Научная статья на тему 'Акмеология в системе наук о человеке'

Акмеология в системе наук о человеке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1337
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
акмеология / acmeology

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балыкова Ирина Евгеньевна

Данная статья носит теоретический характер. В ней представлен результат анализа различных подходов с точки зрения философии, психологии и педагогики к содержанию понятия «акмеология». Данная наука исследует творческие потенциалы и жизненную самореализацию личности, изучает факторы, пути, способы достижения человеком социального успеха и профессионального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Балыкова Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is theoretical. Philosophy's, psychology's and pedagogy's attitude of the concept of «acmeology» is described in this article. Acmeology reseraches the creativity and vitality of the individual self-realization. Also it reseraches factors achieving human social and professional success.

Текст научной работы на тему «Акмеология в системе наук о человеке»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

11

Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Успешность этого процесса во многом зависит от того, насколько адекватно реагируют на проблемы ребенка и как помогают их преодолевать его близкие родственники. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели его воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть ориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т.д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно полезной деятельности. Понятно, что не всегда психофизические данные ребенка позволяют ему овладеть даже самой примитивной профессией. Однако, не зависимо от этого, формирование трудовой, а затем профессиональной ориентации позволяют осуществлять трудовую занятость ребенка, подростка, молодого человека -инвалида.

Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены дара таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специально! о образования. Дети поют, танцуют, рисуют, лепят, читают собственные стихи. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка обеспечивает родителям возможность выявления у него таланта и способностей. Это, в свою очередь, позволяет обрести еще один путь, обеспечивающий вхождение ребенка в «культурную среду» - путь в искусство.

Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в

театре, на выставке или в кино на виду у всех - это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей детей-инвалидов, которые еще бытуют в сознании нашего обывателя [4].

Педагоги должны относиться к семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, в высшей мере деликатно и бережно, стараясь, со своей стороны, упрочить согласие в семье. Не лишне будет еще раз напомнить: статистики свидетельствуют, что не менее половины таких семей распадаются, все тяготы по воспитанию ребенка ложатся на матерей, которые не знают, что такое отпуск, театр, вечеринка, отдавая все свое время, внимание и силы ребенку. Вот они-то и нуждаются в помощи в первую очередь, и для них необходимо проектировать программы сопровождения ориентированные на повышение качества жизни таких семей.

Перед родителями ребенка с ОВЖ, так же как и перед специалистами, к которым они обращаются за советом, часто встает вопрос, где такому ребенку лучше воспитываться и обучаться — в реабилитационном центре, в специальном классе коррекционной школы, в детском доме-интернате системы социальной защиты или в инклюзивной образовательной среде. К решению этой проблемы следует подходить осторожно, продуманно, с учетом всех конкретных обстоятельств.

Список литературы

1. Борозинец Н.М., Евмененко Е.В. В семье воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья: Методическое пособие для родителей. -Ставрополь, 2009. - 106 с.

2. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.за-ведений. - М.: Издат. центр Академия, 2003. -208 с.

3. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М.: Издат. центр ВЛА-ДОС, 2003.- 408с.

4. Специальная семейная педагогика. Семейной воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности “Специальная дошкольная педагогика и психология” / Под ред. Селиверствова В. И., Денисовой О. А., Кобриной Л. М. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 359 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/ books/86545

АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

Балыкова Ирина Евгеньевна

аспирант 1 курсаХГУ им Н.Ф. Катанова, Институт непрерывного педагогического образования, г. Абакан

АННОТАЦИЯ

Данная статья носит теоретический характер. В ней представлен результат анализа различных подходов с точки зрения философии, психологии и педагогики к содержанию понятия «акмеология». Данная наука исследует творческие потенциалы и жизненную самореализацию личности, изучает факторы, пути, способы достижения человеком социального успеха и профессионального мастерства.

ABSTRACT

This article is theoretical. Philosophy’s, psychology's and pedagogy's attitude of the concept of «acmeology» is described in this article. Acmeology reseraches the creativity and vitality of the individual self-realization. Also it reseraches factors achieving human social and professional success.

Ключевые слова: акмеология

Keywords: acmeology

12

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В последнее время возрастает роль такого научного направления, как акмеология, направленной на изучение достижения высшего результата в формировании высокоактивной личности. Так, например, создаются и открываются кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, организуется и проводится научноисследовательская работа по изучению данного феномена, издаются учебные пособия, монографии и журналы и пр.

