УДК 808.2:81'42
ББК 81.055
Л 99
Ляшева М.Н.
Аспирант кафедры русского языка для иностранных учащихся Южного федерального университета, e-mail: [email protected]
Аксиологические смыслы в развлекательном интернет-дискурсе
(Рец ензирована)
Аннотация:
Анализируется лингвистический феномен аксиологема, что обусловлено важными изменениями в жизни общества, в основе которых лежит проблема отношения к ценностям. Вербализация ценностных смыслов дает исчерпывающее представление как об отдельной языковой личности, так и о группе лиц, что позволяет выявить тенденцию, складывающуюся в современном обществе. Особенно достоверно проследить различные изменения удается внутри интернет-пространства, то есть открытой среды, являющейся местом проведения досуга для различных социальных групп (особенно молодежи) и позволяющей максимально открыто выражать свою позицию по большинству вопросов. Как правило, именно развлекательность, неформальная обстановка и слабая подверженность цензуре внутри анализируемого дискурса дают возможность пользователю свободно выражать себя, а исследователю - обнаружить истинное отношение к непреходящим ценностям и выявить те из них, которые больше отвечают требованиям современного общества. Актуальность вопроса обусловлена тем, что этот процесс работает в обратную сторону: сложившаяся система ценностей внутри Интернета оказывает влияние на потребителей контента. Новые ценности, активно функционируя в открытой среде, складываются в своеобразную идеологию. При помощи метода дискурсивного и контекстного анализа устанавливается место ценностей и антиценностей в сознании языковой личности. Результаты данного исследования вносят определенный вклад в аксиологическую лингвистику и лингво-экологию.
Ключевые слова:
Языковое сознание, лингвокультура, развлекательный интернет-дискурс, ценность, антиценность, аксиологема, оценочность.
Liasheva M.N.
Post-graduate student of Department of Russian for Foreign Pupils, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
Axiological senses in the modern entertaining Internet discourse
Abstract:
The article analyzes the linguistic phenomenon as axiologeme. The turn to this subject is caused by important changes in the life of society, based on the problem of attitudes towards values. These processes are reflected in the language. The verbalization of value meanings gives an exhaustive idea of both one person and a group of people and allows
us to identify the trend developing in modern society. Especially verifiable we can observe various changes inside the Internet, i.e. open space, that is a place for leisure activities for different social groups (especially young people) and that allow them frankly express their position about many issues. As a rule, entertaining character and informal atmosphere of this type of discourse, bad censorship give the users an opportunity to freely express themselves, and the researcher to discover the true attitude to the eternal values and to identify those values that most meet the requirements of modern society. The actuality of the problem is due to the fact that this process works in the opposite direction. The established system of values within the Internet has an impact on content consumers. New values, actively functioning in an open environment, are form a kind of ideology. Using the method of discursive and contextual analysis, the place of values and anti-values is established in the consciousness of the language personality. The results of this study can be useful for axiological linguistics and linguoecology.
Keywords:
Language consciousness, culture of language, entertaining Internet discourse, value, anti-value, axiologeme, evaluation.
Изучение ценностей является очень актуальным в науке уже на протяжении длительного времени. Еще в античные времена мыслители (Сократ, Платон и др.) выдвигали отдельные теории о возникновении ценностей, их месте в жизни человека, взаимодействии друг с другом. Позже проблемами ценностей занимались Б.Рассел, Х. Ортега-и-Гассет, а среди русских мыслителей - П. Флоренский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и мн. др. В XIX веке возникла отдельная дисциплина внутри философии - аксиология. В наиболее общем представлении ценностью в философском понимании является соответствие объекта потребностям субъекта [1: 541]. Ценностью может выступать как подлинное явление внешнего мира (например подвиг, благородный поступок и др.) или материальный предмет, так и идея, образ, мысль. Свое воплощение ценности получают в языковой форме, поэтому изучаются также лингвистами. Данный раздел получил название аксиологической лингвистики, а ценности (а точнее, их словесное воплощение) стали обозначать термином «аксиологемы». К аксиологемам в своих работах обращались такие лингвисты, как Н.Н. Казыдуб, В.И. Карасик, Н.Д. Арутюнова и др.
Н.Н. Казыдуб лаконично опреде-
ляет аксиологемы как «языковые репрезентанты аксиологических смыслов» [2: 134]. Она же различает следующие их разновидности: аксиологема-слово, аксиологема-словосочетание, аксиологема-формульное высказывание, аксиологема-паремия, аксиологема-антропоним (прецедентное имя, несущее ценность). Но аксиологемы также разделяют в зависимости от их темпорального функционирования. Это могут быть постоянные аксиологемы, которые обозначают ценности, актуальные на протяжении длительного периода и переходящие из поколения в поколение (к таким относят Родину, патриотизм, честь, героизм и пр.), и аксиологемы с временным характером, актуальные лишь на определенном промежутке времени.
