Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕРМИНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / ТРЕНЕР / ТРЕНИРОВОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS TEACHER / PROFESSIONAL COMPETENCE / SPORTS TRAINING / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / TERMINAL VALUE / TRAINER / TRAINING EVENT / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Алексей Владимирович

Данная статья является частью диссертационного исследования по теме формирования профессиональных компетенций педагогов по физической культуре и спорту в среднем профессиональном образовании. В статье на основе аксиологического подхода к формированию профессиональных компетенций тренеров выводятся ценностные ориентиры данной профессии. Исходя из определения тренера в законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации и требований профессионального стандарта выводится необходимость пересмотра содержания учебной литературы для специальности физическая культура, используемой в среднем профессиональном образовании. Анализируя такие понятия как «ценность», «тренер», автор делает вывод о том, что цели и задачи тренировочного занятия определяются как терминальная ценность профессии тренера. Автор рассматривает в существующей учебной литературе для среднего профессионального образования по специальности физическая культура развитие целей и задач тренировочного занятия за период с конца XIX до начала XXI века. В статье отмечены достижения советской спортивной школы средины ХХ века в формулировке целей и задач тренировки. Автор указывает на потери в этой сфере, связанные с политизированностью спорта. Смена ценностей тренерской профессии в конце ХХ века привела не только к активному применению допинга в российском спорте, но и поставила под сомнение гуманистические идеи спорта. Недостаток внимания авторов учебников к современному понятийному аппарату физической культуры, целям и задачам тренировочных занятий в соответствии с законами Российской Федерации снижает эффективность подготовки тренеров и тем самым тормозит развитие физической культуры и спорта в стране. Автор выявляет недостатки современных учебников. Для решения проблемы несоответствия учебников новой тренерской философии, основанной на приоритете развития спортсмена над его спортивными достижениями, автор предлагает внести коррективы во вновь издаваемую и переиздаваемую учебную литературу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL APPROACH TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A TEACHER IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS BASED ON THE ANALYSIS OF EDUCATIONAL LITERATURE

This article is part of a dissertation research on the topic of the formation of professional competencies of teachers in physical education and sports in secondary vocational education. In the article, based on the axiological approach to the formation of professional competencies of coaches, the value orientations of this profession are derived. Based on the definition of a coach in the law on physical culture and sports in the Russian Federation and the requirements of the professional standard, the author concludes that it is necessary to review the content of the educational literature for the specialty physical culture used in secondary vocational education. Analyzing such concepts as" value "and" coach", the author concludes that the goals and objectives of a training session are defined as the terminal value of the coach's profession. The author considers in the existing educational literature for secondary vocational education in the specialty physical culture the development of goals and objectives of training sessions for the period from the end of the XIX to the beginning of the XXI century. The article highlights the achievements of the Soviet sports school in the middle of the twentieth century in the formulation of goals and objectives of training. The author points out the losses in this area related to the politicization of sports. The change in the values of the coaching profession at the end of the twentieth century led not only to the active use of doping in Russian sports, but also called into question the humanistic ideas of sport. The lack of attention of the authors of textbooks to the modern conceptual apparatus of physical culture, the goals and objectives of training sessions in accordance with the laws of the Russian Federation reduces the effectiveness of training coaches and thereby hinders the development of physical culture and sports in the country. The author reveals the shortcomings of modern textbooks. To solve the problem of inconsistency of textbooks with the new coaching philosophy, based on the priority of the development of the athlete over his athletic achievements, the author suggests making adjustments to the newly published and reissued educational literature.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/67PDMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Волков А.В. Аксиологический подход к формированию профессиональных компетенций педагога по физической культуре и спорту на основе анализа учебной литературы // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Volkov A.V. (2020). Axiological approach to the formation of professional competencies of a teacher in physical education and sports based on the analysis of educational literature. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN320.pdf (in Russian)

УДК 377

ГРНТИ 14.33.07; 77.01.33

Волков Алексей Владимирович

ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», Санкт-Петербург, Россия

Аспирант E-mail: alex_hammer@bk.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=907427

Аксиологический подход к формированию профессиональных компетенций педагога по физической культуре и спорту на основе анализа учебной литературы

Аннотация. Данная статья является частью диссертационного исследования по теме формирования профессиональных компетенций педагогов по физической культуре и спорту в среднем профессиональном образовании. В статье на основе аксиологического подхода к формированию профессиональных компетенций тренеров выводятся ценностные ориентиры данной профессии. Исходя из определения тренера в законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации и требований профессионального стандарта выводится необходимость пересмотра содержания учебной литературы для специальности физическая культура, используемой в среднем профессиональном образовании. Анализируя такие понятия как «ценность», «тренер», автор делает вывод о том, что цели и задачи тренировочного занятия определяются как терминальная ценность профессии тренера. Автор рассматривает в существующей учебной литературе для среднего профессионального образования по специальности физическая культура развитие целей и задач тренировочного занятия за период с конца XIX до начала XXI века. В статье отмечены достижения советской спортивной школы средины XX века в формулировке целей и задач тренировки. Автор указывает на потери в этой сфере, связанные с политизированностью спорта. Смена ценностей тренерской профессии в конце XX века привела не только к активному применению допинга в российском спорте, но и поставила под сомнение гуманистические идеи спорта. Недостаток внимания авторов учебников к современному понятийному аппарату физической культуры, целям и задачам тренировочных занятий в соответствии с законами Российской Федерации снижает эффективность подготовки тренеров и тем самым тормозит развитие физической культуры и спорта в стране. Автор выявляет недостатки современных учебников. Для решения проблемы несоответствия учебников новой тренерской философии, основанной на приоритете развития спортсмена над его спортивными достижениями, автор предлагает внести коррективы во вновь издаваемую и переиздаваемую учебную литературу.

https:// mir-nauki. com

Ключевые слова: педагог по физической культуре и спорту; профессиональная компетенция; спортивная подготовка; среднее профессиональное образование; терминальная ценность; тренер; тренировочное мероприятие; физическое воспитание

Решение задачи развития физической культуры в Российской Федерации (РФ) и напрямую связано с подготовкой квалифицированных кадров, в том числе в системе среднего профессионального образования (СПО). Данная статья является частью диссертационного исследования по теме формирования профессиональных компетенций педагогов по физической культуре и спорту (ФКиС) в СПО. Современные требования к профессиональной подготовке тренеров в СПО определяются профессиональным стандартом «Тренер»1 (ПСТ), федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта2 (ФССП) и федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) 49.02.01 3. Проблема применения данных стандартов заключается в том, что они, во-первых, созданы разными министерствами (без должного согласования), во-вторых, образовательный стандарт, который должен опираться на профессиональный, утвержден раньше. Изменения в законодательстве РФ в области ФКиС последних пятнадцати лет, а также новая парадигма спортивной подготовки, к сожалению, не нашли отражения в учебной литературе в СПО. Это, по нашему мнению, в значительной степени снижает эффективность образовательного процесса в СПО и соответственно не способствует развитию ФКиС в РФ. В данной статье мы делаем попытку найти решение проблемы, используя аксиологический подход к формированию профессиональных компетенций у педагогов по ФКиС. В статье подробно рассмотрен процесс изменения целей и задач спортивной подготовки в учебной литературе для студентов специальности физическая культура за период с конца XIX до начала XXI века.

Аксиологический подход к проблеме требует определения ценности в контексте тренерской профессии. В психологии понятие «ценность» имеет различные определения. В.С. Магун и М.Г. Руднев пишут: «Ценности - это убеждения человека в значимости (важности) для него некоторого объекта или состояния как цели или средства» [1]. Для нас важным является сопоставление В.С. Магуном ценностей со стандартами, «с которыми человек соотносит реальное положение вещей (результат соотнесения выражается в оценках удовлетворенности)» [1]. При этом по В.С. Магуну к «базовым ценностям относятся те конечные, «целевые» ценности человека, на основе которых формируется все множество инструментальных (оперативных, текущих) ценностей, направляющих его жизнедеятельность» [1]. Мы принимаем за базовую ценность профессии тренера то, к чему он стремится в своей работе, то есть цель его деятельности.

1 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2019 г. № 191н "Об утверждении профессионального стандарта "Тренер".

