Научная статья на тему 'Акмеологическая направленность как фактор саморазвития специалиста'

Акмеологическая направленность как фактор саморазвития специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рева Галина Вячеславовна

В статье затрагиваются проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов, формирования у них установки на творческое саморазвитие, достижение вершин профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая направленность как фактор саморазвития специалиста»

УДК 159.923.2 ББК 88.40 Р 32

Рева Галина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкальных инструментов института искусств Адыгейского государственного университета, тел.: (8772) 563693.

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР САМОРАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛИСТА

(рецензирована)

В статье затрагиваются проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов, формирования у них установки на творческое саморазвитие, достижение вершин профессионализма.

Ключевые слова: творческое саморазвитие, акмеологическая направленность, стратегия жизненного пути, рефлексия.

Reva Galina Vijacheclavovna, Cand. of Pedagogics, senior lecturer of the chair of musical instruments of the Institute of Arts, Adyghe State University, phone: 88772 56-36-93.

ACMEOLOGICAL TREND AS A FACTOR OF SELF- DEVELOPMENT OF A

FUTURE SPECIALIST

The article addresses the problem of training of future professionals, and the formation of trends of creative self-development and achievement of vertices professionalism.

Keywords: creative self-development, acmeological focus, life strategy, reflection.

Профессиональная деятельность занимает одно из главных мест в жизнедеятельности человека, являясь средством его социального и профессионального развития. Закончив вуз, молодой специалист должен осознавать, что на этом его профессиональном развитие не заканчивается, а, возможно, только начинается. Ориентация личности на саморазвитие, достижение вершин профессионализма должна быть заложена в процессе обучения в вузе.

Исходя из современных требований, перед специалистами встает большой круг задач, с которыми они могут справиться лишь в результате эффективного задействования всех личностных усилий и резервов. Обеспечение конкурентоспособности на рынке труда возможно при условии неустанного саморазвития специалистов. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как неотъемлемый компонент их подготовки и переподготовки.

Профессиональное самосовершенствование специалистов — это сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.

В предметном поле акмеологии центральной фигурой является зрелая личность. По мнению А.А. Бодалева, состояние зрелости не появляется у человека неожиданно, это состояние определяет вся предшествующая жизнь. И от нее зависит, с каким запасом физических сил и интеллектуальной состоятельности пойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности, какие составляющие его профессиональной компетентности будут характеризовать его как субъекта деятельности.

Поэтому, уже в юношеском возрасте перед подростком должна ставиться задача выстраивания стратегии его собственной жизни. При выборе профессии он должен иметь навыки самоанализа и руководствоваться наличием личностных качеств, необходимых в избранной профессиональной деятельности. А вуз должен не только вооружить будущего специалиста необходимыми знаниями, но и помочь сориентироваться в будущей профессии, развить профессионально значимые качества личности, без которых невозможно достижение вершин профессионализма. Решение этой задачи возможно при формировании акмеологической направленности личности.

Акмеологическую направленность личности мы определяем как мотивационный процесс психической активности, направленный на достижение личностно значимых результатов в профессиональной сфере, приобретение устойчивой потребности в личностном росте, развитие профессионально значимых качеств личности, реализацию творческого потенциала.

Содержание акмеологической направленности личности определяется степенью выраженности потребности личности в профессиональной деятельности, профессиональными притязаниями, ценностными ориентациями, профессиональной самооценкой.

В качестве основных компонентов, представляющих акмеологическую направленность нами выделены целелолагание, рефлексия, профессиональное творчество, поскольку интеграция этих компонентов образует новое качественное состояние личности.

Таким образом, формируя акмеологическую направленность личности будущих учителей перед педагогом стоит задача научить студентов грамотно выстраивать стратегии как собственной жизни, так и учебно-воспитательного процесса, определять ближние и дальние цели и рациональные способы их достижения. Главная задача педагога состоит в том, чтобы обучение стало целью деятельности самого студента. Однако эта цель не может возникнуть у него автоматически, цель должна быть выращена и осознана самим студентом с помощью педагога.

Рефлексивное отношение человека к собственной деятельности является одним из важнейших условий все более глубокого ее осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования. Именно рефлексия обеспечивает выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней (С.Л. Рубинштейн).

В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров, рассматривая проблемы педагогического творчества, утверждают, что творческое самопроявление рано или поздно произойдет, если учитель овладеет логикой педагогического процесса или самопознания, подчеркивая тем самым неотделимость творчества от самопознания - процесса самонаблюдения, самоанализа, саморефлексии.

При формировании акмеологической направленности предполагается вывести личность на такой уровень самосознания, где непрерывное творческое самосовершенствование будет естественным состоянием будущего специалиста. Выход на определенный уровень самосознания невозможен без знания и владения рефлексными процессами.

Проявление творчества в деятельности учителя весьма многогранно. Это и педагогическое творчество, которое заключается в неординарном подходе к постановке и решению педагогических задач; и организаторское творчество, которое проявляется в организации урока, в организации собственной подготовки к занятиям, организации каждого ученика на уроке, а так же в проведении внеклассных мероприятий; мыслительное творчество и т.д.

По мнению большинства ученых, занимающихся проблемами творчества, высокий уровень реализации творческого потенциала будет способствовать профессиональному успеху, который, в свою очередь, побуждает личность к дальнейшему самосовершенствованию.

Процесс формирования выделенных компонентов достаточно длительный и трудоемкий. Его невозможно осуществить в рамках одной дисциплины или усилиями одного педагога. Для этого необходимо построение целостного процесса при интегрированном взаимодействии дисциплин психолого-педагогического и специального циклов.

Интегративная организация педагогического процесса осуществляется по таким направлениям: цели (согласование целей процесса формирования акмеологической направленности личности с целями и задачами конкретных учебных предметов); содержание (координация интегративного взаимодействия содержание учебных предметов; обеспечение вклада учебных предметов в общий процесс формирования акмеологической направленности личности).

Процесс формирования акмеологической направленности личности будущих учителей протекает более успешно при актуализации акмеологических механизмов. Акмеологические механизмы - основные причины, имеющие характер движущих сил, обусловливающие достижение высокого уровня профессионализма.

В качестве основных - мы выделяем: профессиональную компетентность, осознание ценности профессиональной деятельности, стремление к самоутверждению, притязания, субъектность позиции, профессиональное честолюбие, профессиональный долг и ответственность, гармоничная «Я-концепция».

Знание акмеологических механизмов, их актуализация в соответствии с индивидуальными психическими особенностями студентов, способствует процессу самопознания, активизирующими учебную деятельность.

Конечно, в рамках одной статьи невозможно осветить все аспекты многообразного и сложного процесса подготовки специалиста к послевузовскому саморазвитию, самосовершенствованию. Но мы попытались определить основные пути и факторы, способствующие движению будущего специалиста к своему «акме».

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991.

2. Богданов Е.Н. Введение в акмеологию / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин.- Калуга, 2003.

3. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во РАУ, 1993.

4. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров.- М.: Педагогика, 1990.

5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: о месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / С.Л. Рубинштейн.- М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.