языкознание
знать интенцию автора non bona fide: в отличие от «серьезных» фейковых новостей, пародийные тексты фейковых новостей содержат как сигналы правдоподобия (например, указания на реально существующие организации, упоминания имен известных людей), так и сигналы «фейковости» (например, абсурдные цитаты), которые создают комический эффект.
Фейковые юмористические новости затрагивают различные темы: политику, спорт, здоровье и др. Пародийный характер этих текстов позволяет говорить о том, что их цель - подвергнуть сомнению существующие в обществе нормы и ценности. Модус non bona fide позволяет сделать это имплицитно: известно, что одна из важнейших функций юмора и сатиры - выражение критики. Таким образом, субжанр фейковых юмористических новостей становится коммуникативной технологией выражения критики в ситуациях, когда затрагиваются социально значимые либо табуи-рованные темы.
Список литературы
1. Шилихина К.М. Семантика и прагматика вербальной иронии. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2014.
2. Alcott H., Gentzkow M. Social Media and Fake News in the 2016 Election // Journal of Economic Perspectives. 2017. Vol. 31. No. 2. P. 211-236.
3. Attardo S. Humorous Texts: A Semantic and Pragmatic Analysis. Berlin: Walter de Gruyter, 2001.
4. Raskin V. Semantic Mechanisms of Humor.
Dordrecht: Kluwer, 1985.
* * *
1. Shilihina K.M. Semantika i pragmatika ver-bal'noj ironii. Voronezh: Nauka-Yunipress, 2014.
Humorous fake news as a communicative technology and a genre of online communication
The article considers specificities of the genre "fake humorous news". The author describes the ways to create a comic effect, as well as intertextual references as signs of parody. The possible social implications produced by the texts under study are discussed.
Key words: humor, comic, parody, intertext, computer-mediated discourse, fake news.
(Статья поступила в редакцию 26.02.2019)
О Бровикова Л.Н., 2019
л.Н. бровикова
(волгоград)
аксиогенная ситуация в смеховых жанрах современного интернет-фольклора*
Рассматривается аксиогенная ситуация как референтная основа ценностной картины мира. Описываются особенности осмысления таких ситуаций в смеховых жанрах, типичных для современного интернет-фольклора.
Ключевые слова: аксиогенная ситуация, ценности, концепт, лингвокультурология, смеховый жанр.
В современном мире важнейшим средством распространения информации, в том числе и ценностно маркированной, является интернет-пространство. В связи с этим особенное значение приобретает установление роли и места аксиогенных (ценностнопорождающих) ситуаций, присутствующих в текстах, относящихся к смеховым жанрам интернет-культуры, в формировании системы ценностей современного человека.
По определению В.И. Карасика, аксио-генной следует считать специфическую референтную ситуацию, которая может служить фактором ценностной мотивации. Такая ситуация обладает свойством значимости для коммуникантов, описывая разноплановые (смешные, героические, трагические и др.) аксио-генно окрашенные события, сохранившиеся в коллективной памяти, символически переосмысленные в виде концептов и объективируемые в определенных сюжетах и жанрах речи, семантике слов и фразеологизмов, в высказываниях [2]. Под концептом в данном случае понимают многомерную содержательную единицу общественного сознания, вербализованную в языке и характеризующуюся этнокультурной спецификой, а также выраженным ценностным компонентом [1; 2; 4].
В ходе исследования интернет-текстов, относящихся к смеховой культуре, получены следующие результаты: определена сфера ис-
* Статья публикуется в рамках V Международной научно-практической конференции «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве: проблемы и перспективы реализации в современной цифровой среде» (Волгоград, ВГСПУ, 6-8 декабря 2018 г.).
известия вгпу. филологические науки
пользования аксиогенных ситуации в текстах юмористического интернет-фольклора, конкретизированы жанры, в которых данные ситуации применяются, отмечены виды присутствующих в изученном текстовом материале аксиогенных ситуации. В работе зафиксирован спектр ценностеи, формируемых с помощью аксиогенных ситуации, а также описаны установленные в ходе исследования особенности их вербализации и функционирования.
Аксиогенные ситуации, как показывает проведенное нами исследование, имеют высокую степень распространения в юмористическом творчестве интернет-пользователей. Они функционируют как статически (фиксируя ценностно маркированное положение дел), так и динамически (в виде события).
Аксиогенные ситуации в смеховои культуре интернет-пространства характеризуются определенными особенностями, прежде всего, краткостью и эмблематичностью. Будучи широко представлены в разных жанрах, они, однако, преимущественно присутствуют в юмористических произведениях малых форм -как прозаических (анекдоты, забавные мини-ситуации, афористические высказывания), так и поэтических. в частности, в качестве яркого примера русскоязычных поэтических произведении, насыщенных аксиогенными ситуациями, можно привести так называемые интернет-пирожки и интернет-порошки, которые, возникнув первоначально как авторская форма, впоследствии перешли в жанр поэтического фольклора [3].
