Вестник ПСТГУ
Серия II: История. История Русской Православной Церкви.
Косик Ольга Владимировна, канд. филол. наук, ст. науч. сотрудник ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1 [email protected]
2021. Вып. 103. С. 131-148
Б01: 10.15382Миг112021103.131-148
ОИСГО: 0000-0003-3968-1483
«Аксенов, верный истине...» О. В. Косик
Аннотация: В статье речь идет о влиятельном церковном деятеле XX в. Леониде Дмитриевиче Аксенове, друге Святейшего Патриарха Тихона, в 1930-е гг. консультанте Заместителя Патриаршего Местоблюстителя (позднее Патриаршего Местоблюстителя) митрополита Сергия (Страгородского). Прослеживается жизненный путь Аксенова, начиная от обучения в Псковской духовной семинарии до мученической кончины в 1937 г. Юрист, действительный статский советник, благотворитель, он всегда был в центре церковной жизни: участвовал в съезде ученого монашества, прошедшего в июле 1917 г., был членом Поместного Собора 1917—1918 гг. Приведенные в статье документы свидетельствуют о тесной связи Л. Д. Аксенова со Святейшим Патриархом Тихоном. После Октябрьской революции 1917 г. Аксенов активно работал в православных братствах Петрограда, оказывал правовую поддержку духовенству, материально помогал сосланным. За помощь репрессированным и активную церковную деятельность был несколько раз арестован органами ОГПУ. Дважды заключение отбывал в исправительно-трудовых лагерях. До последнего ареста помогал митрополиту Сергию (Страгородскому), консультировал его, занимался проблемами богослужебного языка. В 1937 г. одновременно с другими близкими митрополиту Сергию церковными деятелями был арестован и после проведения следствия расстрелян.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, теракты в университетах, Всероссийский съезд ученого монашества 1917 г., гонения на Церковь, Православные братства в Ленинграде, Александро-Невская лавра, Патриарх Тихон, митрополит Сергий (Страгородский), списки архиереев.
Встречаются в истории люди, не оставившие заметного следа в свидетельствах современников, но игравшие огромную роль в церковной жизни. К таким людям принадлежал и Леонид Дмитриевич Аксенов. Он родился в г. Торопце 9 июня 1876 г. в семье мелкого торговца. В том же Торопецком уезде Псковской губернии, в погосте Клин, 19 января 1865 г. родился будущий Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин). В 1891 г. Аксенов поступил в Псковскую духовную семинарию. Василий Беллавин обучался в той же семинарии с 1878 по 1884 г., а в 1891—1892 гг. преподавал в ней. Вероятно, будущий Патриарх был преподавателем
© Косик О. В., 2021.
Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 103. С. 131-148.
Леонида, во всяком случае последний в том же учебном году значился в списках учащихся Псковской духовной семинарии, проживающих на квартирах. В 1897 г. Леонид был выпущен из семинарии первым учеником с наградой и рекомендован к поступлению в Духовную академию1. Ему был 21 год.
Однако по духовной линии Леонид Дмитриевич не пошел, а выбрал юридическое поприще. В конце XIX в. лучшие выпускники семинарий получили возможность поступать только в два университета — Томский и Юрьевский. Леонид Дмитриевич поступил в Императорский Юрьевский университет, который окончил в 1902 г.
К этому времени относится очень интересное письмо Аксенова, написанное 22 марта 1902 г., еще студентом Юрьевского университета. Оно обращено к высокопоставленномулицу, судя по обращению «Ваше Высокопревосходительство»2. Автор писал о «светлых минутах», которые он провел в кабинете адресата и об обещанных Министром внутренних дел3 мероприятиях, по-видимому, с борьбой с беспорядками. Л. Д. Аксенов рассказывал о случае, происшедшем в университете совсем незадолго до его возвращения в Юрьев из столицы. «Студент здешнего университета Кладищев приготовлял динамитные снаряды в своей квартире, чтобы, как утверждают, воспользоваться ими сегодня — в пятницу — предположительно день открытия университета, но взрыв (20 марта в 6 ч[асов] веч[ера]), вырвавший окна из его квартиры, разворотивший его письменный стол и причинивший самому ему тяжкие увечья, обнаружил преступника»4.
«Я не в силах воздержаться от того, чтобы не отметить пред Вами еще раз, до каких размеров доходит дерзость крамолы и как мало заслуживают студенты, в частности, Юрьевского университета — того снисхождения, какое им оказывается... — писал студент Аксенов, умоляя своего адресата раскрыть перед Государем Императором, — всю ту страшную опасность, какою грозит государству неприятие теперь решительных устрашающих мер против посягателей на наше государственное устройство, в котором сила и слава России». Аксенов просил разрешения, в случае если его адресат не найдет возможности «сделать представление Его Императорскому Величеству» «от своего лица», ему самому «изобразить Государю Императору письменно», в чем он полагает «выход из настоящего положения вещей». Он писал: «Я готов жертвовать своею жизнию для выполнения
1 http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/pskovsem.html (дата обращения: 03.07.2021).
2 В соединении с местоимениями «Ваше, Их, Его, Ее» титулование военных и гражданских чинов 1-го и 2-го классов.
3 С 1899 г. по 2 апреля 1902 г. министром внутренних дел был Дмитрий Сергеевич Си-пягин.
4 ГА РФ. Ф. 642 (Мария Федоровна, императрица). Оп. 1. Д. 517. Л. 97.
Ил. 1. Л. Д. Аксенов. Фото не позднее 1934 г. URL: http://kuz3.pstbi.ccas.ru/
своего гражданского долга, как я его понимаю, я готов страдать, если моему Самодержавному Государю угодно будет наказать меня за смелость непосредственного к нему обращения»5. Далее Аксенов сообщал о выполнении в точности всех приказаний, который дал ему его высокопоставленный знакомый.
Вызывает удивление, что простой студент получил доступ к чиновнику высшего ранга и даже имел дерзновение обращаться к Государю Императору с предостережениями относительно деятельности революционеров. Не исключено, что студент, так ревностно желавший служить государству, был приближен к руководству МВД Российской Империи и докладывал ему о событиях в университете. В письме предстает облик монархиста, охранителя, ревностного государственника.
Его предостережения сбылись очень скоро и самым трагическим образом. Уже через две недели после написания письма, 2 апреля 1902 г., студент Киевского университета Степан Балмашев убил министра внутренних дел Д. С. Си-пягина. Новым министром был назначен В. К. Плеве, который сам был убит эсером, студентом Егором Созоновым. Убийство Плеве вызвало принятие мер по предотвращению подобных актов. Основным средством борьбы с революционными движениями стало развитие секретной агентуры внутри революционных организаций. Студент Дмитрий Кладищев был выслан под гласный надзор полиции в Архангельскую область6.
