Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ», «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ», «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / РЕЛИГИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ / ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЭТИКА / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Борченко Ирина Дмитриевна, Маковецкая Юлия Геннадьевна

Актуальность преподавания предметных областей «Основы религиозных культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» имеет большое значение в период, когда наблюдается кризис нравственности, утрата традиционной культуры, корней. Авторами статьи представлена развернутая характеристика аксиологической составляющей духовно-нравственного развития и воспитания в рамках реализации предметных областей: «Основы религиозных культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Методологической и нормативно-правовой основой статьи стали положения о культурологической и аксиологической составляющих духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Целью данного исследования является раскрытие ценностной составляющей предметных областей «Основы религиозных культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Борченко Ирина Дмитриевна, Маковецкая Юлия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL APPROACH AS A BASIS FOR THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT AND EDUCATION OF THE INDIVIDUAL WITHIN THE SUBJECT AREAS OF «FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS», «FUNDAMENTALS OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE PEOPLES OF RUSSIA»

The relevance of teaching the subject areas «Fundamentals of religious culture and secular ethics» and «Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia» is of great importance at a time when there is a crisis of morality, loss of traditional culture, roots. The authors of the article present a detailed description of the axiological component of spiritual and moral development and education within the framework of the implementation of the subject areas: «Fundamentals of religious culture and secular ethics» and «Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia». The methodological and regulatory basis of the article were the provisions on the cultural and axiological components of the spiritual and moral development and education of students of educational organizations. The purpose of this study is to reveal the value component of the subject areas «Fundamentals of religious culture and secular ethics» and «Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia».

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ», «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»»

Аксиологический подход как основа формирования духовно-нравственного развития и воспитания личности в рамках предметных областей «основы религиозных культур и светской этики», «основы духовно-нравственной культуры народов России»

Борченко Ирина Дмитриевна,

кандидат культурологии, ученый секретарь ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: skaterova@list.ru

Маковецкая Юлия Геннадьевна,

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: uroare@mail.ru

Актуальность преподавания предметных областей «Основы религиозных культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» имеет большое значение в период, когда наблюдается кризис нравственности, утрата традиционной культуры, корней. Авторами статьи представлена развернутая характеристика аксиологической составляющей духовно-нравственного развития и воспитания в рамках реализации предметных областей: «Основы религиозных культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Методологической и нормативно-правовой основой статьи стали положения о культурологической и аксиологической составляющих духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Целью данного исследования является раскрытие ценностной составляющей предметных областей «Основы религиозных культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Ключевые слова: культура, религия, культурологический подход, аксиологический подход, основы духовно-нравственной культуры народов России, основы религиозных культур и светской этики, духовно-нравственное воспитание, нравственность, этика, коммуникативная культура, деятельностный подход.

Одной из составляющей современного общего образования является нацеленность на формирование и развитие духовно-нравственной личности, воспитанной, с четкой гражданской позицией и социальной ответственностью. При таком векторе развития политики в сфере образования, учебная деятельность приобретает не только знаниевый подход, но и воспитывающий, пронизывающий все сферы образовательной деятельности. В частности, основой педагогической деятельности становится аксиологический подход. При этом, данный подход приобретает наибольшую актуальность, в связи с изменениями не только в отраслях науки и производства, но и, как порождение, в личностных аспектах в связи с утратой нравственных ценностей, традиций, духовности, морали и т.д.

В части духовно-нравственного развития и воспитания в школьную программу были включены такие предметные области, как: «Основы религиозных культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В рамках выделенных областей подразумевается изучение различных культур многонациональной страны и, в рамках этого изучения, необходимо уделить особое внимание нравственности, морали, раскрыть диалогичность культур и развить коммуникативные навыки, в том числе - межрасовые и межнациональные.

Одной из составляющей в преподавании данных предметных областей является культурологический подход, который подразумевает диалог культуры и религии и объединяет этнокультурную составляющую, ценностную (аксиологическую), мультикульту-рализм, диалектику, диалога культур и т.д.

