Научная статья на тему 'Аксиологические особенности смысловой сферы личности военнослужащих-женщин вузов МО РФ'

Аксиологические особенности смысловой сферы личности военнослужащих-женщин вузов МО РФ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
279
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ / ПСИХОЛОГИЯ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ / АКСИОЛОГИЯ / ТЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ляшенко М. В.

Исследование посвящено актуальной для Вооруженных Сил РФ проблеме эффективной профессиональной адаптации увеличивающегося контингента военнослужащих-женщин с учетом особенностей ценностной, мотивационной, смысловой сфер их личностной организации. Экспериментальное исследование позволило выявить и статистически подтвердить три значимых уровня в структуре мотивации профессиональной деятельности военнослужащей-женщины, обозначены основные мотивационные детерминанты успешной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ляшенко М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological aspects of personality meaning sphere of military women in universities of Russian Ministry of Defense

The research is devoted to the actual for Russian Military Forces problem of effective professional adaptation of increasing contingent of military women with taking into account features of value, motivation and meaning spheres of personality organization. The experimental research allowed to reveal and to confirm statistically three significant levels in the structure of military women's professional activity motivation. Main motivation determinants of successful professional activity are emphasized as well.

Текст научной работы на тему «Аксиологические особенности смысловой сферы личности военнослужащих-женщин вузов МО РФ»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб., 2004.

Bell B.D., Primeau M., Sweet J.J., Lofland K.R. Neuropsychological functioning in migraine headache, nonheadache chronic pain, and mild traumatic brain injury patients // Arch. Clin. Neuropsychol. 1999. Vol. 14. N 4.

Hooker W.D., Raskin N.H. Neuropsychologic alterations in classic and common migraine // Arch. Neurol. 1986. Vol. 43. N 7.

Leijdekkers M.L., Passchier J., Goudswaard P., Menges L.J., Orlebeke J.F. Migraine patients cognitively impaired? // Headache. 1990. Vol. 30. N 6.

Le Pira F., Zappala G., Giufrida S., Lo Bartolo M.L., Reggio E., Morana R, Lanaia F. Memory disturbances in migraine with and without aura: a strategy problem? // Cephalgia. 2000. Vol. 20. N 5.

Waldie K.E., Hausmann M., Milne B., Poulton R. Migraine and cognitive function // Neurology. 2002. Vol. 59.

Witkin H. Individual differences in ease of perception of embedded figures // J. of Personality. 1950. Vol. 19.

Поступила в редакцию 12.12.06

ВЕСТИ. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2007. № 2

М. В. Ляшенко

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИСМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-ЖЕНЩИН ВУЗОВ МО РФ

Исследование посвящено актуальной для Вооруженных Сил РФ проблеме эффективной профессиональной адаптации увеличивающегося контингента военнослужащих-женщин с учетом особенностей ценностной, мотивационной, смысловой сфер их личностной организации. Экспериментальное исследование позволило выявить и статистически подтвердить три значимых уровня в структуре мотивации профессиональной деятельности военнослужащей-женщины, обозначены основные мотивационные детерминанты успешной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психология мотивации, психология ценностной сферы, аксиология, гендерная психология, военная психология.

Происходящий на современном этапе в рамках реформирования Вооруженных Сил РФ переход от призывного к добровольному принципу комплектования армии, а также ряд демографических, социально-экономических, этнических и военно-организационных факторов привели к резкому увеличению численности военнослужащих-женщин

133

и расширению их служебно-функциональной активности в ВС РФ. Военно-профессиональная деятельность военнослужащих-женщин сегодня в значительной степени оказывает влияние на эффективность выполнения боевых задач, стоящих перед армией и флотом, на поддержание повседневной боевой готовности частей и соединений. В соответствии с «Перечнем должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола» из более 2000 штатных должностей ВС РФ женщинами могут быть замещены 169 (8.4 %). По данным пресс-службы МО РФ, в настоящее время проходят службу на различных должностях более 160 тысяч военнослужащих-женщин, что составляет около 8.5% от численности всего личного состава, из них около 2500 служат на офицерских должностях. Это принципиально новая кадровая ситуация для армейской среды.

