Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / VALUES / EDUCATION / KNOWLEDGE / VALUE ORIENTATIONS / TRAINING QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилкова М. П.

В современном техногенном обществе система образования подвергается значительным трансформациям, детерминированным глобальными изменениями социокультурной ситуации. В этих условиях формируется запрос к образованию, затрагивающий важнейшие его аспекты. С учетом характера социальных перемен современное образование должно быть ориентировано не только на получение навыков профессионального характера, но и на развитие личностных, общекультурных компетенций. Цель статьи - акцентуация внедрения аксиологического подхода в образовательный процесс для решения ключевых задач модернизации образования в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL APPROACH AS A FACTOR OF INCREASING QUALITY OF EDUCATION AT TECHNICAL UNIVERSITY

In a modern technogenic society, the education system is undergoing significant transformations, determined by global changes in the socio-cultural situation. In these conditions, a demand for education is formed, affecting its most important aspects. Taking into account the nature of social changes, modern education should be focused not only on acquiring professional skills, but also on the development of personal, general cultural competencies. The purpose of the article is to accentuate the introduction of the axiological approach into the educational process to solve the key tasks of modernizing education in higher education.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

4. Форсайт-флот // Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/navigator/?q=%D0%A4%D0%9E%D0%A0% D0%A1%D0%90%D0%99%D0%A2%20%20%D0%A4%D0%9 B%D0%9E%D0%A2 (дата обращения: 06.08.2020)

5. Федоров И. М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой ученый. 2019. № 28 (266). С. 246-250.

6. Образование для сложного общества — Future Foundation // Global Education Futures Report. URL: https://futuref.org/educationfutures_ru (дата обращения: 06.08.2020).

7. Ниязова А. А. Социальная экология. Тобольск : ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2012. 198 с.

8. Тимченко В. В. Создание инновационных образовательных экосистем для регионального развития // Государственная академия промышленного менеджмента. URL: https://www.gapm.ru/wordpress/wp-content/uploads/ %D0%A2% D0%B8%D0%BC%D1%87%D0%B5%D0%BD %D0%BA%D0%BE-%D0%92.%D0%92..pdf (дата обращения: 06.08.2020).

9. Ярославцева Н. В. Современное российское образование и образовательные услуги // ЦИТИСЭ. 2019. № 3 (20). URL: http://ma123.ru/ru/2019/06/3-%D1 %8F%D1 %80%D0%BE %D1%81 %D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%86%D0%B5%D0 %B2%D0%B0/ (дата обращения: 06.08.2020).

10. Олейников Б. В., Подлесный С. А. О концепции «экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 84-91.

11. Лукша П. 13 лекций о будущем // Leader-ID. URL: https://leader-id.ru/event/318/ (дата обращения: 06.08.2020).

12. Moore J. F. The Death of Competition: Leadership & Strategy in the Age of Business Ecosystems. New York : Harper Business, 1997. 320 p.

13. Забелин М. Система образования или образовательная экосистема? // Метаверситет. URL: https://medium.com / метаверситет/система-оразования-или-образовательная-экосистема-ff70008cd343 (дата обращения: 06.08.2020).

14. Ермоченко С. Н. Российская воинская культура: опыт интерпретации : дис. ... канд. культурологии. Саратов, 2009. 150 с.

15. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 63728 (дата обращения: 06.08.2020).

16. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании : дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997.193 с.

17. Маркелов К. Купить множество разных сервисов — это не экосистема // KPMG. URL: https://mustread. kpmg.ru/interviews/kupit-mnozhestvo-raznykh-servisov-eto-ne-ekosistema/ (дата обращения: 06.08.2020).

18. Грачёв В. В. Теоретические основы персонализа-ции образовательного процесса в высшей школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 37 с.

19. Мануйлов Ю. С. Язык «Со-» // Центр научных инвестиций. URL: http://www.ni-centr.ru/bez-rubriki/manujlov-yu-s-yazyk-so (дата обращения: 07.08.2020).

