Научная статья на тему 'Акмеологические ресурсы психологического здоровья личности как целостный феномен'

Акмеологические ресурсы психологического здоровья личности как целостный феномен Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
556
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хватова М. В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой реализации акмеологического подхода в контексте психологического здоровья молодежи. Автором предложен концептуальный подход к изучению психологического здоровья молодежи в плане анализа акмеологических ресурсов. Акмеологические ресурсы психологического здоровья раскрываются с позиции единства потенциального, ресурсного и резервного как психологического феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGIC RESOURCES PSYCHOLOGICAL HEALTH HOLISTIC PERSONALITY AS A PHENOMENON

The article considers the questions connected with a problem of realization of acmeological approach in the context of psychological health of youth. The author offers a conceptual approach to studying psychological health of youth from the point of acmeological resources. Acmeological resources of psychological health are revealed from a position of potential, resource and reserve psychological phenomenon.

Текст научной работы на тему «Акмеологические ресурсы психологического здоровья личности как целостный феномен»

целенаправленно в период обучения подрастающего поколения в сфере образования; а также на этапе развития взрослого человека под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь из поколения в поколение в форме здравого смысла, традиционных представлений об окружающем природном мире, природоохранной экологической политики общества, а также нередко стихийных, несистематических влияний; формируется на основе исторически сложившихся традиций, интеграции всего ценного, значимого для человека и общества, а содержание его существенно меняется как в зависимости от условий жизни, так и соответствующего периода времени.

Литература

1. Гагарин А.В., Фокин А.И. Экологоориентированное мировоззрение личности как акмеологический феномен: теоретико-методологические аспекты М.: Изд-во МААН, 2008.

2. Гагарин А.В., Фокин А.И. Экологоориентированное мировоззрение личности как акмеологический феномен: сущностно-функциональные и структурно-содержательные аспекты. М.: Изд-во МААН, 2009.

3. Дерябо С. Д, Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.

4. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности. Монография. М: Изд-во РУ ДН, 2008.

5. Новейший психологический словарь / Под общ. ред. В.Б. Шапаря. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. С. 282-283.

6. Панов В. И. О природоцентрическом типе экологического сознания // Проблемы регионального экологического образования. Материалы Российской научно-практической конференции. Липецк: ЛГПУ, 2002.

7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1.

М.В. Хватова

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ФЕНОМЕН

В настоящее время политика достижения здоровья носит глобальный характер. Мировое сообщество выдвинуло идею и стратегию достижения в XXI веке «Здоровья для всех». Проблема здоровья молодежи сегодня особенно актуальна, поскольку именно на этот период приходятся главные социодемографические события в жизни человека: получение образования, выбор профессии, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Психологическое здоровье молодежи является социально- психологической и социально-экономической проблемой, условием социальной стабильности.

Перед молодежью в современных условиях стоит непростая задача мыслить и действовать в условиях высокой динамичности, неопределенности и риска, для которых не существует готовых решений. В таких условиях высокоэффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль возможно только в том случае, если человек достиг в своем развитии высшего уровня. В связи с этим поиск акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи является актуальной проблемой.

В акмеологическом аспекте проблема психологического здоровья личности исследовалась научной школой А.А.Деркача, где этот личностный феномен изучался в контексте общей теории развития личности, ее отношений, взаимодействия с социумом, сохранения личностной индивидуальности и продуктивности деятельности

В психологических исследованиях в объяснении и развитии личностных возможностей существования в осложненных обстоятельствах и адаптации к стрессовым нагрузкам наблюдается тенденция сближения и объединения таких понятий, как потенциал, ресурс и резерв. Подобное единство потенциального, ресурсного и резервного раскрывает сущность акмеологического подхода к пониманию психологической природы возвышения личности над обстоятельствами. При кажущейся синонимичности этих понятий каждое из них имеет свою специфику. Обращение к справочной литературе позволило выявить семантику этих понятий.

Термин «ресурс» используется в ряде научных областей знаний часто как синоним понятия потенциал, и это оправдано, поскольку и то, и другое понятие по смыслу связано с возможностями, запасами, источниками, средствами. Однако концепция настоящего исследования диктует необходимость разграничения этих понятий.

Ресурс - от французского ressources, что в переводе означает «вспомогательное средство». В самом широком смысле переводится как средства, запасы, возможности, источники чего-либо. В словаре С.И.Ожегова ресурс толкуется как «1. Запасы, источники чего-нибудь. 2. Средство, к которому обращаются в необходимом случае».

