Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА ДЕНЕГ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПЕСЕННЫХ ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННОСТИ'

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА ДЕНЕГ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПЕСЕННЫХ ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ПЕСНИ / СЕМАНТИКА ДЕНЕГ / ЛИНГВОАКСИОЛОГИЯ / ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крашенинникова Ирина Вячеславовна

Статья посвящена анализу современной системы ценностей, находящей вербальное выражение в песенных текстах. Рассмотрение аксиологических установок общества происходит на примере семантики денег в популярных русскоязычных песнях. В работе использованы классификационные принципы, позволяющие охарактеризовать разные аспекты иллюстративного материала. Сделаны выводы о противоречивости современного песенного феномена и снижении русской языковой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL SEMANTICS OF MONEY IN RUSSIAN-LANGUAGE SONG TEXTS OF OUR TIME

The article regards the modern system of values, which finds its verbal expression in song texts. The axiological attitudes of society are considered on the example of the semantics of money in popular Russian-language songs. The paper opts for the classification principles to characterize different aspects of the illustrative material. Conclusions are made about the inconsistency of the modern song phenomenon and the decline in Russian language culture.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА ДЕНЕГ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПЕСЕННЫХ ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННОСТИ»

УДК 81'37+81'42

DOI: 10.25688/2076-913Х.2021.43.3.16

И. В. Крашенинникова

Аксиологическая семантика денег в русскоязычных песенных текстах современности

Статья посвящена анализу современной системы ценностей, находящей вербальное выражение в песенных текстах. Рассмотрение аксиологических установок общества происходит на примере семантики денег в популярных русскоязычных песнях. В работе использованы классификационные принципы, позволяющие охарактеризовать разные аспекты иллюстративного материала. Сделаны выводы о противоречивости современного песенного феномена и снижении русской языковой культуры.

Ключевые слова: русскоязычные песни; семантика денег; лингвоаксиология; текст.

Лингвокультурная оценка эпохи происходит с учетом многих языковых и внеязыковых факторов, одним из ведущих среди них по праву можно считать формирование аксиологической системы, обращенной на ценностные маяки общественного сознания. Однако вопрос четкого определения системы ценностей не имеет однозначной трактовки в среде научного сообщества. Это связано с субъективизмом восприятия аксиологических категорий, разницей выделения их дифференциальных и интегральных признаков, исторической динамичностью и т. д.

Под влиянием общенаучной тенденции выделения эмпирических разветвлений из сложившихся теоретико-прикладных дисциплин исследовательского внимания заслуживает сравнительно новое направление в языкознании — лингвистическая аксиология, или лингвоаксиология. Предпосылками данного учения стали труды Н. Д. Арутюновой [4, с. 61-101]. По верному наблюдению О. В. Ломакиной и В. М. Мокиенко, «сравнительно-сопоставительная лингвистическая аксиология ставит своей целью определение ценностных констант и ценностных переменных» [8, с. 305]. Таким образом, важным исследовательским методом лингвоаксиологии, наряду с описательно-аналитическим и функционально-контекстологическим, является семиометрия ценностных смыслов (заимствовано из социологии), описанная Е. Ф. Серебренниковой [11, с. 41-48]. Данные методы использованы в настоящей статье, материалом для которой послужили современные русскоязычные песенные тексты.

Аксиологическая система в лингвокультуре рассматривается исследователями в первую очередь как проявление духовных ценностей, реже прослеживается взаимосвязь с ценностями материальными. Перед исследователями

© Крашенинникова И. В., 2021

встают таксономические проблемы характеристики ценностей. Принципы дифференциации отличаются друг от друга в связи с научной областью, исследовательскими задачами, объемом предпринятого исследования, типологическими установками и т. п. Приведем некоторые из них.

Так, В. А. Марьянчик предлагает систематизировать ценности с учетом всеобщности принадлежности субъектам, этимологической социализации, релятивного характера (невозможности объективации), противоречий в области коллективного и индивидуального, линейного и иерархичного, стабильного и динамичного, когнитивного и креативного и пр. [9, с. 22].

Более универсальной представляется классификация Н. Д. Арутюновой, согласно которой предложена типология оценок в качестве аксиологической системы измерения. В общем, она включает следующие виды оценок: сенсорные (психологические), сублимированные (объединение эстетических и этических), рационалистические (утилитарные, нормативные и телеологические) [4, с. 75-77]. При всех достоинствах данной классификации нельзя не отметить ее неспециализированный характер, при котором каждый уровень нуждается в расшифровке на конкретных противопоставлениях.

