Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, № 1, с. 148-154
148
УДК 342.92
ЗАКОННОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
© 2018 г. С.В. Ярковой
Арбитражный суд Омской области, Омск
Поступила в редакцию 01.11.2017
Рассматриваются сущность и основные требования законности деятельности органов исполнительной власти, других административно-публичных органов по выдаче физическим лицам и организациям лицензий и иных специальных разрешений на осуществление отдельных видов деятельности, совершение отдельных действий. На основе анализа судебной практики выявляются типичные нарушения указанных требований, формулируются предложения по совершенствованию юридического механизма обеспечения законности административно-разрешительной деятельности.
Ключевые слова: административно-разрешительная деятельность, административно-публичный орган, лицензия, иное специальное разрешение, законность, требования законности.
Одним из важнейших направлений правоприменительной деятельности органов исполнительной власти и других административно-публичных органов является деятельность по предоставлению физическим лицам и организациям специальных разрешений, в том числе лицензий, как на осуществление отдельных видов
предпринимательской и иной деятельности, так и на совершение ими некоторых действий. Для обозначения данного вида деятельности в науке административного права используются термины «разрешительная система», «разрешительная деятельность», «лицензионная деятельность» и «лицензионно-разрешительная деятельность».
Так, Д.Н. Бахрах характеризует деятельность субъектов публичной административной власти по выдаче гражданам и организациям разрешений на занятие определенной деятельностью как разрешительную и, соответственно, выделяет разрешительное производство [1, с. 378-379]. Д.В. Осинцев рассматривает разрешительную систему как вид административной деятельности, направленной на подтверждение квалификации субъектов, предоставление специальных правовых статусов (отдельных прав), позволяющих заниматься деятельностью (совершать действия), отдельные способы и формы которой небезопасны [2, с. 91]. Некоторые авторы выделяют в качестве относительно самостоятельных видов административно-процессуальной деятельности лицензионное производство, то есть деятельность субъектов административной власти по выдаче
физическим лицам и организациям лицензий, и разрешительное производство, то есть деятельность указанных субъектов по выдаче физическим лицам и организациям специальных разрешений [3, с. 66-77].
Большинство же современных ученых-административистов рассматривают
деятельность административно-публичных органов по предоставлению лицензий и иных специальных разрешений как единую лицензионно-разрешительную деятельность. При этом в содержание данной деятельности некоторые из них включают не только выдачу физическим и юридическим лицам лицензий и иных специальных разрешений,
но и последующий административный контроль за соблюдением лицами, которым выданы такие лицензии (разрешения), установленных нормами права условий (требований) осуществления соответствующих видов деятельности (совершения отдельных действий) [4, с. 18; 5, с. 86-88, 139-154]. Ряд авторов также полагает, что лицензионно-разрешительная деятельность заключается лишь в выдаче физическим лицам и организациям лицензий и иных специальных разрешений, а последующий административный контроль за соблюдением условий выданных лицензий и разрешений образует отдельный вид административной деятельности, а именно контрольно-надзорную деятельность [6, с. 131-133].
В настоящее время ядром нормативно-правовой основы административной
лицензионной деятельности выступает Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности» [7] (далее - Закон № 99-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 3 названного закона лицензирование есть деятельность
лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования. При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 99-ФЗ, под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Часть 1 статьи 2 Закона № 99-ФЗ устанавливает, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями отдельных видов деятельности.
