Научная статья на тему 'Аксио-методологический аспект содержания отечественной военной педагогики в первой половине XVIII - начале XIX столетий'

Аксио-методологический аспект содержания отечественной военной педагогики в первой половине XVIII - начале XIX столетий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харечкин А. Н.

В статье рассмотрены основные подходы к военному образованию в XVIII первой четверти XIX века, проанализированы документы, регламентирующие военную подготовку курсантов, охарактеризованы цели и задачи военного образования, структура организации учебного процесса в военных корпусах и гимназиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксио-методологический аспект содержания отечественной военной педагогики в первой половине XVIII - начале XIX столетий»

10. Федотов, Г. П. Судьба и грехи России: в 2 т. / Г. П. Федотов, сост. В. Ф. Бойкова. - СПб.: София, 1991 -Т. 1 /избранные статьи. - 1991.-352 с. Т. 2 /избранные статьи. - 1991. - 350 с.

11. Чаадаев, П. Я. Апология сумасшедшего / П. Я. Чаадаев // Русская историософия. Антология / гл. ред. С. Я. Левит. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. - С. 112-124.

УДК 378

Л. Н. Харечкин

АКСИО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII - НАЧАЛЕ XIX СТОЛЕТИЙ

Становление принципиальных подходов военного обучения и воспитания относится к периоду создания практических основ боевой подготовки русской армии и флота (начало XVIII в.), когда определились ее приоритеты. Во второй половине XVIII - первой четверти XIX вв. усилиями прогрессивных деятелей страны эти приоритеты оформились в характерные для отечественной военной педагогики черты, важнейшими из которых были обращенность к человеку, гуманизм, в рамках, которых впоследствии сформировался личностный подход к подготовке войск и военных кадров.

Анализ документов петровской эпохи, регламентирующих военную подготовку, свидетельствует о том, что она изначально была подчинена интересам боевой практики, ориентирована на максимальное раскрытие способностей людей в интересах боя, учитывала национальные особенности русского народа, отвечала представлениям своего времени о гуманности.

В 1702 г. «Артикулы» были переизданы в виде единого строевого устава под названием «Краткое обыкновенное учение с примечанием и лучшим растолкованием (в строении пеших полков), как при том поступать надлежит господам капитанам, прочим начальникам и урядным» и их требования таким образом стали распространяться на всю армию [8].

Связь военной подготовки с боевой практикой прослеживается и в других уставных документах и, в частности, в «Учреждении к бою по настоящему времени» (1708), составители которого не только обосновывали идею о подчиненности форм и методов обучения повседневной практике, но и наполнили основополагающий принцип подготовки — учить войска тому, что для боя надлежит, конкретным содержанием [6, с. 122].

Названные, а также другие документы легли в основу «Устава воинского 1716 года», написанного под непосредственным руководством и при личном

участии Петра I, «дабы всякий чин зная свою должность и обязан был своим званием, и неведением не отговаривался».

В педагогическом отношении особенно интересна вторая часть устава -«Артикул воинский», в котором, наряду с регламентацией правовых отношений, формулировались основные категории воспитания воинов, определялись его приоритетные направления, раскрывались обязанности офицеров как воспитателей.

Единство обучения и боевой практики способствовало быстрому развитию практических основ военной подготовки, обеспечивало высокую эффективность применения вооруженных сил, предопределило активность зарождающейся военно-педагогической мысли в достижении побед русского оружия.

В процессе становления практических основ подготовки войск постепенно формировались общие положения теоретического плана, выполняющие в старой русской армии роль принципов обучения и воспитания. Применительно к военному обучению в первой четверти XVIII в. ими являлись: непрерывность обучения, его последовательность, активность, дифференцированный подход к подготовке молодых и старослужащих солдат, наглядность.

В процессе всей полководческой и военно-педагогической деятельности Петр I стремился воспитать активного, навязывающего в бою врагу собственные условия, солдата. Основы такой активности закладывались в ходе боевой учебы с помощью использования приемов «якобы в самом бою», созданием на учениях обстановки, приближенной к боевой, преобладанием в обучении наступательных действий над оборонительными.

