АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ
СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
Т. А. ОЛЬХОВАЯ
Образование является основным каналом приобщения будущего специалиста к ценностям культуры, образования и профессии. Аксиологизация образования определяет состав и иерархию ценностей, которые не только придают направленность будущей профессиональной деятельности студента, но определяет его взаимодействие с миром и с людьми. Благодаря своей ценностно-ориентирующей функции, образовательный процесс выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и образовательной реальности. От того, насколько развит аксиологический потенциал студента университета, в значительной мере зависят его профессиональная жизнь и качество его профессиональной деятельности. Аксиологизация есть совокупность педагогических условий, способствующих развитию сущностных сил личности, возвышению потребностей, обогащению аксиологического потенциала, становлению субъектности студента университета.
В целях исследования становления субъектности мы обращаемся к категории «ценность», позволяющей раскрыть внутреннюю сторону образовательного процесса как взаимосвязь личности и общества, увидеть личностный аспект ориентации студента на ценности познания, культуры, самореализации. В отечественном человекознании к настоящему моменту существует достаточное количество работ, раскрывающих сущность понятий «ценность», «ценностные ориентации», «ценностные отношения». В нашем исследовании мы опираемся на теорию ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой, которая дает педагогическую интерпретацию закономерностей развития ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации - основа становления субъектности, важнейший компонент ее структуры. В них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии, это «ось сознания», вокруг которой вращаются помыслы, чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы.
Ценностные ориентации - это достаточно сложные образования. Они вобрали в себя разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, специфические формы осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего, будущего, а также сущности своего собственного «Я». Ценностные ориентации определяют вектор движения мысли и действия человека. «Идеи, события и феномены очищенные от всех ценностных характеристик, лишаются моральной реальности» (Э. Тоффлер).
Согласно теории А.В. Кирьяковой [1], процесс ценностной ориентации - это восхождение личности к ценностям общества на основе диалектического закона возвышения потребностей. Процесс ориентации личности в мире ценностей включает в себя три взаимопроникающие стадии: присвоение личностью ценностей
(ценностный образ мира); преобразование личности на основе присвоенных ценностей (ценностный образ «Я»); проектирование, создание ценностного образа будущего. Весь цикл ориентации обеспечивает цепочка ценностных механизмов: поиск—оценка—выбор—проекция. Благодаря их действию, их интеграции в ориентации, происходит развитие личности во всем её многообразии.
Наличие устойчивой иерархии ценностных ориентаций является ведущей характеристикой аксиологического потенциала личности студента - многоуровневого интегративного динамического новообразования, определяющего характер его
будущей профессиональной деятельности, стремление и готовность к освоению ценностей науки, культуры и образования.
При рассмотрении процесса становления субъектности студентов университета необходимо учитывать не только внешние обстоятельства, но и активизацию внутренних побуждений личности: мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, стремлений, притязаний и их синергетические характеристики позволяющие рассматривать иерархию ценностных ориентаций как неравновесную, неустойчивую, самоорганизующуюся систему. Становление субъектности студента университета мы определяем как целостный, динамически развертывающийся во времени процесс расширения аксиологического пространства отношений «Я - Мир» (аксиологической осведомленности о мире и о себе), предполагающий переход от центрированности на самом себе и целях собственного (личностного) роста, самосовершенствования, превосходства к ценностно-конструктивному освоению и преобразованию как мира, так и себя, то есть к построению ценностной системы отношений «Я - Мир», представляющей весь спектр жизни и деятельности студента.
Ценностные ориентации выполняют следующие основные функции: определение осознания студентом себя как профессионала и как человека; создание критериев оценки социальных, политических и нравственных явлений и процессов; прогнозирование, проявляющееся в «саморегулируемой деятельности целеполагания, где будущее не просто предвосхищается, а создается самим процессом формирования иерархии ценностей» (Г.П. Выжлецов, В.П. Бездухов).
Субъектные ценности мы определяем как осознанные и принятые человеком общие смыслы самоосуществления (самореализации, самосозидания). Стратегия деятельности преподавателя по становлению субъектности студентов университета приобретает характеристики успешности тогда, когда актуализированное студентом общекультурное и специальное знание, входя в структуру ценностного отношения, используется ими для оценки реальной результативности своего обучения в вузе, своего самоопределения в результате выбора ценностей, смыслов и действий по достижению личностной и профессиональной успешности. То есть в том случае, когда ценности (культурные и образовательные) преобразуются в стимулы и мотивы практического поведения студентов. Не случайно понятие педагогического профессионализма рассматривается в контексте того, в какой мере педагог может развить субъектный потенциал учащихся, обеспечить условия его личностного роста. Движущей силой становления субъектности является процесс обретения личностью студента смыслов, целей, ценностей и ресурсов собственной образовательной деятельности.