Общие законодательные нормы,
посвященные организации и осуществлению административной правоприменительной
деятельности по предоставлению иных, не являющихся лицензиями специальных разрешений, отсутствуют. Основания, правила и процедуры выдачи таких разрешений регламентированы отдельными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами применительно к регулируемым ими сферам социально-экономической деятельности (отдельных действий). Так, основания и порядок выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства определяется Градостроительным кодексом Российской Федерации, разрешений на добычу охотничьих ресурсов - Федеральным законом
от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8], разрешений на хранение или на хранение и ношение оружия -Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» [9]. Как показывает анализ положений соответствующих федеральных законов, цели, задачи и порядок выдачи специальных разрешений аналогичны целям, задачам и порядку выдачи лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, предусмотренным Законом № 99-ФЗ. В этой связи можно сделать вывод об однородности административной деятельности по
предоставлению лицензий и административной деятельности по выдаче иных специальных разрешений. Соответственно, представляется обоснованной точка зрения тех ученых-административистов, которые рассматривают деятельность административно-публичных органов как по выдаче лицензий, так и по выдаче иных специальных разрешений в качестве одной, единой деятельности, именуемой лицензионно-разрешительной и реализуемой в процессуальной форме лицензионно-разрешительного производства.
На основании вышеизложенного
административная лицензионно-
разрешительная деятельность может быть определена как правоприменительная деятельность административно-публичных органов (лицензионно-разрешительных органов) и действующих от их имени должностных лиц, осуществляемая в отношении не находящихся в их организационно-служебной зависимости физических лиц и организаций, используемых (эксплуатируемых ими) объектов (имущества), направленная на обеспечение права указанных субъектов на безопасное и не нарушающее права и законные интересы других лиц осуществление отдельных видов деятельности, совершение отдельных действий, реализуемая посредством использования специальных административно-правовых методов и в рамках специальной административно-процессуальной формы -административного лицензионно-
разрешительного производства.
Определив сущность и основные черты административной лицензионно-
разрешительной деятельности, рассмотрим вопросы законности ее осуществления.
Прежде всего необходимо отметить, что от того, насколько полно и точно лицензионно-разрешительными органами соблюдаются установленные соответствующими правовыми нормами требования к осуществлению
деятельности по выдаче лицензий и иных специальных разрешений, зависит как возможность реализации гражданами и организациями права на занятие определенными видами деятельности или совершение определенных действий, так и возможность обеспечения соблюдения и защиты прав и законных интересов других лиц, безопасности государства и общества.
Принцип законности лицензирования закреплен пунктом 7 статьи 4 Закона № 99-ФЗ. Содержание данного принципа в названной норме не раскрывается. В то же время в других статьях указанного закона закреплены нормы, устанавливающие некоторые требования законности осуществления лицензионной деятельности. В частности, согласно части 2 статьи 7 Закона № 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования обязаны исполнять
своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в области лицензирования, соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов. В статьях 13-15 Закона № 99-ФЗ сформулированы требования к порядку и срокам принятия и рассмотрения заявлений соискателей о выдаче лицензий, к решениям лицензирующих органов по результатам рассмотрения этих заявлений и порядку их принятия.
На основании системного анализа приведенных выше правовых норм представляется возможным определить понятие законности административной лицензионно-разрешительной деятельности следующим образом.
Законность административной
лицензионно-разрешительной деятельности -это такой режим (порядок) ее осуществления, при котором лицензионно-разрешительными органами и их должностными лицами точно, полно и правильно с учетом индивидуальных особенностей соискателей лицензий (иных специальных разрешений), лицензиатов (лиц, которым выданы иные специальные разрешения), осуществляемых ими видов деятельности и используемых ими объектов (имущества) применяются соответствующие нормы административного, административно-процессуального и иных отраслей права, в системе определяющие основания, общие и специальные правила и процедуры выдачи гражданам и организациям лицензий и иных специальных разрешений на осуществление
отдельных видов деятельности, совершение отдельных действий, их переоформления, продления срока их действия и прекращения их действия.
