Научная статья на тему 'Акмеологический подход к управлению качеством образования в контексте образовательного менеджмента'

Акмеологический подход к управлению качеством образования в контексте образовательного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологический подход к управлению качеством образования в контексте образовательного менеджмента»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ: АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В. Н. Максимова

Акмеологический подход к управлению качеством

образования в контексте образовательного менеджмента

Современный образовательный менеджмент - это инновационная теория и практика управления образованием, основанная на инновационном мышлении и инновационном поведении субъектов управления. В структуре современного образовательного менеджмента разрабатываются четыре направления: менеджмент знаний, менеджмент качества, менеджмент инноваций и менеджмент персонала.

Особенности образовательного менеджмента определяются спецификой системы образования как социально-педагогической системы, функциями педагогической деятельности - воспитание, обучение, развитие обучающихся. Образовательное учреждение -это образовательная организация, которая имеет специфику задач, субъектов управления, взаимодействующих по схеме П ^ У, где П -педагог, У - ученик, —► - прямая связь, * — - обратная связь, а также специфику продуктов деятельности организации - духовный продукт, личность выпускника, человеческий ресурс общества.

Основная особенность образовательного менеджмента состоит в том, что это вид социального управления, детерминированный как внутренними, так и внешними социальными факторами (социальной средой) и основанный на организации познавательной деятельности и ценности знаний.

Другая особенность образовательного менеджмента заключается в том, что это всегда инновационный менеджмент, поскольку инновационные процессы в системе образования носят перманентный характер, связанный с реформированием и модернизацией образования как ресурса инновационного развития общества, с задачами опережающего развития качества человека и его адаптации к постоянно меняющимся условиям социума, с необходимостью инновационного развития педагогической деятельности учителя, работающего с постоянно усложняющимся контингентом детей. Управление должно приобретать новые черты, когда образовательное учреждение переходит в режим инновационного развития: приобретает новый статус, осваивает новый базисный учебный план, новые образовательные программы и виды деятельности, проекти-

255

рует и реализует инновационную модель развития, новый проект деятельности педагогического коллектива.

Третья особенность образовательного менеджмента заключается в доминировании социально-психологических методов управления, так как административные и экономические методы имеют ограниченные возможности в стимулировании творческих инициатив педагога и в решении нарастающего числа социальнопсихологических проблем в системе образования: старение педагогических кадров и нехватка учителей; низкий уровень заработной платы и объективная необходимость повышения трудозатрат при внедрении инноваций; усложнение контингента учащихся (рост числа детей с отклонениями в развитии и в состоянии здоровья, социально незащищенных, мигрантов и др.), требующих усиления психологопедагогического сопровождения в условиях сокращения ставок психологов и социальных педагогов в штатном расписании и др.

Важной особенностью образовательного менеджмента в современных условиях стал приоритет менеджмента качества. Рост социальных функций системы образования в новых геополитических и социально-экономических условиях развития России, процессы интеграции и глобализации требуют обеспечения конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений (школа, вуз, и др.) на мировом рынке образовательных услуг и рынке труда. Управление качеством образования стало ключевой задачей современного образовательного менеджмента.

Особенностью современного образовательного менеджмента также является его интегративный характер: это управленческопедагогическая, управленческо-психологическая, управленческоэкономическая и финансово-хозяйственная деятельность, которая требует от менеджера образования в условиях инновационного развития, финансовой самостоятельности и подушевого финансирования образовательного учреждения владения наукоемкими управленческими технологиями, умения интегрировать технологии управления и технологии воспитания и обучения, экономические технологии управления и интернет-технологии. Менеджер - руководитель в системе образования должен стать управленцем - специалистом широкого профиля и интегративного типа.

Названные особенности говорят о том, что современный образовательный менеджмент - это инновационный тип (в отличие от традиционного типа) управленческой деятельности менеджера образования.

Основные принципы современного образовательного менеджмента:

• системности управления на основе сочетания «вертикали власти» (руководства федеральным, региональным, муниципальным

256

и институциональным уровнями иерархической структуры системы образования) и «горизонтали» взаимодействия, сотрудничества, социального партнерства организаций (образовательных, культурномассовых, медицинских, спортивных, производственных, социальнобытовых, научных) на каждом уровне управления системой;

• непрерывности управления развитием системы образования на каждом уровне, каждого образовательного учреждения, каждого педагогического коллектива и каждого педагога и управленца, которые выступают субъектами непрерывного образования, а непрерывное образование становится обязательным условием эффективности управления в целом;

• региональности управления развитием региональной и муниципальной систем образования, направленный на реализацию социального заказа региона в подготовке кадров, обеспечивающих развитие экономики, малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства с учетом демографической ситуации и реализуемый путем создания новой модели управления инновационным развитием региональной системы образования;