© Асриев А. Ю., 2020

УДК 378.14 Науч. спец. 13.00.08

DOI: 10.36809/2309-9380-2020-28-109-113

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В современном техногенном обществе система образования подвергается значительным трансформациям, детерминированным глобальными изменениями социокультурной ситуации. В этих условиях формируется запрос к образованию, затрагивающий важнейшие его аспекты. С учетом характера социальных перемен современное образование должно быть ориентировано не только на получение навыков профессионального характера, но и на развитие личностных, общекультурных компетенций. Цель статьи — акцентуация внедрения аксиологического подхода в образовательный процесс для решения ключевых задач модернизации образования в высшей школе.

Ключевые слова: ценности, образование, знание, ценностные ориентации, качество подготовки.

M. n. flaHunKoea M. P. Danilkova

AXIOLOGICAL APPROACH AS A FACTOR OF INCREASING QUALITY OF EDUCATION AT TECHNICAL UNIVERSITY

In a modern technogenic society, the education system is undergoing significant transformations, determined by global changes in the socio-cultural situation. In these conditions, a demand for education is formed, affecting its most important aspects. Taking into account the nature of social changes, modern education should be focused not only on acquiring professional skills, but also on the development of personal, general cultural competencies. The purpose of the article is to accentuate the introduction of the axiological approach into the educational process to solve the key tasks of modernizing education in higher education.

Keywords: values, education, knowledge, value orientations, training quality.

Современное образование в высшей школе претерпевает значительные трансформации, предъявляя новые требования к будущим специалистам в различных сферах деятельности. Новые запросы к системе образования определяются многими факторами, важнейшие их которых сопряжены с глобальными изменениями социокультурной ситуации.

В условиях ускоряющегося потока социальных преобразований важнейшая стратегическая задача модернизации системы высшего образования заключается в переоценке социокультурной значимости образования, повышении его аксиологического статуса. В настоящий момент в рамках данной тенденции особенно остро встает проблема повышения качества образовательного процесса, основная цель которого — формирование высококвалифицированных специалистов, обладающих определенными профессиональными компетенциями и знаниями на аксиологической основе.

Кроме того, в современном техногенном обществе, основа которого — наука, технологии и инновации, возникает острейшая необходимость становления нового образа человека будущего, способного повернуть вектор социального развития в сторону созидания, обладающего не только набором профессиональных навыков, но и подлинно человеческих качеств. Сегодня, как никогда ранее, в высшем профессиональном образовании необходим переход к подготовке нового типа образованного человека, специалиста-профессионала, с устойчивой системой моральных убеждений и высокой степенью социальной ответственности. В этой связи акцент на формировании у будущих выпускников вузов, в том числе и у специалистов инженерной сферы, аксиологических ориентаций, основанных на общечеловеческих ценностях, становится одной их актуальных проблем современного образования.

Какое образование для нас ценно? Как обеспечить качественную подготовку выпускников высшей школы? Эти и другие вопросы находятся в поле широкого научного обсуждения [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Однако в настоящее время необходима активизация вопросов, связанных с более эффективными методами решения указанной проблемы, как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Специфика современных общественных процессов состоит в техноцентричности социально-культурной жизни. Научно-технические инновации становятся неотъемлемой частью человеческого бытия и определяют способы и качество общественных отношений в усложненной социальной реальности, которую принято называть технологической. Модернизация всей системы образования направлена, прежде всего, на поиск механизмов более успешной адаптации человека к новым социальным условиям, представляющим собой, по версии А. А. Сапуновой, симбиоз коммуникаций, знаний, фактов и объектов [7]. Один из вариантов решения обозначенных задач заключается в переосмыслении аксиологических основ образовательного процесса, формирующих ценностные ориентиры специалистов во всех областях деятельности.

В контексте указанной проблемы аксиологический подход следует рассматривать не только как методологичес-

кую основу модернизации образовательной системы, но и как важнейшее условие повышения качества образования в высшей школе.

