Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕНИНГРАДЦЕВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ (1941-1945 ГГ.)'

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕНИНГРАДЦЕВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ (1941-1945 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА / АГИТАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОЙНА / БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА / МУЗЕЙ / НАУЧНЫЕ РАБОТНИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Власова Ирина Владимировна

В статье рассмотрены основные направления художественно-пропагандистской деятельности ленинградцев в период 1941-1944 гг. Особое внимание уделено пропагандистской деятельности научных работников, артистов, художников и жителей города на фронте, внутри блокадного кольца, в эвакуации. Раскрывается аксиологический аспект пропаганды, проводимой ленинградскими учеными в эвакуации. Определено место художественно-пропагандисткой деятельности ленинградцев в деле сохранения культурного наследия страны. На основании архивных данных показана лекционная, выставочная и методическая деятельность научных работников Ленинграда в эвакуации, на фронте, в осаждённом городе. При рассмотрении аксиологический аспект художественно-пропагандисткой работы использованы архивные материалы ЦГАЛИ и данные самых известных российских архивов. В результате выявлено, что художественно-пропагандистская работа жителями Ленинграда во время Великой Отечественной войны успешно проводилась на линии фронта, внутри блокадного кольца и в эвакуации. Научная деятельность не прекращалась на протяжении долгих военных месяцев в Ленинграде, Новосибирске и Молотове. Выявлено, что «третий фронт» внес значительный вклад в освобождение Ленинграда и приблизил победу СССР во Второй Мировой войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL DIRECTION OF ARTISTIC AND PROPAGANDISM ACTIVITIES OF LENINGRAD CITIZENS DURING WAR TIME (1941-1945)

The article considers the main directions of the artistic and propaganda activities of Leningraders in the period 1941-1944. Particular attention is paid to the propaganda activities of scientists, artists, artists and residents of the city at the front, inside the blockade ring, in evacuation. The axiological aspect of propaganda conducted by Leningrad scientists in evacuation is revealed. The place of the art-propagandist of the activities of Leningraders in the preservation of the country's cultural heritage is determined. On the basis of archival data, lectures, exhibitions and methodological activities of Leningrad scientists in the evacuation, at the front, in the besieged city are shown. When considering the axiological aspect of the art-propagandist, the archival materials of the TsGALI and the data of the most famous Russian archives were used. As a result, it was revealed that artistic and propaganda work by the inhabitants of Leningrad during the Great Patriotic War was successfully carried out on the front line, inside the blockade ring and in evacuation. Scientific activity did not stop during the long war months in Leningrad, Novosibirsk and Molotov. It was revealed that the "third front" made a significant contribution to the liberation of Leningrad and brought closer the victory of the USSR in World War II.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕНИНГРАДЦЕВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ (1941-1945 ГГ.)»

Lesgafta, No. 5 (152), pp. 70-75.

3. Dorontsev, A.V., Porubayko, L.N., Zinchuk, N.A. and Eimolina, N.V. (2022), "The study of motivationally determined priorities for motor activity classes in students of various medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (204), pp. 122-127.

4. Dorontsev, A.V., Ermolina, N.V. and Zinchuk, N.A. (2019), "The relevance of the integration of sectional sports classes in the general education space of secondary school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 98-102.

5. Efimova-Komarova, L.B. and Golovanova G.Y. (2019), "Improving the working capacity and development of motor qualities of students in the classroom of applied physical culture by means of fitness", Scientific session of the GUAP Collection of reports of the scientific session dedicated to the World Day of Aviation and Cosmonautics. In 3 parts, St. Petersburg, pp. 185-188.

6. Karpov, V.Yu., Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Ivanov, D.A. (2019), "Physiological Basis of Physical Rehabilitation of Athletes after Ankle Injuries", Indian Journal of Public Health Research & Development, No. 10 (10), pp. 2051-2055.

7. Magin, V.A. (2020), "Theoretical approaches to the organization of educational activities of students", The world of science, culture, education, No. 1 (80), pp. 235-237.

8. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Makurina, O.N., Eremin, M.V., Dorontsev, A.V., Sibgatulina, F.R., Ivanov, D.A. (2022), "Functional reaction of the cardiovascular system to irritation of vestibular receptors in students engaged in different types of martial arts", International journal of biology and biomedical engineering, No. 16, pp. 96-104.

9. Siverkina, T.E., Kabanova, I.A., Vedishcheva and T.A., Kachalova, T.A. (2020), "Changes in strength indicators in female students 18-19 years old, engaged in the main department with a sports orientation (aerobics)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 407-410.

10. Tarasenko E.I. and Medvedkova N.I. (2018), "Prevention of stress of female students using respiratory gymnastics A.N. Strelnikova", Problems and innovations of sports management, recreation and sports tourism Collection of materials of the IV All-Russian scientific and practical conference, Kazan, pp. 243-245.

11. Broshkevich, E.V., Yurkevich, A.V. (2018), "The influence of aerobics on the functional state of the main body systems in students", Young scientist, No. 45 (231), pp. 289-292.

Контактная информация: ishmeeva2008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 31.10.2022

УДК 37.037

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕНИНГРАДЦЕВ В ВОЕННОЕ

ВРЕМЯ (1941-1945 ГГ.)

Ирина Владимировна Власова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрены основные направления художественно-пропагандистской деятельности ленинградцев в период 1941-1944 гг. Особое внимание уделено пропагандистской деятельности научных работников, артистов, художников и жителей города на фронте, внутри блокадного кольца, в эвакуации. Раскрывается аксиологический аспект пропаганды, проводимой ленинградскими учеными в эвакуации. Определено место художественно-пропагандисткой деятельности ленинградцев в деле сохранения культурного наследия страны. На основании архивных данных показана лекционная, выставочная и методическая деятельность научных работников Ленинграда в эвакуации, на фронте, в осаждённом городе. При рассмотрении аксиологический аспект художественно-пропагандисткой работы использованы архивные материалы ЦГАЛИ и данные самых известных российских архивов. В результате выявлено, что художественно-пропагандистская работа жителями Ленинграда во время Великой Отечественной войны успешно проводилась на линии фронта, внутри блокадного кольца и в эвакуации. Научная деятельность не прекращалась на протяжении

долгих военных месяцев в Ленинграде, Новосибирске и Молотове. Выявлено, что «третий фронт» внес значительный вклад в освобождение Ленинграда и приблизил победу СССР во Второй Мировой войне.

Ключевые слова: пропаганда, агитация, культурные ценности, война, блокада Ленинграда, музей, научные работники.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p80-85

AXIOLOGICAL DIRECTION OF ARTISTIC AND PROPAGANDISM ACTIVITIES

OF LENINGRAD CITIZENS DURING WAR TIME (1941-1945) Irina Vladimirovna Vlasova, the candidate of pedagogical sciences, docent, St. Petersburg Military Institute of the Russian National Guard Troops, Saint-Petersburg

Abstract

The article considers the main directions of the artistic and propaganda activities of Leningraders in the period 1941 -1944. Particular attention is paid to the propaganda activities of scientists, artists, artists and residents of the city at the front, inside the blockade ring, in evacuation. The axiological aspect of propaganda conducted by Leningrad scientists in evacuation is revealed. The place of the art-propagandist of the activities of Leningraders in the preservation of the country's cultural heritage is determined. On the basis of archival data, lectures, exhibitions and methodological activities of Leningrad scientists in the evacuation, at the front, in the besieged city are shown. When considering the axiological aspect of the artpropagandist, the archival materials of the TsGALI and the data of the most famous Russian archives were used. As a result, it was revealed that artistic and propaganda work by the inhabitants of Leningrad during the Great Patriotic War was successfully carried out on the front line, inside the blockade ring and in evacuation. Scientific activity did not stop during the long war months in Leningrad, Novosibirsk and Molotov. It was revealed that the "third front" made a significant contribution to the liberation of Leningrad and brought closer the victory of the USSR in World War II.

