «организацию». Человек — мечтающее существо, действующее и способное изменять жизнь, обстоятельства существования в соответствии со своими потребностями и ценностями.

Аксиология этимологически связана с двумя терминами античной философии — axia (ценность) и logia (учение о) — теория ценностей. Аксиология исследует происхождение, развитие, функционирование мира ценностей. Право также можно отнести к ценностно-нормативной системе общества. Как и любая ценностно-нормативная система, право выполняет двойственную функцию:

— обеспечивает согласование мотивов, интересов и целей всех тех, кто участвуют в правовых процессах. В широком плане — это интеграция общества на основе права;

— обеспечивает взаимодействие социальных институтов и субъектов на некоторой единой основе, созидает единое правовое пространство развития общества. Для современного российского общества такими институтами, которые кровно заинтересованы в возвышении ценностей права, являются правоохранительные органы страны и институты гражданского

общества. Только посредством взаимодействия и подлинного, неформального сотрудничества можно добиться реализации ценностей права: справедливости, равенства перед законом, демократических свобод.

Без ценностного основания невозможна и правовая идеология. Само понятие «идеология» было введено в философскую литературу в XIX в. Оно получило широкое признание среди философов, в том числе и марксистской школы [3, с. 405]. Впервые понятие «идеология» в качестве социальной категории использовал Дестют де Траси (1754—1836 гг.). Он отметил, что идеология выступает в обществе как некий ценностный модус, определяющий суть и направленность развития, и является соответствующей системой, вносящей в людей определенные настроения, убеждения или просто веру [5, с. 12—70].. Интересно, что он сблизил идеологию с верой во что-то. Близкое понимание идеологии (как ложного сознания) мы обнаруживаем позднее и у К. Маркса. Идеология создается определенной группой людей, часто профессионально подготовленных, а затем внедряется в сознание больших масс людей. Идеология — продукт творчества идеологов. И мы имеем в результате то, что субъект и носитель идеологии не совпадают. Обычный человек как «фабричный товар» оказывается не в состоянии выработать теоретическое обоснование для своей деятельности и поэтому часто как бы погружен в неустойчивое равновесие между мифом и разумом. Идеология необходима потому, что человек живет смыслами. Социальная жизнь — смысложизненная реальность. Человек смотрит на мир через призму ценностей, идеалов, целей. Это качество кардинально отличает людей от других существ.

«Ценность» — это понятие, которое отражает явления двух родов. С одной стороны, ценности — это то, что положительно или отрицательно значимо для человека, то, что мы выбираем, когда у нас появляется возможность выбора. А с другой стороны, ценности — это нормативно-предписывающие элементы в механизмах человеческой деятельности, своего рода «установки сознания», которые мотивируют поведение людей. Ценности — сфера должного, желаемого. Они представляют собой некий нормативный аспект коллективного сознания.

Характерно, что когда мы рассуждаем о кризисе современного российского общества, то осознаем, что основные его трудности не в экономике (хотя она, несомненно, важна), не в политической сфере, а в крахе ценностных оснований развития страны, которые поддерживали ее нормальное и позитивное развитие. Абстрактно мы понимаем, что не только люди, но и ценности «стареют», их «заряда» хватает на 2—3 поколения жизни страны. Однако, когда происходят столь крутая ломка и переме-

ны в системе ценностных приоритетов страны, то это вызывает дестабилизацию во всех сферах жизнедеятельности страны: и в политической, и в правовой, и в социальной.

Важность аксиологии очевидна. В философии существует по меньшей мере пять различных вариантов объяснения генезиса и динамики ценностей: натуральный психологизм, трансцендентализм, онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм. Все они интересны, но они применяются в соответствии с особенностями того предмета изучения, который нам дан. Ценности существуют как идеальное бытие, бытие нормы (в данном случае правовой), соотносящейся не с эмпирическим, а с «чистым», «нормативным» сознанием. Тем не менее ценности представлены в социальной практике реально как мотивы деятельности людей, как цели, которые ставят люди и реализуют их. Будучи идеальными, ценности не определяются только человеческими потребностями и желаниями. Однако мы понимаем, что в данном случае идеальное не может не опираться на реальность. Это противоречие, которое находит объяснение в наличии некоего Логоса, Бога и т. д.

При этом другая зависимость более очевидна. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей. Так, в философии сложились две прямо противоположные позиции относительно того, что приоритетнее — человек или ценности. Одна позиция (назовем ее «ценностным плюрализмом») выражена Протаго-ром (софистом), который утверждал, что «человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют», т. е. человек выше всех ценностей, поскольку он их создает. Другая позиция представлена Платоном и Аристотелем, которая заключается в утверждении о том, что ценности важнее всего (знаменитое высказывание Аристотеля о позиции своего учителя: «Платон мне друг, но истина дороже»). Это выражение по своей сути означает отрицание ценностного релятивизма, т. е. отрицание относительности ценностных значений. Ценность представляет собой абсолютный характер некоторых утверждений.