Аксиологемы содержат культурный смысл. Они оказываются элементом иллокутивного воздействия (напомним, что в теории Д.Л. Остина иллокутивный акт является одной из составляющих речевого акта). Они демонстрируют те смыслы, которые являются значимыми либо для конкретного коммуниканта, либо для определенной группы (социальной, национальной и пр.).
Н.Н. Казыдуб пишет: «Аксиологическая проблематика включает принци-
пы и стратегии формирования ценностного сознания, ценностного отношения и ценностного поведения языковой личности в призме ее культурной идентичности» [2: 132]. Таким образом, проследив, какие идеи получают ценностное значение в современном обществе, можно говорить о его ценностях и, как следствие, его изменении. Кроме того, выявив ценности, актуальные в тот или иной промежуток времени, можно объяснить поведение индивида.
Поскольку аксиологема выступает репрезентантом ценностного смысла, она обязательно заключает в себе оценочный компонент, который выражается разными средствами - аффиксами, отдельными лексемами, целыми высказываниями. Существует даже отдельный пласт лексики, который передает оценку (как правило, это прилагательные типа плохой, хороший и т.п.).
Материалом исследования послужили заметки, посты, размещенные в социальных сетях Twitter и «Вконтакте». Данный выбор обусловлен тем, что Интернет (и, в частности, социальные сети) приобрели огромную популярность среди молодежи. Как справедливо отмечает Ф.Г. Ловпаче, «реальные Интернет-возможности захватили современного молодого человека. Увеличилось количество пользователей молодого поколения, для которых разрабатываются новые программы, но это увлечение привело к быстро развивающемуся аддиктивному поведению» [3: 128].
В настоящее время в коммуникативном пространстве Интернета усиливается роль развлекательности, социальные сети эволюционировали так, что на каждую активность можно послать обратный отклик, можно самовыражаться, предлагая шутки, мысли, картинки или музыку для многочисленной аудитории. Каждый может создать помимо персональной странички еще и страничку по интересам. Чаще всего именно подобные страницы, созданные обычными пользователями, и
носят развлекательный характер. Там мы и можем наблюдать, что популярно среди молодежи, какие явления и поступки получают положительную или отрицательную оценку и возводятся в разряд ценностей или антиценностей.
Отметим, в первую очередь, явление пьянства, алкогольного опьянения. В развлекательном дискурсе очень часты всевозможные шутки и высказывания на эту тему. В.И. Карасик [4] отмечает, что тема пьянства является одной из главных в русском языковом сознании. Поэтому она получает широкий отклик в юмористическом дискурсе (стоит вспомнить огромное количество анекдотов, посвященных этой теме). Однако пьянство не рассматривается негативно. Зачастую оно обы-грывается как забавное явление, которое на фоне остальных пороков приобретает положительную оценку.
Рассмотрим примеры:
Тут пришли результаты УЗИ вашей печени, и они мягко говоря неутешительны... Вы похоже п****ц как скучно живете... Печень слишком здоровая.
- Сегодня последняя пятница лета
- Придется нажраться.
День прошел вроде бы неплохо, но на всякий случай лучше выпить.
Во всех примерах явление пьянства сопровождается оценкой. Опираясь на классификацию оценок, предложенную Н.Д.Арутюновой, можно говорить о присутствии сенсорной (без алкоголя жизнь скучна) и рационалистической (придется нажраться, на всякий случай лучше выпить), что рассматривается нами как предписание поведения, т.е. правильнее в данной ситуации выпить).
Заслуживает внимание еще один пример на данную тему:
Она была умна, красива, но выбор был мой в пользу пива.
Как можно заметить, оценка не выражена прямо. Здесь нет никаких указа-
ний на то, что было бы хорошо или плохо, приятно или неприятно, правильно или неправильно. Однако подразумевается, что, несмотря на высокую оценку внешних и внутренних качеств девушки, в приоритете все-таки оказывается алкоголь. Это отсылает нас к рационалистической оценке, которая предписывает правильное поведение. Таким образом, ценность симпатии, любви ставится на ступень ниже, чем гедонистическая потребность в употреблении алкоголя. Подобное мы замечаем и в следующем примере:
Сегодня женщина на улице потеряла тысячу рублей. Я это видела и подумала: «Что сделал бы Иисус на моем месте?», а потом превратила их в вино.