Как уже отмечалось выше, в настоящее время реформирование высшего образования нацелено не только на подготовку специалистов высокого профессионального уровня, но и на формирование у выпускников социально-личностных, общекультурных компетенций, в частности ответственности и способности к критическому мышлению. В связи с этим вопросы, связанные с ценностными аспектами образовательного процесса и активизацией использования новых методик в организации подготовки специалистов высшей школы, приобретают первостепенное значение. Решение проблемы качества подготовки и вопросы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров непосредственно связаны с системой ценностных и личностных ориентиров. Вот почему профессиональную компетентность следует рассматривать как совокупность личностных качеств специалиста, обеспечивающих ему возможность эффективно решать конкретные профессиональные задачи [8]. Акцентуация аксиологических подходов в организации и содержании образовательного процесса — важнейшее условие, способствующее успешному развитию ценностного отношения к познанию, к профессиональной деятельности, и, что особенно важно, она активизирует личностную мотивацию к постоянному самосовершенствованию. Для обоснования данного утверждения следует провести анализ некоторых важнейших аспектов современного состояния образовательного процесса и выявить те факторы, которые оказывают существенное влияние на его качественное содержание.

Прежде всего, еще раз отметим, что инновационные процессы, происходящие в экономической, политической, духовной и других сферах, ставят перед системой образования новые задачи, главная из которых заключается в переоценке целей и задач образования. В современном динамичном мире функции образования меняются, а самоценность образования становится одной из главных проблем нынешнего времени. Следует согласиться с мнением некоторых ученых, отмечающих, что современная система образования, «ее структура и содержание, низкая мотивация обучающих и обучающихся, низкий социальный статус преподавателей, не отвечает вызовам современного российского общества, не способствует повышению качества образования» [9, с. 105]. Совершенно очевидно, что отношение к образованию как товару или услуге неэффективно и даже губительно, поскольку знания обладают непреходящей самоценностью. В этом контексте образование следует рассматривать как культурное благо [5], принимать конкретные действия для кардинальной трансформации существующей образовательной политики.

В то же время на пороге шестого технологического уклада, основу которого составляют высокие технологии, неизбежно обостряются и другие образовательные проблемы, относящиеся к вопросам качественных составляющих процесса обучения специалистов технических направлений. Ориентация образования на формирование только узкопрофессионального инженера, не обладающего «творческой

жилкой» и критическим мышлением, не отвечает запросам развития современного техногенного общества [10]. К сожалению, приходится констатировать, что происходящие ныне инновационные процессы в системе образования не обеспечивают в полной мере ответов на вызовы общества.

В настоящий момент, по мнению ряда исследователей, основная проблема высшего образования заключается в несоответствии между потребностями общества в компетентных специалистах и качественным уровнем их подготовки в высшей школе. В этих условиях необходимо скорректировать ценностные цели и приоритеты образования, другими словами, повернуть вектор образовательной динамики в сторону совершенствования качественных составляющих учебного процесса. Какие меры в этом направлении уже приняты и что необходимо доработать? Для начала остановимся на анализе некоторых важнейших ценностных аспектов образовательного процесса.

Подчеркнем еще раз, что в нынешних условиях глобальных трансформаций социальных институтов, в том числе и системы образования, в значительной степени возрастают требования к специалистам в конкретных видах деятельности. Особенно это относится к области инженерной деятельности как важнейшему инструменту реформирования всего комплекса общественных отношений. Успешность осуществления профессиональной деятельности определяется наличием у молодых специалистов высокой профессиональной подготовки, основу которой составляют не только знания и навыки по специальным дисциплинам профессионального цикла, но и ряд других компонентов, среди которых личностные компетенции должны занимать ключевые позиции. В ситуации социальных вызовов ценностное отношение к окружающему миру, к научному познанию, к своей профессиональной деятельности становятся решающим фактором становления будущего специалиста.

Как уже было сказано, для повышения качества образования большое значение имеет активизация вопросов формирования личностных компетенций в целях выработки у выпускников современной ценностной картины мира и критического осмысления происходящих социальных преобразований.

Напомним, что формирование ценностных ориентиров у человека происходит на протяжении всего жизненного пути. Обучение в высшей школе — важнейший жизненный этап, именно в этот период вырабатываются мировоззренческие позиции, закладываются основы этических позиций, формируются базовые установки в индивидуальной системе ценностей.