Окончив университет с дипломом 1-й степени, Аксенов был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Однако уже в октябре 1903 г. он зачислен младшим кандидатом на должность по судебному ведомству при Рижском областном суде7. Не прошло и четырех месяцев, как приказом от 8 февраля 1903 г. Аксенов был причислен к Министерству юстиции для занятий в канцелярии Общего собрания Соединенного Присутствия I и Кассационных департаментов Правительствующего Сената. 27 августа 1904 г. он был утвержден в чине коллежского секретаря. 24 апреля 1906 г. он уже числился младшим помощником обер-секретаря означенных структур8. Далее он быстро продвигался по служебной лестнице: в 1915 г. Аксенов — член Совета министра путей сообщения, позднее статский советник, действительный статский советник, юрисконсульт управления Владикавказской железной дороги; награжден орденом Святого Станислава 3-й степени.
Леонид Дмитриевич был человеком, глубоко погруженным в церковную жизнь, духовным сыном настоятеля Псково-Печерского монастыря игумена Мефодия (Холмского)9. Об этом писал в дневнике епископ Арсений (Стадниц-кий), которого проездом в Псково-Печерскую обитель посетил Леонид Дмитриевич. Он назвал Аксенова наперсником игумена Мефодия. Как и Аксенов, уроженец Псковской губернии, игумен Мефодий был тесно связан с родными местами своего духовного сына. В 1884 г. в сане протоиерея тогда еще о. Матфей
5 ГА РФ. Ф. 642 (Мария Федоровна, императрица). Оп. 1. Д. 517. Л. 97.
6 См.: Архивная служба Ярославской обл. Ф. 73. Оп. 7. Д. 626.
7 РГИА. Ф. 1405. Оп. 517. Лит. «А». Д. 148. Л. 3-4.
8 Там же.
9 См.: Арсений (Стадницкий), митр. Дневник. М., 2015. Т. 3. С. 78.
стал настоятелем Корсунско-Богородицкого собора г. Торопца, затем благочинным церквей этого города. 27 октября 1886 г. пострижен в монашество епископом Гермогеном (Добронравовым) и в тот же день назначен настоятелем Ни-кандровой Благовещенской пустыни. В 1894 г. стал настоятелем первоклассного Псково-Печерского Успенского монастыря. Скончался в 1906 г.
Особо следует отметить участие Л. Д. Аксенова в деятельности комиссии по исправлению богослужебных книг, образованной в 1907 г. по постановлению Святейшего Синода. Комиссия работала как постоянный орган при Синоде. Председателем комиссии был назначен архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский). Члены ее ставили перед собой задачу исправить принятый в богослужебной практике Русской Православной церкви церковнославянский перевод, устранить неточности и ошибки и сделать его возможно более понятным. В работе Комиссии участвовали профессора духовных академий и университетов: епископ Анастасий (Александров), Н. Н. Глубоковский, А. А. Дмитриевский, И. А. Карабинов, Б. А. Тураев и другие выдающиеся церковные ученые. С октября 1912 г. в Комиссии работал Л. Д. Аксенов. В 1912-1913 гг. Комиссия издала исправленный текст Постной и Цветной Триодей.
Отметим, что выдающийся литургист священноисповедник Афанасий (Сахаров) в своих литургических трудах пользовался исключительно исправленной версией триодного текста. Он прямо указывал на это в предисловии к составленным им Дополнительным Минеям, куда входят службы русским святым, не включенные в стандартные Минеи: «Песнопения, употребляющиеся и в период пения Триодей Постной и Цветной, как, например, ирмосы некоторых канонов, бого-родичны и др., здесь даются в редакции исправленной по благословению Святейшего Синода, в каковой они помещены в изданных по благословению того же Синода Триоди Постной 1912 года и Триоди Цветной 1913 года и каковая редакция теперь является единственно узаконенной и потому обязательной для всех храмов Русского Патриархата»10. В целом работа Комиссии вызвала определенное сопротивление в церковных кругах, и следующее издание Постной и Цветной Триодей вышло в прежней, неисправленной редакции. После Октябрьской революции Аксенов занял должность корректора Синодальной типографии.
Занимая значимые государственные должности, Л. Д. Аксенов активно участвовал в церковной жизни. Об этом говорит факт его участия во Всероссийском съезде ученого монашества, который проходил с 7 по 14 июля 1917 г. Накануне большевистского переворота и начала открытых гонений на Церковь возникла основная дискуссия съезда — о том, какая деятельность должна быть приоритетной для ученого инока: работа над спасением своей души в монастыре или выход на общественное служение пастве. Председателем съезда был архиепископ Московский и Коломенский Тихон (Беллавин), товарищами председателя стали епископ Феодор (Поздеевский) и архимандрит Гурий (Степанов).
Членом съезда Аксенов стал по специальному разрешению Председателя Комисии при Святейшем Синоде по делам монашества. Кроме Аксенова мирянином, членом съезда с правом совещательного голоса, был известный церков-
10 Цит. по: Кравецкий А. Святитель Афанасий Ковровский: Биографический очерк. Владимир, 2007. С. 101.
ный деятель М. А. Новоселов. «На съезде было выдвинуто предложение о необходимости учреждения Всероссийского Союза ученого монашества, который бы координировал всю работу своих членов. Было признано, что союз необходим для внутреннего единения ученых иноков между собой для более плодотворного служения Церкви и для братской взаимопомощи. Постановили: Всероссийскому Союзу ученого монашества приписывается наименование: Иноческое церковно-Просветительное Братство»; по имени центрального братского мона-стыря11. Главной задачей Братства была научная разработка высших богословских вопросов и религиозно-просветительная деятельность, как то: нарочитые духовно-учебные заведения (высшие, средние и низшие) и школы пастырского и миссионерского характера, благовестничество, издательство и пр. На восьмом заседании Л. Д. Аксенов представил добавления к резолюциям: «1. В состав братства входят и миряне, именуемые членами-соревнователями. 2. Братство пользуется правами юридического лица по приобретению имуществ и владению ими и пр.»12.
В списке лиц, желающих быть членами проектируемого Братства, на первом месте значился архиепископ Тихон (Беллавин). Конечно, в числе членов братства числился и мирянин Л. Д. Аксенов.
Вскоре открыл свои занятия Священный Собор Русской Православной Церкви. Леонид Дмитриевич принимал активное участие в 3-й сессии (начиная с 17/30 августа, хотя официально полномочия Аксенова в качестве члена Собора были признаны лишь на предпоследнем заседании 6/19 сентября 1918 г.). Он был избран Собором в состав Комиссии для выработки мероприятий, связанных с текущими событиями церковной жизни (т. е. гонениями на Церковь со стороны большевиков).
