Научная статья на тему 'Аксиологический потенциал традиционной культуры в дискурсе семьи и родительства'

Аксиологический потенциал традиционной культуры в дискурсе семьи и родительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС СЕМЬИ / КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЬСТВА / ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрельцова Маргарита Ивановна, Капустина Ольга Викторовна, Тарасевич Надежда Алексеевна

Статья посвящена актуальному вопросу поиска антикризисных стратегий в решении проблем семьи и культуры родительства. В сложной ситуации преодоления кризиса современной семьи авторы предлагают обратиться к традиционной культуре, ее опыту родительских практик, имеющем высокий педагогический и эстетический потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологический потенциал традиционной культуры в дискурсе семьи и родительства»

организации становится гармонизация отношений в учебной группе, развитие комплекса компетенций - предметных, личностных и метапредметных.

Библиографический список

1. Зайдман И. Н., Ефремова О. А. Как научить всех и каждого: учебно-познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации: практико-ориентированная монография. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 352 с.

2. Зайдман И. Н. Разноуровневое обучение рассуждению на основе терапевтической дидак-

тики: компетентностный подход: практико-ори-ентированная монография. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. - 200 с.

3. Курдюмов С. П. Синергетика [Электронный ресурс]. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/ Start1N.htm (дата обращения 14.07.2013).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст и изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

УДК 316.3/.4+37.0+13+17

Стрельцова Маргарита Ивановна

Кандидат филологических наук, профессор кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности факультета культуры и дополнительного образования Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск

Капустина Ольга Викторовна,

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности факультета культуры и дополнительного образования Новосибирского государственного пе-дагогическогоуниверситета, [email protected], Новосибирск

Тарасевич Надежда Алексеевна

Dоцент кафедры народной художественной культуры и музыкального образования факультета культуры и дополнительного образования Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛьТУРЫ

В дискурсе семьи и родительства

Аннотация: Статья посвящена актуальному вопросу поиска антикризисных стратегий в решении проблем семьи и культуры родительства. В сложной ситуации преодоления кризиса современной семьи авторы предлагают обратиться к традиционной культуре, ее опыту родительских практик, имеющем высокий педагогический и эстетический потенциал.

Ключевые слова: кризис семьи, культура родительства, фольклор

Streltsova Margarita Ivanovna

Candidate of philological sciences, professor of the department of socio-cultural and library activity of the faculty of culture and additional education at the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk

Kapustina Olga Victorovna

Candidate ofpedagogical sciences, associate professor of the department of socio-cultural and library activity of the faculty of culture and additional education at the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk

Tarasevich Nadezda Alekseevna

Associate professor of the department of traditional culture and musical education at the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk

_ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ_

AXIOLOGICAL POTENTIAL OF TRADITIONAL CULTURE IN FAMILY AND PARENTHOOD DISCOURSE

Abstract. The paper is devoted to the issue of family and parenthood crisis. In view of the difficult situation of family crisis today, the authors recommend to consider traditional culture experience which has great instructive and aesthetic potential.

Keywords: family crisis, parenthood culture, folklore.

В течение последних десятилетий пристальное внимание общественных деятелей, политиков, исследователей различных областей науки - философов, культурологов, психологов, педагогов, социологов, медиков, привлечено к анализу кризиса семьи и родительства, а также к выявлению антикризисных стратегий [1]. Взор педагогов, психологов и социологов все чаще обращается к опыту традиционной культуры. Причем обращение к традиционной культуре как к огромному пласту забытых и полузабытых сокровищ восстанавливает ее в обновленном виде, как инновационное содержание психолого-педагогической и культурной поддержки современной семьи, переживающей нелегкие времена падения культуры родительства. Среди причин бедственного состояния института семьи в России можно пунктирно обозначить наиболее обсуждаемые в научной литературе проблемы:

противоречие между утилитарными тенденциями масс-культуры и национальной традицией воспитания;

негативные демографические последствия экономических и политических преобразований России в 20в.;

мировоззренческая вариативность роди-тельства на фоне размывания культурной самобытности российского общества;

«гостевые семьи», «гражданский» брак; особенности репродуктивного поведения современных семей;

падение социального престижа отцовства и материнства;

трансформация образа мужчины в современной культуре;

синдром «холодного» материнства; угасание родительской инициативы и делегирование воспитания детей профессиональным посредникам;

низкая родительская компетентность в вопросах воспитания.

