УДК 378
С. В. Дрокина, И. А. Сапанюк
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К ОБЩЕНИЮ
Обоснована роль ценностных ориентации - регулятора общения, в том числе профессионального.
Выделены значимые для современного инженера ценностные ориентации. Рассмотрены существующие трансформации парадигмально-аксиологического поля в области образования.
Обучение общению является одной из приоритетных задач теории и практики образования, так как сегодня общение из проблемы частной жизни индивида превращается в глобальную. При решении этой задачи следует учитывать аксиологическую направленность становления специалистов. Аксиологическая природа образовательного процесса в последнее время активно разрабатывается в зарубежной и отечественной литературе. И это не случайно. Современное состояние общества порождает необходимость переосмысления традиций, трансляцию новых жизненных смыслов и ценностей.
Ценностные ориентации, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируется в работах различных авторов. В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности», по существу, совпадает с терминами, характеризующими мотивационно-потребностную либо смысловую сферу. Так, А. Маслоу фактически не разделяет понятия «ценности», «ценностные ориентации», «потребности» и «мотивы», В. Франкл - «ценностные ориентации» и «личностные смыслы».
Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. К.А. Абульханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентации, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни». Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «назывных», внешних по отношению к человеку ценностей, «не обеспеченных «золотым запасом» соответствующего смыслового, эмоционально-переживаемого, задевающего личность отношения к жизни, поскольку такого рода ценности не имеют, по сути дела, прямого касательства к смысловой сфере». Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова также подчеркивают, что «личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился», акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии. Внутреннее принятие осознанных личностью смыслов выступает, таким образом, необходимым условием образования ценностных ориентаций.
В то же время ряд авторов полагают, что ценностные ориентации, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни, переживая определенные ценности. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл как целостная совокупность жизненных отношений у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности. Аналогичную точку зрения в своем исследовании отстаивает и А.В. Серый. Мы полагаем, что развитие и функционирование систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.
Наиболее приемлемым в контексте нашего исследования становится рабочее определение понятия ценностной ориентации, трактуемого как присвоенные личностью ценности. Связывая её внутренний мир с окружающей действительностью, ценностные ориентации образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, которая является одним из важнейших компонентов структуры личности.
Принцип иерархии ценностей - многоуровневость - является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентации личности. По словам В. Франкла, субъективное «переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой». Принятие
личностью ценностей, таким образом, автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии. Ранг той или иной ценности в индивидуальной системе, по мнению Н. Гартмана, может определяться как ее абстрактной «высотой», так и ее «силой», зависящей от «тягости», возникающей при ее нереализации. В работах современных отечественных авторов, в частности Е.Б. Фанталовой, С.Р. Пантилеева, Д.А. Леонтьева, также указывается на неоднозначность критериев индивидуального ранжирования ценностей: их предпочтение может быть обусловлено представлениями об их абсолютной значимости для общества и человечества в целом или же их субъективной актуальной важностью, насущностью.
Система ценностных ориентаций занимает промежуточное положение между мотивацион-но-потребностной сферой и системой личностных смыслов субъекта и обеспечивает взаимодействие названных компонентов на уровне более общей системы - человека. Ценностные ориентации - важнейший регулятор социального поведения и профессиональной деятельности субъекта, поскольку позволяют соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями, нормами социума.
В работах В.Ф. Сержантова, В.Д. Шадрикова, Е.А. Климова и других ценностные ориентации выступают в качестве важного механизма регуляции деятельности. Наиболее ярко эта роль системы ценностных ориентации проявляется применительно к профессиональной деятельности. По мнению Е.А. Климова, для каждой определенной профессиональной группы характерен свой смысл деятельности, своя система ценностей. При этом, как подчеркивает Л. Г. Дикая, сегодня профессионально важные качества «становятся производными от нравственных качеств человека... от иерархии ценностных ориентаций». Роль ценностных ориентаций в данном контексте заключается в том, что они, по словам О.М. Краснорядцевой, «детерминируют профессиональное поведение, обеспечивая содержание и направленность деятельности и придавая смысл профессиональным действиям». Мы полагаем, что система ценностных ориентаций является и регулятором общения субъекта, в том числе профессионального.
Анализ научной и философской литературы позволил нам выделить следующие значимые для современного инженера ценностные ориентации: мораль, жизнь, здоровье, мир, сохранность среды обитания, профессионализм, единение. Значимость перечисленных ценностных ориентаций для специалиста с инженерным образованием сегодня объясняется возросшим требованием социально-экологической ответственности к нему, ядром которой и являются ценностные ориентации.