Ресурс имеет скрытую семантику использования, применения, употребления в случае необходимости Ресурс всегда «приложим» к ситуации, в которой актуализируются потребности, необходимость и востребованность скрытых возможностей.

Достаточно широкое распространение получила идея человеческих ресурсов в менеджменте, применительно к социальным общностям, рассматривающая человека как целостное существо со своей историей, ценностями и перспективами.

Термин «ресурсы» в психологии понимается в нескольких трактовках. С одной стороны, «ресурсы» рассматриваются как возможности и средства преодоления стрессов (П.Б. Балтес, В.А. Бодров, Р. Лазарус (теория совладания со стрессом), С. Хобфолл (теория сохранения ресурсов)) и элементы самоорганизации, саморегуляции деятельности и поведения (А.Н. Дёмин, Л.Г. Дикая, Т.Л. Крюкова, В.И. Моросанова, К. Муздыбаев, А.К Осницкий, С.А. Шапкин). В других трактовках «ресурсы» включены в понятие личностного и человеческого потенциалов (Г.М. Зараковский, М.С. Каган, Г.Б. Степанова, П.Г. Щедровицкий), а также в описание стратегий жизни (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, А.А. Кроник, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов и др.).

В отечественных исследованиях особенное внимание уделяется внутренним психологическим ресурсам - эмоциональным, волевым, мотивационным, темпераментальным и другим особенностям личности в работах В.А. Бодрова, А.Н. Дёмина, Л.Г. Дикой, О.А. Конопкина, Т.Л. Крюковой, А. Либина, В.И. Моросановой, А.В. Махнача, А.К. Осницкого, С.А. Шапкина и др. Понятие ресурсов в психологической науке часто подменяется термином «резервы» [6]. В психологии преодолевающего поведения и психического выгорания известна концепция психологического стресса и консервации ресурсов, предложенная С. Хофболлом. [14, С.569-571]. По мнению С. Хофболла, ресурсы включают в себя объекты, состояния, личные и энергетические характеристики, которые либо сами необходимы для выживания, либо служат средствами достижения личностно значимых целей. При этом люди стремятся к защите и накоплению таких ресурсов, а ситуация их потери рассматривается как стресс. Психическое выгорание связано с растратой ресурсов без адекватной отдачи.

Е.Ю.Кожевниковой в исследовании, выполненном в 2006 году, показано что личностные ресурсы характеризуют содержательную сторону психологического преодоления социальноэкономической депривации как специфического явления в структуре жизненного пути современной личности и разновидности индивидуального кризиса занятости. Под личностными ресурсами понимаются внутренние и внешние возможности, воспринимаемые и используемые в качестве средств достижения позитивных результатов. В соответствии с определением, личностные ресурсы должны отвечать следующим критериям: осознанность имеющихся средств или возможностей их достижения; готовность использовать эти средства для достижении цели; оптимальность, т.е. адекватное соотношение цели и собственных возможностей при выборе средств; компенсируемость, т.е. взаимозаменяемость; конвертируемость, т.е. ценность ресурсов в социальном окружении.

Особенностью исследования Кожевниковой Е.Ю. является выделение в работе понятия процессуальные ресурсы, которые связаны с категорией отношения. Выделение процессуальных ресурсов позволяет трактовать ресурсы как биполярное образование, когда одно и то же свойство, средство может актуализироваться, становиться фактором преодоления трудности или, наоборот, фактором, блокирующим преодоление».

В психолого-акмеологической литературе акмеологические ресурсы личности рассматриваются, в частности, как основание личностно-профессионального потенциала. Так, В. Н. Марков под ресурсом личности в самом общем плане понимает все то, что ей принадлежит, в частности ее черты характера, способности, ценности и т.д. Совокупность внутренних ресурсов человека представляет собой целостную систему, которая обладает свойством саморегуляции, находится в

состоянии постоянного обновления, определяет профессиональные возможности и выступает основанием акмеологического понятия «личностно-профессиональный потенциал». В. Н. Марков подчеркивает, что далеко не все внутренние ресурсы получают развитие в ходе жизни человека, поэтому в его потенциал включаются только те из них, которые оказались востребованными в соответствующем социокультурном окружении и поэтому развились наиболее полно [12].

Анализ доступной нам литературы показал, что наиболее глубокий анализ внутренних ресурсов личности представлен В.Н. Марковым при анализе проблемы масштабности личности. Так, внутренние ресурсы личности, в первую очередь индивидные, рассматриваются им в акмеологии как проявление такого аспекта масштаба личности, как разносторонность. Сама разносторонность в аспекте масштаба личности, тесно связана со сложившимися особенностями распределения внутренних личностных ресурсов [13].