Церковная деятельность Аксенова всегда была теснейшим образом связана с Александро-Невской лаврой. В 1917 г. он был членом ревизионной комиссии Александро-Невской лавры, назначенной в мае 1917 г. в связи с финансовыми трудностями. Леонид Дмитриевич пользовался особым доверием Патриарха Тихона, о чем свидетельствует письмо к Святейшему от 4 (17) июня 1918 г. Последнее посещение Патриархом Тихоном Петрограда называют триумфальным. Оно проходило с 5 по 16 июня 1918 г. Два из десяти дней Патриарх провел в Александро-Невской лавре.
Один из этих вечеров Святейший посвятил беседе с Леонидом Дмитриевичем, о чем последний писал Патриарху: «Как грустно доселе после Вашего отъезда: точно пролетели светлые пасхальные дни. Лично я безгранично признателен Вашему Святейшеству за доставленные мне удовольствие и честь беседовать с Вами в течение целого вечера»13. В этом же письме Аксенов предлагал план передачи корреспонденции и денег от Патриарха неизвестному лицу с помощью бывшего министра путей сообщения Эдуарда Брониславовича Кригер-
11 См.: Зосима (Давыдов), епископ. Съезд ученого монашества // Монастырский вестник https://monasterium.ru/publikatsii/stati/2206-s-ezd-uchenogo-monashestva (дата обращения: 03.06.2021).
12 ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 372. Л. 62.
13 ЦИА ПСТГУ. Ф. «Патриарх Тихон». Д. 3. № 6.
Войновского14, который в том же месяце выехал в Ростов, затем в Новороссийск (вместе с правлением Владикавказской железной дороги, председателем которой он был с мая 1917 г.). Не исключено, что корреспонденция предназначалась для пересылки за рубеж.
В 1918-1923 гг. Аксенов работал заведующим, а потом помощником заведующего в советских школах в Петрограде, читал лекции по правовым вопросам в институте имени Толмачева15.
Знания Аксенова в области юриспруденции делали его ценным консультантом при общении с властями. Аксенов состоял с 1918 по 1922 г. в епархиальном совете при митрополите Вениамине (Казанском). Ценитель церковного пения, он, как мог, поддерживал Митрополичий хор Александро-Невской лавры, который оказался под угрозой распада. В апреле 1918 г. Л. Д. Аксенов обратился в Духовный Собор с заявлением: «Проникнутый желанием способствовать бла-гоукрашению церковных служб Лавры восстановлением Митрополичьего хора певчих в обычном его составе (с участием детских голосов), я. изъявляю готовность принять на себя труд по изысканию денежных средств на содержание малолетних певчих в течение года, в сумме до 36000 рублей»16. Собор с радостью и благодарностью согласился и постановил принять обратно в хор 28 юных певцов. Духовный Собор включил Аксенова, как «известного ревнителя благочестия церковного пения», в состав комиссии по пересмотру и составлению новых правил для певчих, образованной под председательством архимандрита Авраамия (Чурилина). «Когда Л. Д. Аксенов временно уехал из Петрограда, а оставленные им деньги кончились, Духовный Собор 9 декабря 1918 г. был вынужден постановить распустить хор, оставив лишь 6 взрослых певчих. После возвращения Аксенова на его средства Митрополичий хор просуществовал еще несколько лет в полном составе»17. Осенью 1928 г. регент хора И. Я. Тернов уехал в отпуск, из которого, по-видимому, не вернулся. Л. Д. Аксенов с сожалением вспоминал о традициях «высоко-художественного пения Терновского хора» и о том, что его хлопоты «о сохранении во главе хора его незаменимого регента И. Я. Тернова» не увенчались успехом18.
1 февраля 1918 г. была предпринята попытка вооруженного захвата Александро-Невской лавры большевиками, был убит протоиерей Петр Скипетров. А 3 февраля 1918 г., выполняя призыв Патриарха Тихона к верующим объединяться в союзы и братства для защиты церкви, православные Петрограда по благословению митрополита Вениамина организовали православное братство по защите святынь Александро-Невской лавры. На основе этого братства, Александро-Невского православного трудового братства при свечном заводе (1918) и молодежного кружка, включавшего в себя монахов и мирян, существовавшего
14 Кригер-Войновский Эдуард Брониславович (1864-1933) — российский государственный деятель, последний министр путей сообщения Российской империи.
15 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-30119. Л. 32.
16 Шкаровский М. В. Экономическая деятельность Александро-Невской лавры // Христианское чтение. 2015. № 1. С. 78.
17 Там же.
18 Чернышева Т. А. Деятельность Санкт-Петербургского Архиерейского (Митрополичьего) хора в конце XIX — начале ХХ в. // Христианское чтение. 2015. № 2. С. 267.
с дореволюционного времени, было создано единое Александро-Невское братство, ставшее заметным явлением всей церковной жизни Петрограда-Ленинграда в 1920-е — начале 1930-х гг.19 Создателями братства, состоящего из монахов и мирян, были три молодых иеромонаха: Иннокентий (Тихонов) и братья Гурий и Лев (Егоровы). Братство имело пять отделений. Аксенов трудился в Спасском братстве.
Спасское братство при Никольском храме бывшего Литейного отделения Всероссийского Александро-Невского братства трезвости на Спасской возглавлял иеромонах Мануил (Лемешевский). Точная дата его основания неизвестна, по разным документам — с осени 1919 по март 1920 г. Члены Братства осуществляли помощь заключенным и ссыльным, вели просветительские беседы. В Спасском братстве Леонид Дмитриевич Аксенов руководил Никольским содружеством из 10-20 человек, которое отвечало за братские моления. Тесная связь Аксенова с будущим митрополитом Мануилом продолжалась и в дальнейшем. В частности, именно Аксенов рекомендовал архимандрита Мануила Патриарху Тихону на Петроградскую кафедру. По словам протоиерея Михаила Чельцова, «назначение Мануила во епископа состоялось по указанию кружка лиц, группировавшихся около протоиерея Михаила (Прудникова) при хлопотах Леонида Дмитриевича Аксенова (известного петроградского церковного деятеля). Для громадного большинства питерского духовенства и тем более мирян Мануил был совершенно неизвестен, а поэтому неожиданен во епископстве. Тихо, скромно он съездил в Москву к Патриарху Тихону, и 8 (21) сентября 1923 г. Мануил явился в Питер с назначением викарием Лужским, но временно управляющим Петроградской епархией»20.
Архиепископ Серафим (Лукьянов) в письме митрополиту Антонию (Храповицкому) от 17 февраля 1925 г. отмечал, что на Патриарха «оказывал свое влияние и Л. Д. Аксенов, верный истине»21.
В братстве действовали курсы церковнославянского языка и проводились беседы на евангельские темы, можно предположить, что многие занятия проводил Леонид Дмитриевич, которого всегда интересовали вопросы богослужебного языка. На его квартире часто собирались члены Братства, как записывал в своем дневнике прот. Н. К. Чуков (будущий митрополит Григорий), для обсуждения насущных проблем. В частности, у Аксенова собирался богослужебный отдел Братства: «В среду, 22 июня, у Л. Д. Аксенова собрание богослужебного отдела, на котором неожиданно просили меня прочитать свой доклад о богослужебных изменениях в смысле большей удобопонятности языка»22.
