Научная статья на тему 'Аксиологический потенциал социальных сетей для высшего образования'

Аксиологический потенциал социальных сетей для высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТЬ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ГРУППА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ / HIGHER EDUCATION / SOCIAL NETWORKS / INTERACTIVE LEARNING / GROUP IN SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирьякова Аида Васильевна, Южанинова Екатерина Рафаэлевна

Зачастую инновации и инвестиции в высшее образование для бизнес-сообщества выглядят непривлекательными, а государство не всегда имеет возможность удовлетворять финансовые потребности всей системы образования. Однако ни одна система не может развиваться без инноваций. Учитывая скорость, с которой недостатки и отставание высшего образования от запросов общества начинают сказываться на всех сторонах жизни общества, положение обязывает искать возможные решения. Одно из них использование в вузе технологий, изначально созданных с другими целями, но с адаптацией под образовательные задачи. Успешно использовать можно социальные сети. Постоянное конкурирование между социальными сетями привело к тому, что они стали обладать почти всеми необходимыми возможностями для их использования в образовательном процессе вуза, т.е. стали обладать аксиологическим потенциалом для образования. Конкретные элементы сетей (записи на стене, создание учебного поста с добавлением фотографий, фотоальбомы, чаты, обсуждения, видео, анимация, лайф-трансляции, таймер публикаций), позволяют обеспечить полноценный процесс дистанционного обучения и педагогического сопровождения студента. Ведение группы в соцсети по сравнению с личным сайтом преподавателя или специальной обучающей средой стало удобнее: изменения контента в группе отражается в новостной ленте и на экранах смартфонов; возможна отсроченная публикация сразу нескольких постов; о начале видео-трансляции все студенты получают оповещение в режиме реального времени; недавно опубликованная информация размещается в ленте выше, более поздняя ниже; возможно создание тематических фотоальбомов; соцсетями студенты пользуются охотнее и посещают их чаще, чем отдельные сайты; преподавателю видно, сколько человек ознакомилось с учебным материалом. Социальные сети обладают всеми признаками ценности для образовательного процесса в вузе: значимость, полезность, необходимость, целесообразность. Они имеют явный аксиологический потенциал для вуза, поскольку являются полноценной технологической платформой для педагогического сопровождения студента в ходе его обучения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nnovation and investment in higher education for the business community often look unattractive, and the state does not always have the ability to meet the financial needs of the entire education system. However, no system can develop without innovation. If we take into account the speed with which the shortcomings and the lag in higher education from the demands of society are beginning to affect all aspects of society, the position obliges to look for possible solutions. One of them is the use of technologies that had been originally created for other purposes, but with adaptation to educational objectives. One option is represented by social networks. The constant competition between social networks led to the fact that they began to possess almost all the necessary opportunities for their use in the educational process of the university, i.e. they began to have an axiological potential for education. Specific elements of the networks (recordings on the wall, the creation of a training post with the addition of photographs, photo albums, chats, discussions, video, animation, live broadcasts, the publication timer) allow to provide a full-fledged process of distance learning and pedagogical support for the student. The process of a group conducting in the social network compared to the personal site of the teacher or a special learning environment has become more convenient: content changes in the group are reflected in the news line and on smartphone screens; a delayed publication of several posts is possible; about the beginning of the video broadcast, all students receive notification in real time; recently published information is placed in the tape above, later below; it is possible to create thematic photo albums; students enjoy social nets more willingly and visit them more often than individual sites. The teacher can see how many people got acquainted with the teaching material. Social networks have all the attributes of value for the educational process in the university: the importance, usefulness, necessity, expediency. They have a clear axiological potential for the university, since they are a full-fledged technological platform for the pedagogical support of the student during his studies.

Текст научной работы на тему «Аксиологический потенциал социальных сетей для высшего образования»

УДК 371.3:371.64/69:378.14

Кирьякова А.В., Южанинова Е.Р.

Оренбургский государственный университет

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зачастую инновации и инвестиции в высшее образование для бизнес-сообщества выглядят непривлекательными, а государство не всегда имеет возможность удовлетворять финансовые потребности всей системы образования. Однако ни одна система не может развиваться без инноваций. Учитывая скорость, с которой недостатки и отставание высшего образования от запросов общества начинают сказываться на всех сторонах жизни общества, положение обязывает искать возможные решения. Одно из них - использование в вузе технологий, изначально созданных с другими целями, но с адаптацией под образовательные задачи. Успешно использовать можно социальные сети.