В.Н. Марков выделил избыточность как свойство индивидных ресурсов человека, что позволило подразделять внутренние ресурсы на основные и дополнительные. Дополнительные ресурсы, по мнению автора, являются важным источником развития человека. Способность человека сбалансировать реализацию своих дополнительных ресурсов является важной и в значительной мере направлена на приспособление к окружающей ситуации и ее посильное преобразование, производимое по ключевым сферам жизнедеятельности [12].

Таким образом, акмеологическая парадигма открывает человеку возможность совершенствования как внутренних ресурсов, так и способности распоряжаться ими в сверхсложных условиях. Человек должен сам определять и вырабатывать степень своей социальной зрелости, и степень своей компетентности и профессионализма, и степень самостоятельности, которая дала бы ему возможность найти свое собственное место и роль в современном социуме.

Понятие ресурсов часто в психологической науке подменяется термином «резервы», однако их смысловая нагрузка имеет свою специфику. Резерв, в отличие от ресурса, имеет семантическую доминанту в виде «запаса возможностей», «сбережений средств», «существующего на черный день».

Резерв - от французского reserve, что означает запас; восходит к латинскому reservo - «сберегаю». «1. Запас чего-либо на случай надобности. 2. Источник, откуда черпаются новые средства, силы». Понятие «резервы» является часто употребляемым в физиологии, медицине, валеологии в таких сочетаниях как «функциональные резервы», «физиологические резервы организма» «адаптационные резервы» и т.д.

Учение о физиологических резервах организма составляет одну из важнейших основ прикладной физиологии, особенно физиологии военного труда и спортивной физиологии; оно позволяет правильно оценивать и решать целый ряд теоретических и практических задач по сохранению здоровья и повышению работоспособности военнослужащих и спортсменов при воздействии на них неблагоприятных факторов. Определенные знания о резервах организма человека были накоплены широко распространенной в 90 г.г. наукой - валеологией, предметом которой было индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека.

В литературе проблема здоровья рассматривается через возможности адаптации организма к воздействиям различных факторов внешней среды, а адаптационные возможности - это запас функциональных резервов, которые постоянно расходуются на поддержание равновесия между организмом и средой. В каждый момент времени существует некоторый положительный и отрицательный баланс функциональных ресурсов по отношению к некоторому среднему их уровню. Средний уровень функциональных ресурсов, в свою очередь, также изменяется со временем. Адаптированный человек обладает большими резервами (скрытые возможности), умеет их лучше использовать в процессе адаптации.

Согласно определению, данному в словаре, под физиологическими резервами понимают выработанную в процессе эволюции способность органа, системы и организма в целом увеличивать во много раз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием оперативного покоя. Физиологические резервы определяют эффективность процессов адаптации организма к новым условиям жизнедеятельности. В физиологии различают адаптационные, структурные, функциональные (биохимические, физиологические и психологические (психические)) резервы.

В физиологии понятия ресурс и резерв разводятся следующим образом. Под «ресурсами» подразумевается размер источников, из которых могут быть извлечены или получены вещества или силы, необходимые для существования чего-то, в том числе для существования живой материи и различных ее форм вплоть до человека с биосоциальными особенностями его природы. Под понятием «резервы» подразумевается запас веществ или сил, которые тем или иным способом сберегаются организмом от их расходования до момента, когда они будут необходимы и могут быть использованы добавочно. Таким образом, в понятие «использование резервов», в том числе физиологических, входит и знание размеров вещественных и иных ресурсов и представление о размерах их расходования. Очевидно, что с точки зрения физиологических наук резерв имеет скорее количественную характеристику, а ресурс качественную.

Дж. Баркрофт высказал интересную мысль [5], что значение запасов веществ для организма связано не столько с их предельной величиной, сколько с тем, как они расходуются. Позднее, при изучении физиологических резервов, преобладающее внимание уделялось именно этим механизмам управления расходом «веществ и сил», в зависимости от чего рассматривался «запас прочности» организма человека в его взаимодействии со средой.

Определенный вклад в развитие представлений о резервах организма внесли физиологи труда и спорта, обратившие внимание на количественную характеристику мобилизации резервных возможностей. Однако, на наш взгляд, в представленных данных в области спортивной психологии скорее рассмотрены психологические факторы, влияющие на функциональные резервы организма, нежели собственно психологические резервы.

Близким по смыслу к понятию ресурс является понятие потенциал. Потенциал - от латинского potential, что в переводе означает возможность, мощность. «Источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (например, экономический потенциал)».

