Научная статья на тему 'Акмепсихологический мониторинг деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации'

Акмепсихологический мониторинг деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АКМЕПСИХОЛОГИЯ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ / PRESCHOOL EDUCATION / GAME ACTIVITY / ACMEOLOGICAL APPROACH / ACME PSYCHOLOGY / ACMEOLOGICAL PRECONDITIONS / ZONE OF THE NEAREST DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марихин С.В., Турчин А.С.

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты определения качества психолого-педагогической деятельности воспитателей дошкольной образовательной организации. В качестве компонентов педагогического мастерства анализируются такие вопросы, как мотивация к игровой деятельности; целеполагание, включающее игровые дидактические задачи; характер организации детской жизнедеятельности; воспитательные мероприятия; план осуществления детской деятельности; игровое взаимодействие в ситуации совместной деятельности детей; психолого-педагогический контроль и оценка эффективности своих педагогических действий на занятиях. Применение модели в практике подготовки будущих педагогов для детских садов, а также в ходе конкурсов «Педагог года» показало, что она успешно принимается всеми субъектами образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марихин С.В., Турчин А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses some aspects of determining the quality of psychological and educational activities of educators of preschool educational organizations. The authors of the article show such issues as motivation for gaming activities as components of pedagogical mastery; goal-setting, including game didactic tasks; the nature of the organization of children's life; educational activities; children's activity plan; game interaction in a situation of joint activities of children; psychological and pedagogical control and evaluation of the effectiveness of their pedagogical actions in the classroom. The use of the model in the practice of training future teachers for kindergartens, as well as during the “Teacher of the Year” competitions, has shown that it has been successfully accepted by all subjects of education.

Текст научной работы на тему «Акмепсихологический мониторинг деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»

УДК: 373.2 : 159.22

С. В. Марихин, А. С. Турчин

Акмепсихологический мониторинг деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты определения качества психолого-педагогической деятельности воспитателей дошкольной образовательной организации. В качестве компонентов педагогического мастерства анализируются такие вопросы, как мотивация к игровой деятельности; целеполагание, включающее игровые дидактические задачи; характер организации детской жизнедеятельности; воспитательные мероприятия; план осуществления детской деятельности; игровое взаимодействие в ситуации совместной деятельности детей; психолого-педагогический контроль и оценка эффективности своих педагогических действий на занятиях. Применение модели в практике подготовки будущих педагогов для детских садов, а также в ходе конкурсов «Педагог года» показало, что она успешно принимается всеми субъектами образования.

This article discusses some aspects of determining the quality of psychological and educational activities of educators of preschool educational organizations. The authors of the article show such issues as motivation for gaming activities as components of pedagogical mastery; goalsetting, including game didactic tasks; the nature of the organization of children's life; educational activities; children's activity plan; game interaction in a situation of joint activities of children; psychological and pedagogical control and evaluation of the effectiveness of their pedagogical actions in the classroom. The use of the model in the practice of training future teachers for kindergartens, as well as during the "Teacher of the Year" competitions, has shown that it has been successfully accepted by all subjects of education.

Ключевые слова: дошкольное образование, игровая деятельность, акмеологический подход, акмепсихология, акмеологические предпосылки, зона ближайшего развития.

Key words: preschool education, game activity, acmeological approach, Acme psychology, acmeological preconditions, zone of the nearest development.

Проблема определения качества профессиональной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации (ДОО) является одной из наиболее важных и трудоёмких задач. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что есть ряд сложных вопросов, общих для любой психолого-педагогической специальности. Учитывая огромную ответственность за получение детьми дошкольного

© Марихин С. В., Турчин А. С., 2018

образования, педагоги, выполняя сложные задачи воспитания, должны обладать универсальными компетенциями, теоретическими, методическими знаниями, знать должностные инструкции, государственные нормы, правила и стандарты [1; 2].

Как показывают исследования, социальным педагогам или психологам, входящим в состав аттестационной комиссии, предстоит в первую очередь решить проблему критериев оценки качества деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации и согласовать их с теми специалистами, которые проводят мониторинг на основе существующих в каждом департаменте образования традиций.

Акмепсихологический анализ занятий в системе ДОО целесообразно проводить с учетом принципиальных оснований акмеологического и деятельностного подходов к воспитанию детей.

Нами было установлено, что дети дошкольного образовательного учреждения очень быстро прогрессируют в своем психическом развитии благодаря успешной инновационной деятельности воспитателей детских садов [3; 5]. При оценивании деятельности воспитателей детского учреждения, необходимо сконцентрироваться на оценивании проявлений психолого-педагогических функций, выполнение которых свидетельствует о воспитательной деятельности в зоне ближайшего развития.