Постоянное конкурирование между социальными сетями привело к тому, что они стали обладать почти всеми необходимыми возможностями для их использования в образовательном процессе вуза, т.е. стали обладать аксиологическим потенциалом для образования. Конкретные элементы сетей (записи на стене, создание учебного поста с добавлением фотографий, фотоальбомы, чаты, обсуждения, видео, анимация, лайф-трансляции, таймер публикаций), позволяют обеспечить полноценный процесс дистанционного обучения и педагогического сопровождения студента. Ведение группы в соцсети по сравнению с личным сайтом преподавателя или специальной обучающей средой стало удобнее: изменения контента в группе отражается в новостной ленте и на экранах смартфонов; возможна отсроченная публикация сразу нескольких постов; о начале видео-трансляции все студенты получают оповещение в режиме реального времени; недавно опубликованная информация размещается в ленте выше, более поздняя - ниже; возможно создание тематических фотоальбомов; соцсетями студенты пользуются охотнее и посещают их чаще, чем отдельные сайты; преподавателю видно, сколько человек ознакомилось с учебным материалом.

Социальные сети обладают всеми признаками ценности для образовательного процесса в вузе: значимость, полезность, необходимость, целесообразность. Они имеют явный аксиологический потенциал для вуза, поскольку являются полноценной технологической платформой для педагогического сопровождения студента в ходе его обучения.

Ключевые слова: высшее образование, ценность, аксиологический потенциал, социальные сети, интерактивность обучения, группа в социальных сетях.

Скорость изменений окружающего мира в XXI веке возросла беспрецедентно. Вся история человечества показывает, что быстрее всего развивается интеллект и технологии, им порождённые. Такие области как духовная жизнь, образование, ценности и мораль меняются медленнее. На сегодняшний день интенсивнее всего развиваются информационные технологии и те сегменты общественной жизни, которые легче всего монетизируются. Традиционно образование, в том числе и высшее, отстаёт в темпах развития. Это связано со слабой мар-жинализацией образовательных инноваций: с тем, что финансово-экономическая отдача от них растягивается на годы и значительно меньше отдачи от вложений в производство и рынок услуг. В этой связи инвестиции в образование выглядят непривлекательными для бизнеса. Частично ситуация отставания в темпах развития определяется инертностью образовательной системы любой страны.

Данная проблема не нова, но учитывая скорость, с которой недостатки высшего образования начинают сказываться на экономике, общественной, духовной и политической жизни общества, она обретает особую остроту.

Меняющееся образование в изменяющемся мире привело к пониманию необходимости выработки новой стратегии и тактики университетского образования [5], к необходимости его наполнения новыми формами, методами и средствами обучения.

В связи с этим мы видим решение проблемы в минимизации разрыва за счёт использования в образовательном процессе университета технологий, изначально созданных для иных целей. Очень многие информационные технологии можно адаптировать, а часть из них находится в открытом доступе и их использование не требует финансовых затрат. Таким образом, технический прогресс может дать педагогу новые методы и средства решения профессиональных задач.

Преподавателю важно сформировать у студентов ценностное отношение к получению знаний, образованию на протяжении жизни, т.к. оно способствует развитию устойчивой внутренней мотивации профессионального развития и самосовершенствования. Ценностное отношение к деятельности быстро и эффективно формируется в среде, понятной и близкой студентам. Такой средой для них являются социальные сети. В данной статье мы рассмотрим, какие возможности есть у социальных сетей ( на примере сети ВКонтакте), какие из них можно использовать для решения образовательных задач и почему можно говорить об аксиологическом потенциале соцсетей для высшего образования.

Содержание понятия « ценность» большинство ученых характеризует через выделение таких характеристик: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Утверждается, что возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, способами удовлетворить определенные потребности общества, человека. С другой стороны - ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления человеком, обществом. Подчеркивается, что ценность - это форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом [5]. На основе выделения образовательного потенциала социальных сетей, убедимся в том, что они обладают всеми признаками ценности (значимость, полезность, необходимость, целесообразность) для образовательного процесса в вузе.