Современный кризис семьи и родитель-ства можно рассматривать как отражение

системного кризиса российского общества. Во многом этот процесс - следствие отступления от духовно-нравственных традиций российской цивилизации, ценностно-смысловое ядро которой в значительной степени образовано православием, а также другими религиями, исповедуемыми народами России. Отступление от своих цивилизацион-ных основ, как правило, приводит к размыванию духовной, культурной, этнической идентичности и, как следствие, создаёт риски утраты независимости и национальных катастроф [3]. В практиках формирования современной культуры родительства эта проблематика приобретает особую значимость. Выступая основным звеном воспитания и формирования личности, семья способна служить союзником общества в решении актуальных проблем, транслятором от поколения к поколению общечеловеческих и национальных культурных ценностей.

В условиях дестабилизации ценности семьи в обществе можно отметить стремление к оптимизации условий воспитания детей и практик родительства. Это движение проявляется в консолидации родителей в различные сообщества, в увеличении рынка образовательных услуг для родителей детей дошкольного и школьного возраста, росте издания популярных пособий для самостоятельных занятий родителей с детьми и т.п. Более того, проявляется общественный интерес к таким явлениям, как совместная подготовка будущих родителей к рождению ребенка, пребывание отца в родильном блоке, увеличение спроса на программы совместного отдыха для всей семьи и т.д. Накопленный в этой сфере инновационный потенциал, связанный с формированием современных форм культуры родительства, заслуживает пристального анализа. В то же время в условиях девальвации социокультурного статуса материнства и отцовства необходим научный анализ ценностно-смысловых, прикладных практик в родительских

сообществах, создающихся иногда спонтанно как самодеятельные коллективы по интересам. Актуальность такого анализа связана с тем, что мировоззренческая вариативность практик культуры родительства в целом ряде родительских школ, объединений, центров, клубов и пр. зачастую демонстрирует опасные тенденции, связанные с разной степенью научной обоснованности и культурной преемственности предлагаемых подходов к работе с родителями. Между тем эти тенденции в пространстве культуры родитель-ства не так безопасны, будучи связаны с утратой и размыванием параметров духовной, психологической и культурной самобытности российского общества.

В этом контексте особую актуальность приобретает научная разработка таких подходов к целенаправленному формированию культуры родительства (со стороны различных общественных организаций и государственных институтов), которые бы сопрягались со смысложизненными доминантами отечественной культуры и тем самым способствовали сохранению жизненно-важных характеристик нашего общества. Чрезвычайно ёмкая роль в этом процессе, с нашей точки зрения, принадлежит восстановлению культурной преемственности родительских практик, а также выявлению социально-значимых подходов к введению современной семьи в отечественную традицию [2].

Богатый потенциал отечественной традиции в сфере родительства по большей части, остается для современных родителей своеобразной terra incognita. Широко распространено мнение, что традиционная культура устарела, что современная культура должна отражать окружающий нас техно-урбанистический мир. Но при самом бурном техническом прогрессе духовная и физическая сущность человека не меняется. Технический прогресс не отменяет природную потребность в красоте, гармонии и связанных с ними эстетических переживаниях. Эстетическое восприятие мира противоположно эгоистической замкнутости ребенка на себя. Целый ряд традиционных родительских практик не имеет современных аналогов, оставаясь при этом актуальными как по форме, так и по содержанию (например, практики двигательных забав, пестования, потешек, колыбельных на этапе