В связи с этим в исследовании проблемы становления субъектности студентов университета особое значение мы уделяем явлению ценностного резонанса. Согласно синергетической концепции эффективны слабые, резонансные воздействия на самоорганизующуюся систему. Внешние воздействия совпадают (резонируют) с внутренними механизмами самоорганизации. Зная механизмы самоорганизации, можно сознательно ввести в среду соответствующее воздействие - «уколоть» среду в нужных местах и тем самым направить ее движение. Но направить не куда угодно, а в соответствии с потенциальными возможностями самой среды (С.П. Курдюмов). Под ценностным резонансом мы понимаем совпадение (полное или частичное) ценностных ориентаций, транслируемых преподавателем с «ожиданиями» (осознанными или неосознанными) ценностей студентами. Результатом ценностного резонанса может быть рассмотрено одномоментное (спонтанное) принятие студентом ценностных ориентаций, реализация которых будет происходить в течение всей
жизни. То есть, преподаватель по средствам педагогической деятельности создает смысловое пространство ценностей, которое во многом будет определять ценностнорефлексивное развитие студентов. Ценностное воздействие будет эффективным (резонансным) если оно инициирует поиски смысла. Таким образом, мы получаем возможность говорить о «ценностном ответе» личности студента, позволяющем пересматривать границы собственного «Я». Способность превосходить самих себя, вступать в «резонанс» с тем, что выше нас связана с аксиологическими характеристиками человека. «В ценностном ответе раскрывается логика сердца — его духовный характер и рациональная структура» (Дитрих фон Гильдебранд). Наиболее значимым результатом ценностного резонанса может быть рассмотрено ценностное самоопределение.
Жизнь человека - это «история актуализации одних ценностей и низвержение других» (С.Л.Рубинштейн), поэтому самоопределение - это незавершаемый, непрерывный процесс, подтверждаемый постоянной переоценкой ценностей, которая происходит на протяжении всей жизни человека. С точки зрения философского осмысления университетского образования, педагогическое исследование неизбежно восходит к категории смысла и обращается к философскому анализу проблемы свободы выбора. В современных условиях человек постоянно встает перед необходимостью индивидуального выбора, а значит, самоопределения, которое предполагает постоянное обращение к смыслу. Смысл - основополагающая доминанта человеческого существования, которая в наше время приобретает особую остроту.
Согласно исследованию В.Д. Повзун [2], ценностное самоопределение личности представляет собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени образования. Смысл как педагогический феномен представляет собой актуальную ценность, выступающую из общей иерархии ценностей как доминанта именно благодаря образованию. Смысл является базовой категорией самоопределения, поскольку:
• в современном обществе человек постоянно встает перед необходимостью выбора, «сверхвыбора», самоопределения;
• самоопределяясь в жизненной ситуации, человек обретает смысл деятельности, действия, операции, венчаемый жизненным смыслом или смыслом жизни (ААЛеонтьев);
• смыслы существуют в культуре общества и поэтому они выступают как ценности общественного бытия и общественного сознания, дающие человеку вневременную опору в жизни;
• смысл осуществляет смысловое преображение бытия, и осмысление личностью действительности происходит одновременно в двух пересекающихся направлениях: наделении смыслом окружающего мира и поиске собственного смысла;
• смыслы фиксируют опыт всего исторического прошлого и непрестанно интерпретируются в контексте проблем настоящего;
• смысл жизни - идея, содержащая в себе цель жизни человека, «присвоенная» им и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка;
• человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни, причем не только смысла жизни вообще, но и конкретного смысла в данный момент жизни.
Ценностное самоопределение предполагает качественные изменения в отношении личности к собственной жизни, благодаря формированию целостного представления личности о мире и осмыслению своего места в нем.
В отечественном человекознании обращение к проблемам смысловых образований представлено многими исследованиями. Смыслы функциональны: предмет, поступок, действие, высказывание приобретают смысл только в рамках целого (жизненной ситуации и, шире, жизнедеятельности человека), если это оказывается значимым для ее самосохранения и развития.
М.Р. Гинзбург считает, что успешное самоопределение характеризуется наличием широкого спектра личностно-значимых позитивных ценностей или «ценностной насыщенностью»; дающей возможность своеобразного маневра, а неуспешное -«ценностной пустотой», их узким спектром или отсутствием.
Принципиально значимым для изучения проблемы становления субъектности является анализ категорий «смысл» и «смысл жизни», так как смысл жизни представляет собой наиболее емкий мировоззренческий и аксиологический параметр, имеющий прямое отношение к сфере образования (Б.С. Гершунский).
