Научная статья на тему 'Аксиологическая проблематика телесных наказаний в "Очерках бурсы" Н. Г. Помяловского'

Аксиологическая проблематика телесных наказаний в "Очерках бурсы" Н. Г. Помяловского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
290
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ / АКСИОЛОГИЯ / ПОМЯЛОВСКИЙ / "ОЧЕРКИ БУРСЫ" / ПОВТОР / КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПРИЕМ / ПЕРСОНАЖ / CORPORAL PUNISHMENT / AXIOLOGY / NIKOLAI POMYALOVSKY / "SEMINARY SKETCHES" / REPETITION / COMPOSITIONAL TECHNIQUE / LITERARY CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дегтерёв Николай Александрович

В данной статье рассматривается тема телесных наказаний в «Очерках бурсы» Н.Г. Помяловского и способы ее раскрытия. Автор анализирует приемы, позволяющие Помяловскому обозначить аксиологическую проблематику телесных наказаний. Во-первых, это повторы, которые обнаруживают себя как на уровне эпизодов сцен насилия, так и на уровне описательных деталей. Во-вторых антитеза учеников и учителей и одновременно их неочевидное подобие. Отмечается роль в создании художественного эффекта взаимодействия документально-публицистического и художественного дискурсов. На основании проведенного анализа делается вывод о связи аксиологической проблематики произведения Помяловского с христианской составляющей русской литературы, а также о неразрешимости в пределах художественного мира произведения конфликта, возникающего из парадоксального соединения тем детства и физического насилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological problems of corporal punishment in Nikolai Pomyalovsky's "Seminary Sketches"

This article discusses the corporal punishment topic in "Seminary Sketches" by Nikolai Pomyalovsky and methods of its disclosure. The author analyses the techniques that allow Nikolai Pomyalovsky identifying corporal punishment's axiological problems. This includes repetitions that reveal themselves both at the level of episodes depicting scenes of violence, and at the level of descriptive details. This is also an antithesis of pupils and teachers and at the same time, their non-obvious similarity. The role of documentary-journalistic and artistic discourses' interaction in the creation of the artistic effect is noted. Based on the analysis, the author concludes that axiological problems of Nikolai Pomyalovsky's work are related to the Russian literary Christian component as well as to unsolvability within the "Sketches'" artistic world of the conflict arising from the paradoxical combination of the themes of childhood and physical violence.

Текст научной работы на тему «Аксиологическая проблематика телесных наказаний в "Очерках бурсы" Н. Г. Помяловского»

УДК 821.161.1.09"19"

Дегтерев Николай Александрович

Череповецкий государственный университет

koldeg@mail.ru

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ТЕЛЕСНЫХ НАКАЗАНИЙ В «ОЧЕРКАХ БУРСЫ» Н.Г. ПОМЯЛОВСКОГО

В данной статье рассматривается тема телесных наказаний в «Очерках бурсы» Н.Г. Помяловского и способы ее раскрытия. Автор анализирует приемы, позволяющие Помяловскому обозначить аксиологическую проблематику телесных наказаний. Во-первых, это повторы, которые обнаруживают себя как на уровне эпизодов-сцен насилия, так и на уровне описательных деталей. Во-вторых - антитеза учеников и учителей и одновременно их неочевидное подобие. Отмечается роль в создании художественного эффекта взаимодействия документально-публицистического и художественного дискурсов. На основании проведенного анализа делается вывод о связи аксиологической проблематики произведения Помяловского с христианской составляющей русской литературы, а также о неразрешимости - в пределах художественного мира произведения - конфликта, возникающего из парадоксального соединения тем детства и физического насилия.

Ключевые слова: телесные наказания, аксиология, Помяловский, «Очерки бурсы», повтор, композиционный прием, персонаж.

Очерк «Зимний вечер в бурсе», появившийся в майской книжке журнала братьев Достоевских «Время» в 1862 году, стал первым художественным произведением, где вопрос о телесных наказаниях бурсаков был поставлен со всей остротой. К этому времени уже появились некоторые литературные (публицистические) труды, в которых поднималась тема физического и морального воздействия на учащихся. Так, в 1858 году в Лейпциге (затем - в Париже и Лондоне) вышла книга священника И.С. Бел-люстина «Описание сельского духовенства», где достаточно подробно рассматривался вопрос о телесных наказаниях в русских духовных училищах. 1860 год был отмечен публикацией статьи Н.А. Добролюбова «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами», где «вопрос о розгах, о том: бить или не бить» [6, с. 9] анализировался на основе данных о светских учебных заведениях. Таким образом, «Очерки бурсы» оказались включены в общественно-литературный контекст обсуждения проблемы телесных наказаний.