Потенциал всегда предполагает возможность, вероятность и прогнозируемость обращения к ресурсам в случаях необходимости.

Общенаучное употребление термина «потенциал» своими корнями уходит в философию Аристотеля. В своей Метафизике (книга 8) Аристотель рассматривал акт и потенцию как основу онтологического развития. Акт («энергия») — деятельное осуществление чего-либо; потенция — сила способная к такому осуществлению. Соответственно, бытие делилось на «потенциальное» и «актуальное», а становление представлялось как переход от первого ко второму.

В настоящее время термин «потенциал» является широко употребляемым понятием в различных научных дисциплинах. Наиболее часто он употребляется в физике, математике, физиологии (потенциальная энергия, потенциал действия и т.д.).

В физиологии смысловое содержание потенциала определяется терминами «работоспособность», «физиологические резервы организма», «адаптационный потенциал», «гомеостатический потенциал». Сущность этих понятий сводится к определению некоторых совокупных возможностей людей осуществлять свою деятельность. Потенциал в физиологии скорее выступает синонимом резерва. В других областях потенциал чаще используется в основном в качестве синонима ресурсов (или капитала) и широко распространен в таких сочетаниях как «социальный потенциал», «кадровый потенциал», «трудовой потенциал», «человеческий потенциал», «энергетический потенциал», «эстетический потенциал», «научный потенциал» и т.д. В психологии понятие «потенциал» чаще используется в сочетании «потенциал личности», «личностный потенциал», «адаптационный потенциал личности», «психологический потенциал населения».

Вместе с тем, понятие «потенциал» пока не играет самостоятельной роли в психологии и в справочной психологической литературе обобщающая категория «потенциал личности» не раскрывается. Вероятно, что подобная ситуация в определенной степени связана со слабой методической проработанностью способов оценки потенциала.

Понятие потенциал личности (адаптационный потенциал личности) одним из первых начал разрабатывать Г. Селье. Он сводит понятие адаптационного потенциала к «поверхностной» и «глубинной» энергии.

С. Т. Посохова в исследовании (2001 г.) выделяет четыре составляющих личностного адаптационного потенциала: биопластический, биографический, психический, личностно-

регулятивный компонент.

A. Г. Маклаков конкретизирует содержание личностного адаптационного потенциала, который, по его мнению, находится в прямой зависимости от индивидуально-психологических свойств личности, отражает их своеобразное сочетание и выраженность в структуре той или иной личности [11]. Понятие о личностном адаптационном потенциале идет от концепции адаптации и оперирует традиционными для этой научной парадигмы терминами..

Д. А. Леонтьев обратил внимание, что в известных теориях личности не выделяется базовый, первоначально заданный, «стержневой» компонент, задающий определенный вектор развития личности в процессе социализации. Это некоторая сила личности, обозначаемая в психологии такими понятиями, как воля, «сила Я». Леонтьев Д.А. (2002) вводит понятие личностного потенциала как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности Личностный потенциал, согласно ДА. Леонтьеву, является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности [10].

В работах Г.М. Зараковского [9] представлена концепция психологического потенциала, где этот термин используется в двух вариантах: «психологический потенциал индивида» и

«психологический потенциал населения». Психологический потенциал индивида — система психологических свойств личности, определяющая возможность успешной жизнедеятельности индивида в разных сферах жизни. Психологический потенциал населения определяется как системное свойство социума, возникающее на базе агрегации психологических потенциалов составляющих его людей и лежащее в основе возможностей социума осуществлять свою надбиологическую жизнедеятельность, саморазвиваться и действовать в направлении достижения общих для социума позитивных целей.

В акмеологии существует целый ряд научных работ, посвященных изучению феномена личностного потенциала Зазыкин В.Г., Байер И.В., Дроздов И.Н., Зубова О.Н., Маркин В.Н., Ходаева Е.П. [7]. По мнению многих исследователей, изучение потенциала человека важно для целостного понимания личности в ее поступательном развитии, характерного для акмеологии. Понятие «потенциал» рассматривается на кафедре акмеологии преимущественно в контексте управленческой деятельности кадров государственной службы РФ. По мнению А.А.Деркача, феномен потенциала в акмеологии содержательно отражает сущность двух общих законов акмеологии: закона самовыражения личности в профессии; закона личностно- профессионального развития и умножения личностного потенциала [7].