Исследования В.Э. Чудновского, А.А. Бодалева [3] показывают, что смысл жизни представляет собой не просто определенную идею, жизненную цель, ставшую для человека высоко значимой ценностью. Это особое образование, имеющее свою специфику возникновения и свои этапы становления. Приобретая относительную устойчивость и независимость от породивших ее условий, оно может существенно влиять на действия и поступки человека. Рассматриваются следующие характеристики данного феномена - субстанциальность, амбивалентность, полимотивированность, возрастной и интеграционный аспекты смысла жизни, показано, что в процессе его формирования преобразуются представления субъекта о собственной жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в единую линию жизни. Кроме амбивалентности выявлена важная характеристика смысла жизни - его адекватность, включающая два показателя: реалистичность и конструктивность. Реалистичность - это соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой - индивидуальным возможностям человека. Конструктивность - характеристика, отражающая степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешности деятельности человека. Степень адекватности смысла жизни существенно обуславливает характер профессионального самоопределения: профессиональные устремления, не учитывающие своеобразия индивидуальных особенностей и возможностей человека, способствуют формированию неадекватного смысла жизни, который как бы закрепляет эти стремления, что приводит к жизненным конфликтам и негативно сказывается на всем процессе становления личности.
Смысл самоопределения состоит в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать свою сущность (П.Г.Щедровицкий). Важнейший парадокс самоопределения заключается в том, что уже найденный смысл тут же обесценивает жизнь, поэтому важен именно процесс поиска смысла. В нем отдельные обретенные смыслы просто являются промежуточными этапами процесса, а сам процесс становится главным смыслом и представляет собой саму жизнь в ее динамике, а не как некое достижение (Н.С.Пряжников). При творческом подходе к своей жизни смысл создается человеком заново, и в этом случае он становится подлинным субъектом самоопределения, а не пассивным проводником «высших» смыслов.
Студенческий возраст наиболее сенситивный для поиска и нахождения смыслов жизни. Данный период характеризуется постепенной дифференциацией «больших» и «малых» жизненных смыслов, движением от конгломератов смыслов к их иерархии и выделению главного жизненного смысла. Смысл достигается благодаря интеграции возможного и действительного, ожидаемого и реального, конкретизируется в целях жизни, а в образовании - в целях воспитания и обучения. Смысл побуждает человека к поступку.
Для современного образования важно понимание смысла жизни как идеи, содержащей в себе цель жизни человека, потенциального смысла, предназначения, которое обязательно надо осуществить (В.Франкл), смыслообразующего фактора человеческого поведения (Э.Фромм). Определенный интерес представляет и анализ соотношения понятий «смысл жизни» и «акме» человека, показывающий, что феномены смысложизненных ценностных ориентаций и акме имеют общую основу -фундаментальную потребность человека в самоактуализации, стремление осуществить, «выполнить себя». Вместе с тем, эти феномены далеко не тождественны: наблюдаются существенные различия, а иногда и противоречия между ними. Одна из причин несовпадения - различия между «обыденным» и «высшим» «Я». Приземленный (сиюминутный) смысл, ограничивающий жизнь будничными интересами сегодняшнего дня, мало способствует самоактуализации личности, становлению ее субъектности и достижению акме. Напротив, в этих условиях нередко возникает феномен эмоционального выгорания, утраты субъектности.
Ценностное самоопределения личности - это процесс самодетерминации субъектной активности, осознанного стремления личности студента занять определенную позицию. В этом процессе задействованы как внешние, так и внутренние, доминирующие, факторы. По нашему убеждению, ценностное самоопределение студента можно считать состоявшимся, когда им осуществлен выбор субъектно-ценностной позиции, смыслов и способов деятельности в таких основных жизненных сферах как сфера познания, профессиональная сфера, сфера личностного роста, сфера социально-культурных коммуникаций.
Развитие субъектности как аксиологической структуры личности студента в университетском образовании происходит как за счет содержания образовательных курсов, обращенных к проблемам человека, так и в процессе освоения образовательных технологий, стимулирующих личность на постоянную рефлексию собственной образовательной деятельности. Овладение алгоритмом целеполагания в учебной деятельности приводит к переносу логики построения и достижения учебной цели на жизнь личности. Важнейшими принципами построения университетского образования, способствующего становлению субъектности студента, являются: открытость, аксиологичность, полисубъектное взаимодействие, событийность. Таким образом, аксиологический аспект анализа проблемы становления субъектности способствует предвосхищению будущих состояний социального и индивидуального развития личности студента в том случае, если в университете осуществляется реализация его ценностно-смыслового отношения к жизни, к ценностям, к профессии, к себе, если у него развивается потребность в ценностном осмыслении результатов своей деятельности.
Список литературы
1. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. -Оренбург, 1996.
2. Повзун ВД. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2005.
3. Чудновский В.Э., Бодалев АА и др. Исследование проблемы смысла жизни и акме // Психол. журнал. 2004, т. 25. № 1.