УДК 37.01 ББК 74.268.1
DOI: 10 .31862/1819-463X-2021-5-218-223
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (ЭТАП ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ)
К. А. Рудая
Аннотация. В данной статье рассмотрена возможность включения текстов аксиологической направленности в содержательно-процессуальную систему современного учебника русского языка как иностранного для формирования и развития у иностранных обучающихся ценностного потенциала. Отмечено, что аксиологическая направленность обучения в преподавании русского языка как иностранного на этапе довузовской подготовки обеспечивает высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Отбор материала был произведен на основе результатов кросс-культурных исследований среди студентов подготовительного факультета для иностранных граждан Юго-Западного государственного университета.
Ключевые слова: учебник РКИ, аксиологический ориентир, текст аксиологической направленности, этап довузовской подготовки.
Для цитирования: Рудая К. А. Аксиологические ориентиры образовательной деятельности: к вопросу создания современного учебника русского языка как иностранного (этап довузовской подготовки) // Наука и школа. 2021. № 5. С. 218-223. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-5-218-223.
© Рудая К. А., 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
AXIOLOGICAL GUIDELINES OF EDUCATION: ON THE ISSUE
OF CREATING A MODERN TEXTBOOK OF RUSSIAN
AS A FOREIGN LANGUAGE (PRE-UNIVERSITY TRAINING STAGE)
K. A. Rudaia
Abstract. This article considers the possibility of including axiological texts in the content and process system of a modern Russian as a foreign language textbook for the formation and development of foreign students' value potential. It is noted that the axiological orientation of education in teaching Russian as a foreign language at pre-university training stage contributes to a highly efficient learning process. The selection of material was conducted on the basis of cross-cultural research among pre-university faculty students for foreigners of Southwest State University.
Keywords: RFL textbook, axiological reference point, axiologically oriented text, pre-university training stage.
Cite as: Rudaia K. A. Axiological guidelines of education: on the issue of creating a modern textbook of russian as a foreign language (pre-university training stage). Nauka i shkola. 2021, No. 5, pp. 218-223. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-5-218-223.
Необходимость создания эффективного учебника русского языка как иностранного (далее - РКИ) для начального этапа обучения определяется рядом причин: 1) современные условия работы с иностранными студентами на начальном этапе их обучения русскому языку отличаются от тех, на которые были рассчитаны известные учебники русского языка; 2) разработанность новых подходов к теории обучения иностранным языкам (деятельностный и личност-но-ориентированый подходы к обучению различным видам речевой деятельности и различным аспектам обучения, единство обучения языку и культуре, аксиологические ориентиры образовательной деятельности и др . ) способствуют качественному обучению иностранных граждан русскому языку, максимальному и оптимальному их «погружению» в языковую среду; 3) активное использование современных технологий обучения (технологий мультимедиа и гипертекста, модульной организации «электронного учебного пространства» и др ) позволяет
в обучении РКИ реализовать все виды речевой деятельности с опорой на лексику и грамматику.
Таким образом, реалии современного мира - состав и мотивация обучаемых, многоплановые преобразования в соци-етальном пространстве, обусловившие изменение психокогнитивной структуры субъектов коммуникации, новые информационные технологии, современный взгляд на процесс обучения как на своего рода технологический процесс - требуют создания нового учебника РКИ для этапа довузовской подготовки [1] .
Важным фактором в поддержку идеи создания нового учебника для иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах российских вузов, является востребованность реализации аксиологических ориентиров образовательной деятельности
Актуальность темы, обозначенной в названии данной статьи, обусловлена противоречием между потребностью формирования аксиологических/ценностных ориентаций иностранных
граждан в процессе обучения русскому языку как иностранному на этапе довузовской подготовки и недостаточной разработанностью содержательного и операционального аспектов данного процесса, отсутствием современного учебника РКИ, включающего аксиологические ориентиры образовательной деятельности
Необходимость разрешения указанного противоречия обусловливает проблематику данной статьи - рассмотрение вопроса о возможных ресурсах современного учебника русского языка как иностранного для реализации аксиологического/ценностного подхода на начальном этапе обучения в российском вузе
Основной метод достижения поставленной цели - теоретико-прикладное исследование
Вопросы теории создания, анализа достоинств и практики применения новых учебников во все времена были и есть в поле профессионального интереса ученых, преподавателей и методистов . Теорией учебника РКИ занимались А. Р Арутюнов, М . Н . Вятютнев, А . А. Леонтьев, Г И . Рожкова, Н . В . Черемисина, Н . А. Лобанова, Е . М . Степанова, С . А. Хавронина, В . Н . Вагнер, В . Н . Ванеева, Т Н . Протасова, Л . С. Журавлева, Г А. Битехтина и многие другие исследователи . При этом в одних работах представлены общие принципы создания учебника иностранного языка [2], в других - принципы создания учебника для конкретных систем обучения [3; 4] . В ряде работ, опубликованных в последние годы, выделены принципы учета поликультурности мирового пространства [5], аутентичности текстов, включения в учебник культурно-специфических лексических единиц и визуальных источников информации, иллюстрирующих культуроведческий материал [6] . А. Л . Бердичевский и А В Голубева в работе «Как написать межкультурный учебник русского языка как иностранного»
определили восемь принципов создания межкультурного учебника [7] .