• самоуправления как основы обеспечения государственнообщественного характера управления, усиления роли общественности в контроле качества образования, приоритета коллегиальнодемократических методов управления, стимулирования творческих инициатив и подготовки кадрового резерва, сочетания инноваций «сверху» и инноваций «снизу»;

• обеспечения качества образования как главной цели и основного результата системы образования, качества человеческого капитала, создаваемого этой системой; принцип ориентирует на создание системы обеспечения качества образования (СОКО) на каждом уровне этой системы, в каждом образовательном учреждении;

• мотивации потребности в достижениях как ведущего мотива качества профессиональной деятельности педагогов и управленцев, как условия их творческой самореализации в труде; моральное и материальное поощрение достижений, объективная и справедливая оценка качества труда, реального вклада каждого в общее дело, ориентация на успех и высокое качество труда; стимулирование творческих инициатив, саморазвития и самосовершенствования каждого субъекта образовательного процесса.

Управление предполагает целенаправленную и комплексную перестройку существенных закономерных связей в структуре системного объекта. В образовательных системах системообразующими являются связи между педагогическими целями и задачами и реализующими эти задачи средствами, структурно-функциональные связи; это связи управления.

257

Связи управления характеризуются как связи, которые строятся на основе определенной программы и представляют собой способ её реализации (Д.М. Гвишиани).

Акмеологический подход к управлению качеством образования состоит в проектировании и реализации управленческих систем, нацеленных на развитие творческой индивидуальности управленцев, педагогов и учащихся на основе акмеологических технологий саморазвития, самоорганизации и самореализации.

Управление с позиций акмеологии - это:

• целеполагание как принятие системы высших духовных ценностей и собственно акмеологических ценностей в деятельности организации;

• создание условий для саморазвития, самоорганизации и самореализации творческого потенциала человека в управленческой, педагогической и образовательной деятельности;

• применение акмеологических технологий, т. е. технологий обеспечения успеха каждого субъекта управления и образования;

• моделирование конечных результатов образования и управления как интегральных показателей системного и целостного развития человека и образовательных систем;

• создание акмеологической среды в коллективе, когда престижно иметь высокие результаты деятельности, учебные достижения, профессиональный рост, когда поощряются достижения и успехи каждого, стимулируется творчество и сотрудничество;

• использование механизмов «мягкого», косвенного управления развитием творчества: мотивация потребности в достижениях, рефлексивное управление (через самоанализ, самооценку и саморегуляцию), поддержка инноваций, карьерная перспектива, поощрение высоких результатов, лидерство как результат творческих успехов и т. п.;

• формирование корпоративной культуры акмеологической направленности, ориентированной на достижения, когда достижения организации становятся одной из базовых ценностей всех членов организации;

• повышение уровня аутопсихологической компетентности персонала, знаний о себе, о своих способностях и потребностях, осознание мотивов «хочу» - «могу» - «надо»;

• применение менеджером акмеологического воздействия как метода управления активностью, информационно-энергетического воздействия, «зарядки» энергией от лидера, авторитета, побуждающего к действиям, требующим самоотдачи, особенно в ситуациях инновационного риска;

258

• регулирование связей управления, структурнофункциональных, иерархических, информационно-энергетических, обратных связей, причинно-следственных, мотивационностимулирующих и др.

Акмеологическая стратегия управления российским образованием может быть представлена как система перспективных управленческих и педагогических акмеологических задач, определяющих долгосрочный прогноз развития и критерии качества образования, отражающие эталоны развития личности, востребованной в инновационном обществе, и система средств и технологий достижения таких задач. Акмеологическая стратегия - это средство стратегического ценностно-мотивационного управления инновационным развитием системы образования на основе актуализации внутренних ресурсов самореализации личности управленца, педагога и ученика, мотивации достижений, саморазвития и творчества,

стремления к успеху и высокому качеству результатов деятельности.

К акмеологическим, вершинным эталонам целостного развития человека в процессе образования можно отнести: успешную и здоровую личность, социально зрелую личность, творческую индивидуальность, профессиональную зрелость, духовную и жизненную зрелость человека. Данные феномены изучены в целом ряде педагогических исследований, выполненных в нашей научной школе на основе акмеологического подхода: Н.М. Полетаева, 2002;

М.А. Вострова, 2003; О.П. Бурдакова, 2004; Н.Д. Санитарова, 2004; И.Н. Корнилова, 2005; А.В. Казанникова, 2005; Р.В. Баженова, 2005; М.В. Меличева, 2006; С.С. Скоробогатова, 2006; В.А. Кобак, 2006, Я.А. Безродная, 2006; Е.В. Петрова, 2007; А.В. Балахонов, 2007, Н.В. Ефремова, 2008; Л.И. Колунтаева, 2008; М.Г. Березина, 2009; и др.