Акмеологический подход к обучению и воспитанию среди педагогов связывается с именем Н.В. Кузьминой [4] и ее научной школы. При этом речь в основном идет о развитии личности взрослого человека, чаще всего в его профессиональной деятельности. Таких исследований выполнено достаточно много, в то время как практика дошкольных образовательных учреждений остается недостаточно изученной.

На современном этапе существует большое число исследований, которые показывают, что разработана и успешно применяется модель анализа качества психолого-педагогической деятельности воспитателя детского учреждения на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Оптимальными показали себя функциональные критерии оценки, предложенные отечественными учеными. Кроме того, выяснилось, что универсальные компетенции педагогов проявляются в конкретных психолого-педагогических ситуациях в дошкольных учреждениях, в которых воспитатели преодолевают трудности понимания ситуационной проблемы каждым ребенком детского сада и мотивируют его к креативно-игровым действиям, т. е. своевременно определяют его развитие.

Оцениваемые параметры представлены в табл. 1.

Таблица 1

Оценка качества деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации

Качества психолого-педагогической деятельности воспитателей Балл

1. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИГРОВОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:

1) формирование мотивации детей;

2) выявление мотивационных элементов в игровой деятельности;

3) формирование коммуникативного компонента (эмоциональный настрой на взаимодействие в детской группе);

4) проектирование игровых ситуаций успешного взаимодействия детей в группе.

2. ПОДГОТОВКА К ПРЕДСТОЯЩИМ ЗАНЯТИЯМ:

1) научный подход (образовательная программа и научно-методические темы дошкольной образовательной организации);

2) развивающий характер психолого-педагогической деятельности;

3) изменение игровых задач с учетом эмоционального состояния детей дошкольной образовательной организации.

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

1) моделирование психолого-педагогической деятельности своевременность педагогического воздействия.

4. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ:

1) реализация игровой деятельности детей;

2) выявление возрастных особенностей детей ДОО;

3) отработка социальных ролей в ходе игры.

5. АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1) индивидуальный;

2) групповой.

6. КОНТРОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:

1) деятельность воспитателей детских садов;

7. САМООЦЕНКА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ САДОВ:

1) профессионально важные качества воспитателей;

2) умения принимать правильные решения;

3) эмоциональный настрой.

Отличие главной миссии воспитателя от роли учителя состоит в том, что последний выступает как организатор учебной деятельности школьника. Воспитатель же не ограничивается созданием предпосылок для нее, так как в педагогической психологии ему определена роль организатора жизнедеятельности детей, что гораздо шире и сложней.

Как показало наше исследование, целесообразно начинать анализ деятельности воспитателей детских садов с определения того, насколько успешными являются их действия по формированию внутренней мотивации к игре и взаимодействию, так как здесь есть некоторая особенность.

На наш взгляд, если взрослый является старшим товарищем в игре, то можно добиться согласия ребенка на игру с ним, и наоборот включение в игру с другим ребенком требует от воспитателя детского сада знания психических свойств и игровых предпочтений. Иначе ребенок, даже дав согласие, будет играть сам с собой, не вступая в контакт с другими детьми группы. Это относится прежде всего к попыткам включить в общую игровую деятельность детей, заметно различающихся по возрасту и эмоциональным особенностям.

Содержательный анализ исследований по данной проблеме показал, что воспитатели детских садов должны учить детей играть не только второстепенные роли, но и исполнять главные социальные роли. В противном случае они не смогут получить достаточного социального опыта руководства и подчинения в детской игре.

Случайно это не может получиться, поскольку требует от детей детского сада умений и навыков контролировать свои действия и одновременно согласовывать действия других детей группы. При этом воспитатель детской группы должен улавливать различные моменты в развитии игры и помогать играющим детям.

Установлено, что игровая среда выступает для детей детского сада как важное средство формирования внутренней мотивации к игре и взаимодействию с другими детьми группы. Все это необходимо, поскольку в детской игре присутствуют отношения соперничества и сотрудничества.

Д.Б. Эльконин отмечал, что игровая среда является школой реальных отношений [7], где отрабатываются навыки сотрудничества со сверстниками. «В домашних условиях часто единственным товарищем по игре является кукла, а круг отношений, которые могут быть воссозданы при помощи куклы, относительно ограничен» [7, с. 220]. Воспитатель является модератором, обосновывающим смену социальных ролей, сотрудничество и взаимопомощь играющих детей.

Цели и определение задач игрового занятия целесообразно проводить с учетом показателей зоны актуального развития, т. е. выделенных воспитателем ранее детских достижений. Но развивающий характер занятия предполагает преодоление трудностей, что требует педагогических усилий с опорой на зону ближайшего развития.