2 Приказ Министерства спорта РФ от 20 августа 2019 г. № 673 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика»» (Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 20.09.2019, регистрационный № 55992).

3 Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 976 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура".

Страница 2 из 22

Введение

Основная часть

67PDMN320

https:// mir-nauki. com

Клайд Клакхон определил ценность, как «представление о желаемом, внешнее и явное или скрытое и внутреннее, сугубо индивидуальное или характеризующее целую группу, которое влияет на выбор из имеющихся способов, средств и конечных целей действия» [2, с. 395]. Данное определение подчеркивает, что не всегда явно видна конечная цель. При этом выбор, например, тренером способов достижения цели будет напрямую зависеть от неё.

Американский психолог Милотон Рокич в статье «Убеждения, установки и ценности» в 1968 году детально разделил все ценности на ценности-цели, ценности-средства и ценности-способы. М. Рокич различает установки и ценности. Установка - это «долговременная организация нескольких убеждений, касающаяся определенного объекта или ситуации, предрасполагающая субъекта действовать определенным, предпочтительным для него способом» [3]. Ценности отличаются от установок тем, что «ценности над-ситуативны и над-объектны, установки привязаны к объектам и установкам» [3]. Для нас важно понять, что образовательный процесс подготовки тренеров строится на установках. Это может быть уровень образования, выбор изучаемых дисциплин, конкретные условия региона, выбор вида спорта и т. д. Согласно идеям М. Рокича законы и стандарты должны быть ценностями при построении образовательного процесса. «Ценности, в отличие от установок, выступают стандартом или мерой, регулируя не только установки, но и действия, сравнения, оценки и оправдания себя и окружающих. Ценность, в отличие от установки, это отдельное предпочтение особого режима поведения или особого конечного состояния существования. Сотни установок подчинены десяткам инструментальных ценностей, которые подчинены двадцати терминальным ценностям» [3]. Определение М. Рокича, о ценности - «устойчивом убеждении в том, что определенный способ (mode) действия или определенные жизненные цели более предпочтительны для индивида и общества другим способам деятельности или другим конечным целям» [3], позволило ему обозначить систему ценностей, как «иерархическое упорядочивание ценностей (по степени их важности), ранжирование ценностей на континууме важности» [3]. М. Рокич ввел различие между инструментальными ценностями и терминальными. «Инструментальные ценности - это предпочитаемые режимы/стили/способы поведения. Терминальные ценности - это предпочитаемые (идеальные) конечные состояния существования (end-state of existence)» [3]. Таким образом, к терминальным ценностям по М. Рокичу мы отнесём определение тренера в законе о физической культуре и спорте в РФ, а к инструментальным ценностям - ПСТ. Установками в этом случае будут ГССП и ФГОС.

По Ш. Шварцу ценности - это «желаемые, выходящие за рамки конкретных ситуаций цели, отличающиеся друг от друга по значимости и являющиеся руководящими принципами в жизни людей» [4]. Следуя логике М. Рокича, Ш. Шварца попытаемся выявить наиболее значимую цель («базовую» по В.С. Магуну) в профессии тренера. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» № 329-ФЗ даётся следующее определение: тренер -физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование и осуществляющее проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов4.

В определении тренера нами выделена курсивом, по нашему мнению, его основная трудовая функция. Ей мы ставим в соответствие основную профессиональную компетенцию (ОПК). Понятие «тренировочное мероприятие» в Федеральном законе пока не определено.

4 Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 02.08.2019) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 412-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ), ст. 2, п. 24.

Приказами Министерства спорта РФ утверждены Федеральные стандарты спортивной подготовки (ФССП) по видам спорта, в которых указано, что «тренировочные мероприятия являются составной частью тренировочного процесса» и «проводятся, в том числе, с целью обеспечения непрерывности тренировочного процесса, периода восстановления, подготовки к спортивным соревнованиям»5. В перечень тренировочных мероприятий (ТМ) согласно ФССП включаются:

1. ТМ по подготовке к спортивным соревнованиям:

• к международным;

• к Чемпионатам России, Кубкам России, Первенствам России;

• к другим всероссийским;

• к официальным субъекта РФ.

2. Специальные ТМ:

• по общей и/или специальной физической подготовке;

• восстановительные;

• для комплексного медицинского обследования;

• каникулярные;

• просмотровые для кандидатов на зачисление в образовательные учреждения СПО, осуществляющие деятельность в области ФКиС6.

Обобщая и анализируя данные в Федеральном законе определения и требования в ФССП, делаем вывод, что тренировочное мероприятие - это часть спортивной подготовки, одна из форм спортивного мероприятия, не являющаяся спортивным соревнованием, состоящая из тренировочных занятий, восстановительных мероприятий и других действий, направленных на подготовку к спортивным соревнованиям различного уровня, а также зачислению в образовательные учреждения СПО, осуществляющие деятельность в сфере ФКиС.

В соответствии с федеральным законом №329-Ф3 7 выпускник колледжа по специальности физическая культура имеет среднее профессиональное образование, и для того, чтобы стать настоящим тренером, ему необходимо уметь проводить тренировочное мероприятие со спортсменами и руководить их соревновательной деятельностью. Из определения в законе ясно, что главная трудовая функция тренера - умение проводить тренировочное мероприятие. Это по М. Рокичу - инструментальная цель. Мы будем рассматривать в нашей работе понятие «тренировочное мероприятие» в его более узком значении, как «тренировочное занятие» или «спортивная тренировка». Терминальной целью, по нашему мнению, является цель самого тренировочного занятия. То, на что тренер направляет свои усилия.

В педагогике физической культуры понятие «тренер» имеет и другие определения. По мнению составителя сборника «Основные понятия и термины физической культуры и спорта»

5 Приказ Министерства спорта РФ от 20 августа 2019 г. № 673 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика»», п.5.11.

6 Там же, приложение № 10.

7 Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 02.08.2019) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 412-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ), ст.2, п.24.

(1996) В.А. Булкина, понятие «тренер» относится к родовому понятию «спортивный педагог» и имеет следующее значение: «квалифицированный педагог, руководящий процессом подготовки и воспитания спортсменов» [5, с. 28]. Данное определение, с точки зрения педагогики, можно считать верным, но с точки зрения ФКиС, оно не полное по тому, чем должен заниматься тренер. Упущено новая по закону трудовая функция руководство соревновательной деятельностью. Неточность определения связана с тем, что по нему можно включить в понятие тренер, например, администрацию спортивной школы, которая имея педагогическое образование также руководит процессом, но тренером при этом не является.

В качестве одной из целей, к которой мы будем стремиться при формировании ОПК у будущего тренера предлагаем использовать понятие «образ». Вполне логичным для нас является следующее суждение: «То, каким образом выполнит (или не выполнит) свою работу тренер, и даст нам ответ на вопрос - «умеет ли он проводить тренировочное занятие?», то есть сформирована ли у него ОПК». В понятие «образ» мы вкладываем в этом случае смысл идеала, модели. Образ по Гегелю как «чувствуемая мысль» дает нам для осмысливания не абстрактную сущность, а конкретную действительность. Однако изображение получается «чище и прозрачнее, чем это возможно в обыденной действительности» [6, с. 36]. В данном случае мы обращаемся со своим вопросом в будущее, ожидая проверки своего утверждения. Создание такого образа и есть наша цель.