Со временем понятие ценности приобрело обобщенно-методологический смысл. Действительно, ценности обладают тем свойством, что они способны «склеивать» общество, объединять и разъединять людей. Их анализ позволяет выявить социальные связи и понять функционирование социальных институтов. Ведь социальная система любого масштаба и уровня сложности предполагает наличие разделяемых всеми людьми единых для них ценностей. Это в социологии именуется как ценностные ориентации.

Ценностные ориентации характеризуют не только социальные группы, но и людей.

На их основе происходит различение важного и неважного, значимого и незначимого. Совокупность устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, наличием которой обеспечивается устойчивость личности, преемственность той линии поведения, которой придерживается человек или группа людей. В силу этого ценностные ориентации являются важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности. Они же, в свою очередь, перерастают в нравственные убеждения.

Обращаясь к вопросу о правовых ценностях как системе предпочтения в области правового порядка, необходимо прежде всего выделить общие свойства ценностных систем. Для «ценностного мира» это такие качества, как иерархичность их соотнесения друг с другом (пирамидальный характер), бинарность ценностных модальностей (всегда есть полярные ценности: справедливое — несправедливое, добро — зло и т. д.), существует запрет на инверсию ценностных полюсов, соподчинение позитивных и негативных ценностных рядов, практическая направленность «мира ценностей» [5].

Обращаясь к правовой сфере, необходимо отметить, что ее ценностные предпочтения отличаются особой многовековой устойчивостью. Уже у Платона и Аристотеля мы встречаем понятие справедливости как центральную ценность права. Она реализуется по-разному в различные исторические периоды: и как принцип равенства всех перед законом, и как гарантия состязательности в суде. Правовое сознание фиксирует то обстоятельство, что ничто не урегулировано окончательно, пока не урегулировано справедливо.

Собственно современный правовой порядок — это способ бытия права в социальном пространстве, в котором совокупность его объективных проявлений и субъективных форм выражения обеспечивает доминирование юридических норм и принципов в процессах функционирования и развития социума. При этом в современном обществе особо сильное и радикальное влияние на правовой порядок оказывают процессы глобализации. Социальная реальность XXI в. такова, что наряду и одновременно с единым экономическим пространством активно вводятся в жизнь нормы международного права. Необходимо учитывать тенденции динамики международного права и инкорпорировать их в практическую деятельность органов правопорядка России. Это в первую очередь относится к ряду направлений деятельности и ценностных установок, к которым можно отнести: переориентацию органов правопорядка (изменение акцентов: с «борьбы с преступностью» на «защиту прав и свобод граждан»), децентрацию полномочий полиции и передачу основных ее решений в регионы, доступность контроля за деятельно-

52

стью органов правопорядка со стороны граждан (гражданский контроль как норма).

В целом органы правопорядка в России никогда не были отделены от политических структур, они чаще всего поддаются тем настроениям и влияниям, которые «веют» в политической сфере жизни общества. А политика представляет собой основанные на господстве конкретных социальных сил возможности регулирования социальных отношений и формирования определенного порядка жизнедеятельности социума.

Как мировая, так и российская практика развития правовых механизмов регулирования общественных отношений показала, что концептуальные решения только тогда оказываются надежными ориентирами для позитивных перемен, когда, во-первых, исходят из тех надежд и ожиданий, с которыми связывает большинство населения страны свое будущее. Во-вторых, когда удается объединить усилия государства и общества. Именно эти факторы являются ключевыми в деле развития методологии и идеологии правового порядка в обществе, в деле разработки их перспектив.

Если иметь в виду именно коренные интересы развития правовой системы, то необходимо в большей степени осознать, что граждане нуждаются в защите от преступных посягательств, а сотрудники правоохранительных органов — в реализации интересов личностного развития. Только развивающийся и «растущий» человек нацелен позитивно в своей деятельности по защите прав и интересов других людей, которые нуждаются в его поддержке и защите. Вне этого трудно представить себе пути преодоления кризиса во взаимоотношениях правовых органов и населения, а также развитие системы права в целом, приращение ее возможностей.

Современная власть в России имеет уникальный шанс сделать самые важные шаги к устойчивому развитию страны: ввести саму государственность в четко выстроенную систему правового порядка. Тем самым будет придано важнейшее качество власти в России, без которого она скорее разрушала еще в недавнем историческом времени социальный мир, нежели созидала условия социального мира. Если государственные органы и чиновники в стране привыкнут к безусловному соблюдению законов и его нарушение станет абсолютным табу для тех, кто держит власть в России, то это обстоятельство многое может изменить. Сама власть станет более реалистичной, ответственной, а значит и более нужной, полезной и ценимой обществом.

В философии принято выделять так называемую пирамиду ценностей. Речь идет о том, что ценности всегда имеют определенную иерархию (от низших к высшим). Применительно к правовым ценностям следует различать так

называемые ценности идеального права (правда, справедливость) и ценности формального права, т. е. те, которые зафиксированы в законе, отражены в его принципах и нормах [5, с. 480]. Кроме того, необходимо выделить и реальное право, отражающее действие законов и реальную юридическую практику, которая вплетена в социокультурные традиции страны и реализуется в правопорядке в тот или иной период.