Функционирование и вербализация аксио-генных ситуации в интернет-текстах имеют некоторые особенности. Типичным качеством аксиогенных ситуаций в смеховых жанрах Интернета является их абсурдность, применение значительного количества фантастических и / или нелепых допущений, совмещение несовместимых явлений. В значительной мере распространено карнавальное переворачивание известных фактов, пародирование популярных жанров, произведений, утверждений, высказываний. Так, в приведенной ниже аксио-генной ситуации «Превращение» подобным образом фиксируется чрезмерная эксплуатация отдельных произведений и образов современными массмедиа:
If Jon snow had been turned into a white walker will he become Johnny walker or Snow White? #GameOfThrones *.
Аксиогенные ситуации, присущие смехо-вой интернет-культуре, могут содержать ссылки на исторические события, хотя им более свойственны описание явлений сегодняшнего дня, критика существующего на данный момент положения дел. Так, в аксиогенной ситуации «Нехватка времени» неизвестный автор пародирует привычку современного человека нерационально использовать время; прокра-стинация и самооправдание при этом трактуются как антиценности (орфография и пунктуация здесь и далее сохранены в соответствии с источником):
Я ничего не успеваю, кошмар, времени
совсем нет.
*сидит, тыкает пальцем в телефон* *поставил чайничек* *прилег* **.
типичным моментом для рассматриваемых произведений юмористического жанра является использование аллюзий на интернет-реалии. Так, в аксиогенной ситуации «Незваные гости» комически обыгрывается специфическая процедура идентификации интернет-пользователя:
Ну здрасьте гости дорогие К столу вас пригласить хочу Зарегистрируйтесь введите Капчу***.
Значительное место в фольклоре данного вида занимают аксиогенные ситуации, описывающие место Интернета в жизни современного человека. В основном они направлены на формирование отрицательного отношения к нездоровой зависимости от сетевых развлечений:
Олег родился в интернете В почтенной геймерской семье Питался лайками и в гугол За двойки ставили его****.
В аксиогенной ситуации «Подарок» критически осмысливается раннее освоение детьми возможностей популярных гаджетов, а также поддерживается идея необходимости ограничения использования детьми электронных устройств:
* URL: https://twitter.com/jojo_jakes/status/8995431 77320943616.
** URL:https://vk.com/wall137341784?own=1&w= wall137341784_1774.
*** URL: http://poroshokuhodi.ru/archive/author:ph p?aid=4.
****URL: https://pikabu.ru/tag/стишки-пирожки/hot.
язы1кознание
Просила вас на день рожденья Не дом для куклы а планшет Какие куклы мне четыре Ващет*.
Еще одно явление, свойственное интернет-фольклору, - это визуальное иллюстрирование аксиогенных ситуаций (с помощью смешной картинки, фотографии или видеоролика), что, без сомнения, усиливает их ценностно-моделирующее воздействие на аудиторию.
Следует отметить, что часть аксиогенных идей в смеховых жанрах интернет-фольклора приобретает статус, близкий к паремиологиче-скому; такие тексты отличаются яркостью, образностью и лаконичностью, например:
Брать от жизни все - негигиенично**.
Аксиогенные идеи такого плана могут выступать в качестве мемов, получая исключительно широкое распространение в сети и за ее пределами.
Отличительной чертой многих аксиоген-ных ситуаций в юмористических текстах сети является наличие комических персонажей, поступки и поведение которых высмеиваются с целью установления ценностной нормы. Необходимо отметить, что героями аксиогенных ситуаций выступают как реально существующие личности (например, действующие политики или звезды, хорошо известные публике), так и вымышленные фигуры. Отмечены серии аксиогенных ситуаций (на разные темы), где действует один и тот же фикциональный комический персонаж (персонажи). Особенно это характерно для поэтических текстов:
олега не любили люди только за то что он олег олег в стихах встречался часто и всем изрядно надоел***.
В аксиогенных интернет-текстах допускаются смешение высокого и низкого стиля, грубая или нецензурная лексика. Присутствует своеобразное пунктуационное оформление, намеренные нарушения грамматической и синтаксической нормы, призванные уменьшить дистанцию общения и создать эффект непосредственного контакта:
стих пирожок всегда без рифмы а также без заглавных букв
в нем знаков препинанья нету а есть лишь юмор ритм и ямб****.
Для аксиогенных текстов в смеховых жанрах Интернета характерна значительная вариативность применяемых стилистических средств разных уровней. Отмечается также присутствие существенного количества сленговой и разговорной лексики.
спектр вербализуемых в смеховых интернет-жанрах аксиогенных событий охватывает, как показывает анализ, три базовые сферы, тесно связанные со следующими группами основных жизненных потребностей человека:
1) физиологические потребности - еда, отдых, секс;
2) коммуникативные и социальные потребности - отношения между людьми, общение, любовь, семья, дети, нормы поведения;
3) духовные потребности - богоискательство и поиск смысла жизни.
Аксиогенные ситуации в смеховой интернет-культуре демонстрируют тенденцию к осмыслению и утверждению базовых ценностей через критику и осмеяние антиценностей. при этом вербальной базой ситуации нередко выступают расхожие жизненные истины, как, например, в аксиогенной ситуации «Уборка»:
не там где убирают чисто а где не мусорят вообще сказал нам дворник и спокойно заправил ленту в пулемет*****.