Содержание режима законности
административной лицензионно-
разрешительной деятельности сводится к точному, полному и правильному применению в системе следующих видов правовых норм:
1) материальных норм административного права, определяющих принципы и общие правила организации и осуществления лицензирования и выдачи иных специальных разрешений (положения главы 1 Закона № 99-ФЗ и общие положения о лицензировании отдельных видов деятельности и выдаче иных специальных разрешений, содержащиеся в других федеральных законах);
2) материальных норм административного и других отраслей права (муниципального, финансового, земельного, жилищного, лесного, водного, градостроительного, экологического и т.д.), устанавливающих обязательные требования (правила), соблюдение которых должно обеспечиваться при осуществлении гражданами и организациями отдельных видов деятельности или совершении отдельных действий, подлежащих лицензированию или предполагающих получение иного специального разрешения, например требований безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, требований к качеству оказываемых образовательных услуг, требований к перевозке пассажиров и т.п.;
3) административно-процессуальных норм, определяющих порядок административного лицензионно-разрешительного производства, сосредоточенных, главным образом, в главе 2 Закона № 99-ФЗ, а также в соответствующих главах федеральных законов, регламентирующих особенности организации и осуществления лицензирования отдельных видов деятельности и выдачи отдельных специальных разрешений, в частности в Градостроительном кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» [10], Федеральных законах от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [11], от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [12].
Под требованиями законности
административной лицензионно-
разрешительной деятельности, с нашей точки зрения, следует понимать возлагаемые на
лицензионно-разрешительные органы
обязанности, исполнение которых позволяет точно, полно и правильно применять материальные нормы административного и других отраслей права и административно-процессуальные нормы, в системе определяющие основания, общие и специальные правила и процедуры выдачи гражданам и организациям лицензий и иных специальных разрешений на осуществление отдельных видов деятельности, совершение отдельных действий, их переоформления, продления срока их действия и прекращения их действия.
Исходя из приведенной выше структуры содержания режима законности
административной лицензионно-
разрешительной деятельности, представляется возможным выделить и соответствующие группы требований законности.
1. Требования точного, полного и правильного применения материальных норм административного права, определяющих принципы и общие правила организации и осуществления лицензирования и предоставления иных специальных разрешений.
В данной группе, на наш взгляд, объединяются следующие конкретные требования законности:
1) требование о соблюдении установленных законодательством о лицензировании и предоставлении иных специальных разрешений пределов действия содержащихся в нем норм, распространения их на различные виды лицензионно-разрешительной деятельности с учетом их особенностей (статья 1 Закона № 99-
ФЗ);
2) требование о единообразном применении определенного в Законе № 99-ФЗ понятийного аппарата, используемого в ходе осуществления лицензирования (статья 3 Закона № 99-ФЗ);
3) требование о соблюдении основных принципов осуществления лицензирования, относящихся к правоприменительной деятельности лицензирующих органов (статья 4 Закона № 99-ФЗ);
4) требование об исполнении общих обязанностей, возложенных на лицензирующие органы (статья 7 Закона № 99-ФЗ).
2. Требования точного, полного и правильного применения материальных норм административного и других отраслей права, устанавливающих обязательные требования (правила), соблюдение которых соискателями лицензий, иных специальных разрешений проверяется или возможность соблюдения которых в будущем устанавливается в ходе рассмотрения заявлений о выдаче лицензий и иных специальных разрешений на
осуществление отдельных видов деятельности, совершение отдельных действий.
Как показывает анализ судебной практики по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) лицензионно-разрешительных органов, наиболее типичным нарушением приведенных требований законности является неправильное применение в отношении конкретных соискателей лицензий и иных специальных разрешений материальных норм, устанавливающих обязательные требования (лицензионные требования), предъявляемые к режиму осуществления соответствующих видов деятельности, совершения соответствующих действий, например норм административного, гражданского, жилищного, градостроительного законодательства, законодательства о недрах, о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Такое неправильное применение указанных норм влечет принятие лицензионно-разрешительными органами незаконных и необоснованных решений об отказе в выдаче лицензий и иных специальных разрешений [13-16].
