Научная статья на тему 'Акмеологическая направленность личности педагога'

Акмеологическая направленность личности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
732
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая направленность личности педагога»

Дальнейшие исследования покажут, как повлияет выбранный комплекс педагогических технологий на эффективность образовательного процесса в школе. Выбранные комплексы помогут учителю быть координатором учебного процесса, а не просто главным источником информации, быть менеджером процесса управления учебным процессом.

С. В. Родионова

Акмеологическая направленность личности педагога

Акмеология - это направление социальных наук, интегрирующее знания о человеке и его развитии, изучающее закономерности достижения растущим и взрослым человеком «акме» (вершин) в различных видах жизнедеятельности, в том числе в образовании, самообразовании и в профессиональной деятельности. Одна из фундаментальных проблем акмеологии - развитие способностей человека и их влияние на продуктивную деятельность во всех сферах жизнедеятельности.

Одно из направлений - акмеология профессиональной деятельности, изучает профессионализм как ведущий феномен. В соответствии с важнейшим методологическим принципом единства личности и деятельности профессионализм понимается не просто как высший уровень знаний и результаты человека в данной области деятельности, а как определенная система организации сознания, психики человека, становление которой осуществляется в процессе личностно-профессионального развития в период профессиональной подготовки и, далее, в профессиональной деятельности.

Личностно-профессиональное развитие - это процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях, ориентированный на высокий уровень профессиональных достижений и осуществляемый с помощью обучения и саморазвития. В процессе личностнопрофессионального развития происходят следующие прогрессивные изменения: изменение направленности личности (расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли мотивов достижения, возрастание потребности в саморазвитии); увеличение опыта и повышение компетентности (увеличение и расширение знаний, совершенствование и расширение умений и навыков, освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач); развитие сложных частных способностей; профессионально важных психологических качеств, определяемых спецификой про-

326

фессиональной деятельности; личностно-деловых качеств; акмео-логических инвариант профессионализма.

Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин характеризуют акмеологию с позиций педагогики: «предмет акмеологии - творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации». Цель акмеологии формулируется как совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития. Следовательно, об акмеологическом характере образовательного процесса свидетельствуют происходящие прогрессивные изменения в содержании и уровне направленности личности (мотивационная, эмоционально-ценностная, волевая сферы), а также в уровне их теоретико-методологической и практической профессиональной подготовки (когнитивнооперациональная сфера). Анализ состояния и перспектив развития нашего общества показывает, что становление демократических и одновременно рыночных отношений во всех сферах нашей жизни требует от членов общества активизации их интеллектуального, духовного и профессионального потенциала, так как только в этом случае можно обеспечить не только выживаемость и жизнеспособность, но и конкурентоспособность нашей экономики на мировом рынке. В контексте концепции «Наша новая школа» крайне актуальной стала проблема формирования не просто активной и творческой личности, а человека, настроенного на достижение высших профессиональных и социальных вершин. На эти задачи направлен акмео-логический подход в педагогике (В.Н. Максимова).

Акмеологический подход в современной системе образования состоит в том, чтобы обеспечить усиление профессиональной мотивации, стимулирование творческого потенциала, выявление и плодотворное использование личностных ресурсов педагогов и учащихся для достижения ими успеха в профессиональной и образовательной деятельности. Профессионализм педагога вне практической деятельности не может полноценно развиваться, поэтому в вузе возможно только подготовить педагога к эффективному практическому освоению профессиональной деятельности, вооружить его необходимыми знаниями, умениями и навыками, опытом, сформировать соответствующую направленность личности на педагогическую профессию.

Формирование акмеологической направленности личности - основная задача реализации акмеологического подхода в профессионально-педагогическом образовании, поскольку именно направленность является стержневым личностным свойством. Так, по мнению Э.Ф. Зеера, важнейшим («системообразующим») факто-

327

ром личности профессионала является ее направленность, которая включает в себя следующие компоненты: мотивы, ценностные ориентации, профессиональную позицию, профессиональное самоопределение. При этом на разных этапах становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности.

Определяя содержание акмеологической направленности личности педагога, будем помнить о ведущей функции данного качества - детерминировании и актуализации творческой активности человека, «нацеливании» ее на самосовершенствование, самореализацию личности, на достижение вершин в любой деятельности. Специфическое, профессионально-педагогическое содержание акмеологической направленности личности составит ориентация учителей на реализацию в своей профессиональной деятельности акмеологиче-ской концепции образования и, поскольку речь идет о формировании акмеологической направленности личности - на освоение теории и методологии акмеологизированного образования.