В классификации Ю. Г. Вешнинского, довольно распространенной в силу своей абстрактности, выделяется широкий перечень ценностных типов, который с помощью метода обобщения можно свести к следующим категориям: политические, экономические, социальные, исторические, этнические, культурные, эстетические, научные, природные, личностные [6, с. 13-25].

Ярким примером ценностной концептуализации мира являются песенные тексты как феномен ментального самоориентирования. В данной работе аксиология современных песен будет рассмотрена на примере имплицитного или эксплицитного проявления семантики денег.

Понимание денег как главного мерила материального богатства [5, с. 10-11] на протяжении веков тесно связано с дихотомией «богатство - бедность», представляющей собой неотъемлемую концептуальную часть системы общественных ценностей. При этом богатство рассматривается в качестве аксиологической доминанты общечеловеческого порядка, так как материально-утилитарные, экономические ценности лежат в основе всякого общества еще со времен Античности. В ортодоксальном мировоззрении богатство является преимущественно антиценностью, а в православном понимании сребролюбие считается грехом. Наблюдается биполярность рассматриваемой концептуальной дихотомии, зависящая от первоначальных установок конкретной культуры, а также лингвокуль-туры, это отражается в языковых феноменах, в том числе песнях.

Песенные тексты современной эстрады, к сожалению, отличаются смысловой бедностью при настойчивой актуализации в них семантики денег. Это связано с историческими установками: в постсоветское время произошло крушение прежних идеалов и возникновение новых, противоположных первым, состоялась грандиозная переоценка ценностей — материальное стало доминирующим началом.

Являясь важнейшим способом воздействия на общественное сознание, песни навязывают модели мышления и поведения. К примеру, в музыкальной композиции «Горячее время» (2002) группы «Каста»1 деньги названы «симптомом степной лихорадки», они представляют собой основу всей жизни и способны полностью подчинить себе человека. Ключевыми в изображении денег как ценностного центра текста являются строки: «Без суждений о морали и вере / Под гнётом новой хищной стратегии / степной лихорадки / Симптом которой деньги.. ,»2. Включение метафоры в песенную структуру создает эффект множественности подтекстов и коннотаций, при помощи чего достигается своеобразная когнитивная напряженность.

Сравнивая аксиологическую семантику денег современного мира (на материале песен) и ушедших эпох (на примере паремий), отметим смысловую полярность. Исторически в русской культуре богатство позиционировалось как недостаток, зло (ср. из народной мудрости: «Не в деньгах счастье»). Современная песня — пища для молодого поколения; следовательно, происходит умышленное искажение вечных ценностей в неокрепшем сознании. В данном случае прослеживается релятивный характер (по В. А. Марьянчик [9, с. 22]), изображены сублимированные оценки (по Н. Д. Арутюновой [4, с. 75-77]), отражаются культурные ценности (по Ю. Г. Вешнинскому [6, с. 13-25]).

Другим примером описанной лингвокультурологической ситуации служит текст «Ты один» группы «Банда». Семантика денег аккумулируется в строках: «И для меня в твоей тусовке / Просто места нет / Там говорят о том / В какой стране есть дом и дача / И что одето на ком / Габбана или Версаче»3.

Однако в данном контексте наблюдается семантическое противопоставление общества, навязывающего жизненные нормы, и одиночек, которые не вписываются в установленные рамки. Социальные принципы следующие: только материальные блага могут служить основой крепких отношений. Внешнее (аналог роскоши) становится единственно важным в жизни человека. Налицо проявление диахронической концептуальной дихотомии (ср. со старыми пословицами: «Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад»; «С милым рай и в шалаше» и др.) [12, с. 260-261]. Сопоставление контекстов со сходной семантикой, но разных временных периодов способствует аксиологическому осмыслению прошлого и настоящего, а также прогнозированию будущего.

Деньгами в современных песнях (и в мире) измеряется любовь: «Я готов на неё тратить вновь и вновь / Но лишь она знает точно, сколько стоит любовь»

1 Песенные тексты, проиллюстрированные в данной работе, взяты из открытых источников сети Интернет.

2 Lyrics Translate — тексты песен: справочно-информационный портал [Электронный ресурс]. URL: https://lyricstranslate.com/ru/kasta-goryacheye-vremya-lyrics.html (дата обращения: 03.02.2021).