Следует отметить, что отношение Н.Г. Помяловского к своему замыслу не было однозначным. Еще в 1859 году им был написан и отдан в печать рассказ «Долбня», ставший своего рода подготовкой к «Очеркам бурсы». Но вскоре автор забрал его из журнала. Он писал своему другу Н.А. Благовещенскому: «Ты напрасно думаешь, что книжка о духовных мое произведение. Мало того, я отдумал писать о бурсе, потому что не могу быть беспристрастным в этом деле. Я уже... составил было и отрывок. Но тут-то я понял, что не мне продавать бурсу, и выпросил статью назад» [4, с. 133]. Помяловский не мог быть беспристрастным потому, что в совокупности проучился в бурсе и семинарии четырнадцать лет (половину своей жизни). «Очерки бурсы» - главная и итоговая его книга -автобиографична; так что ужас, который испытывает читатель, знакомясь с «Очерками», был прожит Помяловским в реальности.

С другой стороны, общественная атмосфера, почти революционная, начала 1860-х годов как раз не требовала объективности и отстраненности. В этом смысле «страстные» «Очерки бурсы» были произведением своевременным и сразу же породили не менее эмоциональную реакцию. Помяловский даже был назван «Иудою-предателем» за «его клевету и злонамеренность» [1, с. 29]: настолько, видимо, описание автором бурсацкой жизни -и, в частности, телесных наказаний - в представлении некоторых его критиков - не соответствовало истинному положению вещей. Вопрос о том, клеветал ли Помяловский на родную бурсу, действительно спорный и, по существу, выходящий за рамки обсуждения художественного текста как вторичной реальности. Тем не менее упоминания о телесных наказаниях мы встречаем в огромном количестве текстов как художественного, так и документального (мемуарного) характера: в повести И.С. Никитина «Дневник семинариста», в воспоминаниях Н.П. Гилярова-Платонова, Е.Е. Голу -бинского, А.Л. Катанского, митрополита Леонтия Московского. «Очерки бурсы» в каком-то смысле были включены в этот длинный ряд воспоминаний на правах «человеческого документа» и, соответственно, могли вызывать и неприятие. Так, например, в воспоминаниях Н.И. Субботина мы можем прочесть: «Замечу кстати, что когда я учился в семинарии, было почти то самое, что описано в пресловутых рассказах о бурсе Помяловского, Ростиславлева, Беллюстина и других, - и должен, по совести, сказать, что тех ужасов, безобразий, жестокостей и бесчинств, какие изображаются у этих авторов, и подобия не видел я в нашей семинарии ни между учениками, ни в обществе наставников» [9, с. 109]. По-видимому, объяснить такое расхождение в воспоминаниях и художественных текстах можно не столько с учетом объективности/ субъективности авторов, но и реальных различий между духовными училищами, где наказание во многом зависело от педагогических приемов

126

Вестник КГУ ^ № 1. 2019

© Дегтерев Н.А., 2019

и уровня личности конкретных наставников. В любом случае писатель вправе видеть мир таким, каким он ему представляется; внести в изображаемую им картину свои акценты, усиливая важные для него ситуации, факты, положения.

Необходимо уточнить, что тема телесных наказаний является только частным случаем более общей темы - «кулачного права», о котором друг Н.Г. Помяловского Н.А. Благовещенский писал, что «в бурсе вообще» оно имеет «огромное значение» [4, с. 118]; и в то время, как с помощью этого «права» бурсаки организуют внутреннюю иерархию, «начальство, в свою очередь, бьет их всех» [4, с. 118].

Жанр очерка, находящийся «на стыке художественной литературы и публицистики» [5, с. 707], позволяет осветить какую-либо общественную проблему, используя средства изобразительности того и другого вида литературы. Как уже было отмечено, проблема телесных наказаний до появления произведения Помяловского присутствовала по преимуществу в публицистических текстах -многочисленные воспоминания появились позже. Из художественных произведений стоит отметить только напечатанную годом ранее (в «Воронежской беседе на 1861 г.») повесть И.С. Никитина «Дневник семинариста». Но и там лишь один раз упоминается карцер, а о телесных наказаниях сказано: «Ну, в семинарии у нас совсем не то: розги почти совсем устранены, а если и употребляются в дело, так это уж за что-нибудь особенное» [7, с. 420]. Правда, в примечаниях отмечено, что «цензурой был вычеркнут в «Дневнике семинариста» ряд мест, в том числе сцена, где показаны телесные наказания, которым подвергали семинаристов» [7, с. 675].