Феномен личностно-профессионального потенциала содержательно полно раскрыт в работах

B.Н.Маркова. Личностно-профессиональный потенциал рассматривается как совокупность внутренних ресурсов человека, определяющих его профессиональные возможности. Наличие акмеологического компонента в структуре потенциала личности указывает на возможность его реализации по акмеологической траектории, т.е. личностно-развивающей. Это означает, что человек использует свои внутренние ресурсы как возможности для развития.

Потенциал личности в акмеологическом понимании включает в себя не только потенциальное личности (способности, природно-обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы и пр.), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов

- интеллектуальных, психологических, волевых и пр. (А.А.Деркач, В.Н.Марков). Раскрытие личностного потенциала предопределяет жизненный путь личности, который является уникальным вариантом раскрытия и использования личностью своих ресурсов, преобразованных в возможности.

Несомненный научный интерес представляет собой рассмотрение феномена потенциала в аспекте таких онтологических категорий как возможность и действительность. Возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность как актуальное.

Личность развивается в двух формах - потенциальной и актуальной. К сфере потенциального относятся: природные особенности, присущие человеку; особенности как индивида; способности; социальные возможности общества, которые могут быть использованы личностью для своего развития. К сфере актуального относятся: качественно новопреобразованное потенциальное; внешние проявления реально функционирующего. Таким образом, развитие потенциального

связано с реализацией личностного потенциала, а актуального — с процессом общественного бытия личности. При этом развитие личности будет гармоничным, если оно осуществляется параллельно в сферах потенциального и актуального, а не изолированно.

В понятии «потенциал» заложены возможности расширения границ традиционного предмета психологического изучения от исследования того, каков человек есть, к изучению того, каким он может стать; переориентация с традиционной для психологии сосредоточенности на психической уязвимости на способность человека преодолевать действие неблагоприятных факторов; акцентирование внимания на том, что личностные качества развиваются и проявляются в динамическом взаимодействии человека и его социокультурного окружения.

В отечественной психологии соотношение потенциального и актуального исследовалось в рамках научной школы С.Л.Рубинштейна: Т.И.Артемьевой (на примере способностей) [3], В.Г.Асеевым (в сфере мотивации) [4], Т.С. Тарасовым и И.А.Джидарьяном (потребности). В частности, Рубинштейн С.Л. отмечал, что развитие личности происходит одновременно и в сфере актуального и потенциального, причем сфера потенциального относится как к «стартовым условиям развития», так и служит основой детерминации развития личности, источником смыслообразования и временной перспективы.

Т.И. Артемьева к потенциальному относит цели, стремления и идеалы человека, причем переход от потенциального к актуальному возможен только при активности самой личности, которая тем самым выступает как субъект этого перехода. В качестве важного условия такого перехода выделялись благоприятные социальные условия. Естественно было бы определять потенциал личности через ее возможности, в значительной мере определяющие перспективы ее развития [3]. С методологической точки зрения полезным представляется предлагаемое Л.И.Анцыферовой разведение двух сфер, в которых развивается личность - это сфера потенциального и актуального [2].

Б.Г.Ананьев также рассматривал человека как субъекта трудовой деятельности, обладающего отдельными частными потенциалами, которые в основном ассоциируются со способностями -работоспособность, трудоспособность, одаренность и некоторые специальные способности. Особое место в системе человеческих способностей Б.Г. Ананьев отводил интеллектуальным способностям, подчеркивая при этом, что в основе любого развития лежит интеллектуальное развитие. Б.Г.Ананьев расширил понятие человеческого потенциала, включая в него и активность в форме ценностных ориентаций, мотивов, и опыта различной степени обобщенности [1]. Несомненный научный интерес представляет собой рассмотрение феномена потенциала через призму концепции Л.С.Выготского о зонах ближайшего и актуального развития. Зона актуального развития таким образом - это текущий уровень развития способностей и новообразований индивида, тогда как зона ближайшего развития выступает как потенциал развития, зона возможного роста.

В акмеологических исследованиях показано, что понятие «потенциал» интегрально описывает феномены «мотивы» и «способности» и тем самым позволяет адекватно рассматривать ситуации их рассогласования, возникающие при объяснении индивидуальных предпосылок деятельности и уровня достигнутых результатов [12]. При этом личностно-профессиональный потенциал несводим к способностям и мотивации, а интегрирует их. Личностный потенциал тесно связан со всей совокупностью способностей индивида (они отражают уже реализованный потенциал) и с мотивацией личности (определяющей перспективы развития потенциала).

В ряде работ ресурс и потенциал рассматривают во взаимосвязи, чаще ресурсы являются основанием или компонентами потенциала. Ресурсное определение потенциала личности нашло отражение в работах А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Ю.В. Синягина, В.Н. Маркова.