младенчества и др.). Знание традиций народной культуры, понимание их глубинного смысла находит практическое выражение в изменении отдельных составляющих образа жизни, характера повседневной деятельности. Утрата смысложизненных ценностей и состояние внутренней рассогласованности, психологического неблагополучия и мировоззренческой неопределенности современного человека связаны не в последнюю очередь с утратой внутренних связей и понимания сущности культуры своего народа. Это затрудняет формирование прочных жизненных основ. Обращение человека к системе ценностей традиционной культуры способствует обретению жизненной опоры, связи с предшествующими поколениями, принадлежности к социальной общности. Собственный жизненный опыт не всегда позволяет человеку сформировать верное отношение к таким значимым составляющим жизни, как рождение и воспитание детей, взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Традиционная культура, представляя собой своего рода набор проверенных временем адаптационных стратегий, помогает проживать жизненные трудности в знаково - символическом коде произведения народного творчества, передающемся от поколения к поколению в форме ритуалов и моделей поведения, а также художественных образов народного творчества [7, с. 119].

Этническая культура охватывает наиболее важные сферы жизни - семейную, трудовую, праздничную, и ее центральные события, такие, как рождение человека, вступление в брак, смерть. В ходе многовекового опыта непосредственного переживания и осмысления этих событий складывалась устойчивая мировоззренческая система - совокупность ценностных ориентаций и личностных смыслов традиционной культуры. Такое мировосприятие закреплялось в обрядовых действиях, произведениях устного и музыкального творчества, образном строе орнамента, росписи, вышивки. Эти элементы народной культуры являются уникальными по глубине воздействия и эффективности способами передачи человеческого опыта, трансляции ценностей и смысловых систем. У человека развивается способность привносить естественный ритм и красоту, свойственные художественной эстетике тра-

диционного уклада, в современную жизнь [4].В народном искусстве художественные образы лаконичны, непосредственны, имеют высокую степень художественного обобщения, наиболее понятного детям, часто детски наивны и поэтому наилучшим способом соответствуют детскому восприятию, формируя у ребенка представление о целостном, радостном и узнаваемом мире. А. А. Абрамовой очень удачно выделен, например, «фелицитарный» аспект народных сказок. Доминанта «счастья» рассматривается ею как один из сущностных компонентов народной культуры [2].

В русской культуре повседневная жизнь пропитана стремлением к красоте, умением творчески преображать и расцвечивать течение каждого дня. Традиционный русский быт есть первый и непосредственный источник народной поэзии, по утверждению писателя Василия Белова [4]. Наполняющие окружающее пространство красотой произведения появлялись всегда, несмотря на сложные условия выживания людей. В процессе формирования традиции многими поколениями отбиралось все наиболее совершенное по художественной форме и эстетическому воздействию, а также полезное с точки зрения нравственного и духовного воспитания.

Особенно важной в дискурсе семейного воспитания, взаимоотношения детей и родителей является такая область народной художественной культуры, как фольклор, который определяется как коллективное традиционное знание, передаваемое посредством слова и действия. Фольклор включает в себя народную поэзию - предания, сказки, былины, потешки, пословицы, загадки, народные песни, танец, детские игры, свадебные и иные обряды. Синкретичность фольклора оказывает целостное, интегрирующее воздействие на личность. В фольклорной игре или обряде человек поет, ритмично двигается, слышит других поющих, видит их, полностью вовлекаясь в разворачивающееся действие, проникаясь его содержанием. В этом процессе возникает атмосфера коллективного эстетического переживания, что еще больше увеличивает глубину восприятия. Этому способствует ритмическая организация произведений фольклора. Народные игры, хороводы, танцы «физио-

