6. Вяткин Б. А. Лекции по интегральной индивидуальности человека. - М.-Воронеж «МОДЭК»,2007.- 352 с.
7. Лесков Л.В. Футуросинергетика: универсальная теория систем. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2005. - 170 с.
8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - С. 448.
9. Новые идеи социальной философии - М., 2005
10.Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. - М.: Высшая школа, 1990. - 176 с.
11. Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. - М.: Исслед. Центр, 1994. - 168 с.
© Соловьева Н.В., 2011 © Богатырев А.Н., 2011
Кириченко А.В. Волгин С.И.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ СУБЪЕКТОВ АВТОДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Kirichenko A.V. Volgin S.I.
AKMEOLOGICAL ANALYSIS OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE AWARENESS OF ROAD TRAFFIC
Статья посвящена проблеме развития правосознания субъектов автодорожного движения. В статье дается определение правосознания, анализируются «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», состояние безопасности дорожного движения и его зависимость от уровня развития правосознания субъектов автодорожного движения. Приводятся результаты экспертного опроса, который выявил первоочередную систему мер формирования, развития и совершенствования правосознания субъектов дорожного движения, а также факторов, оказывающих существенное влияние на этот процесс.
Ключевые слова: акмеологический анализ, правосознание, правовая культура, правовая грамотность, уровень развития правосознания, правовой нигилизм, субъекты автодорожного движения, экспертный опрос, система мер формирования, развития и совершенствования правосознания субъектов дорожного движения
This article is devoted to the problem of development awareness of road traffic. This article defines the lawfulness, examines the foundations of State policy of the Russian Federation in the sphere of development of legal literacy and legal awareness of citizens, state road safety and its dependence on the level of development of the awareness of road traffic. The results of the expert survey, which revealed the primary system of formation, development and improvement of the awareness of road traffic safety, as well as factors, that have a significant impact on this process.
Keywords: akmeological analysis, sense of Justice, legal culture, legal literacy, legal awareness, legal nihilism, subject of road traffic, expert interview, system of formation, development and improvement of the awareness of road traffic safety
Решение приоритетных задач современной России, нацеленных на построение правового государства, формирование и развитие гражданского общества, укрепление национального согласия в стране настоятельно требуют высокого уровня развития правосознания, правовой культуры граждан. Только при условии целенаправленного формирования и развитиявысокого уровня правосознания граждан возможно обеспечение верховенства закона, соблюдение в полной мере прав и свобод человека, практическая ориентация на личностные интересы в системе «личность-общество-государство».
Правосознание является важнейшим компонентом обеспечения безопасности любой социальной системы [3]. При этом высокий уровень развития правосознания граждан является одним из базовых, цементирующих основ государственности, эффективного государственного и муниципального управления, соответствующей современным вызовам и угрозам правоохранительной деятельности, обеспечивающейдостижение реальных результатов в реализации системы мер по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и бюрократизмом, угрожающим интересамнациональной безопасности, препятствующим реализации демократических общественных целей и задач.
На реализацию обозначенных государственных стратегических приоритетов нацелены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [6].
Данные Основы определяют «принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан и направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства» [6].
Комплексный анализ состояния безопасности дорожного движения показывает, что ее эффективное обеспечение во многом зависит от уровня развития правосознания субъектов автодорожного движения.Успешный опыт формирования и развития высокого уровня правосознания граждан целого ряда западных стран (Финляндии, Дании, Швеции, Норвегии, Германии, США) свидетельствует о том, что существует прямая корреляция между высоким уровнем правосознания субъектов автодорожного движения и эффективностью обеспечения безопасности дорожного движения.
Однако результаты исследований состояния правосознания граждан в нашей стране [5] свидетельствуют о том, что большинство российских сограждан исповедуют правовой нигилизм [10], для них характерно пренебрежительное
отношение к праву. Следует особо отметить, что именно этот уровень правосознания характеризуется столь незначительным влиянием права на поведение и деятельность людей, что начинают доминировать ситуативные, зачастую асоциальные стереотипы поведения. У большинства наших сограждан наблюдается доминирование размытых социальных ориентиров и установок. При этом образовавшийся правовой вакуум, как показало исследование, заполняется криминальной субкультурой, выполняющей в обществе регулирующие функции. Именно этим объясняется факт проникновения криминальной субкультуры на все уровни нашего общества. Выявленные негативные тенденции настораживают и должны стать предметом самого серьезного рассмотрения на всех уровнях государственной власти.