В церковном календаре на 1921 г., изданном обществом православных приходов, указаны основные вопросы, которые занимали членов комиссии. В заметке
19 См.: Шкаровский М. В. Александро-Невское братство 1918-1932 годы. СПб., 2003; Зег-жда С. А. Александро-Невское братство: добрым примером, житием и словом / [Набережные Челны]: Изд. дом «Новости мира», 2009.
20 Чельцов М. П. В чем причина церковной разрухи в 1920-1930-е гг. / публ. В. В. Антонова // Минувшее: Исторический альманах. Вып. 17. СПб., 1994. С. 425.
21 ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 264. Л. 126.
22 Григорий (Чуков), митр. Вехи служения Церкви. Дневник 1918-1923. URL:https:// bogoslov.ru/article/747851 (дата обращения: 04.05.2021).
«О церковном богослужении» сообщается: «Ставя Типикон как идеальную норму богослужения, следует указывать на различные степени приближения к ней, на необходимость, приспособляя его к современной жизни, не поступаться его духом. Возможно выработать тот minimum исполнения, дальше коего minimum равносильно полному уклонению от этой нормы. Необходимы периодически напоминания об особенностях богослужения в те или иные времена, о забытых и забываемых памятях, последованиях и т. п. С благословения Владыки — митрополита Петроградского Вениамина уже и теперь возрождаются древние песнопения и древние чины; надо содействовать их большему распространению в противовес новейшим наслоениям. Вопрос о правах русского языка или других славянских переводов, кроме употребляемых, также, ввиду возбуждаемого им интереса, является своевременным для обсуждения»23.
В эти годы Аксенов пел и регентовал в храмах Петрограда, в частности, был регентом в храме при подворье Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря. Интересные сведения о службах подворья в середине 1920-х гг. приводил профессор Н. А. Мещерский. Он писал, что в это время братчики активно продолжали свою деятельность, а их ряды пополнялись высокообразованными молодыми людьми. Никита Александрович вспоминал: «Первый раз я увидел братское богослужение в 1924 г. в Страстной четверг. Это произошло после того, как закрыли малую университетскую церковь... я... пошел на Творожковское подворье, где служил Владыка Гавриил [Воеводин] и пело братство. Я попал туда после 6-го Евангелия на блаженны. Исполнялись блаженны с канонархом (всего два дня в году, когда блаженны исполняются на утрене). У меня сложилось общее впечатление, что здесь поют не так, как в других церквах. Второй раз я попал на братскую службу в Фомино воскресенье; накануне Фомина воскресенья я был на Творожках. Меня тогда поразило очень многое — у них было совсем не то, что мы ожидали от Пасхальной службы. Во всех церквах просто повторяли Пасхальную службу, а здесь совсем другое — строго по уставу служба Недели о Фоме. <...> И с тех пор я стал регулярно бывать на Творожковском подворье, где тогда трудилось братство»24.
Активная церковная деятельность Л. Д. Аксенова не прошла мимо глаз ВЧК-ГПУ. 30 апреля 1922 г. последовал арест по обвинению: «сопротивление изъятию церковных ценностей», на этот раз Аксенова быстро выпустили. Имя Аксенова как активного участника Правления Общества церковных приходов Петрограда упоминалось на процессе митрополита Вениамина (Казанского).
В анкетах при аресте Аксенов указывал место работы: арендатор завода «Красное пламя» (бывшего епархиального свечного завода) (с 1918 по 1924 г.). Свечной завод Петербургской епархии, основанный в 1893 г., в июле 1918 г. перешел в ведение Александро-Невского православного трудового братства и в 1922-1924 гг. находился в аренде у священнослужителей и мирян, назывался
23 Цит. по: Плетнева А. А., Кравецкий А. Г. История церковнославянского языка в России (конец XIX — XX в.). М., 2001. С. 174.
24 Цит. по: Шкаровский М. Новый священномученик Санкт-Петербургских духовных школ протоиерей Христофор Варфоломеев // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной академии. 2018. № 2. С. 72.
фитильно-свечным заводом «Красное пламя». В архиве завода сохранились проекты устава и инструкции трудового братства, протоколы заседаний епархиального комитета, другие интересные документы, связанные не только со свечами, а и с деятельностью братства25.
В 1924 г., судя по записям в дневнике протоиерея Н. Чукова от 11 января 1924 г., за Л. Д. Аксеновым была установлена слежка. Смотрели, «кто к нему ходит, особенно из духовенства, нет ли собраний, поздно ли, как он живет, бывает ли в Москве и т. п.»26. «По-видимому, собирается гроза над церковниками, — в тот же день записывал о. Н. Чуков. — Красницкий и его адепты принимают меры к ликвидации "тихоновщины". Говорят о возможности в конце января какого-то процесса из массы духовенства и мирян, около 60 человек. <...> Л[еонида] Д[митриевича] подозревают во влиянии на Мануила и Патриарха (знают об его недавней поездке к нему и даже весь разговор его), называют "черным обер-прокурором", "заместителем Новицкого27" и хотят изъять его тремя путями: через процесс Мануила, или как "валютчика", или за сношение с заграницей, откуда (из Кенигсберга) будто бы перехватили к нему письма от каких-то двух лиц. Он не чувствует себя ни в чем виноватым: с Мануилом за 4 месяца виделся всего пять раз и тщательно избегает бывать у него, именно чтоб не подумали об его влиянии. С Патриархом беседовали только о том, чтобы тот разрешил не поминать его имя временно и милостиво отнесся к Боярскому и Красницкому и — только»28.
Протоиерей Н. Чуков писал, что Аксенов «с черной биржей не имеет никаких отношений: всегда официально в банке меняет деньги. С заграницей ни с кем не переписывается, но не гарантировал, что какие-нибудь идиоты могут ему что-либо писать. <...> Жаль его бедного! Столько добра он делает сиротам, что без него тяжело им будет!»29.
То, что ожидалось зимой 1924 г., наконец свершилось. 3 февраля 1924 г. был арестован епископ Мануил с группой петроградского духовенства, среди арестованных были и все бывшие члены Спасского братства, которое возглавлял епископ Мануил. Арестованные обвинялись по ст. 61 Уголовного кодекса РСФСР (участие в организации или содействие организации, действующей в направлении помощи международной буржуазии). Был арестован и Аксенов.
Протоиерей Николай Чуков писал, что, по словам Леонида Дмитриевича, подробности их дела таковы: «1) перлюстрация переписки двух духовных лиц, предававшихся радости по поводу неудач в политике; 2) какой-то устав "Белого Креста" с призывом против власти; 3) открытие какой-то военной организации;
25 ЦГА СПб. Д. Р-1221. Оп. 1. 51 ед. хр.