В структуре личности потенциал предстает как индивидуальная система особым образом организованных внутренних и внешних ресурсов человека, обеспечивающих многообразие возможных векторов развития и трансформации личности в процессе её жизненного пути. К категории внешних ресурсов могут быть отнесены различные объекты, субъекты, явления и процессы внешнего мира: люди (человеческие ресурсы), материальные предметы (материальные ресурсы), внешние явления, события и т.д. В свою очередь, категория внутренних ресурсов может быть представлена в виде совокупности внутренних состояний, установок, ценностей, общих и специальных способностей, продуктов мыслительной и творческой деятельности, ментальных, поведенческих стратегий и т.д.

Личностный потенциал рассматривается в акмеологии как самоуправляемая система внутренних возобновляемых ресурсов личности, которые проявляются в ее деятельности, направленной на получение социально значимых результатов [12].

Таким образом, теоретический анализ позволил нам выделить сущностнъге характеристики ресурса, резерва и потенциала.

Под ресурсами мы понимаем некоторые реальные возможности человека, которые могут быть использованы в случае надобности (и были использованы когда-либо ранее). Ресурсы - это то, что в жизни было использовано хотя бы раз, то, что было востребовано и может быть использовано вновь. К ресурсам мы относим, во-первых, качественные характеристики, например, знания, способности, умения, компетентности; во-вторых, систему регуляции (или механизм регуляции). При этом регуляторный механизм может быть внешним (нормы) и внутренним (личностные цели, мотивационная система).

Пополнение ресурсов возможно за счет резервов. Использование резервов может влиять (изменять) как качественные, так и количественные характеристики ресурсов. Введение новых компонентов может привести систему новое состояние. Ресурсы - это средство достижения цели, результата, например, здоровья. Ресурсные возможности тем больше, чем шире диапазон реакций. Ресурс приложим к ситуации.

Ресурсы, как правило, являются компонентами потенциалов человека. Так, согласно известным в литературе данным, энергетический ресурс входит в первый компонент личностного адаптационного потенциала (по С.Т. Посоховой), а адаптационный психологический ресурс -компонент психологического потенциала населения (по Г.М. Зараковскому).

Ресурс - это действительное, актуальное; текущий уровень развития способностей. Ресурс -динамичное образование. Он может возобновляться (восстанавливаться) и пополняться (расширяться, умножаться) в ходе жизнедеятельности. В системе личностных ресурсов можно выделить различные уровни динамики их изменений. Могут изменяться либо сами ресурсы (объект, состояние, личностные особенности) либо средства достижения цели. Т.е. ресурсы обладают качественными характеристиками и/ или являются средствами (регуляция). Мы разделяем мнение В.Н.Маркова, что ресурсы обладают избыточностью, т.е. не все задействованы в данный момент, что создает условия для антиципации. По отношению к деятельности они могут быть основные и дополнительные.

Свойства личности, психические состояния, психические процессы можно рассматривать в качестве ресурсов. Свойства личности являются акмеологическими внутренними ресурсами, если обеспечивают оптимизацию деятельности. Психические процессы и состояния (эмоциональные состояния, устойчивые состояния)можно рассматривать как ресурсы, если они являются средством для обеспечения показателей деятельности.

Ресурсы одновременно являются ограничителями, на пути самореализации человека. Они могут быть возобновляемы и невозобновляемы (растрачены) (выгорание, срыв адаптации, нарушение психического здоровья). В связи, с чем стоит проблема самообновления ресурсов. Возможно, здесь существенную роль могут играть резервы. Дефицит ресурсов может быть пополнен за счет резервов.

Резервъъ по нашему мнению, - это скрытые возможности, которые никогда не проявлялись до определенным образом сложившихся обстоятельств и могут стать ресурсами при создании определенных обстоятельств путем произвольной выработки. Например, это может быть в результате интеллектуального развития: пополнение знаний, расширения кругозора,

совершенствования умений или это новые, приобретенные личностно-профессиональные качества.

Резерв - это всегда потенциальное бытие. Резерв - это зона ближайшего развития, потенциал развития.

Резервы используются в ситуации отличной от оперативного покоя, это возможности эффективно действовать в условиях нагрузок. Развитие резервов может быть осуществлено в новых условиях, возможно в осложненных обстоятельствах, стрессовых нагрузках, либо в какой-либо деятельности (профессия, общение, семья, хобби), а также с помощью психологической и акмеологической технологии Что, соответствует мысли, высказанной Д.А.Леонтьевым «преодоление личности самой себя, с учетом меры прилагаемых усилий по работе над собой и обстоятельствами жизни».