Keywords: propaganda, agitation, cultural values, war, siege of Leningrad, museum, scientists.

Битва за Ленинград продолжалась с 10 июля 1941 года по 09 августа 1944 года. Блокада Ленинграда (1941-1944 гг.) - событие особо трагическое, тяжелое, время чудовищных испытаний и страданий для жителей города, повлиявшее на ход всей Великой Отечественной войны и истории.

Героические усилия по освобождению города постоянно предпринимались на всех направлениях и на всех фронтах. Пропаганда в годы войны называлась «третьим фронтом». По мнению исследователей «Агитация поднимала боевой дух среди жителей блокадного Ленинграда, солдат Красной армии и партизан, вдохновляла на трудовые достижения жителей и воздействовала методами контрпропаганды на армию врага» [1].

Несмотря на нечеловеческие условия, неимоверные страдания, выпавшие на долю горожан, ленинградцы продолжали трудиться на заводах, в госпиталях, театрах. Из артистов ленинградских театров были созданы концертные бригады, периодически выезжавшие на линию фронта, выступавшие в госпиталях и на предприятиях.

В ужасающих условиях блокады для населения были открыты Государственная Публичная библиотека, библиотека Академии наук, кинотеатры. Деятели сферы культуры создавали и оформляли тематические выставки, писали научные труды. Например, выставки, посвященные ратным подвигам великих русских полководцев в Публичной библиотеке, организовала директор ГМЗ «Павловск» А.И Зеленова. В подвалах Государственного Эрмитажа и Исаакиевского Собора музейные работники сохраняли, подготовленные к эвакуации мировые шедевры коллекций дворцов-музеев пригородов Ленинграда.

В деле агитации огромную роль играли ленинградские художники и архитекторы. Они создавали плакаты, карикатуры, оформляли агитационные материалы, создавали художественные призывы. Своим творчеством способствовали поддержанию позитивных настроений общества, укрепляли веру в скорую победу. Наибольшей известностью поль-

зовались выпуски творческого объединения ленинградских художников «Боевой карандаш».

Художники-фронтовики, защищавшие родной город, также вносили неоценимый вклад в деле укрепления веры в победу жителей Ленинграда и его защитников: создавали портреты бойцов, запечатлевали эпизоды фронтовой жизни, создавали агитационные открытки и почтовые карточки [2].

Таким образом, первое направление художественно пропагандистской работы ленинградцев - действие внутри блокадного кольца и на фронте.

Яркий пример такой пропаганды - состоявшаяся в августе 1943 года, в стенах Ленинградского Дома Красной Армии имени С.М. Кирова, выставка работ и первое совещание художников-фронтовиков. На совещании принято решение «принять посильное участие в творческом деле создания художественной летописи, из которой родятся в дальнейшем грандиозные полотна, отражающие суровые и величественные события Отечественной Войны Советского народа». Решение оформлено в виде воззвания, подписанного 10.07.1943 года двадцатью тремя художниками-фронтовиками. В нем, в том числе отмечено: «Мы бойцы и командиры частей и подразделений Ленинградского фронта, участники обороны великого города Ленина! И одновременно мы, по своей творческой специальности, художники-фронтовики. Оружием, данным нам Родиной, могучей военной техникой и оружием, выкованным советской культурой Сталинской эпохи - оружием искусства мы ведем прицельный огонь по ненавистному врагу - немецким оккупантам... Наши картины, созданные нами, портреты героев Ленинградской эпопеи, фронтовые зарисовки, плакаты, лозунги, острые политические карикатуры и все другие виды наглядной, художественной агитации, вышедшие из наших рук, согретые страстью нашего сердца должны помогать воинам Ленинградского фронта громить и гнать от священных стен Ленинграда коричневую нечисть» [3].

В воззвании художников-фронтовиков, кроме уверенности в победе, отражено стремление сохранить для потомков великолепие и величие нашего города, даже в самый трудный для него момент в истории. Художники-фронтовики отмечают в Воззвании: «.в глубоко выношенных образах, мы стремимся передать и сохранить для будущих поколений неповторимый облик города-фронта-Ленинграда и его беспримерной обороны, равной которой не знала история войн, обороны превзошедший знаменитые защиты Трои, Карфагена, Сарагосы и Вердена!» [4].