С точки зрения психологии образ является отражением как внутреннего мира самого человека, так и объектов внешнего мира в его сознании. Отсюда следует, что создавая у обучающегося образ тренера, мы тем самым осуществляем в его сознании слияние внутреннего мира с отражением объектов внешнего мира. Несмотря на то, что создаваемая в сознании картина будет идеализированной, обучающийся сможет ориентироваться в свойствах и отношениях данного образа, то есть у него появится возможность к самосовершенствованию. Его сознание будет работать для достижения поставленной цели. Исходя из этого, эффективность процесса достижения заданной цели сознанием обучающегося напрямую зависит от активности субъекта. Автор теории деятельности А.Н. Леонтьев схематически разложил деятельность на составляющие (деятельность - действие - операция -психофизиологические функции) и предложил соотнести её со структурой мотивационной сферы (мотив - цель - условие) [7]. Отсюда мы делаем следующие выводы:

1. чем раньше мы дадим возможность погрузиться студенту в профессиональную деятельность в виде отдельных операций, тем эффективнее будет её влияние на формирование ОПК;

2. выполнение действий, отдельных операций, основанных на психофизиологических функциях не возможно без создания определяемых целью деятельности условий; в данном случае, педагогический процесс формирования ОПК требует таких педагогических условий, которые повышая мотивацию достижения цели, повысят эффективность этого процесса;

3. создавая студенту образ для подражания, мы тем самым даем ему возможность рефлексировать, то есть осмысливать свою учебно-познавательную деятельность с позиции её эффективности для формирования ОПК;

Спортивная психология активно занимается изучением деятельности и личности тренера, И.А. Зимняя рассматривает компетентности как результативно-целевую основу компетентностного подхода в образовании [8], В.А Магин (2006) разработал модель образа личности тренера [9], О.Б. Крушельницкая и А.А. Светлова (2015) исследовали представления спортсменов-юниоров о профессионально важных качествах тренера [10], Е.В. Селезнева и

Ю.К. Алдошина (2016) рассмотрели особенности восприятия студентами спортивного тренера как - эталона [11]. Отмечаются функции этого образа:

• проектировочно-побудительная [9];

• оценочно-стимулирующая;

• сравнительно-сопоставительная;

• воспитательная [10].

По мнению К.А. Сапожниковой, «целесообразность разработки методики оценки эффективности тренерского труда обосновывается тем, что эта оценка направлена:

1. на выявление особенностей, характеризующих существующую систему тренерского труда с учетом этапов многолетней подготовки спортсменов;

2. разработку условий для развития системы тренерского труда;

3. моральное стимулирование субъектов тренерского труда;

4. на разработку механизмов совершенствования стимулирования тренерского труда» [12].

К.А. Сапожникова, анализируя современную систему организации тренерского труда в РФ выделяет следующие основные противоречия:

1. требование повышения качества подготовленности спортсменов как основного предмета тренерского труда при наличии множества иных функций тренерской деятельности, лишь косвенно влияющих на результаты спортсменов;

2. декларирование различий сферы спорта и образования, в то время как большинство физкультурно-спортивных организаций продолжают находиться в статусе образовательных учреждений;

3. внедрение спортивной подготовки наряду с подготовкой по общеобразовательным программам в условиях отсутствия отработанных механизмов по ее организации и контролю в субъектах и муниципалитетах [12].

Соглашаясь с К.А. Сапожниковой по сути выделенных противоречий, отметим, что главное противоречие в статье упущено. По нашему мнению, в настоящее время, когда меняется парадигма тренерского труда, обнаруживается связанное с этим процессом другое противоречие. Традиционно работу тренера оценивали только по результатам выступления на соревнованиях его воспитанников. По крайней мере, так выглядел главный критерий. В этих условиях тренеры работали по принципу - «Победа любой ценой!». Такой подход не только позволял добиваться результатов ценой здоровья спортсменов, но и являлся оправданием применения допинга в спорте. Именно повсеместная борьба с допингом подтолкнула многие международные спортивные федерации к смене парадигмы тренерского труда. Новый принцип звучит так: «Спортсмен на первом месте, победа - на втором» [13, с. 9], то есть перефразируя получим - «Главное не победа, а развитие спортсмена!». То есть, старый критерий оценки эффективности труда (Сколько медалей на соревнованиях у спортсменов - такая зарплата у их тренера) входит в противоречие с новой парадигмой, имеющей по сути гуманистический характер. К сожалению, в соответствии с новой парадигмой пока не выработаны новые критерии эффективности труда тренера. Более того принятое Министерством спорта новое

положение о тренерских категориях осталось основанным на прежней парадигме8. Однако, это не означает, что данная задача не будет решена.

Сапожникова К.А. выделяет три проблемы оценки тренерского труда, обусловленные:

1. разнообразием тренерских функций и творческим характером тренерского труда;

2. существующей практикой перехода спортсменов от тренера к тренеру;

3. наличием у тренера в одно и то же время спортсменов, находящихся на различных этапах подготовки (в зависимости от комплектования групп) [12].

Переход на новую парадигму тренерского труда снимает, по нашему мнению, все три проблемы. Отследить развитие спортсмена в процессе его спортивной подготовки - задача решаемая. Однако, критерии эффективности труда действующего тренера по новой парадигме пока ещё не лежат на поверхности. При этом их поиск необходим.

В поиске методики оценки эффективности труда тренера Сапожникова К.А. отмечает, что «трудовая деятельность тренера в настоящее время проходит этап реформирования, отличается многозадачностью, имеет уровневый характер организации. При общей оценке эффективности тренерского труда предлагается установить соотношение результативности труда к размеру фонда оплаты труда (курсив наш), при этом оценка нуждается в дифференциации в зависимости от этапа подготовки спортсменов. Методику оценки эффективности необходимо формировать с учетом особенностей комплектования групп и характера тренерского труда» [12]. Соглашаясь с первой частью идеи, которую мы выделили курсивом, мы категорически не согласны со второй. Дифференциация оценки в зависимости от этапа подготовки существует и сейчас. В настоящее время чем ниже этап подготовки спортсменов, тем ниже зарплата тренера. Это приводит к тому, что чем опытнее тренер, тем больше вероятность, что он построит свою работу так (а это практически возможно), что у него вообще не будет групп начальной подготовки (первого этапа спортивной подготовки) и по возможности не будет групп спортивной специализации (второго этапа спортивной подготовки). Спортсмены этих этапов не дают высоких мест на соревнованиях по определению. Для начальной подготовки, согласно государственным стандартам спортивной подготовки по всем видам спорта в РФ, «соревнования не проводятся», а для этапа спортивной специализации имеют тренировочный характер 9 . Позиция тренеров, основанная на существующей системе оплаты труда, фактически приводит к резкому снижению количества детей, занимающихся спортом. Это в свою очередь противоречит государственным и региональным программам развития физической культуры и спорта в РФ и в регионах, так как их эффективность, в первую очередь, определяется «целевыми индикаторами и показателями Программы: первый из них - доля населения Российской Федерации, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Российской Федерации в возрасте 3-79 лет»10.

П.Ф. Лесгафт, основатель теории физического воспитания в России, в 1874 году обобщая зарубежный опыт того времени, в своей первой статье «Основы естественной гимнастики» так

8 Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 224 «Об утверждении порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий тренеров» (зарегистрирован Минюстом России 18 мая 2020 года). Пресс-служба Минспорта России http://minsport.gov.ru/press-centre/news/34948/ (дата обращения 20.05.2020).

9 Приказ Министерства спорта РФ от 20 августа 2019 г. № 673 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика»».

10 Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта». Утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №302.

описал задачи тренировки (в то время любые занятия физическими упражнениями назывались гимнастикой): «Задача гимнастики состоит:

1. в способствовании правильного развития нашего тела;

2. в увеличении физической силы организма;

3. в содействии правильному отправлению отдельных органов нашего тела, например, дыхательных, пищеварительных и пр.;

4. правильному развитию формы тела и этим удовлетворять и эстетическому чувству» [14].

Основатель так называемой шведской гимнастики швед Петр-Генрих Линг (1776-1839) считал, что педагогическая гимнастика научает человека подчинять свой организм влиянию своей воли. Цель гимнастики - правильно развить человеческий организм при посредстве точно определенных движений [14, с. 77]. Отметим, что современная парадигма, ставящая на первое место не победу в соревнованиях, а развитие спортсмена, созвучна идеям Линга.

Уже в XIX веке были сторонники узкой специализации при проведении тренировочных занятий. Ротштейн, критикуемый П.Ф. Лесгафтом, «разработал элементы отдельных упражнений, указал на последовательность применения их и желал избегнуть всего, что не приводит прямо к определенно поставленной им цели. Он заставлял своих учеников прыгать, лазать, бегать не для того, чтобы правильно развить физическую их силу и ловкость, а чтобы научить их именно прыгать, лазать, бегать и т. д.» [14, с. 78]. У такого подхода и в настоящее время есть большое количество и сторонников, и противников. Отметим, что именно определение цели занятия приводит к основным спорам оппонентов.