утверждаемые в аксиогенных ситуациях базовые ценности в основном традиционны:
У доброй половины женщин Мужик накормленный едой А у недоброй половины Худой******.
В меньшей степени представлены в рассматриваемых текстах аксиогенные ситуации, связанные с проблемами общественного устройства, актуальными политическими вопросами. Предпочтение в данном случае отдается повседневным проблемам, например:
а почта тоже вас не любит пришли
когда у нас обед вы слишком быстрые и очень посылки хрупкие у вас*******.
* URL: https://www7google.rU/amp/s/www.adme.ru/ svoboda-narod.
** URL: https://vk.com/wall367416256_337.
*** https://www.stihi.ru //2012//01/26/560.
**** URL: https://rn.vk.com/perawki. ***** URL: https://rn.vk.com/perawki ******URL:https://pikвbu.ru/story/u_dobroy_polovi nyi_zhenshchin_5955873.
*******URL:https://pikabu.ru/tag/стишки-пирожки/hot.
известия бгпу. филологические науки
Необходимо подчеркнуть, что во многих изученных в ходе исследования аксиогенных ситуациях нами отмечена склонность к критическому переосмыслению стереотипных взглядов, прежде всего это касается пересмотра материалистически ориентированных ценностей потребительского общества в пользу прогрессивных гуманистических идеалов. например, утверждается идея необходимости выбора альтруизма как ценностно маркированной линии в сфере взаимоотношений:
когда зашкаливает ссора мы оба злости не тая демонстративно переходим на я*.
Осмеянию в юмористических текстах Интернета подвергаются хвастовство, пороки (в частности, пьянство и наркомания), самолюбование и пассивная жизненная позиция:
Без ложной скромности отмечу Я гениальный человек А то что ничего не создал Так я был занят и болел**.
Смеховое творчество интернет-пользователей позволяет судить о росте осознания широкими массами людей значимости экологических проблем и их актуальности для каждого отдельного человека:
Мы уничтожили планету Теперь нам больше негде жить Как хорошо что мы умеем На вещи с юмором смотреть***.
Изучение аксиогенных ситуаций в юмористических жанрах интернет-фольклора и их интерпретация дают возможность выявить отношение современных пользователей Сети к важнейшему философскому вопросу - вопросу о смысле жизни:
Не так уж много в жизни нужно Луч солнца бриз за лесом мыс Уютный сад десяток книжек и смысл****.
На основании изученного материала можно сделать вывод, что аксиогенные тексты, относящиеся к смеховой культуре Интернета, служат важным источником формирования ценностной картины мира современных людей - пользователей Сети. Важной тенден-
* URL: https://rn.vk.com/perawki.
** URL: https://www/google.ru/amp/s/www.adme.ru/ svoboda-narod.
*** URL: https://www.adme.ru/svoboda-narodnoe-tvorchestvo/luchshie-pirozhki-i-poroshki-2014-722360/.
**** URL: https://www.stihi.ru/diary/vstranees/201 5-02-17.
цией при этом является использование аксио-генных ситуаций с целью критического переосмысления устаревших ценностных аксиом и формирования отрицательного отношения к бездумному следованию принятым в современном обществе прескрипциям поведения. Ценностно-порождающее воздействие рассмотренных в ходе исследования аксиоген-ных ситуаций базируется преимущественно на осмеянии антиценностей в противовес прямому утверждению аксиогенной нормы.
Список литературы
1. Воркачев С.Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. Сер.: Гуманитарные науки. Краснодар, 2003. Т. 17. Вып. 2. С. 268-276.
2. Карасик В.И. Аксиогенная ситуация как единица ценностной картины мира // Полит. лингвистика. 2014. № 1(47). С. 65-76.
3. Пирожок [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.m.wikipedia.org/wiki/Пирожок_(ноэзия) (дата обращения: 26.01.2019).
4. Стернин И.А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001. С. 58-65.
* * *
1. Vorkachev S.G. Kul'turnyj koncept i znache-nie // Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tekhno-logicheskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. Krasnodar, 2003. T. 17. Vyp. 2. S. 268-276.
2. Karasik V.I. Aksiogennaya situaciya kak edini-ca cennostnoj kartiny mira // Polit. lingvistika. 2014. № 1(47). S. 65-76.
3. Pirozhok [Elektronnyj resurs]. URL: https://ru. m.wikipedia.org/wiki/Pirozhok_(poeziya) (data obra-shcheniya: 26.01.2019).
4. Sternin I.A. Metodika issledovaniya struktury koncepta // Metodologicheskie problemy kognitivnoj lingvistiki. Voronezh, 2001. S. 58-65.
Axiogenic Situation in Humorous Genres of Modern Internet-folklore
The article presents the axiogenic situation as a basic referential unit of evaluative linguistic mapping of the world. The specificities of deeper comprehension of the situations under analysis in specific humorous Internet-genres typical of modern folklore are described.
Key words: axiogenic situation, values, concept, cultural linguistics, humorous genre.
(Статья поступила в редакцию 26.02.2019)