3 Textbase.ru — тексты песен: справочно-информационный портал [Электронный ресурс]. URL: https://textbase.ru/song/song/695703 (дата обращения: 03.02.2021).

(Тимати «Сколько стоит любовь»)4. Происходит мотивационная актуализация — готовность платить за любовь, что воспринимается как поведенческая норма.

Деньгам откровенно поклоняются: «Признаюсь деньгам в их величестве: / Ведь дело не в купюрах, / А в их количестве»5. Данный песенный контекст свидетельствует о культе денег не только в качественном, но и в количественном отношении, причем количество имеет основное значение по принципу «больше — лучше».

Деньгами измеряются мечты: «Поработай головой, чтобы купить свои мечты, / Всё вокруг решает кэш — всё остальное понты!» (Тимати «Понты»)6. Семантика денег реализуется в осознании возможности купить мечты за деньги, песня внушает слушателям, что миром правит благосостояние, а думающие иначе лицемерят.

О приращении капиталов поют как о единственной цели в жизни: «Говорят: богатство шепчет, деньги кричат! / Когда я кричу — завистники молчат! / Будто стоп-кадр — молчание ягнят. / Вложил пятьдесят, вернул сто назад!»7. Важнейшим достоинством денег признается их приумножение. Богатство порождает зависть окружающих и осознание денежной мощи владельца капиталов. Данный песенный контекст содержит интертекстуальную связь с кинематографом. И неслучайно реминисценции отсылают к фильму в стиле хоррор.

Обобщая семантико-аксиологический фон данных песен, отнесем представленные контексты к всеобщности принадлежности субъектам (по В. А. Марьян-чик [9, с. 22]), рационалистическим оценкам (по Н. Д. Арутюновой [4, с. 75-77]), личностным ценностям (по Ю. Г. Вешнинскому [6, с. 13-25]). Перед нами изображен мир, в котором все покупается: человек — это вещь; финансовая успешность — единственная жизненная ценность; перечеркивание лучших идеалов прошлого — норма; межличностные отношения обесценены, — пропаганда деструктивных принципов формирует мировоззрение общества, особенно молодежи.

Одна из отличительных черт песни в том, что за счет музыкального сопровождения она лучше запоминается и чаще воспроизводится, т. е. с самого начала имеет мощный паремиологический потенциал. Современная песня ко всему прочему является «обитателем» виртуального мира, поскольку жизнь современного человека накрепко привязана к Интернету, «который обеспечивает человечеству доступ к гигантским массивам информации» [3, с. 30]. Особенно уязвимы перед пагубным воздействием века информационных технологий подростки. Семантика современного песенного текста является именно той средой, в которую подростки погружаются ежедневно, для них «ценность существует в форме идеального образа и его предметного воплощения», в этих

4 Textbase.ru — тексты песен: справочно-информационный портал [Электронный ресурс].. URL: https://textbase.ru/song/song/787757 (дата обращения: 03.02.2021).

5 Там же.

6 Beesona.ru — тексты песен: справочно-информационный портал [Электронный ресурс]. URL: https://www.beesona.ru/songs/timati/ponti.php (дата обращения: 03.02.2021).

7 Там же.

условиях взгляды на аксиологические проблемы могут разниться даже в пределах одного лингвокультурного пространства [10, с. 324].

В большинстве современных песенных текстов на передний план выступает семантика потребительского отношения к жизни как со стороны женщины: «Всё, что ей нужно — это твои money...» (Егор Крид «Барби»)8; «Тебе так важен счёт моей карты и авторитет» (Егор Крид «Сердцеедка»)9, — так и со стороны мужчины: «Бездельник и без денег, но зато я твой» (Егор Крид «Невеста»)10.

В популярных песнях наблюдается и откровенное признание настойчивого продвижения своей бездарности во имя обогащения: «Я заработал свой кэш, слагая рифмы в куплеты, / Пока ты честно стремился стать гениальным поэтом» (Тимати «Понты»)11.

Помимо прочего в иных контекстах музыкальных композиций присутствует мотив поучения: «Прости, но нужно расти, вслед за ростом цен. / Урвать свою долю, свой кусок, свой процент» (Баста «Жить Достойно»)12. Семантический акцент снова сделан на необходимости приумножения богатства.