3. Требования точного, полного и правильного применения административно-процес-суальных норм, устанавливающих правила осуществления административного лицензионно-разрешительного производства. В рамках данной группы требований следует вести речь о следующих конкретных требованиях законности:
1) требования к процедуре возбуждения административного лицензионно-разрешительного производства, а именно к процедуре принятия заявления соискателя лицензии или иного специального разрешения, оставления его без рассмотрения и возвращения, предусмотренные, к примеру, статьей 13 Закона № 99-ФЗ, статьей 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [17];
2) требования к процедуре подготовки возбужденного лицензионно-разрешительного дела к рассмотрению, а именно требования к порядку и срокам проведения проверки в отношении соискателя лицензии или иного специального разрешения и представленных им документов, предусмотренные, в частности, частью 1 статьи 14 Закона № 99-ФЗ, частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 194 Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядком оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и
экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 г. № 379 [18];
3) требования к процедуре рассмотрения лицензионно-разрешительного дела,
основаниям принятия, форме и содержанию решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии или иного специального разрешения, предусмотренные, например, частями 2-9 статьи 14 Закона № 99-ФЗ, статьи 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».
Изучение судебной практики по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) лицензионно-разрешительных органов
показывает, что наиболее распространенными нарушениями приведенных требований законности являются возврат заявления соискателя лицензии или иного специального разрешения в связи с непредставлением им документов, представление которых не предусмотрено соответствующими правовыми нормами, истребование от соискателя указанных документов, неизвещение соискателя о рассмотрении его заявления, нарушение установленного срока рассмотрения заявления соискателя, принятие немотивированного решения об отказе в выдаче лицензии, иного специального разрешения или по основаниям, не предусмотренным соответствующими нормами права [19-26].
При этом необходимо отметить, что не любые допущенные лицензионно-разрешительными органами нарушения процедуры
лицензирования, выдачи иных специальных разрешений квалифицируются в качестве оснований для признания незаконными (недействительными) оспариваемых решений данных органов об отказе в предоставлении лицензий (иных специальных разрешений). В судебной практике применяется подход, согласно которому такими основаниями могут служить лишь грубые нарушения порядка разрешения административных дел о предоставлении лицензий и иных специальных разрешений. В качестве грубых нарушений судами не признаются, в частности, нарушение срока рассмотрения заявления о предоставлении лицензии и срока направления уведомления об отказе в предоставлении лицензии [27].
Проведенный нами анализ федерального лицензионно-разрешительного законодательства, а также практики его применения показывает, что в нем недостаточно четко и полно закреплены требования законности
осуществления административной лицензионно-разрешительной деятельности, которые могли
бы служить ориентиром как для административно-публичных органов при разрешении ими соответствующих категорий дел, так и для судов, рассматривающих дела об оспаривании решений и действий указанных органов. Так, в Законе № 99-ФЗ не раскрыто содержание принципа законности
лицензирования, не определен исчерпывающий перечень оснований для признания незаконным (недействительным) решения лицензирующего органа об отказе в предоставлении соискателю лицензии, в том числе перечень грубых нарушений процедуры рассмотрения лицензионного дела, относящихся к таким основаниям.
Исходя из вышеизложенного, в целях совершенствования юридического механизма обеспечения законности административной лицензионно-разрешительной деятельности представляется необходимым внести в Закон № 99-ФЗ следующие изменения.
1. Дополнить Закон статьей 4.1 «Законность лицензирования» следующего содержания:
«Законность лицензирования обеспечивается лицензирующими органами и их должностными лицами посредством объективного, полного и всестороннего рассмотрения в установленные сроки заявлений соискателей о предоставлении лицензий и принятия по результатам их рассмотрения обоснованных решений со ссылками на установленные фактические обстоятельства лицензионного дела и подлежащие применению к ним положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов».
