Научная статья на тему 'Аксиологический подход к раскрытию военно-исторической темы в богородской игрушке и скульптуре'

Аксиологический подход к раскрытию военно-исторической темы в богородской игрушке и скульптуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
богородский промысел / богородский резчик / художественная резьба / мастер / гусар / военный / композиция / военная кампания / военные подвиги / культура / социум / аксиологический подход. / craft from Bogorodsye / carver from Bogorodskoye / artistic carving / master / hussar / military / composition / military campaign / military exploits / culture / society / axiological approach.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова В.А.

В статье рассматривается история развития военно-исторического направления в богородской художественной резьбе по дереву от истоков основания промысла до настоящего времени. Для анализа этого культурного явления используется аксиологический подход. Работа иллюстрирована фотографиями музейных предметов из собрания Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама. В статье проанализирована специфика развития направления в разные исторические эпохи. Выявлена и обоснована значимость военно-исторической игрушки и скульптуры в системе воспитания чувства историзма, патриотизма и гражданской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The axiological approach to the disclosure of a military-historical topic in the Bogorodskoye toy and sculpture

The article considers the history of the development of the military-historical direction in the Bogorodskoye wood carving from the origins of the craft to the present time. An axiological approach is used to consider this cultural phenomenon. The work is illustrated by photographs of museum objects from the collection of the Art-pedagogical museum of toy named after N.D. Bartram. The article analyses the specifics of development of this direction in different historical epochs. The significance of military-historical toy and sculpture in the system of education of sense of historism, patriotism and civil position has been revealed and substantiated.

Текст научной работы на тему «Аксиологический подход к раскрытию военно-исторической темы в богородской игрушке и скульптуре»

Педагогика музейной деятельности в области традиционного прикладного искусства

УДК 745.51

Полякова В.А., хранитель музейных предметов Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама Сергиево-Посадского института игрушки - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Московская обл., г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, 123, e-mail: muzey.igrushki@inbox.ru

Polyakova V.A., curator of museum objects of the Art-pedagogical museum of toy named after N.D. Bartram of the Sergiev Posad institute of toy - branch of the «Higher school of folk arts (academy)», Moscow region, Sergiev Posad, prospektKrasnoy Armii, 123, e-mail: muzey.igrushki@inbox.ru

Аксиологический подход к раскрытию военно-исторической темы в богородской игрушке и скульптуре The axiological approach to the disclosure of a military-historical topic in the

Bogorodskoye toy and sculpture

Аннотация. В статье рассматривается история развития военно-историческото направления в богородской художественной резьбе по дереву от истоков основания промысла до настоящего времени. Для анализа этого культурного явления используется аксиологический подход. Работа иллюстрирована фотографиями музейных предметов из собрания Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама. В статье проанализирована специфика развития направления в разные исторические эпохи. Выявлена и обоснована значимость военно-исторической игрушки и скульптуры в системе воспитания чувства историзма, патриотизма и гражданской позиции.

Abstract. The article considers the history of the development of the military-historical direction in the Bogorodskoye wood carving from the origins of the craft to the present time. An axiological approach is used to consider this cultural phenomenon. The work is illustrated by photographs of museum objects from the collection of the Art-pedagogical museum of toy named after N.D. Bartram. The article analyses the specifics of development of this direction in different historical epochs. The significance of military-historical toy and sculpture in the system of education of sense of historism, patriotism and civil position has been revealed and substantiated.

Ключевые слова: богородский промысел, богородский резчик, художественная резьба, мастер, гусар, военный, композиция, военная кампания, военные подвиги, культура, социум, аксиологический подход.

Key words: craft from Bogorodsye, carver from Bogorodskoye, artistic carving, master, hussar, military, composition, military campaign, military exploits, culture, society, axiological approach.

Выбор данной темы обусловлен тем, что богородская художественная резьба по дереву - одно из самых интересных явлений в традиционной художественной культуре России. Тематика промысловых резных изделий широка и разнообразна. В своем историческом развитии богородский промысел отразил многие стороны российской жизни, запечатлел облики людей различных социальных слоев и профессий, трудовые будни, гулянья и праздники. Значительное место в своем творчестве мастера уделяли военно-исторической теме. Учитывая важную роль этого художественного промысла не только как художественного, но и социального явления. С этой точки зрения богородское искусство - неотъемлемая часть основных ценностей социума. Именно аксиологический подход к рассмотрению этого явления, его истории и художественных особенностей является наиболее приемлемым.