В песнях некоторых исполнителей иногда появляются фразы, противоречащие общей меркантильной тенденции и отдаленно напоминающие аксиологические аллегории: «Люди теряют рассудок, сходят с ума / Ведь счастье определяет сумма / Они ломают судьбы, люди ищут сотни / Делай деньги, нарисуй их» (Баста «Миллионер из трущоб»)13; «Доллары тоннами, скоро мы / станем теми, кого называют роботами. / Головы в поисках постоянной выгоды, / Прав ли ты, играя по правилам этой игры. / <...> деньги, деньги, деньги, нет в моём кармане, / Деньги, деньги, деньги — ненужный груз, / Деньги, деньги минус — свобода плюс» (Баста «Деньги»)14. Приходит осознание болезненной зависимости от денег, потери свободы ради наживы, утраты морально-этического облика во имя обогащения.

В поэтических текстах, положенных на музыку, также наблюдаются рассуждения (иногда с оттенком неосознанного филологического анализа [13]) на тему назначения денег и своего отношения к ним: «Всем нужны деньги, а что такое деньги?! / <.> говорят, что с ними тупо веселей, / И за что тогда

8 Lyrics Translate—тексты песен: справочно-информационный портал [Электронный ресурс]. URL: https://lyricstranslate.com/ru/egor-kreed-barbie-lyrics.html (дата обращения: 03.02.2021).

9 Там же. URL: https://lyricstranslate.com/ru/egor-kreed-serdceedka-lyrics.html (дата обращения: 03.02.2021).

10 Там же. URL: https://lyricstranslate.com/ru/kreed-nevesta-lyrics.html (дата обращения: 03.02.2021).

11 Beesona.ru — тексты песен: справочно-информационный портал [Электронный ресурс]. URL: https://www.beesona.ru/songs/timati/ponti.php (дата обращения: 03.02.2021).

12 Text-pesni.com—тексты песен: справочно-информационный портал [Электронный ресурс]. URL: https://text-pesni.com/pesnya/pokazat/565659924/basta-smoki-mo/tekst-perevod-pesni-zhit-dos-tojno/ (дата обращения: 03.02.2021).

13 Там же. URL: http://teksti-pesenok.ru/2/Basta-h-Skriptonit/tekst-pesni-Millioner-Iz-Trushchob (дата обращения: 03.02.2021).

14 Textbase.ru — тексты песен: справочно-информационный портал [Электронный ресурс]. URL: https://textbase.ru/song/song/805158 (дата обращения: 03.02.2021).

меня лишили сна? / <.. .> Умноженная лень на желание по-крупному сыграть, / Только всё равно найдутся покрупней.» (Земфира «Деньги»)15.

В некоторых песенных текстах благодаря каламбурам происходит музыкальное осознание своего зависимого от денег положения: «Люди имеют деньги, / А деньги имеют людей.» (Бандерос «Бумажный змей»)16. Данная семантическая модель является достаточно распространенной (часто в паремиологии), меняющей образы-символы в зависимости от замысла высказывания.

Песенные тексты современности, отражающие семантику денег, способны даже отождествлять лирического героя — богатого человека — с сатаной: «Я ем на обед золотые слитки, / Бриллиантовый десерт, нефтяные сливки, / Мне имя — Вельзевул, хозяин стратосферы, / Я нереальный cool, мой respect без меры» (Ляпис Трубецкой «Капитал»)17. Помимо прочего, в данном контексте наблюдается переключение языкового кода — использование иноязычных элементов.

Если говорить о систематизации семантики денег в представленном песенном блоке, то аксиологические установки распределяются следующим образом: противоречия в области когнитивного и креативного (В. А. Марьянчик [9, с. 22]), сенсорные оценки (Н. Д. Арутюнова [4, с. 75-77]), культурные и эстетические (Ю. Г. Вешнинский [6, с. 13-25]). Интересным наблюдением является признание более духовными песни русских рок-исполнителей, в них значительно реже присутствуют деньги как на лексическом, так и на семантическом уровне. Во многих из этих текстов отражена аксиологическая ориентация прошлого века (нередко выраженная имплицитно) с присутствием вечных ценностных доминант [7].