логичны» по ритму, мелодически светлы, тонизирующее воздействуют на слух, выравнивая настроение и обеспечивая положительный эмоциональный фон [7, с.124]. В ходе фольклорного действа человек включается в систему социальных отношений, содержащихся в произведениях фольклора в символическом виде. В процессе творческого воссоздания формул игр, танцев, фрагментов обряда человек примеряет на себя различные роли - от простых до разноплановых и богатых, овладевая их поведенческим, речевым, эстетическим содержанием. Именно поэтому элементы фольклора включены во все программы дошкольного и младшего школьного образования, широко используются в дополнительном образовании детей и молодежи. Положительный опыт применения средств фольклора в психолого-педагогической практике работы с детьми подтвердил конструктивное влияние фольклорных произведений на формирование ценностно-смысловых и духовно-нравственных ориентиров. Фольклор минимизирует негативные последствия напряжения, возникающие у детей в процессе обучения или в семье. В ходе игры или воспроизведения элементов обряда дети получают эмоциональную поддержку, что связано не только со спецификой музыки и текстов фольклора, но и с созданием заведомо безоценочной ситуациии, что раскрепощает детей, снимает чувство напряжения. «Фольклоротерапия» проходит в естественном для ребенка культурно-смысловом контексте. Средствами «фоль-клоротерапии» являются народные росписи, игры, игрушки, сказки, поговорки, танцы, некоторые виды декоративно-прикладного искусства [8]. Немаловажной особенностью является доступность этих средств. Овладение данными видами народного искусства в объеме, необходимом для решения педагогических и психокоррекционных задач, под силу практическим психологам, педагогам и родителям. Именно родители остро нуждаются в передаче знаний о том, как украсить досуг ребенка не пассивным потреблением, а активным творчеством. Ребенок сам должен рисовать, петь, лепить, плясать, погружаясь в радостный мир освоения сказки, былины, ведь, по словам Л. С. Выготского, «ничто так не свойственно ребенку, как испытывать удовлетворение от собственной

деятельности» [5, с. 64].

Родительский дом - это отправная точка жизненного пути. И счастлив человек, если через любовь отца и матери он до конца дней получает урок человеколюбия. Все начинается с воспитания детей, с формирования ценностей их внутреннего мира, и начинается в семье. В духовном созревании детей огромное, а иногда исключительное значение принадлежит эстетическому развитию [6]. Важно, чтобы художественное творчество детей не ограничивалось посещением эстетических центров, кружков, а естественно вплеталось в повседневную жизнь, что возможно только в семье при активном участии родителей. Совместное художественное творчество детей и родителей переводит их отношения из материально-бытовой сферы (накормить, одеть и пр.) в духовную, сближает их, способствует доверительным, дружеским отношениям и взаимопониманию. Педагогический эффект от такой совместной творческой деятельности очень высок, так как семейное воспитание не заменят никакие замечательные педагоги.

В течение последних десятилетий внимание педагогов все чаще обращается к отечественной культуре, как к своеобразному Ноеву ковчегу. Воспитательный потенциал русской культуры далеко еще не использован полностью. Задача состоит в том, чтобы найти современные формы включения детей в пространство традиционной русской культуры, которая имеет огромную духовно

объединяющую силу, накопленную веками в горниле нашей истории. Люди, которые входят в русло культурных традиций, получают возможность благодатно плыть в житейском потоке, подгоняемые теми попутными течениями, которые до них были проработаны и проложены. Это движение в русле традиции помогает семье существовать в условиях агрессивной массовой культуры.

Библиографический список

1. Абросимова Б. Н. Цивилизационный смысл преемственности и развития духовности личности // Перспективы самоорганизации в стратегиях глобального развития. - Ч.1. - Саратов: Сара-товск.гос.технич. университет, 2006. - С.91-96.

2. Абрамова А. А. Формирование культуры ро-дительства в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. культурол. наук. - М., 2011

3. Александрова В. Г. Христианское учение и развитие педагогической мысли: монография. -М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. -224 с.

4.Громыко М. М, Буганова А. В. О воззрениях русского народа. - М.: Изд-во « Паломник». - 543 с.

5.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии // Вопросы психологии. -1966. - №6. - С. 64-68.

6. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993.- 347 с.

7. Классическое искусство, традиционная культура и художественное творчество в психологической практике : учебное пособие. - Новосибирск, Изд-во НГУ, 2009. - 213 с.

8. Назарова Л. Д. Фольклорная арт-терапия. -СПб: Речь, 2002. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.