Началом разработки военной темы на богородском промысле можно считать период тесного сотрудничества богородских мастеров с игрушечным кустарным промыслом Сергиевского посада. Фигуры военных, их называли «гусарами», делали в селе Богородском белыми, роспись и дальнейшая отделка производилась сергиевскими мастерами. Фигурки вырезались из трехгранной призмы, т.е. обычного полена. В течение всего XIX в. по сложившейся традиции их изображали «александровской эпохи» - первой четверти XIX в. Офицеры-гусары «одевались» богородскими и сергиевскими мастерами в высокие головные уборы - кивера, доломаны со шнуровкой, ментики, небрежно накинутые на одно плечо, и широкие брюки (рис. 1, 232). Мастера тщательно прорабатывали верхнюю часть фигурки, а нижнюю оставляли обобщенной, объединяя в одно целое с опорой в виде тумбы. В руке гусара очень часто находилась подзорная труба, а другой рукой он придерживал шашку или саблю.

Интересно, что к образу гусара богородские резчики вернулись в конце XX в. в постперестроечный период. В настоящее время изготовление гусаров входит в процесс обучения исполнительскому мастерству студентов Богородского института художественной резьбы по дереву.

Еще один вид военной игрушки, являющийся и богородской, и сергиевской классикой - всадники на конях (рис. 3, 4). Очень часто они изображают вполне конкретных исторических личностей. Примером может

52 Рис. 1-12. - фото автора статьи.

в форме так называемой

Рис 1,2. Деревянные игрушки «Гусар». Сергиевский посад. Первая пол. XIX в

служить фигура генерала М.Д. Скобелева верхом на коне или фигура русского солдата с покоренным турком у ног. Эти персонажи стали популярными после очередной, победоносной для России, русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

ч

¡г^ - - V

1 Г \

Рис. 3, 4. Деревянные скульптуры «Всадник», с. Богородское. XIX в.

Самым распространенным и простым был всадник в круглом головном уборе с обобщенно выполненным лицом и мундиром.

Огромной популярностью

пользовались на российском рынке солдатики: небольшие по размеру фигурки 6-12 см высотой: конные и пешие, в одиночку и на разводах (рис. 5). Таких солдатиков стали делать мастера Сергиевского посада и с. Богородское во второй половине XIX в. «Остроумную конструкцию развода заимствовали из немецкой кустарной игрушки, называемой «ножницы». Если германские "ножницы" поражают миниатюрностью и точностью одинаковых токарных фигурок, то русские разводы - мощной виртуозной резьбой, где каждая фигурка - характер. ...От того, в какой последовательности соединены планки, зависит характер движения и построения фигурок» [3, с. 142].

Разводы солдатиков поныне популярная тема у богородских резчиков. До сих пор в конструкциях на планках «оживает» военная история России -от древнерусских воинов до солдат Советской армии и участников современных миротворческих миссий.

Рис. 5. Богородская деревянная игрушка «Солдатики» на разводе, с. Богородское. XIX в.

История богородского промысла сохранила ряд имен мастеров, в творчестве которых военно-исторической теме уделено значительное внимание. В начале XX в. таким мастером был А.Я. Чушкин - современник и сподвижник Н.Д. Бартарма. Он, несомненно, принадлежит к числу самых одаренных и ярких мастеров резьбы по дереву. Неслучайно, его особенно выделял Н.Д. Бартрам, работавший с богородскими резчиками с 1900-х гг. вплоть до своей кончины. В одиночных скульптурах и многофигурных композициях мастера нашли отражение события и персонажи отечественной истории разных эпох. В череде образов, созданных талантливым мастером в начале XX в. можно увидеть и древнерусского воина (рис. 6), и стрельца, и Ивана Сусанина, и солдата Первой мировой войны.

