УДК 378.1
Салихова Гузель Рамилевна
Казанский государственный энергетический университет
Вавилова Жанна Евгеньевна
Казанский государственный энергетический университет
г. Казань, РФ
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается роль современного высшего образования в формировании ценностной структуры личности студента, поскольку изменения в ценностях общества - главный фактор, делающий данное исследование актуальным. Цель написания статьи - проанализировать изменения ценностей в обществе и их влияние на образовательный процесс. Для достижения поставленной цели был проведен опрос среди преподавателей Казанского государственного энергетического университета кафедры «Инженерная защита окружающей среды и производственная безопасность». В ходе исследования были проанализированы изменения в современной системе ценностей за последние 20-30 лет, что позволило выявить важность аксиологических трансформаций для современного высшего образования. Также респондентами было отмечено, что в последние годы в образовании делается больший акцент на развитие «soft skills», это свидетельствует о стремлении университетов к формированию у студентов широкого спектра навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе. Авторами был сделан вывод о том, что анализ эволюции образовательной среды открывает новые перспективы для поддержания соответствия образовательных целей и ценностей студенческой аудитории, способствуя гармоничному развитию личности на основе современных социокультурных тенденций.
Ключевые слова
аксиологические трансформации, ценности, образовательный процесс, технологии, обучение студентов, высшее образование.
Salikhova Guzel R.
Kazan State Power Engineering University Vavilova Zhanna E.
Kazan State Power Engineering University
Kazan, Russia
AXIOLOGICAL TRANSFORMATIONS MODERN HIGHER EDUCATION
Abstract
The article examines the role of modern higher education in the formation of the value structure of a student's personality, since changes in the values of society are the main factor that makes this research relevant. The purpose of writing this article is to analyze changes in values in society and their impact on the educational process. To achieve this goal, a survey was conducted among teachers of the Kazan State Energy University of the Department of Environmental Protection and Industrial Safety. Also, during the study, changes in the modern value system over the past 20-30 years were analyzed, which made it possible to identify the importance of axiological transformations for modern higher education. Respondents noted that
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»
in recent years, education has placed greater emphasis on the development of "soft skills"; this indicates the desire of universities to develop in students a wide range of skills necessary for successful adaptation in society. The authors concluded that the analysis of the evolution of the educational environment opens up new prospects for maintaining the correspondence of educational goals and values of the student audience, promoting the harmonious development of the individual based on modern sociocultural trends.
Keywords
axiological transformations, values, educational process, technology, student learning, higher education.
В современном быстро меняющемся мире, где наблюдается изменение ценностей и культурных норм, актуальность изучения аксиологических трансформаций в высшем образовании становится очевидной. Аксиология (от греч. a^ia - ценность и Aoyoq - учение) - это философская дисциплина, исследующая ценности, их иерархию, онтологический статус, способы познания, специфику ценностных суждений [1]. Аксиология в современном высшем образовании играет ключевую роль, поскольку изучает ценности, определяющие цели и направления образовательного процесса, что влияет на будущее всего общества, в котором «традиционное понимание грамотности как умения читать и писать уступила новому, учитывающему широкий спектр социальных, экономических и технологических факторов» [2, c. 348].
Болонская система стала моделью для высшего образования в Европе и России; она была разработана с целью упрощения и стандартизации структуры высшего образования в странах-участниках. Основными принципами Болонской системы являются трехцикловая структура образования (бакалавриат, магистратура, докторантура), модульный подход к обучению, кредитная система, обеспечивающая зачет и перенос кредитов между учебными заведениями, использование оценок ECTS для оценки учебной деятельности студентов. Сейчас Россия вышла из Болонского процесса. Речь идет не только об отказе от принятой двухуровневой системы подготовки в вузах (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры) и возвращении на специалитет (5-6 лет обучения) [3], но также и о смене ценностно-мировоззренческих ориентаций в высшем образовании.
Ценности образования являются основой для формирования личности студента, его мировоззрения, отношения к знаниям, саморазвитию и обществу. В традиционной системе ценностей акцент часто делается на сохранении и передаче культурных и общественных ценностей, сдержанности, авторитетности преподавателей и уважении к авторитету [4, с. 18].
Для того, чтобы проанализировать изменения ценностей в обществе и их влияние на образовательный процесс, было проведено интервью среди 25 преподавателей Казанского государственного энергетического университета кафедры «Инженерная защита окружающей среды и производственная безопасность». По результатам анализа, был сделан вывод о том, что за последние 20-30 лет в аксиологической структуре высшего образования произошли значительные изменения: у студентов появилось больше возможностей, выбора. Это обусловлено переходом авторитарного подхода к обучению к демократическому. Стоит отметить, что в Казанском государственном энергетическом университете важным изменением стало развитие дистанционного формата обучения для сосредоточения студентов на подготовку к решению практических заданий.
Также респонденты отметили, что в последние годы акцент в образовании все больше делается на развитие навыков «soft skills», таких как коммуникация, сотрудничество, критическое и проблемное мышление. Эти навыки не только помогают студентам успешно интегрироваться в рынок труда, но и эффективно решать различные жизненные задачи.
Таким образом, можно сказать, что сфера высшего образования в последние десятилетия прошла значительные изменения: от авторитарного подхода к демократическому, от теоретической
направленности к практической, а также от традиционных форм обучения к онлайн- и дистанционным форматам.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что изменение ценностей в обществе является неотъемлемой частью социокультурной динамики и оказывает значительное влияние на образовательную систему. Современное общество переживает активные процессы трансформации ценностей, что отражается на потребностях, ожиданиях и целях студентов. Эти изменения требуют соответствующей реакции со стороны образовательных учреждений. Аксиологические трансформации являются фундаментом для развития образовательного процесса, направленного на интеграцию современных ценностей, инноваций и технологий в образовательную практику, поэтому важно их отслеживать и адаптировать образовательную среду в соответствии с новыми вызовами [5, с. 32]
Список использованной литературы:
1. Шохин В. К. Аксиология / В. К. Шохин. - Текст: электронный// Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал [сайт]. - URL: https://bigenc.ru/c/aksiologiia-bb56d3/?v=7631359 (дата обращения: 15.04.2024).
2. Хусаинов А. Ф. Мультимодальность в образовании / А. Ф. Хусаинов, Д. Д. Якубова, Ж. Е. Вавилова, А. В. Паркалов. - Текст: непосредственный // TEL -2016: Междунар. конф. по компьютерной и когнитивной лингвистике, 21-24 апреля 2016 г. - Казань, 2016. - С. 348-351.
3. Кислицын К.Н. Болонский процесс как проект для Европы и России /К. Н. Кислицын. - Текст: электронный// Высшее образование для XXI века. - 2020. - №11. - URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/11/Kislitsyn/(дата обращения: 15.04.2024).
4. Лагусева Н. Н. Трансформация системы высшего образования в России: прогнозы, модели, тенденции / Н. Н. Лагусева. - Текст: непосредственный // Вестник РМАТ. - 2022. - № 3. - С. 17-22.
5. Кирьякова А. В. Ценностные ориентиры университетского образования / А. В. Кирьякова. - Текст: непосредственный// Вестник ОГУ. - 2011. -№ 2 (121). С. 27-33.
© Салихова Г.Р., Вавилова Ж.Е., 2024