В научный оборот сам термин «акмеология» (от др.-греч. akme - высшая степень чего-либо, вершина, др.-греч. logos - слово, речь, учение) ввел в 1928 году Н.А. Рыбников, подразумевая под ним науку, занимающимся изучением развития зрелых людей. Он предложил строить акмеологию по подобию науки педология (объединение подходов к развитию ребенка с точки зрения педагогики, психологии, биологии, медицины). В 60-х гг. 20 века Б.Г. Ананьев, а после и А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др. включили термин «акме» в название раздела науки, занимающегося изучением развития человека с момента рождения до его смерти. С их точки зрения акмео-логию стоит понимать как совокупность наук (гуманитарных, общественных, естественных, технических), изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения [1, с.2-3]. На сегодняшний момент акмеология - интегративно-комплексная наука, которая изучает закономерности и технологии развития вершин профессионализма и творчества, как акме-форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности [1, с.7].

Для понимания сущности понятия «акмеология» рассмотрим его с точки зрения основных трех наук - философии, психологии и педагогики.

Философы древности (Апполодор, Платон и др.) выделяли основную акмеологическую идею - это важность развития личности. В основе их рассуждений - размышления о сущности человека, о его месте в мире и пр. По их мнению данная наука изучает развивающегося человека как индивида, субъекта труда и личность [6]. Основные акмеологические понятия о самореализации творческого потенциала личности были связаны с понятием «самодвижения».

К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.К. Маркова выделили два направления осуществления связи между акмеологией и философией:

1) с точки зрения мировоззренческого направления философия задает, во-первых, аксиологические идеалы, определяющие критерии постановки и изучения акмеоло-гии (нравственные, юридические, эстетические, культурологические и т.п.); во-вторых, праксеологические цели акмеологии как общественной науки и особого раздела современного человекознания [1, с. 8-9].

2) Методологическое направление обосновывает акмеологию как самостоятельную научную дисциплину, определяя средства ее построения с помощью интеграции знаний смежных наук о человеке и представлений о становлении его профессионально-творческого мастерства. Средствами выступают многочисленные методологические принципы, выделенные Б.Г. Ананьевым: оперирование философскими категориями и научными понятиями, выделение объектов и разработка предмета и стратегий исследования, анализ феноменологии и синтеза знаний о ней, построение концептуальных моделей и акмеологиче-ских методов их эмпирической верификации, проведение экспериментальных исследований теоретического обобщения полученных данных, осуществление их акмеологи-ческой интерпретации и создания технологий внедрения в

общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления [3].

В психологии делается акцент на том, что предмет изучения акмеологии -взрослая зрелая личность. Об этом свидетельствуют многочисленные определения. Например, акмеология - это:

1) комплексная наука, предметом которой являются условия достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности, прежде всего, в профессиональной деятельности, а также методы и средства обеспечения этого уровня [6, с. 283];

2) наука, изучающая феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности, механизмы и способы его развития на ступени зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня профессиональной самореализации [8, с. 76];

3) наука, изучающая человеческую личность в период ее социальной, духовной и творческой зрелости, а также взаимоотношений ее с обществом (в противовес к детской и подростковой психологии и психологии старения) [4].

4) наука, изучающая закономерности и феномены прогрессивного развития человека до ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии [2, с. 217]. 5) знание о высшем уровне профессионального мастерства или профессионализма человека [13].

В педагогической интерпретации акмеология -наука, изучающая развитие человека на ступени взрослости и достижения им вершины в этом развитии как природного существа (индивида), как личности и как субъекта деятельности (как профессионала) [10, с.9]. Данная научная область изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (период примерно от 30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии - акме. [7, с.7]. Акмеология - это наука о вершинных достижениях человека, изучающая закономерности и технологии развития профессионализма и творчества как акме-форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности [1, с.7]. Акмеология - это междисциплинарная область, изучающая закономерности профессионального роста, методы достижения наивысших результатов в творческой деятельности и практической жизни [12, с.25]. Отмечается, что акмеология исследует проблемы противоречий между растущим объемом информации и временем, необходимым для её овладения. Данная наука выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, исследует факторы, определяющие качественные и количественные характеристики «акме», а также изучает проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности [11, с. 14].

