РАЗДЕЛ III ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ
УДК 378.046.4
Щеголенкова Елена Сергеевна
Кандидат педагогических наук, проректор по научно-методической работе, заведующая кафедрой акмеологии и психологии развития МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации», [email protected], Новокузнецк
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Schegolenkova Elena Sergyevna
Candidate of pedagogical sciences, pro-rector on scientifically-methodical work, head of the department of akmeological and psychological development of Institute of improvement of professional skill, [email protected], Novokuznetsk
AKMEOLOGICAL APPROACH IN RAISING THE LEVEL
OF ONE’S SKILL AS A FACTOR OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS
Анализ научных исследований (В. Г. Онушкин, Б. С. Гершунский, Г. Л. Ильин, С. Г. Вершловский, А. В. Даринский и др.) показывает, что актуальным на настоящий момент является требование всемерной гуманизации процесса повышения квалификации педагогов, в том смысле, что процесс непрерывного образования должен осуществляться в контексте личностнопрофессионального развития педагогов, основываясь на акмеологических законах.
Это означает, во-первых, что сам процесс образования в системе повышения квалификации должен быть ориентирован на целостное развитие человека (как личностное, так и профессиональное), его духовных и познавательных способностей, развитие навыков саморегуляции, самоорганизации, самоопределения, самореализации, самоактуализации; во-вторых, с точки зрения В. И. Медникова [6], он должен учитывать «этапно-кризисную парадигму» личностно-профессионального развития педагога в том смысле, что, находясь в состоянии профессионального истощения, педагог нуждается в разных способах обучения в системе повышения квалификации.
Акмеологический подход в системе повышения квалификации предполагает создание таких условий, при которых возможно продвижение специалиста к профессиональным и личностным вершинам («акме»). Как отмечает А. А. Деркач, «акме» в личностно-профессиональном развитии означает «высший для данного человека уровень в его профессиональном развитии, который приходится на данный отрезок времени; оно означает максимальную мобилизованность, реализованность всех профессиональных способ-
ностей, возможностей и резервов человека на конкретном этапе профессиональной жизни» [1, с. 24]. И очень важно, с нашей точки зрения, чтобы вершины личностного и профессионального развития не сопровождались напряжением и использованием предельных возможностей организма.
Интегральной характеристикой, обеспечивающей продвижение специалиста к «акме», а также обеспечивающей психологическую готовность к реализации нового в своей деятельности, является позиция субъекта личностно-профессионального развития. Данная позиция позволяет специалисту сознательно организовывать процесс собственной деятельности: самостоятельно определять цели, реализовывать их, обогащать опыт своей деятельности и общения. Специалиста, обладающего субъектной позицией, характеризует высокий уровень рефлексивных способностей, конструктивность коммуникативных связей, способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, высокая мотивация на саморазвитие, т. е. то, что в современной психологии называется психологическим здоровьем [5].
С точки зрения И. В. Дубровиной, психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных и профессиональных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни [8]. Сопоставляя понятия «психологическое здоровье» и «психологическая зрелость», И. В. Дубровина утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза.
Психологическое здоровье является прижизненным образованием, оно постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних
Психологическое здоровье можно описать как систему, включающую следующие компоненты:
- аксиологический;
- инструментальный;
- потребностно-мотивационный компоненты.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. д. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять «свое темное начало» и вступать с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим началом и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме, как и в себе.
Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое
сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношении с другими людьми. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим людям, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих.
Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающим двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится, по словам В. И. Слободчи-кова, «автором своей биографии» [8, с. 17].
Таким образом, можно сделать вывод, что высокий уровень психологического здоровья обеспечивает способность специалиста выступать субъектом собственного личностно-профессионального развития.
Однако исследования, осуществляемые в период с 2001 по 2008 гг. в повышении квалификации гг Новокузнецка, Красноярска, Геленджика и Москвы показали, что педагоги, приходящие на курсы повышения квалификации не всегда способны выступать субъектом собственного личност-но-профессионального развития [5]:
- специалисты, способные выступать субъектом своего личностно-профессионального развития (32%);
- специалисты, нуждающиеся в поддержке своей субъектной позиции (45%);
- «депрофессионализирующиеся» специалисты (23%).