2. Дополнить часть 8 статьи 14 Закона абзацем следующего содержания:
«Основаниями для признания решения лицензирующего органа об отказе в предоставлении соискателю лицензии незаконным (недействительным) являются:
1) принятие решения не уполномоченным на рассмотрение заявления органом, должностным лицом;
2) отсутствие в решении фактического и (или) правового обоснования отказа в предоставлении лицензии;
3) обоснование решения фактическими обстоятельствами, наличие которых не предусмотрено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в качестве оснований для отказа в предоставлении лицензии;
4) неполное установление фактических обстоятельств лицензионного дела или неправильная (неполная, искаженная) их оценка, послужившие основанием для отказа в предоставлении лицензии;
5) неправильное истолкование и (или) применение к фактическим обстоятельствам конкретного лицензионного дела положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, на которых основан отказ в предоставлении лицензии;
6) грубое нарушение установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами процедуры рассмотрения лицензионного дела, которое может выражаться в несоблюдении установленного порядка проведения в отношении соискателя лицензии проверки, неуведомлении соискателя о времени и месте рассмотрения поданного им заявления о предоставлении лицензии, непредоставлении соискателю возможности представления дополнительных документов (материалов) для обоснования права на получение искомой лицензии».
Список литературы
1. Бахрах Д.Н., Татарян В.Г. Административное право России: Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2009. 608 с.
2. Осинцев Д.В. Методы государственного управления (административно-правовой аспект): Моногр. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2013. 212 с.
3. Салищева Н.Г., Дубровский Д.С., Женетль С.З., Штатина М.А. Административный процесс: Учеб. для бакалавриата и магистратуры / Под ред. М.А. Штатиной. М.: Юрайт, 2015. 364 с.
4. Шалашов В.И. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел (милиции): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. 141 с.
5. Андрюхина Э.П., Бакурова Н.Н., Галкина М.В. и др. Административный процесс Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Л.Л. Попов. М.: Проспект, 2017. 352 с.
6. Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Стахов А.И. Административно-процессуальное право России: Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2016. 341 с.
7. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федер. закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Рос. газ. 2011. 6 мая.
8. Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 30. Ст. 3735.
9. Об оружии: Федер. закон от 13 дек. 1996 г. № 150-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 51. Ст. 5681.
10. О недрах: Закон Рос. Федерации от 21 февр. 1992 г. № 2395-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 10. Ст. 823.
11. Об обращении лекарственных средств: Федер. закон от 12 апр. 2010 г. № 61-ФЗ // Рос. газ. 2010. 14 апр.
12. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Парламент. газ. 2002. 13 июля.
13. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 сентября 2012 г. по делу № А72-8450/2011. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
14. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 5 августа 2015 г. № Ф10-2208/2015. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
15. Постановление Арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 24 марта 2016 г. по делу № А46-9241/2015. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2016 г. № Ф05-6968/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
17. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
18. Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц: Приказ М-ва природ. ресурсов и экологии Рос. Федерации от 29 авг. 2014 г. № 379 // Рос. газ. 2015. 30 янв.
19. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2016 г. № 306-КГ-16-5808. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
20. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13 июля 2016 г. № 305-КГ-7517. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
21. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2016 г. № 305-КГ16-10551. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
22. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2014 г. № Ф07-3930/2014. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
23. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 августа 2014 г. № Ф09-4846/2014. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
24. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 октября 2015 г. № Ф09-7093/2015. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
25. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 мая 2016 г. № Ф09-4650/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
26. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 октября 2016 г. № Ф03-3665/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
27. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2015 г. № 306-КГ14-3119. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
References
1. Bahrah D.N., Tataryan V.G. Administrativnoe pravo Rossii: Ucheb. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Ehksmo, 2009. 608 s.
2. Osincev D.V. Metody gosudarstvennogo upravleniya (administrativno-pravovoj aspekt): Monogr. Ekaterinburg: Izd-vo UMC UPI, 2013. 212 s.
3. Salishcheva N.G., Dubrovskij D.S., Zhenetl' S.Z., Shtatina
M.A.