Для нужд образования было создано, апробировано и эффективно используется несколько платформ и обучающих сред с использованием технологий интернета [4,8,12]. «В российской практике популярностью пользуются несколько технологических платформ, позволяющих реализовать электронное обучение (aTutor, WebCT, Прометей, Виртуальный университет). Одними из наиболее популярных, как за рубежом, так и в нашей стране являются системы управления обучением (learning management system - LMS)» [16, с. 3103]. Интерактивные технологии обучения, электронные обучающие среды, обучающие сайты с обратной связью и элементами интерактивности позволяют студенту быть субъектом образовательной

деятельности, управлять своей активностью, определять степень включённости в процесс [15]. Однако не у каждого образовательного учреждения есть возможность использовать эти технологии и среды.

Необходимо отметить, что социальные сети давно и очень активно используются в образовательных целях бизнес-сообществом, бизнес-тренерами, коучерами и интернет-преподавателями, ведущими обучение, консультирование и тренинги дистанционно. «Сетевое обучение обеспечивает процесс развития и поддержания связей между людьми и группами людей с целью обучения и приобретения знаний, а также обмена знаниями, информацией и опытом между людьми, организованными в группу» [11]. В связи с этим, бизнес-сообщество быстро оценило все эффекты социальных сетей.

В ряде работ описано, как используют потенциал соцсетей школьные учителя и вузовские преподаватели [2, 10, 13, 14, 17]. Однако конкуренция между инстаграмм, вк, фэйсбу-ком, твиттером и другими социальными сетями способствует появлению новых возможностей каждые несколько месяцев. В связи с чем, мониторинг и осмысление этих возможностей должны стать постоянными для педагогического сообщества.

Графика, анимация, фото, видео, звук в интерактивном использовании формируют интегрированную информационную среду, которая создаёт оптимальные условия для обучающегося в овладении компетенциями, необходимыми для будущей профессиональной деятельности, позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении [9].

Взаимодействие педагога и студентов уместно организовать в специально созданной группе или сообществе. Создать группу или сообщество может любой пользователь сети, имеющий собственный аккаунт (личную страницу). Группа может быть открытой, т.е. доступ к информационному контенту, списку участников группы имеют все пользователи этой же сети с личными аккаунтами. Возможно организовать закрытую группу и тогда вся информация, образовательный контент, переписка на странице сообщества, его объявления, списки участников и т.д. будут закрыты для всех, кроме самих участников группы. Сообщество,

Кирьякова А.В., Южанинова Е.Р._

в отличие от группы, всегда открыто и на его страницы могут заходить даже незарегистрированные пользователи. Группа, в свою очередь, может быть частной (по приглашению администратора сообщества), закрытой (по заявке на вступление) и открытой. В группах добавлять записи на стене может любой пользователь, в сообществах пользователь может лишь «предложить новость», а тот, кто управляет группой (администратор) решает сам - публиковать ли её или отклонить. Если новость не опубликована - её видит только администратор, если опубликована - она появляется на стене сообщества и тогда ознакомиться с ней может каждый, зашедший на страницу сообщества.

На наш взгляд, уместнее создание закрытой группы с вступлением в неё по приглашению преподавателя-администратора или заявке пользователя (ученика, студента). Группе лучше дать хорошо запоминающееся название и аватарку в виде тематического фото, по смыслу связанного с преподаваемой учебной дисциплиной. В описании группы уместно обозначить цели её существования. У студентов на их личных страницах в списке групп будет отражаться данная группа, а если обращение к ней будет частым - она в списке групп займёт первую строку.

В разделе «настройки» необходимо отметить, какого рода контент может выкладываться, уместно отметить все пункты кроме «товары», поскольку учебная группа не преследует цели продаж. Преподаватель может наделить правами администратора кого-то из своих студентов, в таком случае менять всё содержание и список участников сможет кто-то ещё.

Традиционно на стене группы размещают записи в виде постов. Пост представляет собой текст и может быть любым по количеству слов и прикреплённых к нему фотографий. Учебные посты могут содержать правила, конспекты, задания, любой учебный материал в виде текста и картинок. Уместно размещать 1-2 картинки в виде фотографий, при большем их количестве происходит сжатие формата и изображение становится плохо различимым, требует клика мышкой для его увеличения во весь экран. Возможно настроить таймер публикаций, когда учебные посты пишутся преподавателем заранее, а специальная программа будет выкладывать их в группу в строго определённое,

Аксиологический потенциал социальных сетей...