П.Ф. Лесгафт отмечает, что «в XVI и XVII столетиях, следует период, во время которого телесные упражнения оставляли без всякого внимания. Но всё же мы находим, что и в это время более выдающиеся мыслители сознавали этот недостаток (Раблэ, Монтень), так, например, Монтень желает, чтобы игры и телесные упражнения, а также бег, борьба, музыка, танцы, верховая езда, фехтование и охота составляли важную часть ученья, ибо, говорит он, мы должны развивать не одну душу и не одно тело, а человека, не разъединяя его надвое. Джон Локк высказывает также, что «в здоровом теле здоровый дух», - и требует поэтому одинакового отношения как к физическому, так и к умственному развитию. Руссо особенно сильно ратовал за телесное развитие, указывая на то, что древним грекам гимнастика придавала энергию и силу души и тела, отличая их этим от современного поколения» [14, с. 72].

В начале XIX века (1808 г.) Песталоцци пишет: «Сущность элементарной гимнастики состоит только в ряде чисто суставных движений, чем исчерпывается всё, что ребёнок может произвести в отношении положения и движения его тела». Песталоцци определяет конечную цель гимнастики, «именно в том, чтобы привести тело ребёнка в гармонию с его духом и сердцем, что в особенности развивалось у него матерью в семье» [15]. Идеи Монтеня и Песталоцци о гармоничном развитии человека имеют в настоящее время всё больше приверженцев не только в образовании, но и в спорте.

В начале XX века в России опубликованы книги В.В. Гориневского «Научные основы тренировки» (1922) и Г.К. Берзина «Сущность тренировки» (1925), во Франции - книга Мориса Буаже (Бо1§еу 1933) «Физическое воспитание» (на русский язык переведена в 1938 году). Первое учебное пособие по физической культуре было издано в СССР в 1936 году под редакцией И.М. Коряковского11 . Основы методики тренировки в 1949 году публикует

11 Легкая атлетика: учебное пособие / под ред. И.М. Коряковского; Ленинградский гос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Москва: Физкультура и туризм, 1936. - 448 с.: ил.; 22 см.

Н.Г. Озолин12. В книге «Первые шаги в легкой атлетике» (1965) авторы Р.Н. Козьмин, Н.Г. Левитский и П.Л. Лимарь, обобщив опыт П.Ф. Лесгафта и других, определяют «основные задачи тренировки начинающих легкоатлетов:

1. всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья;

2. развитие физических качеств;

3. развитие моральных и волевых качеств;

4. овладение техникой легкоатлетических упражнений;

5. выбор видов легкой атлетики для специализации в них;

6. подготовка к соревнованиям и участие в них;

7. подготовка и сдача норм комплекса ГТО;

8. приобретение знаний из области методики тренировки в виде легкой атлетики, по гигиене, врачебному контролю, массажу и самомассажу» [16].

Такой подход к тренировке являлся образцом советской спортивной школы. В него были заложены основные педагогические принципы: «при проведении занятий с начинающими легкоатлетами прежде всего надо определить основные задачи урока и в соответствии с ними подобрать и применять упражнения, дозировать нагрузку, находить эффективные методы проведения занятий. Общественный инструктор обязан ставить перед занимающимися посильные задачи, которые бы соответствовали уровню их физического развития и технической подготовленности» [16]. Для нас важно то, что данная книга была написана для инструкторов-общественников и тренеров, проводящих занятия с новичками, то есть, говоря современным языком, работающих на этапе начальной подготовки. Это тот этап, на котором предстоит работать тренеру-выпускнику колледжа, специалисту среднего звена, а также начинающему тренеру-выпускнику вуза. Особо отметим, что первые три задачи направлены на развитие занимающегося, четвертая - на овладение двигательными действиями, пятая - пока только на выбор вида легкой атлетики, исключая раннюю специализацию, на шестой и седьмой позиции подготовка и участие в соревнованиях и сдаче норм ГТО, восьмая - приобретение знаний.

К сожалению, в погоне за олимпийскими медалями данные подходы были утеряны. Им на смену пришли политические лозунги. Так в 1972 году в учебнике «Легкая атлетика» под редакцией Н.Г. Озолина и Д.П. Маркова авторы пишут: «Спортивная тренировка -педагогический процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей спортсмена. Никогда нельзя забывать о воспитании спортсмена, о формировании его личности, его морального облика как советского человека, строителя коммунизма. Только при этом условии спортивная тренировка будет способствовать росту мастерства спортсмена» [17]. Такой подход являлся прямым путем к применению допинга, для доказательства превосходства социализма над капитализмом любой ценой. Аналогичные процессы шли и на Западе. Спорт стал заложником политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы следующих изданий шли по тому же пути. Не смотря на то, что по мнению В.Н. Платонова, основу «пирамиды» олимпийской спортивной подготовки составляет первый этап - начальная подготовка, её цели и задачи не рассматриваются им в спортивной подготовке.

«Целью спортивной подготовки является достижение максимально возможного для данного индивидуума уровня технико-тактической, физической и психической

12 Тренировка легкоатлета: Основы методики тренировки / Н.Г. Озолин, заслуж. мастер спорта доц. -Москва; Ленинград: Физкультура и спорт, 1949 (Ленинград: Тип. "Печ. двор"). - 212 с.; 20 см.

подготовленности, обусловленной спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Основные задачи, решаемые в процессе подготовки, следующие:

1. освоение техники и тактики избранного вида спорта;

2. обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;

3. воспитание должных моральных и волевых качеств;

4. обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;

5. приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;

6. комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена» [18, с. 286].

Спортивная подготовка по Платонову В.Н. направлена исключительно на достижение максимального результата в соревнованиях. Автор предлагает оптимизировать количество занимающихся введя предварительное обучение из 15-20 занятий с целью выявления особо талантливых детей. По мнению автора, необходимо просмотреть 100000-150000 человек и на этап начальной подготовки допускать только 10000 детей. Согласно данной модели на этап высшего спортивного мастерства выйдут 100 человек [18, с. 83]. Однако, опыт показывает, что во-первых, разные дети имеют разную скорость физиологического развития (такой отбор даст в группы начальной подготовки только акселератов), а во-вторых, данный подход противоречит Программе развития физической культуры и спорта в РФ, которая требует повышения доли населения занимающегося физической культурой и спортом, чего при данном подходе добиться невозможно.

Современные авторы методических пособий и учебников, цитируя В.К. Бальсевича, приводят определение спортивной подготовки в современном её понимании и содержании -«это многолетний специализированный педагогический процесс, направленный на достижение высокого уровня спортивного мастерства занимающихся» [19]. Базисным звеном, средством спортивной подготовки М.О. Маркин и Л.И. Костюнина называют спортивную тренировку. «Спортивная тренировка - это системный процесс овладения техникой и тактикой вида спорта, повышения уровня физической, специальной, психологической, интеллектуальной подготовленности спортсмена, обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов и совершенствование спортивного мастерства» [20]. «Физическая активность человека в конечном счете направлена на изменение состояния его организма, на приобретение нового уровня физических качеств и способностей. Это не может быть достигнуто никаким другим путем, кроме тренировки» [19, с. 7]. Таким образом, по Бальсевичу тренировка - это средство достижения цели изменения состояния организма и приобретения нового уровня физических качеств и способностей.