Отправной точкой данного исследования стала мысль Е . И . Пассова о том, что учебник - это цельная методическая система, воплощенная в конкретном материале, ставящая конкретную для данного этапа и данного состава учащихся цель и определенным образом организующая весь учебный процесс [8] .
В этой связи нами рассматривалась возможность включения в цельную содержательно-процессуальную систему современного учебника РКИ для этапа довузовской подготовки фрагментов аксиологической направленности .
В целях определения набора ценностей, актуальных для иностранных обучающихся подготовительного факультета института международного образования Юго-Западного государственного университета, были проведены кросс-культурные исследования по методике изучения ценностных ориента-ций Милтона Рокича [9] .
Нами учитывалось, что М . Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные, которые, по сути, являются ценностями-целями и ценностями-средствами И в процессе проведения исследования реципиентам также предлагалось проранжировать два списка ценностей Однако нами был разработан собственный вариант опросника Так, были включены вопросы, связанные с отношением студентов к родному языку, к родной культуре и национальным традициям, к русскому языку, к русской культуре и русской литературе; предлагалось назвать авторов и произведения русской литературы, которые им известны (слышали или читали на родном или русском языке) . Опросник предлагался обучающимся на двух языках: русском и английском .
В анкетировании приняли участие иностранные обучающиеся подготовительного факультета ИМО ЮЗГУ (среди
них граждане из стран Азии, Африки, Латинской Америки) .
Анализ анкет показал, что в числе терминальных ценностей, то есть ценностей-целей, доминирующими стали ценности, связанные с профессиональным ростом и карьерой, а также ценности личного характера, такие как здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь В числе инструментальных ценностей, то есть ценностей-средств, доминировали ценности, отражающие межличностные отношения (официальные и неформальные): взаимодействие в коллективе, командный дух, взаимопомощь и взаимоуважение, умение сопереживать и радоваться успехам других, стремление к построению гармоничных отношений с окружающими. Большинство иностранцев очень уважительно относятся к родной культуре, традициям и языку, однако с русской литературой не знакомы В то же время они понимают значимость овладения русским языком для получения профессии и ознакомления с русскими традициями и общенациональными ценностями для скорейшей адаптации в иносоциуме
Отсюда было сделано предположение о том, что развитию у иностранных обучающихся ценностного потенциала, формированию понимания вечных общечеловеческих, конкретно-исторических, устойчивых ментально-этнических и христианских ценностей [10] в процессе обучения РКИ в полной мере будут способствовать тексты аксиологической направленности, обращение к лучшим
образцам русской классической и современной литературы
Аксиологическая составляющая образовательной деятельности в опыте нашей работы реализовывалась, с одной стороны, посредством включения в материал уроков текстов аксиологической направленности для отработки грамматического материала, а с другой - использованием текстов художественных произведений для обучения видам речевой деятельности - чтению и письму Естественно, для этой работы были отобраны произведения, интересные и понятные иностранцам, отвечающие их представлениям о ценностях . Например, рассказ Л . Н . Толстого «Лев и собачка», И . С . Тургенева «Муму», Е . И . Носова «Кукла», «Живое пламя», «Белый гусь», «Зимородок»; миниатюры В . П . Деткова «Мудрость жизни», «Матрешка»; стихи А. Фета, Ф . Тютчева, Н . Асеева и др .
На наш взгляд, учебник, наполненный такими текстами, будет в полной мере отвечать требованиям современной теории и методики преподавания РКИ, учитывать новые информационные технологии и в то же время будет способствовать созданию максимально комфортных образовательных условий для иностранных обучающихся . При таком подходе на первый план будет выходить учет национально-культурных особенностей аудитории, опора на психокогнитивные способности / индивидуально-личностные особенности обучающихся, ориентация на ценностный потенциал русского языка и русской культуры [11]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Bozhenkova N. A., Bozhenkova R. K., Shulgina N. P. Psychological and pedagogical course of teaching Russian as a foreign language: the stage of speech adaptation // Russian Language Studies. 2019 Dec. 17 (3): 345-365.
2. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
3. Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1984. 144 с.
4. Арутюнов А. Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1990. 166 с.
5. Панкратова Е. А. Межкультурный компонент учебника иностранного языка в контексте профессиональной культуры // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 5 (35), Ч. I. С. 129-131.
6. Мусницкая Е. В. Учебник иностранного языка в аспекте поликультурного образования // Вестник МГЛУ. 2013. № 3 (663). С. 69-75.
7. Бердичевский А. Л., Голубева А. В. Как написать межкультурный учебник русского языка как иностранного. СПб.: Златоуст, 2015. 140 с.
8. Пассов Е. И. Учебный комплекс, его структура, характер и роль в обучении // Всесоюзное совещание «Система учебников и учебных пособий по практическому курсу иностранного языка в педагогических институтах». Баку, 1977. С. 23-36.
9. Методика «Ценностные ориентации» Рокича // PsyLab.info. Энциклопедия психодиагностики. URL: h1:tps://psylab.info/Методика_«Ценностные_ориентации»_Рокича (дата обращения: 17.01.2021).
10. Дейкина А. Д. Русский язык как формирующая среда личности в ее духовно-интеллектуальном и эмоциональном развитии // Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка (к юбилею профессора А. Д. Дейкиной): колл. моногр. / под науч. ред. Е. А. Рябухиной, В. Д. Янченко: сост. Е. А. Рябухина. М. - Пермь: ОТ и ДО, 2014. С. 21-37.
11. Рудая К. А. Методический аспект преподавания русского языка как иностранного с использованием аксиологического потенциала региональных реалий // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020. № 4. С. 56-68.
REFERENCES
1. Bozhenkova N. A., Bozhenkova R. K., Shulgina N. P. Psychological and pedagogical course of teaching Russian as a foreign language: the stage of speech adaptation. Russian Language Studies. 2019 Dec. 17 (3): 345-365.
2. Bim I. L. Metodika obucheniya inostrannym yazykam kak nauka i problemy shkolnogo uchebnika. Moscow: Russkiy yazyk, 1977. 288 p.
3. Vyatyutnev M. N. Teoriya uchebnika russkogo yazyka kak inostrannogo. Moscow: Russkiy yazyk, 1984. 144 p.
4. Arutyunov A. R. Teoriya i praktika sozdaniya uchebnika russkogo yazyka dlya inostrantsev. Moscow: Russkiy yazyk, 1990. 166 p.
5. Pankratova E. A. Mezhkulturnyy komponent uchebnika inostrannogo yazyka v kontekste professionalnoy kultury. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2014, No. 5 (35), Part I, pp. 129-131.
6. Musnitskaya E. V. Uchebnik inostrannogo yazyka v aspekte polikulturnogo obrazovaniya. Vestnik MGLU. 2013, No. 3 (663), pp. 69-75.
7. Berdichevskiy A. L., Golubeva A. V. Kak napisat mezhkulturnyy uchebnik russkogo yazyka kak inostrannogo. St. Petersburg: Zlatoust, 2015. 140 p.
8. Passov E. I. Uchebnyy kompleks, ego struktura, kharakter i rol v obuchenii. In: Vsesoyuznoe soveshchanie "Sistema uchebnikov i uchebnykh posobiy po prakticheskomu kursu inostrannogo yazyka v pedagogicheskikh institutakh". Baku, 1977. Pp. 23-36.
9. Metodika "Tsennostnye orientatsii" Rokicha. Available at: https://psylab.info/Методика_«Ценност ные_ориентации»_Рокича (accessed: 17.01.2021).
10. Deykina A. D. Russkiy yazyk kak formiruyushchaya sreda lichnosti v ee dukhovno-intellektualnom i emotsionalnom razvitii. In: Ryabukhina E. A., Yanchenko V. D. (eds.), Ryabukhina E. A. (comp.) Sovremennaya metodicheskaya kontseptsiya lichnostnogo razvitiya uchashchikhsya v protsesse
izucheniya russkogo yazyka (k yubileyu professora A. D. Deykinoy): coll. monogr. Moscow - Perm: OT i DO, 2014. Pp. 21-37.
11. Rudaya K. A. Metodicheskiy aspekt prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo s ispolzovaniem aksiologicheskogo potentsiala regionalnykh realiy. Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2020, No. 4, pp. 56-68.
Рудая Ксения Алексеевна, аспирант, Московский педагогический государственный университет
e-mail: ksu1403@mail.ru
Rudaia Kseniia A., PhD post-graduate student, Moscow Pedagogical State University e-mail: ksu1403@mail.ru
Статья поступила в редакцию 01.05.2021 The article was received on 01.05.2021