Здесь появляется объект, ценность которого в русской лингвокультуре несомненна (особенно если речь идет о верующих людях). Библейский сюжет превращения Иисусом воды в вино приобретает здесь фарсовое звучание. Автор бравирует тем, что поступил не по-христиански, попрал незыблемые для христианства ценности - честность, любовь к ближнему.
Другая тема, которая также часто раскрывается в виде гротеска, - это тема кончины, гибели. Известно, что в русской культуре смерть представляет собой одну из сакральных тем. Поэтому комическое отношение к данному явлению редко является уместным, особенно если это касается конкретных случаев, а не абстрактных шуток с вымышленными персонажами без имен. Рассмотрим примеры, в которых, с нашей точки зрения, проявляются неуместные шутки и нарушение традиционных ценностей. Например: Сегодня умер светленький из Иванушек international (Олег Яковлев). Пусть земля ему будет тополиным пухом.
Для «обыгрывания» новости о смерти участника группы «Иванушки International» используется прием контаминации, причем контаминируются заведомо несовместимые вещи - прецедентное высказывание, относящееся к траги-
ческой ситуации, и название песни, содержание которой можно охарактеризовать как жизнерадостное. Вполне возможно, что автор не хотел оскорбить память о скончавшемся человеке, но шутка явно не удалась, она воспринимается как нарушение этических и нравственных норм.
Известен другой пример, опубликованный в социальных сетях, который получил широкий негативный отклик. Он связан со смертью певицы Жанны Фриске:
А я ни разу не была в могилке
До этого дня, точнее до вечера.
Данная шутка так же, как и предыдущая, представляет собой строчку из песни с заменой одного компонента (в малинках - в могилке). Данный тип юмора принято называть черным. Он неуместен этически, пренебрегает правилом отношения к сакральным понятиям, является оскорбительным.
Прокомментируем также и примеры, в которых представлены другие ценности, ср.: Не служил? Красава!
Одобрение получает отрицание такой ценности, как «отвага, служба Родине». Одобрение кроется в слове с оценочным компонентом значения - «красава». Причем следует отметить, что слово в разговорной речи молодежи переосмыс-лилось и имеет значение, близкое к слову хорошо, даже превосходит его в положительной оценке.
Хорошо быть приёмным — вдвойне пох*й на родителей.
В примере игра на снижение (выделена) происходит такой ценности, как уважение к родителям.
В последнее время в неформальной Интернет-коммуникации набирают популярность шутки о деградации и личностных качествах. Причем деградация расценивается так же, как и пьянство, - с положительной стороны: картинка с изображением трех молодых людей - молодого человека с подписью «я», который, оборачиваясь, смотрит с восхищением на иду-
щую впереди девушку с подписью «деградация» и его спутницу с укоряющим взглядом - «саморазвитие».
В этом примере перед нами крео-лизованный текст. Мы не видим оценки, выраженной средствами языка, однако утверждать ее наличие можем, если обратимся к картинке (по взгляду молодого человека в сторону девушки «Деградация»).
Таким образом, в результате ана-
лиза материала можно говорить о том, что сетевая коммуникация аксиологична, причем на замену традиционным ценностям приходят антиценности. Особенно явно это проявляется, когда речь идет о сакральных вещах, которые, несомненно, являются аксиологемами. Установка на развлекательность реализуется разными способами, как правило, нарушающими нравственные и этические нормы.
Примечания:
1. Кочеров С. Н. Русская идея как аксиологема // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2006. № 1. C. 541-547.
2. Казыдуб Н. Н. Аксиологические системы в языке и речи // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2009. № 2. C. 132-137.
3. Ловпаче Ф.Г. Психологические особенности профилактики Интернет-зависимости в юношеском возрасте // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2018. Вып. 1 (213). С. 124-129.
4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 c.
References:
1. Kocherov S.N. Russian idea as a axiologem // Bulletin of N.I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Ser. Social sciences. Iss. 1, 2006. - P. 541-547.
2. Kazydub N.N. Axiological systems in the language and speech // Bulletin of Irkutsk State Linguistic University. Iss. 2, 2009. - P. 132-137.
3. Lovpache F.G. Psycological features of prevention of Internet dependence at youthful age // Bulletin of Adyghe State University. Iss. 1 (213), 2018. - P. 124-129
4. Karasik V.I. The language circle: personality, concepts, discourse. Volgograd: Peremena, 2002. - 477 pp.