Мы считаем, что потенциал - это системное понятие, это система ресурсов, а не их отдельное сочетание. Он определяет возможную успешность деятельности Развитие потенциального идет параллельно с актуальным за счет актуализации резервов. Так, В.Н. Марков отмечает, что потенциал может быть реализованный - действительное, актуальное и нереализованный -потенциал бытия.

Потенциал - это ресурсы, находящиеся в распоряжении личности на каждом уровне иерархии. Потенциал обладает двухвекторной направленностью: внешней и внутренней (на биологический, психологический, личностный уровень). Внутренний вектор развития направлен на переход от энергетической саморегуляции к ценностно-смысловому самоуправлению личности.

Обобщая сущностную характеристику, следует отметить, что потенциал в психологии во всех его проявлениях - личностный, адаптационный, психологический - это: многокомпонентная система (С.Т.Посохова); система психологических свойств личности, таких как активность, векторность, способность, регуляторный качества (Г.МЗараковский); индивидуально-специфичное образование (своеобразное сочетание и выраженность свойств в структуре личности (А.Г.Маклаков); индивидуальная. характеристика стержня личности (уровень зрелости, самодетерминация, мера преодоления обстоятельств, мера усилий) (ДА.Леонтьев); способность к самореализации, самоактуализации, самовыражению (Л.И.Анцыферова, Б.Г.Ананьев).

Потенциал в акмеологии - целостное понимание личности в ее поступательном развитии. Потенциал как некоторая характеристика стержня личности, например самоэффективность - это осознание силы, достижение цели, например быть здоровым, значит реализовать себя в семейной жизни, труде и т.д.

В аспекте обозначенной темы совокупность акмеологических ресурсов психологического здоровья представляет собой акмеологический потенциал психологического здоровья. Соединение ресурса, резерва и потенциала раскрывает сущность «запаса» психологического здоровья как акмеологического феномена в его динамике.

Акмеологический ресурс психологического здоровья рассматривается нами в связи с различными сферами деятельности личности, где этот ресурс может быть актуализирован (В.Н.Марков). Эти сферы включают учебу, работу, семью, хобби, общение, причем обращение к ресурсам психологического здоровья связано с явлением «социального перемещения» личности, то есть, попыток сократить социальную дистанцию между «наличным» и «желаемым». В этом контексте особый психологический смысл приобретает «социальная мобильность личности», означающая способность перемещаться по социальной лестнице, преодолевая препятствия, обусловленные обстоятельствами жизни. Чем более затратным в психологическом плане является социальное перемещение личности, тем более востребованными становятся акмеологические ресурсы психологического здоровья, развивающиеся по мере усложнения стоящих перед личностью проблем. Дефицит акмеологических ресурсов психологического здоровья в связи со стремлением к социальной мобильности приводит к развитию тревожности, ревности, раздражительности, депрессии, а также социальной дезадаптации и деструктивным реакциям в социальном взаимодействии. Достаточные акмеологические ресурсы психологического здоровья обеспечивают устойчивость взаимодействия личности и окружающей среды, что наблюдается в положительной психологической симптоматике, включая положительную гамму эмоций, адекватную самооценку, устойчивую мотивацию, нравственную основу поступков, паритетные отноше ния притязаний и возможностей и др.

Акмеологический ресурс психологического здоровья бывает востребован в системе межличностных отношений. Взаимодействие с деловыми партнерами, руководителями и подчиненными, личными друзьями, членами семьи, случайными попутчиками, обслуживающим персоналом требует в разных случаях значительных энергетических затрат и стать испытанием устойчивости ценностно-смысловой направленности личности, ее морально-волевых принципов, эмоциональной регуляции и других проявлений психологического здоровья, искажение которых может свидетельствовать о развивающейся патологической тенденции развития личности. Одним из патологических проявлений, свидетельствующих о возможном нарушении психологического здоровья личности в межличностных отношениях, является снижение «социальной смелости», повышение «социальной сензитивности» и нарастание «социальных сомнений». Снижение социальной смелости означает постепенный отказ личности от сложных проектов, трудных задач и рискованных целей. Повышение социальной сензитивности проявляется как рост тревожности в

связи с возможными осложнениями межличностных отношений, нежеланием обидеть другого, болезненной реакцией на действия противоположной стороны в общении. Рост социальных сомнений наблюдается как повышенная склонность к повторному обдумыванию и навязчивому переосмыслению своих отношений с другими, постоянная переоценка своих жизненных ценностей и поступков, неуверенность в принятии решений для себя и за других. Появление подобной психологической симптоматики свидетельствует об истощении акмеологических ресурсов психологического здоровья в сфере межличностного общения.