К 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г. А.Я. Чушкин «...создает серию композиций, посвященных памятной дате. По этим работам можно проследить основные события наполеоновских кампаний в России» [4, с. 11] (рис. 7, 8). «Расцвет русской игрушки совпал с эпохой так называемой "отечественной войны". Война и армия были в центре общественной жизни» [6, с. 63]. Поэтому не случайно обращение к этой теме вновь произошло спустя сто лет.

Рис 6. А.Я. Чушкин. Деревянная скульптура «Витязь» Нач. XX в.

Рис. 7. А.Я. Чушкин. Скульптурная композиция «Встреча ополченца». 1910-1912 гг.

Рис. 8. А.Я. Чушкин. Скульптурная композиция «Ординарец с письмом». 1910-1912 гг.

Октябрьская революция и последующие изменения в общественно-политической жизни страны оказывают значительное влияние на творчество богородских резчиков. Новое время потребовало новых сюжетов. Богородские мастера в течение ряда лет достаточно медленно осваивались в новых реалиях. Они продолжали выполнять старый дореволюционный ассортимент. Лишь отдельные мастера пытались в этот период перейти к отображению социалистической действительности. Прежде всего это веяние

коснулось именно военной игрушки: абстрактно-обобщенные солдатики на разводе превратились в лихих красноармейцев в буденовках. «Поиски нового особенно усилились после постановления ЦК ВКП(б) от 1932 г. О перестройке советских литературно-художественных организаций в связи с общим для советской культуры того времени стремлением расширить круг современной тематики в искусстве» [1, с. 9].

Появляются много фигурные композиции и отдельные фигуры красноармейцев: кавалеристов, пограничников, охраняющих рубежи Советской Родины (рис. 9, 10).

Рис. 9. Богородская деревянная игрушка Рис. 10. И.К. Стулов.

«Красноармейцы» на разводе, с. Богородское. Пограничник. 1930-е гг.

1930-е гг.

Рис. 11. М. А. Пронин. Скульптурная композиция «Тачанка». 1930-е гг.

В 1934 г. На экраны советских кинотеатров

выходит художественный фильм «Чапаев». С этого момента «Чапаевская тачанка» (рис. 11) значительно потеснила на промысле традиционные богородские «выезды» - пары, тройки. В работе «Художественные промыслы Подмосковья» Н. Соболевский писал:

«Замечательна "Чапаевская тачанка" ...стоящие в рост на

тачанке, как бы призывающий к бою легендарный герой гражданской войны Василий Иванович Чапаев, изображенный с большим реалистическим сходством, пулеметчик у верного "максима", красноармеец, правящий лошадьми, - эти три персонажа скомпонованы в единое целое. В этом произведении Богородские резчики образным языком пластики раскрыли страницу героического прошлого советского народа» [5. с. 44].

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в работу промысла. Многие мастера ушли на фронт, некоторые погибли в боях за Родину. Но промысел не прекратил свое существование. В 1943 г. после крупных успехов Советской армии в Богородское стали возвращаться мастера-резчики. Тематика богородских изделий значительно расширилась за счет сюжетов, отражающих подвиги героической Советской армии и участников партизанского движения.

Военно-историческая тема продолжает развиваться и в последующие десятилетия. Живая память о миллионах, павших на фронтах Великой Отечественной войны стимулирует мастеров разных поколений к созданию произведений не только на тему войны 1941-1945 гг., но и на тему более ранних событий военной истории России.

Как это уже происходило на рубеже XIX - XX вв., современные мастера вновь черпают вдохновение, изучая отечественную историю, богатую ратными подвигами. Особой любовью пользуется тема Отечественной войны 1812 г., события древнерусской истории. Богородский промысел художественной резьбы по дереву - традиционный промысел. Новые произведения создаются мастером на основе глубокого изучения и творческого развития многовековых традиций богородского искусства резьбы по дереву.

Коллекция богородской игрушки и скульптуры художественно-педагогического музея им. Н.Д. Бартрама по сути ровесница музея, начало ее формирования было положено Н.Д. Бартрамом. Но последующее пополнение музейного собрания предметами, отражающими ту или иную военную историю страны, происходило неравномерно и хаотично.