И.С. Барчуков и Е.А. Пеньковский в своём учебнике для студентов высших учебных заведений «Теоретические и практические основы физического обучения и воспитания студентов» (1996) дают следующее определение: «Спортивная тренировка - это специализированный педагогический процесс физического воспитания, направленный на достижение спортсменом высоких спортивных результатов. Частными задачами спортивной тренировки являются: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие спортсмена, воспитание его морально-волевых и физических качеств, формирование необходимых умений, закрепление и совершенствование навыков избранного вида спорта» [21]. Называя всё, что не

https:// mir-nauki. com

относится к достижению высоких результатов, частными задачами в 1996 году, тем самым авторы не видят в них первостепенной важности. И как итог в 2017 году И.С. Барчуков в пятом стереотипном издании учебника под редакцией Г.В. Барчуковой рекомендованного «ФГУ «Федеральным институтом развития образования» для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования, регистрационный номер рецензии № 383 от 02.07.2009» [22, с. 1] даёт вместо определения следующую характеристику: «Спортивная тренировка - целостный многолетний, непрерывный процесс, охватывающий спортивную деятельность от новичка до мастера, рекордсмена, олимпийского чемпиона. В большинстве видов спорта этот путь занимает более семи лет» [22, с. 267]. Как видим «частные задачи» в определении просто исчезли. Может быть авторы считают, что для среднего профессионального образования, в отличии от высшего, они не важны или за двадцать лет они отпали как рудимент? По нашему мнению, нет, наоборот сейчас они становятся на первое место. Подходы меняются не только декларативно в Федеральном законе №329-ФЗ, но и в общественном понимании этого вопроса. Отметим, что по нашему мнению, в целом этот учебник имеет нелогичную структуру изложения материала, что для 17-19-летних студентов создаёт трудности при изучении предмета. Те общие вопросы, которые, с аксиологической точки зрения, должны быть изучены в начале курса, оказались в конце его. Посвящая целую главу закончившей своё действие Федеральной целевой Программе развития физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 годов, авторы в своём учебнике издания 2017 года вообще не упоминают не только новую Федеральную Программу 13 , но и Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации от 04.12.2007 № 329-ФЗ, не просто уже действующий в течение десяти лет, но и имеющий к 2017 году большое количество поправок. Вместо этого авторы в список литературы на первое место ставят «1) Федеральный закон от 29 апреля 1999 года N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"» [22, с. 364], который согласно действующему законодательству утратил свою силу в 2007 году14. Такая «невнимательность», по нашему мнению, со стороны не только автора И.С. Барчукова уже пятого стереотипного издания, но и рецензентов первого и всех последующих изданий Н.Г. Михайлова и Н.С. Купцовой, наносит вред подготовке специалистов физической культуры и спорта в целом в Российской Федерации, снижая в глазах студентов её престижность в вопросах государственной важности.

Учебник издания 2014 года «Теория и методика обучения базовым видам спорта: Легкая атлетика» под ред. Г.В. Грецова, А.Б. Янковского, созданный в соответствии с ФГОС по направлению «Физическая культура» (квалификация бакалавр) [23], не даёт студентам ни определения понятия тренировка, ни её целей, ни задач. Повествование начинается с понятия «упражнение», как основного средства легкой атлетики. То есть, при изучении студенты не будут понимать самое главное, зачем им это всё изучать. Отметим, что материал в учебнике основан на практическом опыте авторов и при малом объеме в 288 страниц имеет большую ценность для специалистов, так как подробно описывает лучшие современные методики тренировки. Но, по нашему мнению, внимательным изучением этого материала скорее всего займутся уже работающие тренеры, а не те, кто только собирается ими стать. Отсутствие целеполагания значительно снижает эффективность учебника, особенно при самостоятельных занятиях, на которые он также рассчитан.

В учебнике «Теория и методика физической культуры и спорта» (2011) Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецова, созданного в соответствии с ФГОС по направлению подготовки

13 Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта» Утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №302.

14 Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 02.08.2019) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", ст. 42, п. 1.

«Педагогическое образование» профиль «Физическая культура» (квалификация «бакалавр») написано, что «слово «тренировка» произошло от английского «training», означающего упражнение. Долгое время это значение вкладывали в понятие «спортивная тренировка», понимая под этим термином повторное выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата» [24]. Данное высказывание авторов не соответствует действительности. Во-первых, Этимологический словарь русского языка Семенова даёт происхождение слова «тренировка» от слова тренировать, которое происходит от «латинского - trahere (тащить, волочить). Старофранцузское - trainer (воспитывать, приучать к дисциплине, дрессировать, тренировать(ся)). В русский язык слово пришло из французского при посредстве английского в XIX в.»15. В-вторых, в английском языке, согласно словарю «The Oxford Russian Dictionary»: «training - 1. (study, instruction) подготовка, обучение. 2. (physical prepsration) тренировка. 3. (of animals) дрессировка»16. Слово «упражнение» переводится на английский как «exercize»17. Таким образом, в учебник Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецова для студентов вузов попала неверная информация. Далее авторы указывают на то, что долгое время понятие тренировка употреблялось только в узком смысле, как повторение упражнений, при этом авторы не ставят под сомнение вторую часть - «с целью достижения наиболее высокого результата» [24]. То есть, подводят будущих тренеров к такому смыслу тренерской работы -повторяйте упражнения и стремитесь к победе любой ценой. Авторы отмечают в следующем абзаце: «Постепенно содержание понятия «спортивная тренировка» расширилось и сейчас понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей» [24, с. 333]. Таким образом расширяя границы термина важными направлениями педагогического процесса, авторы не отказываются от цели, указанной в узком значении термина, - достижение максимально возможного результата. Далее авторы делают вывод, в котором эта идея указана дважды в одном предложении: «Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов [24]. Исходя из такой установки цели, задачи спортивной тренировки у авторов выглядят следующим образом:«различные стороны подготовки спортсмена ... объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. В процессе спортивной тренировки решаются следующие задачи:

1. освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

2. совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов;

3. воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

4. обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;

5. приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности» [24].

15 Семенов Р.А. Этимологический словарь русского языка: Русский язык от А до Я. - М: Издательство «ЮНВЕС», - 2003, http://evartist.narod.ru/text15/022.Мт#з 24 (дата обращения 19.06.2020).

16 The Oxford Russian Dictionary: Revised Edition / Russian-English / Edited M. Wheller, B. Unbegaun. English-Russian / edited P. Falla. - Oxford New York: Oxford University Press, - 1997., 1340 p., с. 1265.

17 Там же, с. 559. Страница 12 из 22

Обратим внимание на то, что уже первая задача указывает на узкую специализацию занимающегося. При этом авторы забывают про этап начальной подготовки, на котором, начинают свою трудовую деятельность тренером не только выпускники колледжа, но и вуза. Во второй задаче функциональные возможности организма, по мнению авторов, необходимо повышать только для соревновательного упражнения и только для достижения результатов. То есть, авторы отвергают в спортивной тренировке развитие функциональных возможностей просто для укрепления здоровья занимающегося. Такой подход приведёт и, как показывает наш опыт, очень часто приводит тренеров-практиков к большому количеству травм своих подопечных. Третья задача - воспитательная, по мнению авторов, должна затрагивать только «необходимые морально-волевые качества» [24]. Не указывая конкретно что необходимо воспитывать, авторы наводят на мысль, что имеется в виду те качества, которые необходимы для достижения высоких результатов. Учитывая поведение современных спортсменов -победителей соревнований, к таким качествам можно отнести хитрость, артистизм при симуляции боли от нарушения правил, которого на самом деле не было, грубость по отношению к соперникам и судьям, жадность, мотивирующая к большим призовым на коммерческих соревнованиях, возможность применения допинга, когда никто об этом не знает и т. д. Всё перечисленное может принести высокий результат на соревнованиях. Авторы учебника не указали являются ли эти морально-волевые качества необходимыми, а значит дают понять будущему тренеру, что допускают, что они тоже необходимы по принципу - цель оправдывает средства. Четвертая задача также страдает «необходимостью» без указания какого конкретно уровня и к чему конкретно психической подготовленности нужно достичь. Из высказывания авторов непонятно, необходимо ли спортсмену быть готовым травмировать соперника на соревнованиях, должна ли спортсменка быть готовой терпеть домогательства тренера, готовить себя выступать на соревнованиях под действием психотропных препаратов и т. д., что в принципе может привести к достижению высоких спортивных результатов. Пятая задача «приобретение знаний для успешной тренировочной деятельности» [24] с точки зрения логики приведет к зацикливанию процесса - тренировка будет проводиться ради тренировки. Данный учебник в 2013 году был стереотипно переиздан в 11-й раз, в 2018 году - 15-й раз. По этим учебникам уже выучилось не одно поколение молодых тренеров. По нашему мнению, проблема допинга в российском спорте останется нерешенной до тех пор, пока не будут переписаны учебники для будущих тренеров. Даже введение в программу обучения основ антидопинга не исправит ситуацию, так как изначально в головы будущих специалистов физической культуры и спорта закладываются неверные, по нашему мнению, цели и задачи их будущей деятельности.

