АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ (на примере изучения РКИ)
AXIOLOGICAL BASICS OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY
FORMATION OF MEDICAL STUDENTS
(on the Example of Studying Russian as a Foreign Language)
Д. Д. Дмитриева
Статья посвящена проблеме формирования индивидуальной образовательной траектории иностранных студентов. Автор раскрывает аксиологические основы этого процесса и рассматривает специфику формирования ценностей у будущих врачей посредством изучения художественных произведений.
Ключевые слова: аксиологический подход, индивидуальная образовательная траектория, ценностные ориентации.
В современном мире существует острая необходимость в высококвалифицированных специалистах-медиках. Поэтому повышение качества образования будущих врачей является одной из наиболее актуальных проблем. Для обеспечения качественной, индивидуальной, штучной подготовки отдельного специалиста-медика, компетентного в сфере своей профессиональной деятельности, разрабатываются индивидуальные образовательные траектории.
Индивидуальная образовательная траектория студента может выстраиваться разными путями, в зависимости от целей субъектов образования. Именно поэтому индивидуальную образовательную траекторию определяют по-разному в зависимости от специфики задачи, которая решается с помощью данного определения [1]. Проблема выявления индивидуальной образовательной траектории студента представлена в различных психолого-педагогических исследованиях (Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина, А. Б. Воронцов, Г. Н. Прозументова, А. В. Хуторской, А. Н. Тубельской, Е. А. Александрова, И. С. Якиманская, Н. Н. Суртаева). В них изложены разные подходы к трактовке этого понятия с позиций проблемно-рефлексивного, деятельностного и аксиологического подхода. Например, А. В. Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого студента в образовании. Под личностным потенциалом студента здесь понимается совокупность его оргдеятель-ностных, познавательных, творческих и иных способностей. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей студентов происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям [2].
Под индивидуальной образовательной траекторией иностранных студентов мы будем понимать персональ-
D. D. Dmitriyeva
The article is devoted to the problem of individual educational trajectory formation of foreign students. The author touches upon axiological basics of this process and reveals the specification of future doctors" values formation by means of literature learning.
Keywords: axiological approach, individual educational trajectory, value orientations.
ный путь обучения и развития студента для реализации его личностного потенциала, то есть личностных свойств, способностей, умений осуществлять речевую и учебную деятельность. Формирование индивидуальной образовательной траектории студентов осуществляется с учетом различий и особенностей их культур, традиций, обычаев, конфессий, политических взглядов, национальных особенностей, а также личностных и национальных ценностей. Остановимся на ценностных различиях иностранных студентов, так как обучение РКИ проходит преимущественно в многонациональных группах.
Рассмотрим подробнее, что же такое «ценность». Многие исследователи, такие как Д. А. Леонтьев, М. Рокич, С. Шварц, В. П. Тугаринов, С. Л. Рубинштейн, рассматривают ценность как значимость, большую или меньшую, каких-то явлений для человека. Другие исследователи, такие как С. В. Лурье, К. Клахон, Дж. Роттер, рассматривают ценность как выбор [3].
Будем придерживаться позиции, согласно которой ценностями являются смыслы, присущие человечеству, наделенные положительной значимостью духовные ориентиры.
Для рассмотрения аксиологических основ формирования индивидуальной образовательной траектории в процессе обучения РКИ необходимо обратиться непосредственно к понятиям аксиология и аксиологический подход.
Аксиология - философская дисциплина, исследующая категорию ценность, характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, природу и специфику ценностных суждений. Термин аксиология был введен в 1902 г. французским философом П. Лапи, а в 1904 г. стал обозначать один из разделов философии у Э. фон Гартмана [4].
Таблица
Методика изучения ценностных ориентаций
Surname, name:
Native country:
Nationality:
Sex:
You have 2 tables of values. You must look through these tables attentively and choose in each table the
most important value for you. Put the number 1 near this value. Than choose less important value for
you and put the number 2 near it, etc.
For ex.: the most important - № 1; the least important - № 18
Terminal values
Active life (the richness and the emotional saturation of the life)
Wisdom (the maturity of judgements and the common sense, achieved by experience)
Health (physical and mental)
Interesting work
Beauty of the nature and of the art ( the perception of beauty in nature and in art)
Love (the spiritual and physical intimacy with beloved man/woman)
Presence of good and true friends
Public recognition (respect of people, team, counterparts)
Cognition (the possibility of expansion of your education, mental outlook, general culture, intellectual development)
Productive life (the maximum use of one's possibilities, forces and abilities)
Development (constant physical and spiritual perfection)
Entertainment (fling, easy pastime, absence of responsibilities)
Liberty (independence, freedom in judgments and in actions)
Happy (successful) family life
Happiness of other people (the success, development and perfection of other people, of all nations, of mankind)
Fine living conditions ( the absence of difficulties)
Creative work (the ability of constructive action)
Self-reliance (inner harmony, liberty of inner antagonisms, challenges)
Instrumental values
Neatness (ability to keep order of things and affairs)
Good breeding (good manners)
High demands (high demands to life and high pretensions)
Cheerfulness (the sense of humour)
Diligence (discipline)
Freedom (independence), (the ability to act independently, on one's own, resolutely)
Irreconcilability to drawbacks (yours and other people's)
Education (the breadth of knowledge, high general culture)
Responsibility (the sense of duty, the ability to stand by one's word)
Rationalism (the ability to think reasonably and logically, to take decisions deliberately and rationally)
Self-control (the moderation, self-discipline)
Courage to defend one's opinion, views
Strong will (the ability to have one's own way, don't step back in front of difficulties
Tolerance (to views and opinions of other people, the ability to forgive mistakes and errors of other people)
Width of views (the ability to understand the point of view of other people, to respect other tastes, customs, habits
Honesty (the credibility, sincerity)
Effectiveness in affairs (diligence)
Delicacy (tact, chariness)
Please answer the questions: 1. Why did you choose the profession of the doctor?