Акмеологическая стратегия управления образованием предполагает создание новой системы ценностей, отражающих высшие формы и уровни (акме-формы) целостного развития человека в образовательной деятельности:

• саморазвитие как высший уровень процессов развития человека под влиянием внутренней мотивации (Б.Г. Ананьев);

• творчество как высший уровень активности и самостоятельности человека (Ю.А. Самарин);

• профессионализм как высший уровень профессионального развития личности и деятельности специалиста (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина);

• индивидуальность как высшая форма целостного, психофизиологического и социокультурного развития человека, его уникальной духовной самоорганизации, высшая характеристика духовного мира (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, С.Л. Рубинштейн);

259

• духовность как высшее проявление человеческой сущности, как онтологическая и ценностная основа человека (Н.А. Бердяев, О.Г. Дробницкий, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, М.С. Каган, М.К. Мамардашвили);

• одаренность как высший уровень развития задатков и способностей человека, их уникальное сочетание и системное качество (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Н.С. Лейтес, А.М. Матюш-кин, В.Д. Шадриков);

• зрелость как высший уровень готовности человека к новому этапу жизнедеятельности или виду деятельности, как показатель созревания и взросления (Б.Г. Ананьев, Д.И. Фельдштейн);

• здоровье, которое рассматривается в современной науке как высшая форма развития и интеграции всех жизненных сил человека, всех ресурсов его жизнеобеспечения и работоспособности (В.П. Казначеев, Н.М. Полетаева, В.Н. Ростовцев).

Данная система ценностей ориентирована на формирование саморазвивающейся и самоорганизующейся творческой личности, способной к успешной жизнедеятельности и самореализации в инновационном обществе. Названные ценности характеризуют жизненные ресурсы личности, её творческий потенциал, «самость» человека (А.А. Реан, Я.А. Коломинский), его развитие как субъекта жизнедеятельности, который строит свой жизненный путь, «привлекая и эксплуатируя ресурсы сознательной саморегуляции» (Е.В. Селезнева). Представленные ценности могут быть названы акмеологическими, поскольку они позволяют человеку строить свою жизненную стратегию с позиций нового смыслового подхода, связанного с самоосуществлением, самореализацией своего человеческого предназначения, и дают ориентиры для анализа взаимосвязи между смыслом жизни и акме человека (А.А. Бодалев). Это ценности общества созидателей.

Акмеологические ценности противостоят сложившимся у части современной молодежи материальным и гламурным ценностям, присущим обществу потребителей.

Акмеологическая стратегия управления - это ориентация управления на целостное и устойчивое развитие образовательных систем и субъектов образовательной деятельности, на их саморазвитие и творческую самореализацию, творческую индивидуальность и мотивацию высоких достижений, развитие духовно-нравственного потенциала личности управленца, педагога и ученика. Ориентация на акмеологические ценности лежит в основе акмеологического типа корпоративной культуры организации. В менеджменте выделяют четыре типа корпоративной культуры: 1) адаптивная, 2) клановая, 3) бюрократическая, 4) ориентированная на достижения (акмеологическая) (Р. Дафт).

260

Организационная или корпоративная культура - это модель ценностей, норм, убеждений, установок и допущений, которые, возможно, не выражены словами, но руководят поведением и профессиональной деятельностью персонала организации (Майкл Армстронг). Для формирования акмеологической корпоративной культуры в организации должен быть культурологический лидер, менеджер-акмеолог, носитель и источник акмеологических ценностей, который несет личную ответственность за качество результатов труда коллектива и формирует коллективную ответственность, что создает определенный имидж и конкурентоспособность образовательного учреждения.

Реализация акмеологической стратегии управления предполагает активную самоорганизацию всех субъектов образовательной и управленческой деятельности на основе смыслового, мотивационно-ценностного согласования их действий, создание управленческой команды единомышленников. При этом особую роль приобретает организационная функция управления и деятельности менеджера.

Организация образовательной и управленческой деятельности должна быть такова, чтобы стимулировать самоорганизацию её субъектов через «гармонизацию» их личных целей и общественно значимых целей коллектива (А.С. Макаренко); стимулировать мотивационно-побудительный процесс (Л.П. Буева), направленный на смысловую интеграцию деятельности; формировать психологическую готовность субъектов к сотрудничеству в инновационной деятельности объективно целесообразного характера, что создает синергетический эффект и обеспечивает повышение качества управления и образования. Самоорганизация при этом поднимается на уровень самоуправления и приносит личное удовлетворение от результатов своего труда.

Самоорганизация и управление эффективны тогда, когда они носят общий целенаправленный характер. Одним из средств обеспечения целенаправленной самоорганизации субъектов управленческой и образовательной деятельности на практике стали «мозговые штурмы» творческих групп, заседания научнометодических советов, обучающие и проектировочные семинары, цель которых - анализ проблем в муниципальных системах образования или образовательных учреждениях и совместная выработка стратегии их решения на основе акмеологического подхода.

261

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.