запрограммированное преподавателем, время. Это позволяет заранее формировать учебный контент, экономит время преподавателя и позволяет знакомить студентов с учебным материалом систематически, не зависимо от текущей загруженности работой преподавателя.

На стене группы можно разместить ссылку на любой ресурс интернета, сопроводив его аннотацией. К примеру, можно дать ссылку на передачу, сайт, фильм учебной направленности, сопроводив его своей аннотацией или заданием к этому ресурсу.

В группе по определённым учебным темам дискуссионного характера можно открывать «обсуждения», где каждый из участников может написать своё мнение, разместить ссылку на сайт, прикрепить аудиосообщение. Обсуждение может носить нелинейный характер (т.е. все мнения не обязательно располагаются друг за другом в порядке их написания по времени), т.к. участники могут оставлять комментарии к мнениям, высказанным ранее (они в списке мнений будут выше).

По ряду вопросов уместно организовать «Голосование», которое будет проходить анонимно и каждому участнику группы будет видно количество проголосовавших или процент отдавших голоса по каждому пункту.

Большинство учебных дисциплин предполагают использование визуальной наглядности. Для ознакомления студентов с ней возможно создание тематических фотоальбомов, где каждый альбом может иметь название, аннотацию и большое количество загруженного учебного материала в виде фотографий. При необходимости обращения к конкретной наглядности, достаточно открыть ее на экране, скопировать ссылку на неё в верхней части экрана и вставить в требуемом месте текста. Тогда любой участник, перейдя по активной ссылке, сможет ознакомиться с нужным графическим материалом.

Соцсети представляют особую ценность для преподавателя, поскольку позволяют создавать и размещать свои видео. Для этого нужна лишь веб-камера и выход в интернет. Все современные смартфоны позволяют снимать и выкладывать видео без использования дополнительных технических средств.

Особо хочется отметить возможность лайф-трансляций, т.е. видеотрансляций в режиме

реального времени. К этой трансляции подключается сам преподаватель, как её ведущий (он может снять свою лекцию, видеообращение, фрагмент экскурсии, встречу с интересным для студентов человеком и т.п.), а также любой студент группы, поскольку в момент начала трансляции получает уведомление на свой смартфон о начале трансляции преподавателя. Данное средство хорошо тем, что оно подразумевает интерактивность, т.е. преподаватель в прямом эфире может обращаться к студентам, а студенты могут ему отвечать или задавать свои вопросы, которые автоматически появляются в письменном виде в чате под окном с трансляцией. Таким образом, преподаватель может менять ход своей трансляции, подстраиваясь под интерес студентов и степень их понимания того, о чем идёт речь. Преподавателю видны все присоединившиеся студенты и студенты, покинувшие трансляцию (на его экран идёт оповещение специальными значками), все отметки «нравится». Когда лайф-трансляция окончена, она автоматически сохраняется на стене группы, а также в папке «видео», а вопросы и комментарии студентов сохраняются под этим видео в виде текста.

Еще более просты в создании и размещении аудиозаписи, для которых нужна лишь соответствующая программа в смартфоне или компьютере.

Против соцсетей у преподавателей есть традиционные возражения, одно из которых: у некоторых преподавателей есть собственные учебные веб-сайты или они используют образовательные среды типа шооШе. Однако разница в пользовании всё же есть. Удобство пользования соцсетей по сравнению с личным сайтом преподавателя или учебной средой: современные технологии позволяют заходить на страницы в сетях в один клик, логины и пароли сохраняются автоматически, загрузка информации и фото проще и быстрее, изменения тут же отражаются в новостной ленте участников-студентов и на экранах телефонов, возможна отсроченная публикация сразу нескольких постов, о начале видео-трансляции все студенты

получают оповещение, недавно опубликованная информация размещается в ленте выше, более поздняя - ниже, возможно создание тематических фотоальбомов, не ограниченных по размеру фото, их формату и количеству, соцсетями студенты пользуются охотнее и посещают их гораздо чаще, чем отдельные сайты, преподавателю видно, сколько человек ознакомились с конкретным постом, видео и т.д., счётчик на сайте тоже позволяет узнать, сколько человек и с каким разделом ознакомилось, но для этого необходимо скачать специальное приложение яндекс.метрики, в соцсетях можно ограничить доступ к определённому контенту ряда пользователей (например, доступ к следующему заданию получают лишь те студенты, которые справились с предыдущим или если студенты разделены на подгруппы и выполняют разные задания).