Реальность сегодняшнего дня настоятельно призывает к осмыслению под новым углом зрения как содержания, так и организации учебного процесса. Осознание того, что мы живем в условиях динамично меняющегося мира, в ситуации «текучей реальности» приводит к необходимости подготовки специалистов, способных к самореализации в новых усложненных условиях, в том числе и к изменениям направления деятельности. Стремительное развитие современных технологий, существенные изменения в аксиосфере общества, разнообразные социальные трансформации предъявляют всё более высокие притязания к профессиональным

и личностным компетенциям специалистов всех уровней, что требует особого отношения к этим вопросам в организации и содержании образовательного процесса.

Как было отмечено ранее, основополагающим направлением на пути решения поставленной задачи может стать переосмысление аксиологических основ образования. Если ранее важнейшими приоритетами считались знания и умения в конкретной области профессиональной деятельности, то новые образовательные программы должны быть нацелены также на подготовку современного специалиста, отличающегося высоким уровнем личностных и общекультурных компетенций. Новые образовательные тенденции позволяют придать техническим университетам статус центров культуры, а выпускникам — развить творческую составляющую деятельности, критическое мышление, способности, коммуникативные навыки для эффективной адаптации в мире новейших технологий. Подобные образовательные модификации обеспечат возможность сформировать новый культурный образ молодого специалиста, обладающего не только «комплектом» указанных компетенций, но и ценностным мировоззрением и активной гражданской позицией.

Напомним, что ценностные ориентации представляют собой сложное, динамичное структурное образование, включающее в себя всё многообразие взаимодействия личности с окружающим миром. Формы, уровни и специфика такого взаимоотношения с окружающим миром имеют для каждого человека свои особенности и проявляются в интересах, мотивации, потребностях, ценностных ориентациях. Содержание и направленность ценностных установок — основа, определяющая смысл и мотивацию жизнедеятельности человека в целом. В этом контексте становление ценностных ориентиров в системе образования становится одной из приоритетных задач на нынешнем этапе общественного развития.

Кроме того, значимость вопросов, связанных с проблемами формирования ценностных ориентиров в процессе обучения в технических вузах, определяется также тем, что в современном мире инженерная деятельность выполняет ключевые функции в системе управления инновационными технологиями, а также осуществляет особую миссию в вопросах обеспечения безопасности использования новейших достижений в социальном пространстве.

Вместе с тем эффективность реализации поставленных задач, относящихся к становлению ценностных установок, детерминирована рядом существенных проблем в образовательной среде. Так, например, формирование личностных, общекультурных компетенций в технических университетах происходит в условиях сокращения гуманитарной составляющей учебного процесса. Можно согласиться с утверждением, согласно которому «подготовка компетентного профессионала осуществляется, в том числе за счет уменьшения объема гуманитарных дисциплин в учебных планах, что является следствием экономии, оптимизации в бюрократическом и экономических смыслах» [11, с. 64].

Кроме того, адаптация к современной технологической реальности происходит в ущерб общекультурной интеграции не только за счет вышеуказанной причины. Проблема состоит не собственно в уменьшении количества часов на

гуманитарные дисциплины, а в их качестве и соотнесенности с конкретными техническими курсами, так называемой «привязке к специальности». Отсюда возникает потребность существенной проработки этого вопроса на этапе разработки структуры и содержания образовательных программ нового поколения.