Aкмеологический ресурс психологического здоровья личности нередко актуализируется в динамически существующем окружающем мире, который требует своевременных и даже срочных реакций, создает угрозы и риски в виде природных аномалий и катастроф, меняет приоритеты деятельности, перестраивает картину будущего и перечеркивает прошлое, вызывает эмоциональный дискомфорт и стресс. Подобные напряжения испытывают адаптационные возможности личности, ее устойчивость к вызовам природной среды, способность оставаться на «функциональном уровне» в сложных обстоятельствах. Это позволяет утверждать, что адаптационные возможности личности можно рассматривать как форму акмеологического ресурса психологического здоровья личности, причем успешная личностная адаптация служит и критерием, и показателем этого феномена. Поскольку окружающий мир находится в постоянной динамике, обращение к акмеологическим ресурсам (потенциалу развития) психологического здоровья можно представить как последовательность флуктуаций его показателей, включая статус адаптации индивида к окружающей социальной и материальной среде. Hаблюдаемые флуктуации позволяет сделать вывод об индивидуальных акмеологических резервах психологического здоровья личности, которые допускают значительные отклонения от средних показателей как в одну, так и другую сторону.

Обращение к акмеологическим резервам психологического здоровья личности раскрывает не только индивидуальную картину его флуктуаций, но и отражает субъективное акме личности (В.^Марков). Как путь к вершине психологического здоровья, так и само идеальное представление о нем носит субъективно-индивидуальный характер. Более того, «сила притяжения» акме для личности определяется личностной значимостью «восхождения» на вершину и от этого зависит мера усилий, прилагаемых личностью в стремлении к укреплению собственного психологического здоровья. Поэтому акме-результаты достижения личностью психологического здоровья отличаются своей относительностью, а их абсолютные величины поддаются скорее качественной оценке, чем количественному измерению. Это в полной мере относится к акмеологическому резерву психологического здоровья как особому «запасу личностной прочности» в осложненных жизненных обстоятельствах, когда личность не «ломается», и не «соскальзывает с натянутого каната», а продолжает свое устойчивое функционирование и поступательное движение к цели. Важным психологическим обстоятельством также является то, что акмеологический ресурс психологического здоровья личности представляет собой системное образование и это значит, что его индивидуальносубъективное варьирование есть всякий раз новое сочетание составляющих элементов и выстраивание заново возникающей иерархии ресурсных компонентов - ценностно-смысловых, нравственно-волевых, мотивационно - деятельностных, чувственно-эмоциональных и субъектно-регулирующих.

Таким образом, акмеологический ресурс психологического здоровья молодежи представляют собой резервы личности, позволяющие ей успешно функционировать в осложненных условиях, сохраняя свой социально-личностный статус, реализуя собственный личностный потенциал, регулируя и самоограничивая свои нужды и потребности, гармонично взаимодействия и автономно существуя в социуме, адаптируясь к своему окружению и интегрируясь с ним, утверждая собственные идеалы при помощи конструктивных стратегий утверждения личностно и социально значимых ценностей в системе значимых отношений, сферах деятельности и катаклизмах материального мира на пути к индивидуально-субъективному акме своего психологического статуса.

Литература

1. Aнаньев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М., 1996. - С.327-328.

2. Aнцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования //

Психологический журнал. № 5, 1992. - С.12-25.

3. Артемьева Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности. //Психология формирования и развития личности. Под ред. Л.И.Анцыферовой. - М., 1981.

- М.: Наука, 1981. С. 67-87.

4. Асеев В.Г. Мотивационные особенности личностного потенциала госслужащих. // Научные доклады 99. - М., 1999. - С.155-164.

5. Баркрофт Д. Основные черты архитектуры физиологических функций /Д. Баркрофт, пер. с англ. - М, 1937.

6. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М., 1989. - 319 с.

7. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований: Монография. - М., 1999. - 392с.

8. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 752 с.

9. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. -М.:Смысл, 2009. - 319 с.

10. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа

самодетерминации//Учебные записки кафедры общей психологии МГУ им.М.В. Ломоносова. Вып.1/Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М. Смысл, 2002. - С.56-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и

прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. N 1.

С. 16 - 24.

12. Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка -М.:РАГС, 2001. - 265 с.

13. Марков В.Н. Масштаб личности и ее адаптация // Мир психологии, 2007, № 3. - с. 100-108.

14. Психология здоровья. / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб., 2003. - С.607.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.