Как отмечает Н. Ф. Алефиренко, совокупный образ ценностных ориентиров в лингвокультурном пространстве языка представляется «методологической доминантой лингвокультурологии» [1, с. 99], которая влияет на изменения формальных «проявлений антропологизма» с учетом сложившейся аксиологической системы [2, с. 199]. Природа, сущность ценностей, их систематизация являются интересной (хотя и во многом дискуссионной) исследовательской областью. Песенный текст — многогранный феномен; современная песня — еще более противоречивое явление, обладающее массой негативных черт с точки зрения языкового развития (огромное количество жаргонизмов, сниженной и инвективной лексики, необоснованное использование заимствований и т. д.), в чем можно убедиться благодаря иллюстративному материалу данной работы.

На основе анализа русскоязычных песенных текстов современности замечено явное навязывание нашему обществу западных идеалов. В песнях происходит безжалостное свержение ценностей прошлого, отраженных в образах-символах типа «старый клен», «старая мельница», «Гамлет», «коллективизм» и пр. При этом огромное значение в музыкальных композициях, как и в жизни

15 Textbase.ru — тексты песен: справочно-информационный портал [Электронный ресурс]. URL: https://textbase.ru/song/song/805158 (дата обращения: 03.02.2021).

16 Там же. URL: https://textbase.ru/song/song/574262 (дата обращения: 03.02.2021).

17 Beesona.ru — тексты песен: справочно-информационный портал [Электронный ресурс]. URL: https://www.beesona.ru/songs/lyapis_trubetskoy/kapital.php (дата обращения: 03.02.2021).

современного человека, имеет аксиологическая семантика денег, основанная на жажде наживы, противоречащая чувству долга, патриотизма, бережного отношения к своей стране, природе, друг другу.

Литература

1. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. 288 с.

2. Антонова Е. Н. Аксиологический компонент в дискурсе поэтической фразеологии // Полипарадигмальные контексты фразеологии в XXI веке: мат-лы Междунар. науч. конф., Тула, 17-19 мая 2018 г. / Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого; Фразеологическая комиссия при международном комитете славистов; [отв. ред. Г. В. Токарев]. Тула: Тульское произв. полиграф. об-ние, 2018. С. 199-203.

3. Антонова Е. Н. Паремиология без границ: монография / Е. Н. Антонова и др.; под ред. М. А. Бредиса, О. В. Ломакиной. М.: РУДН, 2020. 244 с.

4. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 341 с.

5. Бредис М. А. Человек и деньги: Очерки о пословицах русских и не только. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2019. 296 с.

6. Вешнинский Ю. Г. Аксиология постсоветского культурного пространства на рубеже тысячелетий: автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2010. 27 с.

7. Ломакина О. В. Ценностные доминанты языковой личности Л. Н. Толстого (на паремиологическом материале) // Аксиологические аспекты современных филологических исследований: тезисы докладов Междунар. науч. конф., Екатеринбург, 15-17 октября 2019 г. / отв. ред. Н. А. Купина; Мин-во образования и науки РФ, Уральский федеральный ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Уральский гуманитарный ин-т, департамент «Филологический факультет», кафедра русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации. Екатеринбург: Ажур, 2019. С. 181-183.

8. Ломакина О. В., Мокиенко В. М. Ценностные константы русинской паремио-логии (на фоне украинского и русского языков) // Русин. 2018. № 4 (54). С. 303-317.

9. Марьянчик В. А. Аксиологичность и оценочность медиа-политического текста. М.: Либроком, 2013. 272 с.

10. Нелюбова Н. Ю. Отражение этнокультурных ценностей в пословицах франкоязычных стран // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2019. Т. 10. № 2. С. 323-335.

11. Серебренникова Е. Ф. Семиометрия как способ лингвистического аксиологического анализа // Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов: монография / Е. Ф. Серебренникова и др.; отв. ред. Л. Г. Викулова. М.: Тезаурус, 2011. С. 7-48.

12. Снегирев И. М. Словарь русских пословиц и поговорок. Русские в своих пословицах / предисловие Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. Н. Новгород: Русский купец: Братья славяне, 1996. 624 с.

13. Сычёва Е. Н. О филологической поэзии // Актуальные вопросы изучения мировой культуры в контексте диалога цивилизаций: Россия - Запад - Восток: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 24 мая 2016 г. М.; Ярославль: Ремдер, 2016. С. 518-524.

References

1. Alefirenko N. F. LingvokuFturologiya: cennostno-smy'slovoe prostranstvo yazy-ka: ucheb. posobie. M.: Flinta: Nauka, 2010. 288 s.