2. To your opinion what is a very good doctor? Write down some qualities of the ideal doctor.
3. Write down some values which must be important for the ideal doctor
Thank you!
Аксиологический подход - имеющий ценностное основание подход к образованию на основе общечеловеческих ценностей и самоценности личности [5].
Для реализации аксиологического подхода к формированию индивидуальной образовательной траектории, а также для установления контактов и разрешения конфликтов в многонациональной группе необходимо провести межкультурные или, как их еще называют, кросс-культурные исследования ценностей иностранных студентов.
Одна из самых известных методик изучения ценностных ориентаций, которая в том числе используется для сравнительных межкультурных исследований, - методика М. Рокича [6]. В основе методики Рокича и ее модификаций лежит метод ранжирования. В стандартной методике Рокича респонденты должны проранжировать два списка ценностей: терминальные (ценности-цели), инструментальные (ценности-средства), располагая их в порядке важности.
Для изучения особенностей системы ценностных ориентаций личности у иностранных студентов медицинского вуза была использована эта методика. Мы переработали опросник, переведя его на английский язык и дополнив следующими вопросами: «Почему Вы выбрали профессию врача?», «Что, по Вашему мнению, значит хороший врач? Напишите несколько качеств идеального врача», «Напишите несколько ценностей, которые важны для настоящего врача» (см. таблицу).
В исследовании приняли участие студенты 1-4-го курсов факультета иностранных учащихся Курского государственного медицинского университета, из них студенты из Шри-Ланки, Индии, Малайзии, Нигерии, Бразилии.
Рассмотрев ценностные ориентации иностранных студентов из разных стран, мы увидели больше сходств, чем различий. Проанализировав ответы студентов на вопросы, мы пришли к выводу, что большинство студентов выбрали профессию врача потому, что хотят быть уважаемыми людьми, иметь высокий социальный статус и материальную обеспеченность. Среди терминальных ценностей, то есть ценностей-целей, доминирующими являются ценности личного характера, такие как здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь. Ведущими инструментальными ценностями являются образованность и самоконтроль. Лишь для студентов из Малайзии, Нигерии и Бразилии - ответственность.
Конечно, настоящий врач - это специалист с гуманистическим мировоззрением, у которого доминирующими являются не материальные ценности, а ценности альтруистического характера. Будущий врач должен иметь сфор-
мированную систему ценностей. Желание помочь людям, любовь и уважение к пациентам, чувство ответственности, самоотверженность должны преобладать над личными интересами врача. То есть сформированная система ценностей - необходимое условие для высококвалифицированного специалиста-медика.
Формирование системы ценностей у иностранных студентов-медиков возможно посредством изучения художественных произведений. Изучение художественной литературы в процессе обучения РКИ способствует становлению гуманистического мировоззрения, так как любое произведение художественной литературы является носителем множества видов ценностей: вечные общечеловеческие ценности; конкретно-исторические; устойчивые ментально-этнические ценности; индивидуально-личностные ценности; педагогические ценности; христианские ценности [7].
Подводя итог вышесказанному, мы полагаем, что применение аксиологического подхода при обучении РКИ студентов-медиков будет способствовать формированию у них индивидуальной образовательной траектории.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асманова И. Ю., Горячова М. В. Индивидуальные образовательные траектории в области математических и естественнонаучных дисциплин // Успехи современного естествознания. 2008. № 4. С.67-68.
2. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М., 2000. С. 27.
3. Лурье С. В. Историческая этнология. М.: Академ. проект, 2003.
4. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М., 2006. С. 22.
5. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003. С. 85-97.
6. Методика «Ценностные ориентации» Рокича // PsyLab.info. Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. URL: http:// ■№Ш'№^у1аЬлп^/ЦО_Рокича (дата обращения 17.09.2012).
7. Журавлева Л. С., Зиновьева М. Д. О работе с художественными произведениями в процессе обучения языку // Современное состояние и основные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы. М.: Русский язык, 1982.