Второе направление художественно-пропагандистской работы - действие в эвакуации.

Работа ленинградцев в эвакуации эта особая героическая страница в судьбе наших земляков. Эвакуация культурных ценностей тщательно планировалась. Маршруты и пункты назначения были засекречены и известны только определенному кругу людей. Еще в 1938-1939 годах научные работники провели инвентаризацию основных фондов Эрмитажа, Русского музея, известных дворцов-музеев Ленинградской области, определив наиболее ценные экспонаты в коллекциях музеев [4].

В результате шедевры коллекций музеев Ленинграда и пригородных дворцов -музеев, оказались глубоко в тылу: в Свердловске находилось большая часть коллекции Государственного Эрмитажа, сокровища Русского Музея сохраняли в Молотове, в Новосибирске, Сарапуле разместили спасенные шедевры коллекций пригородных дворцов-музеев Ленинграда.

К концу 1941 - началу 1942 года в Оперном театре Новосибирска было сосредоточено огромное количество художественных и культурных ценностей мирового значения. Прибыли экспонаты ленинградских, горьковского, смоленского и сумского музеев. В фонды филиала Третьяковской Галереи были приняты произведения и др. музеев страны [5]. Уезжая из Ленинграда, ученые увозили в эвакуацию дополнительные материалы, необходимые в научно-популяризаторской и выставочной деятельности.

Одновременно с хранительской и выставочной деятельностью в филиале велась напряженная просветительская работа. С первых дней войны проводились лекции и беседы в агитпунктах на вокзалах, в воинских частях, в госпиталях и школах, в колхозах на уборочных полях и во время посевной.

Свидетельство этому - данные отчета за 1943 год художественно -пропагандистской работы Филиала Государственной Третьяковской галереи г. Новосибирска, где временно сохранялись и шедевры из коллекций музеев Ленинграда и его пригородов.

Научные работники перерабатывали старые и создавали новые лекции на политически актуальные темы, которые прежде не выпускались для чтения в массовых аудиториях.

Новые лекции предварительно внимательно прослушивались и обсуждались на методических совещаниях научных работников.

Всего обсуждено и утверждено лекций на двадцать четыре темы. Наибольшей популярностью пользовались следующие лекции:

1. «Героическое прошлое нашего народа и Красная Армия»;

2. «Ленин и Сталин - организаторы наших побед»;

3. «Героический Ленинград»;

4. «Отечественная война 1812 года в изобразительном искусстве»;

5. «Образ героя-патриота в русском дореволюционном и советском изобразительном искусстве;

6. «Природа нашей Родины в произведениях искусства и литературы»;

7. «Франко-Прусская война и Парижская Коммуна в политической графике современников» [6]. Пропагандисты вели не только лекционно-экскурсионную работу. Они были задействованы на других участках музейной работы (хранение, выставочная агитация на призывных пунктах Центрального райвоенкомата).

Экспонировались произведения искусства из фордов Третьяковской Галереи, Ленинградских Дворцов-музеев, Новосибирского Союза Художников.

Силами научных сотрудников организованы следующие выставки:

1. «Выставка русского реалистического искусства».

2. «Героическое прошлое нашего народа и Красная Армия». Выставка к XXV годовщине Красной Армии.

3. «Новосибирские художники в дни Отечественной Войны».

Всего за 5 месяцев 1943 года выставку посетили 120.090 человек.

Посетителями - бойцы, школьники, рабочие, делегаты съезда, колхозники [6, С.

39].

Таким образом, в эвакуации силами ленинградских научных сотрудников проводилась колоссальная, разнообразная художественно-пропагандистская работа: широкая лекционная работа была развернута в госпиталях, частях формирования Красной Армии, на предприятиях, совхозах, колхозах культучреждениях.