Другой современный учебник (2010) для студентов высших учебных заведений «Педагогика физической культуры и спорта» под редакцией С.Д. Неверковича в разделе «Спорт как среда жизнедеятельности человека» о тренировке (основной форме работы будущего специалиста) даёт только следующую информацию: «Способами спортивной деятельности являются физические упражнения - тренировочные и соревновательные. Их использование зависит от целей и условий деятельности» [25]. Далее цели деятельности подразделяются:

на объективные

• общие требования спортивной деятельности;

• специфические требования вида спорта;

• конкретные условия спортивной карьеры и жизни спортсмена (квалификация тренера, тренировочная база и т. д.);

и субъективные:

• природные задатки;

• развитые в специализированном направлении психические свойства;

• опыт спортсмена, воплощенный в знаниях, умениях и навыках» [25].

Далее авторы, ссылаясь на системность спортивной деятельности делают следующее заключение: «В целом каждый компонент и вся совокупность структурно-содержательных элементов спортивной деятельности должны «работать» на самодетерминацию развития спортсмена» [25].

Пытаясь понять мысль автора обратимся к энциклопедии: самодетерминация - это

18

врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение18.

В психологии понятие «самодетерминация развития» не определено, как и понятие «самодетерминация развития спортсмена». То есть, авторы вводя студентам новое понятие (при наличии в учебнике словаря терминов), не только не разъясняют для чего будущий тренер изучает педагогику физической культуры и для чего она нужна в его работе, но окончательно запутывают, снижая мотивацию к обучению, а говоря простым языком, отбивают желание учиться.

В «Учебнике тренера по легкой атлетике» (1982, автор Л.С. Хоменков), переизданном с изменениями (первое изд. 1974), глава об основах спортивной подготовки написана Н.Г. Озолиным и Л.С. Хоменковым. К современному тренеру авторы предъявляют требование не только серьезно относится к своему делу, но и постоянно углублять свои специальные знания. «Сегодня без глубоких научных знаний невозможно добиться высоких спортивных результатов» [26, с. 4]. По мнению авторов, цель получения знаний - достижение высоких результатов. Отмечая многообразие трудовых функций, авторы напоминают о том, что советский тренер - это «прежде всего педагог, воспитатель. Стремление упорно и настойчиво тренироваться, чтобы показывать рекордные результаты, у спортсмена нужно воспитывать. И первая роль в этом отводится тренеру» [26, с. 4]. Авторы считают, что педагогом тренер должен быть исключительно для рекордов. Анализируя состояние мирового спорта, авторы отмечают зависимость высоких результатов «от степени развития физических и психических качеств атлета. Это диктует необходимость отбора спортсменов с наиболее высоким уровнем развития качеств, важных для того или иного вида легкой атлетики» [26, с. 4]. Такая авторская постановка вопроса приведёт к тому, что тысячи не имеющих «способностей к спортивной деятельности детей и подростков» [26, с. 4] будут отторгнуты спортом в самом начале. При этом, как мы отмечали раньше, во-первых, ретарданты проявляют свои способности на два года позже акселератов, во-вторых, это не соответствует Программе развития физической культуры и спорта в РФ, сокращая количество занимающихся, и в-третьих, а по нашему мнению, это главное, с точки зрения общечеловеческой, это антигуманный подход. Авторы видят необходимость «высокого организационного и методического уровня спортивной работы с детьми... только для обеспечения успеха той или иной страны на международной арене» [26, с.9]. Авторы настраивают будущего тренера не на работу со всеми детьми, а только с талантливыми. Массовый спорт в школах они рассматривают только как «наилучший путь поиска талантов. Наряду с дальнейшим развитием массового спортивного мастерства в стране целесообразно осуществить организованное выявление природно одаренных юношей и девушек, способных в течение 5-6 лет достигнуть уровня международного класса и принять участие в олимпийских играх» [26, с. 9]. В этом, по нашему мнению, явно просматривается

18 Большая психологическая энциклопедия: Словарь практического психолога. / С.Ю. Головин - М.: АСТ, Харвест. 1998 г. Ь11р8://гш^-р8уЬо.81оуагоп1ше.сот/2435-САМОДЕТЕРМИНАТТИИ%20ТЕОРИЯ (дата обращения 23.05.2020).

желание форсировать подготовку юных спортсменов, уже давно считающейся в мировом спорте порочной. В погоне за рекордами авторы не только главным считают «не только повышение эффективности и надежности тренировочного процесса, но и поиск новых способов мобилизации своих потенциальных возможностей и необходимость научиться наиболее эффективно их использовать. Только такое целенаправленное воздействие на свои природные данные позволит атлету добиться не доступного еще никому уровня спортивной работоспособности [26, с. 10]. Такой подход, по нашему мнению, косвенно направляет будущих тренеров на путь допинга, в настоящее время осуждаемый и в России, и в мире. «При этом особенно важно так организовать подготовку, чтобы заданного уровня мастерства атлет достигал в оптимальные сроки и в определенный возрастной период, сохраняя возможно большие резервы для дальнейшего повышения результатов (с учетом специфических сторон вида легкой атлетики, индивидуальных способностей спортсменов). В этом и заключается основа системы олимпийской подготовки. Важно не только развить физические качества спортсмена, усовершенствовать его технические и тактические способности, сформировать медико-биологические и психологические предпосылки, но и добиться того, чтобы наивысший уровень его работоспособности был продемонстрирован в нужное время» [26, с. 10]. Таким образом, авторы ещё дальше уходят от олимпийских принципов, провозглашенных в конце XIX века при возрождении современных Олимпийских «Главное не победа, а участие!». Авторы настаивают «на стремлении тренироваться упорно и настойчиво, вкладывать все свои силы в достижение цели. В то же время систематические занятия спортом - это мощный фактор, способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию смелых, сильных, выносливых и закаленных людей, подготовленных к труду и защите Родины» [26, с. 13]. Впервые и единственный раз в этой главе авторы говорят о других возможностях спортивной подготовки. Однако, далее обозначенная ими основная задача спортивной подготовки, теряет их: «Перед легкоатлетами СССР поставлена трудная, но почетная задача завоевывать первые места на олимпийских играх, в международных состязаниях» [26, с. 13]. Далее авторы подробнее рассматривают её: Выполнение этой основной задачи предполагает следующее:

1. Улучшение состояния здоровья, работоспособности спортсменов - кандидатов в сборную олимпийскую команду.

2. Реализацию индивидуального перспективного 4-летнего планирования подготовки спортсменов:

a) повышение функциональных возможностей организма легкоатлетов, воспитание и развитие необходимых качеств;

b) совершенствование техники движений;

^ наличие индивидуального календаря соревнований и расширение соревновательного опыта;

d) достижение. высшей спортивной формы в период чемпионатов СССР, Европы, мира и олимпийских игр.

3. Воспитание у спортсменов устойчивых психических качеств, обеспечивающих достижение высоких результатов в условиях напряженной борьбы в ответственных соревнованиях» [26, с. 14].

Из восьми задач, которые ставились спортивной подготовке в учебнике 1965 года остались лишь три, причем явно узконаправленные. Авторы не считают нужным улучшать здоровье и т. д. тем спортсменам, которые не войдут в число кандидатов в сборную команду страны, забывают про то, что 99 % читателей их учебника не будут готовить спортсменов к Чемпионатам страны и международным соревнованиям. А так как других задач авторы не ставят, то и начинающий тренер будет из новичков готовить сразу кандидатов в сборную

страны. Тем самым, нарушая педагогические принципы, начинающий тренер своими тренировками будет входить в противоречие с физиологическим развитием воспитанников, о здоровье которых начнет думать, только когда они станут кандидатами сборной страны. Считаем, что данный учебник наносит вред развитию массового спорта в России и калечит философию будущих тренеров. «Система спортивной подготовки осуществляется как процесс, направленный на достижение поставленной цели (рекорд, победа), требующий управления и определенных условий» [26, с. 14].

Авторы анализируя средства и методы подготовки сборной команды страны на протяжении последних четырех олимпийских циклов (как оказалось в последствии наиболее зараженной проблемой допинга) делают вывод о том, что «росту спортивных результатов способствует значительное повышение объема и интенсивности нагрузки в избранном виде легкой атлетике, специальных упражнений, в том числе для совершенствования техники движений. Опыт также показал, что увеличение объема и интенсивности общей физической подготовки, тренировки для развития специальной выносливости и скоростно-силовых качеств создавало прочную основу для повышения абсолютной скорости бега, результатов в прыжках, метаниях и многоборьях, что является первостепенной необходимостью при. подготовке легкоатлета к новому уровню достижений» [26, с. 19] (курсив наш). Современные подходы к тренировке, в контексте антидопинговой политики, отрицают бесконечное увеличение объёмов и интенсивности нагрузки.