Личностный и индивидуальный подход на занятии выявляется в характере оперативного реагирования воспитателя на затруднения отдельных детей или на опережение ими темпа при выполнении практических заданий. Воспитатели не должны допускать утраты интереса части детей группы к общему ходу занятия.

Обычно посещению занятия предшествует ознакомление с методической документацией, разработанной с участием самого воспитателя и членов педагогического коллектива детского сада. Если есть видеоматериалы, то они должны быть предварительно изучены, а

если в их состав входит не только занятие, но и самоанализ, выполненный данным воспитателем, то дает возможность уточнить свою оценку с учетом того, что в педагогике называют извлечением уроков. В этом случае можно оценить модальность высказываний, педагогический оптимизм и наличие педагогических стилей.

Оценивая степень реализации развивающего характера дошкольного воспитания в системе проводимых занятий, желательно учитывать стремление воспитателя раскрыть акмеологические предпосылки всех воспитанников детской группы, а не только какой-то её части.

Целесообразно обратить внимание на особенности распределения ролей между девочками и мальчиками детской группы, а также на то, как воспитатель детского сада аргументирует свои действия в ходе проведенного занятия. Иногда это выглядит так, как будто он рассказывает о каком-то ином, а не о только-что проведенном занятии.

В данной ситуации следует уточнить, почему воспитатели детского сада иначе интерпретируют игровые и реальные действия детей, выяснить основание их оценок, что может существенно изменить оценку, в основе которой лежит общее представление. Если отдельные моменты занятия оказались невыясненными, желательно уточнить, поскольку может оказаться, что это не упущение, а сознательное изменение структуры и содержания занятия, проведенное воспитателем исходя из соображений педагогической целесообразности.

Как правило, находит подтверждение неоднократно приводимая в литературе педагогическая истина, заключающаяся в том, что можно любить лишь то дело, которое у тебя хорошо получается. Это проявляется в педагогическом оптимизме, когда некоторые неудачи не воспринимаются как основание для прекращения совершенствования в педагогическом мастерстве.

Самоанализ не должен сводиться к регистрации фактов. Требуется содержательный взгляд на предысторию, что соответствует генетическому принципу научно-педагогического исследования. В то же время важные компоненты социально-педагогической деятельности надо фиксировать на основе реальных действий воспитателя на проводимом занятии. При этом плюсов в оценивании членами комиссии должно быть существенно больше, нежели минусов.

В практике наших исследований было зафиксировано стремление педагогов и других специалистов ДОО, входящих в состав аттестационных комиссий или состав жюри конкурса «Педагог года», найти критерии оценки, максимально полно отвечающие пониманию всеми субъектами образования педагогической ценности предназначения организатора детской жизнедеятельности. Представленная выше таблица в процессе учебных занятий на

курсовой переподготовке в системе постдипломного образования в 80% случаев не встречала сопротивления аудитории, поскольку воспитатели и старшие воспитатели ДОО оказывались достаточно подготовленными к работе с видеоматериалами с их применением. Последнее мы склонны связывать с наличием у них опыта проведения соответствующего анализа. Студенты соответствующей специальности относительно самостоятельно могли ею пользоваться лишь на старших курсах, когда теоретические знания детской психологии могли быть подкреплены их личным педагогическим опытом.

Список литературы

1. Бодалев А.А., Васина Н.В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? - СПб.: Речь, 2010. - 224 с.

2. Зазыкин В. Г., Смирнов Е.А. Введение в акмеологию. - Иваново: Ивановский филиал РАНХиГС; Изд-во Иваново, 2013. - 256 с.

3. Карапетян В.С., Турчин А.С. Особенности подготовки студентов-психологов к психолого-акмеологической оценке качества занятий воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Qality issues and insights in the 21st century. - Lituania / Siauliai. - Vol.2. - No.2. - 2013. - P. 127-134.

4. Кузьмина Н.В., Турчин А.С., Жаринова Е.Н. Акмеологические технологии фундаментального общего образования: моногр. / под ред. А.Н. Сивака. - СПб.: Центр стратегических исследований, 2016. - 286 с.

5. Марихин С. В., Карпова Е.А. Педагогические условия профессионального развития преподавателей вуза // Акмеология 2018. Методологические и методические проблемы. Выпуск тридцать второй / под ред. Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой. - СПб.: Центр стратегических исследований, 2018. - С. 73-75.

6. Турчин А.С. Дискуссионные вопросы в акмеологии // Акмеология 2018. Методологические и методические проблемы. Выпуск тридцать первый / под ред. Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой. - СПб.: Центр стратегических исследований, 2018. - С. 128-132.

7. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 416 с.

Статья поступила: 14.11.2018. Принята к печати: 12.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.