Наиболее широко и основательно представлен дореволюционный период: работами сергиевских и богородских мастеров XIX - нач. XX в. Достаточно ярко на промысле отразилась и революционная эпоха 1917 г., гражданская война, подвиги Советской армии 1941-1945 гг. В 1950-1960-х гг. комплектование музейного собрания велось в несколько ином направлении. Предпочтение отдавалось теме освоения космоса и литературно-сказочным сюжетам, анималистике.

В середине 1980-х гг. музейное собрание пополнилось интересными работами молодого резчика А.Н. Варганова - серией композиций на тему Победы (рис. 12). «Он совсем отказался от лепки в пластилине и начал резать в дереве, бережно сохраняя исходную форму трехгранного поленца и природную красоту самого материала» [2, с. 190].

Рис, 12. А.Н. Варганов.

Деревянная скульптура «Встреча». 1980-е гг.

Завершая разговор о военно-исторической теме в искусстве богородской резьбы, нужно сказать о творческих работах студентов Богородского института художественной резьбы по дереву. Эта тема одна из самых востребованных при подготовке дипломных и курсовых проектов молодых мастеров. К сожалению, в собрании Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама пока не представлены работы последних лет на тему военной истории страны.

В заключении следует заметить, что военно-историческое направление в богородской художественной резьбе по дереву в силу своей тематики всегда способствует формированию нравственных и духовных ценностей и качеств личности, которые ложатся в основу гражданской позиции, являясь важным фактором патриотического воспитания.

Литература

1. Вишневская В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву / В.М. Вишневская, Н.И. Каплан, С.М. Буданов. - Москва: КОИЗ, 1956. -259 с.

2. Дайн Г.Л. Сергиев Посад-мастерская игрушки: живая традиция на рубеже веков / Г.Л. Дайн. - Хотьково; Сергиев Посад, 2011. - 232 с. -ISBN 978-5-91582-036-3.

3. Дайн Г.Л. Азбука «Русская игрушка»: от ауки до яблока / Г.Л. Дайн. - Хотьково: Сергиев Посад, 2019. - 282 с. - ISBN 978-5-905779-27-5.

4. Полякова В.А. Богородская игрушка и скульптура А.Я. Чушкина в собрании Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама / В.А. Полякова // Игрушка России вчера, сегодня, завтра: коллективная монография / Под ред. В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург, ВШНИ, 2020. - С. 7-13. - ISBN 978-5-907193-65-9.

5. Соболевский Н. Художественные промыслы Подмосковья / Н. Соболевский // Московский рабочий, 1948. - 150 с.

6. Церетелли Н.М. Русская крестьянская игрушка / Н.М. Церетелли. -Москва: Academia, 1933. -261 с.

References

1. Vishnevskaya V.M. Russkaya narodnaya rez ba i rospis' po derevu / V.M. Vishnevskaya, N.I. Kaplan, S.M. Budanov. - Moskva: KOIZ, 1956.-259 s.

2. Dajn G.L. Sergiev Posad-masterskaya igrushki: zhivaya tradiciya na rubezhe vekov / G.L. Dajn. - Xofkovo; Sergiev Posad, 2011. - 232 s. - ISBN 978-5-91582-036-3.

3. Dajn G.L. Azbuka «Russkaya igrushka»: ot auki do yabloka / G.L. Dajn. - Xofkovo: Sergiev Posad, 2019.-282 s.-ISBN 978-5-905779-27-5.

4. Polyakova V.A. Bogorodskaya igrushka i skulptura A.Ya. Chushkina v sobranii Xudozhestvenno-pedagogicheskogo muzeya igrushki im. N.D. Bartrama / V.A. Polyakova // Igrushka Rossii vchera, segodnya, zavtra: kollektivnaya

monografiya / Pod red. V.F. Maksimovich. - Sankt-Peterburg, VShNI, 2020. -S. 7-13. - ISBN 978-5-907193-65-9.

5. Sobolevskij N. Xudozhestvenny e promy sly Podmoskovya / N. Sobolevskij //Moskovskij rabochij, 1948. - 150 s.

6. Ceretelli N.M. Russkaya kresf yanskaya igrushka / N.M. Ceretelli. -Moskva: Academia, 1933. -261 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.