Все это свидетельствует о серьезных проблемах, о системном кризисе в сфере отечественного правосознания, которые, кроме всего прочего, усугубляются двумя взаимодополняющимися процессами: криминализацией государственности и огосударствлением криминала.Криминализация государственности в современной России предопределяется уникальной ролью коррупции как узаконенного способа саморганизациимеханизмов государственного управления. По оценкам экспертов государственная система в России в ее нынешнем проявлении феноменологически, по сути коррупциогенна, поскольку не представляет госчиновникам возможности для некоррумпированного существования. Процесс криминализации идет не только «сверху», путем укоренения системы, порождающую криминализацию отношений, но и «снизу», путем «огосударствления» преступности, общепризнанного перехода к ней некоторых функций, являющихся прерогативой государственных институтов. В условиях, когда законодательство практически бездействует, образовавшийся правовой вакуум заполняют различные неформальные способы, связанные с деятельностью организованных преступных формирований.
Особенно ярко эти негативные тенденции проявляются в системе дорожного движения в нашей стране.
Хотяконцепция федеральной целевой программы «Повышения безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», принятая Правительством Российской Федерации 15 октября 2005 года [7] отмечает причины серьезных недостатков мер по обеспечению безопасности дорожного движения и намечает ряд кардинальных мер по их устранению. В частности указывается, что в результате дорожно-транспортных происшествий только в 2004 году погибло 34,5 тыс. человек, что по сравнению с прошлыми годами возросло на 27,8 процента.
Однако реальный уровень правосознания субъектов автодорожного движения является чрезвычайно низким. Особо подчеркивается, что причинами столь большого роста гибели людей являются не только недостатки в материально-техническом обустройстве дорог, но и отсутствие транспортной культуры лиц, эксплуатирующих транспорт, и пешеходов, а также недостаток правосознания и дисциплины. Ситуация усугубляется из-за всеобщего правового нигилизма [10], безразличного отношения к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин их возникновения.
Особенно наглядно это проявляется в базовых алгоритмах поведения участников дорожного движения, детерминированных незнанием правил дорожного движения, их массовом несоблюдении, неверием в силу Закона, высоким уровнем недоверия к правоохранительным органам их обеспечивающим, в связи с низким уровнем их компетенции и системной коррупцией.Базовые алгоритмы поведения участников дорожного движения проявляются в разнузданном, циничном хамстве со стороны водителей, широком использовании для легитимизации нарушений ПДД атрибутов власти (спецномеров, спецсигналов, документов). Этому способствует низкий уровень контроля, попустительство со стороны правоохранительных органов,
недостаточный уровень правового и административного регулирования взаимодействий субъектов автодорожного движения.
Таким образом, проблема формирования, развития и совершенствования правосознания субъектов дорожного движения является чрезвычайно актуальной в современных условиях и требует качественного и глубокого изучения, разработки и внедрения новых, а также оптимизации уже существующих психолого-акмеологических технологий формирования и развитие правосознания субъектов автодорожного движения.
Правосознание субъектов автодорожного движения, как научная проблема, относится к числу ключевых, основополагающих научных направлений правовой акмеологии и юридической психологии. Всестороннее изучение психолого-акмеологических основ правосознания субъектов автодорожного движенияпредполагает, прежде всего, исследование структуры правосознания субъектов автодорожного движения, акмеологических, правовых, социально-психологических механизмов, выявление законов, законов-тенденций, закономерностей его формирования, развития и бытия, комплексное изучение его состояния на современном этапе развития нашей страны.
От решения этой задачи в научном и, особенно, в, практическом плане, по нашему мнению, напрямую зависят позитивные изменения состояния права в нашей стране, решения вопросов укрепления законности и правопорядка на дорогах, повышения эффективности и качества деятельности правоохранительных органов в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения. Это во многом должно определить уровень эффективности борьбы с преступностью на дорогах и предупреждение причин, ее порождающих. Изучение глубинных акмеологических и содержательно-психологических механизмов социального взаимодействия людей, познание условий и факторов, движущих сил и внутренних регуляторов юридически значимого поведения позволит значительно продвинуться в решении базовых вопросов регулирования правовых отношенийсубъектов автодорожного движения, правового регулирования и практического эффективного применения права.
Специфическая особенность правосознания субъектов автодорожного движенияпроявляется в том, что оно воспринимает окружающий мир, а затем организует собственную жизнедеятельность, опосредованно, через призму понятий справедливого, праведного, свободного [4,8,9]. Оно предопределяет процедуру установления общеобязательных норм поведения. Правосознание субъектов автодорожного движенияотносительно четко очерчивает границы правового и не правового, правомерного и противоправного.