В учебнике «Физическая культура» (2012) 12-го стереотипного издания для студентов учебных заведений среднего профессионального образования (авторы Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев) в главе «Основы физической и спортивной подготовки» (автор Н.В. Решетников) в первом параграфе «Схема построения занятия» физическая подготовка приравнивается авторами к физическому воспитанию, что не соответствует Федеральному закону о ФКиС в РФ 329-ФЗ:

• «физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической

19

культуры»19;

• «физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик»20.

Во втором параграфе «Виды спортивной подготовки» указывают «цель спортивной подготовки - достижение максимальных результатов в избранном виде спорта» [27, с. 104]. Таким образом авторы, во-первых, нарушают дидактические принципы обучения, раскрывая сначала средства и методику обучения двигательным действиям, а затем в другом параграфе объясняют в чем цель этого обучения. Цель спортивной тренировки у авторов также не соответствует Федеральному закону 329-ФЗ «п.15.1 спортивная подготовка - тренировочный процесс, который ... направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку»21. Таким образом, авторы упускают важное направление спортивной подготовки - физическое воспитание, которое в свою очередь,

19 Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", ст. 2, п. 25.

20 Там же, ст. 2, п. 27.

21 Там же, ст. 2, п. 15.1.

главной целью имеет - «формирование всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры»22. По нашему мнению, такие вольные трактовки данных законом определений «в учебнике рекомендованном ФГУ «Федеральным институтом развития образования» в качестве учебника для учреждений среднего профессионального образования» [27, с. 1] снижают эффективность подготовки не только педагогов по физической культуре в СПО, но дают неверную информацию студентам других специальностей при изучении предмета «физическая культура», а учитывая, что данный учебник, авторы предлагают использовать и для старшеклассников, то он может нанести вред физическому воспитанию подрастающего поколения в целом.

В последнее время вызывает обеспокоенность то, что спортивная подготовка для достижения высоких мест на соревнованиях, сближаясь с биохимией, физиологией, биомеханикой, информатикой, при этом остается слишком далеко от педагогики. На это указывают зарубежные ученые Э. Майнберг, Д. Курц, Р. Эртер., О. Группе и другие. Так немецкий ученый Экхард Майнберг, автор книги «Основные проблемы педагогики спорта» (1991), переведенной на русский язык в 1995 году, отмечая недостаточную разработанность в педагогике спортивной деятельности, приводит «проверочные критерии» Д. Курца (описанные им в 1982 году в книгах по педагогике спорта) для успешной оценки спорта, как деятельности, «направленной на развитие личности. Спортивные тренировки:

1. в детском возрасте должны быть достаточно разнообразными, чтобы развитие физических способностей было всеобъемлющим; ... не должны быть связаны ни с каким риском для их здоровья, что особенно касается вредных последствий, обнаруживающихся позже;

2. не должны заменять школьный спорт или хотя бы пробуждать в ребенке пренебрежительного отношения к нему;

3. должны проходить в атмосфере доброжелательности, чтобы дети ощущали любовь к себе и чувствовали себя в безопасности, при этом не замыкаться только в спорте;

4. не должны повлечь пропуски занятий или уход из школы;

5. не должны вытеснять все прочие интересы, связанные с досугом, которые развиваются в детском возрасте» (Д. Курц, 1982) [28, с. 230].

Автор, давая эти критерии, пока ещё «сомневается, дадут ли они результат в практической тренерской работе, ориентированной на педагогические задачи и цели» [28, с. 230]. «Но для нас более важно, понимание того, что в большом спорте существует множество проблем, связанных с воспитанием и развитием, необходимо как можно более надежно исключить возможность неверного развития» [28, с. 230]. В этом мы полностью согласны с автором. «В смыслоориентированной педагогике спорта проблема понятия развития становится одной из главных тем» [28, с. 230]. По мнению другого немецкого антрополога К. Динельта: «Педагогика спорта должна опираться не только на антропологию детства, но и на антропологию юношества, которая как наука ещё слабо развита» [28, с. 230]. Пока в советской России, а затем и в постсоветской с 1970-х по 2010-е в спортивной подготовке методично год за годом избавлялись от тех задач, которые «могут помешать» спортсмену показать всё на что он способен, на Западе с такой же скоростью двигали спортивную подготовку навстречу педагогике, отмечая важность развития и воспитания. Мы предлагаем идти по пути развития личности ребенка. Тренер, работающий с новичками, должен в-первую

22 Там же, ст. 2, п. 25. Страница 17 из 22

очередь думать о них, как о людях, получающих на занятиях всестороннее развитие, а не как об автоматах по производству олимпийских медалей.

Перечисленные выше современные российские учебники, имеют, с нашей точки зрения, серьёзные недостатки. Качественно отличается от них учебно-методическое пособие для высших учебных заведений А.М. Якимова «Основы тренерского мастерства». Небольшая по объему (176 страниц) книга сконцентрировала в себе самые важные моменты тренерской профессии. Все разделы имеют интересные примеры из спортивной жизни, которые помогут в дальнейшем найти верное решение в трудной ситуации. Это значительно облегчает студентам понимание излагаемого материала. Книга написана понятным языком, легко читается. Очень важный момент, что в самом начале книги автор даёт следующий эпиграф к предисловию: «Наставникам, которые не используют допинг в тренировочном процессе спортсменов и не хотят, чтобы профессия тренера стала аморальной» [29, с. 3]. Это сразу даёт студентам установку на то, что они будут работать по-новому. То есть, воспитание будущих тренеров начинается с первых страниц книги, которая «кроме информационной функции (формирование системы знаний) имеет ещё и познавательную (ориентирующую на самосовершенствование)» [29, с. 3]. Главу «Тренер: составляющие профессии» автор начинает цитатой Заслуженного тренера СССР, проф. В.В. Громыко: «Тренер - это не только профессия и не просто должность. Это состояние души, желание и способность отдать всего себя ученикам и быть рядом с ними всегда» [29, с. 5]. К сожалению, в других учебниках нами не выявлены такие цитаты, которые отличают пособия для обучения от пособий для образования, неотъемлемой частью которого является воспитание. В начале первой главы автор указывает «цели в работе тренера:

1. создавать условия для занятий спортом с увлечением, укреплять дружеские взаимоотношения между учениками группы;

2. формировать хорошие, здоровые привычки у воспитанников во время занятий спортом;

3. создавать возможности всем занимающимся участвовать в интересных соревнованиях по своему виду спорта;

4. давать спортсменам такую подготовку, которая гарантировала бы им дальнейшее совершенствование в своём виде спорта.

Отметим, что в перечне целей не упоминается подготовка чемпионов или различного рода рекордсменов. Она не должна быть основной в работе тренера. Лишь очень малая доля воспитанников имеет шанс вырасти в высококвалифицированных спортсменов. А может таких и не будет. Однако, каждый спортсмен должен стремиться показать наилучший для себя результат» [29, с. 6]. Автор сам подчеркивает второстепенность в тренерской работе высоких спортивных результатов. Мы задаем себе парадоксальный вопрос: «Если спорт, по определению, - это стремление к высоким результатам, то почему тренер, как часть спорта, не должен стремиться к ним?» По нашему мнению, стремление к результату должно быть у того, кто его действительно может достичь. В спорте достигает результата спортсмен, а тренер может только помочь ему в этом достижении. Из-за непонимания этого многие тренеры выполняют неверное целеполагание в своей работе. Это в конечном счёте приводит к серьезным ошибкам и неудачам.

Рассматривая новые парадигмы в физическом воспитании, а по мнению Т. Куна «парадигмы дают ученым не только план деятельности, но также указывают и некоторые направления, существенные для реализации плана» [30, с. 143], необходимо перестраивать подходы к образованию. Это необходимо не для того, чтобы опережать время. К сожалению, по нашему мнению, в образовании мы не можем даже идти в ногу со временем. По К. Бейли «парадигма - это ментальное окно (mental window), через которое исследователь рассматривает

мир» [31, с. 25]. Мы считаем, что главная задача при подготовке педагогов по физической культуре - с первого дня занятия открыть студентам это «ментальное окно». Иначе все изучаемые дисциплины останутся в понимании студентов отдельными дисциплинами, не связанными с их профессиональными компетенциями.