26 Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Ч. 9: О необходимости ликвидации обновленческого раскола и легализации Патриаршей Церкви: документы и дневник 1923-1924 гг. // bogoslov.ru (дата обращения: 04.06.2021).
27 Мученик Юрий Новицкий (1882-1922) — юрист, профессор Санкт-Петербургского университета, сподвижник митрополита Вениамина (Казанского). Расстрелян 13 августа 1922 г. по приговору Петроградского ревтрибунала. Причислен к лику святых как новомуче-ник в 1992 г.
28 Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией.
29 Там же.
4) связь с католиками и униатами (потом отпавшая). Все это, конечно, никакого касательства к нему не имеет»30.
Однако освобождения не последовало. По статье «Контрреволюционная деятельность» Леонид Дмитриевич был приговорен к трем годам ИТЛ и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения31.
В годы заключения Леонида Дмитриевича в Соловецком лагере там находились более 20 православных епископов, что дало ему возможность собрать немало ценных сведений о положении иерархов и епархий. В его следственном деле 1937 г. имеются показания архиепископа Питирима (Крылова) о том, что «еще в 1924—1926 гг. Аксенов, отбывая наказание в Соловецких лагерях, допрашивал почти каждого вновь прибывшего туда служителя религиозного культа с целью установления как причины заключения в лагерь, так и положения церковных дел на местах»32. Митрополит Мануил (Лемешевский) упоминал о составлении Л. Д. Аксеновым в Соловецком лагере каталога архиереев: «Не ранее 1927 составил каталог архиереев»33. Этот документ послужил основой для составления митрополитом Мануилом известного «Каталога русских архиереев».
Сохранилась групповая фотография духовенства в Соловецком лагере, сделанная в ноябре 1925 г. (ил. 2). Эта фотография обошла многие эмигрантские газеты. Обращает на себя внимание тот факт, что среди сонма епископов и священников представителями мирян было всего несколько человек, среди которых был Л. Д. Аксенов.
29 апреля 1927 г. Постановлением Коллегии ОГПУ освобожден досрочно с лишением права проживания в шести крупнейших городах и губерниях на три года. Поселился он у станции Любань Октябрьской железной дороги34.
23 апреля 1934 г. последовал новый арест по подозрению в «опасном» преступлении — «связь с репрессированным за к[онтр]р[еволюционную деятельность] монашеством и духовенством», «оказывая последнему материальную помощь»35.
Аксенов был тесно связан с кругом митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова), в частности с его дочерью монахиней Серафимой (Наталией Леонидовной Чичаговой), секретарем митрополита Никандром (Савельевым)36. В октябре 1933 г. семидесятилетний митрополит Серафим на покое поселился под Москвой, в дачном поселке при станции Удельная Ленинской (ныне Казанской) железной дороги.
Еще до ареста Аксенова 14 марта 1934 г. был допрошен архимандрит Никандр (Савельев). Он сообщил о том, что два года тому назад на квартиру митрополита
30 Чуков Н., прот. Один год моей жизни // Минувшее: исторический альманах / гл. ред. Владимир Аллой . СПб.: ATHENEUM; Феникс [Ростов н/Д], 1991. Вып.15: Минувшее. Париж: ATHENEUM; Арзамас: Феникс [М.], 1994. С. 533.
31 Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-85582.
32 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-49429. Л. 149-150.
33 Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно): в 6 т. Erlangen, 1989. Т. 6. С. 520.
34 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-30119. Л. 3.
35 Там же. Л. 2.
36 См.: Головкова Л. А. Последний подвиг священномученика Серафима (Чичагова) // XV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2005. С. 298-305.
Ил. 2. Соловецкий лагерь особого назначения. Ноябрь 1925 г.
Газета «Последние известия» (Париж). 1927г. 2 авг.
Л. Д. Аксенов в пятом ряду, второй слева
Серафима приехал Л. Д. Аксенов и что-то передал в передней Наталии Леонидовне Чичаговой (монахине Серафиме). На вопрос секретаря Аксенов сообщил, что он привез письмо от митрополита Сергия, которое надо переслать через архиепископа Рижского Иоанна (Поммера) митрополиту Литовскому Елевферию (Богоявленскому). Архимандрит также сообщил, что связь осуществлялась через внучку митрополита Серафима Ольгу Павловну Чермоеву (бывшую княгиню Ухтомскую). На следующий день в Ленинградское отделение ОГПУ пришла записка начальника Секретно-политического отдела ОГПУ Г. Молчанова начальнику соответствующего отдела ОГПУ Ленинградского военного округа Горину, в которой говорилось: «Произведите тщательный обыск у известного Вам церковника АКСЕНОВА Леонида Дмитриевича, с целью обнаружения материалов о его связях с церковниками, проживающими в СССР и за рубежом. Независимо от результатов обыска, АКСЕНОВА арестуйте и направьте спец. конвоем в наше распоряжение»37.
22 апреля 1934 г. Аксенов был арестован и помещен в Дом предварительного заключения Ленинграда. Акт медицинского обследования выявил наличие болезни сердца, одышку, слабость. Признан был годным к очень легкому труду. Однако ни переписка, ни допросы не дали сведений, которые хотели получить следователи. Он держался твердо, часто подавал заявления с протестами против нарушений его прав, ни в чем не сознавался, хотя факт получения письма от Аксенова для пересылки митрополиту Елевферию на квартире митрополита Серафима подтвердила на допросе монахиня Серафима (Чичагова). От кого было письмо, она не созналась. Несмотря на отрицание Аксеновым факта пере-
37 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-30119. Л. 1.
дачи им письма, 7 мая 1934 г. было составлено постановление о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения, где было указано, что он «достаточно изобличается в том, что он при посредстве Чичаговой Н. Л. пересылал заграницу антисоветскую информацию церковников»38.
Даже очная ставка с монахиней Серафимой, где она вновь призналась, что получала письмо для передачи от Аксенова (правда, и в этот раз она не сказала кому), произведенная на следующий день, 8 мая, не вырвала у Леонида Дмитриевича признание. Несмотря на это обвинительное заключение гласило: «В СПО ОГПУ поступили сведения о том, что б[ывший] пом[ощник] обер-секретаря царского сената АКСЕНОВ Л. Д. установил нелегальную связь с белоэмигрантскими церковниками, которых снабжает клеветнической информацией о положении в СССР»39.
По приговору Аксенов был заключен в «исправтрудлагерь» сроком на два года. Место заключения установить не удалось. Обвинение при аресте гласило: «.связь с реакционными церковными кругами, поддерживает связь с репрессированным за к.р. деятельность монашеством и духовенством, оказывая последнему материальную помощь». В постановлении об избрании меры пресечения было предъявлено обвинение: «.пересылал заграницу антисоветскую информацию церковников». Подобных документов у Аксенова обнаружено не было.