2. Antonova E. N. Aksiologicheskij komponent v diskurse poe'ticheskoj frazeologii // Poliparadigmal'ny'e konteksty' frazeologii v XXI veke: mat-ly' Mezhdunar. nauch. konf., Tula, 17-19 maya 2018 g. / Tul'skij gos. ped. un-t im. L. N. Tolstogo; Frazeologicheskaya komissiya pri mezhdunarodnom komitete slavistov; [otv. red. G. V. Tokarev]. Tula: Tul'skoe proizv. poligraf. ob-nie, 2018. S. 199-203.

3. Antonova E. N. Paremiologiya bez granicz: monografiya / E. N. Antonova i dr.; pod red. M. A. Bredisa, O. V. Lomakinoj. M.: RUDN, 2020. 244 s.

4. Arutyunova N. D. Tipy' yazy'kovy'x znachenij. Ocenka. Soby'tie. Fakt. M.: Nauka, 1988. 341 s.

5. Bredis M. A. Chelovek i den'gi: Ocherki o posloviczax russkix i ne tol'ko. SPb.: Peterburgskoe Vostokovedenie, 2019. 296 s.

6. Veshninskij Yu. G. Aksiologiya postsovetskogo kul'turnogo prostranstva na rubezhe ty'syacheletij: avtoref. dis. ... kand. kul'turologii. M., 2010. 27 s.

7. Lomakina O. V. Cennostny'e dominanty' yazy'kovoj lichnosti L. N. Tolstogo (na paremiologicheskom materiale) // Aksiologicheskie aspekty' sovremenny'x filologi-cheskix issledovanij: tezisy' dokladov Mezhdunar. nauch. konf., Ekaterinburg, 15-17 ok-tyabrya 2019 g. / otv. red. N. A. Kupina; Min-vo obrazovaniya i nauki RF, Ural'skij fe-deral'ny'j un-t im. pervogo Prezidenta Rossii B. N. El'cina, Ural'skij gumanitarny'j in-t, departament «Filologicheskij fakul'tet», kafedra russkogo yazy'ka, obshhego yazy'kozna-niya i rechevoj kommunikacii. Ekaterinburg: Azhur, 2019. S. 181-183.

8. Lomakina O. V., Mokienko V. M. Cennostny'e konstanty' rusinskoj paremiologii (na fone ukrainskogo i russkogo yazy'kov) // Rusin. 2018. № 4 (54). S. 303-317.

9. Mar'yanchik V. A. Aksiologichnost' i ocenochnost' media-politicheskogo teksta. M.: Librokom, 2013. 272 s.

10. Nelyubova N. Yu. Otrazhenie e'tnokul'turny'x cennostej v posloviczax franko-yazy'chny'x stran // Vestnik RUDN. Seriya: Teoriya yazy'ka. Semiotika. Semantika. 2019. T. 10. № 2. S. 323-335.

11. Serebrennikova E. F. Semiometriya kak sposob lingvisticheskogo aksiologichesk-ogo analiza // Lingvistika i aksiologiya: e'tnosemiometriya cennostny'x smy'slov: monografiya / E. F. Serebrennikova i dr.; otv. red. L. G. Vikulova. M.: Tezaurus, 2011. S. 7-48.

12. Snegirev I. M. Slovar' russkix poslovicz i pogovorok. Russkie v svoix posloviczax / predislovie E. A. Grushko, Yu. M. Medvedev. N. Novgorod: Russkij kupecz: Brat'ya slavya-ne, 1996. 624 s.

13. Sy' chyova E. N. O filologicheskoj poe'zii // Aktual'ny'e voprosy' izucheniya miro-voj kul'tury' v kontekste dialoga civilizacij: Rossiya - Zapad - Vostok: mat-ly' Mezhdun. nauch.-prakt. konf., Moskva, 24 maya 2016 g. M.; Yaroslavl': Remder, 2016. S. 518-524.

I. V. Krasheninnikova

Axiological Semantics of Money in Russian-Language Song Texts of Our Time

The article regards the modern system of values, which finds its verbal expression in song texts. The axiological attitudes of society are considered on the example of the semantics of money in popular Russian-language songs. The paper opts for the classification principles to characterize different aspects of the illustrative material. Conclusions are made about the inconsistency of the modern song phenomenon and the decline in Russian language culture.

Keywords: Russian-language songs; semantics of money; linguoaxiology; text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.