Диалог культуры и религии рассматривали многие зарубежные и отечественные ученые такие, как: А.С. Хомяков, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, П.Н. Милюков, Б. Тайлор, Э. Фромм и др.

В частности, в науке выделены два диаметрально противоположных взгляда на взаимоотношения культуры и религии.

В рамках первого, религиозного, взгляда, представители считают, что религия - это основа культуры. В частности, Н. Бердяев, писал о религиозных основах культуры («Философия неравенства»). Им анализировались и объяснялись различные стороны жизнедеятельности с точки зрения религиозной составляющей [1]. При этом, Николай Александрович Бердяев говорил, что именно бездушие и отвержение законов божьих, приводит к революциям, войнам и т.д.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Второе направление - атеистическое. Представители направления считали, что религия не совместима с культурой, так как религия тормозит развитие культуры.

Существует еще и современное направление, которое считает, что культура развивается во взаимодействии с религией как неразрывное целое [2, с. 233-234].

Обратимся к словарям и определим, что есть «религиозная культура» или «культура религии». «Культура религиозная - часть духовной культуры человечества, которая порождена религиозными запросами людей и призвана удовлетворять эти запросы» [2, с. 240]. Феномен религиозной культуры объединяет целый пласт материальной и духовной культуры: живопись, скульптуру, литературу, в том числе, рассматривает такие понятия «духовность», «мораль», «нравственность» и т.д.

Так, например, Эмиль Дюркгейм в своих трудах говорил о существовании некоторых социальных фактов, которые развиваются независимо от человека. Речь здесь шла о религии, параллельно с моралью, привычками, устоями, чувствами, которые навязывают сознанию людей. При этом Дюркгейм считал религию частью общественного явления [3, с. 21-22].

Как мы видим, понятие «Религия» и как социальный институт объединяет учение о бытии, рассматривает понятия жизни и смерти, добро, зло, в том числе, морали, нравственности, духовности и т.д. и является неотъемлемой частью нашей жизни.

И, если религия выступает неким ориентиром поведения людей, то культура имеет утилитарный характер, где она выступает социальным институтом образования, транслятором накопленных человечеством верований, ценностей, идей, традиций, норм и правил поведения.

Из этого следует, что культура и религия неразрывно связаны между собой, взаимно дополняя друг друга.

Культурологическая же составляющая предметных областей «Основы религиозных культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» состоит в формировании представлений о культурных ценностях различных народов. То есть, в формировании представлений о культурах разных стран и народов основным, все-таки, является аксиологический подход.

«Аксиология - это философское учение о ценностях, обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желания, стремления, интереса» [2, с. 19].

То есть, ценность предметных областей состоит в формировании художественно-эстетического воспитания, духовно-нравственном развитии подрастающего поколения, способности удовлетво-5 рять духовные потребности в русле принятых в об-§ ществе норм и ценностей.

й Также, как и культура, ценности носят обще° ственный характер и имеют место быть именно ^ там, где есть деятельность людей [4, 381-382].

Аксиологический подход позволяет человеку не только получить представления о «предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желания, стремления, интереса» [2, с. 19], но и осмыслить их значение для себя лично и для общества в целом.

Изучение предметных областей «Основы религиозных культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» целесообразно проводить с применением аксиоматического метода. Так, например, понятия: «вера», «мораль», «нормы», «обряды» и т.д., в религии принимаются без доказательств, при этом суть религиозных взглядов выводится на основе доказательств, конкретных примеров. Процесс познания, при этом, проходит через отражение объективной действительности - от описания явления к анализу его смысла, а также раскрытию взаимосвязи.

Карл Ясперс в своем труде «Философская вера» выделяет одним из признаков веры - познание. Вера существует в тесном союзе со знанием. При этом религия - это не тайна, и критически мыслить, значит познавать, получать знания [5].