Для педагогов, которые способны выступать субъектом собственного личностно-профессионального развития, характерно в целом благополучное психоэмоциональное состояние, им присущ развитый уровень рефлексии, готовность к сотрудничеству, мотивация на саморазвитие, они способны к проблематизации собственной профессиональной деятельности, им свойственно позитивное самоотношение, они способны оказывать и получать поддержку и помощь в своем развитии. Такие специалисты способны вступать в пространство повышения квалификации, переживая так называемый кризис «некомпетентности», двигаться к собственным личностнопрофессиональным вершинам.
Педагоги, нуэюдающиеся в поддержке субъектной позиции, периодически испытывают беспокойство, раздражение при обнаружении затруднений в собственной профессиональной деятельности; проявляют завышенные требования как к себе, так и к другим; им свойственна категоричность суждений, неадекватность самооценки, эмоциональная неустойчивость, затруднения при анализе деятельности, они часто не находят ресурсов для решения имеющихся затруднений, не актуализирована потребность в самосовершенствовании и саморазвитии. Отмечается определенная степень зависимости, конформности, отсутствие гибкости в поведении, недостаточ-
ная способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся профессиональную ситуацию. Все эти показатели носят эпизодический характер, и при оказании им поддержки они способны достаточно быстро войти в субъектную позицию. Такие специалисты нуждаются в определенной поддержке, прежде чем вступать в пространство повышения квалификации.
Так называемые «депрофессионализирующиеся специалисты», не способные выступать субъектом собственного личностно-профессионального развития, характеризуются следующими характеристиками: отмечается частое беспокойство, недовольство собой и окружающими людьми, негативная тенденция восприятия окружающих, часто их реакции на затруднения в профессиональной деятельности носят стрессовый характер, отмечается авторитарная позиция; они недостаточно оценивают свои достоинства и положительные качества, низкая степень принятия себя таким, какой есть, отсутствие установки на сотрудничество с другими; отмечается большая степень зависимости от мнения окружающих при внешней самодостаточности и дистанцированное™; отсутствует гибкость в эмоциональных реакциях и поведении с окружающими, неспособность быстро и адекватно реагировать на изменяющиеся обстоятельства профессиональной деятельности; характерна недостаточная развитость рефлексии собственных потребностей и эмоциональных состояний (неспособность идентифицировать собственные чувства и выразить их словами). Такие специалисты нуждаются в специальных способах психолого-акмеологической поддержки, и даже получив помощь, могут принимать решения о сроках прохождения курсов повышения квалификации.
Таким образом, эмпирические данные позволяют сделать вывод, что процесс повышения квалификации нуждается в усилении дифференцированного подхода, и основанием дифференциации повышения квалификации может выступить как способность специалиста быть субъектом собственного личностно-профессионального развития, так и уровень психологического здоровья личности. Снижение способности выступать субъектом собственного личностно-профессионального развития, а также снижение уровня психологического здоровья личности может происходить в период личностно-профессиональных кризисов; в переходные периоды профессионального становления; в периоды, когда специалист находится в состоянии профессионального истощения. Именно в такие периоды возможна действенная психолого-акмеологическая работа, которая может осуществляться посредством акмеологического консультирования.
Акмеологическое консультирование в системе повышения квалификации ориентировано на преодоление кризисных состояний в процессе личностнопрофессионального развития и дальнейшее профессиональное саморазвитие и самосовершенствование педагога. Профессиональное истощение может обнаружить себя как на деятельно-практическом, так и личностно-психологическом уровнях. Личностно-психологический особенно ярко представлен в ходе курсовой подготовки и общения со слушателями. Он даёт о себе знать состо-
янием острого негативного переживания длительных или кратковременных проблем профессиональной деятельности. В такие моменты важно обеспечить педагогу опыт конструктивного преодоления профессиональных затруднений с получением профессионально-развивающего эффекта.
Акмеологическое консультирование в повышении квалификации педагогов может обеспечить пространство, в котором педагог сможет проанализировать собственное профессиональное состояние, отрефлексировать прежний профессиональный опыт и наметить новые пути личностно-профес-сионального развития. Итогом акмеологического консультирования педагога будет рождение у него новых отношений к деятельности, новых требований к себе и другим, новых повседневных средств и способов действий, направленных на достижение профессионализма личности и деятельности.
Технология акмеологического консультирования может быть представлена схемой (рисунок).
Результативность акмеологического консультирования подтверждена опытно-экспериментальным путем: возрастает уровень рефлексивных способностей; повышается мотивация на саморазвитие; увеличиваются показатели конструктивности коммуникативных связей; развивается способность к саморегуляции.