Исторической особенностью развития России является то обстоятельство, что страна всегда нуждалась в сильном государстве. Огромная территория, которую требуется защищать, этническое разнообразие наций и народностей, проживающих в России, предполагают сильную, самостоятельную власть в стране. Только сильная Россия может обеспечить независимую самостоятельную политику, реализацию собственных интересов страны и ее граждан. Поэтому развитие мощного флота и сильной армии — императив Российского государства. История свидетельствует, что Российское государство может быть только сильным. В условиях слабого государства удержать такую гигантскую и богатую ресурсами страну невозможно.

Однако со временем постепенно меняются и условия для развития страны. Война предлагает мобилизацию всех имеющихся ресурсов. В условиях же длительного мирного времени происходит относительное ослабление государства, которое, особенно в условиях экономического кризиса, не в состоянии поддерживать и подтверждать свой авторитет, а также сохранять влияние.

Полагаю, что на современном этапе развития Российской Федерации именно идея права и правовые ценности занимают центральное место и имеют ключевое значение для будущего страны. Они выстраданы, уроки получены и усвоены. Идет планомерная, поэтапная и открытая работа по укреплению и постоянному совершенствованию политико-правовой сферы жизнедеятельности.

Процессы демократизации жизни современного российского общества оказывают мощное воздействие и на правовую сферу, во многом определяя ее содержание и соответствующие формы деятельности. Она реализуется через реализацию принципов открытости и гласности, публичности в деятельности правоохранительных органов. Саму же демократизацию сегодня и возвеличивают (приписывая ей только положительные качества), и проклинают (считая ее виновницей той дестабилизации, которая проявила себя в последние годы). Однако, несмотря на полярную их оценку, процессы демократизации жизни общества продолжают углублять свое воздействие на социальную действительность, а сама демократия стала идеей-матерью второй половины XX в. — идеей, которая высту-

средства достижения практически значимых целей [2]. Эти аспекты в проблеме правовых ценностей — предмет особого рода и требует отдельного исследования.

Для нас важна конкретная практика реализации поставленных задач по реформированию правоохранительной системы страны. Современная правовая политика и практика реализации принятых решений в решающей степени определяют будущее страны, создают перспективы роста. Важно при этом не утратить темпы и достигнутые результаты. Мы наблюдаем снижение общей преступности — и в то же время рост случаев дел о взятках на самых разных «этажах» властной пирамиды!. Это является свидетельством реальных и эффективных результатов деятельности правоохранительной системы страны. Именно от них зависит и позитивный настрой граждан страны, g убежденность в необходимости работы, в которой < упорная строгость в реализации правовых ценно- О стей — гарантия социального прогресса и поряд- с ка в Отечестве. Конечно, упрочение правового по- ^ рядка — путь сложный, требующий долговремен- g ных усилий и стратегически выверенных реше- и ний. Государству одному он не под силу. Правовой s порядок в стране требует сотрудничества с инсти- о тутами гражданского общества, которое являет- о ся естественно-историческим союзником государства в деле укоренения правовых ценностей ^ в сознании и деятельности граждан страны.

' О ST

References: <

I

пила успешным и действенным противовесом тоталитарным и авторитарным режимам.

Более того, демократия заняла особое место и является ныне, по сути, господствующей идеологией нашего времени, выступает своеобразной политической и правовой идеологией, своего рода образцом построения соответствующих технологий правовой деятельности. Ключ к успеху в политико-правовой сфере — умение сделать работу максимально открытой и понятной обществу.

Важно понять, как, каким образом перестраивать работу и в каком направлении двигаться, ради каких целей и задач реализуется имеющийся у полиции потенциал развития. Федеральным законом «О полиции» и посредством ведомственных нормативных актов закреплены ключевые положения об обязательном информировании населения о деятельности подразделений органов внутренних дел, прописаны регламенты и периодичность отчетов руководителей подразделений перед населением и депутатами местных советов, выступлений в средствах массовой информации. Все это контролируется в первую очередь МВД России. Налаживается система контроля со стороны набирающих силу и авторитет институтов гражданского общества.

Проблема правовых ценностей имеет по меньшей мере три «проекции»: идеальные ценности (ценности-идеи), реальные ценности существования, наличные ценности как

Список литературы:

1. Аристотель. Политика. Афинская полити- 1. ка. М., 1997.

2. Иванов А. В., Миронов В. В. Университетские 2. лекции по метафизике. М., 2004.

3. Новейший философский словарь. 3-е изд., 3. испр. Минск, 2003.

4. Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. 4.

5. Destutt de Tracy Antoine-Louis-Claude. 5. Elements d'ideologie. D'idelogie Proprement dite. Paris, 1804. T. 1.

Aristotel'. Politika. Afinskaya politika. M., 1997.

Ivanov A. V.Mironov V. V. Universitetskie lekcii po metafizike. M., 2004.

Novejshij filosofskij slovar'. 3-e izd., ispr. Minsk, 2003.

Filosofskaya enciklopediya. M., 1962. T. 2. Destutt de Tracy Antoine-Louis-Claude. Elements d'ideologie. D'idelogie Proprement dite. Paris, 1804. T. 1.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.