10. O nedrah: Zakon Ros. Federacii ot 21 fevr. 1992 g. № 2395-1 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 1995. № 10. St. 823.
11. Ob obrashchenii lekarstvennyh sredstv: Feder. zakon ot 12 apr. 2010 g. № 61-FZ // Ros. gaz. 2010. 14 apr.
12. O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii): Feder. zakon ot 10 iyulya 2002 g. № 86-FZ // Parlament. gaz. 2002. 13 iyulya.
L]
This ar and other organizatio typical viola ensuring th
Keywords: administrative licensing, administrative and public authorities, license, other special permits, legality, requirements of legality.
Administrativnyj process: Ucheb. dlya bakalavriata i magistratury / Pod red. M.A. Shtatinoj. M.: Yurajt, 2015. 364 s.
4. Shalashov V.I. Licenzionno-razreshitel'naya deyatel'nost' organov vnutrennih del (milicii): Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1997. 141 s.
5. Andryuhina Eh.P., Bakurova N.N., Galkina M.V. i dr. Administrativnyj process Rossijskoj Federacii: Uchebnik / Otv. red. L.L. Popov. M.: Prospekt, 2017. 352 s.
6. Zelencov A.B., Kononov P.I., Stahov A.I. Administrativno-processual'noe pravo Rossii: Uchebnik dlya bakalavriata i magistratury. M.: Yurajt, 2016. 341 s.
7. O licenzirovanii otdel'nyh vidov deyatel'nosti: Feder. zakon ot 4 maya 2011 g. № 99-FZ // Ros. gaz. 2011. 6 maya.
8. Ob ohote i sohranenii ohotnich'ih resursov i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Feder. zakon ot 24 iyulya 2009 g. № 209-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2009. № 30. St. 3735.
9. Ob oruzhii: Feder. zakon ot 13 dek. 1996 g. № 150-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 1996. № 51. St. 5681.
13. Postanovlenie Federal'nogo arbitrazhnogo suda Povolzhskogo okruga ot 13 sentyabrya 2012 g. po delu № A72-8450/2011. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
14. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Central'nogo okruga ot 5 avgusta 2015 g. № F10-2208/2015. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
15. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Zapadno-Sibirskogo okruga ot 24 marta 2016 g. po delu № A46-9241/2015. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
16. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Moskovskogo okruga ot 2 iyunya 2016 g. № F05-6968/2016. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
17. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Feder. zakon ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2012. № 53 (ch. 1). St. 7598.
18. Ob utverzhdenii poryadka oformleniya i vydachi razreshenij na dobychu ohotnich'ih resursov, poryadka podachi zayavok i zayavlenij, neobhodimyh dlya vydachi takih razreshenij, i utverzhdenii form blankov razreshenij na dobychu kopytnyh zhivotnyh, medvedej, pushnyh zhivotnyh, ptic: Prikaz M-va prirod. resursov i ehkologii Ros. Federacii ot 29 avg. 2014 g. № 379 // Ros. gaz. 2015. 30 yanv.
19. Opredelenie Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 1 iyunya 2016 g. № 306-KG-16-5808. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
20. Opredelenie Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 13 iyulya 2016 g. № 305-KG-7517. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
21. Opredelenie Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 23 avgusta 2016 g. № 305-KG16-10551. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
22. Postanovlenie Federal'nogo arbitrazhnogo suda Severo-Zapadnogo okruga ot 3 iyunya 2014 g. № F07-3930/2014. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
23. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Ural'skogo okruga ot 13 avgusta 2014 g. № F09-4846/2014. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
24. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Ural'skogo okruga ot 19 oktyabrya 2015 g. № F09-7093/2015. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
25. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Ural'skogo okruga ot 26 maya 2016 g. № F09-4650/2016. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
26. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Dal'nevostochnogo okruga ot 7 oktyabrya 2016 g. № F03-3665/2016. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
27. Opredelenie Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 3 fevralya 2015 g. № 306-KG14-3119. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».