Ценностно-смысловая сфера профессионала, возможность соотносить свою деятельность с жизненными смыслами является той силой, которая либо способствует актуализации творческого потенциала, либо препятствует этому, разрушая вместе с этим и личность профессионала.

Акмеологический «багаж» педагога определяет целенаправленность отбора новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия. «Вечными» ориентирами педагогической деятельности являются гуманистические параметры.

Стремление к достижению профессионального успеха можно рассматривать и как наиболее «акмеологически ориентированный», специфический компонент акмеологической направленности личности, и как результирующую трех других компонентов. В акмеологической интерпретации стремление к профессиональному успеху связано не столько с карьерным ростом, повышением социальнопрофессионального статуса, сколько с повышением уровня профессионализма субъекта деятельности, с его стремлением к творческой самореализации в профессии. Достижение успеха соотносится в этом случае с высоким качеством осуществления профессиональной деятельности и проявлением максимума своих возможностей и способностей.

К общим акмеологическим инвариантам профессионализма относятся, в числе прочих, «креативность, проявляющаяся не только в высоком творческом потенциале, но и в специальных умениях нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи». Потенциал и творческая готовность к профессиональной деятельно-

328

сти, самореализация творческих потенциалов и развитие творческой готовности - это важнейшие акмеологические категории; потребность в творческой активности является существенной потребностью человека, а профессиональное творчество - связующее звено между смысложизненными ориентациями человека и его акме, поскольку оно помогает человеку самореализовываться, продвигаться к вершине своих потенциальных возможностей.

Важно отметить, что формирование акмеологической направленности личности предполагает не столько достижение конечного, пусть и высокого, результата развития специалиста, а развитие такого уровня его самосознания, при котором непрерывное творческое самосовершенствование станет для человека естественным состоянием. Достижение же высокого уровня самосознания, стимулирующего творческую активность и опосредующего формирование профессиональных мотивов и ценностей специалиста, невозможно без знания и владения рефлексивными процессами.

К рефлексивным умениям педагога относят: способность к осмыслению, анализу и, далее, ориентации своей деятельности, а также деятельности других субъектов педагогического процесса, к осмыслению, анализу и коррекции собственных чувств, отношений; оценку, контроль и критический анализ деятельности или ситуации; умения определять цель, стратегию деятельности, выявлять условия эффективности учебно-воспитательного процесса. Рефлексивные умения выступают основным механизмом развития личности специалиста, совершенствования его профессионального мышления и профессионально-педагогической деятельности в целом.

Подтверждением этого является «Концепция модернизации российского образования», в которой социальные требования к системе профессионального образования сформулированы следующим образом: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Все эти обстоятельства поставили перед педагогическим сообществом необходимость смены образовательной парадигмы - «образование на всю жизнь»; на парадигму - «образование через всю жизнь». В свою очередь реализация этой новой парадигмы требует полномасштабного внедрения в педагогическую практику концепции непрерывности профессионального развития, предусматривающей три основных вектора движения личности в образовательном пространстве:

329

• «вектор движения вперед», при котором, оставаясь формально на одном и том же профессиональном уровне, человек совершенствует свою профессиональную квалификацию, профессиональное мастерство;

• «вектор движения вверх», когда специалист поднимается по ступеням и уровням профессионального образования;

• «вектор движения по горизонтали», при котором непрерывность образования дает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, т. е. образовательного маневра на различных этапах жизненного пути за счет смены основной специальности и коррекции первоначального профессионального выбора.

Эффективная реализация полного спектра векторов для движения человека в личностно ориентированном образовательном пространстве требует создания целостной системы непрерывного образования, предусматривающей интеграцию образовательных систем разных уровней. При этом центральный аспект, определяющий сущность самого процесса образования на разных его ступенях в таких системах, должен быть обозначен прежде как «личность в системе непрерывного образования».

Под акмеологической направленностью подготовки специалиста следует понимать всестороннее индивидуализированное творческое развитие личности и формирование у нее нацеленности на достижение высшего профессионального и социального успеха. А это означает по своей сути признание необходимости формирования акмеологически ориентированной личности специалиста как новой педагогической парадигмы.

В свою очередь реализация этой парадигмы требует прежде всего решения вопроса об «акмеологической вооруженности» подготавливаемого специалиста, т. е. выбора соответствующей задачи технологии обучения.

Обобщенными показателями эффективности внедрения акмео-логического подхода в профессионально-педагогическое образование станет творческий и самостоятельный характер учебной и учебно-практической деятельности педагогов и акмеологическая ориентация их педагогической деятельности. При этом сформированная акмеологическая направленность личности педагогов обеспечит их психологическую готовность к осуществлению акмеологического воспитания школьников, а практическая готовность обеспечивается отбором соответствующего содержания образования.

330

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.