В письмах к следователю Аксенов указывал, что ему по сравнению с другими заключенными создаются более тяжелые условия, не разрешаются свидания и переписка. В предъявленном обвинении Леонид Дмитриевич виновным себя не признал.
После освобождения в 1937 г. Аксенов поселился в г. Сольцы Ленинградской обл. (ныне Новгородская). Вероятно, после заключения в лагере ему было воспрещено проживание в крупных городах, хотя Леонид Дмитриевич иногда приезжал в Москву, посещая митрополита Сергия. Будучи на свободе. Аксенов много внимания уделял постоянно интересующей его теме — богослужебному языку. Он пришел к выводу, что в темные времена, чтобы сохранить верующих, необходим перевод богослужебных книг на русский язык. Этим он постоянно занимался, что впоследствии послужило одним из поводов для обвинения его в антисоветской деятельности.
Но недолго пришлось Аксенову пребывать на свободе. 5 июня 1937 г. последовал новый арест. Примерно в это же время были арестованы митрополит Константин (Дьяков), архиепископ Питирим (Крылов), епископ Иоанн (Широков), протопресвитер А. Хотовицкий и другие. Было заведено дело и на митрополита Сергия (Страгородского). Можно предполагать, что это — важнейший процесс 1930-х гг. по церковному делу, судя по количеству арестованных высших церковных лиц, большая часть которых были расстреляны. Пристальное внимание властей к данному делу было вызвано поступившими в НКВД сведениями о разговорах церковных деятелей, в том числе митрополита Сергия и его окружения, касающихся планов построения церковной политики на ближайшее время.
38 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-30119. Л. 23.
39 Там же. Л. 38.
Особенно заинтересовал власти следующий эпизод. В феврале 1936 г. митрополит Сергий праздновал свой юбилей40, на котором присутствовали митрополиты Серафим (Александров), Алексий (Симанский), Константин (Дьяков), епископы Иосаф (Жевахов), Борис (Шипулин) и другие церковные деятели. Всего было приглашено около 25 человек. Присутствовал и Аксенов. Несколько позднее (хотя дата указана в протоколе более ранняя), 24 января 1937 г., судя по показаниям Лебедева, состоялось второе собрание «с участием митрополита Константина ДЬЯКОВА, епископа Григория КОЗЛОВА, митрополита Феофана ТУЛЯКОВА, архиепископа Мефодия из Пятигорска (по фамилии АБРАМ-КИН), епископов Сергия ВОСКРЕСЕНСКОГО, Ивана ШИРОКОВА, Алексея СЕРГЕЕВА, священников ХОТОВИЦКОГО, КОЛЧИЦКОГО, ЯГОДИНА, СМИРНОВА А. П., ЛЕВАШОВА, САХАРОВА, церковника АКСЕНОВА, ГЕОРГИЕВСКОГО и др.»41.
18 мая 1935 г. митрополит Сергий своим указом по требованию НКВД упразднил Временный Патриарший Священный Синод. Для обсуждения насущных вопросов церковной жизни и было организовано празднование юбилея, на который были приглашены церковные деятели из разных епархий. Главным вопросом было объединение Церкви, разделенной в связи с отходом видных архиереев, недовольных соглашательской политикой митрополита Сергия и многочисленными расколами. На одном из этих собраний митрополит Сергий якобы сказал: «Православная русская церковь не всегда будет находиться в таком плачевном положении, — мы еще доживем до времени ее расцвета и объединения»42. Л. Д. Аксенов на следствии показывал: «Этот вопрос [объединения] возник в форме тоста, произнесенного киевским митрополитом Константином ДЬЯКОВЫМ, выразившим пожелание, чтобы СТРАГОРОДСКИЙ был патриархом43. <...> Так как со стороны присутствующих никаких возражений против этого не было, у меня сложилось впечатление, что вопрос о присвоении митрополиту Сергию СТРА-ГОРОДСКОМУ звания патриарха возбуждается с ведома гражданской власти»44. На этом собрании СТРАГОРОДСКИЙ в ответ на речь Феофана Тулякова заявил, что «его отношение к сов. власти основано на маневрировании — с целью сохранить церковь в тяжелых для нее современных условиях»45.
Для осуществления задачи выбора патриарха потребовались списки всех архиереев страны, чтобы «определить необходимое большинство для выборов патриарха опросным порядком»46. Тут и потребовались знания Л. Д. Аксенова. Вспоминается попытка выборов патриарха путем опроса в 1926 г., когда в результате опроса подавляющим большинством голосов был почти выбран митро-
40 Вероятно, 70-летие. Родился 11 (23) января 1867 г.
41 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-49429. Л. 37.
42 Там же. Л. 38.
43 Подробнее см.: Мазырин А., свящ. Попытки восстановления Патриаршества в 1935— 1937 годы: Малоизвестные страницы истории // Журнал Московской Патриархии. 2007. № 3. С. 31-33.
44 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-49429. Л. 26.
45 Там же. Л. 38.
46 Там же. Л. 26.
полит Казанский Кирилл (Смирнов). Возможно, эту же схему предполагалось применить в 1937 г.
«Кто такой Аксенов?» — задавали вопрос архиепископу Питириму (Крылову). «Ответ: АКСЕНОВ — профессиональный церковный деятель, старый приятель СТРАГОРОДСКОГО, в последнее время выполнял различные поручения последнего по негласному обследованию положения в местных епархиях и занимался сбором материалов по составлению истории церкви за время существования Советской власти»47.
Материалы архивно-следственного дела № Р-49429 дают много материала относительно деятельности Аксенова в предшествующие годы. Аксенов признался, что оказывал помощь репрессированному духовенству, в частности «профессору Попову Ивану Васильевичу, отбывающему наказание в Красноярском крае, и священнику Богоявленскому, высланному из Ленинграда на 5 лет». Конечно, это была лишь малая часть тех, кому Аксенов оказывал помощь. Следователя ответ не удовлетворил, и он предъявил доказательства оказания материальной помощи архимандриту Варлааму Сацердотскому, священнику Чека-лину, протодьякону Лазареву за время его нахождения в Бутырской тюрьме.