В связи с негативными последствиями глобализации мораль и единение в качестве ценностных ориентаций специалиста приобретают особую значимость, так как позволяют сохранять приверженность национальным интересам в профессиональной деятельности и общении.
Психологическим механизмом формирования названных ценностных ориентаций является механизм интернализации. Сущность интернализации заключается в приобретении индивидом информации о наличии ценности и условиях её реализации, активной деятельности по принятию или отторжению ценности. В случае принятия ценности следует её включение в личностную систему ценностных ориентаций, что ведёт к динамизму личности: изменению её мотива-ционно-потребностной сферы и системы личностных смыслов.
Мы полагаем, что реализовать механизм интернализации при обучении студентов общению возможно путём интеграции учебной и ценностно-ориентационной деятельности, заключающейся в осмыслении общечеловеческих и этнических ценностей, осознании личной причастности к миру. Обязательным условием при этом выступает системный характер ценностно-ориентационной деятельности.
Педагоги, прежде всего, осуществляют функцию приобщения студентов к ценностям морали и культуры и формируют у них ценностные ориентации, регулирующие характер их общения. Система объективных ценностей педагогов формирует субъективную ценностную систему студентов. Позиция педагога как источник ценностных ориентиров - это позиция всеобщего, которое индивидуализируется в позиции студента. В такой индивидуализации всеобщего возникают противоречия, разрешаемые в процессе приобщения студентов к ценностям. Разрешение противоречий становится основой для их восхождения к культуре, для созидания ими ценностей.
Для педагогической аксиологии характерны следующие функции:
- смыслообразующая - реализуется через актуализацию смысла процесса, объекта, выделение конкретных фактов и положений, критическое осмысление информации, понимание смысла, извлечение собственного смысла, интериоризацию ценностей, реализацию обретённого смысла;
- оценивающая - выражается в развитии у участников педагогического процесса адекватной оценки явлений действительности и духовной жизни;
- ориентационная - связана с возможностями на основе заданных параметров «иерархии ценностей» определить приоритетное положение личностных, профессиональных характеристик;
- нормативная - «узаконивает» составляющие компоненты ценностной сферы педагога, воспитанника, системы их взаимоотношений, являющиеся своего рода ценностным образцом системы обучения и воспитания;
- регулирующая - направляет развитие системы образования, её субъектов в русло национальных и общечеловеческих ценностей, имеющих гуманистический смысл, устанавливает необходимое взаимодействие в образовательной сфере;
- экспертная - позволяет отслеживать уровни сформированное™ ценностных ориентаций личности, развития ценностей в культурно-историческом контексте.
Современный этап развития образования в России с точки зрения освоения современным педагогом ценностей, декларированных в рамках политики модернизации, можно определить следующим образом:
- обеспечение социализации молодежи, ее адаптации к рынку;
- укрепление здоровья нации, противодействие негативным социальным процессам;
- воспитание социально мобильной и вместе с тем патриотически настроенной молодежи;
- обеспечение вхождения новых поколений в глобальный мир;
- обеспечение для каждого гражданина России свободного выбора в области образования.
Сегодня на ценностном уровне существуют соответствующие трансформации парадиг-
мально-аксиологического поля в области образования. Магистральный смысл данной трансформации заключается в том, что в рамках деятельности по модернизации образования происходит определенный аксиологический синтез, суть которого состоит в том, что педагогические ценности, весьма разрозненные, разбросанные в широком спектре от авторитарно-технократических до гуманистических, начинают "собираться" вокруг определенной управленческой вертикали, характеризующейся идеями государственно-общественного управления.
Кроме того, говоря о трансформации образовательных ценностей, происходящей в рамках политики модернизации российской образовательной системы, необходимо отметить наличие известной европеизации аксиологии образования, следствием чего является дифференциация содержания образования на вариативное и инвариантное, отказ от второстепенного учебного материала (внедрение идей компетентностного подхода).
Аксиологический подход в современной педагогической действительности наиболее ярко проявляется в рамках так называемого полипарадигмального (полиценностного) подхода, который отражает бытие и динамику основных систем профессиональных ценностей педагогов, проявляющихся в настоящее время.
Данное представление о характере педагогической действительности создает условия для сосуществования педагогических ценностей субъектов педагогических процессов, протекающих в рамках своей субъективной системы профессиональных ценностей, но в едином ценностно-смысловом пространстве современной педагогической реальности. На этом основании можно говорить о том, что образовательный процесс в вузе, обеспечивающий подготовку студентов к общению, полипарадигмален (полиценностен).