Таким образом, в контексте происходящих изменений в обществе и высшем образовании уменьшение разрыва между требованиями, предъявляемыми к сфере высшего образования и возможностями вуза может быть осуществлено за счёт адаптации и использования технологий, изначально созданных с коммерческими целями. А основным резервом повышения качества образования выступает личностный потенциал преподавателя и студента. Развитие аксиологического потенциала студентов, обладающих субъективной ценностной системой, может быть достигнуто, если освоение фундаментальных знаний сочетается с освоением современных информационных технологий и интеграцией интеллектуальных, коммуникативных и креативных умений студента.

Развитию этого потенциала может способствовать продуктивное использование образовательных возможностей социальных сетей. На сегодняшний день социальные сети являются полноценной технологической платформой для организации и ведения обучения студентов, их педагогической поддержки и сопровождения, а также организации отдельных курсов дистанционного обучения, т.е. обладают аксиологическим образовательным потенциалом.

24.08.2017

Кирьякова А.В., Южанинова Е.Р.

Аксиологический потенциал социальных сетей..

Список литературы:

1. Дудковская Е.Е. Подготовка педагога к формированию коммуникативной компетенции учащегося в рамках реализации ФГОС

// Человек и образование. - 2014. - № 4. - С. 175-178.

2. Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В. Использование социальных сетей в обучении студентов // Вестник Самарского

государственного университета. - 2015. - № 7. - С. 174-178.

3. Гулакова М.В., Харченко Г.И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Концепт. - 2013. - №

11.

4. Задорожная Е.И. Некоторые принципиальные направления организации факультативного онлайн-курса иностранного языка

в начальной школе // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 3. - С. 126-130.

5. Кирьякова А.В. Ценностные ориентиры университетского образования // Вестник Оренбургского государственного универ-

ситета. - 2011. - № 2(121). - С. 27-33.

6. Корепанова Е.В. Реализация компетентностного подхода на основе технологии активизации и интенсификации деятельности

студентов // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности. - 2015. - 4. - С. 76-81.

7. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения // Педагогическое образование в России.

2012. - № 8. - С. 75-78.

8. Кочкина Н.А., Куликова Н.В. Интерактивная образовательная среда как условие повышения эффективности образовательного

процесса в соответствии с требованиями ФГОС / Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей». - 2016. - С. 672.

9. Кырчикова Д.А., Смольникова Н.С. Персональный веб-сайт учителя как дидактическое средство // Человек в мире культу-

ры. - 2013. - № 3. - С. 65-70.

10. Полякова М.Д. Языковые социальные сети в обучении английскому языку // Инновационная наука. - 2017. - № 2. - С. 220-

221.

11. Попович К. Обучение через сети - вызовы для андрогогики // Человек и образование. - 2014. - № 7.

12. Рулиене Л.Н., Белякова Н.В. Технологии интерактивного обучения в научно-образовательном процессе университета //

Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 70-75.

13. Скрипкина Ю.В. Эвристический образовательный потенциал социальных сетей и блогов // Сибирский педагогический

журнал. - 2012. - № 5. - С. 83-88.

14. Чванова М.С., Храмова М.В. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России // Образовательные

технологии и общество. - 2014. - № 3. - С. 472-474.

15. Южанинова Е.Р. Аксиосфера интернета и её морфология // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. -

№ 1. - С. 80-86.

16. Южанинова Е.Р. Опыт использования LMS MOODLE в процессе преподавания философии / Университетский комплекс

как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургской гос.ун-т. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014.- С. 3103-3109.

17. Юринова Е.А. Неспециализированные виртуальные социальные сети в обучении иностранному языку // Интернет-журнал

«Науковедение». - 2013.

18. Stuart В. Brand Values in Virtual World: An Axiological Aproach // Journal of Electronic Commerce Research, 2008. Vol. 9, p.

195-206.

Сведения об авторах:

Кирьякова Аида Васильевна, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Е-шаИ: aida@mail.osu.ru

Южанинова Екатерина Рафаэлевна, доцент кафедры философии и культурологии факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета, кандидат философских наук, доктор педагогических наук, доцент Е-шаП: yuterina@yandex.ru

460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.