Глубокий смысл дифференцированного обучения заключался не только в возможности скорой постановки рекрутов в строй, но и в развитии интереса к учебе у солдат, освобожденных от бесконечного повторения уже известных им приемов.

Развитию личностных качеств солдат и офицеров способствовала воспитательная система Петра I. В ее основе лежало формирование чувства патриотизма, идея служения Родине, идеалам православной церкви. Доминирующей категорией нравственного воспитания выступала воинская честь, составляющая фундамент для развития других морально-боевых качеств.

На формирование личностных качеств была направлена система методов воспитания. Она предполагала развитие у воинов стремления добросовестно выполнять свой воинский долг и включала разъяснение обязанностей, поощрение, личный пример начальника и принуждение. Как средство воспитания широко использовались воинские ритуалы.

Обязанности по обучению и воспитанию личного состава были возложены на офицеров. При этом они должны были «быть примером доброго бытия

и смелого сердца», так как, по мнению Петра I, «военный командир как душа в теле человека, без которой никакой уд сдвинуться не может» [2; 3; 13]. Только национальные командные кадры могли иметь столь высокие морально-боевые, профессиональные и личностные качества, и это прекрасно понимал царь, создавая систему их подготовки.

Для обеспечения армии и флота офицерскими кадрами Петр I в 1698 г. начал создавать систему военно-учебных заведений. Источники свидетельствуют, что уже в 1698 г. в стране функционировало три военные школы -две пушкарские в Москве и морская в Азове. Обучение в них носило практическую направленность Наряду с формированием практических навыков, учеников обучали основам арифметики, геометрии, фортификации, чтению и письму. Преподавание велось схоластически и было отдано на откуп немногочисленным учителям.

Принципиально новым учебным заведением являлась открытая в 1699 г. в Москве Школа математических и навигацких наук. (Указ был опубликован в 1701 г.). Первоначально, предназначенная для подготовки артиллерийских и морских офицеров, школа скоро стала снабжать кадрами и гражданские ведомства, превратилась в центр развития педагогической мысли страны. «Значение этой школы для русского флота было очень велико: здесь были выпестованы кадры русских морских офицеров, так что отпала надобность в найме иностранцев; отсюда вышли первые инженеры, артиллеристы, гидрографы и топографы», - писал К. Осипов [2; 4; 12].

Начало высшему военному образованию в стране положила открытая в 1715 г. на базе старших классов Школы математических и навигацких наук Морская академия. Академия изначально создавалась, как привилегированное учебное заведение и была рассчитана на 300 учащихся.

Помимо названных учебных заведений в первой четверти XVIII в. в стране были созданы две артиллерийские и две инженерные школы, гардемаринская рота, хирургическая школа, школа переводчиков, военные школы для подготовки унтер-офицерского состава и специалистов по обслуживанию различных видов вооружения.

Благодаря увеличивающемуся год от года поступлению офицеров в войска, сначала сократился, а с 1720 г. полностью был прекращен прием на военную службу иностранных специалистов, а само назначение на офицерские должности с 1719 г. стало осуществляться на основе баллотирования. Данные меры явились предпосылками для последующего развития и внедрения в практику идеи личностно-ориентированного военного обучения и воспитания.

Вторая половина XVIII — первая четверть XIX вв. - звездная эра в военной истории России. На полях сражений с Пруссией, Турцией, Францией и другими противниками немеркнущей славой покрыли свои боевые знамена русские войска. Успехи в боях были результатами массового героизма

русского солдата, показателями блестящей полководческой деятельности военачальников, выражением высочайшего уровня развития отечественной военной науки. Вместе с тем, эти успехи базировались на боевой готовности полков, являлись следствием кропотливой работы по обучению и воспитанию личного состава.