Однако именно эмоционально-экспрессивная, художественная природа «Очерков бурсы» породила острую, страстную реакцию читающей публики, о которой писали некоторые рецензенты. Важно понять, как удается Помяловскому достигнуть этого художественного эффекта, а для этого рассмотреть приемы, с помощью которых изображаются телесные наказания; определить их значение в создании образов персонажей, их композиционную роль.

Уже самое начало (сильное место) «Очерков бурсы» настраивает читателя на совершенно определенное восприятие изображаемого мира: «Класс кончился. Дети играют» [8, с. 260]. Автор акцентирует внимание на том, что речь пойдет о «детях», детстве - том возрастном периоде, который априорно не предполагает страданий и мучений. Тем контрастнее на фоне этой первой строки мучения бурсаков впоследствии и выглядят. Заметим в скобках, что слово «играют» в дальнейшем также «заиграет» различными оттенками, ведь «игры» бурсаков тоже весьма далеки от того, что привычно ассоциируется с детством.

Если же обратиться к другим сильными местам текста - концу первого очерка и концу всего произведения, которые так или иначе соотносятся с самым началом «Очерков бурсы», то мы обнаружим следующее. В обоих случаях речь идет именно о телесных наказаниях. Приведем последнее предложение первого очерка - «Зимний вечер в бурсе»: «На другой день были многие пересечены в бурсе, и многие напрасно...» [8, с. 298]. О концовке всех «Очерков бурсы» говорить сложнее, так как произведение осталось незавершенным из-за смерти автора. Тем не менее в последнем абзаце - логика его, конечно, не завершающая - это логика перехода к чему-то новому - говорится следующее: «Вместе с выходом старого инспектора по крайней мере наполовину уменьшились в училище спартанские наказания, бросили драть под колоколом, не заставляли держать кирпич в поднятой руке, стоя на коленях среди двора, нередко в грязи, не ставили коленями на ребро парты, не относили на рогожках жестоко сеченных учеников, начальство реже расшибало зубы и ломало ребра своим питомцам» [8, с. 418]. Если учитывать соотносительность сильных мест - начала и конца произведения, - то можно заключить, что в тексте «Очерков бурсы» происходит своеобразное сопряжение двух тем - тем детства и ужаса телесных наказаний. Это и создает художественный эффект произведения, о котором писали многие критики. Так, например, П.В. Анненков назвал «Очерки бурсы» «кровавыми страницами» [3]; на анонимного рецензента журнала «Время» чтение «Зимнего вечера в бурсе» произвело «тяжелое и безотрадное впечатление» [1, с. 28] и т. д.

Все главные герои «Очерков» - дети, хотя и разного возраста. Ю.И. Айхенвальд в статье, посвященной Помяловскому, писал: «Изобразитель бурсы - редкий психолог детского сознания» [2]. Первая строка текста только задает направление читательскому восприятию, чтобы в дальнейшем, раскрыв перед читателем ужасы бурсы, столкнуть эти две противоположные во всех смыслах темы. Таким образом, противопоставление - один из основных композиционных приемов «Очерков бурсы». Аксиологическое измерение основному конфликту, основанному на этом противопоставлении, придает то, что действие происходит в духовном учебном заведении. В разных культурах отношение к детству может сильно различаться (недаром Помяловский упоминает «спартанское воспитание»), но в христианской культуре, проповедующей Бога-Любовь, который именно детей поставил «примером для подражания» («... если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3), «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14)), такое сопряжение тем детства и физического насилия особен-

Вестник КГУ № 1. 2019

127

но подчеркивает ценностную проблематику разворачивающегося конфликта.