Развернутые показания о деятельности Леонида Дмитриевича дал епископ Иоанн (Широков). Он, согласно протоколу, показывал, что Аксенов «давал советы митрополиту СТРАГОРОДСКОМУ в отношении расстановки епископов по Советскому Союзу, всегда высказывался в том смысле, что верующие должны действовать организованно в отношении сохранения от закрытия церквей и проявлять в таких случаях максимальную активность. Наряду с этим АКСЕНОВ проводил такую мысль, что в тех случаях, когда отстоять церковь от закрытия не удастся, необходимо организовывать тайные домашние церкви и проводить службы на дому. Мне известно также, что с целью вовлечения в церковные организации современной советской молодежи, не знающей славянского языка, АКСЕНОВ переводил богослужебные книги со славянского на русский язык с тем, чтобы постепенно перейти к церковным службам на русском языке»48. Переводы также сочли опасным антисоветским деянием, которое расценивалось как подготовка молодежи в антисоветском духе. Епископ Иоанн под жестким давлением следствия приписывал Аксенову и организацию эксцессов, «хотя он прямо таких мыслей не высказывал. Его заявления, что верующие должны действовать организованно и активно в вопросе недопущения закрытия церквей, должны быть поняты как косвенный призыв к организации эксцессов»49.
Не был стойким и протоиерей Александр Лебедев, когда показывал, что, «приезжая в Москву, АКСЕНОВ вел беседы с митрополитом СТРАГОРОД-СКИМ по вопросам укрепления церкви, проявляя инициативу и исключительную активность в постановке перед СТРАГОРОДСКИМ задач по использованию церкви для борьбы с советской властью. В этом отношении он прямо толкал СТРАГОРОДСКОГО на более смелые и решительные действия, особенно в отно-
47 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-49429. Л. 150.
48 Там же. Л. 188.
49 Там же.
шении усиления нелегальной деятельности церковных организаций»50. «Одним из доказательств активной роли АКСЕНОВА в нелегальном центре контрреволюционной организации церковников, — показывал протоиерей, — служит тот факт, что АКСЕНОВ имеет полный список всех архиереев в СССР, в том числе и репрессированных, и помогает СТРАГОРОДСКОМУ в расстановке деятельных сил контрреволюционной организации по всему Советскому Союзу»51.
Как и епископ Иоанн (Широков), Лебедев сообщал следователю, что митрополит Сергий знакомил АКСЕНОВА со своей перепиской с заграничными архиереями и давал ему читать получаемые от последних выдержки из белогвардейских газет, а иногда и газеты целиком. Это было бы не так страшно, если бы в показаниях протоиерея А. Лебедева не было сообщено, что «читая эти газеты, АКСЕНОВ восхвалял германский фашизм, заявляя, что ГИТЛЕР добился больших успехов во всех отношениях. При этом АКСЕНОВ высказывался в контрреволюционном духе, что "советская пресса обманывает народ, сообщая о несуществующем голоде в Германии и хвалясь несуществующими успехами советской власти"»52. Во время очной ставки Аксенова и протоиерея А. Лебедева Леонид Дмитриевич заявлял: «Отрицаю все, за исключением того, что в январе 1937 г. СТРАГОРОДСКИЙ давал мне читать вырезки из белоэмигрантских газет по церковным вопросам. Я говорил, что Советская власть должна была искать контрреволюцию не в церковной среде, а в собственной партии, т. е. в ВКП(б). Однако о наступлении анархии в СССР я ничего не говорил»53. Следствие вел лейтенант госбезопасности В. И. Толстой, который спустя четыре года был арестован за «нарушения законности»54. Это значит, что в полной мере к подследственным применялись самые тяжелые виды добывания признаний, включая побои и пытки. Материалы следствия могли быть и сфальсифицированы. Однако, судя по материалам этого тяжелейшего следствия, Леонид Дмитриевич никого не оговорил.
17 июля 1937 г. ему было объявлено об окончании предварительного следствия по его делу. Обвинительное заключение гласило: «Следствием установлено, что АКСЕНОВ Леонид Дмитриевич являлся членом центра террористической фашистской организации церковников в Москве и участвовал на нелегальных совещаниях этого центра. вел активную работу по объединению всех церковных течений для организованной борьбы с Сов. властью, внушал митрополиту СТРАГОРОДСКОМУ необходимость решительных антисоветских действий, создавал условия для перехода церковных организаций на нелегальное положение и для вербовки в эти организации советской молодежи. наряду с этим АКСЕНОВ, как член центра террористической организации, толкал церковников на массовые антисоветские выступления в связи с закрытием церквей. Получая в Москве контрреволюционную литературу, АКСЕНОВ вел фашистскую агитацию, восхваляя германский фашизм и лично Гитлера и одобряя троцкистов
50 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-49429. Л. 188.
51 Там же.
52 Там же.
53 Там же. Л. 140.
54 Там же. Л. 438.
террористов.» Допрошенный в качестве обвиняемого, АКСЕНОВ признал себя виновным в том, что вел работу по объединению всех церковных течений, читал к/р литературу и оказывал материальную помощь репрессированным за антисоветскую деятельность церковникам.
Дело Аксенова и осужденных вместе с ним игумена Афанасия (Егорова)55, архиепископа Питирима (Крылова) и протопресвитера иерея Александра Хото-вицкого56 было передано в Военную коллегию Верховного суда СССР «в порядке закона от 1 декабря 1934 г.»57. Имелось в виду постановление, согласно которому, следствие должно вести дела обвиняемых в терроризме в ускоренном порядке (10 дней), с немедленным исполнением приговора. Обвинительное заключение вручалось за день до суда; исключались присутствие адвоката, открытость и обжалование. Обвиненные в терроризме были приговорены Военной коллегией Верховного суда в закрытом судебном заседании 19 августа 1937 г. к высшей мере наказания — расстрелу, с конфискацией имущества. В тот же день приговоры были приведены в исполнение.
Так закончилась жизнь Леонида Дмитриевича Аксенова, этого одинокого, насмешливого и строгого, беззаветно преданного Церкви человека, который никого не выдал, оставаясь всегда верным истине.
В 2000 г. дело было пересмотрено. В «Заключении» от 15 августа 2000 г. «по материалам уголовного дела арх. № Н-11471 в отношении Егорова А. Е. и других» говорилось: «Вывод Военной коллегии Верховного суда СССР о виновности указанных лиц в совершении инкриминируемых им контрреволюционных преступлений не может быть признан обоснованным, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам происшедшего.
Как в ходе предварительного, так и судебного следствия каких-либо конкретных данных о том, что осужденные совершали террористические акты или занимались организационной деятельностью, направленной к подготовке, совершению такого рода преступлений, не добыто.
Егоров, Крылов, Хотовицкий и Аксенов какое-либо свое участие в создании террористической, тем более фашистской организации, совершении террористических актов категорически отрицали и поясняли, что высказывали лишь недовольство в связи с закрытием религиозных храмов.
Кроме того, судебные заседания Военной коллегии Верховного суда СССР проводились с грубыми нарушениями уголовно-процессуального закона (без участия сторон -прокурора и защитника, а также раздельно в отношении каждого обвиняемого, хотя они проходили по одному и тому же уголовному делу).