Трудами П. А. Румянцева, Г. А, Потемкина, Ф. Ф. Ушакова, М. И. Кутузова, и особенно А. В. Суворова были сформированы практические основы военно-педагогической науки, а заложенные Петром I традиции получили дальнейшее развитие. Отечественная военная педагогика пополнилась принципиально новыми положениями: об осуществлении личностного подхода в подготовке воинов и превращении солдата в главный объект педагогического воздействия, о придании обучению развивающего и воспитывающего характера и др. Подлинное становление прошло военное образование.

Рассмотрим процесс развития военно-педагогической мысли во второй половине XVIII - первой четверти XIX столетий сквозь призму формирования личностного подхода в подготовке войск и военных кадров.

Большой интерес в данном плане представляет деятельность фельдмаршала Петра Александровича Румянцева (1725—1796). Первым из военных деятелей Румянцев посмотрел на солдата не как на безликую статистическую единицу, а как на человека с присущими ему боевыми качествами, которые необходимо формировать и воспитывать.

Характерной особенностью деятельности Румянцева являлась ее обращенность к людям, гуманизм. Гуманизм проявлялся не только в отношении к подчиненным, но был отличительной чертой всей деятельности полководца.

Особую роль в развитии отечественной военной педагогики в целом и личностного подхода в особенности принадлежит Александру Васильевичу Суворову (1730-1800), поднявшему воснно-педагогическую мысль России на необычайную высоту и превратившему военную подготовку в главенствующий фактор достижения победы.

«Военно-педагогическая система Суворова, как и вся его полководческая деятельность, может быть правильно понята и оценена только с учетом условий исторической эпохи, в которой она складывалась», - отмечал А. Г. Базанов [10; с. 12]. Историческая же эпоха носила крайне противоречивый характер, обусловленный стремлением осуществить прогрессивные в целом для России преобразования при сохранении прежних феодальнокрепостнических порядков, в силу чего многие из поступков Суворова оставались непонятыми современниками.

Цель суворовской подготовки заключалась в приведении солдата в такое состояние, при котором он не мог бы встретить ничего для себя неожиданного на поле боя.

В основу своей воспитательной системы Суворов положил формирование чувства патриотизма и национальной гордости у воинов. Он постоянно обращался к героическому прошлому нашего народа, к подвигам предков. Сильным средством воспитания было напоминание о прежних победах суворовских войск, о славных традициях участвующих в сражении частей. Не последнюю роль в формировании преданности Родине играло воздействие полководца на религиозные чувства воинов. Важное значение уделял Суворов воинскому воспитанию, цель которого видел в формировании у воинов необходимых для победы морально-боевых и личностных качеств. На первое место в этой работе он ставил воспитание дисциплинированно“ сти.

Важнейшим качеством считал Суворов милосердие к поверженному противнику, гуманизм в самом широком смысле этого слова. В своей воспитательной деятельности полководец использовал широкий арсенал методических приемов и средств: убеждение, поощрение, принуждение, воинские ритуалы. Главным средством воспитания он считал личного примера командира.

Высокая требовательность Суворова к офицерам, забота о воспитании их личностных качеств, пример прославленного полководца способствовали формированию целой плеяды замечательных военачальников русской армии. М. И. Кутузов, П. И. Багратион, М. Д. Барклай де Толли и другие ученики генералиссимуса принесли неувядаемую славу русскому оружию.

Прогрессивные перемены в деятельности военной школы екатерининского времени были связаны главным образом с именем Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795), возглавлявшего Сухопутный Шляхетный кадетский корпус с 1765 по 1784 гг. Последователь Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Бецкой, по словам Н. И. Алпатова, «пытался использовать педагогические взгляды французских просветителей в практике дворянского воспитания, старательно выбрасывая из просветительской философии все то прогрессивное, что являлось несовместимым с целями воспитания, выдвинутыми самодержавием» [1; 5; 7; 14].