Преодолевая трудности эвакуации, ленинградцы сохраняли мировые шедевры для будущих поколений, вдохновляли на ратный подвиг воинов, идущих в бой.

Заместитель командира по политработе майор Ехвалов 19.09.1942 г., писал: «Личный состав - боевые летчики, техники части майора Ехвалова благодарят настоящих артистов героического города Ленинграда, доставивших большое удовольствие нашему боевому коллективу, подчеркнувшие все величие Великой Октябрьской революции, где искусство служит Советскому народу. Выступая на фронтовой сцене, вы помогаете нам ценить счастливую жизнь Советского народа, еще больше ненавидеть поработителей нашей Родины, пытающихся отнять завоевания Великого Октября. Своими выступлениями, поднимая настроения наших боевых летчиков. Способствуете скорейшему разгрому фашистских оккупантов. Спасибо вам за отличную игру на фронтовой сцене» [7].

Свое впечатление на страницах дневника фронтовой концертной бригады Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. Кирова, 12.07.1942 года оставил начальник клуба дивизии полковник Зобин: «Бойцы, командиры и политработники нашей части с исключительным вниманием слушали концерты артистов Ленинградского Ордена Ленина театра Оперы и балета и Молотовского театра драмы.

Бойцы, командиры и политработники воодушевленные и ободренные замечательными концертами, заботой и вниманием Советского народа смело идут в бой на полный разгром немецких оккупантов в 1942 году» [7, C. 33]

Таким образом, художественно-пропагандистская работа жителями Ленинграда во время Великой Отечественной войны успешно проводилась на линии фронта, внутри блокадного кольца и в эвакуации. Научная деятельность не прекращалась на протяжении долгих военных месяцев в Ленинграде, Новосибирске и Молотове. Битва за Ленинград закончилась 09.08.1944 года, «третий фронт» внес значительный вклад в освобождение Ленинграда и приблизил победу СССР во Второй Мировой войне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Патриотическое воспитание молодежи в Санкт-Петербурге: Связь времен / А. А. Асоно-ва, Е.В. Дзюба, И.Л. Кузина [и др.]. - Санкт-Петербург, 2017. - URL: https://spbarchives.ru/patriotism_5. (дата обращения: 10.09.2022).

2. Жизнь в осажденном городе // Огонь войны души не сжег. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. - Санкт-Петербург, 2021. - URL: https://spbarchives.ru/fire_of_war_2 (дата обращения: 12.09.2022.)

3. Музейные коллекции и деятели искусств в эвакуации // Огонь войны души не сжег. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. - Санкт-Петербург, 2021. - URL https://spbarchives.ru/fire_of_war_3. (дата обращения: 12.09.2022).

4. Ф.209. Оп.1. Д.40.Л.2. Воззвание, принятое на первом совещании художников-фронтовиков Ленинградского фронта. 1943 г. // ЦГАЛИ - Санкт-Петербург. - URL: https://spbarchives.ru/fire_of_war_4#gallery-13 (дата обращения: 12.09.2022).

5. Как это было. Государственная Третьяковская галерея в годы Великой Отечественной войны / Т. Кафтанова // Галерея. - 2005. - № 7. - URL: https:// tretyakovskaya-galereya-v-gody-velikoi-otechestvenn (дата обращения: 01.10.2022).

6. П-4.Оп.3. Д.1390.Л.39. Отчет о работе Государственной Третьяковской Галереи за 19411943 гг. // ГАНО. - URL: ttps://spbarchives.ru/fire_of_war_3#gallery-37 (дата обращения: 14.09.2022).

7. Ф.337. Оп.1. Д.258.Л.24. Фрагмент из дневника фронтовой концертной бригады ЛГАТ им. С.М. Кирова 1942 г. // ЦГАЛИ. - Санкт-Петербург. -URL:https://spbarchives.ru/fire_of_war_4#gallery-4 (дата обращения: 10.09.2022).