Другой композиционный прием - повтор -проявляется в «Очерках бурсы» на двух уровнях. Во-первых, регулярно повторяются сами сцены телесных наказаний. Во-вторых, можно выделить и повторяющиеся детали, призванные создать художественный эффект и усилить впечатление, производимое сценами насилия. Так, например, на телах бурсаков после сечения остаются «полосы»: «. выстегивал в воздухе полосы, которые должны будут лечь на тело его товарища» [8, с. 273]; «.тело наказываемого было покрыто синими полосами» [8, с. 326], - иногда вместо «полос» упоминаются «рубцы». Неоднократно бурсаки вынуждены «таскать из своего тела прутья» [8, с. 315-316, с. 397]. Один из видов наказания - солить раны: «.жарили его линейкой по ладони, били по щекам, посыпали сеченое тело солью» [8, с. 269]; «Лобов вознес его на воздусях, а потом просолил насквозь сеченое тело» [8, с. 322]. Есть и чрезвычайно важный для нашей темы повторяющийся мотив «продажи души черту». Один из бурсаков «достал перочинный нож, разрезал себе руку и своей кровью написал на бумажке: «Дьявол, продаю тебе свою душу, только избавь меня от сеченья»» [8, с. 316]. Обобщая психологическое состояние воспитанников училища, автор пишет: «Ученики понимали, а в эту минуту особенно ясно сознали, что и при их житье-бытье подчас хоть продавай душу черту» [8, с. 316]. Необходимо отметить, что выражение «продавай душу черту» имеет в данном случае не только фразеологические коннотации. Прозвище одного из бурсаков - Сатана, сама бурса нередко именуется «адом». Все это позволяет сделать вывод, что для Помяловского было существенно важно подчеркнуть это соединение в бурсе «духовного» (так как бурса все-таки - духовное училище) и дьявольского. Более того, такое соединение еще более усиливает именно аксиологическую проблематику конфликта, так как, помимо педагогической, в нем появляется явственная религиозная составляющая.

Прием противопоставления очень хорошо виден в расстановке персонажей. Среди действующих лиц произведения можно выделить две большие группы - педагогов и учеников. Безусловно, внутри этих групп отношения также неоднородны, однако антитеза учеников и учителей, во-первых, гораздо более важна в смысловом отношении, во-вторых, неоднократно подчеркнута автором. Так, Помяловский пишет: «Аборигены училища, насильно посаженные за книгу, образовали из себя товарищество, которое стало во враждебные отношения к начальству и завещало своим потомкам ненависть к нему. Начальство, со своей стороны, также стало во враждебные отношения к товариществу» [8, с. 264]. В другом месте о началь-

стве сказано, что «ученики гадили ему злорадно и с местию» [8, с. 307]. Многие ситуации, описанные в книге, строятся на попытках «товарищества» (как в лице отдельных бурсаков, так и групп) каким-то образом уязвить учителей. Произвол же учителей в отношении бурсаков (см., например, последний абзац произведения, отрывок из которого приведен выше) описывается настолько часто и экспрессивно, что у читателя не остается сомнений в характере отношений учеников и учителей.

Однако это противопоставление осложняется парадоксальным сближением тех и других. Учителя в свое время тоже были бурсаками. Об одном из них - Лобове - автор замечает: «Что этот великий педагог в своей юности - недосечен или пересечен?» [8, с. 321] Другого учителя, Долбежина (заметим в скобках, что Долбежин, безусловно, - говорящая фамилия), Помяловский характеризует следующим образом: «Долбежин сам был точно отпетый. Он, как и товарищество, терпеть не мог городских и одному из них дал самое неприличное прозвище; фискала, пришедшего к нему наушничать, он отодрал не на живот, а на смерть; ученики вроде Гороблагодатского были его любимцами» [8, с. 322]. И, наконец, допускается прямое сравнение учителей с бурсаками, чьи портреты уже были представлены в произведении: «Лобов граничил по своему характеру к Тавле, Долбежин к Горобла-годатскому» [8, с. 325].

Это подобие, своеобразный семантический повтор, выполняет в произведении несколько функций. Во-первых, оно делает систему персонажей замкнутой, бурса становится неким герметичным миром, вынужденным повторять себя в различных поколениях. Это, кстати, и стало поводом для критики «Очерков.» П.В. Анненковым, упрекнувшим автора в том, что он не разглядел в жизни и не вывел в произведении никаких возможностей для изменений. Правда, статья Анненкова была написана после публикации первых двух, самых тяжелых, очерков. В дальнейшем, например у Помяловского, появляется учитель Краснов, персонаж из переходного времени бурсы, значительно более гуманный и образованный. Но и он, нужно заметить, не отказывается от телесных наказаний. Эта «замкнутость» системы персонажей и создает своеобразный эффект безвыходности, мрачности бурсы. Во-вторых, взаимное подобие учеников и учителей является и основой для уже выходящих за «пределы» описания бурсы авторских обобщений и инвектив. В публицистических отступлениях, многократно разбросанных в «Очерках», и, в частности, в случаях прямого обращения к читателю Помяловский рассуждает о феномене телесных наказаний. Подчеркивая, что «в описываемый нами период бурсы нравственный уровень товарищества и начальства был почти одинаков» [8, с. 327-328], он находит и оправдание для учителей: «Лобов,

128

Вестник КГУ ^ № 1. 2019

Долбежин, Батька и Краснов поневоле прибегали к насилию нравственному и физическому. Значит, вся причина главным образом не в учителях и не в бурсаках, а в бурсацкой науке, чтоб ей сгинуть с белого света» [8, с. 342]. Таким образом, негодование автора направлено не на «внутренний» мир бурсы, а куда-то вовне, где и нужно искать причины возникновения такой бурсы. Следовательно, и разрешение конфликта оказывается невозможным в пределах художественного мира произведения, конфликт давит своей неразрешимостью на героев.