Предметы обучения в корпусе были дифференцированы Бецким на основные и не основные, общие и специальные. Само обучение приобрело плановый характер, начала внедряться классно-урочная система преподавания. Упорядочению учебного процесса способствовало введение текущих и переводных экзаменов. Кадеты первого и второго возрастов подвергались им раз в четыре месяца, третьего - раз в полугодие, четвертого и пятого -ежегодно.

Педагог, по мнению Бецкова, должен быть одновременно учителем и воспитателем, служить примером, «стараться» об общем благе и пользе всех воспитанников. С детьми воспитатели обязаны «обходиться со всей

тихостью и учтивостью, кои должны быть неразлучными с воспитанием»

[5; 6].

Гуманистические традиции воспитания в кадетском корпусе были продолжены графом Ф. Е. Ангальтом и преобладали до вступления на престол Павла I. За пятилетний срок своего царствования новый император резко ограничил привилегии дворянства, отстранил от власти бывших приближенных Екатерины, произвел суяхественные перемены в подготовке войск и военных кадров. Он распространил на всю армию плац-парадность, ввел жесточайшую строевую муштру, узаконив свои «нововведения» уставом 1797 г..

В целом положитсльею можно оценить деятельность Павла I в сфере военного образования. Им был расширена сеть военно-учебных заведений, улучшено преподавание военных дисциплин, точных наук и отечественной истории, нанесен серьезный удар по протекционизму.

С началом царствования Александра I развитие военной педагогики осуществлялось под влиянием двух противоположных тенденций. Возведенный на престол сторонниками екатерининских порядков, император постарался предоставить дворянству прежние привилегии; в то же время, будучи приверженцем строгой организации и порядка, внедренного в армии своим отцом, он не хотел ломать сложившуюся систему подготовки войск.

Эта двойственность нашла отражение в документах, определяющих содержание и направленность боевой учебы, выразилась в изменении приоритетов при назначении на командные должности, проявилась в отношении правительства к солдатам и офицерам. Рубежом окончательного отмежевания от либеральной политики стала Отечественная война 1812 г., победа в которой сформировала в правительственных кругах эйфорию непобедимости.

Развитие прогрессивных начал в военной педагогике и, в частности, личностного подхода в первой четверти XIX в. было связано до отечественной войны с деятельностью представителей старой, суворовской школы -М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, М. Д. Барклая-де-Толли, продолживших традиции своего учителя. После победоносного окончания войны, заграничного похода русской армии прогрессивные идеи в обучении и воспитании войск нашли развитие в деятельности и проектах офицеров-декабристов.

С точки зрения рассматриваемой проблемы заслуживает внимание ряд документов того времени. Особое место среди них принадлежит инструкции М. С. Воронцова «Наставление господам пехотным офицерам в день сражения, 17 июня 1812 года» [5; 9], «Наставление» обращено к патриотическим чувствам офицеров и акцентировано на важности проявления в бою личностных качеств.

Важность формирования личностных качеств в процессе военной подготовки отмечена в вышедшей в 1810 г. работе ординарного профессора естест-

венного и природного права Г. Ф. Покровского «Рассуждения о войне и свойствах воину нужных» [2; 5; 9]. Автор на основе анализа состояния подготовки войск и ее роли в достижении победы пришел к выводу о необходимости усиления личностных начал в патриотическом воспитании.

Аналогичные идеи содержались в других работах первой четверти XIX века и, в частности, в книге А. Ф. Бестужева «Правила военного воспитания относительно благородного юношества и наставления для офицеров, военной службе себя посвятивших» (1807), в изданном в 1818 г. М. Бестужевым-Рюминым «Кратком памятнике для полевых офицеров» - первом моральном кодексе офицера русской армии [2; 7; 13].

Появление указанных работ свидетельствовало об осознании общественно-педагогической мыслью необходимости смены приоритетов в подготовке воинов и офицерского корпуса, усиления в ней личностных начал, что выступало показателем возросшей роли личностных качеств офицера в бою.