REFERENCES

1. Asonova, A.A., Dziuba E.V., Kuzina I.L. (2017), Patriotic education of youth in St. Petersburg: Connection of times, St. Petersburg, available at: https://spbarchives.ru/patriotism_5. (accessed 10 September 2022).

2. Life in a besieged city. The fire of war did not burn the soul (2021), Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg, available at: https://spbarchives.ru/fire_of_war_2 (accessed 12 Sep-tember2022).

3. Museum collections and artists in evacuation. The fire of war did not burn the soul (2021), Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg, St. Petersburg, available at: https://spbarchives.ru/fire_of_war_3. (accessed 12 September 2022).

4. F.209. Op.1. D. 40.L.2. (1943), Appeal adopted at the first meeting offront-line artists of the Leningrad Front. TsGALI SPb., St. Petersburg, available at: https://spbarchives.ru/fire_of_war_4#gallery-13 (accessed 12 September 2022).

5. Kaftanova, T. (2005), "How it was. State Tretyakov Gallery during the Great Patriotic War". Gallery, No. 7, pp. 63-71, available at: https:// tretyakovskaya-galereya-v-gody-velikoi-otechestvenn (accessed 1 October 2022).

6. P-4. Op.3. D.1390.L.39. (1943), Report on the work of the State Tretyakov Gallery for 1941 -1943.GANO. St. Petersburg, available at: https://spbarchives.ru/fire_of_war_3#gallery-37 (accessed 14

September 2022).

7. F.337. Op.1. D.258.L.24. (1942), Fragment from the diary of the front-line concert brigade of the LGAT named after. Kirov, TsGALI SPb. St. Petersburg, available at: https://spbarchives.ru/fire_of_war_4#gallery-4 (accessed 10 September 2022).

Контактная информация: Vlasova_irhen@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.11.2022

УДК 796.332

ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ КОГНИТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ ЮНЫХ

ФУТБОЛИСТОВ

Александр Евгеньевич Войцехович, аспирант, Максим Юрьевич Нифонтов, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В последние годы процесс цифровизации всех сфер жизнедеятельности не обошел своим вниманием и спортивную подготовку, в том числе и в футболе. Рассмотрен мультидисциплинарный комплекс средств развития когнитивных способностей футболистов, раскрывающий многообразие педагогических и психологических средств формирования и развития мышления, памяти, восприятия и других когнитивных способностей. В исследовании сделан акцент на специальные методы оценки динамики развития когнитивных способностей футболистов 9-10 лет: компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования «НС-Психотест»; тест Векслера. Отдельным инструментом оценки проявления когнитивных способностей юных футболистов 9-10 лет при выполнении индивидуальных тактических действий послужила инновационная компьютеризированная программа когнитивного обучения «Футбол IntelliGym». Результаты исследования определили очевидный факт взаимосвязи когнитивных способностей и индивидуальных тактических действий юных футболистов 9-10 лет.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка футболистов, индивидуальная тактическая подготовка, когнитивные способности, когнитивные навыки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p85-89

INTEGRATION OF THE COMPUTERIZED COGNITIVE LEARNING PROGRAM IN THE SPORT TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS

Alexander Evgenievich Voitsekhovich, the post-graduate student, Maxim Yurievich Nifontov,

the candidate ofpsychological sciences, docent, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

In the recent years, the process of digitalization of all spheres of life has not bypassed sports training, including the football. The multidisciplinary complex of means for developing the cognitive abilities of football players is considered, revealing the variety of pedagogical and psychological means for the formation and development of thinking, memory, perception and other cognitive abilities. The study focuses on the special methods for assessing the dynamics of the development of the cognitive abilities of football players aged 9-10: a computer complex for psychophysiological testing "NS-Psychotest"; Wexler test. The separate tool for assessing the manifestation of the cognitive abilities of young football players aged 9-10 years when performing individual tactical actions was the innovative computerized cognitive training program "Soccer IntelliGym". The results of the study determined the obvious fact of the relationship between cognitive abilities and individual tactical actions of young football players 9-10 years old.

Keywords: special physical training of football players, individual tactical training, cognitive abilities, cognitive skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.