УДК 340.12
Балаклеец Ирина Ивановна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права, Балтийский федеральный университет им. И. Канта [email protected]
Irina I. Balakleets
Candidate of Jurisprudence,
Associate Professor, Associate Professor
of the Department of Theory
and History of State and Law,
Baltic Federal University I. Kanta
Аксиологический подход
к исследованию правовой культуры
Аннотация. Практика правовых реформ требует углубления представлений о современном состоянии правовой аксиосферы общества. Аксиологический подход предполагает интерпретацию правовой культуры как развивающейся системы правовых ценностей. В контексте исследования правовая культура рассматривается как совокупность наиболее значимых ценностных компонентов правовой действительности. Правовые ценности являются важным элементом юридического влияния в обществе и оказывают самое прямое воздействие на механизм правового регулирования. В статье подчеркивается значение аксиологического подхода как связующего звена между теорией и практикой.
Ключевые слова: аксиологический подход, правовая система, правовое пространство, правовая культура, правовые ценности.
The axiological
approach to the study of legal culture
Annotation. The practice of legal reforms requires deepening the understanding of the current state of the legal axiosphere of society. The axiological approach presupposes the interpretation of legal culture as an evolving system of legal values. In the context of the study, legal culture is viewed as the totality of the most significant value components of legal reality. Legal values are an important element of legal influence in society and have the most direct impact on the mechanism of legal regulation. The importance of the axiological approach is emphasized as a link between theory and practice.
Keywords: axiological approach, legal system, legal space, legal culture, legal values.
Исследование правовой культуры как части правового пространства характеризуется методологическим многообразием, в котором особое место занимает аксиологический поход. Трансформация правового пространства в современных условиях сопровождается эволюцией правовой культуры, видоизменением правовых ценностей, что актуализирует процесс научных изысканий в сфере аксиологии права. Аксиологическая проблематика правовых явлений связана как с определением ценности права для общества и человека, так и с выявлением ценностных ориентиров, функционирующих внутри правовых систем. В основе правовой культуры превалирует ценностно-духовный потенциал, направленный на формирование идеалов добра, справедливости, гуманизма и свободы.
Рассматривая базовое для аксиологического подхода понятие «ценности», отмечаем его мультидисциплинарный характер. В зарубежной науке прослеживаются неоднозначные подходы к проблематике ценностей. Так, Г. Риккерт считает, что главное - не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, которые придают ему смысл. По А. Маслоу, «ценности - это то, к чему стремится человек»;
Г. Олпорт автономию личности трактует как стремление к целям и ценностям, восприятие мира через ценности обретает некий личностный смысл, является категорией «значимости», а не категорией знания и др. В концепции И. Канта мир представлен двумя сферами: мир действительности, изучаемый наукой (явления, природа) и мир ценностей (идеал, достоинство, честь).
Отечественная психолого-педагогическая наука трактует ценности как осознанные смыслы жизни (Б.С. Братусь); как значение предмета для субъекта, специфическое отношение, которое связывает объект не с другим объектом, а с субъектом (М.С. Каган); как обобщенные, устойчивые представления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, в которых сконцентрирован предшествующий опыт субъекта (В.Н. Сагатовский) и др. Основополагающие контуры теории правовых ценностей нашли отражение в трудах С.С. Алексеева, В.Г. Графского, Л.С. Мамута, В.С. Нерсесянца и др.
По справедливому замечанию А.В. Полякова, ценность не есть сам предмет (материальный или духовный, природный или общественный), а предмет в его связи с человеком, с точки зрения
его значимости для человека [3, с. 213]. Не менее важным представляется то, что ценности не только ощущаются или рефлексируются в сознании и выражаются словами, но и воплощаются в поведении. Как отмечает Х. Лэйси, «ценности «вплетены» в жизнь в большей или меньшей степени так, что траектория жизни личности демонстрирует их через поведение постоянно, последовательно и выявляет при этом их обновление» [3, с. 213].