Следующий немаловажный аспект исследуемой проблемы, связанный с корреляцией ценностных ориентиров, заключается в целесообразности детального анализа внешних социальных ценностных трансформаций. Современный квалифицированный специалист, в том числе и инженер, в значительной степени подвержен воздействию социальных условий, которые в настоящий момент не способствуют формированию креативности, ответственности и других ценностных установок. Понятно, что изменения, связанные с глобальными интеграционными процессами, приводят к существенным переменам в аксиосфере общества в целом. Подобные преобразования в значительной степени провоцируют «неоднозначное отношение к прошлому и неопределенность будущих моделей развития социальных процессов и, следовательно, к проблеме предсказуемости и управляемости человеческой деятельностью» [12, с. 29]. Не требует доказательств тот факт, что современные социальные обстоятельства, связанные с тотальным духовно-ценностным кризисом, не способствуют выработке практических рекомендаций в решении указанных задач формирования ценностных ориентаций, и в первую очередь долженствования, гуманизма, ответственности, которые, в свою очередь, определяют стратегии управления в технической деятельности. Инженер, как субъект деятельности, становится заложником ценностных установок, свойственных современному состоянию общественного развития. В современном проблемном мире «человек находится в ценностном лабиринте, где ему приходится лавировать в сложном, не имеющем четко очерченных границ переплетении индивидуальных, социальных, общечеловеческих и иных систем ценностей» [13, с. 59]. В усложненных социальных реалиях необходимо постоянно принимать решения вне узкопрофессиональных границ, выбирать между материальным и моральным, индивидуальным и коллективным и т. д. В этом контексте большое значение приобретают личностные качества инженера.

Более того, здесь следует отметить, что в эпоху глобальных перемен процесс подготовки кадров высшей квалификации усложняется вследствие наличия огромного постоянно увеличивающегося потока информации. В сложившихся обстоятельствах возрастает потребность в умении ориентироваться в информационном пространстве. Безусловно, новейшие информационные технологии значительно ускоряют процессы получения знания, однако при этом возрастает опасность получения «поверхностного», неглубокого знания, и, следовательно, качественная составляющая образовательного процесса значительно снижается. Еще один важный момент, на который следует обратить внимание в организации всего комплекса подготовки специалистов технических направлений,ориентированного на улучшение качества образования, — воспитание социально-активной и ответственной личности. Данная задача

приобретает социально-культурный аспект, поскольку связана с формированием нового поколения «элитных инженеров», отвечающего требованиям динамичного техногенного общества. Развитие социально-культурных компетенций и значимость гуманитарных дисциплин в становлении ценностных позиций инженера трудно переоценить.

Таким образом, перенесение акцента на активизацию внедрения аксиологического подхода, цель которого состоит в переосмыслении ценностных ориентаций и целевых установок в образовательном процессе, позволит сформировать не только профессиональную компетентность, но и значительно активизировать личностные позиции, проявляющиеся в ценностном отношении к профессиональной деятельности, к окружающему миру, своим поступкам и т. п. Вследствие этого ориентация на расширение и качественное усиление гуманитарной составляющей в содержании учебного процесса становится первостепенной задачей на данном этапе реформирования всей системы образования.

Исходя из вышесказанного, следует выделить наиболее значимые моменты, связанные с проблемами повышения эффективности качественной подготовки специалистов в инженерной области. Во-первых, к сфере повышенного внимания должны относиться вопросы формирования ценностно-ориентированного сознания участников образовательного процесса, в частности вопросы интеграции технического и гуманитарного образования. Во-вторых, для оценки качества образования могут быть использованы оценочные критерии, отражающие уровень социально-культурных компетенций. Так, например, можно оценивать результаты работы обучающихся студентов в творческих проектах, конференциях различного уровня и ранга, участие в олимпиадах по гуманитарным дисциплинам и некоторые другие. В-третьих, требуется изменение статуса гуманитарных курсов в технических университетах, которые сегодня находятся на положении второстепенных. Между тем перемена статуса позволит справиться с еще одной не менее важной задачей реформирования образования — становления у будущих специалистов общечеловеческих ценностных ориентиров [6].

Таким образом, следует отметить, что современное состояние образования в высшей школе неразрывно связано с глобальными интеграционными процессами, происходящими сегодня во всех сферах деятельности. Новые социальные трансформации вносят свои коррективы в развитии социальных институтов, прежде всего в систему образования. Современные социальные вызовы подтверждают необходимость применения в учебном процессе новых методик и подходов, обеспечивающих более успешную интеграцию полученных знаний специалистов в условиях усложненной социальной реальности. Речь идет не только об ценностных аспектах профессиональной подготовки, но и об изменении содержания образования, его качественной направленности на выработку нового мировоззрения, отличного от потребительского. Концептуально инновационная модернизация высшей школы должна опираться на формирование ценностного мировоззрения у молодых специалистов.