Наиболее последовательными приверженцами данного положения являлись офицеры-декабристы. В своих документах они разработали не только проблемы будущего государственного устройства страны, но и вопросы, связанные с демократизацией армейской службы, привнесения в нее гуманистических начал, просвещением солдат, что являлось объективными предпосылками для развития личностного подхода. Все декабристы сходились на необходимости введения всеобщей воинской повинности и замены ею устаревших рекрутских наборов.

Адъютантом М. Ф. Орлова и по совместительству преподавателем юнкерской школы известным декабристом В. Ф. Раевским был разработан специальный учебник «Курс поэзии», содержащий многие запрещенные в то время произведения.

Н. М. Муравьев связывал нравственное возвышение людей с освобождением от крепостничества и подчеркивал, что только оно позволит сформировать армию, невиданную по своему моральному духу. Средствами формирования высокого морального духа армии декабристы считали просвещение солдат и народных масс в целом, воспитание армии на героических традициях прошлого, личный пример офицеров, гуманное отношение их к подчиненным.

Суворовское отношение к обучению и воспитанию солдат было характерно и для многих других декабристов-практиков, в частности, для С. И. Муравьева - Апостола, П. И. Борисова, Я. М. Андреевича, В. А. Бесчаснова, А. М. Булатова, М. И. Муравьева-Апостола, М. А. Фонвизина, Ф. П. Шаховского.

Анализ работ и деятельности декабристов свидетельствует, что их военно-педагогические взгляды характеризовались демократичностью и гуманистической направленностью, согласовывались с перспективами

социально-экономического развития, опирались на твердый научный фундамент и способствовали становлению личностного подхода в вооруженных силах.

После окончания отечественной войны 1812 г., пытаясь воспрепятствовать проникновению революционных идей в общество и вооруженные силы, правительство резко ужесточило требования к деятельности военноучебных заведений. В училищах и кадетских корпусах процветали телесные наказания.

В целом период второй половины XVIII - первой четверти XIX вв. был плодотворным для развития прогрессивной военно-педагогической мысли. В эти годы на практике сформировались главные ценностные основания военного обучения и воспитания: патриотизм, гуманизм, обращенность к людям. Тогда же окончательно оформились и получили свое дальнейшее развитие основные подходы к подготовке войск и военных кадров, а личностный подход, реализованный в деятельности прогрессивно мыслящих педагогов-военачальников, во многом предопределил успехи русского оружия на полях сражений.

Библиографический список

1. Данилов, В. А. Гуманитарное образование в военно — учебных заведениях России в ХУШ-Х1Х веках // Военно - исторический журнал. - 2003. - № 2, -С. 30-34

2. Климашкина, Е. В. Источники изучения педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий дореволюционной России: Дис. ...канд. пед. наук. -Ставрополь, 2005.

3. Крылов, В. М. Кадетские корпуса и российские кадеты. — СПб., 1998.

4. Курмышов, В. М. Воспитание в кадетских корпусах России (анализ педагогического опыта) 1882- 1917 гг.: Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1997.

5. Леман, А. И. Очерки кадетской жизни. - СПб., 1888.

6. Несколько слов о наших кадетских корпусах // Педагогический сборник. -1903, № 7.

7. Переустройство учебного курса в военных гимназиях // Учитель. — СПб., 1870, №9.

8. Петров, П. В. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк.-СПб., 1902.

9. Положение о Педагогическом музее военно - учебных заведений. — СПб., 1888.

10. Правила первого кадетского корпуса. - СПб., 1897.

11. Равкин, 3. И. Актуальные вопросы методологии историко - педагогических исследований. - М., 1993.

12. Филиппов, Э. М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность. -СПб., 1998.

14. Харламов, В. И. Военное образование в России в ХУШ в. // Военно—исторический журнал. - 1997. - № 4. - С. 50-59

15. Харламов, В. И. Чему и как учили русских // Военно - исторический журнал. - 1999. - № 3. - С. 76-84

. !•»• одона&г■ |«.»ы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.