Одна из основных задач акмеологии - выделение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном, в младшем школьном, в подростковом и юношеском возрасте, с целью дальнейшего успешного проявления себя на ступени зрелости [9, с. 16]. А также разработка методологического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления своих социально значимых и творческих качеств [11, с. 14]

В зарубежной научной литературе термин «акмеология» практически не используется, тем более как самостоятельная научная область исследования не является.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

13

Психология зрелости рассматривается только как один из разделов психологии развития. Хотя имеются научные публикации и работы в области развития профессионализма личности и деятельности.

В результате, наука акмеология нацелена на изучение творческого потенциала и жизненной самореализации личности, факторов, путей и способов достижения социального успеха и профессионального мастерства. Основной задачей является выявление оптимальных факторов и условий, позволяющие человеку достичь своего «акме» в профессиональной деятельности. Поэтому развивающаяся, самореализующаяся достигающая вершин профессионализма личность - объект исследований в акмеологии. Следует отметить, что кроме общей акмеологии активно развиваются различные ее направления, связанные к конкретной областью профессиональной деятельности. Так в последние два десятилетия получили широкое распространение военная, информационная, медицинская, управленческая, педагогическая, политическая, спортивная, этническая акмеология и др.

Список литературы

1. Акмеология / под ред. А.А. Деркач. - М.: РАГС,

2004. - 299 с.

2. Акмеология: учебное пособие / А. Деркач, В. Зазы-кин. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб: Питер, 2001. - 288с.

4. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. - 2-е изд. - М.: Джангар, 2012. - 864 с.

5. Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь. -М.: РАГС, 2010.

6. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. - СПб.: Политехника, 2003. - 395 с.

7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и

сред.пед.учеб.заведений. - М.: Академия, 2003. -176 с.

8. Основы общей и прикладной акмеологии. Учебное пособие /под ред. А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой. -М, 2000. - 388с.

9. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Совр.слово, 2005. -720 с.

10. Педагогическая акмеология: коллективная монография / под.ред. О.Б. Акимовой; ГАОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед.ун-т». - Екатеринбург, 2012. -251 с.

11. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М Бим-Бад. - М.: Большая Росс. Энциклопедия, 2003. - 528 с.

12. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.

13. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ,

2005. - 176 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Бикбулатов Руслан Рафаильевич

Учитель НИШ ФМН г.Костаная, аспирант КНИТУ, г.Казань

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются основные подходы к определению «готовность». Показана связь между структурными и функциональными компонентами готовности преподавателей работать с интеллектуально одаренными обучающимися.

ABSTRACT

This article considers the basic approaches to the word definition “readiness ". Shows the connection between structural and functional components of teachers ’ readiness to work with intellectual gifted students

Ключевые слова: готовность, управленческая деятельность, интеллектуально одаренные обучающиеся

Keywords: readiness, management activity, intellectual gifted students

Анализ современной научно-педагогической литературы показывает, что до сих пор нет единой трактовки понятия «готовность».

Б.Г. Ананьев одним из первых применил данное понятие. Он рассматривал готовность как психологическую категорию, отражающую определенное состояние личности [3, с. 245].

В общем словаре русского языка «готовность» определяется как: «1) согласие сделать что-нибудь и 2) состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [27, с. 100].

В толковом словаре В. Даля «Готовность - состояние или свойство готового, подготовленность» [11, с. 398]. Понятию «готовность» соответствуют синонимы желание, добрая воля, охота, решимость [1, с. 4].

В психологическом словаре-справочнике «готовность» трактуется как «активно-действенное состояние

личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задач. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия. Готовность к определенному виду деятельности (игра, учение, труд) предполагает определенные мотивы и способности» [15, с. 87].

В психолого-педагогических исследованиях готовность рассматривается как состояние психической и физиологической готовности к действию или деятельности; настрой и мобилизация на предстоящую деятельность (Е.П. Ильин) [19], как особое психическое состояние, целостное проявление личности, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности (В.А. Бодров [4], А.К. Макарова [26]); как синтез свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности (А.А. Деркач) [12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.