В этом контексте особое место принадлежит вопросам гуманизации и гуманитаризации образования. В первую очередь это относится к образовательной системе технических университетов. Данная проблема широко обсуждается на самом высоком уровне. Однако серьезных подвижек в этой области так и не происходит. Гуманитарные дисциплины и по сей день во многих технических вузах имеют статус второстепенных дисциплин.

К сожалению, приходится констатировать, что сегодня вопросы конкуренции высших учебных заведений выходят на первый план. Перед университетами ставится задача «войти в рейтинг», сохранить или приумножить эти позиции. Высокий статус университета и оценка его деятельности в масштабе мировых образовательных структур, безусловно, — важный момент, при условии, что это не становится целью университетского образования. В противном случае в обстановке постоянной конкуренции теряется качество образовательного процесса и его смысл.

Подводя итоги, подчеркнем, что обращение к вопросам аксиологии образовательного процесса в условиях модернизации системы образования вполне оправданно. Проведенный анализ убедительно свидетельствует о том, что в новых условиях современного общественного развития существенно изменяются требования к выпускникам высшей школы. В частности, усиливается внимание к качеству образования специалистов инженерной сферы, выполняющих ключевые задачи в осуществлении радикальных технологических преобразований.

В ситуации глобальных ценностных трансформаций аксиологический подход следует рассматривать как один из решающих факторов повышения качества подготовки специалистов. Акцентирование внимания на вопросах, связанных с ценностными аспектами образовательного процесса, позволяет решить важнейшую задачу реформирования высшего образования — формирование «профессионала-личности», специалиста с высоким уровнем личностных и общекультурных компетенций. Кроме того, внедрение в образовательный процесс аксиологических установок, корреляция и обоснование ценностных установок обеспечивает становление ценностных мировоззренческих позиций, образующих базис общекультурных компетенций, что значительно повышает качественный уровень подготовки специалистов высшей квалификации.

Совершенно очевидно, что в современных социальных условиях реализация новых образовательных стратегий невозможна без опоры на фундаментальные аксиологические принципы, основу которых составляют моральные и гуманистические ориентиры, так необходимые молодому специалисту, уверенно идущему в завтрашний день.

1. Егорова Ю. А. Проблема качества высшего образования // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 43-44.

2. Кирьякова А. В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей : моногр. М. : Дом педагогики, 2009. 318 с.

3. Косенко Т. С. Трансформация целей современного отечественного воспитания // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 3 (6). С. 56-61.

4. Наливайко Н. В. Глобализация и изменение ценностных ориентиров российского образования // Философия образования. 2012. № 6 (45). С. 27-32.

5. Какое образование для нас ценно? Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 34-58.

6. Яковлева И. В. Аксиология образования и проблемы изучения современного человека : моногр. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2018. 183 с.

7. Сапунова А. А. На пути к наблюдателю технической реальности // Идеи и Идеалы. 2016. № 3 (29), т. 2. С. 45-55.

8. Осмоловская И. М., Шалыгина И. В. О культурологическом подходе к формированию содержания образования // Образование и наука. 2006. № 2 (38). С. 120-127.

9. Удальцова М. В., Абрамова Е. А. Качество образования как вызов современного российского общества // Идеи и Идеалы. 2016. № 3 (29), т. 2. С. 104-111.

10. Петров В. В., Наливайко Н. В. Аксиологические основы образования в обществе знания // Философия образования. 2015. № 6 (63). С. 119-127.

11. Цыцарев А. А. О некоторых вызовах и перспективах образования в современном техногенном обществе // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 63-70.

12. Киселев Г. С. Иллюзия прогресса // Вопросы философии. 2015. № 4. С. 16-25.

13. Данилкова М. П. Человек в лабиринте ценностей // Идеи и Идеалы. 2014. № 3 (21), т. 2. С. 55-62.

© Данилкова М. П., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.