В свете тенденций гуманизации и интеллектуализации воинского труда большое значение приобретает научно-педагогическая деятельность военнослужащих-женщин вузов МО РФ. В отечественной психологической науке недостаточно представлены систематические исследования по изучению особенностей профессиональной деятельности военнослужащих-женщин научно-педагогического состава вузов МО РФ, практически не разработаны механизмы психологического сопровождения этой деятельности, что приводит к снижению эффективности деятельности этой категории военнослужащих.

Особое значение в вопросах изучения и оптимизации профессиональной деятельности военнослужащих-женщин имеют их мотивация и особенно система ценностей, являющиеся основополагающими в профессиональном определении и становлении военнослужащей-женщины.

В связи с этим исследование психологических особенностей мотивации профессиональной деятельности военнослужащих-женщин научно-педагогического состава вузов МО РФ, разработка психологических технологий ее совершенствования представляется практически важным.

Психологический анализ мотивации различных сторон воинской службы осуществлен в работах ряда военных психологов: Л.Ф. Железняк (1976), В.И. Ковалев (1978), В.Н. Селезнев (1978), В.В. Богуславский (1988), В.Б. Павельчук (1992), Б.А. Агеев (1994), Г.А. Волковицкий (1994), А.Г. Караяни (1998), А.А. Камышанов (2001).

В нашем исследовании ставится несколько задач:

1. На основе анализа теоретических подходов к мотивации профессиональной деятельности в психологической науке выработать теоретическую модель мотивации профессиональной деятельности военнос-лужащих-женщин.

2. Выявить психологические особенности содержания, структуры и динамики мотивации профессиональной деятельности различных категорий военнослужащих-женщин научно-педагогического состава, ее типологию.

3. Выявить основные психологические условия совершенствования мотивации профессиональной деятельности военнослужащих-женщин.

134

Гипотезы исследования:

1. Мотивация профессиональной деятельности военнослужащих-женщин имеет существенные особенности, проявляющиеся в ее содержании и структуре, складывающиеся под воздействием половой идентичности и типа военно-профессиональной деятельности.

2. Динамика мотивации профессиональной деятельности военнос-лужащих-женщин проявляется в трансформации ее составляющих в соответствии с этапами профессионального становления военнослу-жащей-женщины.

3. Выявление мотивационных детерминант эффективности профессиональной деятельности военнослужащих-женщин позволяет формировать технологии совершенствования необходимых компонентов мотивации профессиональной деятельности военнослужащих-женщин.

В психологической науке сформировались два основных подхода к пониманию сущности мотивации:

1. Мотивация понимается как процесс, динамическая составляющая деятельности.

2. Под мотивацией понимается система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, интересы, стремления и др.).

Мотивация профессиональной деятельности исследуется в основном с двух позиций:

1. Профессиональная мотивация представляет собой сложное, постоянно меняющееся соотношение разных побуждений, входящих в мотивационную сферу.

2. Профессиональная мотивация — совокупность стойких профессиональных мотивов специалиста.

Значимая роль мотивационной сферы личности в профессиональной деятельности проявляет себя в осуществлении следующих функций:

1) побуждение (вызывает активность человека к профессиональной деятельности);

2) направление (определяет характер цели в профессиональной деятельности);

3) регуляция (определяет ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности);

4) смыслообразование (придает деятельности человека личностный смысл).

Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего и формирующего экспериментов. Исследовательская работа предусматривала анализ источников и документов, наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование по методикам «Мотивация достижения» (Т. Элерс), «Мотивация избегания неудач» (Т. Элерс), «Направленность личности» (В. Смекайл и М. Кучер), «Самооценка профессионально-значимых качеств офицера» (Г. Волковицкий), «Интегральная удовлетворенность трудом» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.Н. Мануйлов), «Диагностика мотивационной структуры личности» (Э. Мильман), «Диагнос-

135

тика уровня мотивационной готовности к профессиональному саморазвитию» (Н. Фетискин), «Методика ценностных ориентаций» (М. Рокич), «16-факторный личностный опросник» (Р. Кэттелл), метод экспертных оценок, экспериментальный метод. Обработка результатов исследования проводилась на персональном компьютере методами математической статистики с использованием программного обеспечения «Excel 2000» и «Statistica 5.0», «SPSS 10.0».

Исследование проводилось с военнослужащими-женщинами, проходящими службу в высших военно-учебных заведениях и являющимися научно-педагогическими кадрами.

Количество выборки определялось по формуле В.А. Ядова:

1

П = 1-----

____р2 , где Р — доверительная вероятность (0.05) и N — объем

N

генеральной совокупности. Исходя из известного нам объема генеральной совокупности, выборка настоящего исследования составила 51 человек.

Экспериментальной базой проводимых исследований явились Военный университет МО РФ (Москва), Военная академия РВСН им. Петра Великого (Москва), Военная инженерно-космическая академия им. А.Ф. Можайского (С.-Петербург), Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова (С.-Петербург), Военный университет ПВО (Тверь). Исследование проводилось в три этапа.

Целью первого этапа было выявление теоретической разработанности проблемы мотивации профессиональной деятельности воен-нослужащих-женщин в психологической науке, накопление и систематизация фактического материала, его осмысление, выработка рабочей гипотезы исследования. Параллельно с анализом литературных источников производился подбор методик для эмпирического изучения мотивации профессиональной деятельности военнослужащих-женщин.

В ходе второго этапа осуществлялось выделение критериев и показателей мотивации профессиональной деятельности военнослужащих-женщин, апробирование методик и инструментария сбора и обработки психологической информации. Проведение пилотажного исследования и первичного замера констатирующего эксперимента; обработка его результатов.

Третий этап включал выработку и практическую реализацию психологических условий совершенствования мотивации профессиональной деятельности военнослужащих-женщин (формирующий эксперимент), вторичный замер выделенных показателей, проверку тенденций, выявленных на втором этапе исследования, формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций по работе.

В структуре мотивации профессиональной деятельности военнос-лужащей-женщины можно выявить три уровня организации:

136

1) высший уровень — военно-профессиональная направленность личности;

2) средний уровень — мотивационные комплексы (профессионального общения, профессиональной самореализации личности, трудовой деятельности), отражающие содержание мотивации различных сторон профессиональной деятельности;

3) базовый уровень — совокупность профессиональных мотивов.

Основные мотивационные детерминанты успешной профессиональной деятельности:

— высокий интерес к содержанию и процессу профессиональной деятельности офицера;

— стремление к профессиональному самосовершенствованию и раскрытию своего творческого потенциала в профессиональной деятельности;

— ориентация на деловое сотрудничество и общение в профессиональном коллективе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агеев Б.А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994.

Богуславский В.В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР (психологическое исследование): Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.

Волковицкий Г.А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994.

Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность, ее изучение и формирование у курсантов военных училищ. М., 1976.

Камышанов А.А. Психологические условия эффективности деятельности командира подразделения частей оперативного назначения внутренних войск МВД России в экстремальных ситуациях: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.

Караяни А.Г. Обеспечение социально-психологической устойчивости воинских подразделений: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998.

Ковалев В.И. Мотивация воинской деятельности. М., 1978.

Павельчук В.Б. Формирование у экипажа корабля положительной мотивации как условие качественного выполнения задач длительного плавания: Авто-реф. дис. канд. психол. наук. М., 1992.

Селезнев В.Н. Мотивы деятельности военных моряков в автономном плавании и пути влияния на них в целях обеспечения высокой боевой готовности корабля: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.

Поступила в редакцию 07.06.07

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.