Наконец, рассуждения о телесных наказаниях появляются и в публицистических отступлениях или прямых оценках изображенного в «Очерках бурсы», где, уже не прибегая к художественным средствам, Помяловский непосредственно ставит вопрос о телесных наказаниях, например: «Религия, хотя и не проповедуется она в бурсе, как у поклонника Магомета, огнем и мечом, но проповедуется розгой, голодом, дерганьем из головы волос, забиением и заушением» [8, с. 401]. Через несколько строк он продолжает: «Мы думаем, что бурсацкое начальство, поступая так, постепенно и незаметно, однако самым радикальным путем, направляет миросозерцание своих учеников к полному атеизму» [8, с. 401].

Подводя некоторые итоги, можно сделать вывод о том, что Помяловскому удается отчетливо обозначить аксиологическую проблематику основного конфликта произведения, возникающего при соположении тем детства и физического насилия в духовном учебном заведении. Конфликт этот, включенный в общественную полемику о телесных наказаниях начала 1860-х годов, «внутри» мира произведения остается неразрешимым. Однако писателю важнее всего поставить волнующие его вопросы и вызвать нравственную и эмоциональную реакцию читателя.

Библиографический список

1. Два слова о двух статьях // Время. - 1862. -№ 9. - С. 28-41.

2. Айхенвальд Ю.И. Помяловский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dugward.ru/ ИЪгагу/ротуа1оу8Ыу/аШепу_ротуа1оу8ЫуЫ:т1.

3. Анненков П.В. Г-н Помяловский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.lib.ru/ay annenkow_p_w/text_0200.shtml.

4. Благовещенский Н.А. Николай Герасимович Помяловский // Современник. - 1864. - № 101. -С. 115-154.

5. Гордеева Е.Ю. Очерк // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А.Н. Нико-люкин. - М.: Интелвак, 2001. - С. 707-709.

6. Добролюбов НА. Собрание сочинений: в 9 т. -М.; Л.: Гос. изд-во художеств. лит., 1963. - Т. 6. - 572 с.

7. Никитин И.С. Сочинения. - М.: Художе-ственная литература, 1980. - 717 с.

8. Помяловский Н.Г. Избранное. - М.: Советская Россия, 1980. - 432 с.

9. Субботин Н.И. Воспоминания. М.В. Ти-хонравов и А.М. Бухарев // Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев): Pro et contra. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. - С. 108-128.

References

1. Dva slova o dvuh stat'yah // Vremya. - 1862. -№ 9. - S. 28-41.

2. Ajhenval'd YU.I. Pomyalovskij [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://dugward.ru/library/ pomyalovskiy/aihenv_pomyalovskiy.html.

3. Annenkov P.V G-n Pomyalovskij [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://az.lib.ru/a/ annenkow_p_w/text_0200.shtml.

4. Blagoveshchenskij N.A. Nikolaj Gerasimovich Pomyalovskij // Sovremennik. - 1864. - № 101. -S. 115-154.

5. Gordeeva E.YU. Ocherk // Literaturnaya ehnciklopediya terminov i ponyatij / gl. red. A.N. Nikolyukin. - M.: Intelvak, 2001. - S. 707-709.

6. Dobrolyubov N.A. Sobranie sochinenij: v 9 t. - M.; L.: Gos. izd-vo hudozhestv. lit., 1963. - T. 6. - 572 s.

7. Nikitin I.S. Sochineniya. - M.: Hudozhestvennaya literatura, 1980. - 717 s.

8. Pomyalovskij N.G. Izbrannoe. - M.: Sovetskaya Rossiya, 1980. - 432 s.

9. Subbotin N.I. Vospominaniya. M.V. Tihonravov i A.M. Buharev // Arhimandrit Feodor (A.M. Buharev): Pro et contra. - SPb.: Izd-vo Russkogo Hristianskogo gumanitarnogo instituta, 1997. - S. 108-128.

Вестник КГУ ^J № 1. 2019

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.