Экспериментальные данные свидетельствуют о переосмыслении специалистами ситуации собственного личностно-профессионального развития, об их открытости взаимодействию и новому опыту, о раскрытии дополнительных личностных ресурсов, актуализации потребности в самосовершенствовании, кроме того, возрастает эффективность самой курсовой подготовки: в плане усвоения профессиональных умений и навыков и изменения собственной деятельности в послекурсовой период.
Одними из существенных сложностей введения в процесс повышения квалификации акмеологического консультирования являются:
- организационные изменения процесса повышения квалификации: в курсовой подготовке предусматривается акмеологический модуль от 36 до 72 часов;
- кадровые изменения: необходимо привлекать достаточное количество специалистов-акмеологов, обладающих компетентностью в области диагностики особенностей личностно-профессионального развития и оказания акмеологических форм и методов поддержки специалистов.
Несмотря на это, акмеологический подход в системе повышения квалификации призван обеспечить актуализацию личностно-профессионального развития педагога, повысить уровень его психологического здоровья. Акмеологический подход помогает создавать пространство, в котором педагогу предоставляется возможность выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики, увидеть процесс своей профессиональной деятельности в целом и превратить собственное личностно-профессиональное развитие в предмет практического преобразования с целью достижения личностных и профессиональных вершин.
А кмеологич ес ко е консультирование
Этап 1. Диагностика особенностей лич специа. ностно-профессионального развития ІИСТОВ
Группа специалистов, способных выступать субъектом личностно-профессионального развития і Группа спеці нуждающихся в ЛИЧ носі профеесион развит ИЛИСТОЕ. поддержке :но- ального ИЯ Группа «депрофесснона-л и з ирую ши х ся> > специалистов (нуждающихся в специальных способах поддержки личностно-профессионального развития)
Этап 2. Опр еделенне дифференцирован! КОНСУЛЬТ! іьіх форм и методов акмеологического рования
Этап 3. Акмеологнческое консультирование специалистов
1. Анализ ситуации 1. Анализ ситуации
профессионального профессионального
развития и развития и исходных
исходных этапов этапов развития
развития личности. личности.
2. Практикум по 2. Картрнрованне системы
разрешению профессиональной
профессиональных поддержки.
затруднений (в 3. Выявление и фиксация
контексте факта наличия
личностно- затруднений.
профессионального 4. Тренинг по активизации
развития). субъектной позиции.
3. Постановка новых 5. Практикум по
целей деятельности разрешению
и составление профессиональных
программы затруднений (в
личностно- контексте личностно-
профессионального пр о фе сс но нал ь но го
развития. развития).
4. Курсовая 6. Курсовая подготовка.
подготовка.
1- Анализ ситуации профессионального развития и исходных этапов развития личности.
2. Картрнрованне системы профессиональной поддержки.
3. Выявление и фиксация факта наличия затруднений.
4. Тренинг по активизации субъектной позиции.
5. Тренинг по преодолению профессионального истощения.
6. Индивидуальное а км е о л огиче с ко е консультирование с целью создания траектории личностнопрофессионального развития.
7. Принятие решения о сроках прохождения курсовой подготовки.
Схема акмеологического консультирования в повышении квалификации
Библиографический список
1. Гребенкина, Л. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Л. К. Гребенкина. - М., 2000.
2. Деркач, А. Акмеология [Текст]: учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. -СПб.: Питер, 2003. - 256 с. : ил. - (Учебное пособие).
3. Ильин, Г. Л. Философия образования (идея непрерывности) [Текст]/ Г. Л. Ильин. - М. : Вузовская книга, 2002.
4. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования [Текст]/ Р. Кочю-нас; перевод с лит. - М. : Академический проект, 2000.
5. Манюкова, Е. С. Акмеологическое консультирование в повышении квалификации [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е. С. Манюкова. - М., 2004.
6. Медников, В. И. Основа анализа педагогического мастерства [Текст]/ В. И. Медников // Народное образование. - 1999. - № 6. - С. 25-29.
7. Перспективы развития системы непрерывного образования [Текст]/ под ред. Б. С. Гершунского. - М. : Педагогика, 1990. - 224 с.
8. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст]: учебное пособие для пед. вузов / О. В. Хухлаева. - М.: Академия, 2001. - 208 с. - (Высшее образование).