Оно требует непременной разработки юридических мер, обеспечивающих реализацию права. В отличие от других форм правовому сознания субъектов автодорожного движения в большей степени присущи формализованность и абстрактность по форме подачи, определенность и категоричность - по содержанию. Однако следует отметить, что в первую очередь правосознание субъектов автодорожного движениясориентировано на создание необходимых и достаточных условий для осуществления прав человека и гражданина.
Проведенный нами предварительный опрос 21эксперта, отобранных из числа наиболее квалифицированных профессиональных водителей, автолюбителей, государственных автодорожных инспекторов, юристов и обученных по специальной программе, позволил выявить факторы,оказывают влияние на формирование, развитие и совершенствование правосознания субъектов дорожного движения:
1) законопослушное, достойное подражания поведение родителей, характер воспитания и психологический климат в семье;
2) качественный уровень воспитания и обучения, закрепление и развитие у учащихся основ правосознания в высших и средних образовательных учреждениях;
3) распространение средствами массовой информации информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание субъектов дорожного движения;
4) эффективность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения в отношении субъектов дорожного движения;
5) эффективность законодательства, его адекватность реальной ситуации в стране в области развития и совершенствования правосознания субъектов дорожного движения, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям субъектов дорожного движения;
6) обеспечение правопорядка на дорогах, эффективная и профессиональная деятельность органов ГИБДД по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона, обеспечение неотвратимости наказания за нарушение закона;
7) доступность для субъектов дорожного движения квалифицированной юридической помощи;
8) создание и распространение информационных технологий, рекламирующих модели законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца.
Кроме этого экспертный опрос выявил первоочередную систему мер формирования, развития и совершенствования правосознания субъектов дорожного движения:
1. Разработка и внедрение отдельной государственной программы повышения уровня правосознания и правовой культуры развития и совершенствования правосознания субъектов автодорожного движения.
2. Совершенствование правового механизма реализации субъектами дорожного движения прав, свобод и исполнения ими обязанностей, а также эффективной защиты прав и законных интересов;
3. Анализ успешного опыта развития и совершенствования правосознания субъектов дорожного движения других стран, выявление и использование наиболее эффективных технологий развития и совершенствования правосознания субъектов дорожного движения.
4. Доступность правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования субъектов дорожного движения, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем.
5. Внедрение негосударственных форм правового просвещения и оказания юридической помощи субъектам дорожного движения, государственная поддержка этого процесса.
6. Устранение факторов, способствующих проявлению безответственности и правового нигилизма в деятельности субъектов дорожного движения, совершенствование систем профилактики нарушений закона и служебной этики в правоохранительной деятельности; внедрение комплекса мер морального и материального поощрения образцового исполнения служебного долга сотрудниками ГИБДД.
7. Повышение уровня ответственности правоохранительных органов за развития и совершенствования правосознания субъектов дорожного движения.
8. Использование различных форм взаимодействия правоохранительных органов с общественностью, со средствами массовой информации для демонстрации позитивных примеров осуществления правоохранительной деятельности и снижения
социальной значимости криминальной культуры и противозаконных форм социального поведения субъектов дорожного движения.
9. Включение в общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач обучения правилам дорожного движения.
10. Научное и методическое обеспечение реализации государственной политики развития и совершенствования правосознания субъектов дорожного движения с использованием разработок в области психологии, педагогики, социологии, теории массовых коммуникаций, криминологии и других наук.
11. Снижение уровня коррупции в правоохранительных органах.
12. Искоренение системы привилегий и «двойных стандартов» в системе обеспечения безопасности дорожного движения.
Литература
1. Акмеология: Учебник / Под общ.ред. А. А. Деркача. — М., 2002.
2. Еникеев М.И. Юридическая психология. М.: Изд. Норма, 2003.
3. Ильин И.А О сущности правосознания. М., 1993.
4. Каминская В.ИРатинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры: Правовая культура и вопросы правового воспитания - М, 1974.
5. Кириченко А.В. Правовая акмеология. Учебное пособие. / Под научн. ред. Деркача А А. - М.: РАГС, 2009.
6. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан//Российская газета -Федеральный выпуск №5527 от14 июля 2011 г.
7. Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2005 г. N 1707-р.
8. Основы государства и права.. - 4-е изд. /Под общ.ред. С.А.Комарова. - СПб.: Питер, 2003.
9. Теория права и государства. Учебник / Под ред. проф. В.В.Лазарева. - М.: Право и закон, 2001.
10. Туманов В.А Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993, №8.
© Кириченко А.В., 2011 © Волгин С.И., 2011