Аксиологическая проблематика выработала множество смысловых понятий «ценностей». На основе анализа авторских трактовок правовые ценности определяются нами как «существенно значимые и обусловленные культурой формы позитивного отношения людей к правовой действительности, которые определяют выбор поведения, соответствующий правовой системе общества, а также юридическую оценку событий» [1, с. 18].
Правовые ценности, будучи аксиологической составляющей правовой культуры, выступают необходимым ориентиром правоприменительной деятельности. На практике реализация духовно-нравственных начал правоприменителями сопряжена с большими трудностями, обусловленными как деформациями их профессионального правосознания, так и отсутствием соответствующих критериев оценки результатов правоприменительной политики.
Выраженные в Конституции идеи справедливости и гуманизма, находят воплощение в целом ряде нормативных правовых актов, отражаются в государственных концепциях и стратегиях. Однако весьма острым остается вопрос о соответствии закрепленным ценностям моделей поведения субъектов, обязанных применять установленные нормы и принципы. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в России на фоне роста доверия правоохранительным органам в последние годы только 13 % доверяют полиции полностью, а 43 % -лишь в определенной степени. Убежденность
Литература:
1. Балаклеец И.И. Правовая культура в условиях модернизации России: реалии, тенденции и перспективы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Казань, 2012. 27 с.
2. Изменения в уголовной политике: эффективность, рациональность, гуманность. URL : https://www.csr.ru/news/izmeneniya-v-ugolovnoj-politike-effektivnost-ratsionalnost-gumannost/
3. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб., 2001. С. 213.
4. Практика рассмотрения ходатайств о досрочном освобождении осужденных в российских судах. URL : http://i-pso.ru/2016/04/06/383/
5. Уровень доверия россиян к правоохранительным органам. URL : https://ria.ru/society/20141107/ 1032140642.html/
россиян в том, что полицейские защищают интересы лишь отдельных групп населения выросла -с 27 % в 2013-м до 34 % в 2014 г., а в том, что полиция отстаивает права каждого гражданина уверены только 24 % россиян [5].
Свидетельством низкого уровня правовой культуры российского общества остается высокий уровень преступности. В России в местах лишения свободы находится около 650 тыс. человек, по этому показателю наша страна занимает второе место в мире после США. В расчете на 100 тыс. человек в России приходится свыше 460 заключенных. В Германии, Нидерландах и Японии рассматриваемые показатели составляют соответственно 76, 75 и 49 человек на 100 тыс. населения [4].
С другой стороны, указанная статистика может свидетельствовать об излишних репрессивных тенденциях в российской уголовной политике, что подтверждается материалами правоприменительной практики и аналитическими исследованиями. Экспертами центра стратегических разработок предлагаются пути дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и приведение его в соответствие с современными требованиями [2]. Федеральными органами власти обсуждается проект внесения в Уголовный кодекс изменений, предусматривающих отказ от лишения свободы за экономические преступления, максимальное использование альтернативных видов наказания за нетяжкие преступления.
Аксиологический подход в исследовании правовой культуры, на наш взгляд, имеет не только теоретическое, но и практическое значение, он выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой. Рассматривая правовую культуру сквозь призму правовых ценностей, возможно повысить эффективность иных традиционно используемых подходов (деятельностный, культурологический, компетентностный и др.), обеспечить сочетание интересов отдельной личности и общества в целом.
Literature:
1. Balakleets I.I. Legal culture in the conditions of Russia's modernization: realities, trends and prospects : author's abstract. dis. ... cand. jurid. Sciences: 12.00.01. Kazan, 2012. 27 with.
2. Changes in criminal policy: effectiveness, rationality, humanity. URL : https://www.csr.ru/ news/izmeneniya-v-ugolovnoj-politike-effektivnost-ratsionalnost-gumannost/
3. Polyakov A.V. General theory of law. Lecture course. St. Petersburg, 2001. P. 213.
4. Practice of consideration of applications for early release of convicts in Russian courts. URL : http://i-pso.ru/2016/04/06/383/
5. Level of trust of Russians to law enforcement bodies. URL : https://ria.ru/society/20141107/ 1032140642.html/