Возвращаясь к середине ХХ века отметим слова В.И. Алексеева известного всему миру великого тренера, подготовившего плеяду рекордсменов мира и олимпийских чемпионов. Для нас он, в первую очередь, - великий педагог, оставивший после себя свою школу, своих учеников, и являющийся образцом для будущих тренеров, педагогов по физической культуре. В.И. Алексеев в 1949 году, имея опыт подготовки более 10000 бойцов во время Великой Отечественной войны, выделил «качества, необходимые тренеру для успешной работы:

• тренер должен быть экспериментатором, исследователем;

• должен любить свою профессию;

• работать с детьми независимо от квалификации;

• быть требовательным к своим ученикам не только в тренировочных занятиях;

• быть требовательным к себе;

• изучать до мельчайших деталей те упражнения, которым тренер будет обучать учеников; верить в свои силы, в возможность достижения высокого результата» [32].

Заключение

В результате нашего исследования получены следующие результаты:

• дано определение понятию «тренировочное мероприятие», которое пока отсутствует в законе о ФКиС РФ;

• классифицированы по М.Рокичу как терминальные, инструментальные ценности и установки понятия тренера в законе о ФКиС РФ, ПСТ и ГССП и ФГОС, что позволит расставлять приоритеты при их доработках в будущем;

• опираясь на теорию деятельности А.Н. Леонтьева предложены эффективные подходы к повышению мотивации к профессиональной подготовке студентов колледжа по специальности физическая культура;

• анализируя учебную литературу по теории и методике физической культуры от П.Ф. Лесгафта до современных авторов, на основе аксиологического подхода показано как изменялись цели и задачи тренировки в различные периоды, отмечены несоответствия современных учебников для студентов СПО и вузов требованиям последнего времени, современным законам РФ;

• для повышения эффективности подготовки специалистов по ФКиС, при разработке новых учебников для СПО и вузов и переиздании старых предложены рекомендации авторам по конкретизации целей и задач тренировки с учетом современных требований и новой парадигмы тренерского труда.

https:// mir-nauki. com

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

15.

16. 17.

Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте // Общественные науки и современность, 2010. № 3. C. 5-22.

Kluckhohn, C.K. (1951). Values and value orientations in the theory of action. In T. Parsons and E.A. Shils (Eds.), Toward a general theory of action. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Rokeach, M. (1968) Beliefs, Attitudes, and Values: A Theory of Organization and Change. San Francisco: Jossey Bass, Inc. (Jossey Bass Behavioral Science Series).

Schwartz S.H. Value orientalons: Measurement, antecedents and consequences across nalons. // Measuring aqtudes crossnalonally: Lessons from the European Social Survey / Ed. by R. Jowell, C. Roberts, R. Fitzgerald, G. Eva. London: Sage, 2007. P. 173.

Булкин В.А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта: учебное пособие. - СПБ: Изд-во СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996, с. 47.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. - М.: Искусство, 1968-1973. (на основе перевода Б.Г. Столпнера и П.С. Попова).

Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

Магин, В.А. Модель системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 4.

Крушельницкая О.Б., Светлова А.А. Представления спортсменов-юниоров о профессионально важных качествах тренера // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 39. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 19.06.2020).

Селезнева Е.В., Алдошина Ю.К. Спортивный тренер-эталон в восприятии студентов // Акмеология. - 2016. - №1.

Сапожникова К.А. Тренерский труд и методика оценки его эффективности» // Дискуссия. - 2016. №3.

Томпсон П.Дж.Л. Введение в теорию тренировки: официальное руководство ИААФ по обучению лёгкой атлетике. - 2009.

Лесгафт П.Ф., Основы естественной гимнастики / Лесгафт П.Ф. // Собрание педагогических сочинений. Т. 4. - М.: Физкультура и Спорт, 1953, С. 7-22.

Песталоцци, Собр. соч., изд. Л.В. Зейферта. 2-й дополненный том, Бранденбург, 1873. О формировании тела при последовательном применении элементарной гимнастики в системе физических упражнений, стр. 55-69.

Первые шаги в легкой атлетике. Р.Н. Козьмин, Н.Г. Левитский, П.Л. Лимарь / М.: «Физкультура и спорт». - 1965, 214 с.

Легкая атлетика: учебник. - М.: Физкультура и спорт, - 1972, 672 с., с илл. Под общей редакцией Н.Г. Озолина и Д.П. Маркова.

18. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения. - К.: Олимпийская литература. - 2004, 808 с.

19. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. -М.: Советский спорт, - 2009, 220 с.

20. Теоретические основы спортивной тренировки легкоатлета / М.О. Маркин, Л.И. Костюнина. - Ульяновск: УлГПУ, 2012, 55 с.

21. Барчуков И.С., Пеньковский Е.А. Теоретические и практические основы физического обучения и воспитания студентов: учебник для высших учебных заведений. - М., 1996.

22. Барчуков И.С., Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И.С. Барчуков; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. - 5-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2017. - 366 с. - (Среднее профессиональное образование).

23. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Легкая атлетика: учебник для студ. учреждений высш. образования / [Г.В. Грецов, С.Е. Войнова, А.А. Германова и др.]; под ред. Г.В. Грецова, А.Б. Янковского. - 2-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с. - (Сер. Бакалавриат).

24. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. Проф. Образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 11-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с. - (Сер. Бакалавриат).

25. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений / [С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин и др.]; под ред. С.Д. Неверковича. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 336 с.

26. Учебник тренера по легкой атлетике / Под ред. Л.С. Хоменкова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 479 с., ил.

27. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев]. - 12-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012, - 176 с.

28. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс / Пер. с нем. под ред. М.Я. Виленского и О.С. Метлушко. - М.: Аспект Пресс, 1995. -318 с. -(Программа: Обновление гуманит. образования России).

29. Якимов А.М. Основы тренерского мастерства: Учебно-методическое пособие. -М.: Спорт, 2015 - 176 с.

30. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

31. Baily K D. Methods of Social Research N.Y., London, 1982.

32. Барникова И.Э. Подготовка спортивных резервов в педагогической деятельности В.И. Алексеева: Дисс. ... канд. пед. Наук. - Л., 1991. - 237 с.

Volkov Aleksey Vladimirovich

Pushkin Leningrad state university, Saint-Petersburg, Russia

E-mail: alex_hammer@bk.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=907427

Axiological approach to the formation of professional competencies of a teacher in physical education and sports based on the analysis of educational literature

Abstract. This article is part of a dissertation research on the topic of the formation of professional competencies of teachers in physical education and sports in secondary vocational education. In the article, based on the axiological approach to the formation of professional competencies of coaches, the value orientations of this profession are derived. Based on the definition of a coach in the law on physical culture and sports in the Russian Federation and the requirements of the professional standard, the author concludes that it is necessary to review the content of the educational literature for the specialty physical culture used in secondary vocational education. Analyzing such concepts as" value "and" coach", the author concludes that the goals and objectives of a training session are defined as the terminal value of the coach's profession. The author considers in the existing educational literature for secondary vocational education in the specialty physical culture the development of goals and objectives of training sessions for the period from the end of the XIX to the beginning of the XXI century. The article highlights the achievements of the Soviet sports school in the middle of the twentieth century in the formulation of goals and objectives of training. The author points out the losses in this area related to the politicization of sports. The change in the values of the coaching profession at the end of the twentieth century led not only to the active use of doping in Russian sports, but also called into question the humanistic ideas of sport. The lack of attention of the authors of textbooks to the modern conceptual apparatus of physical culture, the goals and objectives of training sessions in accordance with the laws of the Russian Federation reduces the effectiveness of training coaches and thereby hinders the development of physical culture and sports in the country. The author reveals the shortcomings of modern textbooks. To solve the problem of inconsistency of textbooks with the new coaching philosophy, based on the priority of the development of the athlete over his athletic achievements, the author suggests making adjustments to the newly published and reissued educational literature.

Keywords: physical education and sports teacher; professional competence; sports training; secondary vocational education; terminal value; trainer; training event; physical education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.