Таким образом, логичным было введение в учебную деятельность предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В рамках всего вышесказанного обучение должно проходить через познание, анализ существующих теорий и ценностных аспектов бытия. За основу возьмем положения Николая Бердяева о религиозности всей исторической памяти. Религиозная составляющая, действительно, пронизывает всю историю человечества - с начала зарождения жизни на земле, до современного времени. Религия строится по тем же принципам и законам, правилам и нормам, что и любой социальный институт.

Обратимся к предметным результатам федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, которые должны отражать: нравственное совершенствование, уважение к разным культурам многонациональной страны, понимание роли каждого народа в истории России, в том числе роли религиозных взглядов в истории, а также сформированность уважительного отношения к различным традиционным ценностям, основы и представления о светской этике. В том числе, уделено особое внимание ценностям общечеловеческим, своего народа, жизни и свободы, веры и морали [6].

В представленных предметных областях аксиологической позицией будет служить система материальных и духовных ценностей народов России.

Согласно ценностному подходу, культура - реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека [7, с. 28-29]. А изучение предметных областей должно проходить с применением сравнительно-исторического метода, при котором

особенности религиозных культур будут рассматриваться через установление сходства и различия между явлениями, а также их анализ и обоснование. При применении данного метода итогом знания является установление сходства как в происхождении, так и в развитии.

Аксиологический подход в педагогической деятельности касается изучения взаимодействия личности с обществом, самоидентификации личности обучающегося, нацелен на ценностный аспект обучающегося [8].

Аксиология в образовательной деятельности влияет на процессы взаимоотношения педагогов с обучающимися, отношения педагогов к обучающимся, друг к другу, к родителям. Именно педагог, присваивая определенные ценности, может вложить в обучающегося ценностный взгляд на определенное явление. Уровень присвоения ценности влияет на уровень воспитанности [9, с. 204].

Данный подход был положен в основу Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция), которая соотносится непосредственно с программой воспитания и федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования [10]. Если провести параллель с предметными областями, программой воспитания и базовыми национальными ценностями в Концепции, то мы увидим единую мысль в формировании таких ценностей, как: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, труд и творчество, наука, традиционные российские религии. Достичь такого эффекта можно при применении междисциплина-роного подхода в обучении, на основе мультикуль-турализма через синтез искусства, литературы, истории, обществознания, естественно-научных дисциплин и т.д.

Аксиологический подход, в процессе изучения предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» играет важную роль в понимании обучающимися ценностных смыслов религиозных культур и светской этики в их историческом развитии. «Представление культуры, в том числе, и через образы-символы, являющиеся для нее ключевыми, - еще один прием, используемый авторами учебников. Важно, чтобы образ привлек внимание, удивил, спровоцировал желание узнать - что это? почему? Из ответов на эти вопросы постепенно складывается процесс присвоения смысла, который заключает в себе тот или иной образ» [11, с. 104].

Таким образом, отвечая на вопрос: «В чем же смысл знаний, заложенных в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России?», - смысл в их знаниевой составляющей, в ценностях духовной культуры, воспитании духовно-нравственной личности через приобретение ценностей истории народа.

Литература

1. Бердяев Н.А. Философия неравенства / Составитель и отв. ред. О.А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2012. - 624 с.

2. Хоруженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь / К.М. Хоруженко. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. - 640 с.

3. Авшалумова, Л.Х. Религиоведение: учебное пособие / Л.Х. Авшалумова, А.А. Абасова, С.М. Саидов; под ред. Саидова С.М. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2014. - 255 с.

4. Краткий словарь по философии / под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. - 431 с.

5. Ясперс, К. Философия веры, 1948. - URL: https://predanie.ru/book/218914-filosofskaya-vera/ (дата обращения: 21.02.2022 г.).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями). - URL: https://base. garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4d db4c33/ (дата обращения: 21.02.2022).

7. Будник, Г.А. Культурология: Учеб.-метод. пособие / Г.А. Будник, Т.В. Королева. - Иваново: ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», 2018. - 152 с.