На основании изложенного, на Егорова Алексея (он же Афанасий) Егоровича, Крылова Порфирия (он же Питирим) Семеновича, Хотовицкого Александра Александровича и Аксенова Леонида Дмитриевича распространяется действие
55 Игумен Афанасий (Егоров), келейник митрополита Сергия (Страгородского), причислен к лику святых как преподобномученик в 2001 г.
56 Протопресвитер Александр Хотовицкий причислен к лику святых в 1994 г. как священ-номученик.
57 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-49429. Л. 318.
ст. 3 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 г.»58.
Список литературы
Головкова Л. А. Последний подвиг священномученика Серафима (Чичагова) // XV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2005. С. 298—305.
Зегжда С. А. Александро-Невское братство: добрым примером, житием и словом / [Набережные Челны]: Изд. дом «Новости мира», 2009.
Зосима (Давыдов), еп. Съезд ученого монашества // Монастырский вестник. URL: https://monasterium.ru/publikatsii/stati/2206-s-ezd-uchenogo-monashestva/
Коробьин Г. Исправление богослужебных книг в начале XX века. URL:https://apologet. spb.ru/ru/225 (дата обращения: 30.09.2021).
Кравецкий А. Святитель Афанасий Ковровский: Биографический очерк. Владимир: Транзит-икс. 2007.
Мазырин А., свящ. Попытки восстановления Патриаршества в 1935—1937 годы: Малоизвестные страницы истории // Журнал Московской Патриархии. 2007. № 3. С. 31—33.
Чернышева Т. А. Деятельность Санкт-Петербургского Архиерейского (Митрополичьего) хора в конце XIX — начале ХХ в. // Христианское чтение. 2015. № 2. С. 251—295.
Шкаровский М. В. Александро-Невское братство 1918—1932 годы. СПб.: Православный летописец Санкт-Петербурга, 2003.
Шкаровский М. Новый священномученик Санкт-Петербургских духовных школ протоиерей Христофор Варфоломеев // Вестник Исторического общества. 2018. № 2. С. 68-35.
Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в 1918-1922 гг. Ч. II // https://bogoslov.ru/article/3041971 (дата обращения: 30.09.2021).
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2021. Vol. 103. P. 131-148 DOI: 10.15382/sturII2021103.131-148
Olga Kosik,
Candidate of Sciences in Philology;
Senior Researcher, St. Tikhon's Orthodox University for Humanities 6/1 Likhov per., Moscow 127051, Russian Federation, [email protected] ORCID: 0000-0003-3968-1483
"Aksenov, Firm in the Truth." O. Kosik
Abstract: This article deals with the influential church figure of the 20th century, Leonid Dmitrievich Aksenov, a friend of Patriarch Tikhon, and in the 1930s a consultant to the Deputy Patriarchal Locum Tenens (later Patriarchal Locum Tenens) Metropolitan Sergiy (Stragorodskiy). The article contains Aksenov's biography, starting from his studies at Pskov Theological Seminary to his martyrdom in 1937. The lawyer, the Active State Councillor, the philanthropist, he was always at the centre of church life, e.g. he
58 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-49429. Л. 437-438.
participated in the Congress of Learned Monasticism (held in July 1917) and was a member of the Local Council of 1917—1918. The documents presented in the article show that Aksenov was closely connected with His Holiness Patriarch Tikhon. After the October Revolution of 1917, Aksenov actively worked in Orthodox fraternities of Petrograd, provided legal support to the clergy, and financially helped the exiled. For helping the repressed and active church activities, he was arrested several times by the OGPU authorities. He served his sentence twice in correctional labour camps. Until his last arrest, he helped Metropolitan Sergiy (Stragorodskiy), consulted him, and dealt with problems of the liturgical language. In 1937, together with other church figures associated with Metropolitan Sergiy, he was arrested and executed by shooting after an investigation.
Keywords: Russian Orthodox Church, terrorist attacks at universities, All-Russian Congress of Learned Monasticism in 1917, persecution of the Church, Orthodox brotherhoods in Leningrad, Alexander Nevsky Lavra, Patriarch Tikhon, Metropolitan Sergiy (Stragorodskiy), lists of bishops.
References
Chernysheva T. (2015) "Deyatel'nost' Sankt-Peterburgskogo Arkhiereiskogo (Mitropolich'ego) khora v kontse XIX — nachale XX vv." [Work of St. Petersburg Episcopal (Metropolitan) Choir in the late 19th — early 20th centuries]. Khristianskoe chtenie. 2015, no. 2, pp. 251—295 (in Russian).
Davydov Z., bishop. "S»ezd uchenogo monashestva" [Congress of Learned Monasticism], available at https://monasterium.ru/publikatsii/stati/2206-s-ezd-uchenogo-monashestva (23.11.2021; in Russian).
Golovkova L. (2005) "Poslednii podvig sviashchennomuchenika Serafima (Chichagova)" [The last feat of the Holy Martyr Seraphim (Chichagov)]. Ezhegodnaia bogoslovskaia konferentsiia PSTGU [Annual Theological Conference of St. Tikhon Orthodox University], 2005, pp. 298— 305). Moskow (in Russian).
Korob'in G. "Ispravlenie bogosluzhebnykh knig v nachale XX veka" [Correction of liturgical books at the beginning of the 20th century], available at https://apologet.spb.ru/ru/225 (23.11.2021; in Russian).
Kravetskii A. (2007) "Sviatitel' Afanasii Kovrovskii: Biograficheskii ocherk" [St. Afanasiy of Kov-rov: An outline of biography] .Vladimir (in Russian).
Mazyrin A. (2007) "Popytki vosstanovleniia Patriarshestva v 1935-1937 gody: Maloizvestnye stranitsy istorii" [Attempts to restore the Patriarchate in 1935-1937: Little-known pages of history]. ZhurnalMoskovskoiPatriarkhii. 2007, no. 3, pp. 31-33 (in Russian).
Shkarovskii M. (2003) Aleksandro-Nevskoe bratstvo, 1918—1932 gody [Alexander Nevsky Brotherhood, 1918-1932]. St. Petersburg (in Russian).
Shkarovskii M. (2018) "Novyi svyashchennomuchenik Sankt-Peterburgskikh duhovnykh shkol protoierei Khristofor Varfolomeev" [The new hieromartyr of St. Petersburg theological schools, Archpriest Khristofor Varfolomeev]. Vestnik Istoricheskogo obshchestva, 2018, no. 2, pp. 68-35 (in Russian).
Shkarovskii M. "Sviato-Troitskaia Aleksandro-Nevskaia Lavra v 1918-1922 gg., chast' 2" [Holy Trinity Alexander Nevsky Lavra in 1918-1922, pt. 2], available at https://bogoslov.ru/ article/3041971 (23.11.2021; in Russian).
Zegzhda S. (2009) "Aleksandro-Nevskoe bratstvo: dobrym primerom, zhitiem i slovom" [Alexander Nevsky Brotherhood: by a good example, life, and word]. Naberzhnye Chelny (in Russian).