8. Кирьякова, А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования /

A.В. Кирьякова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 1999. - № 1. -С. 13-19.

9. Маслов, С.И. Аксиологический подход в педагогике / С.И. Маслов, Т.А. Маслова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3-2. - С. 202212.

10. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков,

B.А. Тишков. - 2-е издание. - Москва: Просвещение, 2011. - 23 с.

11. Шапошникова, Т.Д. Культурологический контекст преподавания школьного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» / Т.Д. Шапошникова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 1(22). -

C.100-111.

AXIOLOGICAL APPROACH AS A BASIS FOR

THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL

DEVELOPMENT AND EDUCATION OF THE INDIVIDUAL

WITHIN THE SUBJECT AREAS OF «FUNDAMENTALS

OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS»,

«FUNDAMENTALS OF SPIRITUAL AND MORAL

CULTURE OF THE PEOPLES OF RUSSIA»

Borchenko I.D., Makovetskaya Yu.G.

Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

The relevance of teaching the subject areas «Fundamentals of religious culture and secular ethics» and «Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia» is of great importance at a time when there is a crisis of morality, loss of traditional culture, roots. The authors of the article present a detailed description of the axiological component of spiritual and moral development and education within the framework of the implementation of the subject areas: «Fundamentals of religious culture and secular ethics» and «Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia».

The methodological and regulatory basis of the article were the provisions on the cultural and axiological components of the spiritual and moral development and education of students of educational organizations.

The purpose of this study is to reveal the value component of the subject areas «Fundamentals of religious culture and secular ethics» and «Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia».

Keywords: culture, religion, culturological approach, axiological approach, fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia, fundamentals of religious cultures and secular ethics, spiritual and moral education, morality, ethics, communicative culture, activity approach.

References

1. Berdyaev, N.A. Philosophy of inequality / Compiled and edited by O.A. Platonov. - M.: Institute of Russian Civilization, 2012. -624 p.

2. Khoruzhenko, K.M. Culturology. Encyclopedic dictionary / K.M. Khoruzhenko. - Rostov-on-Don: Publishing house «Phoenix», 1997. - 640 p.

3. Avshalumova, L.H. Religious studies: a textbook / L.H. Avsh-alumova, A.A. Abasova, S.M. Saidov; ed. Saidova S.M. -Makhachkala: DSU Publishing House, 2014. - 255 p.

4. A short dictionary of philosophy / under the general editorship of I.V. Blauberg, I.K. Pantin. - 4th ed. - Moscow: Politizdat, 1982. - 431 p.

5. Jaspers, K. Philosophy of Faith, 1948. - URL: https://pre-danie.ru/book/218914-filosofskaya-vera / (date of application: 02/21/2022).

6. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 6, 2009 N373 «On approval and introduction of the Federal State educational standard of primary general education» (with amendments and additions). - URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ec-c4ddb4c33 / (accessed: 02/21/2022).

7. Budnik, G.A. Culturology: Textbook-method. manual / G.A. Bud-nik, T.V. Koroleva. - Ivanovo: Ivanovo State Power Engineering University named after V.I. Lenin, 2018. - 152 p.

8. Kiryakova, A.V. Axiological concept of personality orientation in the world of education / A.V. Kiryakova // Bulletin of Orenburg State University. - 1999. - No. 1. - pp. 13-19.

9. Maslov, S.I. Axiological approach in pedagogy / S.I. Maslov, T.A. Maslova // Proceedings of Tula State University. Humanities. - 2013. - № 3-2. - pp. 202-212.

10. Danilyuk, A. Ya. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia / A. Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. - 2nd edition. -Moscow: Prosveshchenie, 2011. - 23 p.

11. Shaposhnikova, T. D. The cultural context of teaching the school subject «Fundamentals of world religious cultures and secular ethics» / T.D. Shaposhnikova // Domestic and foreign pedagogy. - 2015. - № 1(22). - pp. 100-111.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.